Благодаря использованию разнообразных эстафетных игр на уроках физической культуры, учащиеся увлеклись легкой атлетикой, посещают школьную спортивную секцию.
Передаем эстафету
Пожалуй, нет более зрелищного и увлекательного вида легкой атлетики, чем эстафетный бег.
В наше время эстафетный бег принял самые разнообразные формы: на школьном уроке физкультуры, на детской спортивной площадке, детском празднике – эстафетный бег с передачей различных предметов, преодолением возможных препятствий – одно из лучших средств физического воспитания. На бульваре, в парке, на городских улицах – это одна из лучших форм массовых спортивных соревнований.
Наконец, на беговой дорожке стадиона, с передачей эстафетной палочки,- это один из самых популярных видов легкоатлетического спорта, включаемый в программу различных соревнований, начиная от первенства коллектива физкультуры и кончая олимпийскими играми.
В эстафете 4 x 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от сыгранности, слаженности действий спортсменок. Хочу рассказать об опыте тренировки девушек в этом виде легкой атлетики. Известно, что в эстафете бег проводится по отдельным дорожкам. На первом этапе спортсменка начинает бежать с низкого старта. На остальных этапах передача происходит с ходу. Трудность заключается в том, что эстафета передается на высокой скорости в ограниченной зоне – 20 м. Для разгона на втором, третьем и четвертом этапах к этой зоне добавлены 10-метровые отрезки, на которых спортсменка может начинать разбег еще до зоны передачи, в которую она, таким образом, выходит, имея достаточно высокую скорость.
Для приема эстафеты бегуны на втором, третьем и четвертом этапах принимают положение, близкое к низкому старту, опираясь одной рукой на грунт и повернув голову на право или на лево (в зависимости от того, какая нога стоит впереди) и смотря через плечо на приближающегося партнера. Эстафету желательно передавать, когда обе спортсменки достигли достаточно высокой скорости. Для этого в нескольких метрах от 10-метрововой зоны разбега делается контрольная отметка.
Когда передающая эстафету достигает контрольной отметки, принимающая начинает бег. Когда же спортсменки приближаются на расстоянии вытянутой руки, что должно происходить ближе к концу передачи, и скорость их бега уравнивается, передающая подает команду “Гоп!”, по которой принимающая вытягивает назад руку с раскрытой ладонью и отведенным в сторону большим пальцем. Когда рука в этом положении зафиксирована, передающая снизу вкладывает в ладонь эстафетную палочку. Так происходит на втором, третьем и четвертом этапах. Естественно, что все эти движения должны быть доведены до автоматизма и выполняться на возможно большой скорости.
Здесь я изложил только общую схему эстафетного бега. В действительности практика требует от тренера и спортсменок решения целого ряда вопросов. Например, какое же расстояние приходится пробегать каждой участнице эстафеты? Вопрос на первый взгляд кажется неуместным, но в действительности, учитывая 20-метровую зону передачи и 10-метровую зону разбега, получается, что команда пробегает не 400, а 490 м. На первом этапе участница пробегает расстояние, равное 110 м, на втором – 130 м, на третьем – 130 м и на четвертом – 120 м. Как это получается, легко понять, посмотрев схему.
Учитывая разную длину этапов и разный их характер (первый и третий этапы спортсменки должны бежать по повороту, второй и четвертый – по прямой), нужно подбирать участниц для отдельных этапов. На первый этап следует ставить спортсменку, обладающую уверенным и быстрым стартом, умеющую бежать по повороту.
До сих пор существует неписаный закон, по которому в эстафетную команду включают четыре участника, занявшие четыре первых места на первенстве города, школы. Такое решение не всегда бывает правильным. Из первых четырех безошибочно можно выбрать лишь участника на первый этап: ведь все они бежали с низкого старта. Здесь же, в эстафете, на трех этапах главным является искусство передачи эстафетной палочки. Я считаю, что не каждый хороший спринтер может стать хорошим участником эстафетного бега. Нередки случаи, когда для освоения техники передачи требуется долгие месяцы тренировок.
Совершенствовать передачу
Прежде чем начинать тренировать команду в передаче эстафеты, нужно правильно установить допуск – отметку, определяющая начало бега спортсменки, принимающей эстафету. Когда бегунья, несущая эстафету, пробегает эту отметку, принимающая начинает бег с тем расчетом, чтобы достигнуть оптимальной скорости в месте, намеченном для передачи (обычно 14 – 16-й метр зоны передачи). Естественно, что определить допуск можно лишь в результате многократных повторений, при регулярных совместных тренировках, контролируя допуск в процессе соревнований. Поэтому нужно почаще участвовать в прикидках, контрольных соревнованиях по эстафетному бегу. Так как скорость спортсменок в течении года не бывает постоянной, то время от времени, а перед ответственными соревнованиями обязательно, необходимо контролировать эту скорость и вносить в расстановку спортсменок соответствующие поправки. Необходимо учитывать, что установление допуска при разгоне в 40 - 50 м, как это делается обычно на тренировках, не будет точным. Ведь при пробегании 110 – 120 м, как это бывает на соревнованиях, скорость передающего будет иная.
Опыт подсказывает, что начинать тренировку в передаче эстафеты лучше с небольшого допуска – в пределах 5 м. Это позволит принимающему приобрести уверенность в том, что он может принять эстафету уже в начале зоны. Лишь постепенно отметку допуска можно будет отнести на 6 – 7 м, добиваясь, чтобы передача происходила на 14 – 16-м метре. Если же с первых тренировок добиваться передачи в конце зоны, то скорость передающего будет падать, появятся такие неправильные навыки, как торможение бега, поиски рукой эстафетной палочки, оглядывание на передающего.
В некоторых учебных пособиях рекомендуется выполнять передачу на последних двух м зоны. С этим нельзя согласиться. У спортсмена, уже пробежавшего 120 м, скорость с каждым метром снижается. У принимающего же она с каждым метром растет. В итоге один лишний шаг, и спортсмен может нарушить правила – выйти из зоны передачи, не получив эстафеты.
