Лучший способ научить ребенка кататься на велосипеде. Рекомендации по обучению малыша езде на велосипеде

Пожалуй, ни один вид транспорта не дарит столько удовольствия и пользы, сколько велосипед. Поэтому научить ребенка кататься на нем как можно раньше стремятся многие родители. Полюбит ли малыш этот вид транспорта, легко ли пройдет обучение – зависит от многих факторов.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Раннее обучение езде на железном коне способствует развитию координации движений, улучшает состояние вестибулярного аппарата, оказывает общеукрепляющее действие на весь организм малыша. Если правильно подобрать транспортное средство, начинать можно уже с года. Главное – обучать поэтапно, начиная с простой техники и постепенно осваивая сложную.

Конечно, сразу приобретать крохе настоящий двухколесный байк не нужно. Для малышей от года до трех разработаны трехколесные модели и велосипеды без педалей – велокаты, или велобеги.

Какой выбрать велосипед

Успешное обучение зависит от выбора средства передвижения. Малыш не в состоянии удержать равновесие на тяжелом или не подходящем по возрасту транспорте. Многое зависит и от состояния мышечного корсета ребенка. Соблюдая определенные условия, сложностей удастся избежать:


Требования к конструкции. Материалы изделия должны быть высокого качества, модель – обладать легкостью хода и маневренностью. Обязательно наличие светоотражающих элементов, отсутствие острых частей, деталей, выполненных из тонкого пластика. Покрутите колесо – его ход должен быть плавным.

Совет . Нет ничего предосудительного в том, чтобы купить беговел или другой детский транспорт с рук. Обычно такие предметы не успевают полностью отработать свой ресурс и находятся в хорошем состоянии.

Техника безопасности

Практически любое занятие спортом повышает риск травматизма. Чтобы избежать синяков, ссадин и других неприятностей, желательно принять следующие меры безопасности:

  • Защитите уязвимые места специальными страховочными средствами: наденьте шлем, на руки – налокотники, на ноги – наколенники. Всю экипировку обязательно подбирайте по размеру. Приучите малыша использовать защитные средства на тренировке каждый раз.
  • Купите спортивную одежду и обувь или наденьте длинные брюки и свитер с рукавами из эластичной ткани, пропускающей воздух. Желательно, чтобы ноги были закрыты: во время падения чаще всего страдают конечности . Обувь тоже должна быть закрытой, плотно обхватывающей ступню, с рифленой нескользящей подошвой.
  • Проверьте техническое состояние велосипеда . Настройте руль и сиденье, проверьте степень упругости шин, выровняйте при необходимости детали конструкции.

Ваш ребенок использует защиту во время катания на велосипеде?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как освоить двухколесный велосипед. Памятка родителям

Двухколесные детские велики мало чем отличаются от взрослых аналогов. Усаживаются на них, как правило, с четырехлетнего возраста. Вот несколько хитростей, которые позволят просто и быстро научиться ездить.

  • Если у ребенка совсем нет опыта, лучше оставить дополнительные боковые колесики . Без них обучение пройдет легче, но родителям придется приложить немало усилий, помогая чаду удержать равновесие.
  • Сняв на время одну педаль , превратите велосипед в подобие самоката. Одной ногой малыш будет стартовать и тормозить, разгоняться, а другой – крутить педаль. При необходимости можно поступить аналогично с другой педалью.
  • Придерживать ученика лучше за плечи , а не за сиденье или руль. Так у малыша быстрее появится чувство контроля при управлении, а у взрослого не будет болеть спина при длительных уроках.
  • Обязательно перед обучением показать ребенку, как надо правильно слезать с велосипеда , научить тормозить, закреплять навык в процессе велопрогулки.

Совет . Вызвать интерес к велоспорту можно, совершая путешествия на байке вместе с малышом, располагающимся в специальном кресле.

Вот так может выглядеть обучение за 3 дня.

