Что такое самадхи и как достичь этого состояния? Самадхи – цель йоги. Как достичь Самадхи? Достижение самадхи

В йоге самадхи – это последняя ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности. По сути, и есть состояние просветления (нирвана). Оно достигается с помощью длительной медитации, в результате которой индивидуальное сознание сливается с абсолютным.

Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».

Как достичь самадхи?

Согласно учению йоги, самадхи внезапно возникает во время медитации – течение мыслей естественным образом прекращается. Запасы идей и переживаний истощаются, однако состояние концентрации при этом продолжается.

Существует два вида (этапа) Самадхи или экстаза.

1. Самадхи достигается при помощи объекта или идеи (фиксация мысли на точке или идее). Это экстаз с опорой, или дифференцированный – различающий – экстаз, название его на санскрите – сампраджнята самадхи. Такой вид Самадхи является сред­ством освобождения, так как делает возможным осо­знание истины и прекращает все виды страдания.

2. Самадхи достигается без какой-либо «связи» (внутренней или внешней), то есть йог достигает «единения» – полного осознания. Это недифференцированный – неразличающий – экстаз, на санскрите – асам­праджнята самадхи. Этот вид Самадхи разрушает «впечатления» (санскары) предыдущих ментальных действий и даже может остановить уже активизированные прошлыми поступками кармические силы.

Таким образом, мы имеем дело с двумя совершенно различными состояниями. Первое достигается по­средством йогической техники концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна); второе состоит только из одного состояния – неспровоцированного экстаза – «прорыва». Несомненно, что асампраджнята самадхи достигается исключительно благодаря длительным усилиям йога. Оно не является подарком или милостью. И йог вряд ли сможет достичь его, если прежде он не испытал самадхи с опорой.

Здесь стоит отметить, что в Бхакти-йоге самадхи достигается преданным служением и поклонением Богу, а также постоянной направленностью ума на осознание Бога.

Кто может достичь?

Не стоит думать, что самадхи – это какое-то «чудо» или что-то, что кто-то может вам продать, подарить, или передать, и за чем нужно идти в секту или ехать в Гималаи. Самадхи – это не тайное интеллектуальное знание и не секретная техника, а состояние, которое приходит в результате правильной, упорной практики йоги.

Самадхи доступно любому, кто готов выйти за пределами физического и прикладного понимания йоги и навсегда изменить свою жизнь, встав на путь духовного совершенствования.

Для чего достигать Самадхи?

Считается, что с помощью Самадхи можно не только духовно развиваться, но и совершать научные открытия, создавать выдающиеся произведения искусства, предсказывать будущее, лечить – и практически все что угодно еще. Адепты такой точки зрения утверждают даже, что без достижения Самадхи я хотя бы на краткий миг ни создание гениального произведения искусства, ни совершение значимого выдающегося открытия – не возможны. В таком ключе, Самадхи может сделать гением любого человека, не говоря уже о том, что такое состояние излечивает все болезни. Ведь по логике йоги, болезни (как и все другие проблемы тела и ума) берут источник в наших глубинных подсознательных «кладовых» – в том, что называется «самскарами», ограничениями). Самадхи очищает все это, как вода смывает грязь.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги. Сейчас поговорим на тему самого желанного для любого йога состояния, ради которого, он на этот путь собственно и встал. Поговорим о Самадхи и о том, как его достичь, что точно на любом духовном пути нужно будет пройти, какие испытания преодолеть и зачем оно вообще нужно?

Что такое Самадхи.

Состояние невообразимого блаженства, всепроникающей любви, бесконечного всеведения, всемогущества, абсолютного света… на санскрите такое состояние называется Самадхи.

Самадхи — это не что-то наносное, привнесённое из вне. Самадхи и все характеристики этого состояния являются нашей же Истинной Природой, являются свойствами Такими по сути мы и являемся, просто давно забыли об этом, как долго болеющий человек забыл о том, что значит быть здоровым.

В общем, перспектива очень радужная: наша истинная природа очень прекрасна и приятна, и все мы Её обязательно раскроем, просто некоторым хочется это сделать побыстрее (мне вот очень хочется). Если у вас тоже есть такой интерес, то идём дальше и сразу поговорим о том, что же нужно чтобы достичь Самадхи.

5 обязательных условий достижения Самадхи.

1. Если кто-то хочет подняться на очень высокую гору, где и вечные снега лежат, и уступы крайне крутые, и воздух сильно разряжен, и мороз нешуточный, то такой желающий обязательно должен найти себе проводника, подготовить тело и снаряжение для того, чтоб подобное восхождение выдержать.
Самадхи — это вершина горы духовного пути внутри каждого из нас и подъем на эту вершину осуществить гораздо труднее, чем на любую из физических гор, поэтому необходимость в проводнике становится более чем существенной. Даже тешить вас мыслями, о том, что можно дойти по духовному пути до Самадхи без гуру не буду. Гуру нужен, очень нужен! Нужен. О том, кто такой гуру, зачем он нужен можно в этой статье почитать: Здесь скажу только, что гуру – это тот аспект нашей же Сверхсознательной Природы, который отвечает за то чтобы помочь нам осознать Себя Истинных, помочь нам добраться до Самадхи.

2. Есть ли у вас гуру или нет, вам так и так понадобиться очень хорошая . Она нужна и для того, чтобы найти гуру и для того, чтобы правильно понимать его советы, то есть на любой стадии духовного пути интуиция нужна. Более того, чем ближе к вершине подбираешься. Тем интуиция нужнее. Гуру не будет всё делать за нас, дойти до вершины должны мы сами, своими ногами. И если человек не достаточно мудр, недостаточно осторожен, его интуиция ещё слаба, то либо гуру его даже и не возьмёт, либо сочтёт, что такому ученику ещё надо побарахтаться в болотистых предгорьях пару воплощений (или пару десятков-сотен воплощений) пока не .

Лучше всего интуицию развивает . Так что 😉

3. Самадхи является восьмой ступенью , для его достижения необходимо хорошо владеть всеми предыдущими ступенями. Важно уметь привлекать энергию, уметь её концентрировать, уметь направлять в нужные русла. Более всего прочего необходимо научиться перенаправлять, по привычке бегущую через во внешний мир энергию, вовнутрь (в и вверх (вверх по чакрам до аджна чакры – точки между бровями). Реализовать данную задачу возможно обладая хорошей , и умением управлять энергией (в теле, чувствах, и мыслях). Всему этому медитация и техники концентрации в медитации так же способствуют). И для этих же целей великий йогин 20-го столетия специально создал комплекс

Регулярная каждодневная практика, в соответствии с принципами — залог успеха, это кстати одна из Ниям – тапасья. Поэтмоу данную информацию можно отнести к четвертому пунту:)

И есть ещё кое что…то что для достижения Самадхи является самым главным, то что подталкивает человека искать гуру, разжигает в нём желание познавать свою Истинную Природу, свой безграничный потенциал – любовь к Богу , стремление к Богу, уверенность, что за гранью видимого мира есть что-то, что так хочется познать!

