Государственный тренер (по виду спорта). Недостатки профессии тренер

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н

Государственный тренер (по виду спорта)

Должностные обязанности. Обеспечивает проведение государственной политики развития вида спорта на территории Российской Федерации. Взаимодействует с всероссийской федерацией по виду спорта, представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных, медицинских и других государственных учреждений по обеспечению организации и проведения спортивных мероприятий, по пропаганде развития вида спорта в субъектах Российской Федерации. Вносит в установленном порядке предложения по привлечению тренерских кадров для работы со спортивными сборными командами. Координирует работу физкультурно-спортивных организаций, тренеров и специалистов, принимающих участие в подготовке резерва спортивных сборных команд. Организует проведение в спортивных сборных командах работы по патриотическому воспитанию спортсменов, по профилактике и предотвращению нарушений антидопинговых правил. Обеспечивает разработку и совершенствование комплексных целевых программ совместно с тренерским составом и всероссийской федерацией по виду спорта. Обеспечивает постоянный контроль за эффективностью подготовки ближайшего резерва кандидатов в спортивные сборные команды. Осуществляет контроль за поэтапным выполнением комплексных целевых программ по виду спорта. Обеспечивает организацию и проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Проводит совместно с тренерским составом и специалистами спортивных сборных команд анализ выполнения планов подготовки спортсменов и результатов их выступлений на международных спортивных соревнованиях, вносит предложения по корректировке планов подготовки. Обеспечивает внедрение новейших методик подготовки спортсменов по виду спорта в практику тренировочного процесса. Проводит анализ работы тренеров спортивных сборных команд по подбору наиболее перспективных спортсменов в состав резерва спортивных сборных команд. Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке планы обеспечения спортивных сборных команд инвентарем, оборудованием, спортивной базой. Вносит рекомендации по внедрению новых образцов материального оснащения в подготовку спортивных сборных команд. Подготавливает предложения по развитию вида спорта для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета; положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта; Устав Олимпийского комитета России; современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности; основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи; порядок обеспечения безопасности проводимых соревнований; основы психологии; педагогику, спортивную гигиену; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; Международный стандарт ВАДА по тестированию; Международный стандарт ВАДА "Запрещенный список"; Международный стандарт ВАДА "Международный стандарт по терапевтическому использованию"; порядок составления и ведения первичной учетно-отчетной документации; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной информацией; основы трудового и налогового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) либо по непосредственной подготовке спортсмена - члена спортивной сборной команды не менее 5 лет или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) не менее 2 лет.

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности .

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знат ь :

Принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

Теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

Особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

Санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

Особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь :

Определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

Применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

Определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

Корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

Владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

Организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

Прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;

Проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.


К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий - его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;

5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта - во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций - учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. - тренер выполняет также специфические функции - судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др. (подробнее о функциях тренера см. в книге А. Я. Корха «Тренер: деятельность и личность»).

Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.

Функция обучения , свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию .

Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом - последнее свойственно тренерам ДЮСШ.

Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:

1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;

2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;

3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.

Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намерева­ются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в буду­щей профессиональной деятельности, и быть готовым преодоле­вать их.

Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.

В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достиже­ний, олимпийском, профессиональном.

Главная цель этого спорта - раскрытие биологических ре­зервов организма, его адаптационных возможностей на предель­ных или субпредельных уровнях. В этом смысле спорт является гигантской лабораторией, позволяющей раскрывать потенциаль­ные запасы физических и морально-волевых способностей лю­дей. И в этом плане достигнуты огромные результаты. Достаточно сказать, что почти все рекорды первых Олимпийских игр (1896г.) укладываются в нормы современного III-го спортивного разряда.

Едва ли не ежегодно совершенствуются спортивная техника способы выполнения двигательных действий методы обучения и тренировки, более конкретными и целенаправленными становят­ся способы развития физических способностей и их сочетаний. Совершенствуются методы контроля за процессами физического развития. В ряде случаев информация, которую студент физкультурного вуза получил на 1-2 курсах, значительно устаревает к тому времени, когда молодой специалист начинает свою спортивно-педагогическую деятельность.

Другими словами, надо обладать надежной теоретико-методической базой, чтобы быть в состоянии оперативно попол­нять и углублять ее новыми знаниями в процессе профессио­нальной деятельности.

Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.

В самом деле, тренировки проводятся ежедневно (иногда до 2 раз в день по несколько часов подряд). Много времени ухо­дит еще и на поездки на тренировку. Все это в совокупности соз­дает большую физическую, психическую, эмоциональную нагруз­ку. В связи с такой занятостью остается мало времени на чтение литературы, образование, культурные мероприятия, личную жизнь и быт.

В то же время спортсменам часто приходят в голову мысли: "А для чего все это? Кому это нужно?"



