Сразу нужно отметить, что при прогнозировании способности к плаванию ориентировка только на спортивный результат недостаточна. Как известно, спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не являются гарантией достижения высокого мастерства в будущем. Преимущество одного ребенка перед другим может быть вызвано разной быстротой созревания, и этот фактор, если его не учитывать, может существенно исказить точность прогноза. Сложившаяся практика отбора в ДЮСШ по результатам выполнения контрольных упражнений детьми одного и того же паспортного возраста создает преимущества акселератам и ограничивает дорогу в большой спорт детям с несколько замедленным развитием, потенциально обладающим ничуть не меньшими спортивными способностями.
Ненадежны для определения истинной одаренности пловца и такие критерии, как быстрота освоения техники или большой стаж занятий.
Основой для прогнозирования является стабильность некоторых показателей, свидетельствующих о способности к плаванию. Стабильными называют такие признаки, которые сохраняют свое значение в процессе роста и развития ребенка, юноши или девушки. К ним относятся: рост (длина тела), физическая работоспособность, подвижность в суставах, силовые возможности. Иногда эти показатели называют консервативными, потому что они плохо поддаются изменению в результате тренировки и в большей мере определяются наследственностью. Именно поэтому они служат надежными ориентирами при спортивном отборе в отличие от неконсервативных признаков. Последние могут быть значительно улучшены в процессе занятий, и на них надо опираться лишь при определении степени тренированности и состояния спортивной формы. Безусловно, и стабильные показатели улучшаются под влиянием тренировки, однако величина их изменения во многом зависит от природных предпосылок.
Рост . Для прогнозирования имеет большое значение возможность по росту ребенка предсказать рост взрослого человека (рисунок). Из данных, приведенных на рисунке, видно, что возрастной диапазон от 8 до 12 лет является оптимальным для прогнозирования величин роста в будущем (коэффициент корреляции 0,8-0,9). Например, мальчики к 12 годам достигают 86% от своего будущего роста. Прогнозируя на основании этих зависимостей рост и телосложение детей, следует рассматривать полученные величины скорее как показатель ожидаемого развития, а не как точное предсказание.
Коэффициенты корреляции между величинами роста у одного и того же лица в детском и зрелом возрасте. Сводный график, составленный по данным зарубежных авторов:
1 - Дж. Танкера, 2 - Р. Д. Тадденхема и М. Я. Снидера,5 - К. Симмонса, 4 и 5 Ф. К. Шуттельворта
Необходимо учитывать, что разные части тела человека растут с различной скоростью. Так, стопа в любом возрасте оказывается ближе к размеру взрослого, чем голень, а голень - ближе, чем бедро (Дж. Таннер). Поэтому, например, длина стопы в сочетании с другими размерами может служить более надежным показателем при прогнозировании роста, чем сам рост.
Физическая работоспособность . Для успеха в плавании (как и в других циклических видах спорта) огромное значение имеет физическая работоспособность (и, следовательно, выносливость) спортсмена. Можно ли, оценивая у ребенка природные предпосылки к развитию этого качества, прогнозировать будущее его развитие?
Приведем экспериментальный материал, характеризующий стабильность показателя выносливости у детей 11-18 лет, которые находились под наблюдением в течение 8 лет (Ульбрих). Были рассчитаны коэффициенты корреляции между частотой сердечных сокращений у одних и тех же детей, выполнявших стандартную нагрузку в разном возрасте:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели физической работоспособности достаточно стабильны. Таким образом, успешное прогнозирование развития этого качества в будущем (у взрослого спортсмена) может быть сделано в возрасте: у девочек до 11 лет, у мальчиков до 12 лет.
Следует иметь в виду, что в периоде полового созревания (девочки 11-12 лет, мальчики 13-15 лет) прогнозирование физической работоспособности, как и роста, менее надежно.
Как известно, спортивный результат является интегральным показателем физической работоспособности. Причем высокие достижения в плавании на средние и длинные дистанции свидетельствуют о хорошо развитой в организме пловца аэробной производительности, тогда как успешные выступления на коротких дистанциях - о высоких анаэробных возможностях.
