Кто изобрел велосипед и в каком году? Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей В каком году был изобретен велосипед скиталец.

Кто и в каком году изобрел первый велосипед? Ответить на этот вопрос не так уж просто. На лавры изобретателя велосипеда претендует сразу несколько человек.

Германия - родина велосипеда

Это случилось ровно двести лет назад. Первым претендентом на звание изобретателя велосипеда стал барон Карл Дрез фон Зауэрброн (1785-1851) из великого герцогства Баден (Германия). Карл Дрез был личностью весьма разносторонней - аристократ, математик, политик и крупный чиновник. Однако в 1811 году Дрез решил пожертвовать своей должностью главного лесничего, чтобы сосредоточиться на важнейшем деле - изобретательстве. Именно он сконструировал первую в мире мясорубку, первую в мире печатную машинку, а также первую «Машину для бега» (Laufmaschine). О Laufmaschine мы расскажем подробнее! Считается, что 1817 год - год появления первого в мире велосипеда.

Фотография «первого в мире велосипеда» (точная модель)

Машина изготовлена полностью из дерева. Как и современный велосипед, Laufmaschine обладает седлом, рамой, рулем и управляемым колесом. Однако нет педалей! Ехать приходилось, отталкиваясь ногой от земли. По этой причине «Машину для бега» трудно назвать велосипедом в современном смысле слова. На самом деле Дрез придумал первый в мире самокат!

Сделаем важную оговорку! Кто-то, возможно, спросит: «ну и что собою представляло это убогое изобретение? Что помешало Дрезу сделать педали, спицы из железа, надувные шины и цепную передачу?».

Мешал общий уровень развития техники. В то время не существовало технологий для того, чтобы создать - и запустить в серийное производство! - велосипедную цепь или дешевые, тонкие, легкие и безотказные металлические спицы. И 200, и 500 лет назад инженеры были не глупее наших современников. Они обладали богатой фантазией и могли создавать фантастические чертежи (в этом плане у Леонардо да Винчи имелось много достойных соперников). Но когда дело доходило до практических работ, в распоряжении изобретателя оказывался очень скромный арсенал технических средств. Вот почему прогресс шел медленно.

Барон считал, что самокат-велосипед окажется особенно полезным для почтальонов, курьеров, а также для военных (только что ведь отгремели наполеоновские войны). По мысли Дреза, самокат должен был пригодиться ординарцам на поле сражения и санитарам для транспортировки раненых. Кроме того, барон полагал (и вполне справедливо!), что «беговая машина» поможет людям укреплять здоровье в процессе загородных прогулок.

Странное детище барона Дреза рождалось в муках и в поту. С первого раза ничего не вышло! Первая, неудачная модель имела четыре колеса, как у телеги. Изобретатель захотел ее продемонстрировать в столице Австрии во время Венского конгресса (1814-1815 году): в городе в то время собрались самые могущественные люди Европы. На их глазах барон потерпел позорную неудачу. Карл Дрез не принял в расчет состояния австрийских дорог! Многоколесный самокат во время испытаний «забуксовал» в дорожной колее и не мог сдвинуться с места.

Однако Дрез не падал духом и сделал «машину для бега» двухколесной - более легкой и мобильной. Это случилось уже в 1817 году.

Карл Дрез катался по проселочным дорогам, распугивая суеверных крестьян. Он развивал невиданную скорость - пятьдесят километров за четыре часа! - и на больших дистанциях мог даже обогнать почтовых лошадей.

В 1819 году первые деревянные велосипеды-самокаты вошли в моду. «Машина для бега» стала любимой игрушкой европейской аристократии.

В этот момент родилось и само слово «велосипед» (le vélocipède), пущенное в ход французами. Оно было составлено из двух латинских слов: velox (velocis), «быстрый» и pes (pedis), «нога». По-русски это слово могло бы прозвучать как «быстроног».

Популярнее всего «Машина для бега» стала в Англии. Местный изобретатель Денис Джонсон за короткое время изготовил 320 деревянных аппаратов и даже успел открыть две школы для велосипедных дел мастеров. Немало джентльменов весною 1819 года уже катались на машине Дреза по лондонским улицам. Проезжая часть пребывала в таком состоянии, что ездить там на двух колесах было немыслимо (да и резиновых шин в те годы не существовало). Первые велосипедисты нашли простой выход из положения: они мчались по тротуарам, сбивая пешеходов. Вот почему, по настоянию хирургов, летом этого же года велосипед в Лондоне был запрещен.

