Впервые олимпийские игры. Древние олимпийские игры

“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”

Пиндар

Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество.
Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображенния на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ.
Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ.
Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей.
Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифологию. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение “прометеев огонь” означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.
Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией “избранного” мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса... Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге.

C наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.

Легенды, связанные возникновением Олимпийских игр:

* Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.
Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

* Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
* Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотноного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.
Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войск и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.
* По неоспоримым приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"
Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.
Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.
Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.
* Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.
Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Рассказ об Олимпийских играх поможет написать сочинения и подготовиться к уроку.

История Олимпийских игр для младших школьников

Древнейшими и самыми знаменитыми из спортивных соревнований являются Олимпийские игры, которые проводились в честь бога Зевса каждые 4 года в священном греческом городе Олимпия.

Первые известные нам игры состоялись в 776 до н.э. и тогда же текст договора о правилах состязаний был записан на бронзовом диске.

В Играх могли принимать участие только греки, варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. Замужним женщинам, за исключением жрицы богини Деметры , запрещалось появляться на празднике под страхом смерти.

С началом Игр во всех греческих государствах начиналось священное перемирие, длившееся 2 месяца, во время проведения которого прекращались все военные действия; область Олимпии становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр. Для тренировок отводилось 10 месяцев. Сами Игры длились 5 дней. В 1-й день приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, проходили жертвоприношения богам. Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й день – состязания мужчин, в 4-й – конные состязания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящён торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем Олимпийских игр считался Коронбос (или Кореб)(776 до н.э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,21м).

С 720 года до н.э. атлеты, до этого выступавшие в набедренных повязках, состязались обнажёнными. Греки высоко ценили победителей олимпиад. Победителю судьи вручали пальмовую ветвь. Имя победителя, имя его отца и отечество объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Кроме того, атлеты награждались венками из ветвей оливкового дерева, по преданию, посаженного самим Гераклом, и им позволялось поставить в Олимпии свою статую.

В 4 веке до н.э. историк Тимей предложил вести летоисчисление по Олимпиадам, от одной Олимпиады до другой.

Игры считались священными и посвящались языческим богам; поэтому когда Римская империя, в которую входила и Греция, стала христианской страной, они были запрещены. В апреле 1896 года в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. Инициатором возрождения Олимпийских игр был Пьер де Кубертен.

Теперь Вы знаете как рассказать детям об Олимпийских играх, чтобы донести только главную информацию.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
СОДЕРЖАНИЕ.

2. Раскопки Олимпии.

3. Возрождение Олимпийских игр современности.

4. Олимпийская хартия.

4.1. Олимпийский символ.

4.2. Олимпийский девиз.

4.3. Олимпийский флаг.

4.4. Олимпийский огонь.

4.5. Олимпийская клятва.

4.6. Олимпийская эмблема.

4.7. Олимпийские награды.

4.8. Олимпийский гимн.

5. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры, Олимпиада.

6.Международный олимпийский комитет (МОК).

6.1. Президенты МОК.

6.2. Представители МОК в нашей стране.

7. Олимпийские комитеты в нашей стране.

Программа Олимпийских игр.

Зимние Олимпийские игры.

Россия у истоков современного олимпийского движения.

Игры первых трёх Олимпиад современности.

Россия на Играх IV и V Олимпиад.

Российские Олимпиады.

Игры без нас.

Игры XV Олимпиады (Хельсинки, 1952 год).

16. Игры XXII Олимпиады (Москва, 1980 год).

17.Олимпийским играм - 100 лет.

18.Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх XX века.

19.Ставропольские спортсмены – участники Олимпийских игр.

20.Представители Ставрополья на Олимпиадах.

21. Ода спорту.

Литература.


1. Древнегреческие Олимпийские игры.

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).

Из гимнастических агонов (агон - состязание, турнир, праздник) большой популярностью пользовались Немейские игры (в Арголиде), Истмийские игры (на Коринфском перешейке), Пифийские игры (в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах). Однако из всех игр, проводимых в Древней Греции, наибольшее значение имели Олимпийские игры.

Проблемы возникновения и развития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран.

Происхождение и развитие Олимпийских игр обусловлено экономическими, политическими, военными и культурными предпосылками, которые формировались в Древней Греции, в период распада родовых отношений и созревания классового рабовладельческого общества.

С развитием рабовладельческих отношений происходили перемены и в культурной жизни Греции. Устанавлива­лись более тесные связи между племенами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других божествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древние агоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, было выгравировано имя первого олимпийского победителя - Корэба, повара из Элиды.

Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже XXVIII Игры. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопоннесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. Олимпийский праздник, в котором поначалу участвовали лишь атлеты двух городов Элиды - Писы и Элиса, отмечался в "священном месяце", начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния через каждые 1417 дней, т.е. Олимпийские игры проходили один раз в четыре года. Периоды между Играми назывались Олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), панкратионе, кулачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде.

В период с VII до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого про­исхождения («варвары», как их называли греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Руководили Играми судьи-распорядители (элланодики). В ранний период Игры проходили в один день, в период расцвета (VI-IV вв. до н.э.) - в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались большой славой, уважением, почестями. В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники. Призом олимпионика служил венок, срезанный с оливкового куста, отмеченного оракулом. Затем следовали подарки от проводящих Олимпийские игры и от зрителей. От родного города олимпионик получал солидное денежное вознаграждение.

Но гораздо важнее были почести герою. Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали памятники, чеканили монеты с его изображением. А иногда, после смерти, некоторых обожествляли и сооружали им храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.

На Олимпийские празднества собиралось до 45 - 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей древнего мира, которые наиболее точно соответствовали современному термину "гармоничный человек". Пифагор, теорему которого учат в школе по сей день, был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом. Отец медицины - древнегреческий врач Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колес­ницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также известные философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.

Игры неоднократно посещали Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.

В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению полисов (городов-государств). За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия), прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философскими системами, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры выполняли важную роль во «внешкольном» образовании и воспитании населения.

Олимпиады не прерывались и после того, как в 146 г. до н.э. греческие земли были подчинены Риму. Правда, завоеватели разруши­ли священную традицию, по которой в Олимпийских играх могли участвовать только жители Греции.

Римляне включили в Игры Олимпиад цирковые представления - бои гладиаторов, которые дрались до смерти. Жестокий интерес у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов со львами, тиграми, быками. Но все это, конечно, уже не имело никакого отношения к спорту и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались греками раньше.

Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и за­претил специальным указом их дальнейшее проведение.

Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.

После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом.


2.Раскопки Олимпии.

Что касается раскопок Олимпии, то эта мечта вынашивалась веками. Французский палеограф Бернард Монфокон (1655-1741) писал в 1723г.: «Несомненно, олимпийская земля насыщена бесчисленными памятниками. И никто не раскапывал эту местность». О раскопках Олимпии мечтал знаменитый немецкий учёный Йоган Винкельман (1717-1768) – один из крупнейших в мировой историографии специалистов по античному искусству. Его трагическая смерть связана с попыткой добраться до Олимпии и начать её раскопки.

В 1766 году обнаружили руины сооружений Олимпии английские археологи, в 1829 году – французские. Осуществить мечту не одного поколения учёных о раскопках в Олимпии удалось лишь немецкому археологу Эрнсту Курциусу (1814-1896). Как и его знаменитый соотечественник, Генрих Шлиман, с детства мечтавший найти и раскопать Трою, Курциус шёл к своей цели долго и упорно. Посетив Олимпию в 23 года, он загорелся мечтой открыть тайны этого славного города. Свой доклад «Олимпия», прочитанный в 1852г. в Берлине, он закончил призывом извлечь на свет сокровища, таящиеся под илом Алфея. Однако прошло еще 23 года, прежде чем Курциус смог приступить к осуществлению своей мечты. В октябре 1875 года на земле древней Олимпии раздались первые удары археологических молотков. Раскопки продолжались шесть лет и превзошли все ожидания. Курциус к тому времени стал преподавателем университета. В 1887г. Э.Курциус с соавторами издал 3-томный труд, посвященный результатам раскопок, и мир узнал о неизвестных доселе подробностях Олимпиад. Несомненно, это сыграло определённую роль в повышении интереса к древним Олимпийским играм, в популяризации олимпийской идеи.

Первые Олимпийские игры современности проходили в греческом городе Афины в период с 6 по 15 апреля 1896 года.

Решение о проведении Первых Олимпийских игр

23 июня 1894 год, город Париж, университет Сорбонна - проведен 1 конгресс Международного олимпийского комитета (МОК). инициировал мероприятие с целью объявить о проекте возрождения Древнегреческих Олимпийских игр. По предложению литератора и переводчика Деметриуса Викеласа (который впоследствии стал Первым президентом МОК) было принято решение о проведении новых Олимпийских Игр в городе Афины (Греция). По замыслу организаторов Олимпиады, такое решение свидетельствовало бы о преемственности Олимпийских игр современности традиций Древней Греции и, к тому же, в городе был единственный большой стадион на всю Европу. К сожалению, от идеи провести Игры в г. Олимпии пришлось отказаться в связи с огромными затратами на реконструкцию стадиона.