Чтобы определить прогностическую значимость спортивных результатов, показанных в юные годы, были рассчитаны коэффициенты корреляции между высшими достижениями сильнейших пловцов мира (США, Австралии и Европы) в плавании на 100 и 1500 м вольным стилем и их результатами в юношеском возрасте:
Проведенный анализ показал, что между лучшим результатом сильнейших пловцов мира и их юношескими достижениями на дистанции 100 м существует слабая связь, тогда как для дистанции 1500 м эта зависимость выражена достаточно сильно. Следовательно, стабильность аэробного компонента выносливости значительно выше.
Поэтому высокие спортивные результаты, показанные в юношеском возрасте в плавании на средние и длинные дистанции, будут иметь прогностическое значение для дальнейших успехов, тогда как в плавании на 100 м такой прогноз нужно делать очень осторожно, по результатам, показанным не ранее 16-18 лет.
Подвижность в суставах. Хорошие пловцы, как правило, обладают высокой степенью подвижности в суставах. Для определения стабильности этого показателя у одной и той же группы сильнейших пловцов 11-14 лет измерялась в течение четырех лет пассивная подвижность в голеностопном суставе. Между результатами повторных измерений рассчитывались коэффициенты корреляции, средние величины характеристик и стандартные отклонения от средних величин для каждой возрастной группы (табл. 1).
Достоверная зависимость между повторными измерениями пассивной подвижности в голеностопных суставах указывает на высокую стабильность этого признака, а следовательно, и на возможность прогнозирования его развития.
Показатели силы . Одновременно с подвижностью в суставах на той же группе юных пловцов определялись силовые характеристики по показателям становой силы и силы тяги в воде (табл. 2).
Достоверная зависимость между величинами, полученными при повторном измерении силовых характеристик, также свидетельствует о высокой стабильности этого качества, что позволяет с достаточной уверенностью прогнозировать его развитие.
Таким образом, есть основание полагать, что определять потенциальные способности к плаванию с большей, чем это было до сих пор, уверенностью можно, ориентируясь на показатели роста, физической работоспособности, подвижности в суставах и силы. Приводим средние величины этих показателей у сильнейших юных пловцов трех возрастных групп (табл. 3).
Показатели | Возраст (лет) | ||
10-12 | 13-14 | 15-16 | |
Спортсмены | |||
Рост (см) Длина руки (см) Длина кисти (см) Вес тела (кг) ЖЕЛ (мл) плечевых голеностопных Сила тяги в воде (кг) |
162,4-174,4 72.3-77,9 18.4-19,0 44.5-52,4 3700-4500 147-163 |
171,0-173,3 74,7-82,0 18,7-20,2 55,7-62,9 4500-5900 145-155 |
176,6-188,0 78,1-83,3 19.4-21,3 67,6-77,8 5400-7200 141,5-150 |
Спортсменки | |||
Рост (см) Длина руки (см) Длина кисти (см) Вес тела (кг) ЖЕЛ (мл) Подвижность в суставах (градусы): плечевых голеностопных Сила тяги в воде (кг) |
162,15-173,28 71,8-77,8 18,0-18,6 44,3-51,5 3800-4600 144-160 |
167,2-176,8 74,5-80,7 18,4-20,2 52,9-60,1 4300-5200 145-153 |
171-180,4 76,6-81,7 19,2-20,7 59.2-67,3 4800-6300 142-150 |
При прогнозировании способности к плаванию необходимо проверить у пловца исходный уровень развития всех показателей, перечисленных в табл. 3. Измерения проводятся с точностью, достаточной для практической работы. При оценке способности надо сравнивать результаты детей, прошедших обследование.
