Как начинать ходить после инсульта. Походка после инсульта

В результате случившегося инсульта наблюдается ухудшение следующих функций:

  • Нарушение координации, ходьбы после инсульта, что мешает самостоятельно вставать на ноги из-за наличия спазма в конечностях.
  • Резкая смена настроения с положительных на отрицательные эмоции.
  • Нестабильность со стороны когнитивных функций.
  • Отсутствие связной речи.


Медикам иногда не под силу определить конкретные сроки окончания восстановительного периода. Ведь для каждого человека после инсульта нужна индивидуальная программа восстановления двигательных функций.

Оттого как скоро пациент научится ходить зависит от домашнего лечения. Особенно если родственники приобретают дорогостоящие тренажеры. Но это может позволить себе не каждый. Поэтому альтернативой становятся самодельные приспособления для тренировки двигательных функций ног и рук.

Чтобы появилась правильная ходьба важно раннее начало восстановления, но только после полного медикаментозного курса. Прежде научите пострадавшего самостоятельно сидеть в кровати, потом с нее подниматься. В первое время, больному такая задача будет казаться сложной, поэтому следите за ним, во избежание случайного падения на пол.


Позже пострадавший начнет держать равновесие тела увереннее, а во время ходьбы сможет самостоятельно удерживать правильное положение туловища. Основную роль при ходьбе играет умение выпрямлять и сгибать ноги, предплечье и кисть.

Для улучшения ходьбы пациенту после инсульта приобретите специальную трость с четырьмя опорами и ортопедическую обувь с небольшим каблуком и широкой подошвой. Желательно, чтобы у нее была застежка для фиксации голеностопного сустава. Старайтесь, чтобы больной выработал самостоятельность ходить без посторонней опоры.

Как выработать правильную походку


Чтобы пострадавший научился правильно ходить, нужна посторонняя помощь. Можно начать восстановление, прорисовав перед кроватью больного дорожку со следами. Обычно именно по такой методике учатся ходить в специализированных центрах для реабилитации двигательных функций после инсульта.

Во время занятий при выработке верной походки, чтобы восстановление шло более продуктивно, рекомендуется использовать фиксирующие стопу держатели. А чтобы колено не сгибалось, надевать наколенники, специально предназначенные для удержания ноги в вертикальном положении после инсульта.


Когда человек уже более-менее начал самостоятельно подниматься на ноги, для ускорения восстановительного периода предложите занятия на беговой дорожке. Желательно на тех моделях, что предназначены для больных инсульт – заболеваниями. В отличие от обычных тренировочных, они имеют поручни в виде перегородок с левой и правой стороны тренажера.

При занятиях, важно, не торопиться: есть риск выработать привыкания к некорректному формированию голеностопного сустава. После инсульта можно начать заниматься скандинавской ходьбой.

Нарушения при ходьбе


После инсульта у пациента врач наблюдает рассогласованность двигательных функций с одной стороны туловища. Ходьба становится менее корректной.

Со стороны это заметно по таким признакам:

  • Нехарактерная для здорового человека шаткая походка.
  • Больной не может сгибать пальцы на руках и полностью выпрямить ногу. В некоторых случаях полностью выпрямленная нога не сгибается, и пациент совершает полукруг больной стороной, правильно опираясь лишь на здоровую ногу.
  • Пострадавшему становится трудно встать на всю подошву ноги, поэтому он начинает ходить не с пятки, а с носка пораженной конечности.
  • Есть риск неожиданного падения пострадавшего из-за имеющейся низкой чувствительности и паралича.
  • Походка напоминает движение циркуля.

Быстрая реабилитация двигательной активности ног


Чтобы восстановление после инсульта проходило с успехом, продолжайте лечение в условиях стационара. Если состояние человека определяется как легкое ишемическое нарушение тока крови, то ходить пострадавший сможет спустя 3–4 недель.

Если пострадавший потерял сознание, но оно быстро вернулось, есть вероятность получения последствий во время инсульта средней степени. Тогда ходьба будет сохранена лишь на 50–60%.

Когда в период инсульта происходит спонтанное сильное кровоизлияния мозга, то помочь вряд ли возможно. Паралич ноги скорее останется на всю жизнь. Именно такая форма определяется, как очень тяжелая, несовместимая с нормальным существованием человека. Восстановление пациента затягивается на длительный период.

Применение беговой дорожки

Когда возникает инсульт, человек вынужден постоянно лежать в кровати, а вставать на ноги или совершать элементарные движения ему не под силу. Сможет ли больной ходить будет зависеть от применяемых лечебных методик.