День 1

День 2

Учимся держать равновесие

Учить балансировать лучше на безопасной дороге, лежащей на пологом склоне, с ровной поверхностью без ям, впадин и трещин, длиной примерно 50 метров. Начинать лучше на беговеле или велосипеде со снятыми педалями и дополнительными колесами. Усадите ребенка, проследите, чтобы его ноги доставали до земли. Используйте защитные средства.

Поднимитесь по дорожке наверх. Дайте маленькому велосипедисту плавно съехать вниз по склону. При необходимости он будет регулировать движение, отталкиваясь ногами, научится держать руль прямо.

Приучать нужно постепенно: повторите несколько раз, пусть малыш избегает касания земли ступнями. Тренировки можно считать законченными, когда удастся несколько раз проехать по склону без соприкосновения ног с землей.

Как правильно крутить педали

Снова прикрепите педали к велосипеду. Придержите раму и дайте ребенку постоять на них. Затем предложите прокатиться по склону, удерживая обе ноги в таком положении. После закрепления результата предложите сделать несколько оборотов во время движения вниз по дорожке. Обязательно подстраховывайте на этом этапе, пока обучаемый не научится вращать педали самостоятельно.

Обучение торможению

Обучать навыку лучше сначала на ровной дороге под команду взрослого. Объясните, что тормозить желательно плавно, но уверенно, нажим должен быть кратковременным. Чередуйте переменно ручной и ножной тормоз.

После того как ваш подопечный научится, тренируйтесь на плавном склоне до тех пор, пока не убедитесь, что он в состоянии самостоятельно затормозить.

Важно ! Желательно проводить велопрогулки вдалеке от проезжей части. Окрыленный успехами, крохотный спортсмен может неожиданно свернуть в неподходящее место. Научите элементарным правилам движения, объясните, что есть опасность наезда на пешехода.

Посмотрите видео, в котором подробно рассказано и показано на примере, как обучить ребенка кататься на велосипеде всего за 1-2 дня.

  • На первых порах опускайте сиденье , чтобы малыш мог легко затормозить подошвами ног. Когда он научится, отрегулируйте его так, чтобы он доставал до педалей выпрямленной ногой.
  • Можно использовать для страховки тротуар с высоким бордюром . С одной стороны велосипедиста будет поддерживать взрослый, с другой – при необходимости он обопрется на бордюр.
  • Для обучения любому навыку необходима мотивация . В данном случае ею может стать стремление совершать велопрогулки с родителями, возможность устроить соревнование с другом. Вдохновить может и просмотр видео со спортсменами или мультяшными героями на велосипеде.
  • Если в семье несколько детей, сначала нужно обучить старшего , тогда другим тоже захочется покататься.
  • Держите наготове средства первой помощи при открытых ранах.
  • Езда на велосипеде – нелегкая наука. Поддерживайте малыша и физически, и эмоционально , обязательно хвалите за успехи. При неудачах внушайте, что все обязательно получится.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Велосипеды ‐ это одно из наиболее популярных и доступных средств передвижения. С их помощью можно устроить замечательную прогулку, поучаствовать в велогонках и даже выполнять разнообразные трюки. Для езды на велосипеде нет ограничений по возрасту:кататься на нем могут даже самые маленькие детки, важно лишь знать, как научить ребенка кататься на велосипеде.

В каком возрасте можно начать учиться ездить

Как уже говорилось, какой‐то конкретной возрастной планки, после которой можно начать обучение велосипедной езде. Конечно, для разных возрастов предназначены разные велосипеды. Никому не придет в голову сажать малыша в 4 года на “железного коня”, предназначенного для взрослых. Но вот на подходящий по росту трехколесный велосипед ребенка можно сажать уже с самого раннего возраста. Как только карапуз поймет, что к чему, и начнет бойко вращать педали, можно смело считать его начинающим велосипедистом. Как правило, трудностей здесь не возникает: три колеса обеспечивают велосипеду хорошую устойчивость, так что учиться держать баланс не придется. Более того, существуют специальные велосипеды с длинной ручкой, прикрепленной к спинке, так что если малышу поначалу будет трудно поддерживать необходимый темп, мама или папа смогут ему в этом помочь. На обычный двухколесный велосипед обычно пересаживаются годам к 6‐8, и вот здесь научить ребенка “держаться в седле” будет куда сложнее.