Эстафетный бег
Современные легкоатлетические эстафеты – единственный командный вид легкой атлетики (особенно в спринте), который отличается очень высокой скоростью бега и зрелищностью.
Особые требования, предъявляемые к каждому бегуну и всей команде, выделяют спринтерскую эстафету в отдельный вид программы легкой атлетики, требующий как специальной методологии подготовки, так и системы отбора спортсменов – участников интереснейшего соревнования. Измерение скорости бега в эстафетах свидетельствует, что в условиях жесточайшей соревновательной борьбы на отдельных этапах спринтеры очень часто показывают такую скорость бега, которую в индивидуальных забегах многим развивать так и не удается. Чем объяснить этот интересный факт? Во-первых, психологическими причинами. Нельзя не отметить общее чувство ответственности за общее дело и “командную настройку” на выступление – факторы, способствующие более эффективной реализации физических возможностей бегуна. Во-вторых, определенной двигательной настройкой, присущей этим соревнованиям. Как правило, в эстафетном беге складывается такая ситуация, где почти каждому спринтеру на этапе приходится догонять соперника.
В индивидуальных соревнованиях, как правило, нет такой реальной цели. Чтобы увеличить скорость, спортсмены мысленно пытаются давать себе приказы: “Быстрее, прибавь еще…” и т.д. Не всегда в этом случае скорость увеличивается, бывает, что в работу активно включаются мышцы, не принимающие участие в беге, и спортсмен бежит с “включенными тормозами”. В эстафетном беге таких явлений не бывает.
Конечно, нельзя не сказать и о чрезвычайно высоком эмоциональном фоне всего соревнования в эстафетном беге. За 10 – 30 с ожидания на этапе, когда разматывающийся клубок эстафеты катится по дорожке, спринтер “загоняет” себя на такой эмоциональный уровень, что ему под силу решить любые, порой, казалось бы, невозможные, задачи. Правда, такое сверхвозбужденное состояние может подавить функцию управления, из-за чего и происходят случаи, заканчивающиеся “выяснением отношений” вне зоны передачи. Это требует от настоящих эстафетчиков наличия целого комплекса психологических качеств, определяющих надежность спортсмена в самых острых соревновательных ситуациях. Кроме того, спортсмены должны постоянно тренироваться, что позволит им сделать прочным навык приема и передачи эстафетной палочки. Надежность спринтера в процессе приема и передачи эстафеты определяется не тем, что спортсмен никогда не допускает нарушений правил соревнований на своем этапе, - многие зачастую перестраховываются и, обеспечивая надежный прием, много теряют в процессе передачи. Надежность спринтеров высокого класса заключается в том, что они всегда работают на пределе, не допуская ошибок в самых острых ситуациях соревновательной борьбы. При внешне вполне удовлетворительной передаче на этапе можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Обычно в крупных соревнования в этот временной интервал попадают как победители, так и аутсайдеры. На олимпийских играх первые четыре-пять команд финишируют с интервалом 0,2 – 0,5 м. А если учесть, что возможность потерь на каждом этапе может составлять до 0,5 с, то можно понять особую значимость действий каждого члена эстафетного коллектива.
Специальные исследования эффективности передачи эстафеты, показали, что при передаче эстафетной палочки на 15-м метре взаимодействие бегунов происходит при наибольших различиях в скорости бега между ними: у передающего – 10,23 м/с, у принимающего 8,93 м/с, так как в стартовом разгоне он пробегает лишь 15 м. В этом случае потеря времени при прохождении эстафетной палочки в 20-метровой зоне достигнет 0,03 с (расчетное время). Однако величина потери на практике будет значительно больше, так как передача эстафетной палочки происходит в условиях “набегания” передающего на принимающего. В этом случае не используется такие два момента, как быстрота передачи и расстояние между бегунами в момент передачи, обусловленное наклоном туловища и оптимальной длиной вытянутых рук, которая достигает величины 1 – 1,3 м.
При передачи эстафеты на 25-м метре соотношение скоростей бегунов является наиболее близким – у передающего 10,20 м/с, у принимающего 10,00 м/с, тем самым создаются наилучшие условия для быстроты передачи и реализации расстояния между бегунами во время передачи.
Таким образом, внешне почти удачная передача на самом деле таит в себе такие потери времени, которые невозможно выполнить бегом на дистанции. Очевидно, к каждому члену эстафетной команды предъявляют очень жесткие требования. Промчаться вдвоем по дорожке на максимальной скорости, балансируя на грани потери 0,2 -0,3 с, - высшее искусство, доступное очень немногим. Основная нагрузка, конечно, ложится на спортсмена, принимающего эстафету. Ему нужно уметь видеть только своего партнера и реагировать только на его действия. Успех выступления спринтерского квартета зависит от того, насколько каждый член коллектива чувствует ответственность, как он собран, дисциплинирован и внимателен.
Решающим фактором успеха эстафеты является согласованность при передаче эстафетной палочки. Командная тренировка в эстафете служит, помимо всего прочего, одним из лучших средств индивидуальной подготовки, особенно в детском и юношеском возрасте. Тренировка в передачи эстафетной палочки является прекрасным скоростным упражнением, которое выполняется в постоянно меняющихся условиях, когда роль контроля за своими действиями особенно важна. Это позволяет на самых ранних этапах подготовки спринтера учить его точно оценивать свои действия при максимально интенсивности упражнений – способность, которой многие даже очень квалифицированные спортсмены не всегда полностью владеют.
Кроме этого, эстафета – командное соревнование и, следовательно, игра является поэтому самым эффективным методом тренировки юных спортсменов.
Как известно, в соответствии с правилами эстафетного бега, палочка должна передаваться из рук в руки спортсменов в коридоре длиной 20 м. Бегуну принимающему эстафету, разрешается начинать стартовый разгон за 10 м до начала зоны передачи. При оптимальном использовании зоны передачи скорость эстафетной палочки всегда должна соответствовать максимальным скоростным возможностям бегунов. При хорошей технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,5 – 3,0 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из ее участников. Этот показатель часто используют для оценки степени подготовленности команды.