С него всё начинается, только обладая таким стремлением, и разжигая его по мере продвижения, человек сможет, с помощью гуру, обладая интуицией, перенаправляя энергию вовнутрь и вверх, выполняя Ямы Ниямы – добраться до вершины. И вот оно — Самадхи.

Кстатати, вышеприведённую поэму Парамахансы Йогананды , он советовал выучить наизусть и повторять каждый день. Ведь чем больше в проникнет образов истинного Сверхсознательного бытия, тем быстрее оно трансформируется. Кроме того, в подсознании сокрыты не только полученные в течение бесчисленных воплощений привычки и впечатления, там так же храниться память о Самадхи и . Такие воспоминания на санскрите называются — смрити. И когда человек обращает свое внимание на описание Сверхсознательного состояния, то смрити поднимаются из совсем далекой глубины, ближе к поверхности сознания. В один прекрасный момент такое воспоминание станет ясным и состояние Сверхсознательной осознанности уже никогда нас не покинет.

Очень красиво о пути к достижению Самадхи и о стадиях Самадхи написано в статье

Напоследок же я хочу сказать – в это мире нет ничего более значимого, чем стремление осознать свою Истинную, Безграничную Природу абсолютного Блаженства. В жизни нет более правильной и достойной цели, чем обрести Самадхи. Все желания материального мира в конце концов либо наскучат, либо разочаруют и только вечно-новая Радость нашего Истинного Бытия будет сиять всё так же ярко, ведь она вечно-новая. Житие любого святого подтверждает это. Мудр тот, кто отказывается от всего лишь бы обрести Это. И глуп тот, кто пренебрегает своим внутренним духовным потенциалом, угождая чувствам и достижению внешних желаний.

Однако же, возможности нынешнего времени и обширные знания по йоге вполне позволяют жить внешне вполне достойной, успешной жизнью и при этом внутри желать только Единства со своим Высшим Я. Сегодня многие, с материальной точки зрения успешные люди, занимаются йогой и медитацией, более того, как правило все успешные люди обладают хорошей – а это то, что в йоге просто необходимо, и в то же время йога способствует развитию концентрации, поэтому такие занятия помогают успешному человеку стать ещё успешнее во всех сферах жизни.

Мой дорогой читатель, занимайтесь йогой.

Медитируйте и будьте счастливы.

Современные люди проявляют все больше интереса к древним восточным духовным практикам. В мире, полном забот и тревог, занятия йогой и медитацией являются настоящим спасением от стресса.

В многочисленной духовной и эзотерический литературе нередко описывается самадхи – особое состояние сознания, достижение которого является высшей целью йоги. Давайте узнаем, что же представляет собой самадхи и какой путь нужно пройти, чтобы достичь его.

Термин «самадхи» в переводе с древнего языка санскрита означает «собранность», «целостность», «совершенство». Состояние самадхи – это состояние просветления или, говоря иными словами, слияние индивидуального человеческого сознания с сознанием божественным. Это не некое состояние транса, а достижение той границы, за которой отсутствует сознание. Просветление выводит ум на такой уровень, где уже нет необходимости мыслить. В практике дзэн – это же состояние носит название сатори.

Древние ведические тексты и йога-сутры описывают это состояние, как цель, к которой должен стремиться каждый йог. Ведь йога – это не просто набор физических упражнений для тренировки тела, как считают непосвященные люди, а сложнейшая духовная практика, направленная на развитие человеческого сознания.

Человек, достигший самадхи, получает следующее:

  • сознание освобождается от окружающей среды, возникает новая форма восприятия реальности;
  • все эмоции исчезают, ощущается только абсолютный покой, отрешенность, гармония и блаженство;
  • сознание человека соединяется с Богом или с Высшим Я, созерцающий сливается с созерцаемым, индивидуальная душа растворяется во вселенском сознании, стирается граница между индивидуальностью и божественным единством;
  • отключаются все чувства человека, исчезают все внешние и внутренние объекты реальности, сознание становится абсолютно чистым.

Виды самадхи

Просветление является сложным, многоуровневым процессом, поэтому существует несколько уровней или ступеней состояния самадхи. Выделяют: савикальпа самадхи, нирвикальпа самадхи, сахаджа самадхи. Каждое из этих состояний имеет свои индивидуальные особенности и отличия.

Савикальпа самадхи

Когда человек входит в это состояние, его ум перестает работать, но только частично. Он на короткий период теряет ощущение пространства и времени, воспринимая их совершенно не так, как в обычной жизни. Человек как бы попадает в другой мир, который можно назвать миром недовыполненных желаний: часть дел уже завершена, а часть еще остается несделанной. Человек воспринимает себя в качестве инструмента для совершения тех или иных дел. Если дела есть – инструмент нужен, если их нет, то инструмент уже не требуется, а значит человеку больше нечего желать.

Савикальпа самадхи достигается в процессе концентрации на каком-либо объекте. В медитации человек на некоторое время погружается в Абсолют, освобождается от своей личности, но потом неизбежно возвращается в обычное состояние сознания.

Савикальпа самадхи включает в себя несколько стадий. Это состояние можно сравнить с учебным классом: как в каждом классе есть преуспевающие и отстающие ученики, так и в савикальпа одни люди достигают наивысшей стадии просветления, а другие – только начального уровня.

Находясь в состоянии савикальпа, человек может мыслить и генерировать идеи, однако они не оказывают на него влияния. Несмотря на динамичную внутреннюю деятельность, его ум расслаблен и безмятежен.

Эта ступень просветления открывает человеку понимание Высшей Истины, но не освобождает от двойственности субъекта и объекта. Достичь этой стадии сравнительно легко, если регулярно заниматься медитацией.

Нирвиальпа самадхи

Эта ступень просветления предполагает полное погружение в состояние блаженства. В таком состоянии границы между внутренним и внешним мирами размываются, исчезает двойственность субъекта и объекта. Человеческий ум ощущает только не двойственную пустоту. Исчезают все мысли, эмоции, понятия, идеи, а вместо них приходит ощущение абсолютного покоя и блаженства, которое полностью поглощает человека.

В состоянии нирвикальпа самадхи субъект наслаждения является одновременно и объектом этого наслаждения, и самим наслаждением. Это и называется отсутствием дуальности (двойственности). Объяснить это состояние словами практически невозможно, его можно только почувствовать.

