Для чего служит индукционная катушка высокого напряжения. Устройство и эксплуатация безынерционной катушки

Конструкция спиннинговой снасти такова, что катушка является обязательным атрибутом. Выбор катушки зависит от методики ловли, а также от мощности спиннинговой снасти. Если при ловле применяется техника микроджига, то вполне, естественно, что для этого подойдет и слабая катушка, а если техника предполагает традиционный джиг или твичинг, то без мощной катушки никак не обойтись.

Можно смело сказать, что инерционные катушки в оснастке – это прошлое. Они не очень удобны, так как продолжают вращаться до тех пор, пока ее не остановишь. Ее можно использовать при редких забросах, например, в донной снасти. Инерционки использовались до тех пор, пока не появились безынерционной и в настоящий момент их используют довольно редко.

Когда появились безынерционные катушки , спиннингистам стало намного проще пользоваться таким видом снасти. Производитель выпускает как легкие модели, рассчитанные на применение более легких приманок, и так и мощные катушки, рассчитанные на ловлю крупных экземпляров.

Такие катушки очень просты в использовании и не создают для спиннингиста никаких проблем.

Или, как их еще называют морские, сконструированы для тяжелых условий ловли. Это достаточно мощный вид катушек, который желательно устанавливать на мощные удилища. Их следует устанавливать в том случае, если самая мощная безынерционная не сможет справиться со своей задачей.

Как правило, мультипликаторные катушки – это удел профессионалов, а для новичка безынерционная катушка – это то, что надо.

Как выбрать безынерционную катушку

На выбор катушки оказывают влияние некоторые параметры, на которые следует обращать внимание:

  1. Плавность хода катушки. От плавности хода зависит достоверность игры приманки и качество намотки лески на шпулю, что в свою очередь, оказывает влияние на дальность заброса снасти.
  2. Размер шпули. Этот размер определяется условиями лова, а также диаметром лески. На каждой катушке можно встретить такие цифры 1000, 2000, 3000 и т.д. Цифра 1000 означает, что на такой катушке может вместиться 100 метров лески, диаметром 0,1мм, 2000 – 200 метров лески, диаметром 0,1мм, 3000 – 300 метров, диаметром 0,1мм и т.д. Очень многое зависит, насколько далеко предполагается делать забросы и какую леску планируется применять. Вообще-то, на каждой катушке стоит отметка, указывающая на то, сколько метров, и какой толщины лески помещается на данную катушку.
  3. Дужка лесоукладывателя. Во время заброса дужка лесоукладывателя откидывается, а когда приманка достигла своей цели, дужка закрывается, после чего прекращается сматывание лески со шпули. Очень важно, чтобы после закрытия, леска попадала точно на ролик и не смогла нигде зацепиться.
  4. Фрикцион . Это очень важная деталь катушки, которая позволяет амортизировать рывки крупной рыбы, что не дает возможности леске оборваться. Катушки могут быть как с передним, так и задним фрикционом. Более качественные катушки выпускаются с передним фрикционом, имеющую более тонкую настройку.
  5. Вес катушки. Вес катушки влияет только на удобство пользования. В то же время, вес катушки зависит от качества материала, из которого изготовлена катушка. Более мощные катушки изготовлены из более прочного, но и более тяжелого материала. Поэтому, можно смело сказать, что более качественная катушка не может быть легкой.
  6. Конструкция ручки. Ручки могут иметь различное крепление:
  • Крепление с помощью винта.
  • Ввинчивающая ручка.
  • Ручка на заклепке.

При выборе нужно проверять, насколько плавно происходит фиксация ручки. Очень часто для крепления ручек применяются винты с мелкой резьбой. Если при вращении винта чувствуются нарушение плавности хода резьбы, значит тонкая ручка имеет скрытый брак, который очень быстро проявится срывом резьбы.

Количество подшипников. Как правило, для спиннинговой снасти подходят катушки, имеющие не менее 3-х подшипников. От наличия подшипников зависит плавность хода катушки и ее долговечность, а также надежность.


Как подобрать катушку к спиннингу

Для удилищ, длиной 2,7-3,5м подойдут катушки с объемом шпули от 2500, если рыбалка будет осуществляться с берега и на небольших расстояниях. Для ловли небольших экземпляров, с использованием ультралайтовых приманок, можно использовать шпули 1500-2000. Если рыбалка не имеет точного определения в величине экземпляров рыбы и когда есть вероятность того, что на легкую приманку может клюнуть и серьезный хищник, то необходимо ставить заведомо мощную катушку и не экономить на серьезных вещах.

Лучшие модели безынерционных катушек

Рыболовный рынок буквально напичкан разнообразными моделями безынерционных катушек, выпуском которых занимаются как известные, так и малоизвестные фирмы.

Лучшие модели фирмы «Shimano».

  • Shimano Exag е – не плохое качество за небольшие деньги.
  • Shimano Catana – брендовая, не достаточно дешевая модель.
  • Shimano Twin Power . Катушка высокого качества, за которую придется отдать не менее 12000 рублей.
  • Shimano Ultegra – выпускается с различным объемом шпули, от 1000 до 6000. Имеет среднюю стоимость около 5000 рублей.
  • Shimano Nexave – низкосортная модель, стоимостью не более 2000 рублей.
  • Shimano Biomaster – катушка среднего класса, имеющая среднюю цену, лежащую в пределах 7000 рублей.
  • Shimano Nasci – катушка для начинающих стоимостью не более 3800 рублей.

