Варианты игры боем на гитаре. Разновидности гитарных боев

Одним из наиболее распространенных способов получения звуков при игре на гитаре считается гитарный бой, на языке специалистов называемый ритмическим рисунком. Это лишь один из способов звукового сопровождения.

Говоря обыкновенным языком, гитарный бой - это извлечение звуков посредством ударов по струнам всей рукой или только определенными пальцами. Впервые этот музыкальный прием был придуман в Испании и носил название «разгеадо». Впоследствии появились другие виды отличимые друг от друга частотой ударов по струнам и количеством пауз.

для новичков

Как правило, гитарный бой для начинающих исполнителей кажется очень сложным, так как имеет множество разновидностей и способов извлечения звуков. Основные способы игры на :

  • Если играть всей рукой, то звук будет сильным и громким, но при этом будет затруднительно контролировать четкость звучания.
  • Ударять можно кончиками ногтей, причем пальцы не должны быть сильно оттопырены от ладони.
  • Если играть совмещая большой и получается подобие медиатора.
  • Также можно ударять по струнам одним ногтем, в этом случае звучание становится более чистым, но тихим.

Для облегчения обучения можно использовать различные схемы гитарных боев.

Схематические обозначения

V - удар сверху вниз.

^ - удар снизу вверх.

i - удар указательным пальцем.

Б - бас (басовая струна зависит от аккорда).

Приглушение струн большим пальцем.

Х - полное глушение ладонью.

В зависимости от комбинаций вышеприведенных символов образуются различные виды гитарного боя. Освоив несколько основных боев, можно сыграть большое количество армейских, эстрадных и дворовых композиций.

Простой бой

Этот бой называется также четверкой и позволяет сыграть большое количество песен. Ритмический рисунок - V ^ V Х ^, где вниз играется большим пальцем, а вверх - указательным. Отработать этот вариант боя можно на примере песен Виктора Цоя «Кукушка» и «Пачка сигарет».

Эстрадный бой

По-другому называется «шестерка», также является довольно простым и распространенным боем. Схема выглядит следующим образом: V V ^ ^ V ^ - без глушения и V V Х ^ ^ V Х ^ - с глушением на 2-м и 5-м ударах. Примером «шестерочки» служат композиции "Сектора Газа" «Демобилизация» и "Агаты Кристи" - «Как на войне».

Знаменитый бой «восьмерка»

Этот гитарный бой для начинающих позволяет импровизировать музыканту над собой и получать индивидуальные варианты исполнения.

Базовая схема «восьмерки»: V _ V _ ^ V V ^ V ^.

Для импровизированного исполнения можно менять очередность ударов пальцами, играть с приглушением, а также расставлять паузы различной длины между ударами.

Блатной бой

Эти виды гитарного боя также имеют несколько вариаций исполнения.

Схематический рисунок: Б V Х Б ^ V Х

В зависимости от аккорда басовые струны будут отличаться. К примеру, соответствуют 5-я и 6-я струна, используемая для баса, а для Dm - 5-я и 4-я.

Стиль кантри

Исторически бой кантри появился в фольклоре европейских переселенцев. Сейчас этот стиль известен по всему миру не менее других музыкальных направлений.

Схематический рисунок стиля кантри: Б V Х ^ Б ^ V Х ^

Басовые струны играются большим пальцем и зависят от расположения аккорда.

Испанский стиль

Этот вид боя является разновидностью «восьмерки». Эти схемы гитарных боев трудно поддаются изучению, так как в них присутствует игровой прием «расгеадо». Разновидности расгеадо:

  • Нисходящее расгеадо осуществляется от нижней струны к верхней. Для его исполнения нужно провести по струнам «веером» из пальцев, начиная от мизинца.
  • Восходящий игровой прием исполняется в обратном направлении. Собранные под ладонь пальцы веерообразно скользят вдоль струн, начиная с верхней.
  • Кольцевое расгеадо совмещает оба вышеперечисленных приема.

