Кп ориентирование. Федерация спортивного ориентирования республики тыва

Начинающим ориентировщикам.
Использованы материалы швейцарского учебника по спортивному ориентированию для школьников.
Удачи!!!

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП - дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.


2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Время пребывания на дистанции - ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие

Существуют еще несколько видов ориентирования по карте.

Соревнования по ориентированию на лыжах. Проводятся в двух дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов, таких как: Ориентатлон, Ski-O-thlon. Соревнования в заданном направлении проводятся аналогично соревнованиям бегом с той разницей, что используется зимняя карта, на которую нанесены лыжни. В дисциплине маркированная трасса участнику предоставляется, как правило, летняя спортивная карта без обозначенных контрольных пунктов (КП). Следуя по маркированной лыжне участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту путем прокалывания карты иголкой. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги. Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов.

Как создается настоящая карта

Посмотри учебную карту.
Карту можно сравнить с захватывающей и содержательной книгой. Ее можно читать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Чтобы научиться читать книги, тебе пришлось изучить особые знаки - буквы. Чтобы карта могла что-то поведать тебе, ты должен выучить азбуку карты - условные знаки.

В готовую карту вложен труд многих людей. Один из первых рабочих моментов - фотосъемка местности с самолета, которая дает изображение ее с натуры. Естественно, на фотографии натура сильно уменьшена, и не все детали воспроизведутся на готовой карте. Полученное фото позволяет создать основу карты, которой пользуются при работе на местности.

Карты для спортивного ориентирования подготавливают сами ориентировщики. Начальники дистанций соревнований по спортивному ориентированию, работая на местности, решают, что оставить, а что удалить или изменить на картооснове. Такая разведывательная работа даже над одной картой может занимать до тысячи часов, в зависимости от размеров карты, характера местности, качества картоосновы. Зацените!!!

После работы на местности происходит окончательное вычерчивание карты. Каждый цвет рисуют отдельно. Стало быть, нужны четыре разных оригинала - для черного, коричневого, синего и желтого цветов. Белый цвет имеется на подложке. Пользуясь особыми метками, типография затем печатает настоящую карту.

Разные типы карт - разные масштабы

Сравни: твой набросок карты комнаты и карту мира в атласе.
Чтобы уместить комнату на карте, тебе, естественно, пришлось уменьшить ее примерно в сорок раз. Чтобы уместить на одной странице школьного атласа какую-либо из частей света, ее придется уменьшить примерно в сто миллионов раз. Каждая карта имеет свое уменьшение, или масштаб. О карте комнаты можно сказать, что ее масштаб 1:40 (читают: один к сорока), а карты мира - 1:100 000 000.

В разных сферах деятельности человека применяются различные типы карт. Здесь же мы говорим только о картах для ориентирования, или, как их еще называют, спортивных картах. Основной масштаб их - 1:20 000. (Примечание: сейчас основной масштаб 1:10 000)

Масштаб 1:10 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует
10 000 сантиметрам на местности. Так как 10 000 см = 100 м, значит один сантиметр на карте соответствует ста метрам на местности. Чем подробнее карта, тем лучше.

Условные знаки для спортивных карт разработаны на основе знаков Международной федерации ориентирования, поэтому спортивные карты, выпускаемые в разных странах, выполняются примерно в одинаковых знаках.

Примечание: Обратите внимание на различие карт. Почему такие различия? Сейчас расскажу.
Это крупные топографические карты из атласа Московской области. Их прообраз - топокарты для лесников. А у тех все просто. Там где лес - значит зеленое, где не лес - соответственно белое. По этой же причине сохранились на карте названия деревень, рек, ручьев, номера лесных квадратов, породы деревьев и прочая специальная информация.
Спортсмены ориентировщики все упростили. Например зачем мне знать как называется речка, вдоль которой я бегу? Это лишняя информация. Она засоряет карту и затрудняет ее чтение. Более того! На зеленом фоне темные штрихи болот, дорог и тропинок читаются плохо. Решение? Лес обозначили белым цветом. А как же тогда открытое пространство? Пусть будет желтым! А участки труднопроходимого леса пусть останутся зелеными. Как-будто молодой ельник. Вот так!

Остальные условные знаки более менее совпадают (см рисунок условные знаки).