Широко распространенные модели спиннинговых катушек фирмы Daiwa:

  • Daiwa Reqal – безынерционная, стоимостью 1500рублей и предназначена для начинающих рыболовов.
  • Daiwa Exceler – мощная и надежная катушка.
  • Daiwa Crossfire – катушка низкого класса, стоимостью не более 2000 рублей.
  • Daiwa Certate – катушка очень высокого класса, которая имеет цену не менее 17000 рублей.

Спиннинговые катушки фирмы Ryobi.

Это малоизвестная фирма, выпускающая спиннинговые катушки, достойные внимания:

  • Ryobi Excia – широко распространенная бюджетная катушка не плохого качества.

Выбор лески для спиннинга

В зависимости от условий рыбалки, можно выбрать монофильную или плетеную леску. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Монолеска

  • Гораздо дешевле плетенки.
  • Идеально подходит для коротких и средних дистанций.
  • Способна растягиваться.
  • Не настолько прочна, чем плетенка.

Плетеная леска (шнур)

  • Несколько дороже монолески.
  • Не растягивается.
  • Идеально подходит для дальних забросов.
  • Характеризуется высокой прочностью.

Ультралайт катушки

Для ультралайт спиннинга катушка выбирается по следующим критериям:

  1. Для таких спиннингов выбираются небольшие катушки, с размером шпули 1000, 1500 или 2000. Это позволит доставлять легкие приманки на большие расстояния, при применении тонкой лески. Катушки с большими шпулями не позволяют это сделать, так как имеют более широкие края, которые будут мешать разматываться тонкой леске.
  2. Желательно, чтобы катушка имела передний фрикцион, имеющий большую чувствительность, чем задний. Для такой чувствительной снасти данный фактор имеет серьезное значение. В случае мощной поклевки можно остаться и без удилища.

При выборе катушек для деликатных снастей, лучше отдавать предпочтение изделиям известных фирм, таких как Shimano, Daiw, Ryobi и т.д. Такие фирмы гарантируют качество своей продукции, и изделия таких фирм не подведут в решающий момент.

Безынерционные катушки пользуются большой популярностью среди рыболовов: их устанавливают не только на спиннинги, но и на удочки для дальнего заброса, на фидерные снасти, на донные удочки. Это связано, в первую очередь, с удобством и простотой пользования, а также их надежностью и функциональностью.

Выбираются катушки на любые снасти, ориентируясь на следующие показатели:

  1. Плавность хода и аккуратность намотки.
  2. Наличие переднего или заднего фрикциона.
  3. Наличие бейтраннера.
  4. По величине шпули: от 1000 до 6000.
  5. Количество подшипников, которые обеспечивают плавность хода.
  6. Вес катушки и материал.

Несколько слов хочется сказать и о наличии бейтраннера, который просто необходим при очень резких и мощных поклевках. Если фрикцион можно отрегулировать, то это не значит, что его можно настроить на любую поклевку. Бывают случаи, когда на поклевку следует реагировать мгновенно и в этом поможет бейтраннер, который мгновенно может снять нагрузку со снасти. Как правило, большинство катушек снабжено такой функцией, но вот у катушек более низкого класса, он может и отсутствовать.

Выбирая , следует брать во внимание наличие того или иного вида рыбы в водоеме, чтобы определиться, какую рыбу планируется ловить. Если планируется ловить окуня, а в водоеме плавает рядом щука, то нужно быть готовым к тому, что в один прекрасный момент эта хищница может наткнуться на легкую приманку, тогда возможны проблемы с вываживанием, если на удилище стоит слабенькая катушка с тонкой леской. Конечно, риск благородное дело, но если снасть стоит не дешево, то это уже проблема, тем более, что о рыбалке, на время можно забыть. В таких случаях, лучше на окуня ходить с другой снастью, а спиннинг укомплектовать на мощного хищника.

Выбирая себе палочку для ловли пятнистого хищника, можно просто поражаться разнообразию представленных в магазинах бланков. Тут тебе и именитые американцы и не менее именитые японцы, тут и немцы, и скромные корейцы. И совсем невероятный разгул китайских компаний и брэндов, половина из которых идет под собственными марками, копируя именитые брэнды, а вторая половина скромно копирует и названия брэндов тоже.

А вот если вам нужна катушка на , то практически ограничены в выборе парой японских брэндов, изготовленных в Малайзии, и парой брэндов американского происхождения, изготовленных в Китае. И все.

Пожалуй, только Шимано да Дайва в наших магазинах еще можно гарантированно использовать на щучьей рыбалке, остальное — голимый Китай.

Я не беру в расчет те непонятного назначения китайские катушки, которые заполонили собой рынок рыболовной продукции в последнее время.

Ведь если вы покупаете китайскую палку, то она четко позиционирована – эта , эта — для ловли на джиг, а эта – для дроп-шота.

А если вы покупаете катушку на спиннинг, то тут в среде китайских новобранцев полный хаос и неразбериха. Для чего эта катушка? Точно для ловли щуки? А может она для того, чтобы швырять ложки и ловить налима? А вот эта? Эта катушка на щуку? А по мне так она для того, чтобы отправлять кормушки, заправленные кашей на середину реки и сидеть, дожидаться поклевки жирного леща.

Ну, и вот скажите мне — куда я смогу использовать вот эту катушку? Как катушка на щуку она точно не пойдет.

Вот такая интересная ситуация. И чтобы разобраться с этими моментами, приходится для себя составлять список важных характеристик, которыми должна обладать катушка на щуку, чтобы выбрать изделие, подходящее именно для щучьей рыбалки. Потому что иногда китайский мульт с названием «PIKE HUNTER» вовсе для этой цели не подходит, что бы его название не обещало.

Щучья катушка на спиннинг – размеры

Здесь, вроде бы, должно быть все предельно ясно. Размер катушки на спиннинг для ловли щуки должен подбираться под размер самого трофея и под тест бланка, на который эта катушка будет ставиться.