Знаменитые игровые техники

Несомненно, начинающим музыкантам необходимо в совершенстве освоить уроки гитарного боя, прежде чем переходить к стилевым техникам. Для общего ознакомления приведем несколько наиболее популярных стилей:

  • Техника баррэ заключается в зажатии указательным пальцем некоторых или всех шести струн. В зависимости от количества зажатых струн баррэ делится на большое и малое.
  • Слайд - стиль игры с использованием одноименного с ним приспособления, надеваемого на палец. При этом слайд должен неотрывно скользить по струнам, придавая интересное звучание.
  • Стиль свип распространен в среде современных виртуозов. Его техника заключается в быстром перемещении с одного лада на другой, тем самым создавая «размытый» звук.
  • Теппинг - техника игры посредством несильных ударов правой рукой по струнам на грифе. Иногда возможно задействование обеих рук.
  • Легато - это своеобразный способ извлечения звуков на грифе гитары, производимый левой рукой. Бывает смешанным, восходящим и нисходящим.

Это далеко список современных игровых приемов и техник, которые можно изменять и совершенствовать, так же как и виды гитарного боя.

Гитарный бой

Для того чтобы уметь играть на гитаре, недостаточно только знать расположение аккордов. Необходимо еще уметь извлекать из них звук. Для этого необходимо изучить технику боя. Бой на гитаре представляет собой своего рода сопровождение или аккомпанемент, при котором звук из гитарных струн извлекается путем удара по ним правой рукой или медиатором. Так, существует несколько его разновидностей. Здесь я попытаюсь как можно доступнее и проще объяснить принцип гитарного боя.

Простой бой на гитаре

Итак, для начала потренируйтесь ровно считать до восьми: раз-два-три-…-восемь. Очень важно, чтобы этот счет был ровный (с равными интервалами между цифрами). Итак, бой представляет собой удары по струнам по очереди вверх-вниз. На раз - вниз, на два - вверх, на три - вниз, на четыре - вверх. Повторите несколько раз, закрепите данный навык. Это основа, на которой строятся все остальные навыки боя.

Еще один простой бой на гитаре

На раз - вниз, на два - вверх, на три - пауза (то есть не играется ничего, в это время правая рука переносится вниз, но без удара по струнам), на четыре - снова вверх. Это наиболее популярный вид боя для шумных компаний и песен в стиле «Восьмиклассницы» Цоя.

Бой "шестерка" на гитаре

Это один из самых популярных видов гитарного аккомпанемента. Как несложно догадаться из названия боя, ударов по струнам здесь шесть. Играется он следующим образом: на раз - вниз, на два - пауза (перенос руки вверх без удара по струнам), на три - вниз, на четыре - вверх, на пять - пауза (переносим руку вниз), на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх. Всего получилось шесть ударов по струнам. Этот бой непрост. Однако научившись его играть, вы сможете сыграть почти любую песню.

Бой "восьмерка" на гитаре

Данный вид боя немного проще. Он играется так: На раз - вниз, быстрый перенос руки вверх, на два - снова вниз, на три - вверх, на четыре - вниз, далее опять быстрый перенос руки вверх, на пять - вниз, на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх.

Еще один интересный бой - испанский бой на гитаре

Этот вид боя довольно сложный для новичков, однако все решает практика. Главное, понять суть и принцип, а далее воспроизвести самому и повторять до тех пор, пока не будет получаться идеально. Эту технику еще называют "расгеадо", или "веер", потому что техника визуально похожа на раскрытие или закрытие веера. Итак, техника испанского боя. Пальцы собраны вместе в кулак, но не напряжены. Представьте, что вы держите в правой руке бабочку - в любой момент вы можете расправить пальцы и выпустить ее. При этом мизинец может в этом не участвовать - он не нужен. Как только вы поднесли руку к струнам, начинайте резко расправлять пальцы и ударять каждым из них по струнам. Сначала расправьте безымянный, далее - средний, затем - указательный. Вы «раскрыли веер». Повторите это в более быстром темпе, чтобы струны звенели непрерывно на протяжении всех трех ударов. В некоторых источниках указано, что можно использовать и мизинец. Это только придаст звуку полноту и громкость. Такой «веер» называется восходящим - от самой низкой струны к самой высокой (по звучанию, а не по расположению!). Есть еще одна разновидность испанского боя - нисходящий. Он выполняется боем от самой высокой струны к самой низкой. Наш «раскрытый веер» мы теперь «закрываем», ударяя сначала мизинцем, затем безымянным, средним и указательными пальцами от самой высокой струны к самой низкой. Таким образом опять же образуется непрерывный поток звука. Еще один вариант - соединение первого и второго типа испанского боя. Сначала восходящий, а затем нисходящий. Такая техника называется "кольцевым веером".