Первый «велосипедный бум» продлился лишь несколько месяцев, не принеся Карлу Дрезу ни денег, ни продолжительной славы. Барон дожил до 1851 года, был разорен и умер без гроша. Однако в конце жизни, на базе своего велосипеда-самоката, он сумел изобрести другую, более практически полезную машину. Это изобретение - железнодорожная дрезина, названная так по имени Карла Дреза.

Баденский барон опередил свое время. Еще почти полвека пришлось ждать появления настоящих велосипедов. Они были изобретены в Париже в 60-х годах XIX века.

Франция - родина велосипеда

В 1862 году полузабытую «машину для бега» увидел молодой мастеровой из города Нанси, Пьер Лалман (1843-1891). Лалман тогда работал на производстве детских колясок и кое-что понимал в колесном транспорте. Юношу посетила революционная идея: что если к колесу беговой машины приделать педали?!

В следующем году Лалман переехал в Париж и стал сотрудничать с тремя богатыми студентами - братьями Эме, Рене и Мариусом Оливье. У братьев было то, чего не могло быть у молодого рабочего - стартовый капитал!

Впрочем, довольно скоро Лалман рассорился со всеми Оливье и эмигрировал в США, где в 1866 году взял патент на свое изобретение. Однако в производство его велосипед не попал.

Тем временем в Париже братья Оливье нашли другого компаньона, Пьера Мишо (1813-1883). Мишо развил идеи Лалмана. В 1868 году товарищи организовали компанию Michaux et Cie. Им быстро удалось наладить крупносерийное производство велосипедов.

Рама у велосипедов Мишо была железной, однако колеса - еще деревянные, с металлическими шинами.

Новое средство передвижения вызвало фурор. В 1868-1869 году Европу охватила «велосипедная мания». С 1 апреля 1869 года в Париже даже выходил специальный велосипедный журнал - Le Vélocipède Illustré.

7 ноября 1869 года прошли первые междугородние гонки (Париж-Руан). Победу одержал англичанин Джеймс Мур, который проехал 123 километра за 10 часов 45 минут - медленнее, чем паровоз, но побыстрее лошади. Счастливый победитель стал обладателем призового велосипеда и тысячи франков золотом.

Правда, на континенте велосипедная мода очень скоро сошла на нет. Кованые шины на деревянных колесах доставляли массу неудобств. Первые велосипеды заслужили обидное и справедливое прозвище - «костотрясы». Мы помним также, что педали прикреплялись непосредственно к оси переднего колеса, и ехать приходилось в очень неудобном положении.

Публика вскоре потеряла к «костотрясам» интерес. Только в одной стране велосипед сохранил некоторую популярность и после 1870 года. Это Англия!

Англия - третья родина велосипеда

В 1868 году французский механик Эжен Мейе изобрел колесо с металлическими спицами. В ближайшей перспективе это позволяло сделать колесо надежным, легким и большим. Вскоре английский изобретатель и бизнесмен Джеймс Старли (1830-1881) пришел к оригинальной идее: увеличить переднее колесо и расположить седло прямо над ним. Это позволяло велосипедисту кататься с прямой осанкой. Из-за размера колеса можно было и скорость повысить.

В 1870 году Старли - его впоследствии прозвали «отцом велосипедной индустрии» - изготовил новый тип велосипеда - «пенни фартинг» (название произошло от двух неодинаковых английских монет - мелкой и крупной). За пределами Туманного Альбиона такую страшноватую конструкцию стали называть иначе: «велосипед-паук».

Высота большого, переднего колеса превышала полтора метра. «Велосипед-паук» очень легко терял равновесие. Падать с него было страшно.

Чтобы сделать поездки безопасными, англичане придумали трехколесные велосипеды: на них чаще всего катались дамы. Однако джентльменам излишняя осторожность была не к лицу. Встречались и самые экзотические варианты: например, двухместные семейные велосипеды с четырьмя колесами и двумя седлами.

Все это еще очень непохоже на сегодняшний велосипед, не правда ли?

Другим был и «социальный контекст» велосипеда: он оказался скорее роскошью, чем средством передвижения. Велосипеды, в основном, использовались богатыми людьми для активного отдыха.

В 1879 году англичанин Гарри Джон Лоусон (1852-1925) сделал важнейшее изобретение - цепную передачу. Это позволило расположить педали между колесами, «отвязав» их от колесной оси.

