Техника пешего туризма. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г

Контрольно-туристский маршрут (дистанция – пешеходная – группа) – командные соревнования

Соревнования проводятся в форме кросс-похода. Состав команды не менее 4 человек (из них 1 женщина). Дистанция КТМ представляет собой маршрут в заданном направлении. На дистанции вводится общее контрольное время (ОКВ). На всех этапах вводится контрольное время (КВ).

На старте команде выдается зачётная маршрутная книжка (ЗМК), в которой указаны последовательность прохождения этапов, КВ выполнения заданий на этапах, ОКВ дистанции, место для отметки КП компостером на этапах ориентирования.

Прохождение дистанции командное.

Результат команды на дистанции ТКМ определяется суммой штрафных баллов, полученных на всех этапах.

Команда, превысившая ОКВ дистанции, получает 1 штрафной балл за каждую просроченную полную минуту.

Первенство определяется по меньшей сумме штрафных баллов. В случае равенства результатов командам присуждается одинаковое место.

Возможные этапы:

Разжигание костра, кипячение воды.

Вязание узлов.

Топография (работа с картой, определение топознаков по карточкам и карте).

Медицина, оказание первой доврачебной помощи.

Тестовые задания по медицине.

Изготовление носилок.

Транспортировка пострадавшего по пересеченной местности.

Определение растительности.

Определение высоты предмета, расстояния до недоступного предмета, угла склона; азимута на ориентир, ориентира по азимуту.

Ориентирование по выбору, в заданном направлении, по легенде, на обозначенном маршруте; азимутальный ход.

Длина маршрута – до 5 км.

Техника пешеходного туризма (дистанция – пешеходная) – лично-командные соревнования

Проводится в виде эстафеты.

Состав эстафетной команды – 4 человека (не менее 1 женщины). Момент передачи эстафеты – касание рукой следующего участника.

Результат команды (участника) определяется временем прохождения дистанции с точностью до секунды. От делегации допускается 2 команды. Командное первенство – по лучшему результату.

В рамках вида проводится личное первенство по возрастным группам М/Ж – 21, М/Ж – 35, М/Ж – 50.

В зависимости от прохождения дистанции, занятые места распределяются в следующем порядке:

Команда (участник), полностью прошедшие дистанцию;

Команда (участник), имеющие снятия с этапов (более высокое место занимают участники группы, имеющие меньше снятий с этапов).

Возможные этапы:

1. Переправа по бревну по перилам.

2. Наклонная навесная переправа.

3. Переправа по параллельным перилам.

4. Спуск и подъём по перилам.

Класс дистанции – 2. Длина дистанции – до 450 м.

Техника водного туризма (дистанция – водная) – командные соревнования

Класс судов: байдарка Б-2. Состав команды: 4 человека, из них не менее 1 женщины.

Класс дистанции – 1 - 2. Длина дистанции – до 600 м. Количество ворот – до 11; 1 штрафной балл – 1 сек.

Дистанция заключается в последовательном прохождении судном ворот, расставленных на ограниченном участке реки. Старт экипажа – из очерченной зоны по сигналу судьи (судно находится в прибрежной зоне). Финиш – по входу судна в створ финишных ворот.

Результат команды определяется суммой времени прохождения дистанции с точностью до секунды и штрафных очков, переведённых во время. От делегации допускается 2 команды.

Безопасность на дистанции: во время прохождения дистанции все члены экипажа должны быть одеты в спасательные жилеты.

Байдарки участникам предоставляются организаторами соревнований.

Ориентирование по выбору – (лично-командные соревнования)

Участник за контрольное время (до 45 минут) должен взять как можно больше контрольных пунктов (КП). Количество КП – до 20. Оценка КП – 3 балла.

За превышение КВ из результата участника вычитается один балл за каждую полную и неполную минуту. Результат участника определяется по сумме баллов, набранных за взятые КП, минус штрафное время за превышение КВ.

Старт забегами. В соревнованиях принимают участие все желающие участники команды. Командный зачёт подводится по сумме 5 лучших результатов (не менее 1 женщины).

Личное первенство проводится по возрастным группам М/Ж – 21, М/Ж – 35, М/Ж – 50.

Ночные соревнования по туристскому ориентированию (командные соревнования)
Состав команды – 4 человека (не менее 1 женщины). Дистанция проходится всей командой. Протяжённость дистанции – до 4 км. КП оборудованы фонариками. Результат команды определяется временем прохождения дистанции с точностью до секунды. От делегации допускается 2 команды. Командное первенство подводится по лучшему результату по двум возрастным группам:

1) Суммарный возраст участников – до 125 лет.

2) Суммарный возраст участников – свыше 125 лет.

  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма

    Передвижение по пересеченной местности . Важно приучить себя к ровному свободному шагу при наиболее экономном расходовании сил.

    Прежде всего, следят за тем, чтобы во время движения центр тяжести тела человека занимал примерно одно и то же положение по отношению к земле. Сверх меры понижение и повышение центра тяжести во время ходьбы приводит к лишней трате сил. Для того чтобы устранить вертикальное раскачивание (то понижающее, то повышающее центр тяжести), надо идти со слегка согнутыми коленями, стараясь не до конца выпрямлять их в момент толчка.

    Ступня ставится немного на пятку и потом мягко перекатывается на носок. В тот момент, когда ступня отрывается от земли, чтобы сделать шаг вперед, мышцы голеностопного сустава и почти всей ноги надо максимально расслаблять. Движение ноги в воздухе после толчка о землю должно совершаться главным образом за счет инерции.

    Но в тот момент, когда нога ставится на землю, мышцы вновь нагружаются так как ступней надо хорошо управлять, чтобы поставить ее в нужное место (избегая неровностей почвы) и точно на подошву (а не на ребро), чтобы не растянуть связки голеностопного сустава.