Первое время для повышения чувствительности рекомендуется делать массаж и гимнастику пассивного характера. Потом врач может посоветовать заниматься на беговой реабилитационной дорожке.

От традиционного отличается следующими характеристиками:

  • Работа на очень низких скоростях, так как пациенты из-за случившейся болезни вначале не смогут ходить даже очень медленно.
  • На беговой дорожке пристроены длинные поручни.
  • Многоуровневая настройка скоростных функций.
  • Кнопка экстренной остановки.
  • Грузоподъемность не менее 110 кг, основывается тем, так как инсульт возникает не только при высоком давлении, но и при ожирении.
  • Высвечивания на дисплее беговой дорожки значения веса, пульса, израсходованных калорий и пройденного пути.

Если после нескольких занятий на беговой дорожке произошли некоторые улучшения парализованной ноги, увеличивать скорость не стоит. По рекомендации врача регулируйте скорость движения дорожки в зависимости от улучшений.

Использование тренажеров для разминки ног


Продолжить восстановление на тренажерах можно только после того, как человек будет уверенно стоять на поврежденной ноге. Не следует начинать движения, заранее не получив рекомендации от лечащего врача.

Если больной не знает как работать с тренажером - подскажите. Желательно, чтобы это делал врач – реабилитолог. Ведь только он знает, как правильно начинать и в течение какого времени продолжать тренировку.

Можно спровоцировать ухудшение работы ноги из-за чрезмерной перегрузки. Иногда по этой причине у пострадавшего во время интенсивной тренировки мышц нижних конечностей инсульт может случиться прямо на месте.

Данные неврологической практики показывают, что возраст пациентов, столкнувшихся с инсультом, изменился – в зоне риска сегодня оказываются люди от 40 до 55 лет, а также пациенты более зрелого и пожилого возраста. После 55-60 лет вероятность нарушений в кровообращении головного мозга резко увеличивается.

Последствия инсульта (инфаркта головного мозга) выявляются сразу и обнаруживаются спустя некоторое время. Среди них – потеря речи и зрения, логического мышления и памяти, двигательные нарушения различной степени вплоть до полного паралича.

Научиться ходить после инсульта – одна из важнейших задач в реабилитации пострадавшего пациента. Несмотря на явную сложность осознанного движения, оно необходимо, поскольку способствует нормализации работы головного мозга, согласованности движений, возобновлению моторики.

Ходьбе должны предшествовать восстановительный массаж, физические упражнения, выполняемые под руководством медицинского работника. Когда элементарные упражнения, а также умение сидеть стали возможны для пациента, необходимо переходить к восстановлению ходьбы и походки.

Первые шаги – технология правильного движения

После инсульта резко увеличивается тонус мышц конечностей, ноги и руки перестают слушаться, их движения становятся несогласованными. Мышечный тонус больной конечности изменяет ее положение, вследствие чего походка становится кособокой – коленные суставы оказываются чрезмерно расслабленными, стопа отвисает.

При движении такая нога совершает не прямое движение от пятки к носку с дальнейшим переступанием на пятку, а идет по полукругу с опорой на носок. Это вызывает замедление шага, больная нога цепляется за пол и весь процесс передвижения становится травматичным.

Научиться правильно ступать на ногу, отрабатывать нужное положение стопы – это обязательные условия для начала ходьбы. Сам больной или его помощник должен следить, чтобы:

  • с первого шага, при первом соприкосновении с полом стопа опиралась на пятку, а не на носок;
  • стопа двигалась прямо, а не описывала полукруг;
  • колено сгибалось в момент перед тем, как стопа становится на пятку.

На этом этапе очень важно желание больного восстановить ходьбу и даже лежа в кровати ему важно представлять себя ходящим прямо, с правильной постановкой стоп. Это поможет ему в непосредственном обучении ходьбе.

Физическая и моральная поддержка

Существуют различные восстановительные тренажеры и помощники для обучения вертикализации и передвижению после инсульта. В условиях стационара это могут быть специальные технические приспособления, в домашних условиях доктора рекомендуют коленоупоры (на начальном этапе) и ходунки, которые позволяют пациенту не только сделать первые шаги, но и возвратить ходьбу как привычный навык.

Ходунки – основное и наиболее простое в освоении средство для передвижения людей, страдающих нарушениями ходьбы. Их подбор осуществляется исходя из индивидуальных особенностей больного. Ходунки бывают:


Инсультным больным следует обратить внимание на безколесные варианты, поскольку они в большей степени помогают координировать движения, более устойчивы.