Существует несколько способов преодолении дистанции в эстафетном беге, отличающихся друг от друга тем, какой рукой передают спортсмены эстафетную палочку и как выполняют эту передачу.
В настоящее время большинство сильнейших команд применяют так называемую смешанную передачу, при которой бегуны на повороте несут эстафетную палочку в правой руке, а на прямой – в левой. При этом передача эстафетной палочки, как правило, осуществляется движением руки снизу вверх. Многолетняя практика эстафетного бега показывает, что именно такой способ является самым эффективным и, следовательно, в начале обучения, взяв его за основу, необходимо стремиться к тому, чтобы спринтеры владели такими навыками.
Подготовка спортсменов к эстафетному бегу складывается из индивидуальной тренировки, работы в парах и пробегания эстафетной дистанции всем составом. Обучение техники приема эстафетной палочки целесообразно начинать с разучивания старта и стартового разбега на этапах эстафеты. Принимающий спортсмен принимает положение низкого старта с опорой на одну руку. Бегуны второго и четвертого этапов стоят у внешнего края дорожки, опираясь на нее правой рукой и немного развернув плечи влево. Бегун третьего этапа опирается о поверхность беговой дорожки левой рукой, соответственно разворачиваясь вправо. В таком положении спринтер должен чувствовать себя устойчиво, с тем чтобы начало бега проходило строго по соответствующему краю беговой дорожки (на прямой – по внешнему, на повороте – по внутреннему). После усвоения стартового ускорения необходимо приступать к старту по визуальному сигналу. На расстоянии 7 – 8 м от стартующего на дорожке делается хорошо различимая метка. Лучше обозначить ее двумя-тремя линиями, так, чтобы она занимала ширину 20 – 25 см.
Отработка техники передачи в парах начинается с изучения этого элемента на месте. Бегуны стоят друг за другом на расстоянии 1,5 м таким образом, чтобы им было удобно передавать палочку из правой руки в левую и наоборот. По команде передающего партнер отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью и выпрямленными пальцами. При этом большой палец находится ближе к телу спортсмена, принимающего эстафету. Передающий вытягивает вперед руку и движением снизу-вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в руку принимающего. Следующее упражнение – выполнение этого же действия, но с имитацией движений рук при беге. Далее спортсмены осваивают навык передачи в медленном беге в парах или всей командой. При выполнении этого упражнения чаще всего встречаются две ошибки, которые впоследствии могут принести значительный вред при передаче на этапах.
Основная ошибка передающего, когда после команды он сразу же начинает передавать палочку своему партнеру, не выдержав достаточной паузы. Оба спортсмена делают встречное движение руками, и палочка при этом очень часто оказывается на земле. Передающий спортсмен после своей команды должен обязательно четко увидеть вытянутую руку партнера и, сделав беговой шаг, точно выполнить передачу. Ошибка, тоже часто встречающаяся при приеме, - поиск палочки рукой. По команде передающего бегуна спортсмен должен вытянуть назад руку и держать ее твердо, без каких-либо движений.
Наиболее распространенное тренировочное упражнение участников эстафетных команд – передача эстафеты в парах с максимальной скоростью. Передающий спортсмен разбегается за 50 – 60 м от начала зоны передачи. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть партнера и контрольную отметку. Пока эстафета находится достаточно далеко от принимающего ее спортсмена, он занимает положение, сходное с положением спринтера в колодках по команде “На старт”. Когда партнер приближается к отметке 50 – 60 м, стартующий отрывает колено от земли, поднимая таз. Для каждой пары контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий спортсмен к концу дистанции, а также способности к стартовому ускорению принимающего. Определив оптимальное расстояние до контрольной метки, необходимо точно его измерить стопами. В соревнованиях и тренировках при расчете форы желательно промерить ее два раза – от места старта и обратно. Это исключает возможность ошибки, стоимость которой в эстафете безмерно велика.
При работе в парах следует обращать внимание принимающего бегуна на важность своевременного и быстрого ухода на дистанцию. Спортсмен, фиксируя свое внимание на приближающемся бегуне, должен мгновенно начинать бег, как только его партнер пересечет линию форы. Далеко не всегда спортсмен наступает на нее – этот момент уловить не так сложно, часто он может оказаться над отметкой в фазе полета. Для более успешной подготовки спортсмена, принимающего эстафетную палочку, можно рекомендовать следующий методический прием. Необходимо над линией форы построить воображаемую дверь и начинать бег только тогда, когда партнер пройдет через ее створ.
Во время тренировок и соревнований необходимо обратить внимание на следующую психологическую деталь. Часто при своевременном и быстром уходе принимающего передающий спортсмен где-то на 5 – 7-м метре зоны еще слишком далек от своего партнера и может растеряться и поверить в безуспешность благополучной передачи. Надо приучить себя никогда не теряться в этом случае, стараясь достать коллегу по комнате во что бы то ни стало.
Дальнейшее совершенствование техники передачи эстафеты проводят в условиях, максимально приближенных к соревновательным – передача эстафеты несколькими парами одновременно с определением сильнейшей пары, эстафетный бег 4x50 м и так далее.
Для контроля за качеством передачи желательно фиксировать время нахождения эстафетной палочки в двадцатиметровой зоне.
Как правило, на первый этап ставят спортсмена, у которого хорошо получается стартовый разгон или он недостаточно подготовлен в приеме палочки. Финишный этап предоставляется самому опытному бегуну, обладающему наибольшим соревновательным опытом и бойцовскими качествами. Специалисту бега на повороте отдается третий этап. В процессе длительной тренировки и выступлений в соревнованиях постоянный состав эстафетной команды может добиться очень высокой синхронизации движений.
Самым лучшим методом совершенствования эстафетного бега является участие в спортивных соревнованиях первенства школы, района области.