  1. Предпочитаете ловлю на УЛ приманки – ваш размер катушки на спиннинг – 500-1000. Этот размер достаточно хорошо выдержит нагрузку при вываживании небольшого хищника и позволит корректно работать с минимальными весами приманок. Тест бланка, на который ставится катушка, при этом от 0 до 8 граммов (до13 граммов для микроджиговых бланков).
  2. Ловите шнурков и травянку до 1 кг весом и применяете воблеры и из «народного» диапазона 7-12 граммов – ваш размер катушки на спиннинг должен быть 1500 – 2500. такая катушка сможет хранить достаточное количество лески, и не будет утяжелять ваш бланк тестом 5-25 и 10-30 граммов.
  3. Ловите зубастых покрупнее, вес трофея до 5-7 кг – пожалуйте, ваша катушка на спиннинг должна быть размера 3000-3500. Ставится на бланк 10-30 и 15-45, а иногда и 15-60.
  4. Ну, а если вы рыболов – трофейщик и ловите мамок весом более 10 кг на , то вам положено иметь катушку размером от 4000 до 6000, и ставится такая красота на бланки 15-60, 20-80 и 20-120 граммов. Тяжело, неудобно, но при вываживании трофея не бывает лишней мощности бланка. Так же, как и резерва катушки на спиннинге, предназначенном для трофейной рыбы.

Или берите мультипликатор размеров 300-400, а то и 600 – вот уж где резервы так резервы.

Катушка для ловли щуки – количество подшипников

С количеством подшипников на катушки для ловли щуки, как обычно, ситуация хитрая.

С одной стороны, чем больше подшипников, тем лучше. И этим пользуются китайские производители, пихая везде, где надо и не надо, неимоверное количество шаров. Катушки с 12 шариковыми и 2 роликовыми подшипниками за 1000 рублей – это не кошмарный сон, это реалии рынка.

С другой стороны, подшипник подшипнику рознь. Можно ли сравнивать подшипник из высокопрочного сплава, изготовленный по технологии ARB, практически вечный, с подшипником из мягкого железа, который потеряет форму шара уже ? Конечно, нет.

А потому 1 качественный подшипник в катушке от известного производителя, пусть и с китайского завода компании, предпочтительнее, чем 10 подшипников в катушке, сделанной в сарае под Гуанчжоу.

Минимально, где должны быть подшипники в катушке на щуку, это:

  • 2 подшипника на оси рукоятки (не1 подшипник и муфта – это точно выработка и перекос).
  • 1 подшипник под шпулей.
  • 1 подшипник под роликом лесоукладывателя.
  • 1 роликовый подшипник на оси ротора.

Этого количества подшипников достаточно для катушки на спиннинг, который будет использоваться для ловли хорошей щуки.

Щучья катушка под плетенку

Не забываем, что при ловле щуки важно, чтобы ролик крутился ровно, без заеданий. При использовании плетеной лески надо предохранить ролик от пропилов. А значит, нам нужна специализированная катушка под плетенку. Чем отличается катушка под плетенку от любой другой?

У катушки под плетенку ролик изготовлен из очень твердого сплава и обычно сверху покрыт нитритом титана – сверхтвердым износостойким покрытием. Это позволяет эксплуатировать катушки под плетенку .

Плетеная леска волокнами захватывает эти примеси и мусор в воде и несет их при подмотке. Проходя через ролик лесоукладывателя, плетенка действует как ножовка по металлу, примеси и мусор превращают ее в абразивный шнур. Плетенка пропиливает ролик лесоукладывателя, изготовленный из мягкого металла.

В пропиле затем плетенка начинает застревать, что при вываживании хорошей щуки равносильно потере трофея.

Так что у специализированной катушки под плетенку с роликом, покрытым нитритом титана, в разы дольше срок службы, и нет вероятности схода трофея из-за обидного застревания плетенки в пропиленном ролике.


Чтобы новичку отправиться на щучью рыбалку, недостаточно одного лишь желания – нужны еще снасти для ловли щуки, пусть и самого...

Катушка – неотъемлемый атрибут спиннинга. Она хранит леску и участвует в забросе, а также проводке приманки. От ее параметров во многом зависит, насколько успешно вы будете вываживать севшую на крючок рыбу.

В этой статье мы расскажем, как правильно подобрать катушку к спиннингу, чтобы рыбалка стала еще более увлекательной.

Классификация катушек

Один из главных аспектов в вопросе как выбрать катушку на спиннинг – это определение необходимого типа устройства. Всего различают три вида катушечной снасти:

  • безынерционные;
  • инерционные;
  • мультипликаторные.

– самый востребованный и универсальный вид. Рыбаки их называют «мясорубками» .

Они многообразны, поэтому среди них всегда можно подобрать катушку к спиннингу независимо от полюбившегося вам стиля ловли.

– это модели старого типа. Поэтому в этой статье мы не будем рассматривать, как выбрать катушку этого вида.

С появлением безынерционных собратьев они потеряли свою актуальность из-за существенного недостатка: после заброса приманки барабан продолжает вращаться по инерции, образуя длинную «бороду» из лески.

подходят для троллинга и джиговой ловли. Это удачный выбор для ужения судака в ночное время. Только с мультипликатором рыболов может ощутить самые легкие прикосновения хищника к приманке даже при забросах на дальнюю дистанцию.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Внимание! Хороший совет о том, как выбрать катушку для спиннинга новичку: присмотритесь к безынерционным «мясорубкам». Это хороший старт для начинающего спиннингиста, который еще не определился с любимым стилем ловли рыбы.

