Лошадь с туловищем человека название. Кентавры — полулюди-полукони из легенд Древней Греции

Относящееся к представителям результата смешения двух разных сущностей: человека и коня. От первого ему досталась голова и торс с человеческими руками, а от второго - крепкое тело скакуна с мускулистыми конечностями, копытами и конским хвостом. Черты лица отличаются животной грубостью. Нередко образ завершается густой бородой и лошадиными ушами. Традиционно они принадлежали к гнедой масти, поэтому нижняя часть не очень контрастировала по цвету с загорелым человеческим торсом. Первоначально кентавры имели принадлежность к мужским особям. На одних из самых древних изображениях у этих существ одновременно представлены два типа гениталий: и коня и человека.

Подобно искусным диким охотникам кентавры часто имели на вооружении бревно, лук, копье или просто увесистый камень. По нраву эти гибриды буйные, своевольные и необузданные, любящие свободу. Именно поэтому основным местом обитания для них становились не покоренные людьми горные просторы либо глубокие лесные чащи.

В военном искусстве кентавры значительно превосходили обычных людей. Они обладали мощной силой, очень быстро передвигались, владели отточенными до вершин мастерства навыками метания копья. Их движения в бою ничто не сковывало: никакой одежды, а тем более доспехов они не носили. Иногда лишь накидывали плащ, дабы более пристойно выглядеть. Для защиты от противника использовали щит. Некоторые греческие воины не раз обращались за уроками ведения боя к центаврам или мерялись с ними силами, чтоб оценить свои собственные умения.

Отношение центавров, как они величаются на латинизированный манер, к существам разумным было совсем неоднозначно. Некоторые были настроены настолько враждебно, что люди всячески старались избегать встречи с ними. Особенно буйными и неуправляемыми они становились в хмельном угаре. Другие могли предлагать свою помощь человечеству. Но чаще всего это касалось исключительно молодых и красивых девиц. Только вот в большинстве случаев женщин этих больше никто и никогда не видел.

Одна легенда повествует об одном неразумном купце. Кентавр встретил его раненного на дороге и, проявив сострадание, предложил свою помощь. Глупец же вместо благодарности задумал набросить на свободолюбивое создание седло. Разозлившись на обидчика, кентавр, не раздумывая, убил купца.

Как появились кентавры

Есть несколько версий возникновения первых кентавров. Мифология предполагает наличие божественных корней в происхождении этих созданий. В древние времена на севере Фессалии обитало племя под названием лапифы. Правил ими царь Иксион, который был кровным сыном бога войны, именуемого Аресом. Иксион имел дерзость влюбиться в саму богиню Геру. И для того чтобы уладить намечающийся конфликт, Зевс сотворил из легкого облака точную копию Геры, которую нарек Нефела. От этого союза Иксиона и богини Нефелы появилось первое странное создание с четырьмя копытами, но с головой человека. Необычное потомство было сослано на гору Пелион, где его воспитанием занялись .

Повзрослев, получеловек - полуконь вступил в близкие отношения с племенными кобылицами, обитавшими в этой местности. Приплодом стали такие же кентавры, но уже обоих полов, что дало возможность дальнейшего воспроизведения традиционным естественным путем. Кроме того, в спутниц жизни кентавры стали выбирать себе не только четвероногих подруг, но и обычных представительниц прекрасной части человечества либо нимф. Страсти и огня у этих полуживотных хватало с излишком сразу на нескольких жен.

Впоследствии кентавры не раз вступали в бои с лапифами, намереваясь присвоить себе местных женщин. После победы над ними Геракла, оставшиеся особи разошлись по всей территории Греции.