Погружаясь в транс, человек не воспринимает окружающую реальность, а когда возвращается в свое обычное состояние сознания, снова становится таким, как был. Нирвикальпа самадхи позволяет ощущать мир без обычных органов чувств, а также полностью останавливает мыслительную деятельность. Кроме этого, в медитации у человека замедляется или полностью прекращается дыхание и отсутствует пульс.

Достичь нирвикальпа самадхи нелегко, однако продвинутые йоги стремятся к этому состоянию. Его достижению способствует полный контроль над сознанием и беспристрастность. Мудрецы утверждают, что достижение этой стадии просветления позволяет полностью избавиться от кармы и остановить цикл перерождений. В результате душа перестает воплощаться в различных телах и сливается с Богом или Абсолютом.

В нирвикальпа самадхи человек может пробыть несколько часов или дней. После выхода из медитации некоторые йоги не могли разговаривать и даже думать, они забывали, как их зовут и сколько им лет. Способность возвращаться из самадхи в обычный мир тоже нужно тренировать. Многие люди, которым удалось побывать в этом состоянии, утверждали, что им было так хорошо, что совсем не хотелось возвращаться к обычной жизни, в этот несовершенный мир.

Учителя йоги предупреждают, что если находиться в состоянии нирвикальпа самадхи длительное время (более 18 дней), то душа может разъединиться с физическим телом и человек уже не сможет вернуться к обычной жизни. Некоторые просветленные специально стремились к тому, чтобы войти в самадхи и больше никогда не возвращаться к мирским делам. Но это возможно только в том случае, если человек выполнил все свои земные задачи. В противном случае Абсолют не позволит его душе покинуть тело.

Сахаджа самадхи

Эта стадия просветления предполагает нахождение сознания в наивысшей точке развития в то время, как тело человека продолжает жить в физическом мире и выполнять свои обязанности. Достигнув этого состояния, человек полностью трансформируется в бессмертную душу и осознает себя частью Абсолюта, а физическое тело воспринимает в качестве инструмента для решения повседневных задач.

Таким образом, человек живет в физическом мире, но его сознание уже не принадлежит этому миру. Он непрерывно ощущает единство с Богом и является ярким доказательством того, что Абсолют находится везде.

Самадхи, как часть восьмиступенчатой йоги

Классическая традиция йоги основывается на системе, описанной древним мудрецом Патанджали в трактате «Йога-сутры». Согласно официальным данным Патанджали жил во II в. до н.э., а знания, которые он описывал в своем труде, по его же утверждению, существовали задолго до его рождения. Таким образом, корни практики йоги уходят глубиной в древность.

Система йоги Патанджали имеет восемь ступеней и называется Аштанга-йогой («аштанга» в переводе с санскрита означает «восемь»). Эти ступени или принципы йоги направлены на достижение просветления и освобождения от майи (иллюзии). Древние считали, что физический мир – это майя, иллюзия, и цель каждого мудреца – освободиться от него и стать частью Абсолюта.

Рассмотрим все восемь ступеней Аштанга-йоги более подробно.

Ступень 1. Яма

Яма представляет собой моральные принципы, которые йог обязуется неукоснительно соблюдать. Это базовая ступень йоги, без которой невозможен дальнейший духовный путь. Яма включает в себя пять принципов:

  • Ахимса (ненасилие ). Этот принцип предполагает отказ от насилия по отношению к любому живому существу. Любой физический или моральный вред, причиненный кому-либо, считается нарушением принципа ненасилия. Употребление в пищу мяса и рыбы тоже является насилием, ведь эти продукты получают в результате убийства живых существ. Вот почему все йоги являются вегетарианцами. Ношение изделий из натурального меха и кожи так же неприемлемо, как и поедание плоти животных.
  • Сатья (правдивость). Истинный йог должен воздерживаться ото лжи и всегда говорить правду. Считается, что правдивый человек обретает особую психическую силу.
  • Астея (отказ от обладания чужими вещами). В Библии тоже есть этот принцип и звучит от так: «Не укради». Йог никогда не возьмет чужого, даже если будет возможность сделать это безнаказанно. Считается, что соблюдение этого принципа способствует развитию яснознания и интуиции, позволяет видеть истинную суть вещей.
  • Брахмачарья (половое воздержание). Невозможно достичь успеха в йоге, не научившись контролировать свои плотские желания. Вот почему йоги ведут очень аскетичный образ жизни и не создают семью. Они копят свою сексуальную энергию, чтобы направить ее на духовное развитие. Принцип брахмачарьи предполагает не только отказ от сексуальных контактов, но и контроль над похотью в мыслях, словах и поведении. Соблюдение этого принципа избавляет йога от страха смерти.
  • Апариграха (отказ от даров и накоплений). Этот принцип предполагает, что у йога не должно быть ничего лишнего. Он должен уметь обходиться необходимым минимумом, отказываясь от всего остального. Материальные вещи отвлекают от духовного развития и привязывают к мирскому, а также отнимают энергию. Чем меньшим количеством вещей обладает человек, тем меньше энергии он расходует.

Ступень 2. Нияма

Нияма предполагает соблюдение определенных обетов, личностного самоконтроля. Нияма тоже включает в себя пять принципов, которые дисциплинируют йога и помогают ему в развитии.

  • Шауча (чистота). Йог должен соблюдать чистоту на уровне тела, ума и речи. Чистота тела предполагает ежедневное омовение, очищение внутренних органов специальными практиками, употребление чистой пищи, ношение чистой одежды. Чистота ума – это контроль над своими мыслями, борьба с ментальным негативом. Чистота речи – это отказ от грубых слов, правильное построение речи, приятный голос.
  • Сантоша (удовлетворенность). Йог должен стремиться к тому, чтобы всегда быть удовлетворенным тем, что дает ему жизнь. Неудовлетворенность порождает ментальные страдания и желания, являющиеся препятствием на пути духовного развития.
  • Тапас (аскетизм). Человек, стремящийся к просветлению, должен уметь стойко переносить различные неудобства (холод, голод и т. д.). Сознательно подвергая себя аскезам, йог воспитывает выносливость, силу и открывает новые резервы своего организма.
  • Свадхьяя (самопознание, самообразование). Соблюдение этого принципа заключается в постоянном изучении духовной литературы. Древние ведические писания содержат много информации о душе, Боге, Вселенной, о предназначении человека. Только постигнув эти знания, человек сможет понять, для чего он вообще родился в этом мире и что является высшей целью человеческого предназначения.
  • Ишвара пранидхана (смирение перед Богом). Смирение перед божественной волей является важным качеством, без которого нельзя достичь просветления. Йог знает, что все в этом мире происходит по воле Бога, поэтому нет смысла переживать. Все будет так, как должно быть. Смирение позволяет не растрачивать энергию понапрасну, а направить ее на духовное развитие.

