Логоритмические упражнения и игры по развитию речевого дыхания. материал по развитию речи на тему

Автор: Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию логоритмические упражнения, которые могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ, учителя начальных классов и родители.
Цель : Развивать ручную моторику и координацию речи с движениями.
Задачи : развитие лексического словаря и внимания, побуждение к активной творческой деятельности

Логоритмические упражнения

"Снеговик"


Раз рука- вытянуть правую руку вперед
Два рука- вытянуть левую руку вперед
Лепим мы снеговика- "лепить комок"
Нарисуем рот пошире- провести линию, напротив своего рта
Угольки возьмем для глаз- из ладошки "брать" угольки и по-очереди выставлять напротив своих глаз
И наденем шляпу-"одеть шляпу"
Косо-наклонить голову .
Пусть смеется он у нас! -ладошки сложить "полочкой" под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы

"Крапива"


В огороде -руки вытянуть вперед
Сиротливо- обнять себя
Пригорюнилась- покачивание корпусом
Крапива- поднять растопыренные ладошки .
Может кем обижена?- приподнять плечи

Подойду поближе я!- шаги на месте
А она-то злюка- протягивать осторожно правую руку вперед и убрать за спину
Обожгла мне руку- протягивать осторожно левую руку вперед и убрать за спину
Ой!-хлопнуть и подуть на руки


Надуваем быстро шарик- "надувать" шар
Он становится большой- развести руки широко в стороны
Вдруг шарик- руки вперед вытянуть
Лопнул- хлопок .
Воздух вышел- опустить руки вниз и присесть со звуком ш-ш-ш .
Стал он тонкий- встать и показать правой рукой щепотку
И худой- показать левой рукой щепотку .


Наступили холода- обнять себя
Листья облетают- руки поднять вверх и плавно опускать вниз с вращением кисти рук .
Ну, а гуси у пруда- руки опустить вниз с поднятыми ладонями и раскачиваться на месте
Босиком гуляют!- взмах руками в стороны
Как бы вы не заболели- грозят указательным пальцем правой руки .
Вон как лапы покраснели!- грозят указательным пальцем левой руки .


В море плавает медуза- плавные движения кистью руки
У нее прозрачно пузо- развернуть ладонь кверху .
И сама оно как студень- потрясти ладошкой .
В руки брать ее - протянуть руки вперед
Не будем- спрятать руки за спину и покачать головой.

"Мишка пьет чай"


Мишка пьет горячий чай- сложить ладони рук "блюдечком" подуть и попить
И сосет конфету- руки опустить, "взять чупа-чупс" и чмокать .
Не облейся невзначай!- пальчиком погрозить
Завяжи салфетку- "завязать салфетку за головой" .

"Хитрая кошка"


Молоко лакала кошка-
И оставила- протянуть "блюдечко" вперед
Немножко- показать щепотку пальчиками .
Пусть- махнуть рукой вперед ,
Подумала она- качание головой вправо и влево .
Мышка выпьет все до дна- сложить ладони рук "блюдечком" и наклонять голову вниз к ладошкам .
А я- показать на себя рукой
Посмотрю- сложить ладошки "полочкой" под подбородком . Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме "Осень"

Юлия Никитина
Логоритмические упражнения

Логоритмические . Подготовила : Никитина Ю. С.

упражнения .

Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, совершенствование двигательных навыков, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, учат преодолевать трудности, помогают детям проявить себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление , пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий улучшается работа различных систем организма, например, сердечнососудистой, дыхательной.

Логоритмические упражнения делятся на :

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

Например : «Солнышко и тучка» . Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание) . Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) .

3. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Например :

Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять : Раз, два и три, четыре, пять. (Е. Антоновой-Чалой) .

4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Например :

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой") Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

5. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

6. Упражнения на развитие мимики . Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек)

Упражнение для мимических мышц .

Упражнение 1 . Растянуть углы рта в стороны (в улыб­ку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 2 . Нахмурить брови, расслабить.

Упражнение 3 . Поднять брови, расслабить.

Упражнение 4 . Прищурить один глаз, затем другой.

Упражнение 5 . Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнение 6 . Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.

Упражнение 7 . Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

Упражнение 8 . Воспроизвести свист.

Упражнение 9 . Максимально оскалить зубы.

Упражнение 11 . Опустить верхнюю губу на нижнюю.

Упражнение 12 . Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Упражнение 13 . Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу, обнажив десна.

Упражнение 14 . Втянуть углы рта и почмокать губами.

Упражнение 15 . Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.

Упражнение 16 . Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.