Древние народы повествуют и о более практичном подходе к происхождению мифов про легендарных кентавров. Речь идет о тех далеких временах, когда жители Древней Греции использовали коней для езды, только запрягая их в колесницы. Это было, прежде всего, престижно и показывало соответствующий уровень достатка. Но, главное, в бою такой способ передвижения был намного эффективнее и безопаснее для воинов. А вот дикие кочевые племена уже хорошо освоили навыки езды верхом на лошадях. И когда такие всадники близко подходили к границам древней Эллады, местным жителям по незнанию казалось, что они представляют собой единство человека с конем.

Кентавр Хирон

Несмотря на некоторое божественное происхождение кентавров, они подобно простым людям и животным являлись смертными. Лишь некоторые были наделены вечной жизнью. Одним из таких представителей стал знаменитый Хирон. Это был исключительно мудрый кентавр, который помимо владения военным мастерством хорошо разбирался в вопросах врачевания, был знатоком музыки. В отличие от своих собратьев он обладал добрым открытым сердцем. Печально описывается его конец. Геракл случайно нанес ему ранение стрелой, наконечник которой был отравлен смертельным ядом от лернейской гидры. Боль от раны причиняла Хирону истинно нечеловеческие страдания. Вечная жизнь в мучениях предвиделась ему просто невыносимой. Он добровольно отказался от своего бессмертия, за что Зевс освободил Прометея, а Хирона увековечил на небосводе в виде созвездия Центавр.

Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касси-тов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади — «осле с запада» или «горном осле» — мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э. Однако прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века. Очень вероятно, что кочевники-касситы внесли свою лепту в распространение лошади и колесниц. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади.

Итак, существо, известное как кентавр, появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э. и служило духом-хранителем, главным оружием которого были лук и стрелы. Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями.

Согласно «Пифиане» Пиндара (ок. 518-442 или 438 до н.э.), кентавры считались потомками - прямыми или через их общего предка Кентавра — фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (по другой интерпретации, потомками Иксиона и титаниды облаков Нефелы, др.-греч. «туча», «облако») «И зажег Иксион огнем титана властное сердце богини Геры. Не укрылся тот огонь от миродержца, покарать решил он Иксиона. И, по коварному умыслу Кронида, призрак облачный в образе Геры спустился с неба к Иксиону остудить жар огня в вожде лапитов. И не призрак это был обманный, а богиня облаков Нефела: обманула Нефела лукавца Зевса. И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он — конь, и людина, и дерево — кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен.» Я.Э.Голосовкер «Сказания о Титанах»

По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (39-65 гг. н.э.), Нефела родила кентавров в Пелефронийской пещере. По другому мифу, они были детьми Кентавра - сына Аполлона и океаниды (дочери Океана и Тефиды) или дочери речного бога Пенея и нимфы Креузы, Стилбы. По еще одной легенде, кентавры были сыновьями самого Аполлона. Диодор Сицилийский (прим. 90 — 30 гг. до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентаврыили гиппокентавры. По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр. Исидор Севильский (ок. 560 - 636 гг.). в «Этимологии» писал«Гиппокентавры имеют смешанную природу - человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова. Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа.»

Плиний (ок. 23-79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору. «Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта» В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр — практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапите. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами. И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства». Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра — Хейрон и Фолос — обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хейрон почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.

Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши — почти всегда лошадиные, а лицо — грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии — с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук — чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

На вазе работы Клития (560 до н. э.) изображены оба вида кентавров: с одной стороны — Хейрон, одетый в хитон и возглавляющий процессию богов в честь новобрачной пары (Пелея и Фетии), дружески приветствует жениха; на обратной стороне — сцена битвы при Лапите. Роспись символизирует двойственность природы кентавров, противопоставляя Хейрона, подчинившегося порядку, который установлен людьми, и других кентавров, которые угрожают этому порядку своим диким нравом.