Ступень 3. Асана

Эта ступень йоги предполагает развитие тела с помощью специальных упражнений. Комплекс упражнений состоит из особых статических поз. Эти упражнения призваны натренировать тело, растянуть мышцы и суставы для того, чтобы человек мог долгое время медитировать, находясь в одной позе и не шевелясь. Параллельно упражнения укрепляют здоровье, повышают выносливость организма.

Ступень 4. Пранаяма

Пранаяма – это дыхательные упражнения, предназначенные для успокоения ума. Беспокойный ум препятствует медитации, поэтому каждый йог стремится достичь гармонии и ментального равновесия. Дыхательные упражнения позволяют накачать тело жизненной энергией (праной) и правильно ее распределить. Главная задача этой ступени йоги – научиться максимально замедлять дыхание, вплоть до полной его остановки.

Ступень 5. Пратьяхара

Это переходный этап от внешних практик к внутренним. Суть пратьяхары заключается в том, чтобы перестать реагировать на объекты внешнего мира и переключить внимание на внутренние процессы. Как правило, умом обычного человека управляют чувства. Йог же стремится взять чувства под контроль и развернуть сознание внутрь. Только освоив в совершенстве четыре предыдущие ступени, можно полностью отрешиться от физического мира, сконцентрировавшись на мире внутреннем.

Ступень 6. Дхарана

Эта стадия предполагает концентрацию на внешних или внутренних объектах. Таким объектами могут быть: огонь, звук, дыхание, какой-либо образ и пр. Практика концентрации позволяет «собрать» ум в одной точке, не давая ему распыляться на разные объекты.

Ступень 7. Дхъяна

Это предпоследняя ступень йоги. Она предполагает непрерывную концентрацию, то есть медитацию. По сути, дхъяна – это та же самая дхарана, только более высокого уровня. В этом состоянии йог находится непрерывно и ни на что не отвлекается.

Ступень 8. Самадхи

Пройдя предыдущие семь ступеней, йог достигает состояния самадхи, то есть просветления. На этом этапе осознание собственной индивидуальности исчезает и сознание человека сливается с сознанием Бога.

Как достичь самадхи?

Люди, всерьез интересующиеся йогой и другими духовными практиками, задаются вопросом: может ли обычный человек достичь самадхи или это удивительное состояние сознания доступно только избранным? Достижение просветления – дело нелегкое, однако если задаться целью, то можно обрести его. Конечно, человек, живущий в современном мире, не сможет в совершенстве освоить все ступени восьмиступенчатой йоги, однако некоторые из этих практик вполне под силу ему.

Для начала необходимо изучить «Йога-сутры» Патанджали и другие ведические тексты. Эти книги довольно популярны среди эзотериков, поэтому переведены на многие языки, в том числе на русский. Есть немало людей, которые активно занимаются йогой и медитацией и уже получали опыт самадхи.

Раньше для медитации йоги использовали уединенную пещеру, в которую не проникал свет и звуки снаружи. Таким образом практикующий лишал органы чувств информации, поступающей из внешнего мира, и направлял сознание внутрь. В современном мире существуют специальные камеры сенсорной депривации, позволяющие человеку полностью отрешиться от внешнего мира и погрузиться в глубокую медитацию.

Камера представляет собой небольшой закрытый бассейн, наполненный соленой водой. Вода имеет большую плотность и температуру, соответствующую температуре человеческого тела. Погружаясь в эту воду, человек перестает ощущать вес своего тела и чувствует себя так, будто парит в невесомости. Полная темнота и тишина позволяют расслабиться и направить сознание вглубь себя. Камеры сенсорной депривации можно встретить в различных йога-центрах. Люди, побывавшие в них, говорят, что испытали незабываемые ощущения.

Медитативные практики и йога очень полезны – они избавляют от стресса, укрепляют тело и психику, улучшают концентрацию ума, память, внимание. Даже если просветления достичь не удастся, все равно можно получить от них немало пользы.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .

Растущая популярность йога-занятий развила усиленный интерес к нирване как к наивысшей форме просветления и единения с абсолютным сознанием.

Созерцание собственного сознания или самадхи отличается исчезновением самостоятельной человеческой индивидуальности и слиянием с божественными силами. Этот термин пришёл из индуистских и буддистских направлений релаксации, поэтому он тесно соединён с практиками концентрации и медитации.

Подробное описание самадхи медитаций

Многие любители и неопытные практики йоги ставят перед собой важную дилемму: состояние самадхи — что это?

Кому-то, например, обычно думается, что речь идёт о разновидности экстаза или о процессе растворения в бессознательных слоях разума. Но это мнение ошибочное, поскольку сознание в момент достижения самадхи сохраняется, как и сама концентрация человека. Просто состояние такого типа выступает некой точкой невозврата, вне которой сознания на самом деле нет. Глубокий уровень сознания — это активность атмического тела без ментальной деятельности.

К базовым особенностям состояния самадхи можно отнести такие аспекты, как:

  • Возникновение интуитивных связей и новой формы восприятия реальности. Сознание же совершенно освобождается от физической среды.
  • Формирование максимальной отрешённости, транслирующей просветление и мир, а также выражающей покой, радость и блаженство.
  • Соединение с Богом через прямое уподобление Высшему Я. Субъект сливается с тем, что созерцает. Душа растворяется в сфере абсолютного сознания.
  • Исчезновение внешних объектов реальности так же, как и внутренних аспектов мира. Состояние отключает все основные виды чувств человека.

Категории самадхи

Историческая практика показывает, что основные виды самадхи разделяются по единому критерию — удерживание объекта в сознании для опоры сфокусированного внимания.

Сабиджа

Если этот объект имеет роль для сосредоточения субъекта, самадхи протекает с так называемым семенем. Данное состояние ещё именуется “Сабиджа”, и в нём внешний мир всё же ограничивает индивида, хоть и незначительно.

Сампраджнята самадхи

Если выход в экстаз сопряжён с различными объектами или идеями, на которых нужно фиксировать мысли, то самадхи такого типа также можно называть “сампраджнята самадхи” — состояние, дифференцирующее вещи. Это не более чем средство освобождения субъекта от страданий и разрушение впечатлений, а также процесс осознания истины.

У такой самадхи есть существенный минус: она способна уничтожить благую карму, которая была заработана человеком ранее.

Нирбиджа

Более высокие разновидности самадхи протекают без семени, это нирбиджа. На такой глубокой стадии просветления разрушаются все границы и блоки, пропадает необходимость в опорном объекте, а сознание достигает абсолютной чистоты.

Человеку доступно единение с Высшим Я, и это можно назвать “асампраджнята самадхи” — не различающее объекты состояние, в котором блокируются все ментальные функции.

