Лукашев самбо на службе родине. М

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

«Дзюдо - путь к ловкости, так называется неизвестная у нас до сих пор японская система самозащиты. В предстоящем зимнем сезоне с этой системой Москва впервые познакомится. На днях при спортивном секторе ЦДКА открываются двухмесячные курсы.
В программу занятий войдут: 1) броски, рычаги, удары руками и ногами и удушения; 2) приемы самозащиты невооруженного против вооруженного винтовкой, револьвером, саблей, ножом или другим холодным оружием ближнего боя; 3) приемы рукопашной схватки двух невооруженных. За основу будет принята японская система самозащиты дзюдо как наиболее проработанная, а главное, представляющая собой уже готовый комплекс различных приемов самозащиты.
Для желающих совершенствоваться в этой системе будут созданы специальные спортивные группы, которые будут проходить тренировку и выступать в соревнованиях, намечающихся к проведению в будущем. Курсами будет руководить инструктор т. Ощепков, окончивший институт «Кадокан-дзюдо» в Японии (в Токио)».

Василий Сергеевич Ощепков был человеком интереснейшей судьбы. Одним из первых, если не самым первым европейцем, получившим в дзюдо мастерскую степень - черный пояс…

В начале нынешнего века в одной из средних школ Японии учился, русский подросток Вася Ощепков. Как все японские школьники, осваивал он на уроках физ-воспитания основы дзюдо. Сообразительный и ловкий ученик, быстро постигший технику японской борьбы, понравился преподавателю, и тот оказал ему одну немаловажную услугу.

Раз в год среди старших японских школьников проводился отбор лучших для обучения в знаменитом «Кадокан-дзюдо», и учитель под большим секретом сообщил приглянувшемуся ему русскому мальчишке необычный принцип этого отбора. Наступил торжественный день. В зале множество юных претендентов чинно расселись на татами, и сам основатель дзюдо доктор Дзигаро Кано обратился к ним с речью. Нравоучительная речь была длиннейшей и, откровенно говоря, довольно скучной. Мальчикам, при всем уважении к оратору, трудно было удержаться от того, чтобы не оглянуться по сторонам, не взглянуть на своих соседей. Но Ощепков уже знал, что сзади за ними пристально следят преподаватели «Кадокана». И каждое движение подростков расценивается ими как невнимание и даже недостаточное уважение к великому гроссмейстеру дзюдо. Василий все еще как следует не привык сидеть по-японски: без стула, на собственных пятках. Затекшие ноги невыносимо ныли, мучительно хотелось вытащить их из-под себя и выпрямить, ну хотя бы просто чуть пошевелить ногами, но он по-прежнему сидел совсем неподвижно. А когда к нему подошли и сказали, что он принят в «Кадокан», Ощепков попытался встать на совершенно онемевшие ноги, но так и не смог это сделать, а только повалился на бок…

Он в полном объеме познал тогда всю суровую школу дзюдо тех лет. Это было время, когда еще чувствовались отзвуки недавней русско-японской войны, и русского парня особенно охотно выбирали в качестве «противника». Еще недостаточно умелого Ощепкова беспощадно швыряли на жесткий татами более опытные борцы, а он по дзюдоистскому обычаю благодарил их за науку смиренным поклоном даже тогда, когда у него оказалось сломанным ребро. Вскоре, однако, с ним уже стало не так-то просто бороться даже искушенным дзюдоистам.

Возвратившись на родину, Ощепков стал пионером дзюдо в России и щедро делился своими познаниями с молодежью. Первый в истории отечественного спорта кружок дзюдоистов был организован им во Владивостоке еще в 1914 году. Продолжает Василий Сергеевич преподавать там дзюдо и в первые послереволюционные годы. Затем переезжает в Новосибирск и начинает работать в обществе «Динамо». Наконец в 1929 году мы видим его в столичном ЦДКА. С 1930 года опытный специалист уже преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры, а через пять лет по этому виду спорта начинают проводиться первенства Москвы. Подготовленные им квалифицированные тренеры стали преподавать японскую борьбу не только в Москве, но еще в Ленинграде, на Украине.

Нужно сказать, что Ощепков был человеком широких взглядов и, практикуя дзюдо, постепенно стал отходить от незыблемых японских канонов. Прежде всего был «скорректирован» спортивный костюм: ученики Ощепкова, точно так же как и последователи Спиридонова, стали бороться, заменив японские панталоны спортивными трусиками и не босиком, а в борцовской обуви. В целях расширения технического арсенала были разрешены болевые приемы на ноги, известные, но запрещенные в дзюдо. Василий Сергеевич частично отказался от неудачной и непонятной большинству японской терминологии.

Еще более важным стала организация Ощепковым многих встреч на ковре с учениками Спиридонова и с представителями ряда национальных видов борьбы, в первую очередь грузинской чидаоба. Все это готовило благодатную почву для создания нового вида борьбы, значительно обогащало многообразным борцовским опытом последователей Ощепкова, делало более совершенными, оттачивало их тактику и технику.

И все же это еще не была борьба самбо, какой мы ее сейчас знаем. И дело не только в нынешнем несравнимом богатстве и разнообразии техники. Главным являлось то, что пока это оставалось хотя и трансформированным, но все еще дзюдо. Принцип построения нового вида борьбы именно на базе всего многообразного богатства национальных единоборств еще не стал ни главенствующим, ни общепризнанным.

Нередко молено услышать, что история самбо до сих пор еще не написана. Это совершенно справедливо. При всей ее краткости биография этого одного из самых молодых видов спорта оказалась весьма сложной и даже изрядно запутанной. Одни начинают отсчет такой биографии с начала двадцатых годов, другие с середины или даже лишь с конца тридцатых, когда новый вид борьбы уже получил официальное признание. Точно так же создание самбо связывают то с именем Спиридонова, то Ощепкова, а чаще всего Харлампиева. Стоит добавить к этому, что даже само название новой борьбы неоднократно изменялось словно специально для того, чтобы окончательно запутать вопрос.

Думаю, что в основном такие споры возникают из-за того, что спорящие стороны не определили заранее смысл, который вкладывается ими в слово «самбо» в том или ином случае.

Ведь если иметь в виду самбо как боевую систему самозащиты, то ее история восходит еще к годам гражданской войны и связана с именем Спиридонова. Но в том случае, когда мы говорим о самбо как о борьбе, построенной на широчайшей основе техники национальных видов единоборства, мы не найдем ее ни в том, что было сделано Спиридоновым, ни даже в том, что создал Ощепков. И в первом и во втором случае существовал только ее прототип. Все это было совершенно необходимым, но пока лишь фундаментом, практической базой, на которой предстояло построить этот принципиально новый, интернациональный вид борьбы.

Вот почему рассказ о последнем и решающем этапе создания борьбы самбо я начал бы с такого эпизода.

В середине тридцатых годов один из выпускников Московского института физкультуры защитил довольно-таки необычную дипломную работу. В ней приводилось множество приемов, взятых из самых различных видов борьбы: классической, дзюдо, которое дипломник изучил мод руководством В. С. Ощепкова, а также из множества национальных единоборств, практиковавшихся в нашей стране. С вполне понятным азартом студент старался охватить как можно большее количество приемов, и, быть может, именно поэтому он не всегда достаточно точно оценивал ценность некоторых из них. Был в его работе, например, эксцентричный бросок, рассчитанный только на тех, кто…специализировался на поднимании штанги одной рукой (практиковался в то время такой вид состязаний в тяжелой атлетике).

Тогда это дало обильную пищу некоторым критикам, к сожалению, не всегда доброжелательным. За отдельными и совершенно неизбежными в таком деле ошибками дипломника они не смогли рассмотреть его главной и, бесспорно, очень перспективной идеи. Той самой идеи, на основе которой впоследствии стала строиться интернациональная техника борьбы самбо.

Вы, конечно, уже поняли, что фамилия дипломника была Харлампиев. Сегодня в спортивном мире его знают как основоположника и активнейшего пропагандиста рожденного в нашей стране нового вида борьбы.

Анатолий Харлампиев был потомственным спортсменом. Дед - смоленский кулачный боец. Отец - Аркадий Георгиевич - человек, который был хорошо известен в нашем спорте на протяжении целой четверти века. Одаренная разносторонняя личность: художник по образованию, цирковой артист, профессиональный тренер и спортсмен - Харлампиев-старший явился одним из пионеров отечественного бокса. В строю его учеников стояли и дореволюционные чемпионы, и звезды советского ринга, среди которых был и прославленный Николай Королев.

Влияние отца на Анатолия было большим и, бесспорно, очень помогало во всех спортивных начинаниях. Было бы, однако, ошибкой думать, что благодаря такой семейной поддержке жизнь Анатолия складывалась легко и просто. В годы первой мировой войны отец ушел на фронт, раненым попал в плен к немцам и смог вернуться домой лишь через семь долгих лет, В невероятно трудное, голодное время двух войн и послевоенной разрухи мать осталась одна с детьми на руках. Малолетний Анатолий пытался зарабатывать на жизнь, работая в цирке, участвовал даже в опасном номере воздушных акробатов «4 чёрта» (у Толи было «соответствующее» сценическое имя - Адик). Но в конце концов он, спасаясь от голода, сам пришел в детский дом и попросил взять его туда. И вот характерная для него черта - стремление делиться своими познаниями - проявилась уже в том возрасте: Толя организовал в детском доме акробатический кружок и начал преподавать в нем.

