10 футболистов которые плохо учились школе. Школьные годы Игоря Акинфеева: будущий супергерой сидел на галерке и читал на уроках "Советский спорт"

Братья Комбаровы в школе пользовались «служебным положением». В их случае - сходством близнецов. Кстати, не они одни - Березуцкие тоже извлекали из почти полной идентичности выгоду. Когда учительница вызывала к доске на физике или математике Васю, шёл Лёша. Отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись. Прекрасно понимая, что это на самом деле Лёша, а не Вася.

Похожие трюки проделывали и Комбаровы. Вот фрагмент из их интервью корреспонденту «Чемпионата» Денису Целых .

– Что вам приходилось делать вместо друг друга? Допустим, ходить на свидания?

К.К.: На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе.

– Успешно?

К.К.: Да, на четвёрку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошёл вместо меня сдавать экзамен.

– И никто не заметил подвоха?

К.К.: Нет, всё прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали.

Не боится признаться: прогулы имели место в его биографии.

Я с ужасом вспоминаю все эти ранние подъёмы, вечные мольбы: «Мам, ну не хочу в школу, отстань!», - рассказывал голкипер красно-белых. - Иногда и прогуливал, скрывать не буду.

- Ради футбола или просто так?
- Просто так. Футбол тут ни при чём. Но не делайте из меня разгильдяя, я редко пропускал уроки! Но иногда уж больно хотелось поспать…

- Какие предметы не любили особенно?
- Алгебру, геометрию, физику… Тяжёлые для меня науки. Я больше гуманитарий.

- Зато сейчас отлично геометрически складываетесь в воротах. Под любым углом мячи отбиваете.
- Не мне оценивать, но, может, геометрия и помогла в чём-то.

- У вас в школе был такой же харизматичный преподаватель, как Карпин?
- Да! Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: «Моя указка-меч - твоя голова с плеч». Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место.

Так формально и Карпин порой придерживается этого принципа: несколько неудачных матчей, и всё, «голова с плеч», прощай, место в основе.
- Вот именно! Потому и говорю, что чем-то Карпин и мой физик похожи.

О физике есть что сказать и Сергею Паршивлюку . Правда, совсем в другом ключе.

Химия и физика - не моё. Геометрия тоже шла тяжело. Математика - более-менее. Зато русский язык давался легко. Писал без ошибок.

До 5-го класса учился в обычной общеобразовательной школе, а с 6-го перешёл в специализированный класс «В» школы №1036 при СДЮШОР «Спартак». Она находится неподалёку от ледового дворца в Сокольниках, и в принципе это тоже обычная школа, но именно «В» классы были отведены под спортсменов. Кстати, там же учились и Дзюба , и Шишкин , и Ребко … Да почти все выпускники спартаковской футбольной школы. Естественно, все старались получать общее образование, но упор всё же больше делался уже на футбол.

- Прогуливали уроки?
- Не буду скрывать - прогуливали (улыбается) . Мы же были одной командой и всё старались делать вместе. Если решали прогулять, то участвовали в этом все.

- Кто был вашим любимым учителем?
- Всегда с теплотой вспоминаю нашего классного руководителя Людмилу Фёдоровну.

- 1 сентября было для вас особенным днём?
- Да. В этот день становилось окончательно ясно, что каникулы, к сожалению, закончились…

“Как ударю старшеклассника по заднице…”

Защитник “Локомотива” Виталий Денисов . Правда, самостоятельного и зарабатывающего огромные деньги. Тем интереснее понять, каким он был в школе.

- Вы вообще любили школу, Виталий?
- Помню, перед первым в жизни уроком энтузиазма у меня было море! Новые знания, друзья, впечатления… - вспоминал в интервью «Чемпионату» Денисов. - Но прошло какое-то время, я поварился в этом котле и многое стал воспринимать по-другому (смеётся) . Мне быстро перехотелось ходить в школу.

