Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Государственный тренер (по виду спорта)
Должностные обязанности. Обеспечивает проведение государственной политики развития вида спорта на территории Российской Федерации. Взаимодействует с всероссийской федерацией по виду спорта, представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных, медицинских и других государственных учреждений по обеспечению организации и проведения спортивных мероприятий, по пропаганде развития вида спорта в субъектах Российской Федерации. Вносит в установленном порядке предложения по привлечению тренерских кадров для работы со спортивными сборными командами. Координирует работу физкультурно-спортивных организаций, тренеров и специалистов, принимающих участие в подготовке резерва спортивных сборных команд. Организует проведение в спортивных сборных командах работы по патриотическому воспитанию спортсменов, по профилактике и предотвращению нарушений антидопинговых правил. Обеспечивает разработку и совершенствование комплексных целевых программ совместно с тренерским составом и всероссийской федерацией по виду спорта. Обеспечивает постоянный контроль за эффективностью подготовки ближайшего резерва кандидатов в спортивные сборные команды. Осуществляет контроль за поэтапным выполнением комплексных целевых программ по виду спорта. Обеспечивает организацию и проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Проводит совместно с тренерским составом и специалистами спортивных сборных команд анализ выполнения планов подготовки спортсменов и результатов их выступлений на международных спортивных соревнованиях, вносит предложения по корректировке планов подготовки. Обеспечивает внедрение новейших методик подготовки спортсменов по виду спорта в практику тренировочного процесса. Проводит анализ работы тренеров спортивных сборных команд по подбору наиболее перспективных спортсменов в состав резерва спортивных сборных команд. Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке планы обеспечения спортивных сборных команд инвентарем, оборудованием, спортивной базой. Вносит рекомендации по внедрению новых образцов материального оснащения в подготовку спортивных сборных команд. Подготавливает предложения по развитию вида спорта для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета; положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта; Устав Олимпийского комитета России; современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности; основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи; порядок обеспечения безопасности проводимых соревнований; основы психологии; педагогику, спортивную гигиену; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; Международный стандарт ВАДА по тестированию; Международный стандарт ВАДА "Запрещенный список"; Международный стандарт ВАДА "Международный стандарт по терапевтическому использованию"; порядок составления и ведения первичной учетно-отчетной документации; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной информацией; основы трудового и налогового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) либо по непосредственной подготовке спортсмена - члена спортивной сборной команды не менее 5 лет или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) не менее 2 лет.
Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности .
Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знат ь :
Принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;
Теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;
Особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;
Санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;
Особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.
Тренер-преподаватель должен уметь :
Определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;
Применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;
Определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;
Корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;
Владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;
Организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;
Прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;
Проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.
К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:
1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;
2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;
3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;
4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий - его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;
5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;
6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта - во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.
Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций - учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. - тренер выполняет также специфические функции - судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др. (подробнее о функциях тренера см. в книге А. Я. Корха «Тренер: деятельность и личность»).
Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.
Функция обучения , свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию .
Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом - последнее свойственно тренерам ДЮСШ.
Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:
1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;
2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;
3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.
Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.
Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намереваются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в будущей профессиональной деятельности, и быть готовым преодолевать их.
Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.
В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достижений, олимпийском, профессиональном.
Главная цель этого спорта - раскрытие биологических резервов организма, его адаптационных возможностей на предельных или субпредельных уровнях. В этом смысле спорт является гигантской лабораторией, позволяющей раскрывать потенциальные запасы физических и морально-волевых способностей людей. И в этом плане достигнуты огромные результаты. Достаточно сказать, что почти все рекорды первых Олимпийских игр (1896г.) укладываются в нормы современного III-го спортивного разряда.
Едва ли не ежегодно совершенствуются спортивная техника способы выполнения двигательных действий методы обучения и тренировки, более конкретными и целенаправленными становятся способы развития физических способностей и их сочетаний. Совершенствуются методы контроля за процессами физического развития. В ряде случаев информация, которую студент физкультурного вуза получил на 1-2 курсах, значительно устаревает к тому времени, когда молодой специалист начинает свою спортивно-педагогическую деятельность.
Другими словами, надо обладать надежной теоретико-методической базой, чтобы быть в состоянии оперативно пополнять и углублять ее новыми знаниями в процессе профессиональной деятельности.
Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.
В самом деле, тренировки проводятся ежедневно (иногда до 2 раз в день по несколько часов подряд). Много времени уходит еще и на поездки на тренировку. Все это в совокупности создает большую физическую, психическую, эмоциональную нагрузку. В связи с такой занятостью остается мало времени на чтение литературы, образование, культурные мероприятия, личную жизнь и быт.
В то же время спортсменам часто приходят в голову мысли: "А для чего все это? Кому это нужно?"
Действительно, куда проще и без особых затрат физических сил и интеллектуальных способностей пойти в бар, на дискотеку, потанцевать, пообщаться с друзьями, посидеть у телевизора, полежать на диване. Наконец, просто позаниматься физическими упражнениями в виде спортивных игр, бега, гимнастики в собственное удовольствие, не ограничивая себя определенным видом, формой организации занятий и их продолжительностью, вместо того, чтобы месяцами, годами "тянуть лямку" тренировок и соревнований.
Задачи тренера - сформировать мотивы, стимулы у молодых людей для самоотверженной, во многом педантичной спортивной деятельности, воспитать потребность в ней, хотя это связано и с некоторыми элементами аскетизма в быту и в жизни.
Долг тренера - раскрыть романтику спорта, восхождения к его высотам, неистребимую жажду самосовершенствования, восхитительный "вкус" победы, перспективы побывать в различных городах и странах. Не последнее значение имеет и материальная сторона дела: обеспечение спортивной обувью и одеждой, инвентарем и оборудованием высокого класса, стипендиями и окладами, призовыми и премиальными вознаграждениями.
Поэтому очень важно тренеру воспитывать у спортсменов волю, настойчивость, умение "терпеть" на дистанции, на ковре, ринге, площадке.
В настоящее время наем на работу и определение заработной платы тренера осуществляются, как правило, на контрактной и конкурсной основе. Следовательно, не взирая на диплом о высшем образовании, лучшее место и более высокие оклады получат те претенденты, которые фактически, а не на словах, больше знают и лучше умеют. Основой этого является учеба в вузе и постоянное, каждодневное, самообразование, совершенствование методов учебно-тренировочного процесса.
Тренер по спорту может работать в ДЮСШ, школах олимпийского резерва, в сборных командах спортивных обществ, сборных командах городов, республик, в национальных сборных командах России, а также и за рубежом.
Спорт противоречив. Он не только формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, но может поразить человека крайним эгоизмом. Честолюбие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт - это жизнь, наполненная борьбой и радостью победы, утверждение человеческого достоинства, форма проявления нравственной и физической красоты.
Рекордсмен или чемпион страны, Европы, мира это не уникум, не сверхчеловек и не заурядная личность, единственным богатством которой являются выдающиеся физические способности, дарованные ему природой. Это сформированный в процессе совместного творчества тренера и его самого человек из «завтрашнего дня» первопроходец, который открывает новый путь или делает новый шаг к неизвестным пока загадочным и неисчерпаемым биологическим резервам, к раскрытию человеческих возможностей в двигательной деятельности.
Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова.
Возьмем пример из другой области деятельности. Случается так, что летчика в 35-38 лет отстраняют от полетов. Можно себе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, здоровый, крепкий опытный пилот, по существу, еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушая гул моторов, зная, что ему уже больше не дадут летать.
В спорте так бывает часто. Сильный и еще очень молодой по общечеловеческим меркам жаждущий побед человек не в состоянии состязаться с более молодыми соперниками, пришедшими ему на смену. Его не включают больше в команду, в которой он выступал много лет, он «старичок». Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до тридцати лет. О нем уже не пишут газеты, не говорят по радио, его не показывают по телевизору, болельщики не аплодируют и не подносят цветов. Да и его экономическое положение, если он не накопил денег и имущества, сразу же резко ухудшается. Такие удары конечно трудно выдержать. И если спортсмен еще задолго до окончания своей спортивной карьеры не подготовился в материальном и психологическом плане к этому все может обернуться тяжелыми, драматическими последствиями. Как помочь ему пережить эту тяжелую психологическую травму.
И тут самую действенную помощь может оказать тренер - наставник и друг. По мере накопления жизненного и профессионального опыта, углубления и расширения своих специальных знаний, постоянного общения в сфере своей профессии тренер постоянно поднимается по ступенькам своего профессионального мастерства и выходит на тот уровень, когда он уже может готовить своих воспитанников на уровне абсолютных для каждого конкретного отрезка времени рекордов, открывать и использовать какую-то новую часть биологических резервов организма человека. И порой ему кажется, что это - предел. На самом деле истинные пределы возможностей человека в двигательной деятельности далеко не исчерпаны. Поэтому и современные рекорды ни в коей мере не являются абсолютными. В этом - романтика поиска и залога новых открытий в работе тренера.
В спорте время от времени появляются феномены, ошеломляющие на некоторое время своими фантастическими результатами весь мир и вызывающие сомнения в возможности соревноваться с ними на равных условиях. Некоторые рекорды мира продержались по 20-25 лет (Ж. Регуло, Д. Оуэнс). Однако проходит какое-то время и на смену им появляются другие спортсмены, показывающие еще более высокие результаты.
Современные тренеры стоят еще в самом начале разработки целины, имя которой - человеческие возможности. И величие труда педагога состоит в том, что он постоянно ищет и находит новые пути и методы совершенствования физических и духовных качеств своих воспитанников. Будущее принадлежит союзу тренера с наукой.