Какие упражнения могут помочь

Конечно, самый лучший способ научиться ездить на велосипеде самостоятельно хоть в 5 лет, хоть в 8 лет ‐ это раз за разом пробовать. Вначале родители должны помогать: идти рядом, помогая ребенку держать руль ровно и страхуя его. Это не только поможет обрести чувство равновесия, но и поддержит психологически: куда проще решиться на что‐то непривычное и немного страшное, когда рядом надежные руки мамы или папы. Если же говорить о вспомогательных упражнениях то все они должны быть направлены на развитие чувства равновесия и баланса. Ниже будут приведены некоторые из них:

  • “Канатоходец”. Здесь понадобятся две прочные веревки, натянутые между деревьями: одна чуть выше земли, а другая ‐ на уровне глаз ребенка. Такие конструкции часто используют при переправах через реки. Упражнение, как нетрудно догадаться, заключается в том, чтобы пройти от одного дерева к другому, шагая по нижнему канату и держась руками за верхний.
  • “Море волнуется”. Эта простенькая, на первый взгляд, игра, является очень развивающей. В том числе: находить точку опоры и сохранять равновесие.
  • “Ласточка”. Это упражнение известно многим еще со времен школьной физкультуры. Корпус следует наклонить вперед одну ногу отвести назад и замереть.

Приведенный выше список не является исчерпывающим, однако эти простые и интересные упражнения вполне могут помочь ребенку быстро овладеть умением езды на велосипеде.

Основные принципы в обучении езды на велосипеде

Волшебного способа обучить ребенка 6 лет (или 7 лет) кататься на велосипеде за один день попросту не существует. Но ускорить этот процесс можно. Поможет в этом знание некоторых принципов и нюансов. Перечислим их:

В большинстве случаев исполнение этих нехитрых правил дает ощутимый эффект:постепенно маленький велосипедист учится побеждать свой страх, получать удовольствие от езды на велосипеде, преодолевать возникающие в ходе обучения трудности. Это не только даст возможность разнообразить отдых, но и принесет значительную пользу здоровью.

Преодоление страха упасть

Самым главным страхом ребенка, с которым сталкиваются родители, интересующиеся тем, как научить ребенка держать равновесие на двухколесном велосипеде, является страх упасть. Нельзя сказать, что страх этот лишен основания: на первых порах падать с “железного коня” придется часто. Избежать самих падений вряд ли получится, а вот справиться со страхами ‐ вполне реально. Помогут в этом несколько совсем несложных правил. Перечислим их ниже.

  • Безопасность и защита.Речь об этом уже шла в контексте обеспечения безопасности. Однако хорошие наколенники, налокотники и шлем не только защитят юного велосипедиста от травм, но и поможет чувствовать себя увереннее. Если несмотря на все, ребенок боится упасть, предложите ему сделать “пробное падение” в каком‐то безопасном месте: дома на полу, на мягком газоне, на песке и т.д.
  • Будьте рядом.Хотя всяческая амуниция ‐ это очень важно, ничто не заменит малышу надежных рук папы или мамы. Если ребенок будет знать, что вы всегда готовы поспешить на помощь ‐ страх быстро исчезнет.
  • Не паникуйте. Если падение все‐таки состоялось, необходимо отреагировать это как на что‐то вполне обыденное. Ведь часто в определенных ситуациях ребенок копирует поведение родителей. И если вы будете спокойны, то и малыш скоро поймет, что он только учится, и падения ‐ вполне обыденная часть этого процесса.

