Ньяса буквально означает прикладывать. В процессе данного обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньяса обычно используется в тантрических ритуалах и перед некоторыми пранаямами в практике . Посредством совершения ньяса садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует достаточное количество ньяса, которые различаются в зависимости от характера и цели поклонения. К примеру, это, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Также существуют различные вариации выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние — бахья-ньясы, и внутренние — антар-ньясы.
Основные ньясы:
- Риши-ньяса . Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:
Риши — это мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши является основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.
Чханда - все инструменты (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.
Девата - Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому ньяса совершается на сердце.
Биджа - квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).
Шакти - энергия, элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.
Килака — это то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Бывает, что этот элемент отсутсвует.
Винийога — руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.
- Кара-ньяса — это ньяса рук, в которой активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. К примеру, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони — по внутренней стороне левой и наоборот. Считается также, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет. Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава — Ом):
a~NguShTAbhyAM namaH - соединяя большие пальцы
tarjanIbhyAM namaH - соединяя указательные пальцы
madhyamAbhyAM namaH - соединяя средние пальцы
anAmikAbhyAM namaH - сединяя безымянные пальцы
kaniShThikAbyAM namaH - соединяя мизинцы
karatala karapR^iShThAbhyAM namaH - соединяя ладони (с двух сторон)
- Хридая-ньяса, или анга-ньяса — это ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Данная ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. "Хри" — сердце, "дайя" — милость, сострадание, самопожертвование.
Ньяса должна выполняться следующим образом:
— правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой "hRidayAya namaH";
— внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой "shirase svAhA". При этом большой палец загнут во внутрь ладони;
— большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой "shikhAyai vashaT", остальные пальцы руки coгнуты в кулак.
— с мантрой "kavacAya huM" коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы — левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское — то наоборот.
— коснуться пальцами трех глаз: левого — безымянным, правого — указательным, третьего глаза — средним, с мантрой "netratrayAya vauShaT". Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз — Кали, правый — Сарасвати, третий — Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же — Тригунатмика шакти.
— cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный — вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой "astrAya phaT". Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.
В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Как правило, во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.
НЬЯСА ЙОГА.
1. Ньяса ускоряет процессы йоги.
2. Ньяса позволяет снять болевые ощущения и ощущения дискомфорта от других йог.
3. Ньяса позволяет сконцентрировать свое сознание на внутренних переживаниях.
4. Человек, принимающий Ньясу, погружается в свой внутренний мир ощущений. Благодаря этому эффективность йоги возрастает в десятки раз.
5. Когда человек концентрируется на Ньясе, он забывает про все внешние раздражители. И степень восприятия внутреннего мира возрастает в несколько раз. Сознание при этом достигает повышенной степени устойчивости (перестает метаться).
6. Человек, который делает Ньясу, выстраивает ассоциативные цепочки между своим телом и телом того, кому он делает.
7. Человек при этом как в зеркале ощущает свое тело в теле другого.
8. Ньяса должна делаться в тех местах тела, в которых чувствуется напряжение у того, кто делает.
9. Положительные эффекты от Ньясы.
Для тех, кто делает Ньясу:
1. Проработка своих энергетических каналов через зеркальное отражение в другом человеке.
2. Увеличение чувствительности человека.
3. Снятие кармических блоков, через возможность помочь другому.
4. Расширение ареала чувствительности. Начинаете чувствовать тело другого человека, как свое собственное.
5. Возникает способность читать умонастроение всех, кто входит в ареал вашей чувствительности.
6. Появляется способность читать мысли других людей.
7. Открывается способность лечить.
Для тех, кто получает Ньясу:
1. Увеличивается степень концентрации на выполняемом упражнении.
2. Снятие нервозных блоков.
3. Возможность доступа в свое подсознание.
4. Возможность чистки кармических загрязнений на тонком уровне.
10. Ньяса-йога та наука, которой можно научиться, но нельзя научить.