    Техника движения на подъемах и спусках несколько иная, чем по ровному участку. На подъемах ступню нужно ставить на землю сразу всей подошвой, несколько разворачивая носки в сторону (этим достигается лучшее сцепление подошвы ботинка с грунтом). Нога сгибается в колене.

    При движении по ровному месту или на подъеме большие камни, лежащие на пути, следует или перешагивать, не вставая на них, или обходить, чтобы не затрачивать лишних сил. В то же время иногда удобно подниматься по камням, как по ступенькам, если за камнем не следует понижения.

    На крутых участках шаг может уменьшаться даже до размера ступни. По склонам поднимаются медленно, плавно перенося тяжесть тела с ноги на ногу, причем становятся на всю ступню, немного разворачивая носки в стороны. Если подъем затяжной, поднимаются «серпантином», поворачиваясь к склону попеременно, то левым, то правым боком.

    На мокром травянистом склоне потерявший равновесие будет скользить по нему с большой скоростью. В этом случае группа должна подниматься цепочкой след в след, прямо вверх, а спускается прямо вниз. Если склон очень крутой, спуск и подъем делаются короткими зигзагами. Ногу ставят на всю ступню. При увеличении крутизны ступни ног разворачивают при подъеме (чем круче подъем, тем больше разворот).

    При спуске идут слегка пружинистой походкой, опираясь на всю ступню. На некрутых спусках ноги ставят слегка на пятку, почти не сгибая, а затем переносят тяжесть на всю стопу, туло­вище откидывают назад. На крутых спусках шаги делают короче, пружинисто. При движении поперек склона ноги ставят так, чтобы ступня ноги, расположенной ниже, была развернута носком на небольшой угол вниз, а нога, расположенная выше, ставится на всю ступню поперек склона.

    При перемене направления во время движения вдоль склона делают шаг вперед «внешней» ногой, поставив её слегка вверх по склону, разворачивая «внутреннюю» ногу под углом к первой несколько вверх по склону так, чтобы ступни оказались в поло­жении «ёлочки», как при подъеме: затем ставят, как при пересе­чении склона, и двигаются в обратном направлении.

    Спуски налегке или с очень легким рюкзаком можно совершать в быстром темпе небольшими прыжками с приземлением последовательно сначала на одну ногу и затем (почти тотчас) – на другую, что создает необходимую амортизацию и позволяет легко управлять скоростью движения, в любой момент снизить ее до минимума или остановиться. При спусках таким способом прыжок совершается несколько боком к склону.

    Техника движения по болотам. Продви­гаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4-5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, око­ло кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равно­весия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для стра­ховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опи­рается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.

    По толстой сплавине можно идти почти безопасно, и только легкие плавные колебания сплавины при каждом шаге напоминают, что под ней находится вода или ил. Движения даже по толстой сплавине должны быть очень плавные. Группа должна двигаться раздельно, на расстоянии не менее 5-6 м друг от друга, и не в ногу, чтобы не усиливать колебательных движений сплавины и не вызвать ее разрыв.

    Для безопасности движения по болоту нужно каждому иметь в руках длинную жердь, двигаться не в след, тщательно наблюдать за рельефом болота и окраской растительности, использовать каждое, даже незначительное повышение рельефа. Если через подобного рода болото протекает ручей, надо идти, придерживаясь его берега, – там обычно бывает суше.

    Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от чело­века место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.

    Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, ко­торые последовательно укладывают по направлению движения (сделать гать). Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следу­ет осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.

    При движении по болоту нужно постоянно следить за направ­лением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится воз­вращаться назад.

    Чтобы уменьшить давление ноги туриста на болотистую почву, можно применять ступающие плетёные «лыжи» или просто подвязывать к обуви легко снимающиеся куски фанеры.

    Техника движения в тайге. По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою двигаются компактной группой с интервалом, обеспечивающим безопасность. Каждый должен внимательно следить за впереди идущим и повторять его движения. Надо придерживать приведенные в движение ветки, чтобы они не ударили идущего сзади.

    Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами (желателен полный штормовой костюм). Одну руку выставляют вперед для защиты от веток лица и глаз. При преодолении перегораживающих тропу упавших деревьев, лесных завалов следует не перепрыгивать, а осторожно перешагивать, перелезать через препятствия. Надо помнить, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты очень скользкой гнилой корой.

    На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные «сцепляющиеся» предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или котелок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже обычная лыжная шерстяная шапочка с помпоном будет задевать за растительность и задерживать движение туриста.

    Чтобы выдержать наме­ченное направление, необходимо через каждые 100–150 м выбирать хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник и путник вынужден отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы, что усу­губит и без того сложное положение.

    Техника передвижения в пустыне. При переходе через пустыню лучше всего придерживаться старых караванных троп, в настоящее время, как правило, по ним уже неоднократно проезжали автомобили. Вообще в пустынях теперь можно наткнуться на множество хорошо наезженных троп-дорог. Одни ведут к жилищам чабанов, другие – колодцам, третьи – к развалинам городищ, четвертые или десятые могут вести в никуда. Эти последние скорее всего оставлены браконьерами-охотниками за дичью и саксаулом и могут очень сильно дезориентировать путешественников. Если же дорога проходит через такыр, то она и вовсе может затеряться.

    (Такыр – плотные, твердые как бетон глинистые участки, растрескавшиеся на бесчисленные плитки с гладкой поверхностью. Они могут занимать значительные площади и тянуться на много километров).

    Если по условиям местности вам придется идти напрямую (по азимуту) к определенному ориентиру, будьте особенно внимательны. В пустынях часто попадаются значительные территории, густонаселенные грызунами. На это могут указывать многочисленные норы, пройти между которыми, не проваливаясь в подземные сообщения крайне сложно, часто невозможно. Но при этом можно легко получить травму (вывихнуть, подвернув ногу в суставах).