Напрасно начинающие играть на гитаре изначально учат аккорды, а затем только пробуют их ставить, думая, что сразу и получится красивая игра. Гитарные струны немного трудно поддаются дрессировке, поэтому для того, чтобы с ними подружиться, нужно освоить в первую очередь некоторые способы, в первую очередь технику боя .

Немного о приемах

Классическая игра подразумевает, что человек станет изучать ноты и таким образом, зажимая нужную струну в нужном месте, начнет извлекать звуки. В результате и получится стройная игра.

Но есть путь несколько упрощенный – играть боем . То есть по струнам музыкант должен ударять практически всей кистью правой руки. Необходимо освоить несколько методов, в результате которых может получиться неплохой аккомпанемент.

Какие существуют бои?

Сразу оговоримся, что названия условны. То есть, нет очень точной классификации, а есть просто общепринятые названия. Ими пользуется большинство любителей, но не профессионалов-гитаристов.

  • Под Высоцкого;
  • Тройкой;
  • Шестеркой;
  • Без глушения;
  • С приглушением;
  • Ровный бой;
  • Испанский (восьмерка);
  • Блатной.

Это не весь список. Есть еще и другие, но перечисленные чаще всего встречаются . И для начала нужно изучить некоторые из них. Несколько названий начинающему гитаристу ни о чем не скажут. Но, например, «под Высоцкого» или «блатной», «испанский» — более или менее известные понятия.

Как научиться играть боем?


Только выучив самые известные аккорды, начинающий музыкант пробует их ставить. Понятно, что если бить по струнам со всего маху, то ничего не получится. Нужно попробовать подчинить себе руку, чтобы она в дальнейшем могла точно и мягко извлечь звук из инструмента . Собственно, и выражение «играть боем» немного неправильное. Гораздо правильнее назвать этот прием ритмическим рисунком. Существуют несколько схем, которые без труда можно встретить в любом самоучителе.

Рисунок, или как мы называем бой, создается из определенного количества ударов и пауз между ними. Мы зажимаем левой рукой гриф, то есть ставим аккорды, а правая уже делает из них мелодию.

И тут самое важное – иметь хорошее чувство ритма. А иначе нормальная игра на гитаре не получится. В основном этим способом пользуются, когда учатся играть на акустической гитаре. Здорово же, применив тот или иной прием, спеть в хорошей компании знакомую песню, которую подхватят все. Или даже исполнить что-то свое.

Можно научиться исполнять не только дворовые песни, но и выучить такой способ боя, который позволит сыграть рок, джаз . Например, испанский, поможет вам одолеть стиль кантри. Вообще, испанский стиль очень интересен, жаль, что его не так часто используют, как хотелось бы.

Наиболее известные обозначения :

  • V – Удар по струнам вниз, начиная от шестой;
  • ^ — Удар вверх, от первой;
  • х – Приглушение ребром ладони.

А теперь самые известные схемы :

  • v v v ^ v – самый известный способ.
  • v ^ v ^ v – играть нужно так: удар вниз, потом вверх, снова вниз, вверх. Закончить ударом вниз.
  • Если попробовать приглушить рукой струны, то можно получить вот что :

  • v ^ vх ^ v ^ vх ^ — такую игру мы получим, используя метод приглушения звука.
  • v vх ^ ^ vх ^ — знаменитая «шестерочка». Красивый и немного сложный ритм. Но выучить его стоит.
  • v v v ^ ^ v v – тоже не слишком легкая методика, но очень распространена как у любителей, так и у профессионалов.


Вот такие самые известные виды. А, впрочем, здесь можно бесконечно экспериментировать. И, разучивая все более новые аккорды, можно составлять из них огромное количество комбинаций.