Эти два типа — не единственные, а лишь наиболее распространенные в Греции. Кроме них изображались крылатые кентавры, указывающие на то, что кассит-ская традиция не умерла окончательно. Несколько кипрских терракотовых фигур VII века до н. э. можно с полным основанием назвать «кентавроидами». В отличие от Минотавра с туловищем человека и головой буйвола у этих существ имеются человеческие головы (иногда — с рогами) и тела буйволов, что, вероятно, связано с культом бога плодородия — быка.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других. Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия -битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя. «В «Одиссее» Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя,напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.) в «Метаморфозах».

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях. Кентавриды - кентавры женского пола

Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются какнимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара). Разновидности кентавров. Кентавроиды

Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык),керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр(создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Большое количество разнообразных существ — химер, близких к описанным выше кентавроидам, наблюдалось мной в таиландском храме Ват По в Бангкоке. Полкан и Китоврас

К кентаврам также относились славянские полубоги Полкан и Китоврас (демон Асмодей у евреев) и их сородичи (вероятно Полкан и Китоврас были одним и тем же существом). Полкан был необычайно сильным и прытким. Он имел до пояса тело и сложение человека, а ниже пояса представлял собой коня. Когда древние славяне воевали, Полкан и его сородичи старались выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что их слава пережила века. Китоврас имел такой же облик, что и Полкан, и славился своим умом. Изловленный царем Соломоном, он удивлял его своей мудростью

Не меньшую загадку, чем сам образ кентавра, представляет его имя. Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику «волосатые люди-звери». Хотя изображения лошадей с человеческими головами встречаются начиная уже с VIII века до н. э., нет никаких оснований полагать, что во времена Гомера представление о «полузвериных» существах было настолько распространенным, что не нуждалось в комментариях. Современный английский писатель Роберт Грейвс, много обращавшийся в своем творчестве к эпохе античности, считал, что кентаврами Гомер именует представителей воинственного племени, которые поклонялись лошади. Под предводительством своего царя Хейрона кентавры выступили против своих врагов лапитов совместно с ахейцами.

Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского «центурия» — «сотня» или греческих «центрон» — «козел», «кентео» — «охотиться, преследовать» и «таврос» — «бык».

Первым древнегреческим поэтом, упомянувшим о лошадиной природе кентавров, был Пиндар (ок. 518- 442 или 438 до н. э.). В «Пифиане» он говорит о возникновении кентавров. Лапит по имени Иксион влюбляется в Геру, и Зевс в отместку посылает к нему облако, напоминающее по виду богиню, Иксион совокупляется с облаком, и оно рождает ему ребенка: «Мать эта принесла ему чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром. От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю — от отца». С другой стороны, согласно Пиндару, происхождение Хейрона было совершенно иным. Он — «сын Филира, потомка Крона, который некогда правил огромным царством и был сыном Небес». Хейрон женился на девушке по имени Харико, и у них родились вполне человеческого вида дочери. Он, видимо, был единственным «домашним» кентавром. Именно Хейрон являлся воспитателем Ахилла и Геркулеса.

История другого кентавра — Нессоса — дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н. э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Дейанейра садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует Дейанейре собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь. Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры, являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома.

Циллар — юный, белокурый кентавр, Гилонома — его возлюбленная, девушка-кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра, его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра.

Древнейший из дошедших до нас гороскопов был составлен около 410 года до н. э. в Вавилоне. Не вызывает сомнений то, что зодиакальный Стрелец (Кентавр), так же как Скорпион и Козерог («антилопа подземного океана» Эя), — образы, навеянные касситскими пограничными монументами. Наряду с созвездием Кентавра-Стрельца существует и Южный Кентавр. Под именем зодиакального Козерога кентавр перешел и в искусство исламского мира.

Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека-осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.

