Созерцание зеленой точки. Упражнение «программа быстрого чтения»

Патент России №2109346

Это комплексное упражнение, которое решает одновре­менно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения. Для выпол­нения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.

Порядок выполнения упражнения:

1. Вырезать текст приложения 4 и наклеить его на плотный картон, закрасив кружок в центре в зеленый цвет.

2. Каждый вечер, желательно в одно и то же время, прежде чем лечь спать, вы садитесь за письменный стол. Текст с зеленой точкой находится перед вами. Для удобства можно использовать под­ставку для книг, чтобы текст всегда был в одинаковом наклонном положении. Если вы читаете в очках, выполнять это упражнение также нужно в очках. Расстояние от точки до глаз должно быть постоянным, таким же, как при обычном чтении (30-33 см).

3. В этом упражнении очень важный момент его подготовки -сеанс аутогенной тренировки. Наиболее эффективный способ проведения сеанса - прослушивание магнитофонной записи заключительного сеанса AT, текст которого читает Генеральный директор школы, академик Олег Андреевич Андреев.

Если вы получили из школы магнитофонную запись или пластинку, то вы должны, сидя за столом перед листком с зеле­ной точкой, вместе с диктором вслух читать текст этого упраж­нения. После слов «Я буду быстро читать всегда» выключайте магнитофон и приступайте к созерцанию зеленой точки.

Всем, кто работает без магнитофонной записи, также следует медленно и спокойно вслух прочитать весь текст, после чего приступить к созерцанию зеленой точки.

4. Выполнить гимнастику для глаз. Голова неподвижна. По­смотрите вниз, вверх, влево, вправо, вдаль, вблизи.

5. Созерцайте зеленую точку, размещенную в центре стра­ницы с текстом, в течение 10 мин. Посторонние мысли отго­няйте. Концентрируйте внимание только на зеленой точке, вес мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Макси­мальная концентрация сознания.

Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыха­ние ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.

6. Текст в процессе созерцания никогда не читать.

7. По истечении 10 мин закройте глаза, прикройте их ладонью правой руки и идите спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением про­шедшего дня.

Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.

На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, усидчивость, постоянно возвращать мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение - признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают, и нужно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно со­зерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо под­держивать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд - как бы полусонным.

Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления - засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение зеленой точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево - вправо, вверх - вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны вас беспокоить. Следует сохра­нять состояние «спокойной сосредоточенности» и возвращать точку на место. Иногда состояние сонливости может усиливаться и выражаться в утяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе.

Когда вы научитесь достигать состояния ясного сознания (обычно на это уходит одна-две недели), ставится задача по­степенного расширения объема восприятия. Следует стре­миться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из вида зеленую точку, стремитесь увидеть всю строку текста из центра страницы по горизонтали. Когда успешно вы­полните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой 2-3 строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - это прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запре­щено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фик­сирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. По­степенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реали­зовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, ясного сознания вдруг вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгно­вений, но этого достаточно. Именно это и есть свидетельство успешности ваших тренировок.

И в заключение еще несколько слов о странице с текстом и зеленой точкой. Как вы уже заметили, его содержание - программа всего нашего курса техники быстрого чтения. Текст этой страницы - суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Используйте это упражнение. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: «Каждый день я с не­терпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты «ясного сознания». Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полу­прикрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полно­стью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь».

Попробуйте. У вас получится обязательно.

Купил книгу О.Андреева Быстрое чтение, начал выполнять упражнения указанные в книге и вот какой опыт приобрел:

Я сидел в кресле расслабившись, страница была закреплена на штативе, и на нее был направлен свет от лампы, чтобы четко можно было видеть текст. Текст аутогенной тренировки на аудио кассете не прослушивал, а только читал с листа.
Сначала как обычно при долгом разглядывании буквы плыли в разных направлениях, становились неузнаваемыми как будто написано было иностранным языком. Затем произошел какой то сдвиг в восприятии и в моем теле. Т.е. я ощутил неожиданно тяжесть в руках и ногах, (ощутил как толчок) затем увидел весь текст сразу, я его не читал, я просто его видел четко и ясно. Я мог разглядывать всю страницу перемещая взгляд, но от этого ничего не менялось.
Вокруг листа с текстом до этого сдвига я видел в поле зрения различные предметы (кровать, дверь стену и т.п.) после внезапного изменения восприятия я видел только лист с текстом, вокруг него как будто клубился черный туман и все предметы стали невидимыми. (как я понимаю это было тоннельное зрение). Состояние это длилось недолго, секунд 5-8, но и этого хватило.
Теперь текст для созерцания я доработал, сделал по краям рамку сантиметра по три вокруг листа из бархатной черной бумаги, так мне кажется лучше можно войти в то же состояние. (наблюдая текст в рамке стараюсь увидеть весь текст и кроме того захватить в поле зрения рамку из черной бумаги)
Продолжительность созерцания зеленой точки до момента появления вышеописанного эффекта составляла дней 30. Достигнутый эффект не является раз и навсегда закрепленным. Нужно постоянно тренироваться, после этого добиться подобного эффекта долгое время не удавалось, т.к. приходил с работы уставший и просто засыпал во время выполнения упражнения.
На всякий случай уточню по созерцанию зеленой точки технические особенности. В моем варианте исполнения это выглядело так: глядя на зеленую точку пытался рассмотреть всю строку слева и справа от точки. Мне этого показалось недостаточно и я подключил к горизонтальному расширению зрения диагональное. Т.е. все также глядя в центр пытался увидеть одновременно левый нижний угол всего текста и одновременно правый верхний угол. Проходил таким образом поочередно обе диагонали и горизонталь текста. Это действие позволило хорошо сосредоточиться, т.к. мозг (по крайней мере мой) не может выполнять два действия одновременно, скорее всего отключился внутренний диалог, что позволило добиться данного эффекта.
Надеюсь, что мой опыт поможет добиться успеха тем, кто стремится обучиться быстрому чтению.
2. при чтении газет, журналов вертикальным прочтением не перемещая глаз горизонтально, появилось какое то ощущение головокружения что ли, в общем при чтении текста ощущение будто читаешь его через увеличительное стекло и это стекло быстро перемещается по тексту сверху вниз.