Небольшое волнение и страх ‐ вполне нормальные реакции на что‐то новое и немножко опасное. Однако если страх перерастает в истерику ‐ лучше временно оставить попытки. Ведь самое главное ‐ это внутреннее состояние ребенка. Может быть, в более позднем возрасте идея прокатиться на велосипеде покажется малышу более заманчивой. Или же он найдет себя в другом виде спорта. Но это, скорее, редкость ‐ обычно деткам очень нравится кататься на велосипеде, и они учатся этому с удивительной быстротой. Главное ‐ показать им как надо и слегка помочь.

  1. Задание 1 из 15

    1 .

    Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

    Правильно

    е) буксировать велосипеды;

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

    е) буксировать велосипеды;

  2. Задание 2 из 15

    2 .

    Кто из велосипедистов не нарушает правила?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;

  3. Задание 3 из 15

    3 .

    Кто должен уступить дорогу?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  4. Задание 4 из 15

    4 .

    Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    22. Перевозка груза

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.4. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

    22. Перевозка груза

    22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:

    б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;

  5. Задание 5 из 15

    5 .

    Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    д) перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);

  6. Задание 6 из 15

    6 .

    В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков


    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

  7. Задание 7 из 15

    7 .

    Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

  8. Задание 8 из 15

    8 .

    Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  9. Задание 9 из 15

    9 .

    Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.3. Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

  10. Задание 10 из 15

    10 .

    Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.

  11. Задание 11 из 15

    11 .

    Велосипедист проедет перекрёсток:

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

    16. Проезд перекрестков

    16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев.

  12. Задание 12 из 15

    12 .

    Мигающие красные сигналы данного светофора:

    Правильно

    8. Регулирование дорожного движения

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

    а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

    б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

    На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

  13. Задание 13 из 15

    13 .

    Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    16 Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

    е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;

    16 Проезд перекрестков

    16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

Прогулка на велосипеде является одним из любимейших развлечений как для едва научившихся ходить малышей, так и для деток постарше. Но сначала ребенка нужно научить кататься, и тут ему не обойтись без родительской помощи и поддержки. Однако не все взрослые знают, как правильно обучать этому умению, в каком возрасте следует это делать и как подобрать идеально подходящий для своего ребенка велосипед. Обо всем этом читайте в нашей статье.

Чем полезен велосипед?

Катание на железном коне не только дарит детям массу позитивных эмоций, но и развивает силу, ловкость и выносливость, а также укрепляет мышцы рук и ног. Во время катания на велосипеде происходит насыщение внутренних органов кислородом и улучшается их кровоснабжение.

Детские врачи уверены, что занятия велоспортом укрепляют иммунную систему и ускоряют обмен веществ, поэтому рекомендуют катание на велосипеде часто болеющим малышам и детям с лишним весом.

Кроме того, езда на двух- или трехколесном друге является хорошей профилактикой детской близорукости, ведь ребенку придется постоянно всматриваться вдаль. Также велосипедные прогулки замечательно поднимают настроение детей и заряжают их замечательным настроением на весь день.

Когда начинать обучение?

Итак, польза вождения велотранспорта очевидна, поэтому не затягивайте с началом обучения. Только нужно это делать поэтапно, переходя от простой техники к более сложной.

Первую поездку, правда, на трехколесном велосипеде можно совершать уже в полуторагодовалом возрасте. Многие родители почему-то скептически относятся к этому виду транспорта, однако он поможет малышу овладеть самыми простыми навыками катания – поворачивать руль и крутить педали.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Самое же главное в процессе обучения – не требовать от ребенка невозможного. Недовольство со стороны взрослых может вызвать у малыша неуверенность в собственных силах, страх перед велосипедом и нежелание тренироваться.

Правила безопасного вождения

Первые тренировки не всегда проходят легко и уверенно. Падения, ссадины, ушибы и, как следствие, слезы обычны для этого процесса. Вот почему родителям необходимо позаботиться о детской безопасности, невзирая на то, на каком велосипеде (двух- или трехколесном) будет проходить обучение.