Поскольку методы ориентирования остаются неизменными, мы будем использовать в статье (и в соревнованиях) как спортивные, так и топографические карты.

Основа ориентирования - чтение карты

Самое главное, что ты должен помнить, - всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность.

Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам - значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.
Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Примечание: Как найти "север" карты? На грамотно составленой карте север всегда находится "вверху". Где "верхний" край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования.

Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.
Совершим "прогулку" по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева -- значительно бельшее строение. Впереди поодаль -- опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе "пересекают" три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.
Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).
Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Красная стрелка компаса

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север - важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.
Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую "компасную розу", она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую "компасную розу". Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток -- справа.

Восемь сторон горизонта

Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг -- ЗЮЙД, запад -- ВЕСТ и восток -- ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что "промежуточные" стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.

Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

е) 2 клетки на СВ

к) 2 клетки на СЗ

б) 2 клетки на Ю

ж) 5 клеток на В

л) 2 клетки на З

в) 3 клетки на ЮЗ

з) 3 клетки на Ю

м) 2 клетки на СВ

г) 4 клетки на В

и) 2 клетки на ЮЗ

н) 2 клетки на ЮВ

д) 3 клетки на С

Самый трудный условный знак - понятие о горизонтали

Основа каждой карты - аэрофотоснимки. Ими пользуются и тогда, когда надо рисовать горизонтали. Каждый участок земли фотографируют с двух разных точек, как показано на рисунке. Затем с помощью стереоинструмента рисуют кривые равной высоты.

Теперь совершим поездку на берег моря. Поодаль от берега лежит небольшой остров Бьерке. На нем всего один дом, где живет семья рыбака. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад-восток. Большую часть острова занимает гора, ее крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Дом расположен в западной части. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная - выше, и с нее открывается чудесный вид. Гора на острове поможет нам понять, о чем рассказывают коричневые горизонтали на карте.

Призовем на помощь воображение. Мы сидим в самолете и летим на север к острову. Вот он появился! Камера с собой, и мы делаем снимок.

Еще раз прочти текст сначала и сравни его с рисунком.

Теперь сменим самолет на рыбацкую лодку, которая находится в нескольких сотнях метров южнее острова. Камера и на этот раз с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования пасмурная погода. Все же мы делаем снимок. Результат, как видишь, вполне сносный (см рисунок часть 2). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силует острова.
Прочти первый обзац еще раз и сравни описание с силуэтом.

Наконец используем третье средство передвижения - вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать ее кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота поднятся на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимемся еще на 5 метров и повторим все на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.
Сейчас наш остров выглядит как на рисунке (часть 3). Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим картину показанную на рисунке (часть 4)

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри - 20-метровая отметка, а береговая линия - самое внешнее кольцо.

Коричневыми линиями - горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы. Разумеется, ни в лесу, ни в поле никакие линии не нарисованы. Горизонтали вычерчиваются на картах по аэрофотоснимкам с помощью различных технических приспособлений.

На некоторых картах ты можешь встретить на горизонталях коричневые цифры. Они показывают, на какой высоте от уровня моря пролегает данная горизонталь.

Если ты понял и усвоил содержание этого раздела, то, несомненно, справишься с заданиями.

Самостоятельные задания

1) Подбери к каждому знаку правильную надпись.

1 Самый крутой склон на юго-западе

2 Две вершины, из которых южная выше

3 Ровное расположение по кругу. В высшей точке седловина и узкий проход

4 Гора практически отвесно обрывается к востоку

5 Южный и северный склоны очень крутые

6 На этом холме есть три места, где трудно подняться

2) Найди профиль холма, соответствующий рисунку.

задание 1: (рисунку 1 соответствует надпись 3, 2 – 6, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 5, 6 – 2)

задание 2 (1 – В, 2 – А, 3 – Е, 4 – Д, 5 – Б, 6 – Г)

Значение компаса как указателя севера

Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.

1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй - север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).

2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля.

3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)

4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь - продолжение мысленной линии между С и КП 1.

5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.

6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты - по северу местности.



7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).

8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.

9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.

Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.

Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.

Выбор пути

Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея - каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках - в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.

На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.

Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.

Самостоятельное задание

В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.