Действительно, куда проще и без особых затрат физических сил и интеллектуальных способностей пойти в бар, на дискотеку, потанцевать, пообщаться с друзьями, посидеть у телевизора, по­лежать на диване. Наконец, просто позаниматься физическими упражнениями в виде спортивных игр, бега, гимнастики в собст­венное удовольствие, не ограничивая себя определенным видом, формой организации занятий и их продолжительностью, вместо того, чтобы месяцами, годами "тянуть лямку" тренировок и сорев­нований.

Задачи тренера - сформировать мотивы, стимулы у моло­дых людей для самоотверженной, во многом педантичной спор­тивной деятельности, воспитать потребность в ней, хотя это свя­зано и с некоторыми элементами аскетизма в быту и в жизни.

Долг тренера - раскрыть романтику спорта, восхождения к его высотам, неистребимую жажду самосовершенствования, вос­хитительный "вкус" победы, перспективы побывать в различных городах и странах. Не последнее значение имеет и материальная сторона дела: обеспечение спортивной обувью и одеждой, инвен­тарем и оборудованием высокого класса, стипендиями и окладами, призовыми и премиальными вознаграждениями.

Поэтому очень важно тренеру воспитывать у спортсменов волю, настойчивость, умение "терпеть" на дистанции, на ковре, рин­ге, площадке.

В настоящее время наем на работу и определение заработной платы тренера осуществляются, как правило, на контрактной и конкурсной основе. Следовательно, не взирая на диплом о высшем образовании, лучшее место и более высокие оклады по­лучат те претенденты, которые фактически, а не на словах, больше знают и лучше умеют. Основой этого является учеба в вузе и постоянное, каждодневное, самообразование, совершенствова­ние методов учебно-тренировочного процесса.

Тренер по спорту может работать в ДЮСШ, школах олим­пийского резерва, в сборных командах спортивных обществ, сборных командах городов, республик, в национальных сборных командах России, а также и за рубежом.

Спорт противоречив. Он не только формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, но может поразить человека крайним эгоизмом. Честолю­бие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт - это жизнь, наполненная борьбой и радостью победы, утверждение человеческого достоинства, форма прояв­ления нравственной и физической красоты.

Рекордсмен или чемпион страны, Европы, мира это не уни­кум, не сверхчеловек и не заурядная личность, единственным бо­гатством которой являются выдающиеся физические способно­сти, дарованные ему природой. Это сформированный в процессе совместного творчества тренера и его самого человек из «завтрашнего дня» первопроходец, который открывает новый путь или делает новый шаг к неизвестным пока загадочным и не­исчерпаемым биологическим резервам, к раскрытию человече­ских возможностей в двигательной деятельности.

Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова.

Возьмем пример из другой области деятельности. Случает­ся так, что летчика в 35-38 лет отстраняют от полетов. Можно се­бе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, здоро­вый, крепкий опытный пилот, по существу, еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушая гул моторов, зная, что ему уже больше не дадут летать.

В спорте так бывает часто. Сильный и еще очень молодой по общечеловеческим меркам жаждущий побед человек не в со­стоянии состязаться с более молодыми соперниками, пришедши­ми ему на смену. Его не включают больше в команду, в которой он выступал много лет, он «старичок». Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до три­дцати лет. О нем уже не пишут газеты, не говорят по радио, его не показывают по телевизору, болельщики не аплодируют и не под­носят цветов. Да и его экономическое положение, если он не на­копил денег и имущества, сразу же резко ухудшается. Такие уда­ры конечно трудно выдержать. И если спортсмен еще задолго до окончания своей спортивной карьеры не подготовился в матери­альном и психологическом плане к этому все может обернуться тяжелыми, драматическими последствиями. Как помочь ему пережить эту тяжелую психологическую травму.

И тут самую действенную помощь может оказать тренер - наставник и друг. По мере накопления жизненного и профессио­нального опыта, углубления и расширения своих специальных знаний, постоянного общения в сфере своей профессии тренер постоянно поднимается по ступенькам своего профессионального мастерства и выходит на тот уровень, когда он уже может гото­вить своих воспитанников на уровне абсолютных для каждого кон­кретного отрезка времени рекордов, открывать и использовать ка­кую-то новую часть биологических резервов организма человека. И порой ему кажется, что это - предел. На самом деле истинные пределы возможностей человека в двигательной деятельности далеко не исчерпаны. Поэтому и современные рекорды ни в коей мере не являются абсолютными. В этом - романтика поиска и за­лога новых открытий в работе тренера.

В спорте время от времени появляются феномены, оше­ломляющие на некоторое время своими фантастическими резуль­татами весь мир и вызывающие сомнения в возможности сорев­новаться с ними на равных условиях. Некоторые рекорды мира продержались по 20-25 лет (Ж. Регуло, Д. Оуэнс). Однако прохо­дит какое-то время и на смену им появляются другие спортсмены, показывающие еще более высокие результаты.

Современные тренеры стоят еще в самом начале разра­ботки целины, имя которой - человеческие возможности. И вели­чие труда педагога состоит в том, что он постоянно ищет и находит новые пути и методы совершенствования физических и ду­ховных качеств своих воспитанников. Будущее принадлежит союзу тренера с наукой.