Учимся кататься на трехколесном велосипеде

  1. Первый шаг – выбор подходящего по росту велосипеда. Для этого нужно, чтобы малыш сел на него. Если ребенок отпускается на землю всей стопой и может слегка согнуть колени, значит, велосипед вы подобрали правильно.
  2. Покажите, что если велосипед везти, как прогулочную коляску, то он может ехать. Для пущей убедительности усадите на сиденье плюшевого мишку. Позвольте ребенку самому повозить игрушечного «седока», поворачивая в процессе руль и изучая особенности движения. И только потом пригласите малыша занять свое законное место и начинайте обучение.
  3. Если площадь квартиры позволяет, откройте первую магистраль именно в ней. Положите руки ребенка на руль, а маленькие ножки поставьте на педали. Придерживая его за бедра, покажите движение ног при езде. Теперь пусть пробует сам, а вы подталкивайте его сзади. На трехколесном велосипеде ребенок усваивает простой навык – движение происходит при вращении педалей.
  4. На следующем этапе можно уже выходить на прогулки. Для них лучше всего подойдут стадион или школьный двор с ровной поверхностью и отсутствием другого транспорта. Сейчас детское внимание полностью сосредоточено на педалях, так что малыш будет ехать куда угодно, не выбирая направления.
  5. Осознанным управлением кроха станет овладевать только после того, как доведет умение крутить педалями до автоматизма. Хотя некоторые родители сначала учат владеть рулем, а уже потом переносят внимание малыша на педали. Особой разницы нет, просто учить обоим навыкам следует поэтапно, так как и ехать, и рулить одновременно ребенок еще не может.
  6. Помните, что ваши занятия не должны длиться более получаса. А если малыш капризничает, отказывается продолжать тренировку, не настаивайте. Отложите обучение до лучшего времени.

Осваиваем двухколесный велосипед

Итак, настала пора переходить на более совершенный вид транспорта – двухколесный велосипед. Чаще всего это происходит в четыре года.

  1. Отрегулируйте сиденье велосипеда так, чтобы дошкольник, сидя на нем, мог дотянуться ногами до земли. Когда ребенок научится уверенно держаться в седле, его опять можно будет поднять до необходимой высоты.
  2. Некоторые взрослые используют боковые колесики для подстраховки. Однако, на взгляд многих опытных родителей, применять их не стоит, так как с ними ребенок не учится держать равновесие. Они допустимы в том случае, если дети прежде не тренировались на трехколесном велосипеде.
  3. На следующем этапе превратите велосипед в самокат, сняв на время одну педаль с железного коня. Ребенок разгоняется, отталкиваясь от земли одной ногой, а другой опирается о педаль. При этом он еще должен обеими руками держаться за руль. Таким нехитрым способом малыш совершенствует умение удерживать равновесие.
  4. Возвращаем педали на место и пробуем кататься на велосипеде с вашей поддержкой. Не стоит держать транспортное средство за руль или сиденье. Просто следуйте за малышом, придерживая его за плечи.
  5. Не забудьте обучить ребенка правильно слезать с велосипеда. Сначала научите наклонять его на себя, в это же время упираясь ножкой о землю. Такое же упражнение попробуйте и с другой стороны велика.
  6. Еще один обязательный пункт – умение тормозить. Катите велосипед вместе с малышом и попросите его затормозить. Тут же отпускайте транспорт и следите, чтобы ребенок после торможения опускал ногу на землю.

Обучение езде на велосипеде должно стать положительным и полезным опытом для вашего малыша. Поэтому не стоит откладывать покупку железного коня на потом. Возможно, неподдельный интерес и восторг ребенка заразит всех домочадцев, и вскоре мама с папой также станут заядлыми велосипедистами.