Стадии самадхи

Если рассматривать просветление как многоуровневый процесс, то выделяют три ступени самадхи: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

Савикальпа

Савикальпа самадхи представляет высокое, однонаправленное состояние сознания, которое связано с естественным принятием Бога. Здесь сохраняются впечатления жизни, а сознание перестаёт работать лишь частично. Человек на этой стадии освобождается от своей личности, постигает Великую Истину.

Савикальпа также понимается йогами как высший вид малой самадхи, при котором происходят изменения в уме человека, но двойственность субъекта и объекта остаётся. Такая ступень просветления легко осваивается благодаря медитативным практикам, а её продолжительность определяется усилиями человека.

Савикальпа самадхи в полной мере не считается освобождением от внешнего мира, поскольку внимание к Высшему Я очень быстро рассеивается и всё осознание себя и Бога как единого целого заканчивается. Определить вхождение в савикальпа можно за счёт ослабления дыхательного процесса, замедленного сердцебиения и потери ощущения массы своего тела.

Находясь на этой стадии, йог способен войти в состояние радости, т.е. постичь блаженное (сананда) самадхи. Также особым чувством выступает осознание на данном этапе себя самого — асмита самадхи.

Нирвикальпа

Нирвикальпа является полным погружением в блаженство, проводимым наряду с осознанием себя. На этой ступени ум уже не воспринимает различия между мирами, он не разделяет субъект и объект, переживая недвойственную Пустоту с Ясным Светом. У человека также останавливается дыхание и полностью отсутствует пульс.

Нирвикальпа самадхи выступает тоже временным процессом осознавания, который ограничивается собственным эго. Йог погружается в транс и не воспринимает внешнюю реальность, но по возвращении в тело его навыки и иллюзии снова обретают жизнь. Нирвикальпа отличается способностью человека ощущать мир без стандартных органов чувств, а также прекращением работы всех ментальных функций.

Достичь данного состояния помогает абсолютное управление сознанием и беспристрастность человека. В итоге, самадхи данного уровня позволяет даже прекратить цепь кармического перерождения. Йогу доступны все знания, высшая свобода и независимость, он способен перемещаться во времени и пространстве.

Естественно, нирвикальпа позволяет отстраниться от печали, страдания, сомнений, антипатий. Также это состояние отличается тем, что человек не просто ощущает божественное наслаждение, а становится им.

Если йог впервые достигает данной ступени самадхи, он может не вернуться на землю, пробыв слишком долго в иной реальности. Также есть вероятность забыть собственные навыки, возраст, имя.

Сахаджа самадхи

Наиболее идеальное состояние, высшее пребывание в естественной медитации без усилий после окончательного уничтожения эго. Это, кстати, главная практика в Лайя-йоге, потому что без Сахаджа нельзя представить полноценное освобождение человека от себя самого и единение с Источником всего Сущего. На этой стадии йоги пребывают в другом измерении реальности.

Сахаджа позволяет человеку функционировать в мире физическом, но его сердце всегда наполнено при этом божественным просветлением.

Саруба самадхи

В рамках Лайя-йоги также принято выделять Саруба самадхи. Это переход из физического тела в тело славы. Речь идёт о том, что элементы человеческого организма могут обретать способность растворяться и превращаться в золотое световое тело нематериального характера.

Что касается известной теории Йога-сутры, то согласно её постулатам самадхи достигается путём преодоления духовных промежуточных состояний.

Это такие ступени, как:

  • Савитарка — смешанное состояние перехода от слова к истинному смыслу и чувственному восприятию.
  • Нирвитарка — осознание умом самого себя, а также подсвечивание истинного знания объекта после очищения памяти.
  • Савичара — процесс концентрации на форме суждения без словесного размышления.
  • Нирвичара — наивысшая форма сверхсознания, духовное свечение, которое выводит из сознания идею, время и пространство, но сохраняет существенную природу мышления.
  • Ананда — причинное сознание, в котором объектом слияния выступает блаженство.
  • Асмита — высшая стадия атмического сознания, где в качестве объекта слияния рассматривается сама сознательность.

Как достичь самадхи

Основные средства, которые помогают человеку, достичь самадхи, это:

  • Глубокая и подлинная вера в Высшее Я.
  • Расширенные навыки памяти.
  • Фокусированность сознания.
  • Удовлетворённость.
  • Навык различения иллюзии и реальности.
  • Отрешённость от мира.
  • Всепоглощающая жажда освобождения.

Большое значение для ученика, изучающего самадхи, играет интенсивность его стремления к духовному росту, максимальная уверенность в просветлении. Иными словами, вера в то, что человек делает, мгновенно реализует весь потенциал этого действия. Кроме того, достичь единения с абсолютом возможно с помощью Божьей милости, если речь идёт о высших ступенях самадхи.

Следует обратить внимание, что настоящий приход в самадхи достигается только после соответствующих духовных ограничений. Нужно отказаться от негативных помыслов, перестать обманывать и всегда говорить правду. Необходимо принять мир и всё окружение в их исходном образе. Не рекомендуется уделять много времени плотским формам удовольствия и чревоугодию. Важно научиться правильно питаться и контролировать свою жизнь.

В свою очередь, такие вещи, как сомнения, сон, привычки, гордыня и болезни существенно мешают достижению данного состояния. Невозможно прийти к самадхи с помощью волевых усилий или только за счёт острого желания. Основную роль играет лишь накопленный опыт, по управлению сознанием. Как показывает практика, выход к полному просветлению возможен либо благодаря регулярным медитативным практикам, либо за счёт йоги.

Занятия самадхи-йогой

Самадхи-йога является крайним этапом восьмеричного пути в системе Аштанга-йоги. Поэтому термин “Самадхи” очень близко расположен к традиции дзен-буддизма, где достигается схожее состояние — сатори — достигаемое, однако, иными методами.

Аштанга-йога основывается на 8 ступенях, которые сначала сворачивают сознание, а потом помогают расширить его:

  • Яма — социальные правила гармоничного поведения.
  • Нияма — личные нормы действия человека (правила жизни и гигиены).
  • Асаны — безопасные и оздоровительные позы йоги в статистической форме.
  • Пранаяма — последовательные дыхательные упражнения, а также работа с энергетическим полем человека.
  • Пратьяхара — практика отключения всех основных чувств.
  • Дхарана — максимальная концентрация ума.
  • Дхьяна — однонаправленная и углубленная концентрация на внутренних образах в течение длительного времени.
  • Самадхи — стадия тотального познания объекта или Высшей Сущности, слияние с ним и осознание полной общей идентичности.