Упражнение 17 . Наморщить лоб, расслабить.

Упражнение 18 . Следить глазами за двигающимся кругу пальцем.

Упражнение 19 . Посмотреть прямо - вправо - прямо - влево - прямо - вправо и т. д.

Упражнение 20 . Посмотреть по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, а затем из правого верхнего - в левый нижний.

7. Развитие чувства темпа. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Осваивать темп музыки легче на простых движениях : хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т. д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате.

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Например : Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка :- Эй, какая там погодка? Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз .

9. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая.

Например : «Печатная машинка» . Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног. Исходная позиция : ноги вместе, руки на поясе. -раз- прыжок, ноги в стороны., колени согнуты; -два- удар руками по коленям; -три- щелчок руками по сторонам; -четыре- хлопок в ладоши перед грудью. Все повторяется обратно- сверху- вниз.

Отличительной особенностью логоритмических упражнений , является абсолютная простота : все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании : взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо : пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок : когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмическими упражнениями нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите : о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год) .

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать любые предметы, которые доставляют ребенку радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика» , для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля» . Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. Если сами затрудняетесь подобрать музыкальное сопровождение воспользуйтесь «Логоритмика Железновых » , где подобраны и упражнения и музыкальное сопровождение.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка : если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений . Не бойтесь экспериментировать : главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у ребенка что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения . Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Источники :

1. http://strizh-centre.ru/page236.htm

2. http://www.7ya.ru/article/Chto-takoe-logoritmika

3. http://logoritmik.narod.ru/

Упражнение «Муха».

    Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в неё, поймать её, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами её полёт, вдохнуть вновь.

    Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках 2, 3, 4, 5 пальцы поочерёдно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали,

Увидали паука-в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, чётко указывать акценты в музыке.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета, жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Лёгкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

Игра с водой (любая подвижная мелодия на размер 6/8).

Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены, играют с водой: плавно разводят руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад, затем возвращаются в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

Кистями рук легко бьют по воде. Темп плавных движений устанавливают сами дети. Педагог напоминает им, как приятно летом играть тёплой водой, как она блестит на солнце, активизируя тем самым воображение детей и помогая им снять напряжение. Движения должны быть выразительными и искренними.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Рисуем на песке.

Дети свободно размещаются в зале, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены вниз. Концами пальцев правой и левой руки дети рисуют на песке (над полом) длинную прямую линию. Плавно отводят правую руку вправо, затем приводят руку в исходное положение; то же левой рукой в левую сторону; правой рукой, отведя её вправо и назад, рисуют закруглённую линию, стараясь провести её как можно дальше назад, корпус и голову поворачивают вправо, глаза следят за движением руки; то же движение в обратном направлении; то же движение исполняется левой рукой в левую сторону; дети рисуют перед собой любые мелкие узоры по своему выбору. По окончании руки свободно висят внизу.

Упражнение с мячом. (С. Майкапар «Полька», отрывок).

Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Другой вариант: мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй-вверх и перекатывает третьему, третий вверх и бросает мяч четвёртому, четвёртый вверх и перекатывает мяч пятому, пятый-вверх и все вертятся вокруг себя (10 тактов). Переброска начинается сначала. Можно несколько раз меняться местами.

Упражнения на активизацию внимания.

«Жуки».

Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

Счётные упражнения.

«Руки выше подними».

По команде педагога: «Руки выше подними»-дети поднимают руки вверх; по команде: «А потом их опусти»-опускают вниз. На счёт «раз, два»-поднимают руки вверх, на счёт «три, четыре»-опускают вниз.

Счётные упражнения.

«Мячик».

Держа мяч в руках, занимающийся произносит первые две строчки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, делают броски мячом на каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду, всюду ты со мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, возобновляется движение змейкой между стульями.

Упражнения на развитие чувства музыкального темпа.

Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп в музыке поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.

Ритмические упражнения.

Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую долю поочерёдно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом, продолжают также исполнять эти движения. (Графически:).

Ритмические упражнения.

Дети сидят на полу, образую круг, ноги скрещены. На половинную ноту делают хлопок над головой, на первую четверть хлопают правой рукой об пол, на вторую четверть хлопают левой рукой об пол. Делая хлопки над головой, руки ведут через стороны. (Графически:).

Упражнение на восприятие метрического акцента.

Дети, сидя в кругу, отмечают хлопками акцент, даваемый на счёт «раз» в тактах 4/4, ¾, 2/4.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра.

Упражнение на восприятие равномерно повторяющегося акцента.