Когда взрослые учат ребенка кататься на велосипеде, это становится неким ритуалом посвящения для всех действующих лиц. Возможно, вы учились ездить при помощи боковых учебных колес, но сегодня специалисты рекомендуют снимать педали и учиться держать равновесие на велосипеде. Вне зависимости от выбранного метода обучения помните о необходимости направлять детей, но не поддерживать или подталкивать. Ребенку важно слышать от вас поощрительные слова вместо критики. Проведите это время с удовольствием и не забудьте наградить ребенка (и себя) вкусным мороженым!

Шаги

Часть 1

Как подготовить ребенка и велосипед

    Начинайте обучение, когда ребенок будет готов физически и эмоционально. Некоторые дети уже в четыре года обладают достаточно развитыми физическими навыками и могут удержать равновесие, но большинство будут готовы учиться только к шести годам. Каждый ребенок уникален, поэтому не торопитесь и дождитесь, когда он сможет сохранять равновесие без чрезмерных усилий.

    • Некоторые дети обретают необходимую эмоциональную готовность немного позже, и в этом нет ничего страшного. Не нужно торопиться и давить на ребенка. Говорите слова поощрения и ждите подходящего момента.
  1. Используйте велосипед такой высоты, чтобы ноги ребенка доставали до земли. Для большинства детей в возрасте 5 лет подходит велосипед с диаметром колес 35–40 сантиметров. Когда ребенок садится на сиденье, его ступни должны твердо стоять на земле на прямых ногах.

    • Если велосипед будет слишком большим или маленьким, то процесс обучения затянется.
  2. Снимите педали с велосипеда. На первый взгляд это кажется странным, но без педалей ребенок сможет сосредоточиться на необходимости держать равновесие во время движения вперед. Также он сможет отталкиваться и останавливаться благодаря тому, что ноги достают до земли.

    • Обычно для этого требуется лишь гаечный ключ, но следуйте всем указаниям производителя.
    • Можно купить “катящийся” или “балансирующий” велосипед без педалей, но это ненужная трата.
  3. Снимите или редко используйте боковые учебные колеса. Благодаря учебным колесам ребенок в первую очередь научится простым задачам - нажимать на педали, править рулем и тормозить. В таком случае самая трудная часть (держать равновесие) будет поджидать его в самую последнюю очередь.

    • Если сначала научить ребенка держать равновесие, то остальные задачи покажутся ему плевым делом.
    • Если вы все же хотите использовать боковые колеса, то постарайтесь ограничиться одной-двумя неделями, иначе они станут привычными для ребенка и ему придется переучиться ездить уже без учебных колес.
  4. Выберите ровную и открытую асфальтированную учебную площадку. На дороге и тротуарах слишком много отвлекающих факторов и потенциальных опасностей. Лучше отправляйтесь на стоянку без машин с ровным покрытием.

    • Ровная площадка с травой обычно кажется подходящим вариантом благодаря тому, что трава смягчит падения, но маленьким детям очень сложно передвигаться по такой поверхности хоть с педалями, хоть без них. Также на земле обычно много ухабов и неровностей.
  5. Используйте шлем и другое защитное снаряжение подходящего размера. Купите детскую модель велосипедного шлема. Он должен плотно сидеть на голове, а расстояние от бровей до переднего края не должно превышать ширины двух пальцев.

    • Также используйте детские наколенники и налокотники. Перчатки помогут защитить ладони от царапин при падениях.

Часть 3

Как научить ребенка ездить с педалями
  1. Научите ребенка занимать “положение готовности”. Прокрутите педали, чтобы одна из них была немного выше и впереди. Если смотреть на велосипед сбоку (переднее колесо находится слева от вас), педали должны быть в положении 4 и 10 часов.

    • Если ребенок правша, то правая педаль должна быть впереди и наоборот.
  2. Позвольте ребенку самому контролировать динамику движения. Поддерживайте ребенка, но не сжимайте руками. Скажите ему поставить преобладающую ногу на выдвинутую вперед педаль и давить на нее, а затем поставить вторую ногу на соответствующую педаль. Напомните о том, что нужно править рулем и смотреть вперед.