    Техника переправ (по В. И. Астафьеву, 1989) . Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути горную или таежную реку. Если есть сомнение в этом, надо найти силу воли для того, чтобы уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2-3, а если надо – и на 10-15 км. Когда выясняется, что при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть, безусловно, изменен.

    По внешнему виду горных и таежных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности. Как правило, горные и таежные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности.

    Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, ширину реки, ее глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность.

    Для этого служат следующие данные. Сила удара водяной струи зависит от уклона русла. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяется наиболее сильным участником группы, идущим в реку на страховке веревкой.

    Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.

    Ширина реки не должна превышать длины страхующей веревки (в случае если в группе нет верховых лошадей) и длины бревна, если переправа должна идти по кладке. Для определения ширины реки надевают головной убор с козырьком или приставляют ко лбу руку в виде козырька. Повернув голову в сторону противоположного берега, смотрят так, чтобы кромка берега совместилась с краем козырька или руки. Стараясь не опустить и не поднять голову, поворачивают ее так, чтобы смотреть вдоль своего берега. Замечают предмет на своем берегу, совместившийся с краем козырька или руки. Измеряют расстояние до замеченного предмета. Это и будет ширина реки. К измеренному расстоянию на всякий случай прибавляют 2-3 м.

    Глубину реки устанавливают, пуская на страховке разведчика.

    Наличие и расположение камней в воде играет большую роль. По торчащим из воды камням можно перейти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков (завихрений) напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, это может привести к гибели туриста.

    Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение в определении того, можно ли преодолеть горную или таежную реку. При большом составе группы (20-30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3-4 туристам форсировать невозможно.

    Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. В таких случаях обычно говорят: «Часы спрятать в карман». Спешка при переправе – это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2–3 часа, но могут отнять и день, и два, и три.

    В подготовке и проведении переправы участвует вся группа, за исключением больных. Используется все имеющееся в группе снаряжение, обеспечивающее безопасность.

    Во время переправы через опасную реку организуется не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и качеством того или иного вида страховки. Чтобы эта мысль стала яснее, приведем такой пример. Одно только прикрепление переправляющегося карабином к перилам может себя не оправдать, если сорвавшегося с кладки затянет водой под бревно. Но в этом случае сыграет свою роль второй вид страховки – веревка, прикрепленная к груди переправляющегося. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

    Время суток и погода сильно влияют на ход переправы. В горных реках меньше всего воды в 4-6 часов утра и больше всего – к вечеру. Фэны (теплые ветры с гор) и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды в горной реке.

    Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трех человек. Спасательный пост ставят в 10-20 м ниже по течению в том месте, куда река понесет сорвавшегося (направление определяется с помощью бросаемых в струю веток). Обязательно проверяется, выполнит ли спасательный пост свое назначение. Для этого пускают одного из спасателей в воду на страхующей веревке и выясняют, сможет ли он доплыть к месту, где будет нести сорвавшегося с переправы. (Страховка делается такой же, как и для идущего первым, см. рис. 14.2). Если спасателя сносит течением, спасательный пост надо снять, чтобы не обманывать самих себя и вести переправу с исключительной осмотрительностью, с полной гарантней от срывов.

    С

    Рис. 14.2. Страховка при переправе вброд

    траховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки. Идущего первым страхуют с помощью рабочей капроновой или сезалевой веревки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной веревки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьет прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя.

    Делается одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи, один, быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел.

    К страхуемому прикрепляется карабином тридцати-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке и идущая всегда ниже первой по течению. Вес всех веревок на идущем впереди должен быть наименьшим. Веревки по возможности надо держать на весу, в воде не полоскать. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую веревку держат на берегу два-три человека, просто взяв ее в обе руки.

    В случае, когда надо быстро выдать веревку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывается против течения.

    Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить веревку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться.

    Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной веревке, а если натяжение ее мешает страхуемому держаться над водой, вытравить веревку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной веревкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной веревки).

    Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая веревка не должна вытягиваться втугую и удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а веревка, удерживая его, не дает возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя.

    Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу.

    Идущий первым может сделать не одну попытку, прежде чем ему удастся достигнуть другого берега. Надо помнить, что с каждой даже неудачной попыткой идущий первым приобретает опыт преодоления данного участка реки. Смущаться первыми неудачами не следует.

    Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту.

    Для того чтобы перила были прочны, веревку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец веревки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу с тем, чтобы предупредить соскальзывание ее через вершины ветвей.

    Опорами для перил могут служить камни или скалы. Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного моста, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами.

    Перила можно привязать к колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в полметра на расстоянии друг от друга в метр.

    Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строятся из альпенштоков или палок, высотой метра в полтора. Опора устанавливается метра за два от воды. Связывают концы четырех, пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпается камнями любого размера. Получается очень надежная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10–15 человек. Однако простого натяжения перил между прочными опорами еще недостаточно для того, чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила все-таки лишены важнейшего достоинства – большой устойчивости. Веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжелой аварии.

    Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания, страховке через плечо.

    Тот или иной вид переправы выбирается в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.

    График движения в пешеходных походах составляется по дням и часам, чтобы рационально чередовались нагрузка и отдых. Массу рюкзака подбирают соответственно возрасту и физической подготовке каждого участника похода. В несложных многодневных походах мужчины обычно несут 15-18, женщины – 10-12 килограммов. В сложном походе приходится нести значительное количество продуктов и снаряжения. Вот почему в такие походы должны отправляться совершенно здоровые, физически развитые, хорошо тренированные туристы. Практика показывает, что мужчины справляются с рюкзаком весом 25–30 кг даже в сложном горном или таежном походе (конечно, в начале маршрута, так как с каждым днем за счет съедаемых продуктов вес рюкзаков уменьшается).