Вложение:

Которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет опера­тивное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.

Порядок выполнения упражнения:

1. Вырезать из книги приложение 3 и наклеить на плотный картон. Про­читать внимательно текст, размещенный на странице.

2. Провести сеанс аутогенной тренировки, используя формулы внушения, приведенные в приложении 2, или некоторые подготовительные упражнения для глаз, описанные ниже.

3. Теперь садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещиваются), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст страницы с зеленой точкой.

4. Созерцать 10 мин. зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Посторонние мысли отогнать. Концентрировать внимание взора только на зеленой точке, все мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания.

5. По истечении 10 мин. закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необ­ходимо, контролируя свое поведение, постоянно возвращать свои мысли к зе­леной точке. При правильном выполнении задания не должно возникать ни­каких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение - признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед на­чалом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После же сеанса ауто­генной тренировки эти ощущения исчезают и можно сразу приступить к вы­полнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапря­женная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мыш­цы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслаб­ление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд - как бы полусонным.

Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас под­стерегает опасность полного расслабления - засыпания. Его первым призна­ком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображе­ние точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодви­гаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные яв­ления, которые не должны беспокоить: Следует сохранять состояние «спо­койной сосредоточенности» и возвращать точку на место. Иногда нарастание сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодо­лимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возни­кает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли ис­чезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основ­ной целью упражнения на данном этапе. Специальные исследования показы­вают, что достижение подобного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику обучающегося.

После достижения описанного состояния (одна-две недели) ставится за­дача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться уви­деть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точ­кой - прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графиче­ское обрамление зеленой точки.

Чтение всегда связано по необходимости с движением глаз, сменой их точек фиксации. В упражнении это запрещено. Весь период выполнения уп­ражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очерта­ния окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете ви­деть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упраж­нения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, «ясного сознания», вдруг вы видите всю страницу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится вы­пукло, ясно, отчетливо. Так продолжается недолго, всего несколько мгно­вений, но это и есть красноречивое свидетельство успешности ваших тре­нировок.

И в заключение еще несколько слов о страничке с текстом с зеленой точ­кой. Как вы уже заметили, здесь изложена программа всего курса техники быстрого чтения. Текст страницы - суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Делайте упражнение ежедневно. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: «Каждый день я с нетерпением жду ве­чера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты «ясного сознания». Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслаб­ляюсь и как-то внутренне обновляюсь».

Попробуйте. У вас получится обязательно. Мы советуем:

Каждый раз перед вечерним сеансом аутогенной тренировки или перед началом выполнения упражнения «Созерцание зеленой точки» читать весь текст вслух спокойно и не спеша. Это готовит вас к упражнению, к достиже­нию состояния «ясного сознания». Непроизвольно с каждым днем вы будете читать страничку все быстрее и быстрее. Наконец вы убедитесь в том, что од­ного взгляда достаточно, чтобы прочитать весь текст. Это первая ваша победа на пути освоения техники быстрого чтения.

В заключение нашей второй беседы мы предлагаем вам выполнить очеред­ное задание по измерению скорости чтения.

Определение скорости чтения

Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать контроль­ный текст № 2, а затем ответите на вопросы. При чтении текста будьте вни­мательны. Глаза бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз. Читаем без регрессий. Запишите время или включите секундомер.

Время начала чтения __________________________________

Время окончания чтения ________________________________

Время чтения текста __________________________________

Теперь запишите в тетрадь ответы на 10 вопросов, приведенных в прило­жении 5. Текст больше не читайте.

По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите

свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения.

Запишите вашу скорость чтения. Сравните ее с той скоростью, которую

показали на первом занятии. Вас удивляет более высокая скорость чтения?

Это закономерно. Вы читали текст без регрессий, а значит, более внимательно,продуктивно. Желаем вам дальнейших успехов.

Контрольный текст № 2 Объем 1800 знаков

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ?!

Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей.

Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с помощью разных видов транспорта, но можно идти и пеш­ком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возмож­ности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав какую-то из них, на­метим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлет­ворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные способы достижения цели.

Интеллектуальная деятельность-в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный психолог А. Р. Лурия од­нажды подсчитал, что не менее семи восьмых человеческого поведения скла­дывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая - «чистые» ус­ловные и безусловные рефлексы.

Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза - это ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий.Вторая - фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И нако­нец, третья - сличение получившегося результата с поставленной целью . В нашем примере первая фаза - это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, сравнение разных вариантов и выбор лучшего; вторая - осу­ществление того или иного варианта и, наконец, третья - удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя.

Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта - не говоря уже о третьей - очень четко отделены друг от друга. Че­ловек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллектуального поведения) от других животных, на­пример, человекообразных обезьян.

ЛеонтьевА.А. Мир человека и мир языка.-М., 1984.-С. 14.

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ

Чтение и мозг

Как вы уже знаете из курса школьной информатики, алгоритм - это совокупность каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения опре­деляет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Интегральным он называется потому, что его действие распространя­ется на весь текст в целом. В нашей прошлой беседе было показано, что ин­теллектуальная деятельность является одной из важнейших функций челове­ческого поведения. Реализацию всего многообразия проявления интеллекта обеспечивает, конечно, человеческий мозг. Пожалуй, ни один орган чело­веческого тела не изучается так давно, как мозг, а знаем мы о нем все еще так мало. Головной мозг человека компактен, обладает небольшой массой и по­разительно незначительным расходом энергии. Он содержит более 14 .млрд. нервных клеток и имеет среднюю массу 1,2 кг, его объем 1,5 дм 3 , а энергети­ческой мощности в электрическом эквиваленте он потребляет всего около 2,5 Вт. Это всего 3 лампочки карманного фонаря. Если сопоставить число активных нейронов головного мозга человека с общим числом логических элементов, содержащихся в современной ЭВМ (около 10 тыс.), то получим разницу в 1 млн. раз. В 1 см 3 мозга содержится более 10 млн. активных нейро­нов. Таким образом, человеческий мозг является наглядным примером реаль­ного существования наиболее эффективных и компактных методов микроми­ниатюризации в виде тонкопленочных структур. Но достоинства мозга заклю­чаются не только в архитектуре сверхплотной многослойной укладки нейро­нов. Пожалуй, самая удивительная особенность мозга - функциональные программы , по которым он работает. Живой мозг использует такие методы алгоритмизации вычислений и параллельной ассоциативной обработки инфор­мации, которые даже трудно себе представить.

Среди многих функций деятельности мозга для нас особенно интересна система программ извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию машине так или иначе подает человек в готовом виде. Мозг же человека поставлен совсем в другие условия: он вынужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста., т. е. из системы, организация которой не всегда ему известна.

Надежным посредником и критерием рациональности действий орга­низма являются уровень автоматизма его движения и действия - так на­зываемые стереотипные акты поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетической системе.

Итак, переработке информации мозгом должно предшествовать ее извлечение из внешней среды. О способах решения мозгом этой исходной задачи сегодня известно еще очень мало. Что же именно?

Современная нейропсихология выделяет три основных функциональных блока, три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для лю­бого вида психической деятельности человека, в том числе и чтения (рис. 3).


Рис.3 Три функциональных блока мозга

Первый - биоэнергетический - блок тонуса обеспечивает бодрствование коры и расположен в глубинных, ранее других сформировавшихся отделах мозга. В первый блок входят верхние отделы ствола головного мозга, так на­зываемая ретикулярная формация, обеспечивающая тот уровень бодрствова­ния и активного внимания, без которого невозможна мозговая деятельность. Как показали многочисленные наблюдения, если опухоль или внутричерепное микрокровоизлияние затронет этот блок, у человека не нарушится ни восприя­тие, ни речь, ни мышление, но внимание, уровень бодрствования снизятся, изменится эмоциональная сфера в сторону ее обеднения. Зная особенности этого блока, выдающийся советский хирург академик Н. Н. Бурденко во время операций соответствующим воздействием на мозг искусственно вызы­вал сон у больного. Но механизмы главного функционального блока не только тонизируют кору больших полушарий, но и сами испытывают ее влияние. Таким образом, существует тесная органическая связь этого блока с высшими отделами коры головного мозга.

Второй функциональный блок мозга обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Он состоит из аппаратов зрительной (находится в затылочной части мозга), речевой (лобная извилина), слуховой (височная область мозга) и общечувствительной областей (теменная область мозга). Именно этот блок выполняет большую часть процессов, связанных с чтением. Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции контроля протекающей деятельности. Есть основания полагать, что именно здесь находится командный пункт, управляющий высшими формами психической деятельности человека. Мы подчиняем процесс чтения определеной программе. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс склады­вается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала о определенной мозговой программе. Эта функция принадлежит лобным до-ям коры. Если они повреждены, у человека не создается никакого замысла дальнейших действий.

Какие же типы программ разрабатывает и реализует этот функциональный блок мозга? Как показал профессор Н. И. Жинкин, современные представления работе мозга как семантического, т. е. смыслового, устройства допускают существование нескольких видов биологического программирования.

Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности; определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в человеческом мозге.

Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь решения - создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации. Здесь можно выделить два этапа: количественный и качественный.

Как справиться с обработкой все возрастающих потоков информации? Как найти действительно нужное, полезное, самое ценное, отобрать необходимое в лавине поступающих сообщений? Эту задачу решает интегральный алгоритм чтения. Именно интегральный алгоритм чтения создает своеобраз­ный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он, безусловно, обеспечивает в какой-то степени и качественную обработку текста, все же основное его назначение - отобрать для последующей обработки значимую в данной ситуации информацию.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет+пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться им алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на дней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют ому алгоритму. Те, например, кто имеет проездной билет, не задерживаются у кассы, а сразу проходят в середину вагона. У таких пассажиров свой алго­ритм действия. Это простой пример применения правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алго­ритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые из­менения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Исполь­зование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые осо­бенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие меж­ду автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть осно­вание полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и програм­мы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сом­неваться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, та­кое чтение никакой пользы не приносит.