    • Не нужно подталкивать ребенка и велосипед, чтобы он смог “тронуться с места”. Тренируйтесь до тех пор, пока ребенок не научится начинать движение самостоятельно.
  3. Ослабьте поддержку, но оставайтесь рядом. Первые попытки ребенка передвигаться с помощью педалей обычно бывают короткими. Со временем он научится оставаться в движении. Постепенно ослабьте поддержку, но продолжайте идти или бежать сбоку и немного позади велосипеда вместе с ребенком.

    • Как и раньше, ловите и поддерживайте ребенка, если он начнет падать, а не держите все время.
  4. Научите ребенка править рулем и останавливаться. Покажите, как можно слегка корректировать равновесие и поворачивать рулем, когда ребенок стоит и находится в движении. Если он сделает резкий поворот и начнет падать, поддержите его и начните сначала.

    • Также покажите ребенку, как нужно пользоваться ручными и ножными тормозами до начала и во время движения.
  5. Оставайтесь рядом, пока ребенок не научится уверенно ездить сам. Некоторым детям захочется разогнаться и оставить вас позади, а другие предпочитают ощущать присутствие взрослого даже после того, как они научатся ездить самостоятельно. Будьте для ребенка источником уверенности, а не третьей ногой, которая только мешает.

  6. Примите тот факт, что падений не избежать. Даже когда ребенок ощутит уверенность и научится ездить без вашей поддержки, время от времени он будет терять равновесие. Если передвигаться по ровной поверхности, не разгоняться и (самое важное) использовать защитное снаряжение, то вероятность получить серьезную травму минимальна.

    • Убедитесь, что все в порядке, но контролируйте свое чрезмерное стремление утешить ребенка.
    • Скажите: “Ой! Ты как? Вроде все в порядке, поэтому давай вернемся на велосипед и попробуем еще раз. У тебя отлично получается!”.
    • Ребенок должен получить важный жизненный урок: человек может падать и снова вставать!

Часть 4

Как превратить обучение в веселое занятие
  1. Прекратите учебное занятие, если ребенку стало скучно. Некоторые дети могут научиться ездить за час, а другим потребуется несколько занятий. Когда ребенок начинает терять уверенность или интерес, предложите сделать перерыв и продолжить позже или завтра.

    • Некоторые дети горят желанием учиться несколько часов подряд, пока у них, наконец, получится приноровиться, но чаще всего одно занятие продолжается 30–60 минут.
  2. Не нужно ставить произвольно выбранные сроки или давить на ребенка. Помогайте своим детям учиться ездить в комфортном темпе. Если заставлять или стыдить ребенка, чтобы он научился ездить как можно скорее, то ребенок может возненавидеть велосипеды. Не говорите таких слов в процессе обучения:

    • “Все твои друзья уже умеют ездить на велосипеде, пора бы и тебе научиться”.
    • “Твоя сестра научилась буквально за час, поэтому и ты сможешь”.
    • “Мы будем оставаться здесь до тех пор, пока ты не научишься”.
    • “Ты же хочешь стать большим парнем? Все большие парни умеют ездить на велосипеде”.
  3. Сохраняйте позитивный настрой и поддерживайте ребенка. Процесс обучения должен оставаться веселым занятием, а не обязанностью. Хвалите ребенка за каждый успех и предлагайте помощь, когда он падает или что-то не получается. Говорите следующие слова:

    • “Так и нужно держать равновесие. У тебя отлично получается!”.
    • “Ого, ты действительно смог проехать все это расстояние по прямой линии без моей помощи!”.
    • “В этот раз тебе удалось избежать падения с велосипеда. В другой раз старайся поворачивать руль не так резко”.
    • “Скоро мы сможем вместе поехать на велосипедах в магазин за мороженым!”.