В книге излагаются исторические аспекты развития и становления эстафетного бега в мире, Европе, СССР и России, затронуты вопросы анализа техники и методики обучения эстафетного бега. Обоснованы и систематизированы экспериментальные данные, касающиеся технологии планирования тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров, специализирующихся в эстафетах 4 × 100 и 4 × 400 м. Представленные материалы методического и исследовательского характера рекомендуются студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям факультетов дополнительного послевузовского образования, тренерам и спортсменам, так как дают возможность по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы спринтерского бега и, в определённой степени заряжают оптимизмом в отношении успешности их решения.
Из серии: Библиотека легкоатлета
* * *
компанией ЛитРес .
Техника эстафетного бега
Эстафетный бег 4 × 100 м, как правило, вызывает наибольший интерес у зрителей. Он проводится по отдельным дорожкам стадиона от начала до окончания дистанции. Командный характер этого вида соревнований, ответственность каждого спринтера за исход спортивной борьбы, необходимость с точностью до сотой доли секунды рассчитать свои движения на большой скорости бега и согласовать их с движениями партнера в ограниченной зоне передачи – всё это делает бег на эту дистанцию одним из наиболее эмоционально насыщенных, захватывающих зрелищ. В эстафете 4 × 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от слаженности действий спортсменов, обеспечивающей эффективную и надежную передачу эстафетной палочки на предельно высокой скорости бега.
Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – всё это необходимо учитывать при подготовке команды для эстафетного бега. А важнейшими факторами её результативности является не только уровень индивидуальных результатов спортсменов на дистанции 100 м, но и их способность надёжно и быстро передавать эстафетную палочку, поскольку на каждом этапе эстафеты при передаче и приёме палочки можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Значимость такого выигрыша во времени хорошо иллюстрируют результаты восьми мужских команд в финальном забеге эстафетного бега 4 × 100 м на XII Чемпионате мира 2007 г. (г. Осака, Япония) – временной диапазон команд, занявших с 1-го по 5-е место составил всего 0,25 с. Это позволяет понять, насколько согласованы действия каждого участника эстафетной команды в процессе передачи эстафетной палочки.
Известно много примеров, когда команды, составленные из спринтеров, имеющих весьма высокие личные результаты в беге на 100 м, уступали квартетам с более низкими индивидуальными достижениями. Это объясняется тем, что конечный результат в эстафетном беге 4 × 100 м зависит не только от скоростных возможностей отдельных бегунов, но и правильного взаимодействия их при передаче и приёме эстафетной палочки в установленной правилами «зоне».
Так, история спринтерского бега знает много случаев, когда отсутствие гармонии сводило на нет преимущество «быстрых ног», и когда отлично настроенный коллектив побеждал команду, составленную из выдающихся спринтеров. В первом случае вспомним команды США (мужчины и женщины), которые состояли из отличных спринтеров, но часто на крупнейших соревнованиях были дисквалифицированы; во-втором – мужскую сборную СССР, не имевшую в своём составе столь быстрых спортсменов, но неоднократно становившейся призёром и победителем Олимпийских игр.
Рис. 6. Положение спортсменки на первом этапе эстафетного бега
Поскольку в последние годы плотность результатов на крупнейших соревнованиях возросла, решающим моментом в эстафете становится совершенная техника передачи палочки на максимально возможной скорости. При этом сама передача происходит как можно ближе к окончанию «зоны передачи» («коридора»), а спортсмен, принимающий эстафетную палочку, покидает эту зону с более высокой скоростью.
С целью анализа техники эстафетного бега, раскроем составные части и элементы этой дисциплины лёгкой атлетики.
На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке (рис. 6).
В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит её средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получил наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов (рис. 7 б).
Рис. 7. Варианты держания эстафетной палочки при низком старте на первом этапе (J. Kolpher,1975)
Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (37) (рис. 7 а-д).
1-й вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта (см. рис. 7, а).
2-й вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта (см. рис. 7, б).
3-й вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчёркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается (см. рис. 7, в).
Рис. 8. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (с опорой на руку)
4-й вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте (см. рис. 7, г).
5-й вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте (см. рис. 7 б), не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену (см. рис. 7, д).
Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой её конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.
Рис. 9. Положение бегуньи, принимающей эстафетную палочку на 2-м и 4-м этапе (без опоры на руку)
По выстрелу стартёра спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.
При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым – ближе к наружной линии своей дорожки (рис. 8 и 9). Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.
Анализируя стартовое положение бегунов на 2-м и 4-м этапах , большинство специалистов (6, 10, 29, 43) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая (см. рис. 8), либо левая нога может находиться впереди (см. рис. 9).
Голова спортсмена повёрнута в сторону внутренней части дорожки, т. е. влево, что даёт возможность более чётко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнёра левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.
В момент пересечения передающим проекции контрольной отметки принимающий максимально быстро стартует, а затем поворачивает голову по направлению бега. До получения палочки бегущие на 2 и 4-м этапах спортсмены придерживаются внешней стороны дорожки.
На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету (табл. 2). Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту; на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку (рис. 10, 11). Некоторые спортсмены, стартующие на 3 м этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой (рис. 12). Также встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку (рис. 13). При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки.
Рис. 10. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 11. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внутренней стороне дорожки (без опоры)
Рис. 12. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (с опорой на руку)
Рис. 13. Положение бегуньи третьего этапа, стоящей на внешней стороне дорожки (без опоры на руку)
Таблица 2
Стартовое положение участников команд в эстафетном беге 4 × 100 м на третьем этапе (XII Чемпионат мира, г. Осака, Япония, 2007 г.; финальным забег)
(цит. по О. М. Мирзоеву, В. М. Маслакову, Е. П. Врублевскому, 18)
Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остаётся для стартового разбега участникам 3-го этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнёр по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на 2 и 4-м этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.
В настоящее время в практике эстафетного бега 4 X100 м существует два наиболее распространённых способа передачи эстафетной палочки без перекладывания – передача «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передаётся бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает её во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передаётся бегунами на этапах в следующей последовательности:
– из правой руки в левую руку (на 2-м этапе);
– из левой руки в правую руку (на 3-м этапе);
– из правой руки в левую руку (на 4-м этапе).
Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.
Неоднократно различными специалистами (29, 31, 41, 43) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки – «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу-вверх» и передачу «сверху-вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т. д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху-вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу-вверх».