А после возвращения отца в СССР еще совсем юный Анатолий стал работать инструктором физической культуры под его руководством. Впрочем, судя по тому, что Анатолий окончил музыкальный техникум, его жизненные планы в те годы едва ли были серьезно связаны со спортом. Однако вскоре мы видим его уже в стенах Московского института физкультуры. И еще будучи студентом и занимаясь под руководством Ощепкова, он сам начинает преподавать дзюдо в клубе Авиахима (нынешнем «Крылья Советов»), И опять-таки преподавал этот студент не то трансформированное ощепковское дзюдо, а нечто иное. Уже имевшийся у Анатолия тренерский опыт и знание многих видов спорта, среди которых было немало разновидностей национальной борьбы народов СССР, позволили ему сделать ряд нововведений. Постепенно он разрабатывал свою методику преподавания борьбы и вводил в технический арсенал новые, еще неизвестные в дзюдо приемы.

За долгие годы работы выявлялась интереснейшая закономерность. У различных народов правила борьбы существенно отличались друг от друга, а это, в свою очередь, определяло те группы приемов, которые были разработаны наиболее удачно, и, наоборот, те, которые оставались мало или даже вообще не разработанными. А это давало возможность строить новый вид борьбы, отбирая для его арсенала только наиболее удачные приемы из всех национальных единоборств, снимая с них, так сказать, одни лишь сливки. Так, например, в грузинской борьбе чидаоба, где соперники одеты в куртки-безрукавки - чохи, правилами запрещены захваты руками за ноги, но зато отлично отработаны броски с помощью ног: всяческие подбивы, подсечки, зацепы, обвивы, подножки и т. п. А вот в азербайджанской борьбе гюлеш прямо противоположная картина. Там борцы выступают в узких и коротких кожаных штанах, голыми по пояс и в прежние годы даже обильно намазывались маслом. В отличие от грузинской здесь уже не сделаешь достаточно прочного и надежного захвата, необходимого для осуществления виртуозных бросков с помощью ног. Но зато досконально разработаны броски с захватом ног руками, не употребляемые грузинами. А в результате и чидаоба и гюлеш оказались способными дать новому виду борьбы свои наилучшие приемы, при этом отлично дополняя друг друга.

И очень важным являлось то, что подобный отбор давал не просто комплекс наиболее надежных приемов, происходили еще и важные качественные сдвиги. В борцовской технике открывались Широкие возможности для принципиально новых путей использования приемов и контрприемов, для перспектив развития всей борьбы в целом.

Уже много лет спустя Харлампиев написал об этом интереснейшем процессе так:

«Подхват-бросок, взятый из грузинской борьбы, вскоре начал применяться самбистами как ответный прием против захватов ног, использующихся в других видах борьбы, но совершенно незнакомых грузинским национальным борцам. Туркменский бросок-зацеп снаружи быстро вошел в обиход как наиболее распространенная защита против «мельницы» - приема, которого в туркменской борьбе нет. И таких примеров очень много».

Разумеется, в советское дзюдо времен Ощепкова приходили спортсмены, хорошо знающие классическую, а нередко и национальные виды борьбы. Они приносили на ковер особенности техники давно знакомых им спортивных единоборств, хотя делали это стихийно и, так сказать, в индивидуально-кустарном порядке. Подметил ли такие стихийно наметившиеся изменения Харлампиев или «вычислил» новые пути развития совершенно самостоятельно, едва ли имеет это большое значение, если остается непреложным фактом, что именно он, а не кто-либо иной впервые сформулировал и провозгласил принципы построения интернациональной борьбы.

Весной 1938 года, уже после смерти Ощепкова, Комитет по делам физкультуры и спорта организовал всесоюзный сбор тренеров, на котором Харлампиев обобщил накопленный опыт национальных видов борьбы. И конечно, было не случайно, что именно он разработал и предложил всесоюзному сбору исходные данные. Затем состоялась и конференция, на которой были утверждены систематика, терминология и правила нового вида спортивного единоборства, получившего название «борьба вольного стиля» (вольная борьба по международным правилам у нас в стране тогда еще не практиковалась).

18 ноября 1938 года явилось ее официальным «днем рождения». Вольная борьба стала самым молодым, но полноправным членом в семье культивировавшихся в стране видов спорта. Комитет по делам физкультуры и спорта специально издал приказ, в котором отмечалось: «Борьба вольного стиля сложилась из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза - грузинской, таджикской, казахской, узбекской, киргизской и некоторых лучших приемов из других видов борьбы - и представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта».

На практике это означало, что уже работавшие в стране секции дзюдо получили теперь новую ориентацию и принципиально новое направление развития. Именно их контингент опытных тренеров и спортсменов начал практическую работу, культивируя борьбу вольного стиля, которая, если говорить откровенно, частенько еще ничем не отличалась от ощепковского дзюдо.

Новорожденный спорт, однако, развивался хорошими темпами. В том же году была проведена международная встреча с участием атлетов пяти городов, где культивировалась эта борьба: Москвы, Ленинграда, Харькова, Баку и Саратова. А уже в следующем, 1939 году в городе Ленина состоялось торжественное открытие первого чемпионата СССР по новому виду борьбы, собравшее 56 участников. На еще более широкой основе и еще более интересно прошло второе первенство. Провести третий чемпионат помешала война: шел сорок первый год, и большинство тех, кто мог бы участвовать в таких состязаниях, уже сменили борцовские куртки на красноармейские гимнастерки. Специалисты по самозащите без оружия теперь уже с оружием в руках встали на защиту Родины…

Казалось бы, в этом раннем периоде истории, равно как и предыстории новой борьбы, все достаточно ясно. Откуда же тогда существующие расхождения мнений и всяческие разнотолки относительно ее происхождения? А дело здесь вот в чем. Прежде всего новый вид борьбы трювды менял «фамилию», да не просто так, а словно со специальным умыслом - сбить с толку любого исследователя его биографии. Борьба вольного стиля превратилась сначала в вольную борьбу. Однако с 1945 года у нас в стране начали культивировать вольную борьбу по международным правилам, и в рамках советского спорта оказалось два различных единоборства, имеющих в то же время одинаковые названия.

Сейчас для нас слова «борьба самбо» (то есть самозащита без оружия) стали настолько привычными, что мы уже не замечаем заключающегося в них противоречия. А ведь если разобраться, станет ясно, что борьба - это спорт, исключающий опасные для здоровья и жизни приемы, а самозащита - система именно таких приемов, предназначенных для самой суровой боевой схватки. И действительно, эти спортивные термины существовали первоначально совершенно обособленно друг от друга, и их никто не мог спутать. Вольная борьба - спорт, а самбо - прикладная боевая система. Но вот в середине сороковых годов, когда у молодого советского вида борьбы «отобрали» название в пользу почтенного между народно го собрата, начались довольно-таки непростые поиски нового имени. В конце концов решили остановиться на самбо, учитывая прикладную направленность новой борьбы и даже ее определенную технико-тактическую близость системе самозащиты. Так возник сплав этих разноречивых слов «борьба самбо», противостояние которых мы уже просто не замечаем. Точно так же, как и в появившемся в те годы странном словосочетании «боевое самбо» (как будто eaмозащита может быть какой-то иной, кроме как боевая!).

Такая смена названия, разумеется, затушевывала истоки борьбы самбо, но главной причиной противоречивых разночтений в ее биографии стало не это.

В первые же послевоенные годы, когда о самбо знали еще очень немногие, писатель и журналист Рахтанов написал очерк «История самбо». Этот самый первый и неоднократно перепечатывавшийся очерк о самбо получился очень увлекательным, возбудил большой интерес и, несомненно, способствовал росту его популярности.

Спортивная журналистика очень часто стоит у истоков историографии спорта. От статей, очерков, репортажей, затерявшихся на страницах успевших уже пожелтеть газет и журналов, нередко тянется к нам ниточка спортивной летописи, воскрешающей дела давно минувших дней, сведения о которых больше нигде не сохранились. Но бывает, к сожалению, и резко противоположная картина, когда публикация вносит ошибки и путаницу, могущую затянуться на много лет.

В своем нашумевшем очерке Рахтанов писал о Хар-лампиеве. П о-жу р нал истс к и сенсационно «укрупнив» фигуру своего героя, автор, конечно, не понимал, какую скверную услугу ему оказывает. Получалось так, что Харлампиев совершенно самостоятельно, без каких-ли-бо предшественников и единомышленников сначала теоретически «спроектировал», а затем на совершенно пустом месте создал самбо. В очерке, которому было дано ко многому обязывающее название, Рахтанов даже не упомянул ни Спиридонова, ни Ощепкова, ни других специалистов, немало делавших для становления «борьбы вольного стиля». А ведь, например, самые первые пособия по новому виду спорта принадлежали перу H. М. Галковского и Р. А. Школьникова, первым председателем всесоюзной секции этой борьбы являлся Д. М. Рубанчик, много и творчески работал ленинградский тренер И. В. Васильев… Да разве можно перечислить всех, кто приложил руку к возведению обширного и величественного здания борьбы самбо! Конечно, нельзя, как нельзя и вычеркнуть их имена из истории этого увлекательного спорта.