    Женщины несут от 15 до 18 кг, а иногда и несколько больше. При этом, конечно, рюкзак должен быть безукоризненно уложен и сбалансирован.

    В зависимости от состояния здоровья и других причин нагрузку приходится подбирать для каждого туриста в отдельности. Практически ничего сложного в этом нет. Руководитель группы и любой участник может это сделать, опираясь на характер работы сердца во время нагрузки и общее физическое состояние.

    Если в группе подобрались люди разного возраста, с различной физической подготовкой, нагрузку для более слабых уменьшают.

    В горных и таёжных походах режим дня составляется приблизительно следующим образом: подъем в 6 часов (при переходе через перевал в 4-5 часов); туалет, завтрак, подготовка к выходу до 8 часов; движение 8-13 часов; обед, отдых, сборы – 13-15 часов; движение 15-19 часов; устройство бивуака, ужин–19-22 часа.

    В походах по пустыням летом график движения несколько отличается от режима дня в других географических районах. Вставать лучше в 4-5 утра, быстрый чай и выход не позднее 6 утра. Идти можно до 11-12 дня, затем остановка на дневной отдых, обед. Возобновление движения – после 17-18 часов. Остановка на ужин, ночной отдых – в 22-23 часа.

    Можно ходить и ночью, а днем отдыхать, но такой режим в многодневных походах себя не оправдал.

    Проходимое в день расстояние очень трудно поддается точному предварительному нормированию. Оно определяется, прежде всего, сложностью маршрута и весом рюкзака.

    Практически при движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5-4 км в час, на спусках скорость увеличивается, при движении по лесу, болоту, кустарнику, песку темп снижается примерно на одну треть и даже вдвое.

    На крутых участках пути при большом весе рюкзака длина шага сокращается более, чем наполовину. При возрастании крутизны тропы шаг становится еще более коротким. На очень крутом участке склона движения совершаются медленно, растянуто, плавно, с постепенным переносом тяжести тела с одной ноги на другую.

    На равнине с рюкзаками среднего веса здоровые люди проходят в день 20-25 км. 30 км в день – это уже большая нагрузка. В горах в первые дни похода с тяжелыми рюкзаками, в долинах, на подходах к перевалам проходят 13–18 км. В тайге по пересеченной местности в первые дни похода (с тяжелыми рюкзаками) проходят около 12 км. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшимся в походную жизнь туристам можно проходить по 18 – 20 км. Преодоление естественных препятствий резко снижает проходимый километраж.

    При организации движения в группе выделяется ведущий – достаточно опытный турист, задача которого выбирать путь и задавать наиболее выгодный для группы темп движения, но не выше темпа движения наиболее слабого её участника. Руководителю группы следует почаще ставить на место ведущего каждого члена группы.

    Обязателен замыкающий из числа опытных туристов, задача которого оказать помощь отставшим, никого не потерять, своевременно дать ведущему сигнал к остановке, если с кем-то плохо или надо привести в порядок снаряжение.

    Место руководителя в походной группе должно обеспечивать удобство управления группой и безопасность ее движения. Руководителю можно рекомендовать идти сразу за направляющим, время от времени помогая ему находить дорогу и подсказывая правильные решения.

    На сложных и опасных участках (переправа, болото, осыпь) руководитель сам проверяет проходимость и не уходит вперед, страхуя туристов, пока вся группа не выйдет на легкий участок. Так же он должен поступать при купании туристов в незнакомом водоеме, при посадке на транспорт и т. п.

    Мандатная комиссия

    Прием документов команд и участников :

    ü Удостоверение личности (паспорт или свидетельство о рождении – оригинал),

    ü Медицинская справка,

    ü Заявка команды на участие в соревнованиях (приложение 1).

    2. Техническая информация соревнований - "кросс-поход".

    Ø Состав команды 6 человек.

    Ø Старт команд по графику (сформированному по жеребьёвке накануне вечером на совещании представителей команд).

    Ø Главная цель соревнований "Кросс-поход" – демонстрация навыков передвижения по пересечённой местности в несложных спортивных походах, проверка наличия основных элементов группового и личного снаряжения .

    Ø Задача команды – пройти заданный судьями маршрут, сделав контрольные отметки (указанные на карте местности), подтверждающие правильность прохождения маршрута и пройдя указанные в карточке команды этапы.

    Ø Прохождение маршрута - команды группы "В", "С" с представителем команды. На усмотрение представителя команды допускается прохождение маршрута "кросс-поход" группы "В" без представителя команды.

    Ø Контрольное время прохождения дистанции - 2 часа.

    Ø Участники соревнований кросс-поход передвигаются по маркировке, спортивной карте, азимуту.

    Ø На маршруте команда делает контрольные отметки .

    Ø Этапы соревнований "Кросс-поход":

    1. Вязка узлов. Соревнования проводятся согласно «регламента проведения спортивных соревнований по спортивному туризму», спортивная дисциплина: "Дистанция пешеходная" от 2014 года (номер-код 0840091811я) .

    Каждый участник команды завязывает по одном узлу из следующих групп узлов:

    · для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый;

    · для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь, двойной булинь, грейпвайн-удавка;

    · петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник;

    · схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный)

    ü Каждый участник команды вяжет всего 4 узла. Ориентировочное контрольное время - 30 секунд.

    ü Узлы не должны иметь перекрученных прядей. Рисунки должны соответствовать рисункам на сайте (файл "Узлы") и на стенде по узлам.

    ü Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы.