2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:

Путь должен быть надежным

Путь должен быть самым быстрым

Постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.

3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап "читался правильно".

Варианты ответов:

А - в обход проселку слева

Б - напрямую по азимуту

В - вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП

Варианты ответов:

А - слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту

Б - напрямую по азимуту

В - вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП

Варианты ответов:

А - напрямую по азимуту

Б - по ручью

В - вправо в обход по дороге


1 – В, 2 – Б, 3 - А

Нильс участвует в чемпионате Швеции среди школьников

Понедельник. Утро. Нильс быстро съел завтрак и отправился в школу раньше обычного. Поставив велосипед, ворвался в коридор... Где же список участников, о котором говорил учитель физкультуры? Но вот он и сам: "Поздровляю, Нильс. Поедешь в субботу в Смедсхюттан, будешь представлять нашу школу на ежегодном школьном чемпионате по ориентированию". Нильс не сразу нашелся. Конечно, он надеялся поехать, однако слова учителя застали его врасплох. "Подумать только - чемпионат страны! Надо будет как следует потренироваться."

Всю неделю Нильс усиленно тренировался. Занимался физической подготовкой, но не меньше времени уделял технике ориентирования: читал карты, отрабатывал движение по азимуту, считал шаги. Дни тянулись невыносимо медленно... Наконец наступила суббота, и Нильс с друзьями (из их школы ехало три мальчика и две девочки) сели в поезд, идущий в Смедсхюттан. Оживленно обсуждая шансы перед завтрашним соревнованием, они дали друг другу слово постоять за честь школы.

В месте сбора увидели множество ребят со всех концов Швеции. Воздух гудел от голосов. Субботний вечер провели весело. Но вот настало время ложиться спать. Мальчиков разместили в гимнастическом зале; большинство привезли спальные мешки и надувные матрацы.

Нильс никак не мог заснуть. Сказывалось волнение перед завтрашним днем, щекотало под ложечкой. "Нет, надо отключиться и накопить силы к завтрашнему испытанию".

В воскресенье утром, уже в половине седьмого, тишину гимнастического зала прорезал звук свистка. Нильс тотчас проснулся. "Ну, конечно, сегодня чемпионат страны. Что ж, поборемся!" Свернул спальный мешок, надел спортивную форму и тренировочный костюм. Тщательно собрав вещи, засунул их в сумку. Компас положил сверху.
Выезд автобусов к месту соревнований был назначен на восемь часов, но сперва надо было позавтракать. Нильсу не очень-то хотелось есть, но пару бутербродов и тарелочку каши он все же одолел: без еды нельзя, "мотору" нужно горючее, особенно в такой день.

В автобусе на пути к старту горячо обсуждали, кто сегодня победит. Назывались многие имена, и Нильс понял, что борьба будет напряженной. Но ведь он обещал учителю и друзьям постараться, и это обещание надо сдержать. Нильс чувствовал, что подготовлен неплохо. Главное - не проскакивать КП и выбирать быстрейшие пути.

Скоро пора стартовать первым номерам. Стартовый номер Нильса - 53, а всего в его группе 94 участника. За 25 минут до своего старта положено выходить вдоль разметки к месту старта. Каждый сам должен следить за временем. Это несложно: рядом со стартовым протоколом висят большие часы.

Нильс пришел к старту заблоговременно. Проверив, все ли в порядке, не забыл ли чего, он побежал трусцой, чтобы не остыли мышцы. Вот и его очередь. Прозвучал сигнал, Нильс получил карту и скомандовал себе: "Внимание!" До старта оставалась минута.

Первый КП - на маленьком открытом болоте. "Какой путь выбрать? Напрямую по компасу? Нет, тогда придется бежать через вершину. Слева по полям? Получится слишком длинный обходной путь. Лучше обойду холм справа, спущусь на поле, выйду к лесной дороге и от нее возьму КП".

Приняв решение, Нильс обогнул холм с правой стороны и помчался на полной скорости вниз. Он хорошо видел поле, ориентироваться было несложно, и Нильс умело воспользовался пересекавшими местность тропинками. Вот и поле. Перепрыгнув ручей, он побежал к краю поля, куда подходила лесная дорога. "Сориентировать карту. Взять точный азимут. Расстояние 200 метров. Как выглядит местность по которой я пойду? Для начала подъем. Считать шаги!" Все эти действия Нильс выполнял автоматически.