Я был знаком с Харлампиевым и могу утверждать, что в действительности Анатолий Аркадьевич являлся человеком значительно более сложным и интересным, чем это представлялось любителям очеркистских сенсаций. Прежде всего это была личность широкого творческого диапазона и нестандартного мышления. Он умел подметить проблему там, где для многих все казалось бесспорным и давно решенным.

Систему тренировок самбиста Харлампиев считал универсальным способом физического развития, так как она захватывает все группы мышц человеческого тела.

Самбо стало делом всей его жизни, и, если речь шла о самбо, Анатолий Аркадьевич был прямо-таки фанатиком в самом высоком смысле этого слова. Любые нападки и даже сомнения по поводу самбо всегда и однозначно воспринимались им как глубочайшая личная обида. Каждый выступавший против его любимого детища расценивался как личность скверная, даже вредоносная, и он обрушивался на такового, отбрасывая все дипломатические условности.

Когда в 60-х годах я познакомился с Анатолием Аркадьевичем, некоторые спортивные специалисты и журналисты высказывали мнение о том, что следует культивировать лишь дзюдо, входящее в олимпийскую программу, а от самбо, якобы дублирующего эту японскую борьбу, целесообразно вообще отказаться. И вот, прежде чем подать мне руку, он настороженно спросил: «А вы не из той шайки, которая хочет закрыть самбо?» При этом он даже не давал себе труда подумать, что такой вопрос, особенно при первом знакомстве, звучит не очень-то корректно. Главным для него было громить «шайку»…

Бывал он, конечно, резким, быть может, даже не всегда справедливым, но разве сможет кто-нибудь отрицать, что самбо в нашем спортивном обиходе удалось сохранить в основном именно благодаря его до самозабвения яростным контратакам.

Каким это сегодня ни кажется нам странным, но в прошлом существовали такие спортивные деятели, которые всерьез обсуждали вопрос о якобы ненужности борьбы самбо и целесообразности его упразднения. И выступать в его защиту за короткие в общем годы существования самбо приходилось Харлампиеву неоднократно.

Энергия Харлампиева была необычайной, и едва ли кто-нибудь другой сделал для самбо столько же, сколько успел сделать он. За несколько десятилетий, отданных им новому виду борьбы, было написано почти полсотни трудов. Его капитальная работа «Борьба самбо» издавалась шесть раз и все-таки являлась библиографической редкостью из-за того интереса, который постоянно вызывала у спортсменов. Была она переведена и на ряд иностранных языков, и достаточно многозначительной оценкой ее стало то, что один из самых первых переводов появился на свет в цитадели дзюдо - Японии. Плодотворная тренерская деятельность позволила Харлампиеву воспитать не только блистательную, но и весьма многочисленную плеяду сильнейших самбистов, начиная еще с довоенных чемпионов «первого призыва».

У него появились уже спортивные «внуки» - ученики его учеников и даже правнуки, а он, как прежде, приходил в спортзал Московского энергетического института, где работал до последних дней своей жизни, и нередко сам надевал самбистскую куртку для того, чтобы показать своим воспитанникам технические тонкости какого-нибудь особенно сложного броска или неотразимого болевого приема.

1. Искрометный юмор, обаятельная улыбка, обаяние, почему же он обойден вниманием?

2. Лектор, откровенно говоря, хреновый. Лекции не систиматизированы — когда вспомнит, тогда и скажет. Тупые, иногда пошлые шуточки абсолютно не в тему. Забивальшикам никогда не сдать ему экзамен.

3. Помимо того, что он хреновый лектор, ТАК ОН ЕЩЕ И ХРЕНОВЫЙ СЕМИНАРИСТ!!! И не в тему у него не только шутки, а вообще все!!!Ничего позитивного сказать не могу. Полный бес в ребро. Отзыв (1)- просто черный юмор.

4. А мне кажется он прототип Шеховцовой, только в штанах! :-)

5. Уж не знаю, какой он лектор и семинарист. Но на экзамене девушкам ему лучше не попадаться, так как по его мнению, они знать не могут и думать не умеют. После «общения» с ним вырабатывается стойкое отвращение к органической химии. К слову, Фосу и то приятней сдавать.

6. Не знаю, почему на экзамене девушкам лучше к нему не попадаться. Наблюдая за ним год, можно сказать только одно. Абсолютно необъективен. И в особенности по отношению к девушкам…Он обеспечивает им полную халяву. Особенно в тех случаях, когда девушка громко смеётся на его «отличные» шутки.

7. Не только смеется, но и ШИРОКО открывает глаза, улыбается, смотрит ему в рот и говорит «…ну перестаньте же, какой вы…». Да-а-а-а, такие девочки нигде не пропадают, это факт!!!

8. Да нет, нормальные лекции. К экзамену по ним готовиться можно было, хотя программу экзамена он пока не успел заменить и она практически курцевская. Все, что надо, дает, и даже больше того — в смысле множества примеров, так что потенциальная, извините, умственная энергия переходит в кинетическую — движения ручки по бумаге. Лекции несколько неорганизованные — вроде и торопится, а задерживает; конец темы получается скомканным, как никем так и не выботанные производные угольной кислоты, которые он дал за 15 минут на последней лекции.

9. to 8: это он у тебя, милый, семинары и прак не вел, а то бы ты, наверное, по-другому заговорил! Искренне желаю, чтобы все ваше общение ограничилось только лекциями!

10. To 8: Согласен с 9! Ты бы тогда, дружочек, по-другому заговорил! Химию не знает вообще, хотя и мировой олимпиадник. Тупые шутки, объективности ровно НОЛЬ! Полностью неудовлетворен жизнью и если девушка не смотрит ему в рот и не смеется на его тупейшие шутки, то горе той девушке, уничтожит ее и всех кто окажется рядом. Благо девушки у нас просто супер, да и те, кто с ними рядом. Не поддаются!!! Не ломаются, а все терпят и получают ПЯТЬ, только потому, что пашут как проклятые в семестре! Тяжело? ДАААА! Зато честно!

11. Известная история о том как сей субъект зарезал автомат одному третьекурснику. У него был самый высокий рейтинг на курсе при полном отсутствии на лекциях. Лукашев это узнал, специально пришел на экзамен и поставил ему 8,5. Кто еще хочет сказать, что он добрый и остроумный???

12. Отзыв 1(написанный мной), заявляющий доброту и остроумие Лукашева, просто ШУТКА На самом деле он просто полный …

13. Удивляет то, что на лекции по органу ещё кто-то ходит. Сам химию не знает принципиально, в голове каша мала из набора фактов, которые он даже связать не может, а со своим чувством юмора может в программе Аншлаг выступать. Хотя, конечно, мало кому захочется читать лекции по органике, и его мужество заслуживает уважения, но, всё равно…

15. Ничего странного нет, просто чтобы стать профессором нужно прочитать курс лекций. А начальство у него такое, что без особенных проблем пролоббировало. Так что лекции читать будет именно он, даже не надейтесь на благополучный исход.

16. to 11: что за гон! если бы у того чувака действительно был самый высокий рейтинг и автомат, на кой хрен ему идти на экзамен?!

17. to 16: Не знаешь не говори, что это гон. Насчет этой истории, это все чистая правда. Я сам при этом присутствовал и все видел и слышал.

18. to 16: Не знаешь не говори, что это гон. Насчет этой истории, это все чистая правда. Я сам при этом присутствовал и все видел и слышал.

19. Чувак (мой одногруппник, вся история разыгрывалась на моих глазах) пошел на экзамен, ибо автоматы выставляются только во втором семестре.

20. Преподаватель он хреновый, да и как человек — не супер, так прапор средней руки

21. Как хотите, а меня его лекции в этом семестре вообще радуют. Я автор отзыва 8.

22. Одни терпены и стероиды (среди которых женские и мужские половые гормоны) на уме. А ещё эта скотина обещала, что вопросов по углеводам и терпенам не будет на экзамене.

23. Лично у меня с ним связаны одни из самых отвратительных воспоминаний о студенческих временах. В начале учебы он выбирает себе жертву и имеет ее: в первом семестре жертвой оказалась я, но добиться моего исключения у него не получилось (хоть и пропустила три из четырех экзамена из-за неимения зачета), во втором семестре выбрал парня и «отправил его до дому». Короче говоря, если ты попался к нему — не завидую.

24. С ТАКИМ удовольствием я ходил только на лекции Чирского. Отличные объяснения, отличный юмор и, главное, все понятно! =)

25. to 24: НЕ СМЕЙТЕ осквернять милое нашему сердцу имя Чирского даже упоминанием рядом с ним Лукашева! Юмор тупой, знания предмета весьма сомнительное, да и как человек, тоже Владимиру Григорьевичу в подметки не годится!