На первых тренировках с ходунками обязательна страховка помощника, который не только поддерживает больного, но и контролирует правильное положение стопы, ее прямое движение, а также сгибание тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Помощник должен найти удобное положение, при котором бы осуществлялась необходимая поддержка, была возможность легкого подталкивания бедра пациента, возможность коррекции косого шага.

Кроме того, на этом этапе очень важна моральная поддержка больного – это приблизит успешность восстановления ходьбы.

Как восстановить движение при помощи скандинавской ходьбы?

Восстановление ходьбы и походки после инсульта – это процесс, занимающий довольно длительный период времени. Пациентам, научившимся ходить с ходунками, часто сложно перейти к обычной ходьбе, так как они по-прежнему нуждаются в опоре. Доктора рекомендуют в этом случае скандинавскую ходьбу.

Скандинавская ходьба – это вид передвижения, при котором ходящий опирается на специальные палки, создавая телу дополнительные точки опоры. Лыжники, не имеющие возможности тренироваться летом, используют этот вид спорта, чтобы не потерять активность всех задействованных в лыжном беге групп мышц.

Популярность скандинавской ходьбы в реабилитационной медицине возрастает – к ней обращаются, когда необходима опора для передвижения, а также в случае, если восстановление происходит тяжело, пациент не был физически активен до болезни.

Для людей, перенесших инсульт, скандинавская ходьба – настоящая находка:


Скандинавская ходьба сегодня активно применяется как одна из форм лечебной физкультуры, ее влияние на постинсультных больных пристально изучается.

Доказано, что период полной или частичной неподвижности после инсульта существенно сокращается при регулярных занятиях скандинавской ходьбой.

Здесь важно соблюдать принцип поступательности – от периода привыкания к палкам, на которые пациент опирается, нескольких обучающих шагов, до уверенного передвижения на расстояние.

Более того, регулярные занятия скандинавской ходьбой рассматривают сегодня как способ профилактики первичного и повторного инсультов.

Срок реабилитации после инсульта индивидуален, но основной прогресс двигательной активности происходит в первые 3-4 месяца после удара. Именно поэтому двигательную активность, умение и желание ходить нужно постоянно подкреплять.

Помощь и забота близких людей, положительный эмоциональный фон с одной стороны и технические приспособления в виде ходунков, палок, регулярной ходьбы с опорой, с другой стороны, способны «поднять на ноги» даже пожилого человека. Упорный тяжелый труд по восстановлению ходьбы и походки обернется радостью заново открываемых возможностей.

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять — терапию перед выполнением упражнений.

Как восстановить ходьбу после инсульта.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии : во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 — 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати . Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте , высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет и навыков самообслуживания.

От больного и от того, кто оказывает ему помощь, потребуется много сил и терпения. Далеко не у всех есть возможность посещать хороший реабилитационный центр, в котором больному будет оказана грамотная медицинская помощь, или приобрести сложные и дорогостоящие тренажеры. Но при правильном настрое и настойчивой работе максимально вернуться к обычному ритму жизни больной сможет и дома. Простейшими «тренажерами» станут самые обычные бытовые вещи, обращение с которыми недавно было самым обычным делом.

Начинайте реабилитационные мероприятия следует как можно раньше, сразу после завершения медикаментозного лечения и восстановления нормального мозгового кровообращения и кровяного давления. Ни в коем случае больной не должен привыкать к лежачему образу жизни. Необходимо сначала научится сидеть, хотя бы просто на постели, потом - опустив ноги на пол. Поначалу больной может не справиться самостоятельно с этими действиями, будет необходима помощь. Постепенно справляться с этой задачей будет проще. Каждый день следует усложнять задачу: самому спускать ноги с постели, пытаться «ходить сидя», то есть переступать ногами по полу.

Начинать вставать и ходить необходимо под наблюдением ухаживающего - сделать первые шаги и даже удержать себя в вертикальном положении будет очень трудно. Помощь будет заключаться в поддержке больного с пораженной стороны. Основная сложность, не только физическая, но и психологическая, заключается в том, что чувствительность в этой стороне очень низка, что создает неприятные ощущения и не дает двигать рукой и ногой. С этим придется смириться, так как такие ощущения могут остаться надолго. Главное - научиться двигать ногой и рукой.