Судя по шагам, пройдено 150 метров... Скоро должно показаться болото. Кругом густой лес, кустарник. "Шаги кончались, а болота нет!" Ну, конечно, ведь в начале был подъем. А там шаг короче. Пройду-ка еще немного.

Догадка Нильса оправдалась. Впереди показалось болото и на нем -- желанная призма. Нильс подбежал и отметил свою карточку. С другой стороны подошли два мальчика. По их номерам было видно, что они стартовали раньше него. Значит, кое-кого уже постигла неудача...

Нильс стал планировать путь на второй КП, расположенный в ложбинке. "Какой путь быстрее и недежнее? Вниз до поля, в его северный угол и оттуда напрямую по азимуту на КП? Или направо на проселок, по нему до начала тропы и оттуда по компасу на КП? Нет, очень уж далеко. Пойду первым вариантом".

Нильс сориентировал карту, взял азимут и помчался вниз к полю. Там ориентироваться было легко. Северный угол поля - хорошая привязка. Карта подсказала Нильсу, что просеку надо пересекать там, где она проходит через вершину холма. Азимут брать не надо. Напрвление - север, знай беги по стрелке. Итак, полным ходом к вершине и просеке.

Пошли камни, надо было внимательно смотреть под ноги. Поднимаясь в гору, Нильс ждал, когда покажется вершина. Ага, вот дерево с затесом, очевидно, просека. Точно! Он вышел в то место, где просека пересекает вершину холма -- последнюю надежную привязку перед КП. По карте до КП оставалось метров 100. Нильс продолжал путь по красной стрелке. Вдруг рядом послышался шум. Два мальчика двигались ему наперерез. "Уже отметились на КП? Вряд ли, они бегут влево, а следующий КП расположен наискось вправо. Скорее всего, они идут от конца дороги и ищут КП. Пойти за ними? Пожалуй нет. Мой путь вернее. Ведь я бегу от ближайшей привязки и только что пересек просеку".

Преодолев соблазн "зацепиться" за других участников, Нильс продолжал идти своим путем. И выиграл на этом много драгоценных минут, потому что метров через 50 увидел впереди призму второго КП.

"Третий этап выглядит простым. Сориентировать карту, пройти наискось к просеке и следовать по ней до призмы. Раз на карте показана просека, значит, она должна быть и на местности!" Третий КП не вызвал никаких проблем.

Теперь к четвертой призме! Сориентировать карту!

Этап до четвертого КП в изгибе ручья оказался длинным, и снова встал вопрос о выборе пути. "Бежать слева по полям? Нет, они могут быть засеяны, и тогда придется огибать каждое поле. По большаку вокруг? Слишком длинно. Напрямую? Судя по карте местность довольно пересеченная. Побегу-ка я по тропинке вниз до дороги, затем по ней до узкого участка поля, срежу через него влево и возьму азимут до угла, где течет ручей. Тогда у меня будет точная привязка, и если я не выйду прямо на КП, то добегу до дороги и хутора за ним".

Сказано - сделано. Нильс побежал вниз. Вот и широкое поле. Теперь через него влево в угол поля с ручьем. Сориентировать карту... Азимут, расстояние, счет шагов... Что предстоит пройти?
Проделав привычные операции, Нильс двинулся дальше. Вдоль ручья бежать было трудновато. Вскоре он миновал холм. Белый треугольник на карте означает памятник, но где же он? Нильс продолжал путь до следующего ручья. Призмы не видно. Похоже он сбился с азимута. В какую сторону идти по ручью? Влево или вправо. Нильс колебался. В этот момент появилась девочка. Она бежала вдоль ручья справа. "Ты была на КП?" -- негромко спросил Нильс. Девочка кивнула, и Нильс по ручью туда, откуда она пришла. "Повезло и мне", -- подумал Нильс, подбежав к призме.