26. Озабочен больше личными делами. Профессор для имиджа. Свою корысть скрывает за подчеркнуто по-советски демократическим стилем общения.

27. Часто тормозит, структурные формулы рисует невнимательно, медленно, иногда с ошибками, студенты зачастую его поправляют. Наиболее частые ошибки(стандартные на каждой лекции) — число углеродных атомов, индекс при атоме H (или др). Плохо преподает материал и читает лекции вообще. Постоянные лирические отступления, шутки. -Кто помнит, что это за…/как называется, поднимите руку? Никто из принципа не поднимает, так как уже в 10-й раз он просит ее поднять, а вопрос просто издевательски-легкий. И только некоторые вроде Джигайло тянут. -хмм.. мало рук. И начинает обьяснять всю эту фигну повторно, причем как обычно — медленно, запинаясь, с ошибками. или: -Кто принес цветные карандаши, как я в прошлый раз просил просил? -какая группа? -запишите и подчеркните цветным карандашом!:……. Еще утверждал както, что алкалоид КОКАИН — их орехов КОЛА, поэтому мол раньше он был в составе кока-колы, а теперь стали очищать от него. А про листья КОКИ он видимо ничего не слышал…! В итоге все в негодовании, так как за время лекции он не успевает многое рассказать по программе. Зато по лирическим отступлениям — первый лектор на факультете! При том что он хреновых лектор, так еще и вредный, мстительный! Экзамены принимает плохо(при том что сам нихера не знает),судит необьективно.

28. Может он кого-то из «дедов» и обидел, автомат не поставил, или зачет в срок, не знаю, но могу сказать — лекции клевые, готовиться по ним — удобно, нужный материал распечатывает для каждого студента. А если и потеряет атом углерода (1 из 18 тут чуть не потерял) так и что? пишет-то сам, а не на компе показавает. Слушать интересноооо! А то что халявщикам к нему лучше не попадаться — сам об этом говорит.

29. to 27: про кока-колу — чистый гон. Все на той лекции сказано было правильно и про орешки с кофеином и, отдельно, про листья с кокаином. Кому-то может и не нравится, а по-моему, лучшиие лекции, которые я слышал.

30. to 28: если бы он потерял 1 атом углерода, это бы ничего. Но проблема в том, чтго еще когда-то давно он потерял кое-что гораздо более важное!

31. Уважаемый 29! Эта лекция была в весеннем семестре 2004г по теме «амины». Лекция началась с алкалоидов. Может, он не говорил про то, что «от кокаина потом стали очищать»(это я сам логически домыслил), однако он говорил что он содержится в орехах кола — факт. Хотя, может это была «оговорка» по невнимательности, как и его «опечатки» на доске. Что касается «отличных лекций» — смотря как это понимать.. Бывают лекции на химфаке, где НИЧЕГО не понятно. Например, кванты и строймол. У лукашева же все предельно ясно, но «тормозит» он не по дестки! В этом смысле он плохо читает.

32. to 31: Уважаемый 31! Не надо выдавать за факт, то что ты домыслил или вообще забыл. Я тоже был на этой лекции. Если лектор читает медленно так, чтобы все можно было записать, при этом идет по программе и не отстает, и у него все понятно — так это хорошо. Мне это нравится А про алкалоиды он мог бы вообще не рассказывать, в программе нету-у, но интересно. Именно после этого я знаю, что в листьях, а что в орешках, и т.п., поэтому и ответил.

33. На мой взгляд, человек должен представлять на каком месте он находится и какой у него должен быть статус. Так вот: Лукашев в этом отношении абсалютно неадекватный тип!!! Этот доморощенный Трахтенберг, что не лекция, то разглагольствует о менструальных циклах или голубых, причем без тени смущения. Подчтенный павиан, не иначе, может сморозить такое, что я не могу себе представить как милые, нежные ботаншы продолжают сидеть на его лекциях. Впрочем иногда подкармливает халявными баллами. Нет я сам когда то «сидел под юхой», и осквернял, наверное, тем самым что-то, но я, простите, не официальное лицо

34. автору 33. А вы сильно смущаетесь, когда лектор упоминает о голубых или менструальных циклах? Примитивно говорить, что это нас окружает, но придется. Думаю в разговорах с вашими друзьями вы можете обсудить это и далее не возмущаться, так чем же плох лектор? По сабжу: в течение почти года я ровно один раз заглянул в учебник Курца, да и то, когда семинаристка приперла к стенке. Все остальное время пользуюсь только лекциями, вероятно получу автомат, хотя суровым ботаном не являюсь. Что касаемо людей не ходивших на лекции и попавших к Лукашову — если человек будет знать химию не хуже его самого, то даже последний п*****т снизит оценку не более, чем на полбалла. Я ему сдал на 9.5. Это его право — принимать экзамен как он хочет.

35. Изучал органику в том году, сдавал ему зимой экзамен. Билет ответил, но пока не рассказал ему все не то 4, не то 5 методов получения фенилмалонового эфира, про которые он на лекции рассказывал, не отпустил.

36. Это нормально, что преподаватели имеют слабости. Вот у Николая Вадимовича — пристрастие к собственным лекциям. По-моему, бывает и хуже. Это ведь не отменяет доступность этих лекций (а потом и составляемых им контрольных, не то что у Курца), демократизм в общении, раздачу бумажек с какими-то элементами материала, имбирный корень и много всего другого, что он приносит на занятия с той целью, чтоб эмоциональнее запоминалось; наконец, 3-5 лекторских баллов к рейтингу просто за то, что вы есть: есть на лекционной контрольной. А если ходить постоянно, то он нежно любит. Встретив в коридоре, спрашивает, например, разгадали ли вы последнюю задачу в курсовой контрольной… Очень даже приятно.

37. to33:совершенно согласна! to34:Просто, когда твои друзья ведут себя несколько неадкватно, их вполне можно 1)не слушать,2)поставить их на место С Лукашевым этот номер проходит довольно плачевно. А шутки о менструальном цикле..Может кому-то смешно, но, например мне, не очень. Не забуду, как Лукашев, будучи моим семинаристом, проявлял чудеса прподавательской некомпетентности и человеческой гадливости, умоляя Вейца не ставить мне 5 на экз. Слава Богу, что Вейца уравновешенная психика и он от своего решения не отступился

38. to 37: чего-то я не понял. Семинаристу ничего не стоит поставить такой рейтинг и обоснованно показать, кто чего стоит, чтобы 5 баллов стали оч-чень проблематичными. И сделать это Лукашев мог легко в течение семестра, мнгократно, а не «бегать потом и упрашивать кого-то там, чтобы поставили 4». Чушь какая-то! Кстати рейтинг в семестре он не занижал, а наоборот завышал почти всем, кроме откровенных халявщиков. И за наши средние баллы по контрольной не то чтоб переживал, но всем подсказывал, как их оспорить у Курца, была бы зацепка.

39. to 33: парень, ты похоже слишком этим озабочен (голубыми и менструациями то есть, интересно, чем больше?). У Лукашева есть любимая тема, которой как он говорил, много лет не было в программе — это стероиды. Стероиды, между прочим, действуют НА ЭТО. Не могу сказать, что мне эти стероиды очень нужны, но любопытно, блин, почему я мужик! Но чтобы «на каждой лекции про менструации» — это, мля, чистый гон. Зато когда готовился к экзамену, (согласен с 34) лекции очень помогли. Очень четко по программе, все время смотрит на часы, чтобы все успеть. надо только записать хорошо, или найти у знакомого ботана запись.

40. Не удивительно что по его лекциям легче всего готовится к экзамену. Ведь это оон же и составляет программу к нему. На кафедре органической химии есть люди и похуже Лукашева. Так что зря вы его так. Ему не очень-то и хотелось читать лекции третьекурам, но его кафедра обязала. То что происходит со студентами на орге на третьем курсе-так это отбор тех кто ее любит и знает и всех остальных. Но (для тех кто любит оргу) на кафедре очень много «полититеской химии». Если-бы мне предоставили возможность еще раз выбрать я бы пошел в другое место. Золотых гор вы там не получите, зато г..вна нанюхаетесь вдоволь.

41. to 40 Так значит он сам пишет программу а потом читает сам же по ней лекции…хм А я не понимаю, что тебе ещё надо-то? Что плохого, что лекции читает именно тот препод, который составляет программу курса? И кстати читает лекции очень даже неплохо! Можно Курца открывать только ради любопытства, т.к. необходимость в учебнике после лекций практически полностью отпадает (для верности можно проботать тему Тернею, и если ты был на лекциях, этого хватит). А вот про человеческие качества Лукашева я ничего определенного сказать не могу (хамелеон?)…

42. Лектор нормальный, но юмор частенько бывает пошлым, иногда черным. Но в целом, впечатление хорошее.

43. Да ну клёвый лектор! По крайней мере мне нравится, факт.