Это - пример неэффективной программы умственных действий или не­удачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель - известный советский психолог Д. Узнадзе. Психологи­ческая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется мно­гократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом слу­чае называется фиксированной. Она может стать бессознательным факто­ром регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступень­ки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявля­ется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два одинаковых шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллю­зия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.

И
нтересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в мет­рополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и под­нимает пассажиров. Другой эскалатор - неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координа­цию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг - неподвиж­ность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особен­ность человеческого восприятия - видеть не то, что показывают, а по при­вычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пуш­кина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть - девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.

Рис. 4. Психологический тест:

девушка или старушка?

Кого вы увидели? Мы неодно­кратно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкуриру­ющими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает опреде­ленную систему привычек и навыков, которую затем легко использует авто­матически, без напряжения ума.

Н
аблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную после­довательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.

Рис. 5. Семь блоков интегрального алгоритма чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смыс­ловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,- новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока пред­полагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле , как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а боль­шая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по

интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками-бликами алгоритма.

Р

ис. 6. Две программы чтения: слева - медленное, справа - быстрое

В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается

Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме.

Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бес­цельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные пред­меты, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей по­добны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спаситель­ный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техни­ки быстрого чтения. Как было показано в предыдущих беседах, основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умствен­ных действий.

На рис. 6 условно сопоставлены программы умственных действий двух

читателей: слева-читающего медленно, справа-читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последо­вательных программ умственных действий. Чтение из процесса хаотич­ного, неорганизованного становится процессом, подчиненным единой про­грамме - интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алго­ритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, пони­мание и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение, в отличие от медленного, пассивного созерцания текста, заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обла­дают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседнев­ной жизни, большая часть - избыточная. Как отмечают лингвисты, тенден­ция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терми­нологии не снижается.

Анализ этих явлений сделал специальный корреспондент «Известий» В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенно­го в большинстве географических зон земного шара семейства парно­копытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%.

Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту» таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократ­но говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисцип­линирует ум, заставляет и при составлении различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва дейст­вительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность порой бывает полезной.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения воору­жает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержа­тельной информации из любых текстов.

Все люди любят рассматривать достопримечательности. Это главная причина, по которой ежегодно на путешествия тратятся миллионы. Вспомни­те ваше последнее путешествие. Какие виды вы вспомните? Несомненно, немногие, наиболее примечательные. А все остальные стерлись из памяти. Теперь же, работая по алгоритму, вы научитесь приему «созерцание-обозре­ние» всего текста сразу. И еще необходимо знать, что существуют образцы инструмента, модели одежды, стиль письма. Каждый писатель, приступая к на­писанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют раз­ных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приемы. Если вы научитесь распознавать наи­более употребительные стили, а также освоите приемы обращения с ними, то вы существенно увеличите ваши читательские возможности. Это замеча­ние имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем теперь вы можете уже свободно ориентироваться в содержатель­ной части текста, вы уже можете видеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом. Для тренировки этого качества давайте выполним очередное задание.

Текущая страница: 9 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Упражнения на концентрацию внимания и развитие зрительной памяти
УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕЛЕНАЯ ТОЧКА»

Это упражнение разработано известными исследователями в области быстрого чтения О. А. Андреевым и Л. Н. Хромовым. Для выполнения этого упражнения подготовьте себе «инструмент». Возьмите обыкновенный лист бумаги формата А4, на котором будет любой печатный текст. В середине текста поставьте зеленым фломастером точку (достаточно крупную).

Посмотрите на точку внимательно. Постарайтесь, чтобы она навевала вам положительные мысли. У некоторых зеленый цвет ассоциируется с природой, травой, отдыхом, у кого-то возможны иные ассоциации.

Сядьте, расположите листок с текстом перед собой. Должно быть хорошее ровное освещение. Постарайтесь не допускать никаких отвлекающих мыслей. Медленно и спокойно прочитайте вслух весь текст любой страницы (в самой середине страницы поставьте зеленую точку).

В течение 10 мин созерцайте зеленую точку, которая размещена в центре страницы с текстом. Отгоните посторонние мысли. Старайтесь сконцентрировать взгляд только на зеленой точке, при этом все мысли должны быть связаны с ней.

После того как 10 мин пройдет, закройте глаза, затем прикройте их ладонью правой руки. Желательно после выполнения этого упражнения лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

Когда вы будете выполнять это упражнение сравнительно недолго, т. е. примерно одну-две недели, то вам необходимо постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Если вы правильно выполнили задание, то у вас не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь в глазах, слезливость и напряжение – это признаки технических ошибок. Для того чтобы их устранить, перед началом упражнения расслабьте мышцы глаз, век и лба. Можете также использовать такой прием: представьте, что вы смотрите на облака или на корабли на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения старайтесь быть расслабленным.

Когда вы будете смотреть на зеленую точку, сознание будет переживать несколько стадий. Микродвижения глаз по мере возрастания сосредоточенной успокоенности будут становиться все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Точка может приближаться к вам или отодвигаться, как бы уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления. Старайтесь сохранять состояние спокойной сосредоточенности и возвращать точку на место.