Каждая из стадий помогает продвинуться дальше, поэтому йог, освоивший Восьмиступенчатый Королевский Путь Постижения Единства полностью, способен достигнуть самых глубоких видов самадхи. На любом из этапов также представлено сразу несколько техник, формирующих тонкое восприятие реальности и гармонизирующих сознание. Первые пять стадий помогают устранять внешние помехи в процессе расслабления, а остальные — уничтожают психические проявления деятельности мозга и различные тревожные размышления.

Обретение самадхи также возможно в Бхакти-йоге. Основными условиями постижения этого состояния здесь выступают стабильная направленность ума на его осознание и искреннее служение Богу. Не менее действенными для достижения самадхи являются такие направления очищения сознания, как Карма-йога, Хатха-йога.

Отличие самадхи-йоги в том, что она не требует обязательного следования моральным принципам, а делает упор на очищении и укреплении организма. В принципе, не так уж и важно, вокруг каких концепций или идеалов будет сосредоточен набор методик, который поможет протекать сознанию спокойно и без помех. Вы можете выбирать любое понравившееся направление йоги, которое поможет трансформировать разум и перестроить его функциональные навыки.

Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

  • Шесть видов йогической чистки организма по методике Шаткармы. Сюда входят промывание носа, пристальный взгляд на свечу, применение подсоленной воды, укрепление мышц и последующее взбалтывание брюшных органов.
  • Практики для повышения энергетической проводимости организма и лучшего восприятия процессов внутреннего мира. Это асаны, пранаямы, бандхи (работа с энергетическими блоками), мудры (правильные позиции рук).
  • Практики для осознания собственной Высшей природы и погружения в Высшее, активации божественного начала в себе для получения абсолютной мудрости.
  • Глубокие медитации — Самьяма. Это синтез концентрации, созерцания и медитации, т.е. использование дхараны, дхьяны и самадхи одновременно.

С чего следует начинать йога-практику

Для начала рекомендуется установить правильный распорядок дня, занимаясь на восходе солнца или же ближе к заходу. Не нужно осваивать новые асаны непосредственно перед сном и на полный желудок. Желательно приобрести себе удобный коврик для занятий, свободную натуральную одежду. Уже потом можно переходить к комплексу статичных поз и динамичных упражнений по укреплению организма.

Естественно, достичь самадхи в первые дни занятий йогой не получится. Сначала нужно освоить многочасовые практики асан без усталости организма. Практикуйтесь постепенно и не забывайте про грамотное дыхание. Самостоятельный процесс обучения можно сочетать с видеокурсами или прочтением нужной литературы. Занимайтесь ежедневно, уделяя комплексному занятию хотя бы полчаса.

Медитация самадхи: как делать и что надо помнить

Медитации самадхи представляют весьма длительные расслабляющие сеансы, которые направлены на устранение граней между внешним и внутренним мирами. В процессе медитации состояние самадхи возникает внезапно, когда поток мыслей истощается, а переживания с идеями отходят на задний план.

Очень важно отметить, что медитация отличается от концентрации, потому что на занятии человек уделяет внимание усиленному и расширенному осознанию.

Цель медитации — выйти из состояния грубого сознания, отделяя своё иллюзорное “Я” от истинного и вечного.

По большому счёту, любая медитация выступает частью какого-либо йога-направления, ведь это самая настоящая тренировка ума.

Чтобы медитация проходила успешно и с каждым разом приближала человека к выходу в самадхи, следует постоянно совершенствовать себя. Нужно избавляться от негативных эмоций и мыслей, желания обидеть или отомстить. Основа здоровой медитации — это созидательная энергия, а не сила разрушения. Сеансы могут проходить как в коллективном, так и в индивидуальном формате.

Самая простая медитативная практика, которая позволяет работать над сознанием человека в трансе, это мантры. Речь идёт о прочтении особых звуковых сигналов, молитвы, очищающей голову от ненужных мыслей. Повторение мантр осуществляется в статичной асане, но не вслух, а про себя.

Когда человек уже научился работать с основными видами мантры, ему может понадобиться личный звук. Тогда на помощь приходит курс “Сахадж самадхи медитация”, который можно пройти под руководством опытного инструктора. Такие занятия значительно углубляют медитативный опыт, позволяют расслабиться и растворить внутренние блоки. Мантра совершенствует самовыражение человека, его способности к наблюдению, восприятие мира. В итоге индивид способен взаимодействовать с окружающим миром гораздо эффективнее.

Результаты такой медитации очень разносторонние:

  • Повышается работоспособность за счёт регулярного энергетического прилива;
  • Усваивается техника глубокого восстановления сил и повышения качества сна;
  • Исчезают психологическое напряжение, агрессия и хронические стрессы;
  • Умственный потенциал человека расходуется на все 100% даже вне практики;
  • Коэффициент IQ многократно возрастает вне зависимости от возраста человека;
  • Развиваются созидательные навыки, интуитивные способности, достигается внутренняя гармония.

Главный вопрос, который интересует всех, кому кажется привлекательной сахадж самадхи медитация: как делать эту практику. На самом деле освоить технику можно за три дня, потратив всего 1-2 часа ежесуточно. Опыт Самадхи весьма простой и может возвращаться к человеку в любой момент по его желанию. По факту человек просто учиться наблюдать свой ум, отпускает все привязанности и переходит в новое естественное состояние.

  1. Многие ошибочно думают, что активация сердечного центра помогает достичь ступени нирвикальпа. Дело в том, что это разные практики. Погружение в глубины сердца позволяет добиться чувства единения с Внутренним Я, тогда как нирвикальпа самадхи требует выхода за пределы ума, чтобы было достигнуто слияние с Богом.
  2. Перед достижением истинной самадхи (в любой степени) нужно будет преодолеть множество внутренних духовных опытов. Если человек постоянно находиться в поиске, рано или поздно он будет готов к савикальпа самадхи. И, возможно, этой стадии хватит ему на несколько лет, а то и на всю жизнь. Нирвикальпа же достигается при высшей ступени устремления.
  3. Стадия савикальпа самадхи способна удерживаться человеком несколько часов подряд после регулярной практики. Больше 1-2 суток в этом состоянии не пребывают. Зато нирвикальпа самадхи способна длиться 7-10 дней. По велению божественной милости освобождённая душа может также оставаться на этой стадии до 3 недель или вовсе оставить земное тело навсегда.
  4. Погружение в самадхи есть разделение человека с телом. У субъекта пропадают чувства и ум, он ничего не ощущает, он просто есть. Самадхи — это состояние полного одиночества индивида, когда всё вокруг исчезает.
  5. Если вы находитесь в состоянии самадхи, другие люди вокруг вас не будут представать обычными физическими сущностями. Вы сможете увидеть их поток сознания, большой или маленький, в зависимости от близости человека к самадхи.
  6. Погружение в самадхи позволяет человеку познать большую любовь и сострадание. В этом состоянии индивид выступает центром и источником единого бытия, поэтому он способен творить, совершать научные изыскания, самоисцеляться и предсказывать грядущее. Самадхи позволяет превратить человека в настоящего гения.
  7. Существует ступень, которая гораздо выше и глубже все стадий самадхи. Это уже процесс абсолютного божественного преобразования. Когда человеку удаётся преобразовать сознание во внутреннем и внешнем аспектах, ему уже не приходится возвращаться в реальный мир обычным индивидом и страдать от невежества окружающих.