Теперь узнаем, как правильно подобрать катушку для спиннинга с учетом параметров. Для этого рассмотрим важные характеристики устройства и выясним, на что они влияют.

Параметры катушечной снасти

Осуществляется подбор катушки для спиннинга по параметрам:

  • материал и масса;
  • лесоемкость и размер;
  • способ укладки лески;
  • передаточное число;
  • плавность хода.

Иногда актуален выбор спиннинговой катушки с тормозом-фрикционом. Сделаем краткий обзор всех параметров.

Материал и масса

В вопросе как выбрать катушку для спиннинга важно учесть материал снасти. Она может быть металлической или пластмассовой . Пластмассовые модели легкие: они не утяжеляют удилище и идеально подходят для ультралайтовой ловли. При одинаковых размерах металлические собратья более увесистые. Поэтому не покупайте их для установки на легкое удилище.

Для охоты на рыбу на дальних дистанциях отдайте предпочтение металлической катушке. Леска по ней скользит лучше, а потому забрасывать приманку вдаль намного проще. Также металл более прочен по сравнению с пластмассой. А прочность – главное условие для сохранения целостности барабана. Ведь даже маленькая зазубрина может уменьшить дальность заброса на 30%.

Если же выбор бюджетной катушки для спиннинга для вас в приоритете, купите «мясорубку» или мультипликатор из пластмассы.

Лесоемкость и размер

Как узнать, какой размер катушки выбрать для спиннинга? Это зависит от длины и толщины используемой лески. Чем толще леска – тем больше должна быть катушка, и наоборот. Нет смысла брать габаритную модель, если вы будете укладывать на барабан тонкую нить: напрасно утяжелять снасть ни к чему.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Важно! Вместимость катушек указывают в тысячах. Например, число 1000 указывает на то, что данная модель вместит в себя 100 метров лески с толщиной 0,1 мм или 50 метров при диаметре в 0,2 мм. Число 3000: 100 метров при 0,3 мм, 200 при 0,15 или 300 при 0,1.

Как правильно выбрать катушку для спиннинга с учетом габаритом снасти? Для легких удилищ и ужения некрупной рыбы выбирайте модели с размером в диапазоне 1000-2500. При ловле крупной рыбы потребуется вместимость барабана от 3000 до 5000. Но это не предел. Однако размеры больше 5000 выбирают только для рыбалки на море или для охоты на рыбу рекордной массы.

Способ укладки и подачи лески

В «мясорубках» различают два способа укладки лесы:

  • червячная подача (модели с бесконечным винтом);
  • кривошипно-шатунная подача (аналоги с кулисой).

Оба способа при качественном исполнении механизма обеспечивают ровную намотку лески на шпулю: провалы и горбы не обнаруживаются.

Подбор катушки для спиннинга лучше произвести с учетом способа намотки лесы на барабан. Она может быть прямолинейной или перекрестной . При прямолинейной намотке витки укладываются друг на друга. Это позволяет увеличить вместимость шпули при малых размерах, но при таком способе могут сбрасываться петли и образовываться «бороды».

Таких недостатков лишена перекрестная намотка. Однако при равных габаритах по вместимости перекрестные катушки уступят прямолинейным.

Передаточное число

Это очень важный пункт в вопросе как подобрать катушку для спиннинга. сообщает, сколько оборотов делает укладчик лески при одном обороте катушечной рукоятки. Например, запись «1:5» говорит, что за 1 оборот рукоятки укладчик лески сделает 5 оборотов.

«Мясорубки» и мультипликаторы по передаточному числу бывают:

  • скоростными (1:6 - 1:7,2);
  • универсальными (1:4,7 - 1: 1,6);
  • силовыми (1:4 - 1:4,7).

Для ужения крупных хищников подходят силовые модели, а для ультралайтовой ловли – скоростные. В остальных случаях выбор катушки для спиннинга должен останавливать на универсальных моделях.

Плавность хода

Эта характеристика во многом определяется количеством подшипников в снасти. Они обеспечивают:

  • легкий ход;
  • устранение люфтов;
  • долгий срок службы элементов, подвергающихся трению.

Получается, выбрать катушку для спиннинга нужно с максимальным количеством подшипников? Нет, гораздо важнее не численность подшипников, а умение производителя ставить их в нужные места. Хорошая плавность хода будет в тех моделях, в которых подшипники стоят в ролике лескоукладчика и на катушечной оси. Этого достаточно.

Фрикционный тормоз: нужен ли он?

А как подобрать катушку на спиннинг, если понравились сразу две модели: с фрикционным тормозом и без него. Эта функция необходима, если на тонкую леску вам попался крупный хищник. Она стравливает лесу, если рыба совершает резкие рывки.

Вам может попасться на крючок такая добыча? Тогда фрикционный тормоз вам необходим для сохранения целостности лески. Но нужно правильно настроить фрикцион снасти: найдите грань, при которой тормоз будет срабатывать за мгновение до разрыва.

Выбор катушечной снасти по тесту удилища

А теперь о том, как подобрать катушку к спиннингу по тесту. Так называют механический параметр хлыста удилища, указывающий на диапазон допустимой массы приманок. Он определяет, какого размера должно быть катушечное устройство. Посмотреть, как выбрать катушку к спиннингу с учетом этой характеристики, можно в таблице ниже.

Тест удилиша, г Диаметр лески, мм Размер катушки
до 12 0,12-0,14 1000-1050
до 16 0,18-0,22 1500-2000
до 21 0,2-0,22 1500-2000
до 25 0,23-0,25 2000
до 28 0,25 2000-2500
до 30 0,25-0,28 2500
до 50 0,3-0,35 3000-3500
до 80 0,32-0,45 3500-4000

Производители и стоимость

В вопросе как выбрать катушку на спиннинг большую роль играет ее стоимость и производитель. В 2017 году в ТОП-7 попали следующие производители катушечных снастей.