11. Ньясы бывают трех степеней активности:
Обычная (касаемся рукой достаточно сильно);
- тонкая (едва дотрагиваемся) ;
Тончайшая (не дотрагиваемся).
12. Поверхность человеческого тела делится на 2 группы:
Сверхчувствительная ;
Нечувствительная.
В зависимости от того, работаем ли мы с первой группой или со второй, мы применяем разные подходы в Ньясе. Если работаем с нечувствительной областью, Ньяса выполняется от грубого к тонкому. Если работаем со сверхчувствительной областью, работаем от тончайшего к грубому.
Ньяса постигается лишь с помощью практики. Чем больше попыток выполнить Ньясу вы будете делать, тем более чувствительными вы станете, и тем больший результат вы будете получать. Поэтому необходима регулярная практика.
По мере практики Ньясы развивается чувствительность, появляется способность ощущать различные спектры энергий и различные каналы, протекающие через пальцы и ладони рук.
По мере того, как приходит это знание, пальцы рук сами собой начнут складываться в энергетические жесты – мудры, замыкая и перераспределяя при этом потоки энергий, как в ладонях, так и внутри тела, а так же в телах других живых существ, входящих в ареал вашей чувствительности.
Слово ньяса означает "прикладывать". В процессе этого обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньясы очень часто используются в тантрических ритуалах, а кроме этого - перед некоторыми пранаямами. Посредством совершения ньяс садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует множество ньяс, они различаются в зависимости от характера и глубины поклонения. Например, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Кроме того, есть различные порядки выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние - бахья-ньясы, и внутренние - антар-ньясы.
Основные ньясы:
Риши-ньяса
Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:Риши - мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши есть основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.
Чханда - полностью в целом все механизмы (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.
Девата - Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому его ньяса совершается на сердце.
Биджа - квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).
Шакти - элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.
Килака - то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Иногда этот элемент отсутсвует.
Винийога - руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.
Кара-ньяса
Кара-ньяса - ньяса рук, в ней активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. Например, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони - по внутренней стороне левой и наоборот.
Считается, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет.
Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава - Ом):
aṅguṣṭābhyāṃ namaḥ - соединяя большие пальцы
tarjanībhyāṃ namaḥ - соединяя указательные пальцы
madhyamābhyāṃ namaḥ - соединяя средние пальцы
anāmikābhyāṃ namaḥ - сединяя безымянные пальцы
kaniṣṭhikābyāṃ namaḥ - соединяя мизинцы
karatala karapṛṣṭhābhyāṃ namaḥ - соединяя ладони (с двух сторон)
Хридая-ньяса
Хридая-ньяса, или анга-ньяса - ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Эта ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. "Хри" - сердце, "дайя" - милость, сострадание, самопожертвование.
Ньяса выполняется следующим образом:
- правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой "hṛdayāya namaḥ";Внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой "śirase svāhā". При этом большой палец загнут во внутрь ладони;
Большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой "śikhāyai vaśaṭ", остальные пальцы руки coгнуты в кулак.
С мантрой "kavacāya huṃ" коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы - левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское - то наоборот.
Коснуться пальцами трех глаз: левого - безымянным, правого - указательным, третьего глаза - средним, с мантрой "netratrayāya vauṣaṭ". Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз - Кали, правый - Сарасвати, третий - Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же - Тригунатмика шакти.
Cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный - вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой "astrāya phaṭ". Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.
В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Обычно во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.
Ньяса - традиционная йога-нидра
Слово ньяса означает «помещать». Это практика, в которой специальные мантры «помещают» и ощущают в различных частях тела. Это традиционная форма йога-нидры, которую в течение столетий использовали йоги и которую до сих пор практикуют почти все индуисты.