В 1885 году английский изобретатель и бизнесмен Джон Кемп Старли (племянник Джеймса Старли) создал «безопасный велосипед» с двумя колесами одинаковой высоты. Старли назвал эту модель Rover или «Скиталец» и пустил в массовое производство. С тех пор в нескольких языках слово rover стало означать «велосипед». О неуклюжих «пенни фартингах» забыли. Позднее, на волне успеха, фирма Rover переключилась на производство автомобилей и просуществовала в новом амплуа до начала XXI века.

Велосипед Rover в конце XIX века внешне уже почти не отличается от современного.

Уже присутствуют резиновые шины. Правда, еще отсутствуют тормоза, но и это изобретение не за горами.

Так все-таки когда был создан первый в мире велосипед? Простого ответа на этот вопрос нет. Велосипед в нынешнем виде создавался разными изобретателями в течение семи десятков лет.

Легендарная родина велосипеда

Как и с другими изобретениями, в истории велосипеда не обходилось без мистификаций. Многим хотелось доказать приоритет своей страны или своей семьи. Иногда эти версии принимаются некритически.

Первый чертеж велосипеда (он оказался подделкой) приписывают еще Леонардо да Винчи.

В революционной Франции

Французам мало было достижений Лалмана и Мишо: хотелось, чтобы самый первый велосипед в мире тоже оказался французским. Старейший беспедальный самокат-велосипед якобы разработал граф де Сиверак в 1791 году. Однако этот самокат был выдумкой. Выдумкой оказался и сам граф де Сиверак.

В Шотландии

1839 году сельский кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландии якобы изобрел самый первый велосипед с педалями - за четверть века до французов. Об этом сообщил уже в конце XIX века земляк и родственник Кикпатрика. Шотландцы и англичане ему верили…

Скорее всего, это тоже выдумка. Документов, определенно подтверждающих существование велосипеда Киркпатрика, нет. Его изображения - это модификация велосипедов, реально созданных на три десятилетия позже, в 1869 году.

В России

В 1896 году уральский краевед написал книгу. В одном ее абзаце краевед упомянул о неожиданном событии! Изобретателем старейшего велосипеда в мире оказался крепостной крестьянин, мастер Тагильского завода Артамонов. Свое творение Артамонов демонстрировал в 1801 году во время коронации Павла I. Писатель-краевед забыл, что Павел I в 1801 году не получил корону, а утратил ее (вместе с жизнью).

В местном музее через четверть века уже показывали сохранившийся «велосипед Артамонова». Нижнетагильский крепостной был настолько искусен, что за 70 лет до англичан смог создать самый настоящий английский велосипед-паук

.

При Сталине, во время «борьбы с космополитизмом», тагильский самородок получил всеобщую известность. Статья об Артамонове попала в Большую советскую энциклопедию. Стало известно имя, общество и даты жизни гениального изобретателя. Шли годы: в биографии Ефима Артамонова появлялись новые и новые подробности. Он стал изобретателем не только первого велосипеда, но и первого автомобиля, а потом пополнил ряды жертв «царского режима».

В 80-е годы XX века личностью Артамонова стали интересоваться уже не только краеведы, но и историки. Историки выяснили: в архивах нет никаких документов о Ефиме Артамонове. Вся биография изобретателя оказалась выдумкой - от начала и до конца. Тагильский мастер ничего не мог изобрести, поскольку не существовал на свете.

Как и любое серьезное изобретение, способное значительно упростить жизнь человека, велосипед претерпел множество этапов создания. О первых фазах развития этого популярного на сегодняшний день транспортного средства известно мало, а вернее, существуют разные сведения, большинство из которых являются фальсификацией.

Предыстория

История изобретения велосипеда берет свое начало еще с появления первого колеса, которое состоялось порядка 5-6 тысяч лет тому назад. Это открытие значительно упростило транспортировку, но со временем люди перешли также к использованию конной тяги.

Поскольку потребности в передвижении и транспортировке лишь возрастали, самые пытливые и прогрессивные механики и инженеры задумались о создании чего-то радикально нового.

Первый прототип

Сейчас очень сложно сказать, в каком году изобрели велосипед, ведь для этого надо определить, что именно считать первым велосипедом. Порядка четырехсот лет назад голландскому ученому-математику Симону Стевену пришла в голову, казалось бы, довольно непрактичная идея. Он подумал о применении для передвижения экипажей, но осуществление подобной задумки казалось сумасбродством, ведь невозможно определить, когда ветер будет попутным и будет ли он вообще.

Позже инженеры подумали о том, что для транспортировки можно использовать собственные силы. Первое подобное средство передвижения было построено в 1685 году часовщиком из Нюрнбера Стефаном Фарфлером. Это был трёхколёсный экипаж, для движения которого использовалась рукоятка, работающая по принципу которую должен был крутить ездок.