В точных науках никогда не был силён. Физика, химия – это не для меня. Зато я “отыгрывался” на языках. Узбекский, английский, французский – все мне давались довольно просто. Даже не знаю, почему. Хотя вот французский я сейчас немного подзабыл.

- То есть, переводчиком в “Локомотив” уже тогда бы спокойно устроились?
- Ну, так далеко забегать не надо… Переводчик, еще и в “Локомотиве” – это огромная ответственность. Но иностранные языки мне правда в школе очень нравились.

- Часто прогуливали уроки?
- Нет! Я был честным. Если не сделал домашнее задание, что-то не выучил, не понимал – приходилось просто краснеть перед учителем. Но историй в духе “О нет, меня отчитают перед всем классом и поставят двойку – я этого не переживу, дома останусь” у меня не появлялось.

Напортачил – отвечай за свои поступки. Я мог формально “прогулять” только по уважительной причине. То есть из-за футбола, каких-то соревнований, турниров.

- На физре, полагаю, вы были самым крутым учеником.
- Ну, наверное, так и есть (смеётся) . Всегда только пятёрки ставили. Ну вообще странно, получи я четвёрку по физкультуре…

Была девочка, которую вы вечно дёргали за косички, добивались внимания и она вас отвлекала от физры, точных наук, да от всего подряд?
- Первые классы я себя держал в руках (смеётся) . Но с пятого… Началась, скажем так, “игра в любовь”. Гулял с девушками, провожал, цветочки дарил… Хотя не могу сказать, что когда-нибудь из-за одноклассницы терял голову, переставал учиться. Всё было в меру.

- Какая первая история из школьных лет приходит вам на ум?
- Знаете, я попал в класс, скажем так, “не самый умный”. В нём были двоечники, троечники и хорошисты. Отличников отправили в другие классы. Но на самом деле ребята были очень умные, сообразительные.

Я долго не понимал, почему настолько смышлёные парни и девочки часто получают плохие оценки. Потом всё прояснилось: всему виной элементарная лень. Они просто не хотели учиться, вот и всё.

Когда у нас в школе что-то случалось – не важно, что именно – мой класс всегда проверяли первым. Что-то разбилось, кто-то сбежал с уроков, кому-то дали в глаз – подозрение всё равно падает именно на нас.

- Вы кому-нибудь давали в глаз?
- Конечно! Как без этого? Но меня никогда толком не били. Потому что я превосходил своих сверстников по физическим данным. Так вот, был один старшеклассник, на пару лет старше. И он с однокашниками постоянно цеплял одного из наших. Простого парня, из небогатой семьи, доброго, отзывчивого, но страшного разгильдяя! И, в общем, мы всегда старались за него заступаться.

Прошёл годик, я подрос, окреп и как следует ответил этому хулигану! Чтобы он не приставал ни к кому. Что именно сделал? Да по заднице его как ударил! И с тех пор наш класс стал доминировать (смеётся) . Ни к кому и не думали приставать. А всё после того случая…


Кстати о разгильдяях. Они были не только в классе защитника «Локомотива», но и кое в каких питерских. Например, в том, где учился Андрей Аршавин . И полузащитник «Зенита» этим самым разгильдяем и был. В чём сам не раз признавался.

Аршавин ленился делать «домашку», потому и двойки получал регулярно. Да и вёл себя отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали её немедленного появления в школе. По причине плохого поведения сына.

Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. И считался крайне талантливым, пусть и трудным ребёнком.

Замените последнее слово на «игроком» - и получите Аршавина-футболиста. В общем, уже в школе нынешние звёзды РФПЛ во многом были такими, какие они есть сейчас.

Несмотря на то, что обычно молодые и талантливые футболисты попадают в большой спорт, не успев получить высшее образование, некоторые из великих игроков - дипломированные специалисты или доктора наук. «Футурист» докажет, что футболисты вовсе не глупые люди.