После того как вы проделали такое упражнение в течение одной-двух недель, постарайтесь постепенно расширить объем восприятия. Поэтому вам нужно стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста – справа и слева, сверху и снизу. Сначала вам нужно расширить поле зрения по вертикали, потом – по горизонтали.

Когда вы сможете выполнить это, продолжайте увеличивать объем восприятия. Теперь старайтесь видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверху и внизу. Видеть одновременно с точкой – это не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обрамление зеленой точки.

Чтение всегда связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В упражнении это запрещено. Весь период выполнения упражнения взгляд должен фиксировать только зеленую точку. Значит, вам не нужно читать текст, вы только должны боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вам удастся видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения в том, чтобы 10 мин свободно созерцать точку, не отвлекаясь на посторонние мысли. А в отдельные мгновения сосредоточения вдруг увидеть всю страницу одновременно с точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Так будет продолжаться сравнительно недолго, всего несколько мгновений. Но это и должно быть свидетельством успешности тренировок.

УПРАЖНЕНИЕ «ЦИФРОВЫЕ ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

Для тренировок некоторые специалисты по обучению быстрому чтению, например уже известные нам Андреев и Хромов, рекомендуют использовать цифровые таблицы Шульте. Ваша задача: сфокусировать взгляд в центре таблицы, но при этом стараться увидеть ее целиком и найти все видимые цифры по порядку за время не более 25 с. Таблицы Шульте нужны психологам для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица – это разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 на 20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Для тренировки вам нужны будут все 8 таблиц. Их очень просто сделать самим. Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру. Разумеется, за секундомером сами вы следить не сможете, так что привлекайте к работе еще кого-нибудь. Хорошие результаты, если на одну таблицу вы затратите примерно 25–30 с. Но это в начале тренировок. В дальнейшем время, которое вы затрачиваете на поиск цифр, должно уменьшится до 11–12 с, а может быть, и меньше.

Правила работы с таблицами Шульте.

1. Для 7 тренировок используйте все 8 таблиц. Цифры от 1 до 25 располагайте в разном порядке.

2. Ищите цифры беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 без пропуска. перебирайте по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указывайте только взглядом, для этого обеими руками удерживайте таблицу в слегка наклонном положении. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд должен фиксироваться в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как при чтении обычного текста, т. е. примерно 25–30 см.

5. Время и периодичность тренировок устанавливайте сами, но старайтесь не переутомляться.

Ежедневно работайте с таблицами Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добейтесь считывания любой таблицы за время не более 25 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕСКАЖИТЕ ПРОЧИТАННОЕ»

Прочитайте быстро текст, а затем постарайтесь быстро пересказать прочитанное (хотя бы частично). Если вам не удастся этого сделать, тогда придется прочитать текст сравнительно медленно. Безусловно, если вы хорошо знакомы с материалом, то текст не будет для вас сложным. Поэтому мы предлагаем два текста: первый текст будет легким и простым для тех, кто хорошо знает математику; второй текст будет легким для гуманитариев. Соответственно, если вы – математик, читайте второй текст. Он будет для вас сравнительно сложным. Если вы гуманитарий, читайте первый текст. Он будет для вас очень и очень непростым. Таким образом вы сможете убедиться, что время от времени необходимо варьировать скорость чтения и читать что-либо медленно. Иначе ничего не поймешь и не запомнишь.


Алгебраическое выражение . Выражение может считаться алгебраическим только в том случае, если в его записи указаны лишь алгебраические действия, т. е. сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень с рациональным показателем и извлечение корня. Все остальные действия, например возведение в степень тригонометрической функции, не относятся к алгебраическим.

Если в алгебраическом выражении используется извлечение корня из переменных или возведение переменных в дробную степень, то такое алгебраическое выражение называется иррациональным, или трансцендентным. Все алгебраические выражения делятся на рациональные и иррациональные. В рациональное могут входить лишь 4 арифметических действия и возведение в степень с рациональным показателем.

Треугольник . Треугольником называется фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки попарно. Три точки называются вершинами треугольника, три отрезка – его сторонами.

Для обозначения треугольника указываются его три вершины. Стороны треугольника обозначаются двумя буквами, являющимися соответствующими вершинами.

Угол треугольника . Углом треугольника при данной вершине называется угол, образованный полупрямыми, выходящими из этой вершины.

Высота треугольника . Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведенный из этой вершины к противолежащей стороне треугольника.

Биссектриса треугольника . Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, который соединяет вершину с точкой на противолежащей стороне.

Медиана треугольника . Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны. В каждом треугольнике имеется три медианы, три биссектрисы и три высоты.

Средняя линия треугольника . Средняя линия треугольника – это отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

Средняя линия треугольника, соединяющая середины двух данный сторон, параллельна третьей стороне и равна ее половине.

Равные треугольники . Треугольники называются равными, если равны их соответствующие стороны и углы.

Каков бы ни был треугольник, существует равный ему треугольник в заданном расположении относительно данной полупрямой.

Признаки равенства треугольников .

1. Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

2. Если стороны и прилежащие к ней углы одного треугольника соответственно равны стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3. Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Равнобедренный треугольник . Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. Эти стороны называются боковыми сторонами равнобедренного треугольника, а третья сторона называется его основанием.

В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный. В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой. Осью симметрии равнобедренного треугольника является биссектриса (медиана, высота) при его вершине.

Равносторонний треугольник . Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. У равностороннего треугольника все биссектрисы являются медианами и высотами. Это справедливо для любого треугольника. Из утверждения следует, что у треугольника хотя бы два угла острые.