44. to31: если вам непонятны лекции по квантам и строймолу, то просто чаще надо на них появляться было. Если систематически посещать все и иметь хоть чуток мозга — все там логично и понятно. Лектор офигенный, а если кому-то и не нравится, что он рассказывает и как — то это их проблемы. И в общении очень приятный человек.

45. Мне для подготовки его лекций не хватило, пользовалась Курцем. Растягивает на лекции всякую любому дураку понятную фигню, а сложные и нужные вещи пробалтывает за 2 минуты. Шутить не умеет… хотя пытается

46. лично меня удивило количество негативных отзывов. И вот почему. я видела и как Курц читает и как Лукашев. Так вот Курц был великолепным лектором, сравним по качеству объяснений с лекциями Козлова по физике (ИМХО лучшие лекции, жаль что первой парой). И Лукашев ничем не хуже Курца. Вот реально ничем. Лекции понятные. Да, растекается мыслями по древу, но вполне нормально возвращается к заданной теме.

47. а вообще в целом как-то странно читать мысли из серии: «Лукашев плАхой чИлАвек» вам с ним детей крестить?? Нет?? а чего тогда так беситесь-то? на химфаке есть (не будем показывать пальцем) реально мерзкие люди. которых (которого, точнее) ненавидят все. вообще все. а Лукашев вполне миловидный человек. и видимо тут просто поток негативных отзывов от тусы халявщиков.

48. Кто такой этот «реально мерзкий человек», я понимаю. Но зачем же сравнивать с ТАКИМИ людьми? При таком сравнении не то что НВ — кто угодно покажется святым! А Лукашев далеко-далеко не святой…

49. Как лектор мне очень нравится!Особенно, когда приходит время учить коллоквиум или экзамен, понимаешь, что лучше канспекта по его лекциям ничего нет. Всё чётко и по плану. Просто действительно нужно больше заниматься.

51. зубри свои ХПС САМ! нечего их во все билеты пихать!

52. To 49: это уж точно, что лучше его кАнстекта к экзамену ниче не найдешь

55. отзыву 53 — +1! никогда еще не посещал все лекции ни по какому предмету, а тут — почти не пропускаю! клево читает и интересно)

56. Нормальный Лектор, свою работу знает. Только на экзамене пусть спрашивает в меру.

57. Все равно лекции скучные. Вроде и читать умеет, и отступления порой интересно слушать — но не то. Потому что большинство лекций — список реакций, выписываемых на доску. Эт, простите, для каких-нибудь врачей. Н.В., уделяйте же больше внимания механизмам и прочим интересным вещам! Поверьте, рядовому студенту это гораздо интереснее чем переписывать с досочки десяток-другой реакций. Остальное мы и в книжках посмотрим.

59. to 57: а баба-Яга -против!

60. экзамен я, конечно, ему не сдавала, но лекции посещала и на мой взгляд они достаточно интересные и полезные… ну и не уж настолько плохие у него шуточки как большинство здесь пишут, весьма забавные и по теме. имхо)

61. Прекрасный лектор! Я вообще информацию на слух воспринимаю очень плохо — гораздо проще прочитать. Обычно из-за этого лекции не посещаю и вообще, честно говоря, не вижу в них никакого смысла — есть же книга. Но Н.В. настолько классный лектор, что хожу на него из уважения. Отличные шутки, истории к месту, угощает морковкой и яблоками.

61. Лекции хорошие, ничего с листочка не переписывает. Всё, что-нужно к экзамену, полностью, с механизмами разбирает. А ещё за посещение лекций ставит дополнительные баллы независимо от того, знаешь ты ответ на вопрос на лекционной контрольной или нет

62. шутки отвратительны, но почерк и дикция хорошие. не самый плохой вариант, по-моему.

Ведущий российский специалист в области истории отечественного рукопашного боя, почетный член исполкома Всероссийской федерации самбо, талантливый писатель, способный преподнести результаты своих уникальных исследований в увлекательной литературной форме, автор десятков публикаций в различных периодических изданиях (печатается с 1957 года).
Работы М.Н. Лукашева привле...

Краткая биография

Ведущий российский специалист в области истории отечественного рукопашного боя, почетный член исполкома Всероссийской федерации самбо, талантливый писатель, способный преподнести результаты своих уникальных исследований в увлекательной литературной форме, автор десятков публикаций в различных периодических изданиях (печатается с 1957 года).
Работы М.Н. Лукашева привлекают своим первооткрывательским характером. Так, хотя наши боксеры уже в 1948 г. торжественно отпраздновали полувековой юбилей российского ринга, Михаил Николаевич сумел доказать ошибочность этой даты и увеличил возраст отечественного бокса на два года. Его же перу принадлежат первые на русском языке технико-тактические и методические материалы по спортивному дзюдо («Физкультура и спорт», 1972-1974 гг.), публикации о монастыре Шаолинь и его боевой системе. Большой интерес вызвали книги М.Н. Лукашева «Слава былых чемпионов», «Десять тысяч путей к победе», «Родословная самбо», «И были схватки боевые...», которые получили высокие рецензионные оценки таких крупных специалистов, как Б.М. Чесноков, К.В. Градополов, Д.Л. Рудман, А.М. Ларионов, В.С. Харитонов и других. «Слава былых чемпионов» была удостоена Почетного диплома Всесоюзного конкурса на лучшую спортивную книгу 1978 г. Его исследование о занятиях А.С. Пушкина боксом было опубликовано во «Временнике» Пушкинской комиссии Института русского языка и литературы Академии наук СССР.
Несколько десятилетий своей жизни М.Н. Лукашев отдал исследованию истории возникновения советской спортивной борьбы и системы рукопашного боя самбо и борьбе с официозным мифом о создании самбо не мастером Кодокан дзюдо, «врагом народа и шпионом» Василием Сергеевичем Ощепковым, а его учеником А.А. Харлампиевым. В своих строго документированных, аналитических публикациях Лукашев воссоздал подлинную историю зарождения и формирования самбо и восстановил авторское право В.С. Ощепкова. За свою многолетнюю работу в этой области Михаил Николаевич был удостоен Серебряного ордена Международной федерации любительского самбо (ПАЗ).
Работы М.Н. Лукашева переведены на английский, французский, немецкий и другие иностранные языки.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Лукашева Михаила Николаевича в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Лукашева Михаила Николаевича в жанрах история, физическая культура.








ББК 75.715 Л 84

Лукашев М.Н.

На заре российских систем рукопашного боя / Лукашев М.Н. - М.: ООО «Будо-спорт», 2003. - 104 с.

Под редакцией А.М. Горбылёва

ISВN 5-901826-05-1

В этой книге почетного члена исполкома Всероссийской федерации самбо, кавалера Серебряного ор­дена Международной любительской федерации самбо М.Н. Лукашева в деталях рассказывается обо всех попытках создания систем рукопашного боя для нужд полиции, армии и гражданских лиц в дореволю­ционной России. Джиу-джитсу, французская борьба, исландская глима, английский и французский бокс, приемы нападения и защиты преступного мира - вот далеко не полный перечень боевых и спортивных единоборств, которые в начальные десятилетия прошлого века явились источниками первых отечествен­ных систем самозащиты. Перед читателями пройдут такие незаслуженно забытые ныне первопроходцы российского рукопашного боя, как А. Демерт, И. Лебедев и другие.

© М.Н. Лукашев, 2003

© Дизайн. А.Л. Иванов, 2003

© ООО «Будо-спорт», 2003 ISВN 5-901826-05-1

Как только не называли очень непростое и мно­голикое минувшее XX столетие: век электричества, радио, авиации... Телевизионное, атомное, компью­терное, космическое столетие. Любой из этого пышного букета эпитетов является совершенно справедливым. Но я бы добавил еще один: эпоха небывалого увлечения боевыми искусствами!

Ведь еще на заре века, когда не успели отшуметь торжества встречи нового, XX столетия, вспыхнула искорка любопытства к японскому джиу-джитсу. И всего лишь за несколько лет этот слабенький огонек уже забушевал буйным пожаром, опалив пламенем неудержимого интереса сердца людей во всем циви­лизованном мире. Это был глобальный и невероят­но шумный триумф экзотической восточной систе­мы, «таинственной и неодолимо всемогущей».

И хотя пожар этот вскоре заметно приугас, но всего лишь для того, чтобы в середине века, после Второй Мировой войны, вспыхнуть с новой, не­удержимой силой и продолжать бушевать в наши дни - уже в третьем тысячелетии. Да так, что былое триумфальное шествие джиу-джитсу кажется сегод­ня всего лишь скромненькой прелюдией к нынеш­нему глобальному всевластию восточных едино­борств. Вдогонку за невероятно популярным дзю­до, в Европу и Америку хлынули каратэ, ушу, ай­кидо, тхэквондо и прочие боевые искусства. А уже эти «чужеземцы» пробудили у нас вполне естествен­ный интерес и к своему собственному боевому на­следию, завещанному многими поколениями ге­роических предков, но, увы, уже сильно подзабыто­му. Вот здесь-то и было совершенно закономерно востребовано необходимое историческое обоснова­ние. И начались неизбежные несуразности. Если писать о восточных пришельцах можно было, все­го лишь пересказывая переводы зарубежных публи­каций, то в отношении отечественных систем та­кой облегченный способ демонстрации своей «эру-

Диции» никак не «срабатывал». Непосильным ока­зался не только профессиональный анализ, но да­же просто установление элементарных сведений о возникновении этих систем и об их создателях.