    ü Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

    2. Бревно с наведением страховочных перил (верёвка для организации перил – судейская).

    3. Гать. Переход команды по брёвнам через заболоченный участок. Участник не приносит команде очки в случае опоры ногой, шестом или рукой опасного (заболоченного) участка.

    4. Азимут. Каждый участник команды судейским компасом выполняет 3 задания: 1. определяет азимут на предмет; 2. определяет направление на предмет по заданному азимуту; 3. берёт азимут по карте и указывает направление движения. В случае неточного ответа команде не начисляются очки.

    5. Топография. Каждый участник команды указывает название 2-х знаков топографической карты из 40 предложенных (см. топографические знаки на сайте и на стенде соревнований).

    6. Ориентирование - отметка компостером на всех контрольных пунктах. (Самостоятельно).

    7. Пережигание нити .

    8. Рельеф местности. Каждый участник команды указывает название 2-х форм рельефа из предложенных вариантов.

    Ø Групповое снаряжение на дистанции "Кросс-поход": компас, аптечка, мобильный телефон (2 шт. на команду), часы, по-желанию – перекус .

    Ø Перед выходом команды на старт проводится предстартовая проверка , где проверяется наличие группового снаряжения, личная одежда и обувь, знание границ зоны проведения соревнований и действия в аварийной ситуации.

    Ø Команда-участник соревнований "кросс-поход" должна набрать максимальное количество очков за прохождение дистанции (см. таблицу) и уложиться в контрольное время. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    Ø Команда самостоятельно, с учётом физических сил, морально-психологического состояния, наличия необходимого группового снаряжения, погодных условий принимает решение об участии в соревнованиях "кросс-поход" и прохождении его отдельных этапов.

    Ø Очки за этапы представлены в таблице "Карточки команды":


    Этапы дистанции "Кросс-поход" и очки, начисляемые за прохождение этапа:

    КАРТОЧКА КОМАНДЫ (вариант)

    № этапа Название этапа Условия прохождения этапа Очки за прохождение этапа Группа
    Прохождение маршрутаполностью. За превышение контрольного времени – минус 2 балла за каждую минуту опоздания на финиш. 100 А,В,С
    Бревно с организацией перил 2-й, 3-й, 4-й, 5-й участник проходят по бревну, держась руками за перила (верёвка для организации перил – судейская). 6 участников по 4 балла = 24 А,В,С
    Вязка узлов Каждый участник команды завязывает по одном узлу из следующих групп узлов: · для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый; · для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь, двойной булинь, грейпвайн-удавка; · петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник; · схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный) ü Каждый участник команды вяжет всего 4 узла. Ориентировочное контрольное время - 30 секунд. ü Узлы не должны иметь перекрученных прядей (рисунки должны соответствовать рисункам на сайте (файл "узлы") и на стенде по узлам). ü Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника- восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы. ü Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм. 4 узла * 1 балл * 6 чел. = 24 А,В,С
    Гать Переход команды по брёвнам через заболоченный участок. Участник не приносит команде очки в случае опоры ногой, шестом или рукой опасного (заболоченного) участка. 6 участников по 4 балла = 24 А,В,С
    Азимут Каждый участник команды судейским компасом выполняет 3 задания: 1. определяет азимут на предмет; 2. определяет направление на предмет по заданному азимуту; 3. берёт азимут по карте и указывает направление движения. В случае не правильного ответа хотя бы на одно задание, участник не приносит команде 4 балла 6 участников * 4 балла = 24 А,В,С
    Топография Каждый участник команды указывает название 2-х знаков топографической карты из 40 предложенных. 6 чел.*2 знака* 2 балла = 24 А,В,С
    Ориентирование Отметка компостером на всех контрольных пунктах. (Самостоятельно). 4 КП по 6 баллов = 24 А,В,С
    Пережигание нити Команда пережигает нить в течение контрольного времени (КВ) 24 А,В,С
    Рельеф местности Каждый участник команды указывает название 2-х вариантов рельефа из предложенных. 6 участников * 2 ответа * 2 балла = 24 А,В,С
    Максимальное количество баллов: 292

    3. «Узелок на память» (лично-командные соревнования).

    Ø Состав команды – 6 человек.

    Ø Стартуют одновременно все команды возрастной группы (в случае большого количества команд в возрастной группе, возможно разделение команд на подгруппы), выстроившись в линию по командно.

    Ø Соревнования проводятся по этапам.

    1-й этап:

    · простая контролька - 5 сек.

    · контрольная восьмёрка - 5 сек.

    · проводник-восьмёрка - 10 сек.

    · симметричный схватывающий - 5 сек.

    · прямой (две контрольки) - 15 сек.

    · булинь – 15 сек.

    · встречный - 10 сек.

    · двойной проводник - 10 сек.

    · грейпвайн - 10 сек.

    · австрийский (серединный, "пчёлка") проводник - 10 сек.

    2-й этап : все участники команды завязывают узел названный судьёй (время для завязывания узла определяет судья).

    На последующих этапах условия завязывания узлов ожесточаются до момента определения победителя.

    Примечание:

    1. Каждый участник прошедший этап приносит команде очко.

    2. Из суммы результатов участников складывается командный результат.

    3. В случае любой ошибки (перехлёст, неправильно завязанный узел) или вязки узлов после команды "стоп" участник выбывает из последующего участия в соревнованиях.

    4. Дополнительные узлы, не вошедшие в перечень 1-го этапа: двойной булинь, стремя, грейпвайн-удавка, встречный, брамшкотовый, встречная восьмёрка, двойной проводник-восьмёрка, схватывающий Бахмана, австрийский схватывающий, штык.

    5. Узлы не должны иметь перекрученных прядей (рисунки должны соответствовать рисункам узлов на сайте (файл "узлы-форум" и на стенде по узлам).