Теорема о внешнем угле треугольника . Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним.

Прямоугольный треугольник . Треугольник называется прямоугольным, если у него есть прямой угол. Стороны треугольника имеют свои названия: гипотенуза – это сторона, противолежащая прямому углу, катеты – две стороны, образующие вместе прямой угол.

Катет, противолежащий этому углу, равен половине гипотенузы.

Признаки равенства прямоугольных треугольников .

1. Если гипотенуза и острый угол одного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого треугольника, то такие треугольники равны.

2. Если катет и противолежащий ему угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и противолежащему углу другого треугольника, то такие треугольники равны.

3. Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого треугольника, то такие треугольники равны.

Теорема Пифагора . В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Синус . Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

Косинус . Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Тангенс . Тангенсом острого угла называется отношение противолежащего катета к прилежащему.

Котангенс . Котангенсом острого угла называется отношение прилежащего катета к противолежащему.

Их можно определить по таблице.

Теорема косинусов . Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.

Теорема синусов . Отношение одной стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно отношению другой стороны к синусу соответствующего противолежащего угла.

Площадь треугольника . Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне. Также площадь треугольника можно найти как половинное произведение двух сторон на синус угла между ними. Справедлива и формула Герона, в которой используется значение полупериметра треугольника.

Подобные треугольники . Два треугольника называются подобными, если углы одного треугольника соответственно равны углам другого треугольника и стороны одного пропорциональны соответствующим сторонам другого треугольника.

Если в треугольнике провести любую прямую, параллельную основанию, то отсекаемый ею треугольник будет подобен исходному с коэффициентом подобия k. Это коэффициент равен отношению соответствующих сторон треугольников.

Построить треугольник, подобный данному, зная коэффициент подобия, значит подобно преобразовать этот треугольник.

Признаки подобия треугольников .

1. Два треугольника подобны, если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого.

2. Два треугольника подобны, если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, лежащие между ними, равны.

Свойство биссектрисы внутреннего угла треугольника . Биссектриса внутреннего угла треугольника делит противолежащую сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам. Предположим, дан треугольник АВС, в нем проведена биссектриса BD угла АВС. В этом случае верно будет равенство AD / DC = AB / BC.

Средние пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике . Понятие среднего пропорционального отрезка в прямоугольном треугольнике раскрывается следующим образом: отрезок является средним пропорциональным между двумя данными отрезками, если его квадрат равен произведению величин этих двух отрезков.

Если в прямоугольном треугольнике высота опущена на гипотенузу, то эта высота является средним пропорциональным между проекциями катетов на гипотенузу. Каждый из катетов в этом случае является средним пропорциональным между гипотенузой и его проекцией на гипотенузу.

А. Д. Кутасов, Т. С. Пиголкина, В. И. Чехов, Т. Х.

Яковлева «Пособие по математике для поступающих в вузы»

Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело – в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?

Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей Античности, Средних веков, так и мыслителей Нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления: а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать ее «причину»), как и создателей науки генетики (и ее «причину»), не представляет особого труда. Эти и им подобные «изменения» в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени – множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями. Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.

В первую очередь привлекали внимание Разум, Интеллект, Дух, Человек (все равно, был ли он в облике индивида Homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354–430 гг. н. э.) в своем главном философском произведении «О граде Божьем» предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог, и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомистского направления в философии.

В философии Гегеля (1770–1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. «Сама в себе свобода, – отмечал он, – заключает бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становится действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственной целью духа, которую она осуществляет».

На пути своей реализации Дух преодолевает препятствия, в том числе и порождаемые им самим; он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. Конечно, там можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но эти добродетели и это всеобщее играют ничтожную роль в отношении к миру и к тому, что в нем творится. Конечно, мы можем найти в самих этих субъектах и в сферах их деятельности осуществление определений Разума, но число их ничтожно по сравнению с массой рода человеческого, да и добродетели их сравнительно не очень распространены. Наоборот, страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу». Это может быть причиной даже гибели процветающих государств. Однако необходимость, заложенная в Абсолютном Духе, все-таки, несмотря на противодействие ей со стороны отрицательных сил, претворяет себя в общем логическом саморазвитии в направлении к исторической цели.

Несколько иначе, но по сути так же решают вопрос об основном факторе развития общества и многие другие философы: Кондорсе, И. Г. Гердер, О. Конт, Л. Уорд, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев; общим для них (хотя в разной форме) является наличие духовной основы социального развития. В ряду соответствующих трактовок находится и концепция экзистенциалиста К. Ясперса (1883–1969), о которой скажем несколько больше. Он считает важнейшим рубежом, от которого отправляется история, «осевое время», наполненное ценнейшими для человека идеями. Это время охватывает период между 800 и 200 гг. до н. э., когда почти одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день». Новое, возникшее в эту эпоху, сводится, по К. Ясперсу, «к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели. Познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Основатели мировых религий в своем творческом усилии определили основные русла духовной жизни. Как на Востоке Конфуций и Будда, так и на Западе И. Христос не говорят, каков сам мир, в котором мы живем, но скорее о том, как жить в мире, чтобы быть достойным его. Они определили путь, по которому пошло развитие человечества. «После того как совершился прорыв осевого времени и сформировавшийся в нем дух стал посредством своих идей, творений, образов доступен каждому, кто был способен слышать и понимать, когда стали ощутимы безграничные возможности, все последующие народы становятся историчными в зависимости от степени интенсивности, с которой они отзываются на совершившийся прорыв, и от глубины, на которой он ими ощущается». Чтобы спасти человеческую сущность, мы должны, указывает К. Ясперс, постоянно обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его изначальности. Человеческая история, по К. Ясперсу, есть в первую очередь история человеческого духа, а материальное воплощение ее, в том числе техника, – следствие духовной истории. Изложенное К. Ясперсом – важное историческое наблюдение, имеющее большое культурологическое значение. Сомнение вызывает лишь то, что в социально-философском контексте вряд ли справедливо сложный комплекс факторов духовного развития человечества сводить к идеям, выдвинутым лишь в осевое время.