Ньяса описана в различных традиционных текстах йоги, например Брихад Йога Ягьявалкья Смрити и Йогатаравали, а также во многих текстах Упанишад и Тантры. Текст Арунейи Упанишада (стих 5) рекомендует всем странствующим санньясинам всегда практиковать ньясу - петь АУМ и мысленно помещать его в различные части тела. В тексте Маханирвана Тантра описаны более специфические и ритуальные формы ньясы, в том числе следующие:
Матрика ньяса, в которой садхака помещает в различные части своего физического тела буквы санскрита (матрики) при одновременном пении соответствующего звука.
Хридаяди саданга ньяса буквально означает помещение рук на шесть разных частей тела (саданга), начиная с сердца (хридайя). При этом следующим образом поются конкретные мантры: при прикосновении к сердцу - намах; при прикосновении к голове - сваха; при макушечном замке - васат, и так далее.
Кара ньяса, в которой мантры помещают в пальцы и ладони и поют их. (Заметьте: большинство форм йога-нидры, которым мы учим, включают в себя этот тип ньясы, но без мантр.)
Вьяпака ньяса, всепроникающая ньяса. Хорошо известная практика называется ангвиньяса (ньяса различных конечностей тела). Она описана в различных традиционных текстах, включая Дурга Сапташати. Почти все индуистское поклонение - будь то Кали, Дурге, Шиве или Сарасвати, начинается с этого вида ньясы. Практикующие поют специфические мантры и ассоциируют их с различными частями тела. Практика происходит следующим образом с использованием специальной мантры для каждой части тела:
Мизинец - Аум Канненстха Абхьям Намахе
Указательный палец - Аум Анамикастха Абхьям Намахе
Средний палец - Аум Мадхьяма Абхьям Намахе
Безымянный палец - Аум Тарджаним Абхьям Намахе
Большой палец - Аум Ангуштха Абхьям Намахе.
Этот ритуал оказывает далеко идущее благотворное действие. Он предназначен для вызывания пратьяхары при подготовке к дхаране.
Все эти методы ньясы являются очень мощными. Они могут быть либо внешними (бахир), когда практикующий физически касается частей тела, либо внутренними, когда мантра и осознание мысленно помещаются в соответствующую часть. Используется большой набор мантр, в том числе АУМ, ПХАТ, ХРИМ, КРИМ, Гайятри и так далее. Могут использоваться и семенные (биджу) мантры чакр - ЛАМ, ВАМ, РАМ и т.д. - с круговым движением осознания через шесть чакр. Скандирование мантры и круговое движение осознания гармонизуют нервную систему, уравновешивают потоки праны и делают ум сосредоточенным в одной точке. Каждая часть тела последовательно заряжается энергией мантр. Все тело и ум очищаются и готовятся для медитации.
Свами Сатьянанда адаптировал йога-нидру из традиционных практик ньясы для нужд современного человека. Он исключил мантры, чтобы йога-нидру могли практиковать все люди, независимо от религии, языка и традиции. Хотя и лишившись мантр, йога-нидра тщательно разработана так, что сохраняет свою способность преобразовывать личность и восприимчивость практикующего. Акцент перенесен с произнесения мантр (ньяса) на круговое перемещение осознания (йога-нидра). Однако, при необходимости, в ходе йога-нидры можно произносить в каждом центре тела такие мантры, как АУМ или мантра гуру. Оба метода - и ньяса, и йога-нидра - имеют свои преимущества. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем снова ввести практику ньясы с мантрами и распространять их в широком масштабе. Это будет дополнять существующую широко распространенную практику йога-нидры.
В своей жизни человек совсем не отдаёт отчёт тому, насколько важны для него тактильные ощущения и насколько это важно для его гармоничного развития, поскольку это одновременное влияние на тело, психику и сознание человека, его "Я". Более того, именно прикосновения помогают человеку установить связь с окружающим миром, лучше понять его. Однако наш ум силён настолько, что заставляет нас забывать об этом, уводя все эти важные ощущения на второй план.