Наиболее перспективными в отношении плавания следует считать детей, имеющих лучшие показатели по всем тестам или высокие в одном-двух и несколько менее высокие в остальных. Если цифровые показатели измерений в 10-12-летнем возрасте соответствуют нормативам, представленным в табл. 3, то можно с достаточной уверенностью прогнозировать динамику развития этих характеристик в последующие годы. Для ориентировочной проверки темпов прироста этих показателей в табл. 3 приведены средние данные для возрастных групп 13-14 и 15-16 лет.
Рекордсменом Европы в плавании баттерфляем на 200 м Рогер Пыттель (ГДР) стал в 1974 г., когда ему исполнилось 17 лет, но уже за несколько лет до этого у него был определен высокий уровень способности к плаванию
Однако высокий уровень способности к плаванию сам по себе не является гарантией успеха. Отличные работоспособность, подвижность в суставах и сила не будут реализованы в спортивный результат, если молодой человек не имеет мотивационной основы, не обладает сильной волей, громадным желанием, интересом, любовью к плаванию, помогающими терпеть трудности, переносить тяжелые тренировки и временные неудачи, соблюдать строгий режим жизни. Ребенок должен понять, что плавание - это не только развлечение, активный отдых, но и серьезная работа.
Наряду с поиском талантов важнейшее значение имеют организационный и методический факторы, определяющие направленность педагогического воздействия на разных этапах многолетней тренировки юного пловца: тщательное изучение тренером содержания программ для ДЮСШ плавания; правильно построенная система соревнований в возрастных группах и др. Необходимо отметить такой положительный факт, как включение в традиционные всесоюзные соревнования для детей 12 лет и моложе «Веселый дельфин» средних и длинных дистанций. Это означает, что базовая тренировка в ДЮСШ плавания будет иметь в соответствии с международными стандартами аэробную направленность.
Положительную роль играет отмена старой и введение новой системы поощрения тренеров, согласно которой высокие оценки они получают за подготовку абсолютных победителей и призеров всесоюзных и международных соревнований, а не за чемпионов в возрастных группах.
Все это обеспечивает целенаправленную подготовку юных пловцов без форсирования, преждевременно расходующего физические и психические ресурсы молодого организма.
Н. Ж. Булгакова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва
Модель элитного пловца Спортивные успехи в плавании определяются гидродинамическими качествами, которые зависят от особенностей телосложения, возраста, пола занимающихся; уровнем развития таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, являющихся основой для постановки современной техники плавания; высоким уровнем мотивации - сознательных волевых усилий, интереса к занятиям, трудолюбия, направленных на совершенствование спортивного мастерства. Остановимся подробнее на каждом слагаемом этого успеха. Высокие скорости плавания зависят от гидродинамических качеств - формы и поверхности тела, обтекаемости, плавучести, устойчивости равновесия. Эти качества тесно связаны с особенностями телосложения - ростом (длиной тела), весом тела, пропорциями тела (соотношением поперечных и продольных размеров тела), величиной ЖЕЛ (жизненной ёмкости легких), соотношением мышечной, костной и жировой тканей и др. Как известно, спортсмены-пловцы - это высокие люди, имеющие пропорциональное телосложение, гладкий, не выступающий рельеф мускулатуры, с небольшим подкожножировым слоем. Высокий рост является одним из основных показателей, определяющих скорость плавания, поскольку каждые 10 см длины тела снижают встречное сопротивление воды на 5%. Рекордные скорости, как правило, демонстрируют спортсмены, имеющие большую длину тела. Чемпионы, призеры и финалисты каждых последующих Олимпийских игр имеют более высокий рост (до 200 см) и, конечно же, более высокие спортивные достижения, чем спортсмены, занявшие аналогичные места на предыдущих Олимпиадах. Однако в спортивном плавании имеют «право на жизнь» и люди среднего роста: они добиваются успеха на средних и длинных дистанциях. Кроме того, люди среднего роста, как правило, успешно выступают в брассе (который, как известно, является самым тихоходным способом плавания) и в дельфине, что объясняется спецификой техники этого способа (необходимо выполнять мощные волнообразные движения корпусом). Пропорции тела пловца с широкими