Первый российский прототип

Не была исключением и Россия, здесь также предпринимались попытки по созданию подобного устройства. В 1752 году крепостной ученый Леонтий Шамшуренков создал нечто напоминающее современный велосипед. Этому устройству было дано название «самобеглая коляска».

Четыре десятилетия спустя Иван Петрович Кулибин, широко известный механик, ставший создателем более 30 успешных проектов из самых различных областей знаний, изобрел трехколесную «самокатку». На этом устройстве усилия ездока передавались посредством педалей на колеса через сложную систему рычагов. Сейчас сложно сказать, где изобрели велосипед и кто был его автором, но эти первые попытки стали хорошей основой для будущего открытия.

Кто же стал первым?

Учитывая, насколько длительной и сложной была история этого популярного сейчас транспортного средства, исследователи и историки не могут достичь полного согласия в этом вопросе. Некоторые думают, что первым стал гениальный мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

После этого великого художника и изобретателя осталось множество эскизов и макетов, значительная часть которых до сих пор не расшифрована. На одном из таких макетов великий Леонардо изобразил нечто похожее на современный велосипед. Может, стоит считать, что именно тогда началась история велосипеда?

Первый экземпляр

Официальной датой создания первого экземпляра считается 1808 год, когда парижский ученый создал устройство, состоящее из двух колес и соединяющей их деревянной перекладины, но у этого самого первого экземпляра еще не было ни руля, ни педалей. Как осуществлялось передвижение? Очень просто: ездок отталкивался от земли ногами.
Это первое устройство для передвижения было значительно модифицировано через пять лет немецким лесничим Карлом фон Драйзером, который изменил конструкцию, сделав одно из колес, а именно первое, управляемым.

Немалым вкладом в развитие велосипеда в его современном виде стало усовершенствование простого рабочего Дальзеля, который спроектировал рычажную систему передач, благодаря чему работа осуществлялась при помощи рук. Но поскольку руки ездока быстро утомлялись, Дальзель изменил свое изобретение и сделал так, что все рычажки двигались при помощи ног. Вероятнее всего, это и стало тем моментом, когда изобрели велосипед, максимально близкий к его современному виду.

Достижения Дальзеля не привели к массовому производству и использованию этого устройства, а лишь привлекли внимание фабрикантов, которые увидели в первом велосипеде интересную детскую игрушку. Они решили добавить третье колесо для безопасности ребенка, но устройство по-прежнему оставалось диковинкой и не было широко распространено.

Первый стальной велосипед

В 1865 году в Европе был создан первый стальной велосипед, инженерами которого стали французские ученые Мишо и Лальман. Тем не менее, колеса этого устройства оставались деревянными с железным ободом. В этих моделях первое колесо было значительно больше заднего (его диаметр мог достигать 1,6 м), поэтому у первых подобных экземпляров было неофициальное название «Паук».

Масса подобного изделия была порядка 35 кг, а скорость, которой оно могло достичь, равнялась от 12 до 20 км/час. Современники, использовавшие это устройство, говорили, что оно был достаточно сложным в управлении, даже сесть на велосипед было сложно.

В 1869 году у первых велосипедов появилась еще одна модификация, автором которой стал англичанин Коупер. Он просто добавил в базовую комплектацию шариковые подшипники, позволившие значительно упростить ход устройства.

Когда изобрели велосипед в его современном виде?

Окончательную форму это устройство приобрело в 1884 году, когда переднее и заднее колесо стали одного размера. Это было инициировано тем фактом, что переднее колесо, которое было намного большего заднего, вызывало множество травмоопасных ситуаций.

Новой модификации было дано название «бицикл». Он очень быстро завоевал популярность во всем мире и к концу XIX века уже был одним из самых популярных средств передвижения.

Итак, подводя итог, надо отметить, что сложно назвать точную дату того, когда изобрели велосипед, ведь он претерпел множество изменений со времени своего появления. Несомненным остается лишь тот факт, что к его созданию приложили руку очень многие люди. Наверное, можно считать велосипед коллективным изобретением. Тем не менее, это ни на йоту не умаляет того, насколько широкую популярность удалось завоевать этому средству передвижения за столь короткий срок.