Начинать музицировать можно в любом возрасте, и боем всегда можно научиться исполнять любимые произведения.
Новичку вполне достаточно приведенных выше разновидностей боя. Но есть еще несколько сложный испанский бой. Это достаточно интересный прием, называемый еще расгеадо (веер). И у него также есть свои виды. Игра на гитаре в таком стиле — это уже начало более осмысленных действий, нежели простое бренчание .

Тут можно перечислить следующие виды: расгеадо восходящее (кистью руки сверху вниз), нисходящее (понятно, что исполняется снизу вверх) и кольцевое (игра сочетает и первый и второй виды боя).

Бой немного сложный для начинающих, но, освоив его, можно легко произвести впечатление на своих слушателей.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

В этом уроке мы начинаем петь под гитару. В предыдущих уроках мы разучили 2 аккорда: Am, E. Тут мы выучим ещё один аккорд Dm.

Берется он так: на первом ладу первым пальцем зажимаем первую струну, на втором ладу вторым пальцем зажимаем третью струну, на третьем ладу третьим пальцем зажимаем вторую струну.

Если не получается взять аккорд Dm , то есть 2 варианта:

  • Безымянный палец можно прижимать по центру лада, но обязательно проверьте звучание струн, если будет дребезжать, то воспользуйтесь другим вариантом.
  • Пальцы согните немного в бок, как показано на видео, тогда проблем не будет.

Частушки

Зная три аккорда Am E Dm , мы можем начать петь частушки .

Вот слова:

С горки ехала Иришка
Самой быстрою была
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала

Перед тем, как начать петь под гитару, мы просто поиграем и запомним аккорды. Сначала зажимаем аккорд Dm, проводимся большим пальцем правой руки по всем струнам, затем аккорд Am — проводимся пальцем, потом аккорд E и снова Am. Запомните такую последовательность Dm Am E Am — и по кругу.

Бой — Ритмический рисунок

В этом же уроке мы с Вами разучим простой бой. Бой по-другому называется ритмический рисунок.

Бой на гитаре — проще говоря, это удары по струнам правой рукой. Бой изображается такими стрелочками V ^ (или направляющие стрелки)

V — Проводимся по струнам вниз

^ — проводим по струнам верх

Остальные обозначение на схемах будем изучать в процессе этого курса. В этом уроке самая простая схема для новичков — первое что нужно выучить.

В предыдущих уроках мы играли с Вами так: большим пальцем правой руки проводили по всем струнам. Сейчас нам нужно выучить новый прием — проводимся указательным пальцем по струнам снизу вверх (подушкой пальца).

Если схема такая — V^ V^ - это означает, что проводимся вниз верх вниз верх и по кругу. Вернемся к нашей частушке. На определенный аккорд приходятся определенные удары.

В частушках на каждый аккорд приходится 4 удара — V^ V^

Берем аккорд Dm и начинаем играть V^V^ затем берем следующий аккорд Am — V^ V^, и так же на аккорде E и Am и начинаем всё сначала с аккорда Dm.

Задание

Научиться играть и петь частушки . Сначала медленно. Можно даже медленнее, чем показано на видео, затем ускоряйтесь. Используйте метроном, держите ритм.

Гитарный бой шестерка почти самый простой и популярный вид боя, особенно в песнях русского рока. С помощью него можно исполнить большую часть композиций. Вообще, игра боем – самый популярный способ аккомпанировать пению. Он ненамного сложнее четверки, зато звучит драйвовей и играется быстрее за счет пауз. Бой шестерка – отличный вариант, как для начинающих, так и для продвинутых гитаристов.

Игра этим боем очень проста, вот схема: вниз – вниз-вверх – вверх-вниз-верх. Длинные черточки между движениями означают паузы. Чтобы лучше понять, как это исполнить ровно сыграйте следующую последовательность: вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх. Отработайте ее под любые аккорды, пока не будет получаться хорошо. А теперь выкиньте из схемы второй и пятый элемент. То есть вы играете вниз, а там, где должно звучать вверх просто проносите руку, не касаясь струн, а дальше продолжаете играть вниз-вверх, и опять проносите руку вхолостую.

Есть еще один простой способ научиться играть этот гитарный бой. Можно разбить всю последовательность на две части и отрабатывать их по отдельности, а затем соединить. Это выглядит следующим образом:

  1. вниз-вверх-вниз-вверх.
  2. вниз-вверх-вниз-вверх.