Рис. 14. Передача эстафетной палочки способом «снизу-вверх»
Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу-вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу-вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху-вниз» как более быстрому. В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.
1. Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчётом, чтобы он мог взять её близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата её, в последующем, остальными спринтерами команды (рис. 14).
Преимущество . Легко обучить начинающих. Более естественно под «природу» бега, так как движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.
Недостатки . Приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остаётся меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к её потере.
Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперёд по кисти (29). Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.
Рис. 15. Передача эстафетной палочки способом «сверху-вниз»
2. Передача «сверху-вниз» . Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает её свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз» (рис. 15).
Преимущество . Максимально большое расстояние между бегунами, и положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче!).
Недостатки . В движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.
В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами (30, 31). Выявлено, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972–1988 гг. при передачах «снизу-вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху-вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху-вниз». Причём мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины – в первой.
Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 5–8 см) – «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал (29) явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счёте, сказываются на его длине и частоте шагов.
Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с 1-го этапа на 2-й и с 3-го этапа на 4-й делается движением «снизу-вверх», а передача со 2-го этапа на 3-й – движением «сверху вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.
Приём эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причём этот сигнал подаётся на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперёд вложить палочку партнёру, который уже готов её принять.
Отмечается (22), что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подаёт таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передаёт палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперёд (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь её повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена и ладонь раскрыта для принятия палочки. При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).
Конец ознакомительного фрагмента.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка (О. М. Мирзоев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -
На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии . Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке , а передавать в левую руку своему партнеру. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.
Существуют два способа передачи эстафетной палочки : снизу - вверх и сверху-вниз.
При первом способе бегун , принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу - вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху - вниз, опуская ее на ладонь.
Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожк и. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку .
На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку .
В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу .
Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой.
Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи .
В других видах эстафет, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Основная задача при передаче эстафетной палочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.
Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету.
Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:
Эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м - это классические виды;
Эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);
Эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).
Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка - все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.
Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:
Показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
Надежность передачи эстафетной палочки;
Согласованность действий партнеров команды;
Целостность единого коллектива.
В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м.
Эстафетный бег может осуществляться:
1) без перекладывания эстафетной палочки;
2) с перекладыванием эстафетной палочки.
Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.
Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства , чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег а также
чувство скорости , чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега. Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре.
Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м.
На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии.
Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.
Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу - вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть
Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.
В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 37).
Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.
В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.
Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна.
Техника эстафетного бега
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Техника эстафетного бега |
Рубрика (тематическая категория) | Спорт |
Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:
Эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м - это классические виды;
Эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также ʼʼшведскиеʼʼ эстафеты, к примеру: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);
Эстафеты, проводимые вне стадиона, к примеру на улицах городов. Οʜᴎ отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).
Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка - все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.
Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:
Показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
Надежность передачи эстафетной палочки;
Согласованность действий партнеров команды;
Целостность единого коллектива.
В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.
С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе ПО м, на II - 130 м, на III - 130 м, на IV - 120 м. По этой причине при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и в связи с этим не дается дополнительного разбега.
Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где Передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.
Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство ско-
![]() |
![]() |
росши, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.
Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Важно заметить, что для спринтеров высокого класса данный показатель составляет в среднем 1,80-1,90 с у мужчин и 2,05 - 2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15 - 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.
Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 34). Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.
Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу -вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).
При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).
Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После вы-
полнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.
В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, ᴛ.ᴇ. по краям беговой дорожки исходя из руки, осуществляющей передачу (рис. 37).
При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта͵ или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну РУку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).
![]() |
Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, ᴛ.ᴇ. бежать нужно в ногу. Также важно найти оптимальную ʼʼфоруʼʼ для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине ʼʼфорыʼʼ, когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.
В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.
Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счёт наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. В случае если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.
4.4.6. Техника барьерного бега
Соревнования по барьерному бегу проводятся на дистанциях:
у мужчин - ПО м и 400 м, зимой - в манеже на короткой дистанции 60 м;
у женщин - 100 м и 400 м, иногда 200 м, зимой - в манеже на короткой дистанции 60 м.
Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин - 106,7 см; у женщин - 84,0 см. На дистанции 400 м: у мужчин - 91,4 см;
v женщин - 76,2 см. Расстояние между барьерами: у мужчин на 110 м - 9,14 м; у женщин на 100 м - 8,50 м; на 400 м у мужчин й женшин - 35 м.
Принято считать, что бег с препятствиями появился впервые в Англии. В 1864 ᴦ. были проведены первые соревнования по бегу с препятствиями на 120 ярдов. В то время на дистанции расставлялось 10 барьеров через 10 ярдов (9,14 м) - это расстояние сохранилось и до наших дней. Высота барьеров была 1 ярд, после барьер был поднят до 1 м, а затем до 106,7 см.
Сначала барьеры были из сплошных изгородей, как на конных скачках. Потом появились деревянные барьеры, которые вбивались в землю, затем - переносные барьеры, напоминающие козлы для пилки дров, а после 1900 ᴦ. появились барьеры в форме перевернутой буквы Т. Все эти барьеры были неудобны и приводили к многочисленным травмам. Лишь в 1935 ᴦ. по предложению Б.Хиллмена появились барьеры типа буквы L с утяжеленным основанием, которые падали при силе удара в 8 фунтов. Сегодня опрокидывающая сила должна быть не более 4,0 кᴦ. Конструкция такого барьера позволила спортсменам избежать многих травм.
На технику барьерного бега и ее совершенствование во многом повлияло изменение в правилах соревнований. Раньше крайне важно было преодолеть почти все барьеры, не сбивая их. До 1934 ᴦ. результат не зас-читывался при трех сбитых барьерах, а рекорд не считался даже при одном сбитом барьере. Потом это правило отменили, так как исследования показали, что сбивание барьера приводит к потере времени и отрицательно сказывается на общем результате спортсмена.