15.06.2012

Как выбрать спиннинговую безинерционную катушку?

Современный ассортимент действительно огромен. Одних производителей сотни, а у каждого из них еще и масса моделей катушек, при чем, на первый взгляд, выглядят все модели почти одинаково, а разница в цене может достигать 10-ки раз. Как же тут не растеряешься? Ну, начнем с того, что это только лишь на первый взгляд все катушки одинаковы, а на самом деле разница заключается в деталях, таких как: качество материалов, качество сборки, совершенство инженерных решений и пр. А ведь все эти детали напрямую влияют на надежность и комфортность эксплуатации катушки.

Выбрать подходящую спиннинговую катушку еще труднее, чем само удилище - слишком уж много различных нюансов существует в данном вопросе. Тем не менее, если к вопросу подойти основательно, и разложить все по полочкам, выбор будет сделать легко.

Главное правило, которое значительно упрощает выбор катушки, звучит так: « Катушку следует подбирать под удилище!» Вернее - под условия ловли: метод ловли, размер и вид рыбы. Но мы исходим из того, что все факторы ловли уже были учтены при выборе удилища, и катушка подбирается, как гармоничное дополнение.

Итак, начнем раскладывать все «по полочкам».

Материалы, применяемые в катушках

Существует два материала, которые используются при изготовлении катушек, это – пластик и металл. При этом, пластик бывает сотни видов, каждый из которых, отличается по прочности и износостойкости. Металл в катушках тоже понятие широкое, ведь даже в одной модели, может использоваться одновременно несколько видов металлов. Например, корпус может быть из титанового сплава, шпуля, из точеного алюминия, дужка лескоукладывателя из нержавеющей стали, шестерни из бронзового сплава и т.д. В подавляющем большинстве случаев конструкция катушки состоит одновременно из пластиковых и металлических деталей, хотя встречаются и как полностью металлические, так и полностью пластиковые модели. Последние приобретать не рекомендуется, так как изделия эти, мягко скажем, качеством не отличаются.

Производители постоянно стараются уменьшить вес катушек, при этом сохраняя их прочность. В результате погони за одновременной прочностью и легкостью, каждый год на рынке появляются катушки из различных легких и очень прочных металлических сплавов. Да, такие модели не дешевы, но они того стоят. В общем, лучший выбор – это катушка с корпусом из легкосплавного металла. Но, ни в коем случае не списываем со счетов катушки с углепластиковым корпусом. Современные углепластики по многим параметрам не уступают металлу, а по некоторым позициям и превосходят его. Выбирая катушку по материалу, скорее всего, стоит ориентироваться на цену. Чудес, к сожалению, не бывает, и за маленькую цену Вам вряд ли предложат изделие с «супер свойствами». Ну а за высокую цену, что металлическая катушка, что углепластиковая будут одинаково хороши.

Передаточное число безинерционной катушки

Передаточное число – это параметр, означающий отношение одного полного оборота рукоятки к количеству оборотов лескоукладывателя. По данному параметру катушки делятся на скоростные и силовые. Передаточное число может указываться на корпусе катушки следующим выражением: 5.0: 1, 5.3: 1 и т.п. Такая надпись означает, что единица соответствует одному обороту ручки, а второе число указывает на соответствующее количество оборотов лескоукладывателя. Чем выше соотношение, тем катушка скоростнее, и наоборот, чем меньше соотношение, тем катушка мощнее. К силовым моделям можно отнести катушки, имеющие передаточное число до 5.0: 1 (4.0: 1, 4.3: 1 и т.д.), а к скоростным катушкам относятся модели с передаточным числом выше 5.0: 1 (5.3: 1, 6.0: 1 и др.). Скоростные качества катушки зависят, прежде всего от крупности зубьев главной шестерни. Но не будем углубляться в такие технические дебри, все равно никто не даст разбирать катушку перед покупкой. С практической точки зрения, мощностные (силовые) катушки хороши для ловли крупной рыбы, а также для осуществления проводки с использованием «высокоупористых» приманок. Скоростные же модели имеют меньший запас мощности, но позволяют очень быстро выматывать леску, что очень важно при некоторых видах проводок, например, при ловле джигом. Выбор между силой и скоростью полностью зависит от предполагаемых объектов ловли – охотимся только за «крокодилами», тогда берем силовую модель, а если хочется большей универсальности, то выбор можно остановить на «золотой середине» - катушках с передаточным числом 5.0: 1, или с приближенным к этому значению показателем.

Размеры и масса катушек

Как уже упоминалось выше, производители с каждым годом выводят на рынок все более легкие модели катушек, при этом не в ущерб их надежности. Это они делают не спроста, ведь чем легче катушка, тем приятнее рыбачить, но все же впадение в крайности тоже недопустимо. Главное – это чтобы вес и размер катушки находились в балансе с удилищем. Что такое баланс удилища и катушки описать трудно, это нужно почувствовать. По поводу веса катушки есть такое мнение, что вес катушки должен примерно соответствовать двум весам удилища, плюс минус 30 грамм. Например, вес удилища 100г, значит, вес катушки должен быть в районе 200г, плюс минус 30 грам. Правда, такое правило несколько условно, но в подавляющем большинстве случаев оно работает.

У всех катушек существует так называемый размер, который обозначается в цифрах: 500, 1000, 2000 и так далее. Но вот не задача, классификация размеров катушек до сих пор не унифицирована между производителями. Поэтому, взяв в руки катушку тысячного размера от двух разных производителей, можно визуально увидеть небольшую разницу в размерах. Хотя, стоит отметить, что большинство производителей все же приняло за стандарт, классификацию размеров, разработанную компанией Shimano.