Валерий Лобановский

Один из величайших тренеров в истории футбола Валерий Лобановский, с чьим именем связаны громкие успехи киевского «Динамо», окончил школу с серебряной медалью. В 1956 году он поступил в Киевский политехнический институт, где учился с перерывами до 1964 года. Но когда Лобановский попал в состав «Черноморца», ему пришлось перевестись в Одесский политехнический институт, который он и окончил по специальности инженер-теплоэнергетик.

Сократес

Ныне покойного Сократеса называют величайшим футболистом второго по популярности бразильского клуба «Коринтиас». Как и у многих футболистов, у него было прозвище - Доктор Сократес.

Его отец Раймундо был настолько увлечен философией, что назвал двух своих детей в честь древнегреческих мыслителей: Сократес и Софоклус. Он искренне хотел, чтобы его сыновья занимались не физическим, а умственным трудом и запрещал им играть в футбол. Но по иронии судьбы Сократес и другой его брат, Раймундо, называнный в честь отца, стали футболистами. Правда, высшее образование Сократес все-таки получил. Он учился на педиатра в Университете Сан-Паулу, тайком от отца играя в местном клубе «Ботафого». Из-за плотного расписания он с трудом совмещал спортивную карьеру с учебой, но с помощью однокурсников он получил диплом врача – так сбылась его детская мечта. После окончания карьеры Сократес некоторое время был практикующим врачом в муниципалитете Риберао Прето, а позднее стал доктором философских наук.

Роналдо

«Зубастик» тоже грыз гранит науки. Бывшая звезда «Барселоны», «Интера» и «Реала» после завершения карьеры решил заняться маркетингом и прошел двухлетние курсы в Лондоне.

Юто Нагатомо

Японская звезда футбола Юто Нагатомо, который играл в миланском клубе «Интер» и продолжает карьеру в национальной сборной Японии, является одним из самых образованных футболистов мира. Он получил ученую степень по экономике в престижном токийском университете Мэйдзи. Нагатомо также опубликовал у себя на родине две книги по экономике.

Андрей Аршавин

Бывшего капитана сборной России по футболу Андрея Аршавина в 2013 году причислили к самым образованным футболистам мира. Андрей Аршавин закончил Университет технологии и дизайна в Санкт-Петербурге и защитил диплом по теме «Проектирование производственного процесса спортивной одежды для активного отдыха».

Недум Онуоха

Защитник английского клуба «Куинз Парк Рейнджерс» Недум Онуоха окончил школу с восемью «пятерками». В дипломе предуниверситетской подготовки у него «отлично» по математике, бизнесу и информатике. Квалификация Онуохи позволяет ему поступить в любой университет.

Славен Билич

Экс-игрок сборной Хорватии и главный тренер английского «Вест Хэм Юнайтед», Славен Билич носит прозвище «Самый умный защитник» - и не зря. Билич имеет академическую степень юриста и владеет четырьмя языками: хорватским, английским, немецким и итальянским. Он также играет на гитаре в хэви-метал группе Rawbau.

Шака Хислоп

Бывший вратарь «Ньюкасла» окончил университет Хауарда в Вашингтоне и защитил диплом инженера в области машиностроения. Хислоп даже работал стажером в команде НАСА: он принимал участие в создании нового поколения космических аппаратов, в том числе орбитальной станции Freedom.

В День знаний футболисты сборной России постарались вспомнить интересные моменты из школьной жизни. К примеру, братья-защитники Алексей и Василий Березуцкие постоянно пользовались своим сходством.

ПО ТЕМЕ

Как рассказал один из Березуцких, когда учительница вызывала к доске на физике или математике Василия, шел Алексей . Он отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись, прекрасно понимая, что это на самом деле Леша, а не Вася.

По той же схеме работали и другие известные футбольные братья-близнецы – Дмитрий и Кирилл Комбаровы. "На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе , – поведал Кирилл. – На четверку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошел вместо меня сдавать экзамен. Заметил ли кто-то? Нет, все прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали".

Голкипер "Спартака" Артем Ребров, который примет участие в сентябрьском сборе команды Фабио Капелло, рассказал, что регулярно прогуливал уроки. При этом он заявил, что экс-главный тренер красно-белых Валерий Карпин очень похож на его школьного учителя физики .

"Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: "Моя указка-меч – твоя голова с плеч". Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место", – цитирует вратаря "Чемпионат.com".

Интересно, что самый популярный российский футболист – Андрей Аршавин – в школе был настоящим хулиганом . Он ленился делать "домашку", потому и двойки получал регулярно. Да и вел себя Аршавин отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали ее немедленного появления в школе. Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато он очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. Аршавин считался крайне талантливым, пусть и трудным ребенком.

Михаил Галактионов – о действительно важном.

Михаил Галактионов прошел все стадии детско-юношеского футбола: закончил академию «Динамо», работал детским тренером, следил за подростками во время работы в юношеской сборной, сейчас возглавляет молодежную. Мы попросили его ответить на важные вопросы для родителей, которые собираются отдать ребенка в футбол или уже сделали это.

  • В начале сентября проводится набор во всех спортшколах и академиях России
  • Какую школу выбрать?
  • Каким должен быть детский тренер?
  • Футбол - это крест на школе?
  • Пробиваются только блатные?
  • Футбол вреден для здоровья?
  • Почему не стоит уезжать в интернат раньше 13 лет?

Интервью было записано в Саранске после окончания турнира , куда Галактионов привез сборную России U-20.

Я - родитель, хочу отдать сына в футбол. Куда мне стремиться: в топ-академию или школу попроще?

Нужно смотреть не на бренд, а на конкретного тренера. Если он учит, то ребенок будет прогрессировать, вне зависимости от команды. Можно прийти в топовую академию, но и там столкнуться с пробелами в образовании. К сожалению, это так. Не все могут дать ребенку то, что ему нужно на определенном этапе. Такая проблема существует - увы, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору.

Я - обычный родитель, не разбираюсь в футболе. Как мне понять, что тренер - качественный?

Я бы смотрел на то, как тренер общается с детьми, заинтересован ли он в ребенке, что предлагает в тренировочном процессе. Плюс он должен любить профессию, это всегда чувствуется. Родители увидят, если тренер отрешен или не слишком заинтересован в развитии ребенка. На первом этапе тренер должен учить, как правильно поставить опорную ногу, каким способом отдавать передачу, обучать базовым техническим приемам… А если он дает кросс детям 6-10 лет, то родителям нетрудно сделать вывод, что это не самый подходящий выбор.

Вообще у вас есть ощущение, что в последние годы футбол стал более привлекательным видом спорта? Хороших тренеров стало больше, инфраструктура - лучше?

В первую очередь можно говорить о том, что улучшились условия - во дворах, школах, академиях. Почти в каждом дворе сейчас есть поля, другой вопрос, что количество детей, играющих в футбол во дворе, снизилось. Там играют в основном гости столицы из стран СНГ, а наши дети - в гаджетах. Массовый футбол развивается - факт, много любительских лиг 8 на 8, но это непрофессиональная прослойка, для людей, которые, как мне кажется, не реализовали себя когда-то в качестве игрока и сейчас получают удовольствие от игры в футбол.

Вообще по школам идет большой наплыв, но нам бы очень хотелось, чтобы молодые тренеры, которые приходят в профессию, делали свою работу вдумчиво, а не просто из-за заработка. Тренер - это состояние души, профессия, требующая полной отдачи. Нужна глубина знаний (вопрос даже не в уровне лицензии). Это и теория, методика подготовки игроков, и специфика построения тренировочного процесса, и возрастные особенности подготовки молодых игроков, и биомеханика с биохимией… Все это очень важно.

Большинство руководителей заблуждаются, думая, что на группы набора самых юных ребят можно ставить неопытного тренера. В Европе - наоборот, с группами набора работают самые лучшие и опытные тренеры, поскольку важно увидеть ребенка с хорошими качествами (не умениями - это разные вещи, - а именно качествами). Нужно смотреть не на текущие способности, а на базовые качества и задатки. На это уже накладывается обучение.

Также большая проблема - серьезная конкуренция в плане селекции: кто у кого переманит футболиста из академии в академию, кто первым привезет талантливого парня из региона. В итоге ломаются судьбы детей. Ребенка привозят, он занимается несколько лет, а затем на его место привозят нового мальчика. Через какое-то время нового мальчика меняет следующий. Такой подход не дает ребенку полностью проявить себя, он в постоянном стрессе, так как от него все время требуют результат. Для чего? Почему? Он должен спокойно развиваться и получать игровое образование.

Как родителю себя вести? Можно ли что-то советовать ребенку от себя, или это вмешательство в работу тренера и не совсем правильно?

Родитель имеет на это право - давать что-то свое, но ни в коем случае это не должно быть параллельно с тренерскими указаниями во время тренировки или игры. Это может быть дополнением, но не должно идти в противовес. Родитель не должен говорить: «Не слушай тренера, это неправильно. Делай, как я тебе скажу». Тогда мы ставим под вопрос компетенцию тренера, мешаем ему, хотя должны помогать. «Да, тренер правильно все делает, внимательно слушай его, но в дополнение к этому можешь еще…» - вот это более правильный подход.

Я отдал ребенка в футбол, но хочу еще записать его на плавание или акробатику. Можно?

Я за разносторонний подход. Считаю, что зацикливаться на футболе нельзя. Раньше все это замещал двор - гимнастика, акробатика, хоккей, волейбол, баскетбол - вообще все виды спорта, сейчас этого нет. Если есть возможность и время, то для общего развития ребенка любое дополнительное образование - это здорово. Поэтому если время позволяет, то, конечно, нужно отдавать. Плавание - идеальное дополнение к любому виду спорта, на мой взгляд. Также, может быть, гимнастика, акробатика, ритмика.

Отдать ребенка в футбол = крест на школе?

Ни в коем случае. Игрок должен быть образован. Глупо считать, что в футбол играют люди, которые плохо учатся. Образование должно быть. Карьера может не сложиться, но общество не должно получать людей с большими пробелами в общем образовании только потому, что ты играл в футбол.

Я лично говорю своим игрокам, что необходимо учить иностранный язык. Любые знания важны, чем их больше, тем лучше футболисту. Очень приятно приезжать в академию «Краснодара», где есть, например, уроки по шахматам, уроки по судейству, многие другие профильные предметы. Детям дается посыл, что если не получилась карьера игрока, то можно пойти в другие сферы футбола - менеджмент, судейство, тренерская работа и так далее. Система должна готовить не просто футболистов, а личностей.

Получается, родитель должен влиять на ребенка, одергивать его и не давать забрасывать учебу?

Конечно, но отсюда вытекает еще одна проблема - детей, которые рано уезжают от родителей, попадают в интернат. Есть такая дилемма, что ребята живут в интернате, на базе клуба, но им нельзя тренироваться дополнительно (риск получить перетренированность). Хотя есть тренажерный зал, бассейн, три поля - занимайся, но нельзя. И при этом у них очень слабое образование в школе. Отчасти это вопрос к интернату, но в большей степени вопрос контроля. Когда рядом папа или мама, то можно попросить совет, тебя направят, поддержат, помогут, а здесь ты предоставлен сам себе в возрасте, когда, скорее всего, к этому еще не готов. Кто-то ответственно себя ведет, а кто-то - нет. Это действительно большая проблема, что дети рано уезжают из семьи.

Раньше скольких лет лучше не уезжать в интернат?

Насколько я знаю, возрастной ценз в Европе - 13-14 лет. Раньше этого возраста дети не уезжают из своего региона. Хотя там, конечно, проще, все более компактно.

Моему сыну 14-15 лет, он играет в средней школе, даже не в Клубной лиге Москвы. Пусть будет условная московская «Смена». Шансов попасть в большой футбол почти нет?

Почему? Это заблуждение - думать, что большинство игроков топ-академий становятся профессионалами. Там тоже не очень большой процент. Вы назвали «Смену», я могу сюда отнести ФШМ, «Торпедо» и некоторые другие школы, которые дали футболу очень много игроков, потому что тренеры работали качественно, игроки росли. «Смена»: Березуцкие, Бояринцев, Симутенков и многие другие. Тот же «Красногвардеец», да много таких школ, которых нельзя отнести к топам, но они дали огромное количество профессионалов. Принадлежность к такой школе - это вообще не приговор.

Важно понимать: смотрят не на команду, а на конкретного игрока. Команда может все выигрывать, 10 лет подряд брать чемпионат Москвы, но начинаешь смотреть, и в ней нет индивидуальностей. Нет личностей - хорошо обученных, самодостаточных футболистов.

А в первой лиге есть какая-нибудь средняя команда, которая проигрывает, но с резким мальчишкой с отличным видением поля, который великолепно обучен, техничен - он и попадает на карандаш скауту. У нас очень хорошие отношения с ведущим скаутом ЦСКА Андреем Мовсесьяном, который вместе со своим селекционным отделом и, безусловно, с тренерским штабом команды занимался комплектованием сегодняшнего ЦСКА. Вот он оценивает не команды, а личности детей - насколько это индивидуально сильный и образованный футболист.

Футбол - это полезно для здоровья?

Любительский - да. Профессиональный? Нужно понимать, что это огромный труд. Футболом можно заниматься для здоровья, это будет полезно для организма. Но если ребенок и его родители на этапе спортивного совершенствования понимают для себя, что необходимо двигаться дальше, когда придется тренироваться по два раза в день, уезжать на долгосрочные сборы и так далее, то невозможно избежать травм различного характера. Случаются и серьезные травмы, из-за которых ломаются судьбы. Например, я сам закончил очень рано по состоянию здоровья и не смог выйти на более высокий уровень. Хотя играл в юношеских сборных страны, закончил школу «Динамо», прошел все ступени, но, к сожалению, такие примеры бывают.

Есть ощущение, что повсюду игроки-переростки с переписанными документами. Это так?

Анализируя последние годы, могу сказать, что по моим ощущениям переписанных игроков стало намного меньше. Больше чистоты и ответственности со стороны академий и школ. Мне тяжело говорить за всю систему футбола в России, возможно, это осталось на низших уровнях в определенных регионах, но, как человек, который погружен в детско-юношеский и молодежный футбол и сам в нем работал, могу сказать, что футбол стал намного чище.

Академия футбола имени Юрия Коноплёва / Фото: © Детская футбольная лига

Еще один устойчивый массовый стереотип - везде пробиваются только блатные. Этого стоит опасаться?

В целом этого опасаться стоит всегда и везде, причем, не только в футболе. Я это категорически не приемлю. В каждом интервью подчеркиваю, что мы открыты для всех. Чистота отбора - это очень важный момент. Без него не может быть нормальной работы ни в детской академии, ни в юношеской, ни в молодежной сборной, ни в профессиональном футболе, да вообще нигде. Футбол - это конкуренция, и играть должны сильнейшие ребята, а не те, за которых попросили. Если ты сильный, то проявляешь себя, стараешься - получаешь шанс. Я за чистую конкуренцию.

Наверное, это еще можно встретить на некоторых этапах, но здесь мы снова возвращаемся к личности тренера. Если тренер подстроится под такую ситуацию, то его сомнут. Он перестает быть стержневым, становится бесхребетным тренером, не принципиальным в своих решениях. Это зависимость от определенных людей и потеря самодостаточности.

Тренер может победить или проиграть, это футбол, но его репутация должна быть чистой. Все должны знать, что он профессионал, последователен в своих решениях и ни от кого не зависит.

Очевидно, что для ребенка на всех этапах развития важно регулярно играть. Мой 12-летний сын прочно осел на скамейке. Что делать?

Если это локальная история, то можно попробовать перетерпеть. Возможно, поговорить с тренером относительно перспектив. Но если вы видите, что это глобальная ситуация - от полугода и больше, то в таком случае надо всерьез подумать о смене команды. Нет ничего страшного в том, чтобы перейти в клуб уровнем или даже лигой ниже. Важно играть - это факт. Зачем быть 20-м в топовой академии, если можно быть на первых ролях в команде уровнем пониже?

Вы много стажировались в Европе, прекрасно знаете голландскую систему подготовки. Какое главное различие? В чем мы проседаем?

Ментальность. Ментальность всех - родителей, тренеров, детей.

  • Ментальность родителя в Голландии: родители пришли посмотреть на тренировку или игру, дети играют в открытый футбол. Все довольны, общаются, у родителей пикник, люди на позитиве. Футбол - повод собраться, в общем, праздник.
  • У нас: приезжаю на первенство Москвы и вижу, как родители могут подраться между собой, могут быть в состоянии алкогольного опьянения, тренер кричит, что нужно выбивать мяч и тянуть время при счете 1:0. Стрессовая атмосфера, которая не очень похожа на праздник.

Я не говорю, что так происходит всегда и везде - конечно, нет, но сам факт, что такое возможно, уже заставляет задуматься. Зачем? Почему так?

Еще одно важное различие - методика. В Европе ребенка учат, как правильно поставить опорную ногу, как правильно выполнить технический прием, то есть базовым вещам. Приведу другой пример. У нас в одной из академий 8-летним ребятам предлагают упражнение - квадрат «6 против 3» с проникающими передачами. У меня вопрос - для чего? Ответ: «Чтобы они правильно открывались между линиями и контролировали мяч». Задаю еще один вопрос: «В каком формате они проводят игры?» Ответ: «4 на 4». То есть, по сути, первокласснику дают программу обучения 10-11 класса, которую он априори выполнить не может.

И таких нюансов очень много, это лишь один из примеров. Вот еще один: гуляя в парке с семьей возле дома, иногда поглядываю за тренировками академии, которая тренируется в этом парке. Дети 12-14 лет могут бегать 5 по 300 метров, 5 по 400 метров, проводить всю тренировку без мяча. Анализирую и задаю себе вопрос - зачем? Любопытства ради приехал посмотреть игру этой команды на первенстве Москвы. И тренер спрашивает с игроков: «Почему вы не можете сделать передачу?» А как они ее сделают, если их заставляли всю неделю бегать и прыгать без мяча? Такие нюансы очень важны, у многих нет общего понимания тренировочного процесса.

Вопросы по методике - понятно: изменения должны идти сверху, а как быть с первой проблемой - ментальной? Всем чаще улыбаться?

Да, наверное, нужно проще к этому относиться. В специфике юношеского футбола главным является воспитание личности, а не ее подавление. Нельзя давить на детей морально и давать установку в стиле «победа или смерть». Безусловно, психология победителя очень важна, любой мальчишка, игрок, тренер хочет выиграть. Но главное - каким способом. За счет хорошего качества игры, анализа ошибок и их дальнейших корректировок. Главная цель - стать обученным и качественным игроком к моменту перехода в профессиональный футбол. Тренер должен дать образование игроку, а вовсе не добиться с ним результата любой ценой.

Два известных футболиста, Андрей Канчельскис, бывший игрок "Манчестер Юнайтед", и Денис Колодин, бронзовый призер чемпионата Европы, рассказали "Труду", верны ли расхожие мнения об их работе.

Жены всех футболистов - модели или певицы

Андрей Канчельскис:

Неправда, таких футболистов можно по пальцам пересчитать. Лично я выбирал себе жену по душе, а не потому, что она суперкрасивая модель.

Денис Колодин:

Нет. У меня девушка не певица, не модель и не актриса, но красивая и добрая.

Все футболисты плохо учились в школе

В основном да. У юных футболистов нет времени хорошо учиться: два раза в день тренировки, соревнования, переезды. Хочется просто выспаться, а не за учебниками сидеть.

Да. Приходилось выбирать между футболом и учебой. Всего не успеешь. Я тренировался с утра, до школы, а потом и после школы, еще и уроки учил, но футбол для меня был важнее.

Все футболисты мечтают играть в Европе

Правильно, там играют совсем в другой футбол. К тому же в Европе лучше относятся к футболистам, создают для них лучшие условия, чем в России. В общем, там все лучше.

Да нет. Попробовать, конечно, можно, но особого рвения у меня нет. После чемпионата Европы я об этом задумывался, но после того, как получил травму, эти мысли ушли. Мне и в "Динамо" хорошо.

Футболисты не соблюдают спортивный режим и ходят по ночным клубам

Нет. Футболисты отмечают только грандиозные победы, например в Лиге чемпионов. Опять же, за несоблюдение режима во многих клубах применяют штрафные санкции, да и после игры хочется домой, к жене и детям, а не в ночной клуб.

Нет. Я не тусовщик. Бывает, раз в месяц хожу в ночной клуб со своей девушкой, и все.

Все футболисты в детстве хотели быть нападающими

Да. Но и взрослые втайне мечтают забивать голы. Ведь безумно приятно, если каждую субботу на табло над стадионом светится твое имя.

Да. А я в детстве был нападающим, но когда все ребята росли, я - нет, вот меня и задвинули подальше. Потом я вырос, но было уже поздно менять профиль. А нападающие - они герои. Защитник пять мячей отобрал, а один пропустил - и все, он плохой. А нападающий пять мячей не забил, а один забил, и его любят.

Все футболисты ездят на джипах

Да нет. Правда, у меня сейчас Range Rover, но до этого был седан, Mercedes. Здесь, наверное, речь может идти не о престижности самой машины, а о вкусах человека.

Нет, мне кажется, на спортивных. У меня сейчас машины нет, а была BMW 6. Правда, сейчас я выбираю себе как раз джип, просто потому, что у нас дороги плохие. Я и ВMW продал лишь по той причине, что жалко было на ней по таким дорогам ездить.

Пеле - кумир для всех футболистов

Неправда. Моим кумиром был Марадона. Как может быть кумиром человек, игры которого ты никогда не видел? Я не видел, как играл Пеле.

Нет. Из солидарности я присоединяюсь к тем, кто так считает, но моими кумирами были те люди, которых я видел по телевизору, например Диего Марадона, Зинедин Зидан и Роберто Баджо.

У футболистов нет отбоя от поклонниц

Да, правда. А разве это плохо? Но я никогда не обращал на них внимания, потому что дома меня ждали жена и дети, мне было абсолютно не до поклонниц.

Да нет, я бы не сказал, что у меня нет отбоя от поклонниц. Совершенно точно: толпами они меня не атакуют.

Футболист с легкостью переходит играть в тот клуб, который предлагает больше денег

Неправда. В таких случаях футболист думает о многих вещах. Например, о том, что его потенциальная команда играет в другой футбол, о том, что он может не вписаться в стиль игры команды.

Да. Пять лет назад я бы ответил по-другому, но мне уже 27, и после того, как я уйду из большого футбола, мне денег просто так никто давать не будет.

Все футболисты становятся тренерами: либо в премьер-лиге, либо в первой, либо даже в спортивной школе

Да, так оно и есть. Некоторые футболисты становятся бизнесменами, но их меньшинство. Другие же не хотят бросать свое любимое дело, поэтому и не уходят из футбола.

Да, большинство. Я, правда, пока не задумывался, кем стану сам, я еще поиграю.

Резюме "Труда"

Андрей Канчельскис , игрок сборной СССР, СНГ и России, полузащитник

Образование: Донецкий педагогический институт,

Физкультуры.

Стаж 19 лет.

Денис Колодин , центральный защитник сборной России

Образование: Волгоградская академия физической культуры.