Барьерный бег у женщин появился в 20-х гᴦ. XX в. Οʜᴎ бегали дистанции, начиная с 60 ярдов (4 барьера) и кончая 120 ярдами (10 барьеров). В 1926 ᴦ. была установлена длина барьерной дистанции у женщин - 80 м и высота барьеров - 76,2 см. В 1968 ᴦ. ИААФ приняла решение о замене дистанции 80 м с/б на новую - 100 м с/б, высота барьеров стала 84,0 см. В СССР дистанция 100 м с/б была введена уже в 1962 ᴦ., правда высота барьеров оставалась прежней - 76,2 см, и только в 1967 ᴦ. высоту барьеров подняли до 83,8 см (почти 84 см). С середины 70-х гᴦ. XX в. в программу крупнейших соревнований включают и бег на 400 м с/б у женщин.
Барьерный бег - это один из сложных технических видов легкой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости сприн- Те Ра, прыгучести, гибкости, высокой координации движений даст возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой Дистанции.
Технику барьерного бега можно условно разделить на:
старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера;
бег по дистанции;
Финиширование.
Старт в беге на 110 м с барьерами имеет большое значение для достижения хорошего результата. Оптимальная техника старта и стартового разгона с преодолением первого барьера является основной задачей барьериста͵ закладывающей основу для достижения высокого результата. Выполнение ее дает возможность спортсмену сконцентрировать внимание на ритме бега между барьерами и активном перешагивании последующих барьеров.
Стартуют спортсмены из положения низкого старта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не отличается от низкого старта спринтеров, есть разница лишь в расположении барьериста от стартовой линии. Это положение зависит от того, за сколько шагов спортсмен преодолевает расстояние до первого барьера. В случае если барьерист преодолевает его за 8 беговых шагов, то для сохранения оптимальной длины бегового шага спортсмен вынужден несколько удалиться от линии старта. В случае если бегун преодолевает расстояние до первого барьера за 7 беговых шагов, то он, напротив - приближается как можно ближе к линии старта. Бегуны этого плана обычно обладают высоким ростом и длинными нижними конечностями.
При беге в 8 шагов барьерист ставит на первую колодку толчковую, на вторую - маховую ногу. При беге в 7 шагов на первую колодку ставится маховая, на вторую - толчковая нога. Иными словами, при нечетном количестве шагов нужно начинать первый шаг с толчковой, при четном - с маховой ноги. Маховой ногой называют ногу, атакующую барьер, ᴛ.ᴇ. преодолевающую барьер первой, толчковой ногой - ногу, которая отталкивается в последнем шаге, посылая тело спортсмена на барьер, ᴛ.ᴇ. преодолевающую барьер второй.
По команде ʼʼВнимание!ʼʼ барьерист поднимает таз несколько выше плеч или на один уровень с плечами. По команде ʼʼМарш!ʼʼ спортсмен начинает активный бег, причем в отличие от спринтера, выпрямление туловища осуществляется на 4 -5 шагах стартового разгона, чтобы к последнему шагу перед барьером подойти с высоким расположением ОЦМ.
Бег до первого барьера выполняется быстро и свободно, с оптимальным наклоном туловища, ноги ставятся с передней части стопы. Чем меньше разница между высотой барьера и высотой ОЦМ, тем эффективнее будет выполнен шаг через барьер и тем рациональнее будут выполнены беговые шаги между барьерами.
Барьерист должен к барьеру подбегать высоко, не приседая на последнем шаге, а, напротив - поднимаясь, атакуя барьер сверху. Последний шаг перед барьером несколько меньше, нога ставится как бы ʼʼзагребающимʼʼ движением назад, чтобы активно свести бедра и рационально выполнить атаку маховой ногой. Движения должны быть направлены не вверх, а вперед на барьер.
Размещено на реф.рф
Расстояние от места постановки ноги в последнем шаге до барьера должно быть более 2 м, т. е. практически расстояние должно быть не менее полуторной
длины нижних конечностей. С ростом мастерства и уровня физической подготовленности это расстояние увеличивается до оптимальных пределов, но чересчур далекое отталкивание на барьер имеет свои недостатки.
Современный способ преодоления барьеров уходит своими корнями к 1908 ᴦ., когда впервые американец Ф.Смитсон продемонстрировал новый способ преодоления барьера, требующего большой гибкости и подвижности в тазобедренном суставе. В дальнейшем техника преодоления барьеров совершенствовалась и более детализировалась, исходя из индивидуальных особенностей атлетов и их биомеханических характеристик.
Преодоление барьера условно имеет три этапа: 1) атака барьера; 2) переход через барьер; 3) сход с барьера. Атака барьера начинается с движения маховой ноги после прохождения вертикали. Движение начинается бедром, голень согнута в коленном суставе, как в обычном беговом шаге. Далее бедро движется вверх -вперед до горизонтали, голень выпрямляется вперед, атакуя барьер пяткой. Барьерист принимает положение ʼʼшпагатаʼʼ на опоре. Одновременно с движением маховой ноги туловище делает наклон вперед, противоположная маховой ноге рука также посылается вперед к носку маховой ноги. Движения туловища, руки, маховой ноги должны быть быстрыми и совпадать по ритму. Взгляд спортсмена направлен вперед. После отрыва толчковой ноги от опоры начинается следующая фаза - переход через барьер (рис. 40).
При переходе через барьер маховая нога продолжает движение вперед, после прохождения коленного сустава через барьер опус-
![]() |
кается постепенно вниз. Толчковая нога после отрыва от грунта сгибается в коленном суставе, бедро отводится в сторону в тазобедренном суставе, голеностопный сустав разгибается полностью. Бедро должно быть выше, чем голень и пятка. В этом положении согнутая нога выполняет движение вперед через сторону. Маховая рука, полусогнутая в локтевом суставе, отведена назад. В момент прохождения вертикали над барьером, когда бедро толчковой ноги начинает движение вперед, руки встречаются у туловища. Движение руки, противоположное маховой ноге, напоминает ʼʼзагребающееʼʼ движение назад через сторону, другая рука выполняет обычное движение как в гладком беге. Когда маховая нога касается опоры за барьером, начинается завершающая фаза преодоления барьера (рис. 41).