С четвертого КП по радио сообщали на финиш о времени прохождения пункта спортсменами, чтобы болельщикам было интереснее. Нильс услышал, что контролеры обратили на него внимание. "Иду хорошо? Может, я лидер? Нет, прочь такие мысли. Надо сосредоточиться на оставшихся этапах. На следующем КП я должен попасть в "яблочко". Какой путь выбрать? Вправо по дороге до тропы и затем вверх до КП? Пожалуй так длинновато. Правда, можно сойти с дороги на слабом повороте у болота. А, чего там, путь напрямую выглядит простым, во всяком случае на карте. Пойду по азимуту прямо на обрыв. Неужели не справлюсь?!"

Нильс решил рискнуть. Пройден Скумакарторпет. Нильс прибавил скорость. Уточнил азимут на ходу и вскоре увидел впереди склон с обрывом. "Теперь правее обрыва, через бугорок, точно сориентировать карту и пробежать последнии 50 метров до болотца. Отлично, вот и призма!" Из всех взятых КП этот был пока самым трудным.

Теперь оставался последний КП, на повороте подвесной канатной дороги. Похоже, этап несложный. Нильс поспешил сказать себе: "Ты еще не финишировал -- не расслабляйся!"

Сориентировать карту. До тропинки меньше 100 метров. Нильс начал уставать, но скорость сбавлять нельзя! Первый участок оказался трудноватым, и здесь особенно помогли упражнения по технике ориентирования, которые он проделывал дома.

Крутой спуск. А вот и тропа. Теперь -- полный вперед! Промелькнула дорога. Еще быстрее! Так, впереди тропа разветвляется. Взгляд на карту подсказал - надо бежать прямо, в прежнем направлении. Тут Нильс выскочил к подвесной дороге, пошел по ней влево, и вот уже сделана отметкапоследнего КП.

Остается последний рывок. Нильс выскочил на поле. Вот и финиш на склоне перед большой мельницей. Отрадное зрелище! Ну, еще наддать!

У финишного коридора собралось много народу. Нильс услышал в динамике свое имя и название школы. Зрители аплодировали и подбадривали. Нильс пронесся под финишним полотном уставший, но счастливый. Сдав судьям карту и карточку участника, он отошел в сторонку. Дыхание вскоре пришло в норму -- верный признак того, что Нильс был отлично подготовлен физически.

Его время еще не объявили, и он пошел в душ помыться и переодеться. После душа, волнуясь, поспешил к щиту информации. Верно ли, что лидирует? В самом деле! Его фамилия стоит выше всех. Он опережает ближайшего соперника на две минуты. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь! На трассе еще много сильных ребят, они вполне могут обойти его. До чего же медленно тянется время... Но вот финишировал последний участник. Нильс был на седьмом небе от счастья. Он - чемпион Швеции среди школьников!

Дальше началась сплошная кутерьма... Приветствия друзей, вручение наград, крики "ура!", вопросы журналистов, путь домой... Но верхом торжества было, когда Нильс и его товарищи сошли с поезда у себя дома. Их встретили громогласными приветствиями друзья по школе и преподователь физкультуры с огромным букетом цветов в руках.

Засыпая вечером, Нильс обещал себе не зазнаваться, продолжать тренировки, чтобы на следующий год попытаться отстоять свой титул.

– вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, имея умение ориентироваться и хорошую физическую подготовленность.



Виды спортивного ориентирования

Ориентирование бегом

Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большом количестве разных дисциплин, например: заданном направлении ("ЗН"), по выбору ("ВО") и даже на маркированной трассе ("МТ"). Чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом проводятся c 1966 года.

Ориентирование на лыжах

Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в условиях устойчивого снежного покрова в дисциплинах: заданное направление, маркированная трасса.

Ориентатлон
(Ski-O-thlon)

Комбинация двух предыдущих видов. Соревнования в заданном направлении проводятся с использованием специальной карты, на которую нанесены лыжни, а также показаны виды лыжней в отношении скорости передвижения на лыжах.

Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на лыжах проводятся с 1975 года.

Ориентирование на велосипедах

    Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах:
  • заданное направление
  • маркированная трасса
  • по выбору
  • в комбинации этих видов.

Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде. Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на велосипедах проводятся с 2002 года.

Точное ориентирование, трейл-ориентирование

Международное название - Trail Orienteering (trail-O, также Pre-O, старое название - "ориентирование по тропам") - вид спорта, заключающийся в точной интерпретации ситуации на местности с помощью карты.