На байонском гобелене, запечатлевшем сцены нормандского завоевания Англии (XI век н. э.) в эпизоде, изображающем Гарольда на пути к Вильгельму Завоевателю, присутствуют пять длинноволосых одетых кентавров, двое из них — крылатые. А в эпизоде «Гарольд спасает двоих солдат» изображен кентавроид с львиными лапами. Каменное изваяние еще одного леонтокентавра можно увидеть в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

В «Божественной комедии» Данте встречаем Хейрона, Нессоса и Фолоса в седьмом круге ада, где они сбрасывают в реку из кипящей крови души «насильников». Данте удается в небольшом отрывке перечислить большинство мифологических черт кентавров. Когда Хейрон замечает Данте и Вергилия, он достает стрелу из колчана, висящего у его бедер, и расправляет бороду, чтобы она не мешала ему разговаривать. Хейрон не лишен интеллекта: он видит, что нога «того, кто позади, передвигает то, чего касается», и понимает, что Данте жив. Нессос вспоминает свое прижизненное ремесло и перевозит Данте и Вергилия через кровавую реку Флегетон. Кентавры седьмого круга — «хранители и распорядители вечной справедливости».

Единственное, что упустил Данте в описании «быстроногих зверей», — не указал их лошадиную природу. Образованный итальянец, вне всякого сомнения, не только читал Овидия, но и видел бронзовых римских кентавров, полагая, что его читатели не хуже знакомы с ними. Однако иллюстраторы комедии, похоже, имели на этот счет значительный пробел. Один из них изобразил кентавра с человеческой головой, растущей прямо из груди лошади, разумеется, без рук и торса. Стоя перед задачей изобразить кентавров-лучников, художник совершенно растерялся и нарисовал их просто как обнаженных мужчин.

В «Истории Трои» Лефевра кентавр по непонятной причине становится союзником троянцев. Кентавр «с гривой, как у лошади, глазами красными, как угли, метко стрелял из своего лука; зверь этот вселял ужас в греков и многих из них поразил своими стрелами». Видимо, именно эта история была известна Шекспиру. В «Троиле и Крессиде» герой Троянской войны Менелай говорит: «Ужасный кентавр вселил страх в наших воинов». В кентавре Шекспира возрождается греческий образ этого существа — угроза общественному порядку. В XIX веке образ кентавра привлек к себе еще больший интерес в литературе и искусстве. Гете сделал Хейрона одной из центральных фигур в описании Вальпургиевой ночи в «Фаусте». Здесь Хейрон снова становится мудрым и добрым существом. Именно он отвозит Фауста на встречу с Еленой. Для Гете Хейрон — олицетворение мужской красоты — «он получеловек и безупречен в беге».

Кентавра изображали на своих полотнах и в оккультурах Боттичелли, Пизанелло, Микеланджело, Рубенс, Беклинг, Роден, Пикассо и многие другие. Ему посвящено множество литературных произведений и научных трудов. В XIX веке кентавр также не остался забытым.

КЕНТАВР: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ

Кентавр - необычное, парадоксальное существо, недоразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас мы можем утверждать это с абсолютной точностью.В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого в природе нет и не было никогда.

Однако было бы странно, если бы абсолютно вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто изображалось скульпторами и живописцами. Ведь широко известно, что прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же названием, а на острове Комодо сохранилась вараны воистину драконских размеров.

Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательсва своей правоты. Археологические раскопки близ Эль-Аюма (Сахара Западная) рассеяли все тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились. Проффесор Калифорнийского института естествознания Дж.Р.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова восстановил внешний вид кентавра.

Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы. Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя (человекоподобная) часть была заполнена органами дыхания. Мощные легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми, кроме того, очевидно, кентавры были весьма громкогласны, а следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное сердце. За сердцем - объемный желудок и длинный кишечник, что указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры были единственными млекопитающими с двойным дыханием.

Классифицировать кентавра оказалось чрезвычайно сложно. Скорее всего, это особый класс шестиногих позвоночных типа хордовых тупиковая ветвь. Доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в лесах, передвигались на всех шести конечностях и были куда более медлительными. Выглядели протокентавры (Protocentaurus vulgaris) иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть совсем не напоминала человеческую. Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, с изменением климата протокентавры сделались степными животными, что потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом передняя часть тела оторвалась от земли и облегчилась, а задняя наоборот, сделалась более массивной, средние и задние конечности заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции задняя часть тела все более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же часть, облегчившись и став вертикальной, высвободилась для полезного труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие руки. Таким образом, с полной уверенностью можно заявить, что труд сделал из протокентавра - кентавра настоящего (Centaurus centaurus).