Чтобы выбрать правильную по размеру катушку, необходимо исходить из таких параметров удилища как длина и тест. Ниже представлена таблица, в которой описывается связь между техническими параметрами удилища и размером катушки. Думаем, понятен принцип таблицы. Допустим, у нас есть удилище длиной 220 см и тестом 10-25 грамм. Смотрим в таблицу. Наш спиннинг по длине попадает в категорию «ДО 240», а по тесту больше попадает в категорию «15-30», следовательно, подходящий размер катушки – 2000-2500.

Длина удилища, см

Тест удилища, г

Номерной размер по Shimano

Фрикционный тормоз

Фрикционный тормоз – это такой механизм катушки, который позволяет автоматически стравливаться леске в моменты сильных рывков рыбы. Благодаря фрикционному тормозу обрывы лески в процессе вываживания сводятся к минимуму. Главное – это правильно настроить тормоз. От качества этого механизма напрямую зависит количество сходов рыбы и количество обрывов лески. Чем плавней настройка тормоза, тем лучше. У качественных катушек фрикционный тормоз имеет очень плавную настройку, и к тому же, обладает антиблокировочной функцией. Антиблокировочная функция позволяет стравливаться леске при сильном рывке рыбы, даже если фрикционный тормоз зажат в максимальном положении. Польза антиблокировочной системы очевидна. Не редки случаи, когда рыболов просто забывает отпустить фрикцион и рыбачит с затянутым наглухо тормозом. Следует поклевка крупной рыбы, один мощный рывок и леска рвется. А если катушка оснащена антиблокировкой фрикционного тормоза, то такой неприятности не случится.

Существует два типа фрикционного тормоза – передний и задний. Какой из них лучше сказать трудно, ведь работают они одинаково эффективно, а вот по комфорту эксплуатации – тут уж кому как больше нравится. Однако, есть мнение, что передний фрикционный тормоз более надежен, чем задний, хотя разность в надежности и не сильно ощутима. То, что явно чувствуется, так это разность в точности и плавности настройки, и в этом плане победа за передним фрикционом. Практика показывает, что можно легко привыкнуть и к одному, и к другому типу, но если уже «подсаживаешься» на какой-то один из них, то перейти на другой тип уже трудно. Привычка и ничего более.

Шпуля – это съемный элемент конструкции катушки, который выполняет функцию накопителя лески. Шпули бывают пластиковые и металлические. Металлическая шпуля предпочтительней, так она отлично подходит, как для использования монофильной лески, так и для плетеных шнуров. А вот пластиковую шпулю можно использовать только с леской. Как показывает практика, со временем, плетеный шнур просто стачивает бортик пластиковой шпули, от чего портится и шпуля и шнур. При чем, эта проблема замечена даже на шпулях, изготовленных из очень прочного пластика.

Шпули также различаются между собой по вместимости лески. Обычно на шпуле указывается вместимость в метрах, для каждого конкретного диаметра лески. Внимание, информация по вместимости, указываемая на шпуле, действительна только в отношении лески, а вот к плетеному шнуру она не подходит.

Еще одним различием является, так называемая геометрия шпули, то есть соотношение глубины и ширины. Существуют два основных варианта геометрии шпули – классический (когда ширина примерно равна глубине), и второй вариант - это геометрия Long Cast(когда глубина шпули не большая, а длина увеличена. Шпули с геометрией Long Cast имеют преимущество перед «классикой» в плане дальности заброса. Нужно отметить, что на некоторые модели катушек можно ставить шпули разного размера. Например, на некоторые модели катушек в 2000-ом размере можно ставить шпулю, как 2000-го, так и 1500-го размера. То есть, фактически, только лишь поменяв шпулю, мы получаем катушку несколько другого размера. Выгода от такой возможности очевидна.

Многие модели катушек комплектуются запасной шпулей, и это хорошо, так как тогда существует возможность одну шпулю оснастить леской, а другую шнуром. В некоторых случаях, наличие на рыбалке одновременно лески и шнура очень полезно. Например, когда рыбалка ведется одним спиннингом и одной катушкой, но применяются различные способы спиннинговой ловли. Так, для джига лучше шнур, а для ловли на вертушки леска. И получается, что, не меняя спиннинга и катушки, а только лишь переставляя шпулю, мы делаем снасть универсальное. Если же выбранная модель катушки не комплектуется дополнительной шпулей, не беда – ее можно купить отдельно, правда по некоторым моделям это сделать не просто, но кто ищет, тот найдет!

Количество подшипников

В конструкции безынерционной катушки подшипники выполняют очень важную роль, и от их качества и количества во многом зависит работоспособность всей катушки. Однако, большое количество подшипников в катушке вовсе не означает, что изделие качественное. В большинстве случаев «перенасыщенность» катушки подшипниками – это всего лишь маркетинговый ход. Особенно этим грешат китайские «умельцы». На самом деле, оптимальное количество подшипников в катушке – 4-6 штук.

Ручка катушки

Большинство моделей катушек оснащаются ручками, которые могут переставляться и под левую и под правую руку, но существуют такие модели, у которых ручка не переставляется, то есть она стационарно установлена на одной из сторон. И при покупке нужно быть внимательным в этом вопросе. Что касается эргономики ручки, то здесь вариантов сотни, если не тысячи – это разнообразие форм, материалов и т.п. И тут уж какие-либо советы давать бессмысленно, так как у каждого свой вкус. А вот по воду механизма приведения ручки в транспортное положение можно сказать, что лучше брать катушку, у которой ручка складывается путем раскручивания винта. Как показывает практика, механизмы быстрого приведения ручки в транспортное положение быстро изнашиваются и в результате, образуется неприятный люфт.