Сход с барьера. Высокотехничный барьерист ставит маховую ногу на опору после преодоления барьера с носка, не опускаясь на пятку. Маховая нога выпрямлена в коленном суставе, толчковая нога идет бедром вперед-чуть вверх, угол в коленном суставе между бедром и голенью увеличивается до 90 градусов и более. Атлет делает первый шаг после схода с барьера с высокого уровня ОЦМ. Расстояние от барьера до постановки маховой ноги крлеб-лется от 130 - 160 см. Наклон туловища должен сохраняться как при начале атаки барьера. Отведение туловища назад при сходе с барьера является грубейшей ошибкой в технике преодоления барьера (рис. 42).
![]() |
г\о |
Бег по дистанции состоит в преодолении барьеров и выполнении беговых шагов между барьерами. Технику преодоления барьеров разобрали выше, остановимся теперь на технике бега между барьерами.
Между барьерами спортсмены выполняют три беговых шага, которые несколько отличаются от беговых шагов спринтерского бега. Первый шаг обычно самый короткий, второй - длинный, третий - на 15 - 20 см короче второго шага. Наклон туловища несколько больше, чем в гладком беге. Спортсмен специально должен укорачивать последний шаг, выполняя как бы ʼʼнабеганиеʼʼ на барьер, это способствует также быстрой атаке маховой ноги. Бег барьериста между барьерами должен быть мощным и в то же время свободным, пластичным, не закрепощенным. Оптимальное сочетание ритма преодоления барьера с ритмом бега между барьерами позволит спортсмену достичь высоких результатов.
После преодоления последнего десятого барьера начинается фаза финиширования. Техника финиширования в барьерном беге состоит в активном переходе после преодоления препятствия на гладкий быстрый спринтерский беᴦ. Расстояние в 14 м до финиша барьерист должен преодолеть, акцентируя свое внимание на частоте и длине шагов. Не следует чересчур наклоняться вперед, это приведет к уменьшению частоты движений и уменьшению длины шага.
Мастер спорта В. Балахничев провел исследование и выделил по технике движений барьеристов три стиля: маховый, беговой и толчковый.
Высокие и быстрые барьеристы выполняют движения маховой ногой максимально активно, чему способствует относительно большой и акцентированный наклон туловища в фазе атаки. Маховая нога в момент пересечения плоскости барьера согнута в коленном суставе. Этот стиль назвали маховым.
Спортсмены с оптимальными морфофункциональными качествами выполняют менее акцентированные, более размеренные Движения маховой ногой. Маховая нога выпрямляется полностью ^ момент, когда стопа спортсмена пересекает плоскость барьера. Наклон туловища больше приближается к беговому положению, Чем у спортсменов, использующих маховый стиль. В целом движение маховой ноги спортсмена внешне выглядит как естественное Продолжение предыдущего шага межбарьерного бега. Такой стиль bIJ i назван специалистами беговым.
Бегуны с низкими морфологическими, но с высокими функциональными показателями меньше испытывают внешнее сопротивление движения маховой ноги, чем спортсмены предыдущих стилей. Времени движения маховой ноги у них больше, в связи с этим это движение они выполняют полностью до барьера - маховая нога у них разогнута и фиксируется в данном положении. Но в силу того, что место отталкивания у них находится относительно дальше от барьера, они акцентируют отталкивание на барьер.
Размещено на реф.рф
Наклон туловища у них незначительно отличается от бегового, носок маховой ноги взят ʼʼна себяʼʼ. Такой стиль называют толчковым.
Обычно маховый стиль проявляется у спортсменов, обладающих скоростью на 100 м - 10,5 с и быстрее, при росте 187 см и выше. Беговой стиль наблюдается у спортсменов ростом 186 -177 см при такой же скорости или у спортсменов более высокого роста͵ но имеющих меньшую скорость бега. Толчковый стиль наблюдается у спортсменов ростом 176 см и ниже, но имеющих скорость до 10,5 с на 100 м.
Доктор педагогических наук Е.Разумовский определил некоторые параметры эффективности техники преодоления барьеров в беге на ПО м.
1.Пространственные характеристики: расстояние от барьера до места отталкивания; расстояние от барьера до проекции наивысшей точки ОЦМ; расстояние от барьера до центра массы ʼʼсамой отдаленнойʼʼ части - стопы маховой ноги (по вертикали); расстояние от барьера до места приземления (при сходе с барьера); длина барьерного шага; расстояние от верхнего края барьера до центра массы ʼʼсамой отдаленнойʼʼ части - стопы маховой ноги (по горизонтали).
2. Угловые характеристики: угол наклона туловища при ʼʼатакеʼʼ барьера; угол наклона туловища относительно вертикали в положении ʼʼнад барьеромʼʼ.
Эти показатели наиболее значимы для эффективного преодоления препятствий и бега между барьерами, в связи с этим в тренировочной деятельности на них следует обратить особое внимание.
Говоря о модельных представлениях техники преодоления препятствий в мужском спринте с барьерами и характерных особенностях действий квалифицированных спортсменов, можно выделить наиболее важные методические положения:
1. ʼʼШаг через барьерʼʼ должен быть оптимально коротким.
2. Активность работы маховой ноги: быстрое движение, максимальное выпрямление в коленном суставе до барьера, голень должна следовать за бедром, а не наоборот.
3. Наклон туловища при отталкивании на барьер для обеспечения эффективной атаки барьера должен быть большим по сравнению с обычным спринтерским бегом.
4. Наивысшая траектория ОЦМ должна быть достигнута до барьера, что обеспечит оптимальное выполнение ʼʼшага через барьерʼʼ и эффективный бег между барьерами.
5. Наибольшее выпрямление маховой ноги в коленном суставе. Это положение должно быть обязательным до барьера и сопровождаться в последующий момент активным, без задержки, началом опускания ноги за барьер.
Размещено на реф.рф
В современном представлении эффективной техники бега с барьерами это движение должно начинаться со стопы и голени.