Выделенные элементы играются со звуком, а не выделенные, соответственно, без звука. Отработайте гитарный бой по кусочкам, а потом попробуйте соединить. Чтобы тренироваться было интереснее попробуйте играть разные аккорды. Например, последовательности: C, Am, F, G или Em, C, G, D. На них строятся многие песни так, что их игра поможет вам не только отработать технику, но и заочно выучить аккомпанемент какой-нибудь песни.

Сочетать аккорды лучше тогда, когда вы уверенно играете схему на одном аккорде. У многих начинающих возникают сложности при смене аккорда: например, сложно выдержать ритм или не понятно, в какой именно момент переставлять аккорд. Сразу проясним этот момент, аккорд переставляется сразу после последнего штриха вверх и на новом аккорде сразу же играем бои вниз без паузы.

Ниже мы прикрепим видео-уроки, в которых очень подробно и понятно показано, как играть шестерку. Внимательно посмотрите их, они помогут вам прояснить непонятные моменты.

Что такое бой шестерка с точки зрения музыкальной теории

Как известно, у любой песни есть размер, который задает, грубо говоря, набор нот разных длительностей в каждом такте. Так вот, гитарный бой шестерка соответствует размерам 4/4 или 2/4. Что имеется ввиду. Разберем на примере 4/4. Этот размер означает, что в каждом такте присутствует 4 доли, которые можно почитать, как рас-и-два-и-три-и-четыре-и.

Если наложить друг на друга схемы боя и счета, то вы видите, что элементы полностью совпадают. Кстати, обучение игре боем под счет – это хороший способ научиться играть правильно и ровно. Попробуйте на каждое движение (включая холостые удары) считать.

Первое время будет казаться, что это невозможно, но спустя несколько попыток у вас все получится. Этот полезный навык существенно поможет вам в дальнейшем научиться исполнять более сложные комбинации.

Усложненный вариант боя

Если вы уже хорошо играете простой вариант боя, можно переходить к изучению более сложного и интересного его варианта – с глушением. Схема игры остается та же, мы лишь добавляем глушение на второй и пятый удары. Что значит добавить глушение? Это значит, что вместо извлечения звука, мы бьем по струнам пальцами, а затем тут же накрываем их ребром ладони так, чтобы они перестали звучать. Если сделать это с небольшой силой, то может даже получиться щелчок от биения струн пол порожкам ладов. Этот звук делает звучание интереснее. Видео-уроки, прикрепленные ниже подробно рассказывают о том, как правильно глушить струны.

Какие песни играют боем

Конечно же, чтобы научиться играть шестерку на 100%, нужно это сделать с какой-нибудь песней. Вот маленький список разноплановых и простых композиций, которые можно научиться играть шестеркой:

  1. Последний звонок.
  2. Орбит без сахара.
  3. Владимирский централ.
  4. Три белых коня.
  5. Когда твоя девушка одна.

На самом деле список чуть ли не бесконечный, если вы хорошо поете, то берите любую понравившуюся песню, с вероятностью 90% под нее подойдет бой шестерка. Видео-уроки на ютубе помогут вам научится правильно петь под аккомпанемент.

Какие еще бывают виды боев

Виды боя на гитаре в порядке, от простого к сложному:

  1. Четверка или простой (вниз-вверх-вниз-вверх).
  2. Шестерка или эстрадный (армейский) (схему вы уже знаете).
  3. Восьмерка (вниз – вниз – вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх).
  4. Испанский.

Как видите, бои называют исходя из количества используемых в них ударов (за исключением последнего). Испанский бой на гитаре - это отдельная тема. Вообще это собирательное определение, которое включает в себя много разных способов аккомпанирования с использованием приемов, характерных для испанской музыки. Уроки на ютубе подробно рассказывают и показывают, как исполнять такие вещи.

Это и все, мы желаем вам удачи на нелегком пути освоения игры на гитаре. Надеемся, что эта статья чуточку продвинула вас на пути к цели. Напоминаем, что у нас также есть группа ВКонтакте, где мы вкладываем различные уроки, ноты, табулатуры, видео и другие полезные материалы для гитаристов. Вступайте!

И небольшой подарок — урок по испанскому бою!