Церемония открытия Первых Олимпийских игр

В пасхальный понедельник христианства (католицизма, православия и протестантизма) и, к тому же, в День независимости Греции, 6 апреля 1896 года состоялась церемония открытия Первых летних Олимпийских игр современности. В день торжественного начала состязаний на стадионе в Афинах присутствовало больше 80 тыс. зрителей. Церемонию посетила и королевская семья Греции. Король Георг I с трибуны торжественно объявил Первые международные Олимпийские игры в городе Афины открытыми.

С этого дня зародились первые олимпийские традиции: глава государства, где проходят соревнования, открывает Игры, на церемонии игр звучит Олимпийский гимн. Правда, таких традиции Олимпиады, как церемония зажжения огня, парад стран-участниц, произнесение клятвы еще не были установлены.

Участники Первых Олимпийских игр

В первых олимпийских соревнованиях приняли участие более двухсот сорока спортсменов-мужчин. Было разыграно сорок три комплекта олимпийских медалей в таких олимпийских видах спорта: борьба, лёгкая атлетика, велоспорт, плавание, стрельба, спортивная гимнастика, теннис, фехтование, тяжёлая атлетика.

По данным МОК, в Первой Олимпиаде современности участвовали представители четырнадцати стран, своих спортсменов делегировали: Австралия, Болгария, Австрия, Великобритания, Германия, Венгрия, Греция, Кипр, Египет, Измир, Италия, Дания, США, Чили, Франция, Швеция и Швейцария.

Было заложено еще в 1896 году. С самого начала игры проводились как летом, так и зимой одного года. Как проходят современные Олимпийские игры, мы рассмотрим в этой статье.

Уже в ХХ веке разрыв между зимними и летними играми составил два года. раньше проходили в Олимпии и имели огромное значение для местных жителей. Ранее в играх было только одно состязание - бег на короткую дистанцию. Чуть позже стали проводить соревнования по за лошадьми и бегу в полном обмундировании. В играх могли принимать участие только местные жители и средиземноморские гости. Как проходят современные Олимпийские игры сегодня, мы все прекрасно знаем: в соревнованиях принимают участие спортсмены со всего мира.

Игры Олимпиады проводятся каждый раз в новом месте. Выбирается определенная страна, город и все спортсмены едут на соревнования именно туда. Бывают случаи, когда соревнования проводятся повторно в определенных странах, например в Греции. Так как именно в Греции и зародились такие соревнования, через определенный период там повторно проводится олимпиада. Афины - сказочная поэтому местные жители с гордостью и достоинством проводят Олимпийские игры, начиная с 1896 года (именно здесь прошли первые соревнования).

Как проходят современные Олимпийские игры, известно всем зрителям, но они должны знать одно - нынешняя версия сильно отличается от прошлой. На сегодня самым захватывающим и крупным в мире являются Олимпийские игры. Программы постоянно изменяются, совершенствуются и в основном состоят из двадцати и более различных видов спорта. Как правило, на соревнованиях устанавливаются личные рекорды и достижения. Очень редко оценивается потенциал определенной команды, в основном каждый сам за себя. Оцениваются игры тремя медалями: золотая, серебряная и бронзовая.

Что касается сравнительной характеристики игр, то раньше участие принимали только греки и средиземноморские гости, а сейчас - все хорошо зарекомендовавшие себя спортсмены со всего мира. Сегодня женщины соревнуются наравне с мужчинами и имеют право бороться за в Греции же такое было просто невозможно. На Олимпийских играх спортсмены борются за награды, честь своей страны, показывая свои физические способности, а в древние времена награждались даже за духовные возможности. В наши дни считается соревнованием, в прошлом же такого не было. Когда в Олимпии проводились игры, все военные действия прекращались, все время посвящалось соревнованиям. Как и ранее, игры проводятся раз в четыре года, но перерыв между летними и зимними играми составляет два года.

Как проходят современные Олимпийские игры, у каждого есть возможность посмотреть по телевизору, прочитать о результатах в газете. Побывать в стране, которая их проводит, - мечта каждого поклонника спорта. Нам повезло больше, так как в Греции об играх знали почти все, но только некоторые могли туда попасть, сейчас же двери Олимпийских игр открыты всем желающим зрителям!