    6. Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы.

    7. Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

    4. Краеведческий и экологический конкурс . Для участия в краеведческом и экологическом конкурсе потребуется знание природы Карелии, истории, этнографии, географии и основных достопримечательностей Карелии. Для участия в конкурсах специальная подготовка не требуется.

    5. Вечерняя программа . 23.09- представление своей команды, 24.09 – «Наше путешествие» (в любой форме: презентация. выступление, видео- или др.)

    6. Лично-командные соревнования по спортивному ориентированию на дистанции по выбору.

    Ø Состав команды – 6 человек.

    Ø Соревнования проводятся по возрастным группам. Младшая возрастная группа проходит дистанцию меньшей протяжённости.

    Ø Отметка на всех контрольных пунктах (КП) электронным "чипом".

    Ø Дополнительная информация по протяжённости дистанции, количеству контрольных пунктов, будет передана накануне на совещании представителей команд.

    Ø Из результатов 6-ти участников команды (времени прохождения дистанции и взятых КП) подводится общекомандный результат. Сначала места распределяются среди команд прошедших дистанцию полностью, затем - по мере уменьшения взятых КП.

    Ø Обязательно наличие компасов на команду - минимум 6 шт. (по 1 компасу на каждого участника).

    Техника пешеходного туризма (командные соревнования)

    Ø Состав команды – 6 человек.

    Ø Команды стартуют по графику, утверждённому накануне вечером (по жеребьёвке) на совещании представителей команд.

    Ø Все участники проходят дистанцию в страховочных системах.

    Ø На подготовку команды перед стартом (в том числе, надевание и подгонка страховочных систем) выделяется 5 минут, после чего команде даётся старт на "Техническую дистанцию по выбору".

    Возможные этапы:

    · Схема дистанции вывешивается за 1 час до начала соревнований.

    · Дистанция по выбору проходится без потери самостраховки.

    · Задача участника получить в карточку участника (Приложение – 3) отметки на контрольных пунктах (КП), расположенных на различных технических этапах и между этапами, не теряя самостраховки. Контрольных пунктов может быть - до 10-12 КП.

    · Отдельные этапы могут быть соединены траверсом.

    · Вариантов прохождения может быть несколько. Старт по команде судьи от любой опоры (отмечены сигнальной лентой).

    · Схема дистанции (вариант → Приложение – 4).

    · Одновременно дистанцию проходит вся команда (6 человек), успевших на предварительном этапе надеть страховочные системы.

    · Участнику, допустившему штраф (потеря самостраховки) при прохождении этапа, снимется взятие одного КП.

    · Результат участника оценивается только по отметкам компостера в карточке участника (если участник находился рядом с КП, но не сделал отметитку компостером в карточке, считается, что участник на данном КП не был.

    · Карабины на дистанции не муфтуются.

    · Контрольное время работы на дистанции – 5 минут.

    · Команде, не сдавшей после прохождения дистанции хоть один элемент снаряжения, выданного на старте (страховочная система, карабины) результат прохождения технической дистанции не засчитывается.

    Туристская эстафета.

    Ø Состав команды – 6 человек.

    Ø Соревнования проводятся по возрастным группам.

    Ø Одновременно стартуют три команды по трём ниткам дистанции с этапами:

    ü 1-й этап (2 участника) - проводка участника на коротком "усе" (два участника первого этапа, скреплённые усами страховочной система проходят этап - шкуродёр, демонстрируя умение контролировать проводку личного снаряжения через узкие и неудобные участки маршрута);

    ü 2-й этап (2 участника) - навесная переправа (два участника второго этапа стартуют в связке и проходят этап с сопровождением участника);


    Техника и тактика пешеходного туризма

    Актуальность темы. Школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Путешествия и туризм привлекают внимания абсолютного большинства подростков, стимулируют интерес к учебе, коллективной деятельности, развивают трудолюбие, формируют нравственное отношение к окружающим. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Организация туристско-краеведческих и оздоровительных мероприятий в условиях открытой природы создает идеальную основу для социально-педагогической реабилитации и нравственной терапии подростков. Организация туристско-краеведческой деятельности в период летних каникул позволяет решить вопрос занятости подростков, «трудных» детей, минимизировать негативные проявления в подростковой среде. Таким образом, поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно-досуговую деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является туризм.

    Исследованию проблемы организации отдыха для подрастающего поколения посвящены труды Линчевского Э.Э., Лукоянова П.И., Захарова П.П., Степенко Т.В., Костантинова Ю.С., Куликова В.М. и др.

    Туризм (от французского tourisme – прогулка, поездка) – это особый вид массовых путешествий с целью получения удовольствия от посещения интересных местностей, способствующих удовлетворению любознательности, познанию, отдыху .

    Туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков. Основными целями туризма при этом являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений подростка с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановления духовных и физических сил, обеспечение полноценного отдыха подростков в условиях естественной природной среды.

    При условии соответствующей организации к туризму подростков можно отнести довольно широкий спектр деятельности: научные и познавательные туры (орнитологические, ботанические, ландшафтно-географические, археологические и др.); приключенческие туры (пешие, водные, конные, горные); летние студенческие практики; летние лагеря и программы для школьников; поездки выходного дня и др.

    Поход - групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу, до спуска по порогам. Поход – это модель общественной жизни, в нем сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Воспитательным моментом является и сама походная обстановка. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами. Позиция педагога в данном случае должна быть жесткой: хотите в поход – давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки.

    В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы классифицируются по различным признакам:

    1. По способу передвижения (пеший, велопоход, конный, парусный, водный, спелео).

    2. По продолжительности (многодневный или походы выходного дня: одно, двух, трёхдневный).