Пребывая полностью в мыслях своего беспокойного ума, человек забывает полностью обо всём, включая самого себя. Он перестаёт ощущать своё тело, не слышит того, что оно пытается сказать.
Не раз проводили с древних времён эксперименты, когда маленьких детей не гладили и вообще старались к ним не прикасаться. Многие из них умерли, дожив только до подросткового возраста.
На самом деле тактильные ощущения означают для каждого из нас гораздо больше, чем нам кажется. С помощью них мы познаём, общаемся, выражаем свои чувства и эмоции. Отсутствие прикосновений в детстве со стороны родителей делает человека замкнутым, отчуждённым. Ему кажется, что он один в этом мире, что мир враждебен по отношению к нему. Это всё может привести к проявлению в отклонении психики человек, а затем отразиться на физическом плане в виде болезней. Такие люди глубоко несчастны по своей природе, так как недополучили любовь через прикосновение родных и близких. А это значит, что их сердечная чакра закрыта, что приводит к застою энергии и болезням.
Напротив, частые прикосновения, вызывающие у нас приятные ощущения и положительные эмоции, способствуют раскрытию сердечной чакры. В результате этого человек бодр, здоров и радостен.
Существует множество видов йоги, но среди всех них выделяется одна — ньяса-йога, что в переводе означает связь через прикосновение. Ей в настоящее время мало кто учит, чаще в неполном объёме. На самом деле это долгий процесс обучения: около 10 лет. Но именно ньяса-йога усиливает действие всех остальных видов йоги.
Для её изучения требуется преподаватель и круг единомышленников, которые помогут глубже проникнуть в ёё сущность.
Наиболее часто она встречается в тантра-йоге, йоге союза и йоге влюблённости. Более того, некоторые виды практики просто немыслимы без ньяса-йоги. Возможность применить ньяса-йогу есть всегда, будь то хатха-йога, крийя-йога или раджа-йога, медитация и визуализация.
Она помогает нашему гармоничному существованию со Вселенной, позволяет сбалансировать чувства и разум, поскольку человек начинает прислушиваться к внутренним ощущениям, отклику, идущему из глубины его души, а также тому, что отвечают ему на это прикосновение.
Таким образом, ньяса-йога — это глубинный способ общения, поскольку словами все ощущения передать просто невозможно. Практикуя данный вид йоги, человек начинает лучше понимать не только себя, но и окружающих людей, что способствует улучшению взаимоотношений в жизни, работе, быту. Постепенно уходят те внутренние блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Недаром, даже обычный массаж является отличным средством оздоровления человека.
Но это ещё не всё в телесных прикосновениях. Есть более глубокие связи, о которых мало кто подозревает. Каждую часть тела человека можно соотнести с определённым Божеством. Прикасаясь к той или иной части, мы прикасаемся к этому Божеству. Так, например, правая сторона подбородка связана с Божеством Речи. Прикасаясь к телу, мы общаемся с Богами, а потому прикосновения к телу должны стать ещё и способом поклонения.
Существует несколько видов ньяса-йоги:
- Риши — включает в себя касания с произнесением мантр.
- Матрика — форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита,
- Шаданга — используются биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритского алфавита.
- Кара — активизация кончиков пальцев рук и ладоней.
Такая ньяса проводится перед выполнением какого-либо ритуала, хотя и сама является самостоятельным ритуалом. Прикасаясь к телу, произнося при этом мантры, соответствующие этой части тела, человек может разрушать болезни. В данном случае мантра усиливает действие прикосновения.
Одним из самых известных и простых видов ньясы является христианский крест, защищающий тело человека. Ещё одним из видов ньясы, о котором мало кто догадывается, является русская баня с её знаменитыми вениками. Она помогает нам поддерживать своё тело здоровым, а дух бодрым.
Практика ньясы должна стать нашим образом жизни и тогда она станет отличным средством избавления от страданий, достижения гармонии души и тела, гармонии со Вселенной.