Самадхи напрямую подводит человека к долгожданной нирване. Благодаря некоторым усилиям и соблюдению всех необходимых условий каждый из нас способен достигнуть спокойствия и прояснения сознания, слиться с космическим абсолютом и уничтожить противоречия внешнего и внутреннего миров.

Общим местом обсуждения на форумах и в живом общении в среде опытных йогов стало утверждение, что в наши дни йога деградировала из духовной дисциплины, включающей физические упражнения, в откровенную «физкультуру». Это, в большой степени, действительно произошло, по нескольким объективным причинам:

  • Прежде всего, малая доступность аутентичной информации о целях, методах и структуре Аштанга Раджа Йоги («восьмиступенчатой йоги» — не путать с Аштанга-виньяса йогой , которая является авторским методом, сформировавшимся лишь в 20м веке стараниями 2-3 видных Мастеров и целой армии их последователей. Большинство практикующих йогу сегодня получают информацию из мало авторитетных источников: занятий с преподавателями, посвятившими йоге малую часть своей жизни; коммерчески ориентированных брошюр, книг, DVD и даже (многим, особенно на Западе, это даже не кажется забавным) видеороликов с YouTube и подобных материалов. Многие преподавателя йоги пришли из фитнеса, и преподают йогу именно как фитнес, или лечебную гимнастику (йогатерапию), не дав себе труда познакомиться с первоисточниками (Ведами и Упанишадами).
  • Образ жизни, ментальность современного (как западного, так и «восточного») человека, и, как следствие, цели, которые он ставит в практике йоги. Чаще всего это цель оздоровления, достижение которой вообще выносит Самадхи за рамки обозримого даже в перспективе. Это можно наблюдать в 20-21 веках и в Индии, где большую популярность завоевали не столь духовные, сколько физически развитые учителя, которые призывают делать йогу для здоровья и силы (такой путь можно назвать «асурическим»). Чаще всего от такой йоги требуется лишь повысить эффективность прикладных процессов (работа, учеба), улучшить состояние здоровья, повысить энергетику и привлекательность (с целью найти мужа\жену). Это достигается за считанные годы, если не месяцы, что обеспечивает постоянный приток адептов. Часто йога практикуется с такой целью, и достижение по определению промежуточных результатов (перечисленных только что) принимается за конечную цель (т.к. нет знания об истинной цели — Пробуждении), и на этом пути человек быстро начинает преподавать, неся свое ограниченное, искаженное видение йоги другим.
  • Дискредитация религии, которая произошла в царской России, вследствие того, что многие пастыри церкви потеряли авторитет в глазах народа (тех самых пресловутых «рабочих и крестьян»), которых они, по идее, должны были вдохновлять собственным примером*. Аналогичный процесс произошел в последние столетия и в Индии (хотя, может быть, в меньшей степени). Добавили масла в огонь и «кришнаиты» (секта в рамках вишнуизма, которая десантировалась в 80-е годы в СССР, неся собственное авторское (с подачи Ш. Прабхупады) видение индуизма, целей и образа жизни (в основном, это религиозное поклонение Кришне и следование множеству мелких бытовых правил и предписаний). На фоне общего отвращения к религии, которое стало результатов этих явлений, любое упоминание о боге в рамках йоги воспринимается нашими соотечественникам негативно, как попытка «загнать в секту». Если упомянуть кому-то, что целью йоги является богореализация, человек испытывает большую тревогу. Бывают случаи, что люди уходят с тренировки, если поставить на фоне мантру «Харе Кришна» или другую «религиозную музыку», говорю по опыту. В свете этого Самадхи тоже воспринимается как какая-то религиозная догма, и интереса к нему мало.

Таким образом, немногие вообще интересуются Самадхи и даже просто медитацией в рамках «обычной» йоги. Если для вас йога — физическая культура, вряд ли медитация заинтересует. С другой стороны, обычно процесс самопознания начинается на уровне тела (самом грубом — асаны), затем идет открытие энергетичеких возможностей (что рождает интерес к пранаяме), и потом уже к медитации (как методу поработать напрямую с умом и исследовать дальше). Сейчас йогу коммерчески невыгодно преподавать «в пакете» «3 в 1», как это делалось на протяжении тысячелетий, т.к. медитация обычно вызывает не больший интерес, чем, например, мантра-йога. Обычно незнающий человек считает медитацию просто потерей времени, а практику асан — эффективной. Если вы уже осознали, что «без медитаци — никуда», то вы «созрели» для «быстрых методов» достижения Самадхи — конечной и единственной цели медитации.

Но сначала стоит разобрать медленные методы, чтобы понять, что в чем отличие и привлекательность «быстрых». А также определиться, какой метод — будь он «медленным» или «быстрым», неважно — доступен для вас на данный момент эволюции сознания. Полезно только своевременное лекарство — от болезни, которая мучает сейчас. Поэтому если «быстрый» метод не подходит, не получается — надо делать «медленный». И вполне возможно, что он быстро приведет вас к быстрому методу, пардон за тавтологию. Я беру слова «медленный» и «быстрый» в кавычки именно по этой причине. Иногда свойства ума и тела таковы, что не избежать «медленных» методов, а иногда можно сделать скачок — вот для тех, кто может и хочет это сделать, и предназначен этот материал.

Медленные методы достижения Самадхи

Многие настоящие йоги все-таки пытаются достичь Самадхи, при этом делая это «по старинке», методами Хатха и Раджа-йоги. Чаще всего, практикуется путь, который я бы назвал «медленным» — Хатха-йога **. Описанный в привлекательных терминах в древних трактатах и детально, анатомически разобранный в наши дни — метод Хатха-йоги можно назвать «работой через тело». Принимая определенные статичные позы (асаны), человек включает определённые центры и каналы, которые за счет упорного повторения практик очищаются и пробуждаются. Это в какой-то момент (обычно не раньше года после начала тренировок) приводит к пробуждению мощной скрытой в каждом человеческом существе энергии — «Кундалини», что чаще всего неизбежно приводит к выходу в Самадхи. Из минусов метода стоит отметить трудоемкость, потерю времени (все это время человек страдает в свое уме надеждам и разочарованиями — поджаривается в аду Самсары), и возможность неокончательного пробуждения (когда Кундалини поднимается, а затем опускается, и человек переживает муки расставания с желанным состоянием — Самадхи).