    3. По сложности (разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности (к.с.) - от I до VI, и прогулочные.

    Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней. Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах – от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм – наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку. независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пеших переходов характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.

    Маршруты некатегорийных походов (для подростков) выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами.

    1.1. Понятие и категории сложности пешего похода

    Туризм – это организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм -самая распространенная и любимая детьми форма и содержание детского досуга. Дети по натуре «бродяги», следопыты и путешественники. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления. Туристические походы могут быть пешими, водными, горными, велосипедными. Они могут длиться один и несколько дней. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат ребят удивляться жизни, любоваться красотой природы .

    Туристические маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

    Пешеходный туризм (англ. треккинг) - это пеший поход по пересеченной местности без специальной подготовки его участников (туристов). В течение светового дня группа проходит от 4 до 6 часов, учитывая остановки на перекус и отдых в живописных местах. Отличительной чертой пешеходного похода является режим: ранний подъем и ранний отход ко сну.

    Поход является наиболее распространенной формой туристско-краеведческой деятельности в школе.

    Поход – передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края, отдалённому району страны или за её пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.

    История пешего похода началась в Непале, когда британский подданный русского происхождения Борис Лисаневич открыл эту страну для массового туризма. Во время похода у вас появится возможность отдохнуть, получить неизгладимые впечатления и увидеть природу, людей своей или другой страны вдали от городской суеты.

    В советские времена было проложено сотни плановых туристских пешеходных маршрутов, замыкающихся на горные и приморские турбазы, действовали тысячи сезонных туристических стоянок. Пешеходным туризмом занимались миллионы энтузиастов по всему бывшему Советскому Союзу, объединенных в турклубы и секции. Сегодня от тех маршрутов остались лишь маркированные тропы, несколько турприютов да воспоминания ветеранов туризма .

    И все же пешеходный туризм никуда не исчез. Несмотря ни на что, на природу выезжают сотни тысяч поклонников пешеходного туризма.

    Виды туристических походов. Туристические походы бывают разные: ближние и дальние, пешие, велосипедные, водные, однодневные и многодневные.

    По содержанию поход может быть: учебно-тренировочным и тематическим. В походе возможно сочетание указанных направлений деятельности.

    По характеру организации поход может быть:

    Плановым (по путевкам туристских организаций). На плановый маршрут приобретают путевки; тогда как турист обеспечивается пищей, снаряжением, жильем, транспортом, экскурсионным гидом.

    Самодеятельным (по маршрутам, выбранным и разработанным туристской группой). В самодеятельных туристских путешествий и походов туристы сами разрабатывают и выбирают маршруты и сами обеспечивают обслуживание себя в пути. Браться в начале для приобретения опыта в этом виде туризма лучше с походов выходного дня. Поскольку это наиболее доступная и финансово саморегулируемая форма тренировок и отдыха во время отпуска. Вначале рекомендуется приобрести опыт более простых походов, прежде чем покорять сложные перевалы или преодолевать дальние маршруты, т.к. такой поход может превратиться в мучение, а не в отдых.

    По сложности туристские походы делятся на походы выходного дня, или некатегорийные, и походы по маршрутам I-VI категорий сложности.

    Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. В зависимости от этого походы подразделяются на:

    - походы выходного дня;

    - походы 1-3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;

    - категорийные походы с 1 по 6 категорий сложности (категория сложности – сокращенно: к. с..; 1 категория - самая простая, не требующая специальных знаний; 6 категория - самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения).

    В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.) .

    Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1.2 приведены требования к походам 1-3 степени сложности (см. Приложение 2).

    Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.

    Основными показателями, определяющими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

    В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

    Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

    Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

    При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).

    Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 1.3 (см. Приложение 2).

    Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.

    Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 1.3, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

    Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнем классифицированных туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 человек, а на маршруты III-IV категорий сложности – от 6 до 12 человек.

    К походу допускаются: по маршруту I категории сложности – школьники не моложе 13 лет, II категории – не моложе 14 лет, III категории – не моложе 15 лет, IV категории сложности – школьники не моложе 16 лет. Походы могут проводиться спортивными и туристскими организациями учебных заведений .

    Классификация пешеходных маршрутов и разрядов представлена в таблице 1.4 (см. Приложение 3).

    Походы от первой до третей категории сложности для детей – это, в основном, детско-юношеский туризм.

    Походы от первой по шестую категорию сложности для взрослых. 1-ая категория - самая легкая, не требующая, каких-то особых знаний; 6-ая категория - самая трудная, которая требует особой и физ. подготовок, с соответствующим снаряжением.

    Для освоения туристического похода каждой категории сложности, туристы должны обладать опытом участия в походах предыдущей категории сложности, а глава группы опытом участия в данной категории, и опыт управлением походами предыдущих категорий.

    Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута» (Приложение 4). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов» (ЦРИБ «Турист», Москва,1990).

    Для детских туристских групп разрешены походы: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический. Возможно сочетание нескольких видов детской туристско-краеведческой деятельности.

    Заключение

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней.

    Поход - групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами.

    Любой поход начинается с разработки маршрута. Составляется список группы, распределяются обязанности участников похода. Оформляются нормативно-правовые и разрешающие документы. Немаловажное значение имеет обучение и инструктаж участников. Особое внимание следует обратить на организацию медицинской помощи, т.к. в походе может произойти что угодно: от серьезных травм до отравления.

    Правильная подготовка к походу и его успешное проведение во многом зависят от руководителя. Им должен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. Туристская группа сама выбирает своего руководителя. Правда, часто он сам является инициатором ее создания. У руководителя туристский опыт должен быть солиднее или таким же, как у большинства членов группы. Чтобы руководить группой, необходимо побывать в походе той же категории сложности и иметь опыт руководства походом на категорию сложности ниже и обязательно в том же виде туризма.

    Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении. Если турпоход хорошо организован, а при освоении маршрута все участники похода следуют мерам предосторожности, путешествие получиться по-настоящему интересным и памятным.

    Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий проводимых в лагере и в походе научат школьников основам пешего туризма, включающим в себя умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многому другому.

    Участие в пешеходном походе способствует повышению интереса к туризму и здоровому образу жизни как альтернативе пагубных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сами условия туристической жизни: длительное пребывание на природе, разнообразные физические нагрузки, преодоление препятствий – создают обстановку для проявления школьниками нравственных и волевых качеств личности (дружбы и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, организованности и дисциплинированности, смелости, стойкости и ответственности, чувства долга). Походная обстановка вызывает необходимость быстро усвоить и научиться применять определённые трудовые навыки, которые одновременно с физической и волевой закалкой помогают в эстремальных ситуациях.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что рационально организованный досуг подростков в форме пешего похода призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.

    Туристский пеший поход «Койва-Чусовая», продолжительностью 4 дня, будет проводиться в рамках работы городского летнего оздоровительного лагеря в дни летних каникул 2013 г.

    Задачи похода: обучение навыкам пешего туризма и ориентирования; создание условий для развития физической активности и оздоровления; развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи; привитие навыков гармоничного (экологического) общения с окружающей природой; способствовать развитию у подростков навыков общения; создание благоприятных условий для организованного отдыха.

    Планируемые результаты пешеходного похода:

    Возможность личностного роста (осуществив пеший поход, подросток начинает еще больше гордиться собой);

    Изменение поведенческих мотиваций подростков и их психологическая разгрузка;

    Повышение жизненного тонуса, изменение проблемного фактора, связанного с особенностями физического развития подросткового возраста;

    Овладение подростками элементарными навыками туристской подготовки.

    В качестве результата реализованного похода выступают: фотографии с похода, дневники участников от похода, книга отзывов участников похода, благодарственные письма от родителей.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).

    2. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 47 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах».

    3. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»

    4. Правила по спортивному туризму, утвержденные Росспортом 28 марта 2008 г. и согласованные МЧС России 21 марта 2008г. на 2001-2004 гг. - М., 2001.

    5. Разрядные требования по спортивному туризму на 2001-2004 г. // Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму на 2001-2004 гг. - М., 2001.

    6. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 2008.

    7. Берман А.Е. Юный турист – М.: ФиС, 2005.

    8. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.

    9. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. - М., 2009.

    10. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. - М., 2003.

    11. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 2003.

    12. Воронов Ю.Б. 100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке. - М.: «Мир», 2005.

    13. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. - М., 2000.

    14. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 2006.

    15. Гориневская В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм. – М., 2001.

    16. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. – М.: ФЦДЮТиК, 2004.

    17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. – М., 2000.

    18. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    19. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

    20. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.

    21. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.

    22. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слѐтов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2007.

    23. Кравчук, Т.А. Теория и методика оздоровительного туризма / Т.А. Кравчук - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 352 с.

    24. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчѐта о пешеходном туристском путешествии школьников. - М., ЦРИБ «Турист», 2005.

    25. Куликов В.М. Словарь юного туриста. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. - 76 с.

    26. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: пособие для учащихся. – М.: Толк, 2006.

    27. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС, 2001.

    28. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туриста в походе. – М.: Пищевая промышленность, 2000.

    29. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. Дорогов И.А.. Полевые туристские лагеря. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

    30. Менчинский Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 2001.

    31. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.

    32. Потресов А.С. Спутник юного туриста. – М., 2002.

    33. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М., Профиздат, 2007.

    34. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.

    35. Рогов Л.М. Школьный туристский лагерь: Учебное пособие / - М.: Просвещение, 2003. – 69 с.

    36. Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2003.

    37. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.

    38. Туристские маршруты. Справочник. Сост. Качанов В.С. - М.: Профиздат, 2000.

    39. Туристско-краеведческие кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с.

    40. Усков А.С. Практика туристских путешествий. – Санкт-Петербург Творческий Центр «ГЕОС», 2009.

    41. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов. - М.: Совертский спорт, 2002. - 361 с.

    42. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Издательство Московского университета, 2009.

    43. Шаповал Г.Ф. Азбука туриста-эколога. - Минск: «Экоперспектива», 2001. – 116 с.

    44. Шимановский В.С. Ганопольский В. И. Лукоянов П.И – Питание в туристском путешествии. – М., Профиздат, 2006.

    45. Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня – М.: Профиздат, 2005.

    46. Ярошенко В.В. В поход с классом. – М., 2004.

    47. Климанова, Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками / Т.Г. Климанова // Физическая культура в школе. - № 3. - с. 38-44.

    48. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники №1, №2. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2008

    49. Официальный сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения [Интернет-доступ] http://www.turcentrrf.ru/

    Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.

    Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы. Повторение основных правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по программе первого года занятий; Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме.

    Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.

    Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий.

    Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.

    Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования {протокола движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях.

    Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор.

    Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути.

    Броды через равнинные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде.

    Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

    Подготовка походов.

    При подготовке к предусмотренным учебным планом работы группы учебно-тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом группы, а также по отдельным группам учащихся и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы.

    Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты контрольного времени движения на участках и качество Сделанных ими копирок топокарты.

    Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов поих краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.

    Проведение походов.

    В соответствии с количеством часов отведенных по примерному тематическому плану занятий учебной группы, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) трехдневный учебно-тренировочный поход.

    В результате этого похода учащиеся приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.

    Во время учебно-тренировочного похода необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего или лыжного движения выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление естественных различных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.