Основная задача в начале передвижения - научиться сгибать пораженную ногу во всех суставах, удерживать ее в правильном положении. Для того чтобы облегчить координацию движений, можно на полу разметить постановку стоп, наметить на полу отпечатки следов, на которые больной будет ставить ногу - это поможет контролировать длину шага. Для того чтобы больной не забывал фиксировать ногу в голеностопном суставе и не цеплялся ногой за пол, между «следами» можно класть небольшие препятствия, сначала - карандаши, после - предметы более крупные.

Освоив передвижение с помощником, можно пытаться двигаться самостоятельно, но с надежной опорой. Это может быть специальная трость с подлокотником и желательно четырьмя опорами. Необходима и удобная обувь - с широким и низким каблуком, плотно держащаяся на ноге, желательно фиксирующая голеностопный сустав. Дальнейшее восстановление двигательных функций зависит уже в большей степени от больного, его упорства и желания начать ходить.

Инсульт уносит миллионы жизней по всему миру, оставляет людей инвалидами, и полностью восстановиться после приступа удаётся не каждому. полная или частичная парализация, потеря привычных навыков, человек становится недееспособным и требует регулярного ухода за собой со стороны. Зависимость больного от ухаживающих людей наряду с состоянием здоровья провоцирует психологические проблемы. В этом случае требуется помощь психолога, пациенту необходимо быть готовым к трудностям на пути к выздоровлению.

Восстановление двигательных функций — важный этап реабилитации.

Кроме поддержки близких людей, больной сам должен прилагать немалые усилия, чтобы восстановить утраченные функции. Реабилитационный период может длиться как несколько месяцев, так и лет. Курс заключается в использовании комплексных мер, направленных на , двигательных, когнитивных функций. Когда кризисный период миновал, больному требуется долгая реабилитация, потому как научиться ходить после инсульта заново бывает очень нелегко. С реабилитационными мероприятиями не следует затягивать, начинать их нужно сразу же после медикаментозной терапии по восстановлению мозгового кровообращения. Больной не должен привыкать к постельному режиму, чем раньше его удастся поднять с кровати, тем быстрее запустится процесс восстановления.

Влияние инсульта на двигательные функции

Острое нарушение кровообращения вызывает сбои всех систем организма. Кроме бессвязной речи, дисфагии, у больного наблюдаются онемение конечностей, паралич. Если вовремя не принять меры, эти симптомы могут перетечь в постоянное явление. Наличие мышечных судорог может быть крайне опасным и предвещать повторение приступа.

Для нарушения двигательных функций характерны такие признаки:

  • наблюдается неуверенность, шаткость походки;
  • неспособность развивать скорость передвижения;
  • больной не может согнуть, разогнуть или максимально выпрямить руку или ногу;
  • болезненный спазм мышц ног препятствует сгибанию тазового и коленного суставов, часто возникает в стопе;
  • движения парализованной ноги могут усиливать спазмы руки;
  • координация движений нарушена;
  • частичное или полное отсутствие чувствительности конечностей;
  • у больного не получается поставить ногу на подошву, как следствие, при ходьбе движения начинаются с носка, а не с пятки;
  • ходьба после инсульта может сопровождаться внезапными падениями.


Реабилитационные мероприятия начинают проводить в индивидуальном порядке, чётко установленных сроков для восстановительного процесса нет, всё зависит от состояния больного. Одни больные начинают ходить по истечении 2 – 3 месяцев, другим требуется намного больше времени на возвращение утраченных функций. В любом случае, больному и близким людям необходимо запастись терпением и работать для получения позитивного результата.

Несмотря на существенное влияние масштабов поражения головного мозга на динамику выздоровления, большое содействие в успешности мероприятий оказывает поддержка родных. Не менее важен и психологический настрой самого больного. Депрессивное состояние, вызванное ощущением беспомощности, обречённости и нежелание действовать, способны погубить на корню все развернувшиеся работы по реабилитации.

Медикаментозная терапия не заканчивается по истечении острой фазы патологии. Больному могут назначать лекарства на протяжении длительного периода, в зависимости от состояния и симптомов:

  • препараты, стабилизирующие нормальный кровоток по сосудам, нормализующие работу сердца;
  • средства для в случае его высоких показателей;
  • лекарства, разжижающие кровь, предотвращающие образование тромбов в конечностях (при геморрагическом инсульте не применяются);
  • миорелаксанты, снимающие мышечные спазмы;
  • нейротрофические препараты, способствующие двигательной активности;
  • антиоксиданты для восстановления клеток мозга.