Бренды

Если пробежаться по рыболовным магазинам, то сейчас можно насчитать не менее сотни производителей, выпускающих катушки. Правда, львиная доля из них - это не известные азиатские марки.

Настоящие лидеры рынка – это японские компании Shimano и Daiwa. Это давние конкуренты, и в конкурентной борьбе, стараясь обойти друг друга, все время шли на шаг впереди от всех остальных. Трудно сказать кто из них лучше, но одно можно сказать с уверенностью – катушка от Shimano или Daiwa не разочарует своим качеством. Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время качественные катушки делают многие производители, и что самое приятное – хорошее качество по достаточно либеральным ценам. Просто перечислим производителей, чьи катушки пользуются хорошей репутацией. Итак это – Ryobi (Япония), Mitchell(Франция), Abu Garcia(Швеция), SPRO(Голландия), Zebco (США), Okuma (Китай), Salmo (Латвия) и многие другие.

Итак, допустим, исходя из своих требований Вы «положили глаз» на несколько моделей катушек, и встает вопрос: « Какую же все-таки катушку взять?». И тут на помощь Вам может прийти Интернет, благо, что он сейчас доступен везде. Чем он может помочь? А все просто – идем на рыболовные форумы и читаем отзывы конкретных владельцев катушек. Конечно же, информацию, полученную из таких отзывов, следует «фильтровать», так как пословицу: « Каждый кулик свое болото хвалит» - никто не отменял! Читаем, фильтруем, думаем и делаем правильный выбор!

Надеемся, что информация, изложенная в статье, поможет Вам сделать правильный выбор! Однако, необходимо помнить, что катушка будет служить долго и надежно только при условии правильной эксплуатации. Даже самую дорогую катушку можно убить за несколько рыбалок, поэтому не нужно пренебрегать правилами эксплуатации! Но это уже другая тема.


Количество показов: 79186

Б олее чем полвека эволюции карбюраторных бензиновых моторов с контактной системой зажигания катушка (или как ее часто называли шоферы прошлых лет – «бобина») практически не меняла конструкцию и облик, представляя собой высоковольтный трансформатор в металлическом герметичном стакане, заполненном трансформаторным маслом для улучшения изоляции между витками обмоток и охлаждения.

Неотъемлемым партнером катушки был трамблер – механический коммутатор низкого напряжения и распределитель высокого. Искра должна была появляться в соответствующих цилиндрах в конце такта сжатия топливовоздушной смеси – строго в определенный момент. Трамблер осуществлял и зарождение искры, и синхронизацию ее с тактами работы мотора, и распределение по свечам.

Классическая маслонаполненная катушка зажигания - «бобина» (что по-французски и означало «катушка») - была чрезвычайно надежна. От механических воздействий ее защищал стальной стакан корпуса, от перегрева – эффективный теплоотвод через заполняющее стакан масло. Однако согласно малоцензурному в оригинальном варианте стишку «Дело было не в бобине – идиот сидел в кабине…», получается, что надежная бобина таки порой подводила, даже если даже водитель не такой уж идиот…

Если посмотреть на схему контактной системы зажигания, то можно обнаружить, что заглушенный мотор мог останавливаться в любом положении коленвала, как с замкнутыми контактами прерывателя низкого напряжения в трамблере, так и с разомкнутыми. Если при предыдущем глушении мотор остановился в положении коленвала, в котором кулачок трамблера замыкал контакты прерывателя, подающего низкое напряжение на первичную обмотку катушки зажигания, то когда водитель по какой-то причине включал зажигание, не запуская мотор, и оставлял ключ в таком положении надолго, первичная обмотка катушки могла перегреться и сгореть… Ибо через нее начинал проходить постоянный ток в 8-10 ампер вместо прерывистого импульсного.

Официально катушка классического маслонаполненного типа неремонтопригодна: после сгорания обмотки она отправлялась в утиль. Однако когда-то давно на автобазах электрики умудрялись ремонтировать бобины – развальцовывали корпус, сливали масло, перематывали обмотки и собирали заново… Да, были времена!

И лишь после массового внедрения бесконтактного зажигания, при котором контакты трамблера сменились на электронные коммутаторы, проблема сгорания катушек почти исчезла. В большинстве коммутаторов было предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания на включённом зажигании, но не запущенном двигателе. Иными словами, после включения зажигания начинался отсчет небольшого временного интервала, и если водитель за это время не заводил мотор, коммутатор автоматически выключался, защищая и катушку, и самого себя от перегрева.

Сухие катушки

Следующим этапом развития классической катушки зажигания стал отказ от маслонаполненного корпуса. «Мокрые» катушки сменились на «сухие». Конструктивно это была практически та же самая катушка, но без металлического корпуса и масла, покрытая сверху слоем эпоксидного компаунда для защиты от пыли и влаги. Работала она совместно с тем же самым трамблером, и часто в продаже можно было встретить и старые «мокрые» катушки, и новые «сухие» на одну и ту же модель авто. Они были полностью взаимозаменяемыми, соответствовали даже «уши» креплений.

Для рядового автовладельца в изменении технологии с «мокрой» на «сухую» не было, по сути, никаких преимуществ или недостатков. Если последняя, конечно, была изготовлена качественно. «Профит» получали только производители, поскольку изготовить «сухую» катушку несколько проще и дешевле. Однако если «сухие» катушки иностранных производителей автомобилей изначально продумывались и изготавливались достаточно тщательно и служили почти столько же, сколько и «мокрые», советские и российские «сухие» бобины снискали дурную славу, поскольку имели массу проблем с качеством и выходили из строя достаточно часто без каких-либо причин.