Занимающиеся стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. Музыка в 4/4 такта. При акценте на счёт «раз» берутся правыми руками и на 2-3-4 меняются местами. При акценте в следующем такте берутся левыми руками и опять меняются местами.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра.

Упражнение на восприятие переходного акцента.

Все сидят на стульях полукругом. Даётся переходный акцент в четырёхдольном размере (4/4). На счёт «раз» в первом такте все поднимают правые руки, на 2-3-4-опускают. В следующем такте руку поднимают на счёт «два» и на 3-4-1-опускают. В третьем такте руку поднимают на счёт «три». В четвёртом такте на счёт- «четыре» и на счёт «раз». В пятом такте встают с поднятой рукой.

В этой статье:

Логоритмика - это целая система упражнений для развития моторики в сочетании с определённым речевым материалом. Заниматься логоритмикой нужно с детьми, которые имеют проблемы с общим развитием речи, характеризующиеся плохой дикцией, отсутствием эмоциональности во время диалогов и монологов, неумением ставить речевые оттенки и пр.

Цели логоритмики

Известно, что между движениями и формированием произношения существует определённая связь. Чем активнее двигается маленький человек, тем более активной становится его речь. Между тем речевые упражнения, связанные с моторными движениями, способствуют стабилизации мышечного тонуса, помогают детям 6-7 лет стать более эмоционально и моторно раскрепощёнными, научиться управлять речью, мимической мускулатурой, сочетая движения с речью и придерживаясь единого ритма.

Логоритмика - это исключительно самостоятельное средство для воздействия на детей с определёнными расстройствами речевого характера. Специальные упражнения в рамках программы логоритмики позволят создать необходимую атмосферу для улучшения и сохранения как физического, так и психического здоровья дошкольников и младших школьников с проблемами речевого развития.

Требования к логоритмическим занятиям

Логоритмика для детей 6-7 лет должна отвечать ряду требований для того, чтобы быть действительно эффективной:


Работая со старшими дошкольниками с нарушениями речи, специалисты могут использовать упражнения, направленные на развитие ритма, темпа и моторики. Упражнения можно чередовать с играми.

Для реализации требований, перечисленных выше, используются двигательно-речевые и музыкально-двигательные средства.

Музыкально-двигательные средства

К этой категории музыкально-двигательных средств подходят разного типа упражнения. Самое простое из них - это ходьба. Во время ходьбы дети 6-7 лет учатся управлять руками и ногами. Это упражнение считается вводным и служит разминкой перед занятиями.

От одного урока к другому дети смогут изучать всё более сложные типы ходьбы. Это может быть ходьба одиночная, парами или даже
группами, по прямой, по кругу или через препятствия, в одном ритме или с изменениями темпа.

Упражнения для регулирования мышечного тонуса позволяют освоить навыки управления мышцами, научить ребят расслаблять их и напрягать. Эти упражнения могут быть включены в программу сразу после ходьбы. Нужно учить детей варьировать мышечное напряжение в соответствии с громкостью или ритмом музыки, сопровождающей занятие.

Для развития дыхания у детей используют простое упражнение, подразумевающее собой выдох и постепенный вдох. Оно позволяет включить в работу дыхательные мышцы, стимулирующие развитие не только отдельных органов дыхания, но и сердечно-сосудистой системы в целом.

Ускорить развитие мелкой моторики у детей помогут занятия, направленные на совершенствование движений пальцев рук. Проводить упражнения нужно с использованием музыкального материала, со временем заменяя его речевым сопровождением, двигая пальцами в такт тексту.

Улучшить чувство ритма у детей помогут упражнения на основе хлопков, ударов в бубен и взмахов. Постепенно в занятия включают ходьбу и бег с постоянно изменяющимся
темпом. Дети, страдающие нарушениями речи, могут работать над упражнениями, основанными на построениях и перестроениях, в том числе и в индивидуальном порядке.

Положительным образом на общую моторику в 6-7 лет повлияют занятия с элементами танцев, позволяющие ускорить развитие чувства ритма и улучшить координацию движений. Обычно такие упражнения построены на основе классических и народных танцев, но возможны и вариации.

Заключительными упражнениями в программе по логоритмике для детей 6-7 лет должны быть наиболее спокойные, позволяющие привести дыхание в норму. Это может быть простая ходьба или интересные и простые упражнения для улучшения координации и расслабления.

Двигательно-речевые средства логоритмики

Удачный вариант - это упражнения для развития фонационного дыхания. Такие упражнения помогают детям научиться правильно вырабатывать сильное и продолжительное дыхание с медленным выдохом. Здесь целью ставится научить детей произносить слова, а со временем даже предложения именно на выдохе.