Другой медленный метод — концентрация, из Раджа-йоги. В результате медитативных практик, с течением долгих лет (чаще всего), человек нарабатывает навык однонаправленной концентрации, которая приводит к временному разотождествлению с телом и поступающей от него информации (Пратьяхара), значительному повышению уровня ясности в медитации (Дхарана), однонаправленной концентрации (Дхьяна) и, наконец, к действительной «сингулярности», Единству — Самадхи. Процесс обычно занимает годы, а то и десятилетия, требует наличия прекрасного состояния здоровья (т.к. в частности надо сидеть не меньше часа в Падмасане, с прямой спиной и вообще не шевелясь, «окаменев» — это требует выдающегося, редкого в наш век здоровья).

Существует ли альтернатива этому долгому пути? Оказывается, да, причем это не какой-то современный «авторский» метод (такие тоже есть, и для многих эффективны — например, методы, предлагаемые Экхартом Толле) — а вполне себе аутентичный, древний, индийский, истинно ведический путь — Джняна-йога (один из основных путей йоги). Идея, которая стоит за этим методом, недалека от сакраментальной Второй сутры Патанджали — «Йогаш Читта Вритти Ниродхах»: «йога — это прекращение мыслеобразования». А методы, которыми это «прекращение» достигается, могут быть очень разными, фактически они не имеют значения. Метод, с помощью которого вы быстро и достоверно (не один раз, а постоянно) достигаете результата, и является наилучшим. Для разного темперамента, разного образа жизни, культурных наслоений — нужны разные методы. Что же это за методы такие, наверное, «секретные и опасные»? Нет, самые что ни на есть простейшие, в каком-то смысле. Итак, перейдем к самому «вкусному»!

Быстрые способы достижения Самадхи:

  • «Линия» (пространство) между ментальными объектами;
  • Оставление реального объекта мысленно, и медитация на паузу между привлечением ума к следующему объекту;
  • Короткий промежуток перед и после пробуждения (просоночное и предсоночное состояние);
  • Наблюдение пространства между мыслями;
  • Монотонные действия (мантра, 108 Сурья-намаскаров , долгий бег/плавание);
  • Медитации на пустоту (или пространство);
  • Прямое — оставлением мыслеобразования и самоидентификации (самый сложных из «простых»).

Известно, что некоторые люди достигают Пробуждения даже благодаря такой информации — простому упоминанию методов. Не Просветлели?) Двигаемся дальше.

А кстати, что такое Просветление, или Пробуждение, Реализация? Что надо открыть, что «реализовать»? Йоги открыли еще в древности: то, что человеком воспринимается как «я» (со всей его «непросветленность» и более мелкими, бытовыми проблемами, которые гнездятся в ней), поддерживается лишь памятью, воспоминаниями: я такой-то и, такой-то, я инженер, у меня больное правое колено, я занимаюсь йогой, после йоги я планирую поработать в офисе, а с пятницы по утро понедельника я совершенно свободен и т.п.

Поэтому (кратковременная) потеря памяти при сохранении осознанности ведет к опыту как бы вне тела и ума (современный аналог — «Матрица») — Самадхи — что может быть ужасающим для некоторых, и желанно только для йогов. При этом, конечно, ни тело, ни ум в обычном понимании не теряются — то есть, человек не умирает, и не сходит с ума, по крайней мере если был здоров до переживания Самадхи.

Для полноты картины, стоит сказать, что кроме Джняна-йоги, которая лучше всего подходят людям с развитой Аджной (интеллектуалам, особенно, «охладевшим» к «мирской жизни»), существуют другие быстрые пути — Крия-йога (для людей с развитым воображением, которые ищут Пробуждения к внутреннему пространству), и Бхакти-йога (для эмоционально богатых, эмоционально ориентированных людей, которые обращены к Богу, в любом облике).

Крия-йога использует свойство ума, как ребенок, наслаждается любой «новой игрушкой», и «подсовывает» ему красочные изображения чакр и внутренних каналов, что приводит к погружению во внутреннее пространство, пробуждению чакр, каналов и Кундалини, и другим подобным интересным эффектам — а в конечном итоге, тоже переживанию Самадхи. (Речь идет именно о чисто медитативных упражнениях «Крия-йоги Бабаджи», а не о криях (очистительных упражнениях) Кундалини-йоги Йоги Бхаджана). Крия-йогу можно получить от Мастера, имеющего право на передачу (например, Лахири Махасаи, Шибенду Лахири), или даже практиковать по книге.

Правильно практикуемая, Бхакти-йога постепенно приводит к отождествлению с объектом поклонения, к «растворению» в нем — и тоже растворению идентичности со старой личностью, достижении благородных качеств (присущих объекту поклонения), потере надежд-страхов-желаний, и как следствие последнего — тоже к Самадхи. Бхакти-йога является, таким образом, важным методом Раджа-йоги (как более широкого спектра практик, некоторые из которых выделены в отдельные «йоги»).

Существует множество путей достижения Самадхи: «Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей достижения Лайи...» (Сватмарама, «Хатха-Йога-Прадипика», 4.65). Количество методов йоги, конечно, вряд ли кто-то на практике подсчитал, но идея в том, что путей много, и возможно, для вас какой-то из них будет более быстрым, чем описанные выше как «быстрые методы». Пользу и эффективность любого упражнения (и вообще действия), обладая опытом йоги, легко определить — но в большей степени для себя, чем для других. Кроме того, описанные выше как «быстрые», методы таковы, что йогическая подготовка, конечно, является «плюсом», но никак не обязательным условием для практики этих методов и достижения Самадхи. Поэтому еще один плюс «быстрых» методов в том, что их может практиковать, фактически, каждый, кто искренее этого хочет — параллельно или независимо от практики Хатха-йоги.

----------------
*Известно, что православная церковь имела (еще со времен Петра I) особые земельные привилегии, крепостных (рабов), и акцизу на продажу спиртных напитков, что и привело к таким выводам. Редкие святые (такие как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, и многие другие, менее известные) просто не могли изменить общей картины «по стране». Отвращение к религии сделало возможной революцию и 70-летний период безбожия, когда атеизм стал нормой.

**Прекрасной иллюстрацией этого процесса «длиною в жизнь» является история выдающегося отечественного йога Владислава Курилова (описанный в его автобиографии «Один в океане»), профессионального океанолога и водолаза, который достиг Самадхи, пройдя весь путь от практик по самиздатовским распечаткам до мастерского уровня в Хатхе — многочасового удержания асан (утверждается, что удержание любой асаны 3 часа неизбежно приводит к самореализации), а затем и в Раджа-йоге.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga