Правовое регулирование охоты. Правовое регулирование охоты как вида использования объектов животного мира Особенности правового регулирования охоты и рыболовства


Охота - один из основных видов специального использования животного мира, который удовлетворяет материальные, рекреаци­онные и прочие потребности граждан и хозяйств. Правовая регла­ментация складывающихся в этой области общественных отноше­ний основывается на Законе Украины от 22 февраля 2000 года «Об охотничьем хозяйстве и охоте» , х соответствующих Постановлениях Кабинета Министров, нормативных актах Министерства охраны окружающей природной среды (Минприроды) и Государственного комитета лесного хозяйства (Госкомлесхоза) Украины. Госкомлес-хоз законодательно определен специально уполномоченным госу­дарственным органом в области ведения охотничьего хозяйства.

Охотой считается добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к объектам охоты и находятся в состоянии естественной свободы или полувольных условиях в границах охотничьих угодий. Охотничьи угодья - это участки земной поверхности (территории и акватории), которые являются средой пребывания диких живот­ных и где возможно их добывание. Особенность охотничьих угодий как правовой категории состоит в том, что они не образовывают самостоятельного природного объекта, как земля, недра, воды, леса. Охотничьи угодья отображают лишь особые функциональные свойства естественных объектов - быть средой пребывания диких животных. Если на определенных площадях находятся звери и птицы, но устанавливается постоянный запрет на их добывание, то это исключает эти площади из состава охотничьих угодий, по­скольку не достигается основная цель ведения охотничьего хозяй­ства - получение определенных материальных ценностей, продук­ции охотничьего хозяйства. Поэтому не считаются охотничьими угодьями территории и акватории, функциональное назначение которых несовместимо с таким видом специального использования животного мира как охота 2 . К ним относятся:

1 СП Украины.- 1996.- №16.- Ст.397.

2 В.С. Шахов. Право пользования охотничьими угодьями.- К., 1993.

С целью охраны животного мира и его воспроизводства местные государственные администрации или охотничьи хозяйства могут временно ограничивать или прекращать осуществление охоты на определенной площади угодий. Однако, учитывая временность запрета охоты, такие угодья не теряют статуса охотничьих.

В Украине площадь охотничьих угодий составляет около 50 млн гектаров. Основной организационно-правовой формой их исполь­зования является предоставление угодий в платное пользование охотничьим обществам и хозяйствам, юридическим лицам, устав­ной правоспособностью которых предусмотрено ведение охотничь­его хозяйства. Преимущественное право на пользование угодьями имеют собственники и постоянные пользователи земельными уча­стками (при условии соблюдения вышеприведенного условия), а также предыдущие пользователи охотничьих угодий.

Угодья предоставляются областными советами по представлению органов управления лесным и охотничьим хозяйством, согласован­ным с соответствующими органами, на срок не меньше 15 лет. Предоставление угодий оформляется путем заключения между пользователем и местными органами лесного хозяйства договора, который должен соответствовать его Типовой форме, утвержденной Госкомлесхозом 12 декабря 1996 года. В договоре определяются границы закрепленных угодий, сроки пользования ими, перечень обязательных мероприятий, направленных на рациональное ис­пользование и охрану охотничьего фонда животных, права и обя­занности сторон, их ответственность.

Правовое значение распределения охотничьих угодий состоит в том, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется только их пользователями. Поэтому осуществление права охоты в охотничьих угодьях, по общему правилу, невозможно без получения на это со­гласия или согласования пользователя, который имеет законодатель­но закрепленноэ и соответственно оформленное право на использо­вание охотничьих животных в границах своих охотничьих угодий.

Объектом охоты выступает государственный охотничий фонд, то есть дикие звери и птицы, которые находятся в охотничьих уго­дьях в состоянии естественной свободы или полувольных условиях. В соответствии с национальным законодательством животный мир составляет самостоятельный природный объект и не является эле­ментом среды его пребывания, как считается в некоторых странах. Поэтому не имеет правового значения, в чьей собственности или пользовании находится территория или акватория, на которой на­ходятся животные. Собственники или пользователи земельными, лесными участками или водными площадями должны получать право на специальное использование объектов животного мира на общих основаниях.

Охотой считаются непосредственные действия охотника, направ­ленные на добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к госу­дарственному охотничьему фонду и находятся в охотничьих угодьях. К действиям, которые создают процесс добывания животных, отно­сятся их отыскивание (выслеживание, выявление), преследование или подманивание и собственно добывание (отстрел, отлов). К охоте приравнивается пребывание лиц в охотничьих угодьях с охотничь­ими собаками, стрелковым оружием и другими орудиями добывания животных или с добытой охотничьей продукцией.

Право охоты в охотничьих угодьях имеют граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и получили соответствующие документы, удостоверяющие это право.

Право на охоту удостоверяется следующими документами, на­личие которых для охотника является обязательным:


  • удостоверение охотника, которое выдается органами Госком-лесхоза Украины после проверки у гражданина необходимого ми­нимума знаний по охотничьему делу;

  • ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и на­рушений правил охоты.

(Эти документы выдаются после уплаты в установленном поряд­ке и размере государственной пошлины и соответствующего сбора за их выдачу);


  • при наличии огнестрельного охотничьего оружия - разреше­ние органов внутренних дел на право пользования им;

  • при использовании охотничьих собак, ловчих зверей и птиц - соответствующий паспорт на них;

  • охотники-члены общественных охотничьих организаций (Ук­раинского общества охотников и рыболовов, Общества охотников и рыболовов Вооруженных Сил Украины, Общества «Динамо») - членские билеты;

  • специальное разрешение на добывание охотничьих животных. Формы таких разрешений и органы, которые их выдают, существен­но отличаются в зависимости от того, к какой категории охотничье­го фонда отнесены те или другие дикие звери и птицы.

С учетом тождества правового режима охраны и использования объектов государственного охотничьего фонда возможно выделение нескольких таких категорий:

1.
Звери и птицы, отнесенные к охотничьим видам, но добывание которых, по общему правилу, запрещается. Это, в первую очередь, животные, которые занесены в Красную книгу Украины или те, которые находятся в границах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также мало распростра­ненные и ценные звери - выдра, барсук и др. Добывание их осу­ществляется в исключительных случаях для научных и селекцион­ных целей по специальным разрешениям Минприроды Украины.

2.
Парнокопытные животные (лоси, олени, лани, кабаны, муф­лоны, косули) и медведи, использование которых осуществляется в особом лицензионном порядке их добывания на основании лими­тов, утвержденных Минприроды для каждой области. Областные органы лесного хозяйства распределяют лицензии среди пользова­телей охотничьих угодий в соответствии с их планами добывания, на основании которых и утверждались лимиты. Пользователи, в свою очередь, предоставляют лицензии одному или нескольким охотникам за плату, размер которой определяется Госкомлесхозом Украины и составляет от 0,6 (косуля) до 2,5 (лось) не облагаемых налогами минимумов доходов граждан.

Лицензия - это именной официальный документ, который удо­стоверяет право охотника на добывание одной особи животного и где отмечается период ее действия (как правило, световой день), место и способ охоты. После охоты лицензия возвращается органу, который ее выдал. Если зверь не был добыт или охота не проводилась не по вине пользователя угодьями, лицензия утрачивает силу и ее стоимость не возмещается ".

3. Охота на наиболее ценных видов пушных зверей (бобра, сурка,
белку, куниц, норку и др.) проводится по индивидуальным разреше­
ниям-лицензиям, которые выдаются областными органами лесного
хозяйства.

Охота на менее ценных пушных зверей (енотовидную собаку, лисицу, зайца-русака и др.) осуществляется на основании разреше­ния пользователя охотничьих угодий, документальной формой которого является отстрелочная карточка.

4. Добывание пернатой дичи (дикие утки, гуси, кулики, фазаны,
перепела и др.) осуществляется по разрешениям пользователя охот­
ничьих угодий с получением отстрелочной карточки, как и в пред­
шествующем случае, но другой формы. С целью уменьшения потерь

1 1нструквдя про порядок видач1 лщензш на добування мисливських тварин та порядок здшснення полювання на цих тварин затверджена на­казом Держкомл1сгоспу Украши В1д 14.03.2001 р. // Офщшний В1сник Украши.- 2001.- № 4711. - Ст. 476.

дичи разрешения выдаются преимущественно охотникам, которые имеют собак охотничьих пород.

5. Вредные звери и птицы (волки, лисицы, серые вороны, сороки, одичавшие собаки и коты и др.) служат причиной значительного вреда охотничьему хозяйству. Поэтому охотникам разрешается их истреблять во время охоты на других охотничьих животных, а в неразрешенное для охоты время или в запрещенных местах отстрел и отлов волков и лисиц осуществляется охотниками по разрешени­ям областных органов лесного хозяйства.

С целью рационального использования, охраны и обеспечения воспроизводства ресурсов охотничьего хозяйства законодательством устанавливается ряд ограничений и запретов относительно времени, средств охоты, количества добытой продукции и т.п. Так охота на охотничьих зверей и птиц может вестись преимущественно осенью и зимой в предельные сроки, определенные Законом Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Ежегодно Госкомлесхоз Украины по согласованию с Минприроды определяет начало и окончание охот­ничьего сезона по областям и категориям охотничьего фонда в за­висимости от климатических условий года и наличия дичи. Охота на протяжении охотничьего сезона может проводиться во все дни не­дели, в определенных случаях - только в субботу и воскресенье.

Госкомлесхозом Украины и областными органами лесного хо­зяйства устанавливаются нормы отстрела зверей и птиц на одного охотника задень охоты. Охотник, который добыл зверя или птицу, обязан на месте добывания внести в контрольную карточку добытой дичи соответствующую отметку, отсутствие которой означает грубое нарушение правил охоты.

Законодательство запрещает применение общеопасных или ис­требительных орудий и средств охоты, например, взрывчатки, не­охотничьего огнестрельного оружия, использование автомотран-спортных средств, яда, ловушек и т.п.

Охота без надлежащих охотничьих документов в запрещенных местах, в ненадлежащее время запрещенными средствами и ору­диями и нарушение других установленных правил добывания охотничьих зверей и птиц квалифицируется как незаконная охота (браконьерство), которое влечет юридическую ответственность ви­новных лиц.

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

активная – с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи;

пассивная – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи;

промысловая – для получения продукции (пушнины, мяса и др.);

спортивная (любительская) .

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке.

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире», ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц , осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

Для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединениям, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, устанавливаются специальные правила в отношении прав на охоту.

Охота с древнейших времен служила одним из основных способов добывания объектов животного мира. В настоящее время охота утратила былую роль в жизни человека и ведется, в основном, в спортивных целях, хотя существует охота и как промысел, в ходе которой добываются дикие животные и птицы в порядке осуществления предпринимательской деятельности.

Охотничьи угодья России занимают площадь 15 000 тыс.км2. Россия является одной из ведущих охотничьих держав. На ее территории обитает около 245 видов млекопитающих и 700 видов птиц, из которых, соответственно, 60 и 70 видов отнесенных к объектам охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, другие продукты животного происхождения. В последние годы численность охотничьих животных в России сократилась незначительно и не вышла за рамки естественных колебаний. Об этом свидетельствует и то, что аналогичные колебания поголовья видов охотничьих животных происходили в ряде скандинавских стран. Численность основных видов охотничьих животных в Российской Федерации составила в 1996 – 1997 гг.:

Вид животного

Численность, тысяч особей:

Изменения численности в %

Олень благородный

Олень пятнистый

Олень северный

Заяц-беляк

Заяц-русак

Медведь бурый

Куропатка серая

Всего копытных

Всего пушных

Птиц (куриные)

Одна из основных групп млекопитающих, отнесенных к объектам охоты и являющихся объектом охоты – дикие копытные животные. В 1996 – 1997 гг. в Российской Федерации добыча лося составила 22,0 тыс. голов, дикого северного оленя – 27,3 тыс., косули – 21,4 тыс., сайгака – 14,5 тыс., кабана – 9,3 тыс. голов. В ближайшие годы в связи с начавшимся ростом численности диких копытных возможно увеличение их добычи.

Наиболее многочисленной группой птиц, отнесенных к объектам охоты, как в видовом отношении, так и по численности, являются водоплавающие птицы. Их общая численность в России остается стабильной и в 1997 г. составляла от 80,0 до 95,0 млн. особей, в том числе: речных уток – 42,0 млн., нырковых уток – 35,0 млн., гусей – 3,3 млн. Общий объем их легальной добычи составил порядка 5,7 млн. особей. В отдельных регионах России добыча водоплавающих птиц оценивается на уровне 10 – 40 процентов, что для речных уток является близкой к предельной величине. Основное количество водоплавающих птиц добывается в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах России.

В предпринимательских целях ведется отлов певчих птиц (в массовом количестве около 19 видов) и дневных хищных птиц (около 6 видов изымаются на уровне нескольких десятков особей) для их использования в качестве ловчих. Изъятие из природной среды остальных видов проводится в культурных, научных, просветительских целях и для иных потребностей.

Норма ФЗ РФ “О животном мире” (ст.41), посвященная правовому регулированию охоты, носит отсылочный характер и указывает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Охота есть выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, либо с добытой продукцией охоты. Охота, как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает, во-первых, добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты в порядке, установленном в нормативном порядке.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ. При этом учитывается их статус, численность, традиции в использовании, виды и качество получаемой продукции.

Во-вторых, охота может проводиться только в пределах охотничьих угодий, которыми признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий по законодательству о животном мире эквивалентно пользованию участками лесного фонда в качестве охотничьих угодий, которое рассматривается лесным законодательством как один из видов лесопользования. Охотничьи угодья могут находиться в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ) – угодья общего пользования, охота в которых осуществляется в порядке, установленном Правилами охоты. Охотничьи угодья могут быть переданы лицам в пользование на основе договоров аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда. В таких угодьях охота производится по разрешениям, выдаваемым этими лицами. В угодьях, закрытых для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны) любая охота запрещена.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все достигшие 18-летнего возраста граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. В субъектах Российской Федерации, где законодательными (представительными) органами власти снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может проводиться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях – с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия).

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

На территории России правила охоты устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты. Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты.

Во время охоты на территории России запрещается:

применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской охоты, а также для добычи бурого медведя и диких копытных животных;

добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при их переправе через водоемы или с применением самоловных орудий;

применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей;

применение охотничьего огнестрельного оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел;

использование при любительской охоте сетей, вентерей, петель, шатров, применение любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;

применение световых устройств для добычи птиц;

применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;

сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей.

Во время охоты разрешается частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавички, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсуков в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть восстановлены и закопаны грунтом.

При проведении охоты для отыскания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование охотничьих собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях, должны быть вписаны в охотничий билет или иметь свидетельство о регистрации в органах ветеринарного надзора. Сроки применения охотничьих собак различных пород и порядок их натаски и нагонки устанавливаются местными правилами охоты. Если на охоте собака угнала зверя за пределы охотничьего хозяйства, в котором охотнику предоставлено право охоты, при поиске и отзыве собаки на другой территории он обязан находиться с разряженным и разобранным ружьем.

Охота на диких копытных животных подлежит обязательному лицензированию и может проводиться как отдельными охотниками, так и в ходе коллективной охоты.

При коллективной охоте лицензия должна находиться у ответственного за отстрел лица (старшего команды, бригадира). Он обязан:

при получении лицензии проверить правильность и полноту ее заполнения;

оформить путевку на отстрел животного;

перед охотой проверить у всех членов команды наличие и действительность охотничьих билетов и разрешения на ношение оружия;

составить список участников охоты с указанием даты проведения охоты, номеров лицензий и путевки, вида животного, фамилии, имен и отчеств охотников, номера первичной организации и названия окружного общества охотников, где охотники состоят на учете;

провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты;

в случае ранения зверя до начала дальнейшего преследования сделать отметку о ранении в лицензии и организовать добор раненого животного, на который отводится один день, не считая дня ранения;

в случае перестрела (добычи животных сверх установленного лицензией) или отстрела животного другого пола, или отстрела взрослого животного по лицензии, выданной для отстрела молодняка до одного года, сделать в лицензии отметку об отстреле. При этом составляется акт о случившемся и передается в органы госохотнадзора или администрацию охотничьего хозяйства. Продукция от добытых в этих случаях животных сдается в заготовительные организации.

При преследовании раненого животного охотнику разрешается пересекать границы охотничьего хозяйства и заходить в соседние с местом отстрела охотничьи угодья, предварительно сделав отметку о ранении зверя в лицензии.

Добыча бурого медведя в Российской Федерации допускается только по лицензии. Порядок охоты такой же, как на диких копытных животных. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня отстрела. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания их в берлогу. При охоте на берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей с последующим оформлением лицензий. Сроки охоты на бурых медведей устанавливаются местными правилами охоты.

Охота на пушных зверей охотниками-любителями осуществляется на основании путевки. При охоте на лицензионные виды (соболь, речного бобр, выдра), кроме того, необходим договор с заготовительной организацией на сдачу их шкурок. В договоре указывается предельное количество лицензионных видов пушных зверей, которое охотник имеет право добыть в сезон охоты. Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется по количеству и не регламентируется числом охотничьих дней в неделю. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать при охоте на зайца и барсука дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи этих зверей на одного охотника за день охоты.

В случае непреднамеренной добычи пушного зверя, на добывание которого у охотника не было разрешения, или в случае непреднамеренной добычи лицензионных видов пушных зверей в количестве, сверх указанного в договоре, охотник обязан сделать в договоре запись о непреднамеренной добыче или перелове. После выхода с участка охоты незамедлительно известить об этом государственную службу охотничьего надзора и сдать в заготовительную организацию шкурки животных, относящихся к видам, подлежащим обязательной сдаче государству. Шкурки белки, бобра, выдры, горностая, колонка, куницы (лесной и каменной), лисицы, норки (европейской и американской), ондатры, песца, росомахи, рыси, соболя, добытых на охоте, сдаются государству в течении 30 дней по окончании сезона охоты на данные виды пушных зверей.

Добывание крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), хомяка разрешается производить без членского охотничьего билета и путевки.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов, в хозяйственных постройках и на приусадебных участках.

Весенняя охота на пернатую дичь разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи. В России разрешаются следующие виды охот: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева (из укрытия); на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге; селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия. Перечень видов охот и конкретные сроки весенней, летне-осенней и осенне-зимней охоты на пернатую дичь определяются местными правилами охоты. Летне-осенняя охота на пернатую дичь с породными легавыми и спаниелями может открываться на три недели раньше установленных общих сроков охоты. В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать закрытые для охоты дни, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. С 15 сентября все нормы добычи пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правом охоты с ловчими птицами на территории Российской Федерации пользуются все граждане, достигшие 16-летнего возраста и являющиеся членами общества охотников. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий или членский билет с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка. Охота с ловчими птицами на территории России разрешается в период с 20 июля по 1 марта каждого года. При этой охоте нормы добычи и закрытые для охоты дни не устанавливаются. Разрешение на отлов и содержание ловчих птиц охотники могут получить в местных органах.

Отлов певчих птиц в России разрешен для всех граждан. Удостоверением на право отлова и торговли певчими птицами служит разрешение, выдаваемое органами государственного охотничьего надзора. В сезон разрешается отловить не более 10 экземпляров певчих птиц определенных видов. Перечень видов птиц, разрешенных к отлову, и сроки отлова определяются местными правилами охоты. При любительском отлове певчих птиц запрещается применение больших стационарных ловушек, паутинных сетей, птичьего клея, снотворных веществ, электронных устройств, воспроизводящих звук птиц, мелких хищников и сов для ловли “на тревогу”, а также любых способов отлова у гнезд.

В течение всего года на территории Российской Федерации подлежит регулированию численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек. Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам. Охотник-любитель имеет право отстреливать этих животных при любом законном нахождении в угодьях с оружием. По специальным разрешениям органов государственного охотничьего надзора охотникам разрешается производить отстрел указанных животных в течении всего года, применять для их добычи автомототранспортные средства, малокалиберное оружие, капканы, петли, сетевые самоловы, магнитофоны, а также специальные препараты в строгом соответствии с инструкциями по их применению. Беспородные собаки, а также кошки, находящиеся в охотничьих угодьях долее 200 метров от населенных пунктов без владельцев, считаются бродячими. Охотничьи собаки, а также другие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях с владельцами, отстрелу не подлежат.

Продукция охоты – вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц. Охотник обязан обеспечить сохранность добытого мяса дичи. Добытую продукцию охотник имеет право сдать в соответствующие организации. Основанием для приема мяса, шкур диких животных, бурого медведя и кабарговой струи являются отрывные талоны на бланках лицензий и членский охотничий билет. Шкурки пушных зверей сдаются в заготовительные организации по предъявлению членского охотничьего билета, а лицензионных видов, кроме того, – по предъявлению договора, на основе которого производилась добыча этих животных. Шкуры волка, шакала, лисицы, хорей, крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), водяной крысы, хомяка принимаются заготовительными организациями без предъявления членского охотничьего билета.

Незаконно добытая продукция отстрела диких копытных животных и бурого медведя должна сдаваться в торгово-заготовительные организации. В случае, если эта продукция использована самим нарушителем охоты или по его вине пришла в негодность, нарушитель возмещает ее стоимость. Незаконно добытые шкурки пушных зверей также подлежат сдаче в заготовительные организации.

Ответственность за нарушение правил охоты. Лица, допустившие нарушение правил охоты, привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности.

Грубыми нарушениями правил охоты считаются:

охота без членского охотничье-рыболовного билета, с недействительным билетом;

охота вне сроков охоты на данный вид животного;

охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);

охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;

охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.

Нормативные акты, регулирующие отношения по пользованию объектами животного мира, устанавливают таксовый метод определения вреда, причиненного незаконной охотой. В случае нанесения ущерба государственному охотничьему фонду с нарушителя взыскиваются денежные суммы в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы по видам объектов охоты): лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык – 20; пятнистый олень, лань – 10; косуля, дикий кабан, дикий северный олень, снежный баран, сибирский горный козел, тур (кавказский, дагестанский), сайгак, муфлон, серна – 5; кабарга – 4; соболь – 10; бобр, выдра, песец, рысь, росомаха – 6; куница (лесная, каменная), норка (европейская, американская), кидус – 5; харза, лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, корсак – 4; хорь (лесной, степной), колонок, солонгой, горностай, кот дикий (лесной, камышовый), сурок – 2; ондатра – 1; белка, летяга, ласка, суслик-песчаник – 0,5; крот, бурундук – 0,1; медведь бурый – 10; барсук – 4; зайцы, дикий кролик – 1; охотничьи птицы – 0,6.

При причинении ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере. За раскопку выводковых нор барсуков, лисицы, корсака, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также разрушение жилищ ондатры и бобра или плотин бобра ущерб взыскивается в трехкратном размере. Ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, исчисляется по специальным таксам.

Помимо приведенных мер ответственности, виновные лица несут административную ответственность за нарушения правил использования оружия при охоте, в частности за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Особые ограничения на пользование объектами животного мира установлены в отношении тех из них, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации ведется специально уполномоченным органом управления использованием и охраной природных ресурсов на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга России является официальным документом, содержащим свод сведений о перечисленных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном российским законодательством. Решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, определение порядка и мер их охраны принимаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по рыболовству, федеральным органом управления лесным фондом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук. Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Пользование объектами животного мира, занесенными к Красную книгу РФ осуществляется на основании распорядительных лицензий.

Форма и порядок выдачи распорядительных лицензий установлены Постановлением Правительства РФ “О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”. Для получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, заинтересованные лица подают в специально уполномоченный орган государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов заявление, в котором указывают: сведения о заявителе; заявляемый вид пользования животным миром; перечень заявляемых видов диких животных; предполагаемый срок пользования дикими животными; сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных. К заявлению прикладываются: копия устава (для юридических лиц); документы, обосновывающие целесообразность осуществления указанного в заявлении вида пользования; заключения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов и при необходимости иных компетентных организаций о допустимости осуществления пользования заявляемыми видами диких животных. В распорядительной лицензии могут быть определены условия содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, порядок их выпуска в естественную природную среду и иные условия в соответствии с требованиями по охране животных. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения могут служить: неполный состав сведений в заявлении и представленных документах; неудовлетворительное обоснование целесообразности осуществления указанного в заявлении вида пользования; отрицательное заключение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, территориального органа специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной природных ресурсов или иной компетентной организации; обнаружение недостоверных данных в представленных документах.

Охота является одним из видов пользования животным миром. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно положению "Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960г. №1548 (с изменениями от 19.12.1994г), охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. То есть охота это выслеживание и добыча зверей и птиц, для каких либо целей. Для охоты возможно применение собак. Но, пожалуй, одним из основных элементов охоты является оружие. Оно кстати наиболее часто является объектом правонарушения.

Также охотой признаётся безружейная охота на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов. Она производится всеми гражданами, независимо от возраста, без выборки охотничьего билета.

Охота разрешается только в охотничьих угодьях. Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья разделяются на:

угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны). 1

При охоте возможно использование технических средств, таких как автомобили, вертолеты и самолеты. Если они являются средствами передвижения и доставки охотников до точек охоты. Выслеживание, преследование и добыча животных (стрельба на ходу, наезд) влечет уголовную ответственность.

Лес среда обитания животных. Животный мир - составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства - один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и Лесным Кодексом.

В силу Федерального закона "О животном мире" были определены права на объекты животного мира, виды и способы пользования животным миром, условия пользования животным миром, порядок выдачи лицензий, права и обязанности пользователей животным миром и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в том числе иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы, кроме видов, под видов и популяций, занесённых в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ2.

Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Правовое регулирование охоты - совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты - Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно - правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае. Так же, правила охоты регулируются актами местного самоуправления и актами субъектов федерации.

Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, - охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных - лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.

Постановление правительства от 10.01.2009г. №18 (ред. от 25.02.2009 г.) "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит:

Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению;

перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению.

Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Правилах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охоту. Уголовная ответственность предусмотрена ст.258 УК РФ.

Под незаконной охотой понимается охота с нарушением каких либо правовых норм в сфере регулирования охоты. Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (например, самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.). 3

При задержании лиц, производящих незаконную охоту, в случае невозможности установления их личности, оружие или орудия лова могут быть временно, до выяснения личности, отобраны органами или лицами государственной охраны, на которых возложен надзор за соблюдением правил охоты.

Так же законодательство устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты. И влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой (п.1 ст.8.37 КоАП РФ). 4

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

К таким актам прежде всего относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», содержащий общие положения; постановление Правительства РФ от 26.07.93 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»; приказ Минсельхоза России от 24.12.93 N 315 «О предоставлении права на охоту» (в ред. от 16.09.98); Приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты», Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Правительства от 10.10.60 N 1548 (в ред. от 03.05.94); Правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1289.

Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 24.04.03). Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569 утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ (в ред. от 05.11.99).

Правовое регулирование охоты также осуществляется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г., Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении», Приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», а также Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты».

Уголовный кодекс РФ в ст. 258 устанавливает ответственность за незаконную охоту.

В соответствии со ст. 34 Закона «О животном мире» охота представляет собой один из видов пользования животным миром. Такое пользование животным миром осуществляется гражданами, имеющими право на охоту на основе имеющихся разовых на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок.

Охотой, как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. К ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Охотничьи угодья - это земельные, лесные и водопокрытые площади, где обитают дикие звери и птицы и которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1960 г.).