Множество историков ведут споры о том, кто изобрел велосипед, казалось бы, нет в мире проще изобретения. Потому и выражение «изобрести велосипед» имеет иронический подтекст, означающий попытку придумать новое решение, когда уже существует давно проверенное и надёжное. Однако велосипед действительно изобретали несколько раз, и тому есть исторические подтверждения, и в этом процессе участвовали многие. Развитие велосипеда берет начало в XVIII века и продолжается по наши дни.

Первым транспортом в жизни человека становится велосипед, который он получает в детстве и с помощью которого учится держать равновесие. Велосипеды являются «помощником» почтальонов, школьников, рабочих, а также тех, кто предпочитает не пользоваться общественным транспортом, кто борется за экологию или занимается спортом, активным отдыхом. Ученые разных стран давно доказали оздоровительную роль велосипеда.

Кто создал велосипед, в каком году?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Первые разработки приписывают Леонардо да Винчи и его ученику Джакомо Капротти, но происхождение этих чертежей считается сомнительным. Также существуют неподтверждённые легенды об уральском умельце Артамонове, который проехал на велосипеде собственного изобретения от Тагила до Москвы и тем самым провёл первый в мире велопробег.

Начиная с 1817 года предпринимались уже не кустарные, а официальные попытки на промышленном уровне разработать и усовершенствовать модель колёсного средства.

Одной из причин разработки этого вида транспорта была чудовищная климатическая аномалия 1816 года в Северном полушарии. Из-за извержения вулкана в апреле 1815 года в Индонезии северная часть планеты пережила лето с температурой воздуха около нуля , неурожайный год и снижение поголовья лошадей. Это не говоря о том, что в самой Индонезии погибло более 70 тысяч человек.

Но не было бы счастья, если бы несчастье не помогло! Была разработана альтернатива передвижению на лошади. Впоследствии удобство нового безотходного средства передвижения, не требующего вложений и не зависящего ни от чего, кроме усилий седока, было оценено благодарным человечеством и приобрело всемирную популярность. Велосипед сегодня используется на всех континентах, не считая Арктики и Антарктиды.

Кто изобрел первый велосипед

Название «велосипед» («быстроногий») предложил француз Жозеф Ньепс. Кроме этого, длительное время и во многих языках велосипед именовался Ровером благодаря Джону Старли. Французское название «бициклет», какое-то время существовавшее в России, нигде не прижилось. А вот в Англии «велосипеда» нет, есть «байсикл».

История создания и усовершенствования велосипеда

Конструкция велосипеда постоянно дополнялась.

  • В 1853 тот же мсье Мишо дополнил велосипед подпружиненным седлом и тормозами.
  • В 1867 году благодаря Эдварду Кауперу у средства передвижения появились колёса со спицами.

В 1869 году во Франции прошла первая велогонка. На тот момент велосипед уже имел раму.

  • 1870-1885 годы - время смешных и пугающих велосипедов-«пауков» с непропорционально большим передним колесом с педалями, седлом наверху этого колеса и маленьким задним колесом. Благодаря внешнему виду, сегодня известному по гравюрам, они носили название «пенни-фартинг» (большая и маленькая монетка). Такие большие колёса могли проехать большое расстояние за один оборот колеса. И они повышали скорость передвижения почти до 30 км/час, но езда на такой конструкции была чревата опасностью перевернуться на малейшей кочке и получить серьёзнейшую травму, что и происходило достаточно регулярно.

Около сотни «пенни-фартингов» было зарегистрировано в Петербурге, а затем и в Москве, но вскоре этот вид транспорта из-за своей опасности был законодательно запрещён.

  • В 1878 году Хорас Лоусон дополнил конструкцию цепной передачей. В том же году появились складные велосипеды.
  • В 1888 Джон Данлоп подарил велосипеду надувные каучуковые шины, что снизило тряску при езде и сделало передвижение намного комфортнее. Он просто обернул металлические колёса «костотряса», как ещё называли велосипед, поливным шлангом и наполнил его воздухом. Это был переворот в истории развития велосипеда.

По профессии Данлоп был ветеринаром, а усовершенствовать средство передвижения взялся ради сына.

  • В 1898 году велосипед получил возможность свободного хода и в дополнение к конструкции – педальные тормоза.
  • В 90-х годах позапрошлого века появились велосипеды, на которых можно было передвигаться лёжа или полулёжа.
  • В начале ХХ века у велосипеда появился планетарный переключатель скоростей, а в 1950 гонщик Туллио Кампаньоло разработал новый, который применяется и в наши дни.
  • В 70-х годах ХХ века стартовал выпуск велосипедов из титана и углепластика, они были предназначены для передвижения по горам и так и назывались: горные.
  • В 1983 велосипед был оснащён велокомпьютером и сложной системой переключения скоростей.