Рекорд, например, - это годы поисков, усилий, аскетизма, труда, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и их предшественников и современников спортсменов, тренеров, ученых. В момент установления высшего достижения ярко проявляются физическая мощь и нравственная красота человека, в одно это мгновение раскрывается вся его сущность. Этот момент подводит итог его стремлениям, дает высокую оценку его воле, организованности, венчает славой победителя и открывает дорогу к дальнейшим, более высоким достижениям самого спортсмена или его последователям и соперникам.
Задача тренера – в том, чтобы воспитать у спортсмена способность всегда быть «заряженным» на борьбу, на победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не может остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить во чтобы то ни стало и благородное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.
Педагог должен постоянно учить своих воспитанников владеть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безграничному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются порядочность, твердость характера, воля и самообладание, которые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, собранности, а значит и степень эффективности воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.
Всему миру известно выдающееся педагогическое мастерство одного из ведущих тренеров страны В.И. Алексеева, воспитавшего десятки мастеров международного класса по различным видам легкой атлетики. Среди его воспитанников - чемпионы и рекордсмены страны, Европы, мира, Олимпийских игр по прыжкам, метанию копья, толканию ядра, мужчины и женщины.
Любая личность всегда носит в себе задатки неповторимости, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительности. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для своего воспитанника.
Спорт - это область интересного и интенсивного творчества ученых, тренеров и самих спортсменов. Творчество направлено на создание новой техники, тактики, методики тренировки.
В системе "спортсмен - тренер - наука" еще задолго до появления рекорда планируются определенные результаты, заранее "конструируется" динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результатов и т.д. В процессе занятий физической подготовкой тренер выступает не только как педагог, но и как математик и психолог, архитектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенствовать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борьбы.
Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, беговая дорожка с искусственным покрытием, пластиковые шесты и лыжи способ плавания "дельфин" и прыжок в высоту "фосбери-флоп", моноласты, фристайл и многое другое.
Уникальная особенность спорта заключается в том, что в процессе тренировок и, особенно, соревнований, личность проявляется всесторонне, в комплексе всех (или почти всех) своих достоинств и недостатков. Мало есть видов деятельности, в которых человек находился бы в таких стрессовых условиях или решал бы в считанные мгновения множество в высшей степени сложных и важных для данного момента задач.
И положение тренера тоже уникально. Он имеет возможность видеть своего ученика в весьма сложных и ответственных условиях, оценить его поведение, выявить его сильные и слабые стороны и найти нестандартные выходы, способы воздействия на спортсмена на основе своего представления об особенностях его характера, психики.
Это зависит от опыта тренера, степени его образованности, широты кругозора, уровня и характера знаний педагогики и психологии, интуиции и некоторых других причин.
Известно, что один и тот же человек в разных ситуациях будет выглядеть и действовать по-разному, так же как разные люди в одной и той же ситуации могут действовать далеко не одинаково. И тренеру зачастую более интересно знать не то, что объединяет данного человека с другим, а то, что составляет его индивидуальность, исключительность. При этом решающим в оценке спортсмена является не его отношение к спорту, а к жизни в целом, к труду, деятельности, людям. Важны и его установка, ценностные ориентации, идеалы, чувство долга и ответственности за любое дело, которое он делает.
Много времени сэкономит и позволит сохранить больше сил правильная организация труда тренера. Ему зачастую приходится начинать свой рабочий день очень рано, а заканчивать довольно поздно, работать по субботам, воскресеньям и праздничным дням, часто выезжать в командировки.
В связи с этим первым условием хорошей организации его труда является составление плана занятий в личное и служебное время и контроль за его выполнением, что позволит упорядочить труд и быт, более или менее реально определить время не только для работы, но и для организации собственного быта, личной жизни, для семьи.
Целесообразно продумывать и планировать всю учебно-тренировочную работу с учетом необходимости проведения календарных соревнований, товарищеских и матчевых встреч и других мероприятий. Кроме того, надо всегда держать в поле зрения вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, своевременной закупкой и ремонтом спортинвентаря и оборудования, обуви, одежды, спортивной формы.
В организацию труда тренера входит оборудование своего рабочего места, обеспечение специальной литературой, посещение курсов, семинаров, соревнований.
И в заключении хочется отметить, что нынешним студентам первого курса после окончания института будет труднее, чем их предшественникам, выводить своих учеников на уровень мировых достижений, поскольку этот уровень будет выше чем сейчас. Но зато они, наверно, будут владеть более совершенными приборами, более надежными методами, более глубокими и обширными знаниями. И в этом смысле они будут богаче своих предшественников и старших товарищей. У них будут совершенно новые взгляды на возможности человека. И эти свои взгляды они смогут передать своим ученикам, убедить их, что все рекорды, установленные до них, - дело прошлого, а они должны работать на будущее.