Участники за контрольное время преодолевают (обычно в заданной последовательности) дистанцию, состоящую из пунктов, на каждом из которых в пределах видимости располагаются несколько призм (флагов). Участники должны определить и зафиксировать, какая из этих призм (флагов) на местности соответствует обозначенной на карте и заданной легенде (возможно и никакая). При этом на карте могут намеренно отсутствовать некоторые имеющиеся на местности ориентиры.

Движение участников допускается только по разрешенным тропинкам (дорожкам) или маркированным участкам местности. Спортсмен может по своему выбору стартовать или пешком (бегом), или на велосипеде, или на одноместной коляске приводимой в движение руками или электромотором. Время прохождения дистанции в расчёт не принимается, результат определяется по количеству правильных ответов. На некоторых контрольных пунктах называемых "Тайм-КП" дополнительно фиксируется время принятия решения, но и в таком случае время передвижения между контрольными пунктами не учитывается.

Чемпионаты мира по точному ориентированию (World Trail Orienteering Championships - WTOC) проводятся с 2004 года. С 2013 года в программу Чемпионата мира включена дисциплина "Спринт". Спринт состоит из одних "Тайм-КП".



Виды соревнований

Ориентирование
в заданном направлении
("ЗН" )

Заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке.
В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой нанесены место старта, КП, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения КП. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

Соревнования по спортивному лабиринту (ультраспринт ) проводятся на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Длина дистанции составляет 100-500 м, карты лабиринта обычно имеют масштаб 1:100.

Ориентирование
по выбору
("ВО" )

– заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке.
Перед стартом каждому участнику выдается карта с нанесенным местом старта, финиша и контрольными пунктами.

    Существует два варианта проведения соревнований такого вида:
  • Прохождение дистанции от старта до финиша с требуемым количеством КП/очков за наименьшее время;
  • Набор наибольшего количества очков/КП за назначенное контрольное время.

Контрольным пунктам, в зависимости от сложности и дальности, назначаются баллы, а за превышение контрольного времени назначается штраф, как правило, путем вычитания из результата по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.

Ориентирование
на маркированной трассе
("МТ" )

– заключается в том, что участнику предоставляется спортивная карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту (иголкой или спец. компостером) расположение КП, которые встречает по пути.

На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф в зависимости от ошибки участника. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги.

Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.


Техника спортивного ориентирования

Перед тем, как вникать в секреты ориентирования, сначала необходимо уделить внимание одному из "главных инструментов" – карте .

Можно без всяких оговорок сказать, что карта – хрестоматия ориентировщика, ибо с ее помощью он может выяснить характер и особенности местности. Но для уяснения всего этого нужно, конечно, "научиться грамоте", а это значит, научиться читать карту.

Условные знаки спортивных карт

Если умеешь читать карту, то уже с помощью ее одной можешь добраться до намеченной цели и определенно разумнее, чем с помощью одного лишь компаса. С помощью компаса, правда, ты можешь при любых условиях идти в желаемом направлении, но без карты ты как слепой. Карта – важнейший инструмент ориентировщика. Лучшая для ориентирования – спортивная карта.

Для обозначения на карте объектов местности и ее рельефа используются различные условные знаки. Если мы считаем карту хрестоматией ориентировщика, то условные знаки – это азбука, по которой ориентировщик составляет единые и по своему значению ясные слова и предложения.

Жидкостной компас

Лучший друг ориентировщика – компас . Без него было бы трудно выйти из запутанной местности к намеченной цели наиболее прямой дорогой.

Компасу мы должны верить даже тогда, когда наше собственное "верное" чутье переворачивает все вверх дном, указывая вместо севера на юг и наоборот.

С помощью карты и компаса можно ориентироваться на местности и точно выдержать намеченный путь. Но прежде необходимо научиться правильно ориентировать карту и находить на ней точку стояния.

Способы ориентирования карты

Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя сторона рамки была направлена на север, а нижняя – на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и установите карту так, чтобы север на карте совпадал с направлением, указываемым стрелкой компаса.

Ориентировать карту можно и другим способом. Встаньте на какую-нибудь линию местности, обозначенную на карте. Допустим, такой линией будет дорога.

Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпадало с направлением дороги на местности. При этом нужно убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, как и на карте.


Ориентирование карты по направлению на ориентир

Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Следует помнить, что каждый раз при сопоставлении местности и карты, надо начинать с ориентирования карты. Вначале это может показаться делом не столь уж легким, но вскоре будет заметно, какую пользу это дает.

Способы движения по маршруту с помощью карты

Чтобы пройти от одной точки до другой, существует два совершенно различных способа. Один из них основан на чтении карты и выборе по ней наилегчайшего пути, а другой предполагает прямое хождение по азимуту . Поясним, что мы имеем в виду под этими способами.

Представь себе, что тебе необходимо пройти от одного села к другому. Положившись только на карту, ты сможешь пройти к своей цели придерживаясь надежных и легко обнаруживаемых на местности объектов, таких, как тропы, дорога, русло ручья или край пашни. Если ты прошел по маршруту таким способом, можно сказать, что ты прибег лишь к чтению карты , чтобы выйти к желаемому пункту.

А теперь предположим, что тебе нужно добраться от села к озеру. Прямо через лес намного короче, чем по обходной дороге. В данном случае тебе придется определить азимут и следовать по нему через лес прямо к озеру. Это и есть хождение по азимуту .

Угол между направлением на север и направлением на заданный предмет (ориентир) называют азимутом. Движение по азимуту – это умение выдержать с помощью компаса заданное направление пути и выйти к намеченному пункту. Для этого предварительно по карте определяется маршрут движения, определяются азимуты участков и расстояния, которые необходимо пройти на каждом участке.

Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают считать от севера вправо, то есть по ходу часовой стрелки. Азимут измеряют от 0 до 360 градусов. Так же идут и деления на компасе.

Постоянно сличайте карту с местностью ! Основой ориентирования является то, что ориентировщик всегда должен знать на карте точку своего стояния. А это возможно лишь тогда, когда тщательно следишь за картой и местностью, т.е. контролируешь направление движения и пройденное тобой расстояние (измерение расстояния на карте и на местности см. тему "Топография и ориентирование").



Дистанции спортивного ориентирования

Классификация дистанций

Дистанция – трасса соревнований от старта до финиша.

    Дистанции по насыщенности задачами ориентирования
    и требованиям к физической подготовленности участников
    подразделяется на классы:
  • ВС - всероссийских соревнований;
  • МС – мастера спорта;
  • КМС – кандидата в мастера спорта;
  • дистанции класса 1-го разряда;
  • дистанция класса массовых разрядов.

Оборудование дистанции по спортивному ориентированию

    В районе соревнований оборудуются :
  • предварительный старт (место регистрации стартующих участников);
  • пункт выдачи карт;
  • технический старт;
  • точка начала ориентирования (пункт К);
  • контрольные пункты - КП ;
  • маркированные участки (от технического старта до точки начала ориентирования;
    от последнего КП до финиша и др.);
  • финиш (пункт передачи эстафеты);
  • другие необходимые для каждого вида ориентирования объекты (пункты питания, пункты первой медицинской помощи, места для зрителей и представителей прессы).

У предварительного старта должны быть часы или иное устройство, показывающее судейское время (текущее время соревнований).

Дистанция соревнований на маркированной трассе размечается на местности от точки начала ориентирования до финиша.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30 х 30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (допускается красное) – внизу.

  • 1 – призма КП с номером;
  • 2 – двойной компостер с номером КП;
  • 3 – опора для подвешивания КП

Каждому КП дается обозначение и для этого используются двухзначные и трехзначные числа, начиная с 31. Номера, которые могут быть неоднозначно прочитаны (66,68,86,89,98,99 и т.п.), для обозначения КП использовать запрещается. Обозначение должно быть одно, сколько бы дистанций ни сходилось на данном КП (кроме соревнований "МТ").

Образец оборудования КП устанавливают близ старта не позднее, чем за 30 минут до старта 1-го участника.

КП снабжаются средствами отметки , которые прикрепляются в непосредственной близости от призмы. Количество средств отметки должно быть таким, чтобы не вызывать задержки участников.

Все КП одной дистанции оборудуются однотипно и снабжаются средствами отметки одинаковой конструкции.