Велосипед в разное время в разных странах

В начале ХХ века популярность велосипедов несколько снизилась в связи с развитием автомобилестроения. Человечество переключилось на новую игрушку и с упоением изучало её возможности почти полвека. Мода на велосипеды вернулась в 60-х в результате пропаганды здорового образа жизни.

Сегодня велосипедист – полноценный участник дорожного движения; благодаря росту числа тех, кто передвигается на механическом двухколёсном друге, разгружаются магистрали, атмосфера города становится чище. а здоровье нации – крепче.

На территории бывшего СССР велосипед начал производится с 1924 года . Страна занимала четвёртое место в мире по производству этой техники.

На данный момент большое распространение этого вида транспорта замечено в Дании, далее по списку идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Растёт популярность двухколесного друга и в России. А вот в Испании и других южноевропейсикх странах она остаётся невысокой: среднестатистический житель этой страны проезжает на велосипеде не более 20 км в год.

Во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат, в том числе бесплатно. Количество велосипедистов во многих европейских городах составляет более 60% .

Любят велосипед и в Азии за его дешевизну, хотя в последнее время он и уступает мотоциклам и легковым автомобилям.

Заключение

В целом, можно говорить о том, что велосипед – это стиль жизни. Он экологичен и не добавляет расходов. Он даёт свободу действий, преимущества перед автомобилистом, пешеходом и мотоциклистом. Он позволяет испытать прилив адреналина и чувство полёта, избавиться от стресса и укрепить здоровье.

Этот простой аппарат удивительным образом меняет жизнь. В ясный день гораздо интереснее провести свободное время за прогулкой по городу или живописному лесопарку, чем лежать на диване. Море позитива, новые впечатления и огромное количество ярких и запоминающихся фотографий – вот что подарит велосипед каждому, кто хоть немного умеет держаться в его седле.

Ученные до сих пор не могут точно определить дату, когда началась история создания . Некоторые исследователи утверждают, что эскизы с изображением похожих транспортных средств можно увидеть среди барельефов гробниц древнего Египта и фресок Помпеи. Иные версии относят возраст двухколесной машины к XVI веку. Но за неимением неопровержимых доказательств эти идеи остаются гипотезами.

День рождения велосипеда

Официально история создания велосипеда началась 12 июня 1816 года. В этот день жители немецкого Бадена были немало удивлены, увидев необычное явление. По улицам города ехал уважаемый и широко известный барон Карл Дрез на странном транспортном средстве, состоящем из двух расположенных один за другим колес и рулевого механизма. Приводилось оно в действие ногами седока, отталкивающегося от земли каждые несколько метров. Скорость необычного самоката составляла порядка 10 км/ч. Подлинный экземпляр первого ровера до сих пор можно увидеть в музее Карлсруэ.

Первый завод и другие вехи истории создания велосипеда

Модель Дреза впоследствии неустанно совершенствовалась. В хронологическом порядке достижения располагались так:

  • 1839 г. Томасом Мкколом была предпринята попытка улучшить качественные показатели изделия, сделав велосипед трехколесным и оборудовать системой педалей и толкателей.
  • 1845 г. Готлибом Миллиусом и Филиппом Фишером был изобретен привод переднего колеса.
  • 1861г. Первыми из них, кто построил велосипед, в наибольшей мере соответствующий современным образцам, стали Пьер и Эрнест Мишо. Их модель имела педали над осью переднего колеса. Модель стала пользовать высокой популярностью. В том же году господа Мишо открыли велосипедный завод, который изготовлял от трех до пяти машин в день.
  • 1868г. Французская фирма «Майер» наладила серийное производство веломашин с привычным сегодня задним приводом.
  • 1888г. Ветеринар Джон Данлопп запатентовал пневматические шины. Идея пришла ему в голову, когда он наблюдал, как его сын катается на велосипеде с деревянными колесами. Его изобретение сделало процесс езды более удобным и добавило двухколесной машине скорости.
  • 1914 - по настоящее время. Многократно совершенствовались конструкция рамы и привода, добавляя велосипеду новые аэродинамические качества. И вот, спустя 212 лет после первого выезда изобретения барона Дреза был зафиксирован мировой рекорд. Сэмом Уиттингем на велосипеде Varna Diablo II смог разогнаться до 132,5 км/ч.