Однако, по мнению ряда авторов, данная дефиниция нуждается в корректировке. Так, возникает необходимость в уточнении смысла понятия «нахождение в охотничьих угодьях с орудием охоты». О.С. Колбасов пишет, что к охоте «приравнивается не только пребывание лица с орудиями охоты в угодьях, но и нахождение в угодьях одних орудий охоты (капканов, ловушек и т.д.) без самого их владельца». Для того, чтобы избежать всех неудобств перечисления случаев, которые подразумеваются под понятием нахождения в угодьях и т.д. представляется правильным говорить о любой деятельности по добыче диких животных, включая сюда не только физическое, но и юридическое присутствие охотника в местах, где действует «охотничий режим», т.е. официальное регулирование порядка, времени, способа и других элементов охоты. С этой точки зрения охотой будет не только выслеживание и преследование дичи с целью добычи, либо сама добыча, но охотой будет установление капканов и других орудий лова.

В словаре русского языка охота определяется как «поиск, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли».

Г.Г. Булатов определяет охоту как «выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы».

Б.Н. Звонков считает, что «охота это любая деятельность, имеющая цель - добычу диких животных и птиц, представляющих научную или хозяйственную, или культурную, или просветительскую ценность, а также ценность, с точки зрения обеспечения сложившихся в природе экологических ассоциаций и равновесия».

Ю.И. Ляпунов под охотой «понимает не только добычу (убой, улов) диких зверей и птиц, но и установку капканов, сетей, силков, самострелов, выслеживание и преследование животных, а также сам факт нахождения с ружьем и с охотничьей собакой в охотничьих угодьях».

По мнению Колбасова О.С., «охотой является определенный вид деятельности людей связанный с использованием природных богатств животного мира. Охотой называется отыскивание и добывание разнообразными способами диких животных, обитающих в естественных условиях в лесах, горах, степях, на полях, лугах, водоемах и других угодьях».

Ю.Н. Ерофеев считает, что «охотой признается добывание диких животных и птиц, т.е. извлечение их из естественной среды, как путем умерщвления, так живьем. Преследование и выслеживание диких зверей и птиц с целью последующего добывания должны рассматриваться как приготовление к охоте». Таки образом, большинство авторов признают, что охота - это действие, которое сожжет выражаться в следующих стадиях:

1) выслеживание - поиск диких животных, мест их обитания, следов;

2) преследование - перемещение за обнаруженными дикими животными с целью их добычи;

3) добыча - извлечение из состояния естественной свободы умерщвленного или живого зверя либо птицы.

Выделяются следующие виды охоты:

а) промысловая охота - добывание животных охотниками промысловиками с целью выполнения планов заготовки мяса, шкур, мехов и другой продукции.

б) спортивная (любительская) охота - добывание охотничьих животных членами обществ охотников с целью удовлетворения потребностей в активном отдыхе на природе, а также в использовании продукции охоты в личных целях.

в) научная охота - извлечение из естественной среды диких животных для последующего проведения научных исследований.

Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др. Исключение составляют граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которые пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14 летнего возраста.

Удостоверением на право спортивной (любительской) охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращением с охотничьим огнестрельным оружием, об оплате государственной пошлине, и разовая лицензия на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Для промыслового добывания охотничьих животных дополнительно требуется договор, заключенный с заготовительными организациями, которым установлен государственный план закупок продукции охотничьего промысла или путевка, выданная в установленном порядке, а для штатных охотников наряд-задание.

Что касается разрешения (лицензии) на добычу диких животных, то в соответствии с приказом Минсельхоза России «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», от 4 января 2001 г. № 3, лицензия необходима для добычи следующих видов животных: а) диких копытных и медведей (по лицензиям, выдаваемым на изъятия одного животного в определенном месте в сезон охоты), б) соболя, бобра, выдры, росомахи, рыси, барсука, сурков, куниц и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания конкретного количества особей в сезон охоты), в) харзы, норок, лисицы, песца, белок, зайцев, гусей, глухарей, уток, голубей и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания особей определенного вида в определенном месте в конкретный срок с соблюдением лимитов изъятия этих животных).

При этом в нормативных актах выделяются некоторые виды птиц и зверей, добыча которых не требует специального разрешения и не ограничивается какими-либо сроками. Так, без лицензии разрешается добыча сусликов, хомяков, кротов.