Остается загадкой, были ли кентавры разумными. Мифология говорит "Да" (см. мифы о Язоне, о Лапифе и т.д.), но наука не обладает достоверными данными на этот счет. К сожалению загадка это неразрешима, так как все кентавры уже вымерли. Можно предположить, что повинны в этом люди. Многие литературные источники - например, миф о Лапифе - повествуют о вражде людей и кентавров. Очевидно, громоздкие и неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и мобильными людьми. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей эры кентавры были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы кентавров могли просуществовать до первых веков нашей эры. Последнее упоминание о встрече с кентаврами можно найти в трактате Капалья "Мои путешествия на далекие берега".

Образ кентавра пришел в современный мир из древнегреческих мифов. Необычное сверхъестественное существо поражало своей дикостью и буйным нравом. Обитали эти герои мифов в дремучих непроходимых лесах и высоких горах. Из-за своей воинственности кентавры символизируют животную сторону человека.

Кентавр - кто это?

Несдержанность и небывалая жестокость - вот главное отличие кентавра, будучи огромным по размерам, это существо являлось воплощением мощи и могучей силы. Кентавр – это большое мифическое, сказочное создание получеловек-полулошадь. Живя стадом, они постоянно сражались с теми, кто жил по соседству, отрицали все проявления цивилизации и . На картинах, кентавров можно увидеть с богами виноделия Дионисом и любви Эросом. Это в очередной раз говорит, об их распущенности в любви и склонности к алкоголю.

Существовали ли кентавры?

Задумываясь, могли ли в реальном мире существовать подобные существа, прийти к единому мнению сложно. Плутарх, философ Древней Греции, как-то описал историю, как пастух передал ему жеребенка, которого только что родила лошадь. Необычным было то, что детеныш был с головой и руками человека. Получается, кентавры существовали, ведь Плутарх - это серьёзный философ, но вместе с этим, он очень он любил пошутить. Так что эта история может быть хорошим розыгрышем для потомков. Были ли кентавры на самом деле? Это вопрос остается загадкой, как и тайна египетских пирамид.


Как выглядит кентавр?

Во многих источниках описание этого необычного создания несколько отличается друг от друга. Кентавр - мифическое существо, которое вмещает в себя в два разных вида одновременно – человека и коня. Сходство с человеком отмечается в голове и теле до пояса, есть у кентавра человеческие руки, от лошади досталась тело, мускулистые сильные конечности, есть копыта и хвост. На лице кентавра написана грубость свойственная лишь животным, у них длинные волосы и густая борода, виднеются уши, как у коня.

Контрастного перехода между туловищем человека и коня нет, так как кентавры считались лошадьми гнедой масти, а человеческое тело их было загорелым на солнце. Принято считать, что кентавры были только представители мужского пола. А древние изображения показывают, что у них были гениталии как человека, так и жеребца. О кентаврах женского пола практически ничего не известно.

Как появились кентавры?

Мифология рассказывает, что эти необычные создания ведут свою родословную от царя лапифов Иксиона и его любовницы богини Нефелы. В результате этой любви в Пелефронийской пещере появились первые представители этого вида. На горе Пелион их воспитали нимфы, а достигнув зрелости, молодые кентавры вступили в связь в кобылицами. Так кентавр в мифологии начал свою историю.

Виды кентавров

Помимо классического облика существуют и другие вариации этих созданий. Но всегда сохраняются черты человека в совокупности с каким-либо зверем.