П. В. Алексеев «Социальная философия.

Факторы развития общества»

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОГРАММА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ»

Составим так называемую программу быстрого чтения.

1. Если вы читаете книгу или статью, то в первую очередь в памяти должно остаться название. В названии нередко скрывается смысл книги. Поэтому вспомнив название, мы вспоминаем основной смысл прочитанного. Значит, на название следует обратить особое внимание. Нередко название не несет какой-либо смысловой информации, является абстрактной фразой. Поэтому для наилучшего запоминания постарайтесь запомнить то, с чем название будет ассоциироваться. Например, детектив Дарьи Донцовой «Концерт для Колобка с оркестром». Проведите смысловую параллель: Колобок – персонаж детской сказки… Или Колобок – прозвище начальника Анастасии Каменской в произведениях А. Марининой.

2. Нелишним будет запомнить фамилии авторов. Для лучшего запоминания сравните эти фамилии с теми, которые вы знаете. Это могут быть фамилии и имена известных людей или ваших личных знакомых. С иностранными фамилиями немного сложнее. Поэтому запоминайте их звучание, а также сравнивайте с произношением фамилий и имен актеров, писателей, политических деятелей, которые у всех на слуху. Можете сравнить иностранные имена и фамилии с любыми русскими словами. Например, Д. Смолл (смола).

3. Мы крайне редко запоминаем выходные данные книги или газеты: год, число, месяц. Между тем нередко такая информация нам бывает необходима. Поэтому постарайтесь связать год выхода книги или дату выхода газеты с каким-то событием в вашей жизни (или жизни вашей страны). Например, газета датирована 5 июня 2004 г. В этот день, вполне возможно, исполнилось 30 лет вашему коллеге. Оговорюсь, что совсем не обязательно запоминать все номера газет, которые попадаются вам в руки. Это нужно делать только в том случае, если статья вас очень заинтересовала и вы бы хотели оставить ее в памяти.

4. Программа быстрого чтения основывается на том, что вы всегда должны уметь вспомнить основную проблему прочитанного. Поэтому во время чтения очень лаконично формулируйте проблему книги или статьи. После окончания чтения всей статьи или книги можете уточнить проблему.

5. В процессе чтения обязательно запоминайте детали. Что-то вам может нравиться, а что-то нет. Если что-то тормозит чтение, кажется вам утомительным, скучным, или наоборот, захватывает, увлекает, то это запоминается особенно хорошо.

6. Запоминайте последовательность изложения, т. е. события, которые произошли в начале или в конце.

1. НАЗВАНИЕ.

3. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ.

4. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЧИТАННОГО.

5. ДЕТАЛИ.

6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

На листе бумаги формата А4 нарисуйте вышеприведенную схему программы быстрого чтения. Затем смотрите на нее как можно чаще, можете прикрепить над своим рабочим столом или местом, где обычно читаете. Это необходимо для того, чтобы вы как можно лучше запомнили программу. Как только вы запомните эту несложную схему достаточно хорошо, приступайте к тренировкам. И перед каждым началом чтения обязательно вызывайте ее в памяти или смотрите на рисунок. Чтение должно строиться согласно схеме.



Прежде всего вы должны зафиксировать в памяти название, автора, выходные данные. Затем по мере чтения у вас будут складываться представление о том, какой проблеме посвящена книга или статья.

В процессе чтения вы должны отбирать, фиксировать в памяти только то, что соответствует схеме. Ваши впечатления должны складываться в так называемые блоки. После завершения чтения еще раз представьте схему и проверьте, насколько ваши воспоминания о книге соответствуют ей. Это заключительное действие необходимо, чтобы лучше усвоить и запомнить текст. Многочисленные психологические исследования подтвердили, что те, кто читает быстро, лучше и полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно. Зрительное представление программы быстрого чтения помогает разложить информацию по блокам, следовательно, в дальнейшем эту информацию легче будет вспомнить. Подобные тренировки необходимо проводить достаточно длительное время, не менее 2–3 недель. Для тренировок постарайтесь подобрать такую литературу, которая вам интересна, например детективы, фантастику, приключения. Иногда можно использовать газетные статьи. Но тренировки с использованием статей менее продуктивны: сравнительно небольшой объем газетных статей существенно облегчает задачу. Соответственно, ежедневно читайте одну или две интересные книги, держа листок с нарисованной схемой перед собой. В процессе чтения укладывайте информацию в блоки-кирпичики. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков. При чтении обращайте внимание на регрессии, т. е. возвратные движения глаз. Постарайтесь обойтись без них, даже если вам кажется, что абзац (страница) усвоены недостаточно хорошо. После того как вы прочитали несколько книг (для этого потребуется несколько дней тренировок), держа листок перед собой, начинайте читать, не глядя на рисунок схемы, но представляя себе его мысленно. Излагайте содержание прочитанного в соответствии с программой.