Так или иначе, сегодня «мокрые» катушки зажигания полностью уступили место «сухим», а качество последних даже отечественного производства практически не вызывает нареканий.


Были и катушки-гибриды: обычную «сухую» катушку и обычный коммутатор бесконтактного зажигания иногда объединяли в единый модуль. Такие конструкции встречались, к примеру, на моновпрысковых Фордах, Ауди и ряде других. С одной стороны, это выглядело в некоторой степени технологично, с другой – снижалась надежность и увеличивалась цена. Ведь два изрядно нагревающихся узла объединили в один, тогда как по отдельности они и охлаждались лучше, и при выходе из строя того или иного замена обходилась дешевле…

Ах да, еще в копилку специфических гибридов: на стареньких Тойотах нередко встречался вариант катушки, интегрированной прямо в распределитель трамблера! Интегрировалась она, конечно, не намертво, и при выходе из строя «бобину» можно было без труда снять и приобрести отдельно.

Модуль зажигания – отказ от трамблера

Заметная эволюция в катушечном мире произошла в период развития инжекторных моторов. Первые инжекторы имели в своем составе «частичный трамблер» – низковольтную цепь катушки уже коммутировал электронный блок управления двигателем, а вот искру по цилиндрам по-прежнему раздавал классический бегунковый распределитель, приводимый во вращение от распредвала. От этого механического узла стало возможным полностью отказаться, применив комбинированную катушку, в общем корпусе которой скрывались отдельные катушки в количестве, соответствующем числу цилиндров. Такие узлы стали называть «модулями зажигания».

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) содержал в себе 4 транзисторных ключа, которые поочередно подавали 12 вольт на первичные обмотки всех четырех катушек модуля зажигания, а те в свою очередь отправляли искровой импульс высокого напряжения каждая на свою свечу. Еще чаще встречаются упрощенные варианты комбинированных катушек, более технологичные и дешевые в производстве. В них в одном корпусе модуля зажигания четырёхцилиндрового мотора помещается не четыре катушки, а две, но работающие, тем не менее, на четыре свечи. В такой схеме искра на свечи подается попарно – то есть, на одну свечу из пары она приходит в нужный для воспламенения смеси момент, а на другую – вхолостую, в момент выпуска отработавших газов из этого цилиндра.

Следующим этапом развития комбинированных катушек стал перенос электронных коммутирующих ключей (транзисторов) из блока управления двигателем в корпус модуля зажигания. Вынос мощных и греющихся при работе транзисторов «на волю» улучшил температурный режим ЭБУ, а при выходе из строя какого-либо электронного ключа-коммутатора достаточно было заменить катушку, а не менять или паять сложный и дорогущий блок управления. В котором ещё часто прописаны индивидуальные для каждого авто пароли иммобилайзера и тому подобная информация.

Каждому цилиндру – по катушке!

Еще одно типичное для современных бензиновых автомобилей решение в сфере зажигания, существующее параллельно с модульными катушками, – это индивидуальные катушки для каждого цилиндра, которые устанавливаются в свечной колодец и контактируют со свечой непосредственно, без высоковольтного провода.

Первые «персональные катушки» были именно катушками, но потом в них переехала и коммутационная электроника – так же, как это произошло и с модулями зажигания. Из плюсов такого форм-фактора – отказ от высоковольтных проводов, а также возможность замены при выходе из строя только одной катушки, а не целого модуля.

Правда, стоит сказать, что в этом формате (катушки без высоковольтных проводов, монтируемые на свечу) существуют и катушки в виде единого блока, объединенные общим основанием. Такие, к примеру, любят использовать GM и PSA. Вот это воистину кошмарное техническое решение: катушки вроде бы отдельные, но при выходе из строя одной «бобины» приходится менять в сборе крупный и очень дорогой блок…

К чему мы пришли?

Классическая маслонаполненная бобина была одним из самых надежных и неубиваемых узлов в карбюраторном и ранних инжекторных автомобилях. Внезапный выход ее из строя считался редкостью. Правда, ее надежность, к сожалению, «компенсировал» неотъемлемый напарник – трамблер, а позже – и электронный коммутатор (последнее, правда, относилось только к отечественным изделиям). Пришедшие на смену «масляным» «сухие» катушки по надежности были сопоставимы, но все же несколько чаще выходили из строя без видимых причин.

Инжекторная эволюция заставила избавиться от трамблера. Так появились разнообразные конструкции, не нуждавшиеся в механическом высоковольтном распределителе – модули и отдельные катушки по числу цилиндров. Надежность таких конструкций еще более снизилась в связи с усложнением и миниатюризацией их "потрохов", а также крайне тяжелыми условиями их работы. Через несколько лет работы с постоянным нагревом от двигателя, на котором катушки были смонтированы, на защитном слое компаунда образовывались трещины, через них влага и масло попадали на высоковольтную обмотку, вызывая пробои внутри обмоток и пропуски зажигания. У отдельных катушек, которые установлены в свечных колодцах, условия работы еще более адские. Также не любят нежные современные катушки мойку моторного отсека и увеличенный зазор в электродах свечей зажигания, образующийся в результате длительной работы последних. Искра всегда ищет наиболее короткий путь, и нередко находит его внутри обмотки бобины.

В итоге на сегодняшний день наиболее надежной и правильной конструкцией из существующих и применяемых можно назвать модуль зажигания со встроенной коммутирующей электроникой, установленный на двигателе с воздушным зазором и соединенный со свечами высоковольтными проводами. Менее надежны раздельные катушки, установленные в свечных колодцах головки блока, и совсем неудачно, с моей точки зрения, решение в виде объединенных катушек на единой рампе.