Дело в том, что никаких специальных исследова­ний по данной тематике никогда прежде не велось. Случайные, отрывочные сведения, приводившиеся иногда в предисловиях иных старых руководств, были крайне скудны и нередко противоречивы. Да­же известные специалисты, которые затрагивали эту тему, лежавшую на обочине их главных, техни­ко-тактических интересов, впадали в серьезные за­блуждения. В результате одни из систем знали у нас лишь по названию, другие оказались прочно забы­ты и вообще оставались неизвестными.

Густо замешанная на крови политическая конъюнктура зачеркнула и работу, и фамилии не­скольких репрессированных в тридцатые годы ода­ренных авторов боевых систем. Очень мешал гриф секретности, закрывавший основные материалы. А некоторые недобросовестные и корыстно заинтере­сованные лица намеренно вводили в заблуждение читателей и препятствовали установлению подлин­ных фактов.

Так и пришлось новоявленным летописцам ру­копашного боя надеяться лишь на свои скромные силы. Чего только здесь не было: и беспочвенные догадки, и добросовестное заблуждение, и ложь из благих побуждений, и явное корыстно-спекулятив­ное вранье! Уж очень много появилось излишне самоуверенных «знатоков» явно коммерческого толка!

Публикация исторических «трактатов» стала не только престижным, но и весьма прибыльным де­лом. Самозванные «историки»-дилетанты не покла­дая рук трудились, удовлетворяя огромный интерес молодежи к этой почти неизвестной сфере нашей истории. И совсем не требовались для этих скоро-

спелых «ненаучно-фантастических» откровений ни скрупулезные «археологические раскопки» в архи­вах и книгохранилищах, ни иные какие-либо обре­менительные затраты времени и умственной энергии.

Можно было бы подробно и документально пе­речислить все то бесчисленное множество невежес­твенных ошибок и намеренных подтасовок, кото­рыми успели «накормить» доверчивых читателей наши специалисты коммерчески-боевых искусств за последнее уж очень печальное и позорное десятиле­тие. Но это потребовало бы целого тома справоч­ника, который просто-напросто не вместился бы в эту книгу. Поэтому о наиболее существенных и распространенных заблуждениях и вредоносных фальсификациях я скажу непосредственно в соот­ветствующих главах книги. А здесь отмечу лишь «особо отличившихся» «героев» нашего рыночно-правового времени, свободного от совести и неза­висимого от закона, которые рекордным количест­вом своих сомнительных публикаций особенно ус­пешно засоряли мозги доверчивых читателей.

Среди всего обилия «творений» минского русо­фоба А. Тараса, хозяина недавно «почившего» жур­нала «Кэмпо», яркой звездой горит энциклопедиче­ский справочник «Боевые искусства» (Минск, 1996, с. 623). В нем старательно доказывается, вопреки общепризнанному отечественному, мнимое пре­восходство британской пехоты в штыковом бою. В качестве доказательства «энциклопедист» ссылается при этом на подвиги сынов Альбиона в Битве на­родов под Лейпцигом, в которой, как нас учили еще в неполной средней школе, англичане... вооб­ще не участвовали. (Не правда ли, остроумная ал­люзия старого анекдота, в котором уже надоевше­го «боксера-заочника» сменили «заочные штыковые бойцы»?)

Доктор исторических наук, профессор, Генераль­ный секретарь Международной федерации шао-линьского ушу, обладатель восьмого дана по кун­фу А.А. Маслов, обличая массовое халтурно-плаги­аторское поветрие, в качестве наиболее «яркого» образца этого «жанра» прямо назвал вышеупомя­нутое «творение», отштампованное уже третьим из­данием: «Такова работа А.Е. Тараса, по сути, пря­мой плагиат. Разные части его «Энциклопедии» списывались с различных и зачастую не самых до­стоверных источников, поэтому порой они полно­стью противоречат друг другу» (Энциклопедия во­сточных боевых искусств. Т.1. Традиции и тайны китайского ушу. М., «Гала пресс», с. 15-16)...

А весьма плодовитый «сенсей» А. Медведев уму­дрился издать толстенный пятисотстраничный том

«Как дрались (?! - М.Л.) в НКВД», наивно не ведая даже о существовании трех засекреченных руко­водств В.А. Спиридонова и руководства В.П. Вол­кова, по которым только и обучали рукопашному бою в этом жутковатом ведомстве. Зато в качестве компенсации очень подробно поведал о содержа­нии общедоступных армейских наставлений по преодолению препятствий, метанию гранат, шты­ковому бою и прочем.

Харьковчанин Г. Панченко совершенно безнака­занно оклеветал отличного специалиста тридцатых годов Н. Н. Ознобишина, облыжно обвинив в том, что он поначалу успешно обучал агентов цар­ской охранки, а затем умело «перекрасился» и бро­сился «наставлять агентов тайной полиции уже со­ветского образца...».

Я уже не говорю о публикациях, посвященных В.А. Спиридонову и В.С. Ощепкову, с которыми еще 40 лет назад мне довелось познакомить чита­телей. Вполне естественно, что материалы, только что введенные в научно-спортивный оборот, мно­гократно пересказывались самыми различными ав­торами. Но, увы, делалось это с неистребимой не­ряшливостью, перевиранием фактов и даже высо­санной из пальца «отсебятиной». Даже «Телестади­он» программы ТВЦ удивил миллионы телезрите­лей фантастическим рассказом о некоем «Иване Спиридонове», который якобы еще в дореволюци­онные годы создал приемы самозащиты. Встречал я в прессе и «Владимира Спиридонова».

Последним, кто «порадовал» меня таким убогим и безграмотным пересказом на уровне школьного двоечника, стал С. Иванов-Катанский в двух своих абсолютно идентичных книгах, но со спекулятивно разными названиями: «Техника борьбы в одежде» (М., «Фаир-пресс», 2000) и «Джиу-джитсу. Базовая техника борьбы в одежде» (М., «Фаир-пресс», 2002). Сомнительное «историческое» повествование этого «ученого мужа» (в 2000-м году кандидата, а в 2002-м - уже доктора наук) назойливо пестрит моими за­кавыченными и раскавыченными цитатами!..

И все это в то самое время, когда целые пласты истории нашего рукопашного боя продолжали ос­таваться в полной безвестности! Точно так же, как славные дела и даже сами имена его создателей: А. Демерта, И. В. Лебедева, И. Л. Солоневича, Г. Ка-лачева, И. В. Васильева, В. В. Сидорова, А. М. Ла­рионова, И. Г. Маркотенко, В. Г. Кузовлева, В. П. Волкова, Н. И. Симкина, Г.Н. Звягинцева, не говоря рке о таинственном, прямо-таки «мистиче­ском» немце Эрихе Ране, которого целых три деся­тилетия упорно именовали не иначе как «А. Буцен-ко», и многих, многих других.

Издавна остается незаполненной, все еще пустует эта существенно важная ниша. А ведь знание о бы­лых боевых системах - это не просто необходимый элемент профессиональной культуры, но еще и га­рантия того, что современные специалисты будут избавлены от грустновато-смешной необходимости иной раз изобретать тот самый велосипед, который еще когда-то давным-давно уже лихо пылил на на­ших дорогах!

1 Как это ни печально, но за последнее нестабиль­ное десятилетие к истории рукопашного боя успе­ло сложиться совершенно незаслуженное, несерьез­ное отношение, как к чему-то явно третьестепенно­му и не слишком нужному. И, как это ни странно, приходится доказывать, что боевые искусства на­ших предков - это неотъемлемая часть националь­ной культуры. Конкретная историческая дисципли­на, а вовсе не одно из направлений частнопредпри­нимательской деятельности отдельных доброхотов. Деятельности, которая принесла печальную необхо­димость не столько отыскивать и исследовать новые сведения, сколько помогать читателям отсеивать добросовестные и недобросовестные заблуждения некоторых обильно публиковавшихся авторов.

Почти полное отсутствие полноценных публика­ций по истории отечественных боевых искусств провоцирует ошибки даже в самых капитальных и авторитетных наших справочных изданиях, кото­рые вынуждены черпать исходные сведения по дан­ной теме из многочисленных, но заведомо мутных источников. Так, давно и хорошо известное не только у нас, но и за рубежом научное издательст­во «Большая российская энциклопедия» в год сво­его 75-летнего юбилея выпустило «самое полное и новейшее справочно-энциклопедическое издание последнего десятилетия» - «Новый энциклопедичес­кий словарь», из которого можно узнать, что еще с 1980 года борьба самбо... входит в программу Олимпийских игр!!!