Как начать ходить после инсульта

Чтобы как можно скорее поднять человека с постели, необходимо , постепенно переходя к более серьёзным тренировкам. Больной после инсульта крайне немотивирован и часто не хочет ничего делать для улучшения своего состояния. Задача психолога и близких людей – позитивно настроить пациента на выздоровление. Несмотря на длительность реабилитационного периода, у больного есть шанс вернуть полностью или частично утраченные в результате приступа функции.

Восстановительные процедуры заключаются в следующих мероприятиях:

  1. На первом этапе необходима пассивная зарядка, которая не требует вставать с постели. Её проводят медработники или близкие пациента. Гимнастика тренирует функцию сгибания суставов, для этого поочерёдно поднимают, сгибают в локте то одну, то другую руку, затем проводят аналогичные упражнения на каждую ногу.
  2. Тренажёр-кровать предусмотрен для начала процесса обучения правильного передвижения ногами на начальном этапе, он имитирует ходьбу.
  3. Приблизительно на 4 – 5 сутки после приступа больного пытаются усадить. Достичь вертикального положения помогает специальное приспособление. Сначала больной сидит на постели, затем свешивает ноги на пол.
  4. Далее, можно имитировать ходьбу, перебирая ногами в сидячем положении. Необходимость вертикального положения не установлена точными сроками и зависит от индивидуального состояния пациента.
  5. На этом этапе ведутся подготовительные работы к практике ходьбы, эффективно использовать движение «велосипед», поскольку оно задействует все группы мышц.
  6. Гидротерапия, предполагающая использование гидромассажа, способствует улучшению кровообращения.
  7. Озокеритовые аппликации, лечение парафиновыми компрессами.
  8. Массажи, являющиеся эффективной и неотъемлемой частью лечения.
  9. Гидротерапия, озокеритовые аппликации, массажи помогают избавиться от мышечных судорог.
  10. Успешно проводится реабилитация в домашних условиях, где больной пробует выполнять обычные бытовые действия, развивающие моторику.
  11. Использование тренажёров значительно ускоряет процесс восстановления. Существует несколько видов приспособлений для развития навыков ходьбы, вставания со стула, велотренажёры, беговые дорожки.
  12. По истечении некоторого времени (период реабилитации индивидуален) больному удаётся встать на ноги. Стояние и ходьба непросто даются больному в постинсультном состоянии. Начинать делать первые шаги следует с поддержкой другого человека, затем самостоятельно с помощью опор.
  13. Можно размечать следы больного с целью дальнейшей коррекции походки. Для закрепления навыка правильной постановки ноги нужно ходить по размеченной дорожке со специально нанесёнными на неё шагами.


С началом этапа обучения навыку ходьбы необходимо будет обзавестись:

  • ортопедической обувью на широкой подошве с небольшим подъёмом;
  • для фиксации стопы используются специальные держатели;
  • также целесообразно надевать подколенники, чтобы во время ходьбы нога в колене не сгибалась.

Часто после инсульта плохо ходят ноги, что делать в таком случае, знают , но возможность позволить себе дорогостоящие процедуры есть не у всех. Не менее эффективным может быть и домашнее обучение ходьбе по принципу «научу ходить так, как хожу сам», выполнение упражнений возможно с помощью близких людей.

Упражнения для восстановления навыка ходьбы

Число повторов будет зависеть от состояния пациента, если некоторые упражнения ему сделать не под силу, больному можно помогать. Слишком активные упражнения лучше проводить, когда больной чувствует себя лучше.

  • в положении лёжа при согнутых ногах в коленях больной выпрямляет то одну, то другую ногу, начиная движения со здоровой конечности;
  • перекидывание одной ноги на другую поочерёдно;
  • больной поворачивает стопы то вовнутрь, то в стороны;
  • разгибание и сгибание суставов рук и ног;
  • выполнение упражнения «велосипед»;
  • отведение ноги в сторону: упражнение выполняется лёжа на спине с выпрямленными или согнутыми в коленях ногами;
  • подъём таза: ноги согнуты в коленях, в положении лёжа больной поднимает и опускает таз;
  • перенос выпрямленной ноги над другой;
  • сгибание голеней;
  • лёжа на боку больному следует поднять и опустить ногу, затем, перевернувшись на второй бок, то же самое проделать со второй ногой.

Восстановить контроль над мышцами не так просто, но приложенные усилия со стороны пациента и его родных иногда достигают невероятных результатов. В медицинской практике много случаев, когда, казалось бы, совсем безнадёжные больные возвращались к прежней жизни.