Кентавры - создания из греческих мифов, миксантропичные и могучие. Их человеческие голова и торс соединены с телом лошади. Кентавры обитают в горах и лесных чащах, нередко вместе с нимфами и сатирами входят в свиту Диониса.

В статье:

Кентавры и их происхождение

Главная отличительная черта - буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида - доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.

Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня - «кен», то есть «рубить» , и «таурос» - «бык» . Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров - их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.

Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.

Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» - это видоизмененное «гандхарв» . Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты - это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.

Греческая мифология и кентавры

Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры , с которой совокупился царь Фессалии Иксион , сын Ареса, не то Кронос и Филира , не то Аполлон от одной из нимф . Мог породить это племя и Посейдон , первый создатель коней в греческом пантеоне - его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой .

Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра , от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские . Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.

Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени - кентавра Хирона . Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана - Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.

Воспитание Ахиллеса (Кентавр Хирон). Готтлиб Шик

Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками - самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.

Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом . Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием - Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу - он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.

Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.

Несколько иной взгляд на кентавров

Их нередко называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Несмотря на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует архетип кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Храм Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами более привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.

Скульптуры фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н.э.)

В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена - можно сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхом на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает не столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном из столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов один из конкистадоров выпал из седла - и тогда индейцы, уверенные что перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое не иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.

Но у греков были лошади, в отличие от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется версия, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну из граней действительности, какой её видели древние греки.

Самые известные мифы о кентаврах

Наиболее популярной является кентавромахия - миф о битве кентавров и лапифов на свадьбе. Лапифы, желая обрести мир с давними врагами, пригласили племя кентавров на свадьбу Ипподамии (Гипподамии) и Перифоя. Но мира не вышло: захмелевшие гости начали оскорблять невесту, попытались её похитить, а после опрокинули столы и начали драку. Эта сцена вдохновила Рубенса на создание «Похищения Гипподамии». До Рубенса Овидий описал эту сцену в седьмой книге «Метаморфоз». Считается, что лапифы победили и изгнали кентавров из Фессалии. В другой версии мифов кентаврам повезло меньше: Геракл перестрелял всех из лука.

Не обошел этих существ вниманием и Плутарх. «Ужин семи мудрецов» содержит юмористическую историю о коринфском деспоте Периандре, которому принесли новорождённого детеныша кобылы - до пупка детеныш был совсем как человек, а ниже у него было тело лошади. Детеныш издавал плач, как человеческий младенец, и придворные усмотрели в этом зловещий знак. Но когда Периандр обратился к мудрецу Фалесу, тот осмотрел детеныша и со смехом сообщил повелителю, что не одобряет поведение пастухов.

Поэт Лукреций твердил о невозможности существования подобных существ. Он считал доказательством своей теории то, что лошади взрослеют раньше людей, и трехлетний кентавр имел бы тело взрослого коня и тельце лепечущего ребенка. Кроме этого, лошадиная часть умерла бы на полвека раньше человеческой. Греки возражали ему тем, что кентавры могли расти как люди - обеими своими частями. Народ крепко держался за свою веру в мифы и мистических существ.

Главной причиной, по которой кентавры не показываются людям, была их малочисленность после бойни на свадьбе у лапифов. Тогда погибла большая часть племени, а когда оставшиеся в живых принялись искать новое место для проживания, то повстречали . Те их и погубили сладкозвучным пением. Некоторых бог морей Посейдон все же спас, спрятав в Элевсине, в горах.

История самого знаменитого героя греков Геракла плотно связана с кентаврами. Его учил Хирон, Геракл вступил в противоборство с Анкием, Агрием, Ореем и Гиреем. Кентавр Пиленор был ранен Гераклом. Он промывал свою рану в водах реки, отчего те стали отвратительно пахнуть. Фол стал случайной жертвой отравленных стрел Геракла. Алкиона стала объектом домогательств Хомада, также кентавра, и была убита героем.