В следующем, 2001 году увидел свет «Популяр­ный энциклопедический словарь» того же извест­нейшего издательства, не только повторивший эту скандальную ошибку, но добавивший к ней и еще одну. Автору соответствующей дефиниции, кото­рый утверждает, что дзюдо практикуется «в СССР с начала 1960-х гг.», осталось неизвестным, что В.С. Ощепков начал преподавать эту японскую борьбу в Советском Союзе еще в 20-30-х годах. В связи с этим Федерации борьбы самбо пришлось даже обращаться к руководству издательства с про­тестующим письмом!

На этом фоне особенно приятно констатиро­вать, что в Российском государственном

Университете физической культуры данная дисцип­лина поставлена на строго научную основу, и там уже была успешно защищена не одна диссертация по тематике рукопашного боя.

А вот бесшабашно халтурные и откровенно неве­жественные измышления некоторых авторов, кото­рым не хватает не только профессиональной, но за­частую и общей культуры, просто невозможно вос­принимать иначе, как личное оскорбление. Уж очень много времени и сил довелось мне посвя­тить воссозданию подлинной истории отечествен­ных боевых искусств, очищенной от глубоко въев­шихся в нее несуразностей и фальсификата.

Одним из результатов этой работы стала настоя­щая серия книг. Насколько мне известно, подобно­го рода публикаций еще не издавалось ни у нас, ни за рубежом. В ней показаны все системы руко­пашного боя, практиковавшиеся в России в пер­вой половине XX века. С профессиональной точки зрения анализируются особенности каждой из них, разбираются отдельные приемы. Рассматривается процесс создания системы, особенности конструи­рования, ее истоки и исходные элементы, а также дальнейшее развитие, совершенствование, практи­ческое использование и выросшие из нее школы.

Существенной частью темы является вопрос о преемственности, заимствовании, творческой пере­работке и влиянии более ранних систем на после­дующие как закономерном цикле постепенного, но постоянного совершенствования искусства ру­копашного боя, в котором, разумеется, присутство­вали не только достижения, но и неизбежные за­блуждения и неудачи.

Кроме того, я привожу биографии авторов, боль­шинство из которых прочно забыты, а об осталь­ных в прессе даются ошибочные, надуманные и да­же откровенно лживые сведения. И очень важным было по справедливости возвратить истории небла­годарно забытые имена и дела наших замечатель­ных старых специалистов рукопашного боя...

Материалы книги - результат моих более чем полувековых поисков, работы во многих, в том числе и закрытых, архивах (МВД, ФСБ, ГРУ), из­учения спецруководств для служебного пользова­ния и непосредственного общения с авторами или их лучшими учениками. Большинство мате­риалов обнародуется впервые. Строгую научно-документальную фактуру серии книг я старался сочетать с популярным, увлекательным изложени­ем, избегая официально-казенного стиля. На­сколько это удалось - судить читателям. Сокра­щенные, журнальные варианты некоторых глав были апробированы публикацией в периодичес-

ком издании «Боевые искусства планеты» и встре­чены с интересом.

В качестве иллюстраций использованы редкие фотографии и рисунки из моего архива, многие из которых еще не публиковались.

Когда в семидесятые годы готовилась к изданию моя книга о В. А. Спиридонове, то завредакцией, суровая дама старого советского закала, явно в ущерб содержанию, беспощадно кромсала руко­пись, максимально сокращая и безжалостно фор­мируя ее в обязательном тогда «железобетонном стиле». При этом не уставала упрекать меня, как в чем-то совершенно недопустимом и даже крими­нальном: «Вы хотите написать все, что знаете!!!»

А я, грешный, и сегодня очень хотел бы расска­зать обо всем, что успел познать за свои 77 лет. Слишком много еще неизвестных, но важных и интереснейших материалов у меня накопилось, и слишком мало времени остается для того, чтобы успеть их обнародовать...

Один известный искусствовед очень точно отме­тил, что старшие поколения, уходя, оставляют сво­их одиноких часовых. Таким вот часовым я сегод­ня себя и чувствую. Те, кто знал и тоже мог бы по­ведать «о делах минувших дней», давно лежат в могилах...

А наши славные мастера былых времен, которые еще много лет назад начинали прокладывать нелег­кие пути к высокому совершенству современного рукопашного боя, по-прежнему остаются в обидно неблагодарном, глухом забвении, все еще ожидая своей сильно припоздавшей очереди появиться, на­конец, не в засекреченных наставлениях «Только для служебного пользования», а на страницах об­щедоступных публикаций...

Вот почему я считаю: написать эту серию книг -моя прямая моральная обязанность. Современные поколения молодых специалистов должны узнать -и только лишь чистую правду! - о славных перво­проходцах - своих былых предшественниках!

Теперь остается только сказать несколько необхо­димых слов о классификации и терминологии, ис­пользуемых в данной книге.

Сразу же после первых журнальных публикаций мне позвонил старый знакомый, мастер спорта по самбо, опытный специалист рукопашного боя, за­щитивший на эту тему кандидатскую диссертацию, Б. П. Корякин. Он положительно отозвался о мо­ей работе, но вот в отношении нескольких терми­нов у нас с ним выявились некоторые расхожде­ния. И я благодарен ему за то, что он поднял этот существенный и актуальный вопрос. Ведь в данной области мы все еще не располагаем единой обще-

Принятой терминологией и классификацией. Хотя на этот счет и существуют различные предложения.

Мне представляются целесообразными следую­щие соображения. Разумеется, существует немалая разница между рукопашной схваткой солдат вою­ющих армий и дракой двух ревнивых обывателей или нападением грабителя на свою жертву и задер­жанием преступника милиционерами. Однако, при всем внешнем различии, каждый из подобных слу­чаев несет определенный признак, объединяющий их в единую общность. Это - непосредственное противоборство определенных людей. А поэтому, абстрагируясь от конкретных обстоятельств, кото­рые помешают увидеть всю картину в целом, име­ет смысл воспользоваться универсальным, «широ­коохватным» военным термином - «ближний бой». Понимая под этим любую схватку, при которой противников разделяет расстояние, не превышаю­щее дальности действия метательного холодного оружия или заменивших его подручных предметов.

В зависимости от того, ведут ли противники схватку в непосредственном соприкосновении друг с другом или разделены каким-то расстоянием, можно говорить о контактном или бесконтактном ближнем бое.

Наличие или отсутствие оружия или заменяю­щих его предметов определяют понятия вооружен­ного или безоружного ближнего боя. При этом во­оруженный бой охватывает противостояния как во­оруженному, так и безоружному врагу.

Как вооруженный, так и безоружный ближний бой может иметь характер единоборства или мас­сового боя, при котором с одной или с каждой из сторон участвуют двое или более бойцов.

Виды и принципы действия оружия или исполь­зуемых вместо него средств поражения позволяют классифицировать бесконтактный ближний бой следующим образом.

Огневой бой - использование огнестрельного оружия для стрельбы на близком расстоянии или даже в упор.

Метательный бой - поражение противника на расстоянии с помощью броска (метания) обычно­го или специально приспособленного холодного оружия (центрированный нож, острие которого специально утяжелено; нож с рукоятью-стабилиза­тором; нож с залитой в клинок ртутью; стреляю­щий нож; сюрикэн и т.д.), а также подручных предметов. В особом положении находится здесь специальное ручное метательное оружие - лук, ар­балет, праща и прочие, которые способны отпра­вить свой метательный снаряд на расстояние, суще­ственно превышающее дальность обычного броска

рукой. Как и в случае с огнестрельным, здесь дей­ствие специального метательного оружия имеется в виду только лишь в зоне ближнего боя. За ее пре­делами речь пойдет уже не о ближнем, а о дистан­ционном бое.

«Химический» бой - применение различного ро­да химических веществ для выведения противни­ка из строя с помощью газовых пистолетов и ре­вольверов, газовых баллончиков или простого об­ливания его лица кислотами и прочими едкими жидкостями.

Термический бой - использование подожженных бутылок с бензином («коктейль Молотова»), факе­ла, головни, кипятка и других обжигающе горячих жидкостей и предметов. При этом если «коктейль» по своему воздействию на человека имеет чисто термический характер, то по способу «доставки» его к противнику вполне может быть отнесен и к средствам метательного боя.

Использование в схватке животных, обычно спе­циально выдрессированных, как правило, собак, представит, своего рода, «биологический» бой. Ког­да-то кавалерийские лошади тоже помогали всадни­ку в бою, кусая и топча противников. А в наше вре­мя дельфины, обученные и снабженные прикреп­ленным к морде кинжалом, представляют для вра­жеских подводных пловцов смертельную опасность.

Последние научные достижения в области воен­ной техники в виде создания лазерных пистолетов, которые были задуманы как оружие для космонавтов в «звездных войнах», и вполне земно­го, ручного электронного оружия, пожалуй, уже позволяют говорить о почти виртуальном лазер­ном и электронном бое.

Вероятно, следует также упомянуть и о «психо­логическом бое», то есть воздействии на противни­ка гипнотическими методами и мимически-рече­выми средствами. Сюда же будет относиться и бо­евое использование так называемой «внутренней энергии», если считать подобное воздействие вооб­ще существующим.