Разберем по пунктам книгу Ивана Ефремова «Лезвие бритвы».

1. Название романа – «Лезвие бритвы». Для кого-то это название перед началом чтения проассоциируется непосредственно с бритвенным станком или с опасной бритвой. После прочтения произведения представления о названии могут быть абсолютно другими. Например, это будет связано с тем, что в романе автор раскрывает проблемы человеческих способностей, резервов психики. Конечно, лучше проводить параллели между названием и самим текстом.

3. Книга вышла в 1992 г. в издательстве «Советский писатель». Можно представить себе 1995 г., начало перестройки и то, что за три года до нее существовало издательство с таким названием. А может, в этом году у вас кто-то родился.

4. Книга серьезная, она делится на четыре части. У каждой запоминающееся название: «Черная корова», «Корни гнева», «Торжество тигра» и «Лезвие бритвы». Например, в «Черной корове» ведется рассказ о поисках сокровищ в Африке. Так можно разбить по смыслу весь текст.

5. Про то, какие запоминающиеся детали есть в этом произведении, я говорить не буду. Вся книга читается на одном дыхании и очень интересная. Если она вам понравилась, то вы без труда вспомните написанное.

При запоминании важную роль могут сыграть такие факторы, как обложка, цвет книги, рисунок на обложке. Некоторые запоминают и такие вещи.

1. После того как мы вспоминаем название, то сразу сама собой всплывает первая фраза этой сказки: «Посадил дед репку». Или же мы сразу представляем большой овощ и стоящего перед ним дедушку, который чешет затылок и думает о том, как вытащить репку из земли. На помощь ему уже спешит бабка, и вся сказка предстает у нас перед глазами.

2. Сказка русская народная. Легко представить старушку, которая сидит перед печкой, рядом стоит прялка, за окном метет метель. В печке уютно потрескивают дрова, на лавочке свернулся клубочком кот. Около бабушки сидят внучата, старушка рассказывает им сказку про репку. Лично я представляю такую картину, когда слышу словосочетание «русская народная сказка».

3. Книга, которую мы держим в руках, красивая, красочная, вышла всего пару лет назад. Здесь вы опять включаете фантазию, смотрите дату выпуска и издательство и запоминаете это так, как вам удобно.

4. Смысл у книжки такой. На огороде выросла огромная репа. Дед попытался вынуть ее из земли, но у него не получилось. Пришлось ему позвать на помощь бабку, затем бабка зовет внучку и т. д. В конце концов кошка зовет мышку, и только с ее помощью удалось вытащить большую репку. Мораль сказки такова, что только общими усилиями можно сделать такие дела, с которыми в одиночку не справишься.

5. Деталей в этой сказке много. В каждом предложении появляются новые герои. Для кого-то это интересно, а кого-то это может утомлять.

6. Достаточно вспомнить начало цепочки «дедка – бабка – внучка», как мы сразу же вспоминаем остальных действующих лиц сказки.

Конечно, это очень простой пример, но начиная с таких сказок в детстве мы в более зрелом возрасте способны запоминать и воспринимать книги с труднопроизносимыми названиями и очень глубоким смыслом.

1. Книга называется «Ваш ребенок». Тем, у кого есть дети, несложно запомнить название. Авторы как бы делают ударение на том, чтобы вы прочитали книгу и поняли, какой он, именно ваш (!) ребенок, как его воспитывать, как за ним ухаживать, как кормить и т. д.

2. Книгу написали Тамара и Сергей Никитины, муж и жена. На нашей эстраде до сих пор появляется дуэт Никитиных, Сергея и Татьяны. Разница здесь только в имени женщины.

Упражнение это - комплексное и решает одновременно две важные для обучения быстрому чтению задачи: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения).

Для выполнения упражнения используется с. 180 книги (см. Приложение).

Порядок выполнения упражнения на статику (зеленая точка):

1. Упражнение выполняется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.

2. Перед началом выполнения цикла упражнения вырезать с. 180 (см. Приложение 2) из книги и наклеить ее на плотный картон. Прочитать текст, размещенный на этой странице только один раз, внимательно и не спеша.

3. Садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.

4. Основное задание: 10 мин созерцать зеленую точку, размещенную в центре с. 180 с текстом. Думать только о ней. Посторонние мысли отгонять. Главное - концентрация внимания взора на зеленой точке, все ваши мысли, ваше сознание должны быть связаны с зеленой точкой. Максимальная концентрация сознания.

5. По окончании 10 мин необходимо закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

Как уже было сказано, это упражнение решает одновременно две задачи: тренировку внимания (сосредоточения) и расширение поля зрения. На первом этапе (первая и вторая недели) ставится задача тренировки и концентрации внимания. Контролируя свое поведение, усидчивость, следует постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Затем (третья и последующие недели тренировки) необходимо постепенно расширять объем вашего восприятия по активному полю зрения. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу.

Вначале вы пытаетесь расширить поле своего зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из поля зрения зеленую точку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страницы по горизонтали. Когда вы успешно это выполните, можно постепенно увеличивать объем вашего восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Многие слушатели курсов быстрого чтения задают вопрос: что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обращение зеленой точки.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться только различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы должны видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения вдруг, как в открытое ясное окно, вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо, это бывает недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть награда и красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.