Для развития голоса можно использовать специальные упражнения, влияющие на развитие диапазона и силы голоса. Для этого с детьми работают над произношением звуков на выдохе. Учиться контролировать силу голоса дети смогут, упражняясь с громкостью произношения гласных в соответствии с музыкальным сопровождением. Научить детей говорить с соблюдением интонаций можно будет с помощью непродолжительных музыкально-речевых фраз.

Для развития артикуляции и дикции подойдут специальные упражнения, способствующие совершенствованию артикуляционной моторики. Дети начинают выполнение упражнений с произнесения
гласных шёпотом, после чего со временем подключают голос и руки для выполнения ряда движений.

Для развития координации и речи используются упражнения, не требующие от педагогов владения музыкальными инструментами. Такие упражнения хорошо впишутся не только в логоритмические занятия, но и смогут заполнить собой паузы во время занятий с логопедом. Речевой материал для работы с детьми 6-7 лет в этом случае подбирают с учётом поставленной цели.

Развивать речевое внимание также можно с помощью специальных упражнений. Обычно такие упражнения помогают детям в возрасте 6-7 лет научиться вслушиваться в инструкцию, действовать в соответствии с её пунктами. Именно слово в этом случае будет служить для детей сигналом начинать действия.

Развитие мелкой моторики

Известно, что речевые навыки напрямую связаны с качеством развития мелкой моторики рук у детей. Именно поэтому, работая над развитием речи у старших дошкольников и младших школьников, нужно выделить упражнения, стимулирующие развитие моторики. Это могут быть упражнения с мелкими предметами, а также с красками, мелками, глиной и мозаикой.

Занятия с предметами детям 6-7 лет с задержкой речевого развития даются не так просто. Наибольшего эффекта можно добиться, если соединить движения с речью, экспериментируя с темпом произношения.

Что такое речевые занятия

Речевые занятия - это та же логоритмика, протекающая под музыкальный аккомпанемент. Детям в старшем дошкольном возрасте особенно интересно и удобно работать со стихотворными мелодекламациями, где каждая стихотворная строка связана с определенной музыкальной фразой.

Главный принцип задействования средств в логоритмике заключается в музыкальном сопровождении движений с правильной
подборкой речевого материала. Как музыке, так и слову здесь выделяется особая роль.

Музыка влияет на эмоциональное состояние детей, помогает им разнообразить привычные упражнения и движения. В свою очередь слово позволяет работать над выполнением упражнений в стихотворной форме, что позволяет усовершенствовать ритмичность движений.

Программа логопедической ритмики в работе с детьми 6-7 лет и младшими школьниками разделяется на несколько основных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и подразумевает использование определенного материала с особым содержанием.

Логоритмика на старте - это всегда упражнения, направленные на улучшение памяти, внимания, моторики, речевого дыхания, мимики, ритма и мышечного тонуса.
По мере развития детей число упражнений, предназначенных для улучшения координации слов и движений под музыку, увеличивается. С ребятами работают, используя потешки, чистоговорки, музыкальные инструменты, позволяющие развивать творческий потенциал.

В завершение курса по логоритмике проводятся занятия для совершенствования ранее изученных музыкально-двигательных умений. Обязательно делают акцент на занятиях, позволяющих проверить уровень речевых умений. Задания на этом этапе могут быть как в игровой форме, так и с музыкальным сопровождением.

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от родителей следующие фразы: “Мой ребенок плохо говорит», «мой ребенок не хочет заниматься дома!”и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции мной применяются различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, каклогопедическая ритмика. Это форма активной терапии,целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика?Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией, задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетомосновных педагогических принципов– последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пальчиковые, коммуникативные игры;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. В приложении даны примеры логоритмических упражнений.

Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, Колёса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай - и на бочок.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы радости.

Поэтомулогоритмика становится праздником красивой речи для детей.

Приложение 1.

Логоритмические упражнения

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду сляко ть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

4. За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали. мые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки. грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил. ногой.
Н. Нищева

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажа
ют в нее куст.

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор, Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит

- Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

- Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых, с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

6. Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Н. Нищева

9. За малиной

За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби
рая ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками

А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-мал инка.

Русская народная песня

10. По ягоды

Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на

Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают

носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются

В. Волина носка правой ноги, не сгибая колен.

Список литературы:

1. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985

2. Лукина Н. А., И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3 - 4) года. Санкт - Петербург «Паритет »2008 г.

3. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.