Мистификации в истории создания велосипеда

В исторических хрониках можно увидеть немало мифов о первых создателях двухколесных транспортных средств, например:

  • Эскиз Леонардо да Винчи. Усомниться в подлинности рисунка исследователей заставляет факт наличия на эскизе цепной передачи и шарикоподшипника, не существовавших в XV веке. Кроме того, бумага «нашлась» только в 1973 году, что склоняет к мысли о попытке фальсификации документа, представляющего историческую ценность.
  • Ефим Артамонов. Долгое время считалось, что уральский крепостной умелец создал велосипед в 1800 году и даже совершил на нем пробег в 2 тыс. верст. Изделие потом хранилось в Краеведческом музее Нижнего Тагила. С развитием современных методик анализа было проведенное новое исследование. На самом деле возраст работы Артамонова оказался значительно меньше. Предмет был сделан не ранее 1870 года.
показать

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает: стоит упомянуть о предпосылках изобретения не теряющего популярности транспортного средства, а также о тех, чьи имена совершенно точно можно связать с велосипедом.

Предпосылки

Во времена Александра Македонского, если верить древним источникам, уже существовали колесные средства, которые приводились в движение мускульной силой. Они могли выглядеть несколько иначе, чем привычные нам сегодня велосипеды, но все же многое в конструкции роднило их с этим транспортом. Например, гамаксикон – повозка Дионисия, властелина Сиракуз. В античности существовали и другие вариации повозок, которые мы можем считать родственными велосипеду. Но до гениальной простоты конструкции античным технологам было еще далеко.

Следующее имя, без которого история велосипеда не может продвинуться дальше, это – великий и непостижимый Леонардо да Винчи . И всего одно свидетельство – скромный рисунок, найденный в 1974 году в архиве Миланского университета, дал основание считать именно легендарного итальянца «отцом» велосипеда.

Чертеж устройства, которое уже не вызывает сомнения в сходстве с велосипедом, был обнаружен на обратной стороне рисунка Леонардо. Но и эту соблазнительную теорию сегодня считают фальсификацией и не более того: дескать, к паре кругов, действительно нарисованных да Винчи, уже практически наши современники дорисовали корпус.

Остается только сказать, что Леонардо, будучи человеком, опередившим время, мог придумать и велосипед. Но подлинных доказательств тому пока все же нет.

Николай Певзнер считает изобретателем велосипеда графа де Сиврака, однако и в этой истории столько мистификации и нестыковок, что на подлинность она тоже не претендует.

История изобретения

Назвать всего одно имя, связав его с изобретением велосипеда, не получится. Есть несколько мастеров, появление работ которых и привело к созданию знаменитого транспорта. Расскажем о каждом из них кратко.

  • Карл фон Дрез. Знаменитый барон, профессор механики и инженерии придумал первый двухколесный самокат без педалей на деревянной раме. У изобретения имелся и руль. Прозвали устройство «машиной для ходьбы» или дрезиной. Но не путайте конструкцию барона и современную дрезину – название одно, принципы работы разные. Тем не менее, многие историки уверяют – именно немецкий профессор изобрел первый велосипед в 1817 году. А через год усовершенствовал эту модель предприимчивый Деннис Джонсон.

  • Киркпатрик Макмиллан. А это уже простой (хотя уместно ли это прилагательное к изобретателю) кузнец, который к дрезине приделал педали и заниженное седло. Случилось это примерно в 1840 году. И хоть конструкция Макмиллана более всего напоминает современные велосипеды, для своего века и своего времени это была слишком непривычная техника. Кузнец, сам того не ведая, опередил время. Жаль, ведь он мог бы снискать совсем иную славу, оцени его изобретение современники по достоинству.

  • Пьер Лалман. А вот Пьер точнее попал во время и в потребительский спрос. Изготовитель детских колясок сумел запатентовать велосипед с педалями в 1862 (или 1863) году, и устройство стало известным под названием «денди-хорс». А еще через пару лет братья Оливь в коллаборации с каретным мастером Пьером Мишо запустили выпуск велосипеда Лалман в промышленных масштабах.

  • Джон Старли. Ему мы обязаны возникновению спроса на первые велосипеды с одинаковыми колесами, цепной передачей и привычным нам сегодня местом водителя. Случилось это в 1884-85 годах.

Само же название «велосипед» придумал Жозеф Ньепс. Но некоторое время транспорт более успешно именовался ровером. А было еще и французское название «бициклет», и оно существовало в России довольно долго, но вот более нигде не прижилось. В Великобритании же «велосипеда» нет, зато имеется «байсикл», о чем быстро вспоминается, если напеть один из хитов Queen.

Итак, дата и день создания велосипеда не могут быть известны, так как конструкция эта плавно вырисовывалась из родственных конструкций. А знаменитая версия о происхождении велосипеда родом из России тоже не может претендовать на истину. И как бы ни хотелось многим связать это изобретение с именем крестьянина Ефима Артамонова, велосипед, хранящийся в музее Нижнего Тагила, не более чем его поздняя подделка.

Эволюция велосипедов

Кто был первым, однозначно и не скажешь. Если провести параллель с альпинизмом, то там первовосходителями на Эверест хоть и считаются Хиллари и Норгей, есть и незафиксированные, но вполне возможно, имевшие место быть восхождения (тот же Мэллори). Так и здесь: есть патенты, промышленный выпуск, засвидетельствованные шаги инженеров и промышленников. Но и есть и действия предшественников, без которых последующая модернизация транспорта была бы невозможной.

Продолжило развитие дело Лалмана в 1867 году, когда Каупер изобрел колесо со спицами. И этот шаг можно тоже назвать прорывом. Не менее интересно разворачивалась история и в России.

В России

Если верить все же в теорию изобретения велосипеда Ефимом Артамоновым, то случилось это в 1800 году. Он сделал 40-килограммовую конструкцию, которая в высоту достигала 1,5 м. Диаметр переднего колеса был больше метра, к нему приделаны педали, заднее колесо было вдвое меньше первого и осуществляло движение по инерции. Но не зря технику называли «костотрясом»: ехать на нем было просто больно. Несмотря на это, считается, что сам Артамонов добрался на своем изобретении из Екатеринбурга до Москвы. И хоть за это чудо техники дали Ефиму вольную, запатентовать транспорт так и не дали.

О настоящем появлении велосипедов в России можно говорить, делая отсылку ко второй половине XIX века. Тогда, безусловно, такое средство передвижения было просто люксом, непозволительной для большинства роскошью. Стоит только сказать, что средняя зарплата в то время была около 20 рублей, тогда как велосипед стоил не меньше 250 рублей (а то и все 400). Тем не менее, к 1880 году в Петербурге было зарегистрировано 100 велосипедистов, и среди них сам император Александр II, любивший совершить велосипедную прогулку по Царскому Селу.

Только к концу XIX века могли велосипедисты управлять транспортом в черте города, а не за его пределами. Но свод правил передвижения был суров: считалось, что техника пугает лошадей, поэтому предписывалось при встрече с ней с велосипеда слезть и даже закрыть его собой по возможности.

А в начале ХХ века уже начали появляться первые мотоциклы, потому интерес к велосипедам упал. Они стали стоить меньше, и хоть доступность их выросла, эволюция данного вида транспорта в некотором роде остановилась.

В других странах

Проследить эволюционные шаги велосипеда в мире легче, нежели перемены в техническом совершенствовании транспорта в России.

Как продвигалась модернизация:

  • 1878 год – Лоусон дополняет транспорт цепной передачей;
  • 1888 год – Данлоп придумывает каучуковые шины, и тряска заметно снижается, что делает передвижение более комфортным;
  • 1898 год – появляются педальные тормоза;
  • Начало ХХ столетия – велосипед оснащается планетарным переключателем скоростей, через полвека Туллио Кампаньоло придумает новый переключатель, который востребован и сегодня;
  • 70-е годы ХХ века – появляются первые «горники», модели из титана и углепластика;
  • 1983 год – транспорт получает велокомпьютер и усложненную систему переключения скоростей.

В начале прошлого века с появлением автомобиля мода на двухколесники пошла на спад. Но в 60-е годы, когда возникло первое движение ЗОЖ (в нынешнем понимании этого термина), велосипеды снова стали востребованы. И эта мода в прямом смысле слова только набирает обороты.

Популярные мифы

Велосипедные мифы – повод бурных обсуждений на всех форумах. И так как мода на этот транспорт не спадает, то спорят снова, натыкаются на все те же домыслы, не зная, что и раньше так спорили любители двухколесного транспорта. И даже те, кто прочно пересел на автомобиль, могут поддаваться мифам о велосипедах.

  • Подлинный изобретатель велосипеда – Иван Кулибин, но Западу эта версия невыгодна, вот и продвигают они другие теории. Это все же миф, хотя нужно отдать дань уважения гению Кулибину. Он действительно изобрел самоходный экипаж, и сделал это еще в конце XVIII века. Но все же велосипедом назвать данный транспорт нельзя. Изобретение так и осталось диковинкой, массового распространения не получив.