Пожалуй, это все, что можно сказать о бескон­тактном ближнем бое.

Что же касается контактного ближнего боя, то к нему следует отнести рукопашный бой, в точном смысле этого термина, и фехтовальный бой - бой холодным оружием на расстоянии, позволяющем поразить противника, не выпуская оружия из рук (контакт оружия, в отличие от метательного боя). В зависимости от разновидностей используемого холодного оружия такой бой может принимать форму сабельного фехтовального боя, штыкового, боя ножом, кинжалом, тростью, дубинкой и т.п.

Логично отнести сюда же и бой с помощью под­ручных предметов (палка, лопата, молоток, стамес­ка и прочее), учитывая, что применение их в схват­ке довольно близко технике действия соответствую­щим холодным оружием.

И еще одну форму контактный бой приобрета­ет при использовании электрических средств пора­жения: электрошокер, «электрические перчатки» и прочее.

И, наконец, рукопашный бой - бой голыми ру­ками с безоружным или вооруженным противни­ком. Принятие этого термина именно с данным смысловым наполнением явилось бы возвратом к его первоначальному, исконному смыслу, который придавали этим словам наши далекие предки. Бой холодным оружием они называли «сеча», а схватку голыми руками - «рукопашная», «рукопашка», «борьба рукопашечная». Сейчас у нас, говоря о ру­копашном бое, частенько называют его самозащи­той. Это слово является калькой английского «5е1г*-с!егеп$е». В терминологическом смысле это не со­всем правильно. Так как приемы «самозащиты» предназначены не только для защиты, но и для на­падения. Вместе с тем, слово это настолько прочно вошло в широкий обиход, что иногда я тоже по­зволяю себе использовать его в своих работах. Ведь бесконечное повторение одного и того же выраже­ния «рукопашный бой» в стилистическом отноше­нии крайне нежелательно. Однако при этом все-та­ки стараюсь говорить «самозащита», «самооборо­на» только там, где сами авторы именовали так свою систему или где речь идет о бытовых потасов­ках и понятие «защита» наиболее соответствует ре­альному положению вещей.

В заключение необходимо отметить, что отдель­ные формы ближнего боя могут сочетаться между собой и переходить одна в другую.

Существует и еще один немаловажный вопрос: на какие виды можно подразделить ближний бой и особенно его рукопашную форму? Что именно должно послужить здесь критерием?

М. Колесников на страницах журнала «Кэмпо» утверждал, что виды рукопашного боя определяют­ся в зависимости от «профессионально решаемых ими задач». При этом перечислил!се четыре суще­ствующие, по его мнению, вида, именуя их поче­му-то стилями. А в их числе «спортивный стиль» и даже «оздоровительный» (вообще никакого контак­та с противником). Против того, что в любом слу­чае какие-то задачи решаются, не поспоришь. Толь­ко вот каким образом мальчишки из детских спортсекций или старички, исповедующие «оздоро­вительный бесконтактный стиль», умудряются ре-

В действительности вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в кото­рой он реализуется. Это позволяет выделить 7 ви­дов рукопашного боя:


  1. воинский (военный, армейский);

  2. полицейский (милицейский);

  3. спортивный;

  4. криминальный;

  5. бытовой;

  6. сценический;

  7. демонстрационный.
Чаще говорят не о «воинском», а об «армей­ском» виде рукопашного боя, но мне кажется, что такой термин менее точен, так как этот вид прак­тикуется не только в армии, но еще в десантных частях военно-воздушных сил и военно-морского флота, а также в пограничных войсках и войсках Министерства внутренних дел.

Технико-тактические особенности каждого из ви­дов рукопашного боя, естественно, имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести безупречно четкую грани­цу здесь едва ли возможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Однако степень опасности для противника приемов, доми­нирующих в любом из названных видов рукопаш­ного боя, выявляется вполне очевидно и продикто­вана тем вредом, который необходимо и достаточ­но причинить врагу.

Так, воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру, но в то же время являются как бы зеркальным отражени­ем друг друга. В военной схватке главное - уничто­жить врага или хотя бы надежно вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. А подчи­нение своей воле живого и, желательно, «неповреж­денного» противника - всего лишь частная, хотя и очень важная задача при взятии «языка». При ми­лицейской акции - обратная картина: главное - за­хват живого преступника и только в самых край­них случаях его травмирование или даже уничтоже­ние. Это, соответственно, и определяет особеннос­ти соотношения технического арсенала рукопашно­го боя милиции и вооруженных сил.

Криминальный бой - оружие преступного мира -не имеет, да и не может иметь того организован­но-выстроенного характера и единообразия, как во­инские, полицейские (милицейские) или спортив­ные системы, хотя и использует некоторые их при­емы. Чаще всего наиболее простые и «испорчен­ные», то есть утратившие технически правильный

Рисунок и немаловажные детали. Обычно источни­ками подобных «познаний» служат телеэкран или наставления таких же «знающих» приятелей. Впро­чем, за последние десять демократических лет в криминалитет было «выдавлено» и немало клас­сных военных, милицейских и спортивных специ­алистов рукопашного боя. Здесь уже свой и доста­точно высокий уровень.

Кроме упомянутых приемов «общего употребле­ния», уголовники располагают также рядом соб­ственных специфических и нередко действенных приемов, перенимаемых в «тюремной академии».

В спортивном рукопашном бою обычно исполь­зуется лишь определенный круг приемов (только броски и болевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т.д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьез­ные травмы спортсменов. И даже рекламно-коммер-ческие «бои без правил» в действительности имеют пусть куцые, но, тем не менее, правила, запрещаю­щие выдавливать глаза, бить "по половым органам, использовать пальцевые удушения и прочие.

Сейчас можно услышать разговоры об устрой­стве коммерческих боев, в которых действительно не будет никаких запретов. В этом не слишком от­радном случае придется предусмотреть еще один вид рукопашного боя - «гладиаторский».

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота бо­евых средств и столь же крайняя их неравноцен­ность. Начиная с беспорядочного обмена неточны­ми кулачными ударами и пинками до попыток ис­пользовать увиденные где-то настоящие боевые приемы. Но чаще всего повторяется лишь внеш­ний рисунок «подсмотренного» приема, потеряв­шего большую часть своей эффективности. Так, ап­перкот может наноситься только усилием бьющей руки, без включения веса корпуса. Попытки улич­ных драчунов наносить каратистские удары ногой, особенно «верхние», замедленны, искажены и зача­стую представляют большую опасность для нанося­щего их, чем для противника. Чистое исполнение приемов можно отметить только тогда, когда в бы­товой бой вмешивается боец, подготовленный по какой-либо определенной системе. Нередко быто­вая схватка принимает характер неумелой силовой борьбы, с целью свалить противника и, прижимая к земле, наносить удары.

Сценический рукопашный бой - имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки или в кинематографе. Используя общие характер­ные черты приемов определенной эпохи и стиля, имеет задачей не только воссоздать специфическое впечатление лихих и ярких схваток того времени,

но, главное, передать определенные нюансы режис­серского замысла. Так, сценический бой предостав­ляет отличную возможность показать мастерство, отвагу и высокое благородство или, наоборот, под­лое коварство сражающихся персонажей.

Близким «родственником» сценического руко­пашного боя является демонстрационный руко­пашный бой - заранее оговоренный и отрепетиро­ванный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором приемы не доводят­ся до своего критического предела, грозящего трав­мой. Это как бы эстрадное проявление воинской, полицейской или спортивной системы, не имею­щее ее боевых или спортивных задач, как и своих собственных технико-стилистических особенностей, а демонстрирующее особенности одной из трех упомянутых систем. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

В заключение приходится коснуться еще одного существенного вопроса терминологии боевой тех­ники. Сейчас утвердилась практика недифференци­рованного наименования болевых приемов. Любой их них перекрывается стандартным термином «ры­чаг». Нечто похожее уже существовало у нас в тридцатых годах, когда все болевые приемы имено­вались японским термином «гяку».

Мне кажется, что имеет смысл возвратиться к той терминологической системе, которую создавал В. А. Спиридонов. Он не «сваливал» болевые в од­ну общую кучу, а классифицировал в зависимости от характера воздействия на сустав.

Чрезмерное сгибание сустава в направлении есте­ственного сгиба он назвал «дожимом». Выкручива­ние сустава - «вывертом». Перегибание сустава про­тив естественного сгиба получило название «ры­чаг». При этом, в зависимости от направленности давления на сустав, Виктор Афанасьевич различал «рычаги вверх» и «рычаги вниз». 1

В отличие от практикуемой ныне, спиридонов-ская терминология дает максимум информации о болевом приеме, достаточно точно и понятно ха­рактеризуя его." В то время как принятая сейчас вполне способна дезориентировать недостаточно знающего читателя. Так, например, под термином «рычаг кисти» могут «скрываться» три совершенно различных болевых приема: рычаг, дожим и выверт кисти, да еще с несколькими своими вариантами. Вот почему я отдаю предпочтение старой спиридо-новской терминологии и именно ее использую в настоящей книге.;