Посещение КП участником контролируется с помощью документа – контрольной карточки , которая может быть совмещена с картой. Карточка участника должна ясно показать, что все КП были посещены. Карточка должна иметь возможность произвести резервную (R) отметку. Если на контрольной карточке отсутствует правильная отметка какого-либо КП или она не определяется однозначно, результат участника может быть аннулирован. Результат участника, потерявшего контрольную карточку, не сдавшего ее на финише или прошедшего КП в ином, по сравнению с заданным, порядке, может быть аннулирован.

Отметка КП на маркированной трассе производится так: участник фиксирует место положения КП проколом полученной на старте карты иглой диаметром не более 1 мм. Прокол КП участник отмечает крестом при помощи цветного карандаша, находящегося на следующем КП. Последнее КП отмечается на рубеже отметки. За ошибку в нанесении КП более, чем на 2 мм участник получает штраф (в минутах или штрафных кругах)

На Международных, Всероссийских соревнованиях функцию контрольной карточки может выполнять специальное устройство, входящее в систему электронного контроля посещения КП – ЧИП . Электронная система отметки позволяет контролировать движение спортсмена по дистанции.



Легенды КП

К предварительной информации, которую спортсмен получает до старта, относится графическое описание места положения КП при помощи символов (пиктограмм) – легенды КП.



Легенды КП позволяют действовать в районе расположений пунктов более осмысленно и быстро . А это значит, что можно сэкономить время при "взятии" КП.

Над таблицей с символами указывается возрастная группа участников, длина дистанции по прямой между КП и суммарный набор высоты по оптимальному пути, а под таблицей – расстояние от последнего КП до финиша и наличие на этом пути маркировки.

Описания местоположения КП

Описания КП находятся в порядке, в котором нужно посетить КП, и могут включать специальные инструкции, такие как длину и характер любого маркированного участка дистанции. Толстая горизонтальная линия, должна использоваться после каждых четырех описаний и с обеих сторон любого специального указания.


Самая трудная и сложная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании – выбор маршрута . По какому пути следует двигаться? Обойти ли раскинувшееся впереди поле или промчаться прямо напропалую?

При решении проблемы выбора маршрута нужно в первую очередь принять во внимание два момента. Во-первых, надежность , т.е. возможность избежать движения по неправильному маршруту или уменьшить вероятность сбиться с пути, и во-вторых, скорость .

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные "секреты", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.

Компас. Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от 0 до 9

Прежде чем начинать осваивать технику ориентирования необъодимо ознакомиться с , разобраться в том, что такое

Теперь, когда Вы узнали условные знаки и спортивную карту, продолжим постепенно осваивать технику ориентирования: выработать умение ориентировать карту, сличать ее с местностью и местность с картой.

Ориентирование карты. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого приступим к "чтению" карты - сопоставим местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Особенность спортивных карт - читаемость с любого направления и даже "вверх ногами". Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Важную роль при чтении карты играет "память карты", т.е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. "Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.

Движение по азимут у. Любое направление может быть выражено как угол по отношению к направлению на север. Это направление под заданным углом и называется "азимутом". Держать азимут просто, если использовать ориентировочный компас с платформой.

Несколько простых советов:

¤ установите компас на карте таким образом, чтобы продольная сторона платформы соединяла начальную и конечную точки маршрута;
¤ вращайте колбу компаса, пока красные линии на колбе не станут параллельны направлению меридиана на карте. Двойная риска на колбе должна смотреть в сторону севера!;
¤ снимите компас с карты и держите его перед собой так, чтобы продольная грань платформы смотрела от вас;
¤ поворачивайтесь вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки не окажется между двойной риской на колбе компаса;
¤ выберете далеко впереди какой-то ориентир и двигайтесь к нему, затем повторите все операции сначала.

Чтобы выдержать на местности азимутный ход, с определенным компасом, необходимо периодически делать "проверку" - засечку ориентиров по направлению движения. Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход. Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в "мешок" (к пересечению двух линейных ориентиров). Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели. При азимутном движении на расстояние больше 200 м не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. "Азимутное чутье" приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.

Измерение расстояний. Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте - на глаз или по шкале планки компаса, на местности - на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте - линейкой компаса, на местности - парами шагов. Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения. Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д. Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.

Движение по цепочке ориентиро в. Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.