6. Наклон туловища в момент приземления на сходе с барьера. Для обеспечения энергичного бега между барьерами крайне важно строго держать данный наклон и ни в коем случае не выпрямляться.
Совершенно иная конфигурация структуры ведущих факторов в женском барьерном беге. Здесь определены три параметра, в наибольшей степени определяющих эффективность техники преодоления препятствий:
расстояние от места отталкивания до барьера;
расстояние от барьера до места приземления (за барьером);
угол отталкивания при выполнении первого шага в беге между барьерами.
Такая специфика преодоления женских барьеров свидетельствует о лучшем соответствии (с позиции реализации двигательного потенциала) расстояния между барьерами (8,5 м) и морфофунк-циональными показателями барьеристок (проявляемых, в частности, в распределении длины беговых шагов между барьерами).
На базе своих исследований Е. Разумовский делает вывод, что в беге на 100 м с/б большое значение имеют беговые качества (скоростные способности) спортсменок, в беге на НО м с/б - более значимы техника преодоления барьеров и ритм барьерного бега.
Техника барьерного бега на 100 м у женщин в основном схожа с техникой барьерного бега у мужчин, хотя есть некоторые отличия. Старт и стартовый разгон выполняются так же, только женщины бегут до первого барьера за 8 беговых шагов. Последний шаг перед барьером также укорачивается. Высота барьеров у Женщин меньше, в связи с этим к барьеру они подходят в более высоком положении. Наклон туловища при атаке меньше, хотя движения ног и рук в атакующем положении такие же, как и у мужчин. Переход через барьер зависит от роста спортсменки и длины ее ноᴦ. Отталкивание на барьер происходит за 190-195 см до него. Приземление за барьер приходится на расстояние 95 - 105 см. При Переходе через барьер бедро толчковой ноги меньше отводится в Ст орону. Ритм перехода через барьер основывается на переносе Толчковой ноги через него - это главный элемент техники преодоления барьеров. Быстрый перенос толчковой ноги, приближающийся по времени к переносу ноги в беговом шаге спринтерского бега, является основой техники женского барьерного бега.
Ритм бега между барьерами не отличается от ритма межбарьерного бега у мужчин. Первый шаг короткий, второй - более мощный и широкий, третий - короче второго, чтобы ускорить шаг через очередной барьер.
В беге между барьерами крайне важно выполнять быстрые, размашистые движения согнутыми в локтевых суставах руками. Все движения должны сопутствовать движению вперед. Наклон туловища как в спринтерском беге, стараясь высоко удерживать ОЦМ. Не следует опускаться на всю стопу, бег должен быть высоким и упругим.
После последнего барьера барьеристка активно и быстро пробегает финишный отрезок (10,5 м), не снижая скорости на последних метрах.
Укороченное расстояние между барьерами (8,5 м) и сравнительно невысокие барьеры (84 см) позволяют спортсменкам развивать довольно высокую скорость бега и дают приоритет не технике преодоления барьеров, а проявлению скоростных способностей спортсменок.
Барьерный бег на 400 м отличается от спринтерского барьерного бега тем, что к организму спортсмена предъявляются повышенные требования. Основными параметрами техники здесь*выступают ритм и темп. Ритм - определенное чередование беговых шагов. Темп - скорость, с которой барьерист пробегает определенные отрезки дистанции. Ритм и темп тесно связаны между собой, а также с техникой перешагивания барьеров.
В беге на 400 м с барьерами наиболее трудный отрезок - бег по повороту. На прямых отрезках дистанции техника перешагивания барьеров не отличается от обычной техники. Барьеры на этой дистанции ниже: у мужчин - 91,4 см; у женщин - 76,2 см. Расстояние между барьерами одинаково - 35 м, а до первого барьера - 45 м.
Необходимо, чтобы спортсмены преодолевали барьеры на повороте дальней от бровки ногой, т. е. правой. Это уменьшает длину пробегаемой дистанции, так как спортсмен бежит близко в бровке. Туловище при беге по повороту наклоняется влево, наклон зависит от скорости бега: чем выше скорость, тем больше наклон. Стопа левой ноги при постановке слегка разворачивается наружу, стопа правой ноги - внутрь. Правая рука удлиняет движение вперед-внутрь поворота и укорачивает назад-наружу, левая рука удлиняет движение назад - вверх локтем и укорачивает вперед - влево.
Приближаясь к барьеру за 2 - 3 беговых шага, нужно удалиться от бровки на 30 - 35 см. В момент шага через барьер крайне важно сохранять наклон туловища влево, посылая его активно вперед на барьер.
Размещено на реф.рф
При сходе с барьера нужно удерживать наклон туловиша влево - вперед, не отводя плечи назад.
Для достижения высокого результата большое значение имеют ритм бега между барьерами и количество шагов между ними. При 15-шаговом ритме между барьерами стартовый отрезок преодолевают обычно за 22 шага, при 14-шаговом ритме - за 21 шаг, при 13-шаговом ритме - за 20 шагов. Высококвалифицированные спортсмены обычно сохраняют свой ритм бега на протяжении всей дистанции. У женщин количество шагов между барьерами колеблется от 15 до 17 беговых шагов. Очень сложно сохранить в беге между барьерами одинаковое количество шагов, такое возможно только при большем количестве шагов. Обычно спортсмены начинают бег с 13 (мужчины) и 15 (женщины) шагов на первых отрезках, а затем, по мере появления усталости, переходят на другой ритм 14- 15 и 16-17 шагов, соответственно. Такая смена ритма шагов требует от спортсменов умения преодолевать барьеры с любой ноги.
Финишный отрезок (40 м) преодолевается с полной концентрацией усилий, с ускорением, близким к спринтерскому бегу.
Интегральной оценкой эффективности техники барьерного бега является разница времени преодоления барьерной и гладкой дистанции. Это характерно для барьерного бега на 100 и 400 м у женщин и на 400 м у мужчин, где на результат в основном влияют скоростные способности и проявления скоростной выносливости. В беге на ПО м с барьерами для оценки эффективности техники нужно включить и другие характеристики.
Техника эстафетного бега - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Техника эстафетного бега" 2017, 2018.