Жизненный путь Геракла закончился при косвенном участии кентавра. Некий Несс похитил жену Геракла, но тот подстрелил его. Когда Несс умирал, он посоветовал деве собрать его кровь, а когда с течением лет Геракл охладеет к супруге, воспользоваться ею как любовным снадобьем. Все так и произошло: спустя годы герой завел любовницу и отвернулся от жены. Тогда Деянира пропитала ядовитой кровью одежду мужа. Умирал Геракл в страшных мучениях.

Созвездие Стрельца приходится музам сводным братом. Обиталищем его был Геликон, а звали его Кротос. Его родителями были Пан и Евфема. Он имел классический получеловеческий-полулошадиный облик, но вместо лошадиного хвоста был хвост сатира - достался от отца. Стрелял из лука не хуже Хирона - именно Кротосу приписывается изобретение лука и стрел, а также первая удачная охота на дикое зверье с луком. Аплодисменты - тоже его изобретение, ставшее аналогом молитвы к музам. За изобретение аплодисментов Кротос и был вознесен на небосвод, где принял облик Стрельца.

Знаменитых Хирона и Фола изображали особым образом, подчеркивая их отношение к цивилизованным людям. Их передние ноги делали человеческими, а круп - лошадиным. Хирон имел большее отношение к людям - носил одежду, уши его были человеческими. А Фол не носил одежду, уши имел лошадиные.

Несмотря на то, что кентавры - исключительно мужчины, в некоторых легендах все же встречаются женщины, кентавриды. Это не самая распространенная точка зрения в мифах. Они не имеют большого веса в мифологии. Часто их путают с нимфами - они прекрасны телом и душой. Самая известная кентаврида - Гилонома, супруга Циллара. Циллар и Гилонома были приглашены на свадьбу лапифов. Когда началось побоище, Геракл убил супруга Гилономы. Она долго горевала и в конце концов закончила жизнь самоубийством.

Кинокефалы, собакоголовые, песьеголовцы или псоглавцы, по описанию древнегреческих историков и писателей (Гесиода, Геродота, Мегасфена, Плиния Страршего и, в первую очередь, жившего в V в. до н.э. Ктезия), жили в Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии. Симмий Родосский (IV-III вв.до н.э.) писал в "Аполлоне": "И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных " ( ) Кентавры - полулюди-полукони из греческих преданий
Кентаврами в греческой мифологии называются существа с головой и торсом человека и телом лошади. Кентавры имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком. На самых ранних изображениях кентавры были наделены одновременно человеческими и конскими гениталиями. Согласно «Пифиане» Пиндара, кентавры считались потомками – прямыми или через их общего предка Кентавра - фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион ( ) Гарпии - отвратительные крылатые девы из греческих преданий
В древнегреческих мифах гарпии изображены злобными крылатыми существами отвратительного вида с головой, грудью и бедрами женщины и телом птицы с крыльями грифов, длинными острыми крючковатыми когтями и вечно бледными от голода щеками. Изображения гарпий и сходных с ними сирен (они считались двоюродными сестрами) сохранились на надгробных стелах и античных вазах. Благодаря этим изображениям можно судить, как выглядели эти существа (по крайней мере, как видели их древние греки). Гарпии считались одними из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они внезапно налетали и исчезали ( ) Сирены - полудевы-полуптицы с божественным голосом из греческой мифологии
Cирены представлялись в образе крылатых дев, дев с рыбьим хвостом или дев с птичьим телом и когтистыми птичьими лапами. Аполлодор или Псевдо-Аполлодор в «Мифологической библиотеке» писал о трех сиренах: Пейсиное, Аглаофе и Телксиепии. Это были девы чудной красоты с очаровательным голосом, который они унаследовали от своей матери Мельпомены, Терпсихоры или Каллиопы. Одна из сирен играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Звуками своих песен сирены усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Дикий и злобный нрав сирены унаследовали от их отца Форкиса или Ахелоя ( )