Рекорд, например, - это годы поисков, усилий, аскетизма, труда, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и их предшественников и современников спортсме­нов, тренеров, ученых. В момент установления высшего достиже­ния ярко проявляются физическая мощь и нравственная красота человека, в одно это мгновение раскрывается вся его сущность. Этот момент подводит итог его стремлениям, дает высокую оцен­ку его воле, организованности, венчает славой победителя и от­крывает дорогу к дальнейшим, более высоким достижениям само­го спортсмена или его последователям и соперникам.

Задача тренера – в том, чтобы воспитать у спортсмена способность всегда быть «заряженным» на борьбу, на победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не мо­жет остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить во чтобы то ни стало и благо­родное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.

Педагог должен постоянно учить своих воспитанников вла­деть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безгранич­ному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются порядочность, твердость характера, воля и самообладание, кото­рые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, собранности, а значит и степень эффективно­сти воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.

Всему миру известно выдающееся педагогическое мастер­ство одного из ведущих тренеров страны В.И. Алексеева, воспи­тавшего десятки мастеров международного класса по различным видам легкой атлетики. Среди его воспитанников - чемпионы и ре­кордсмены страны, Европы, мира, Олимпийских игр по прыжкам, метанию копья, толканию ядра, мужчины и женщины.

Любая личность всегда носит в себе задатки неповторимо­сти, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительно­сти. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для своего воспитанника.

Спорт - это область интересного и интенсивного творчества ученых, тренеров и самих спортсменов. Творчество направлено на создание новой техники, тактики, методики тренировки.

В системе "спортсмен - тренер - наука" еще задолго до по­явления рекорда планируются определенные результаты, зара­нее "конструируется" динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результатов и т.д. В процессе занятий физической подготовкой тренер высту­пает не только как педагог, но и как математик и психолог, архи­тектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенство­вать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борь­бы.

Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, беговая дорожка с искусственным покрытием, пластиковые шесты и лыжи способ плавания "дельфин" и прыжок в высоту "фосбери-флоп", моно­ласты, фристайл и многое другое.

Уникальная особенность спорта заключается в том, что в процессе тренировок и, особенно, соревнований, личность прояв­ляется всесторонне, в комплексе всех (или почти всех) своих дос­тоинств и недостатков. Мало есть видов деятельности, в которых человек находился бы в таких стрессовых условиях или решал бы в считанные мгновения множество в высшей степени сложных и важных для данного момента задач.

И положение тренера тоже уникально. Он имеет возмож­ность видеть своего ученика в весьма сложных и ответственных условиях, оценить его поведение, выявить его сильные и слабые стороны и найти нестандартные выходы, способы воздействия на спортсмена на основе своего представления об особенностях его характера, психики.

Это зависит от опыта тренера, степени его образованности, широты кругозора, уровня и характера знаний педагогики и психо­логии, интуиции и некоторых других причин.

Известно, что один и тот же человек в разных ситуациях бу­дет выглядеть и действовать по-разному, так же как разные люди в одной и той же ситуации могут действовать далеко не одинако­во. И тренеру зачастую более интересно знать не то, что объеди­няет данного человека с другим, а то, что составляет его индиви­дуальность, исключительность. При этом решающим в оценке спортсмена является не его отношение к спорту, а к жизни в це­лом, к труду, деятельности, людям. Важны и его установка, цен­ностные ориентации, идеалы, чувство долга и ответственности за любое дело, которое он делает.

Много времени сэкономит и позволит сохранить больше сил правильная организация труда тренера. Ему зачастую приходится начинать свой рабочий день очень рано, а заканчивать довольно поздно, работать по субботам, воскресеньям и праздничным дням, часто выезжать в командировки.

В связи с этим первым условием хорошей организации его труда является составление плана занятий в личное и служебное время и контроль за его выполнением, что позволит упорядочить труд и быт, более или менее реально определить время не только для работы, но и для организации собственного быта, личной жизни, для семьи.

Целесообразно продумывать и планировать всю учебно-тренировочную работу с учетом необходимости проведения календарных соревнований, товарищеских и матчевых встреч и дру­гих мероприятий. Кроме того, надо всегда держать в поле зрения вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, своевременной закупкой и ремонтом спортинвентаря и оборудо­вания, обуви, одежды, спортивной формы.

В организацию труда тренера входит оборудование своего рабочего места, обеспечение специальной литературой, посещение курсов, семинаров, соревнований.

И в заключении хочется отметить, что нынешним студентам первого курса после окончания института будет труднее, чем их предше­ственникам, выводить своих учеников на уровень мировых дости­жений, поскольку этот уровень будет выше чем сейчас. Но зато они, наверно, будут владеть более совершенными приборами, более надежными методами, более глубокими и обширными зна­ниями. И в этом смысле они будут богаче своих предшественни­ков и старших товарищей. У них будут совершенно новые взгляды на возможности человека. И эти свои взгляды они смогут пере­дать своим ученикам, убедить их, что все рекорды, установленные до них, - дело прошлого, а они должны работать на будущее.