плечами и узким тазом напоминают форму капли. Такое телосложение формируется в результате систематических тренировок, направленных на развитие мышц плечевого пояса и рук, являющихся основным движителем при плавании спортивными способами. У пловцов, специализирующихся на скоростных дистанциях, разница между шириной плеч и таза больше, чем у спортсменов, специализирующихся на дистанциях с меньшей скоростью. Это значит, что спринтеры имеют преимущество в силе; зато форма тела стайеров более обтекаема. Техника способа плавания и скорость, развиваемая в плавании этим способом, предъявляют жесткие требования к особенностям телосложения спортсмена, величине рычагов и гребущих поверхностей рук и ног - главных движителей пловца. Поэтому спринтер-кролист и спинист имеют длинные и сильные руки с широкими предплечьями и большими кистями. Наоборот, для брассиста характерны длинные сильные ноги с большой окружностью бедер и голеней, длинными стопами, поскольку при плавании этим способом основным движителем являются ноги. Плавучесть тела определяется соотношением веса тела и ЖЕЛ: увеличение веса тела ухудшает плавучесть, а увеличение ЖЕЛ улучшает ее. Известно, что плавание как никакой другой вид спорта развивает дыхательную систему. Спортсмены-пловцы имеют один из самых высоких показателей ЖЕЛ (до 8 л), что является следствием систематической тренировочной работы, направленной на развитие выносливости. Большой объем ЖЕЛ, конечно же, улучшает плавучесть тела спортсмена и тем самым положительно влияет на увеличение скорости плавания. Влияние веса тела на скорость плавания значительно сложней. Конечно, большой вес тела ухудшает плавучесть. Но вес тела является косвенным показателем силовой подготовленности спортсмена (величина активной массы тела - костной и мышечной ткани - тесно связана с силой), поэтому он оказывает положительное воздействие на скорость плавания в тех способах, где необходима высокая силовая подготовленность: спринтерском кроле и дельфине. Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи при нулевой скорости. Эффективная реализация силовых возможностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями - абсолютные значения МПК (максимальное потребление кислорода) у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительная МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75-80 мл/кг/мин. Максимальные значения накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20-26 ммоль/л, а у стайеров -16-19 ммоль/л. Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие у спортсмена определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призёры в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.
З. Фирсов приводит интересные данные, характеризующие состояние пульса у виднейших пловцов страны в начале тренировки и по достижении спортивной формы. Для Мешкова они равняются 70 и 54; для Ушакова - 72 и 63; для Алешиной - 78 и 63; для Китаева - 72 и 49; для Борисова - 72 и 60; для Шелешневой - 72 и 63.
Под влиянием тренировочного плавания замедляется пульсе понижается максимальное кровяное давление. Если в начале тренировки пульс у Мешкова доходил после 60 прыжков до 18 ударов в 10 сек., возвращался к исходной величине через 80 сек., то в состоянии спортивной формы после 60 прыжков пульс учащался лишь до 14 ударов в 10 сек., а возвращение его к исходной величине наступало через 50 сек. Большинство данных отмечает у пловцов физиологическую брадикардию, т. е. замедление пульса, которая, по Крестовникову, является результатом повышения тонуса блуждающего нерва.
Плавание укрепляет мышцы всего тела, особенно мышцы нижних конечностей, а плавание на груди укрепляет и разгибатели спины; это весьма эффективное средство для борьбы с искривлением позвоночника.
Тот же автор сообщает данные
, характеризующие физическое развитие пловцов. Он приводит показатели физического развития пловцов-юношей, принимавших в 1941 т. участие в детском междугородном матче пяти городов. Мальчики-пловцы 14-15 лет имели рост выше, чем средний рост мужчины, а емкость легких на 1000 см3 больше средней нормы здорового мужчины. По данным других авторов, также отмечается, что дети, регулярно занимающиеся плаванием, по сравнению со средними данными имеют более высокий рост. У пловцов равномерно развита мышечная система, так как плавание всесторонне нагружает мышечную систему активными движениями.
Плавание брассом прекрасно корригирует искривления позвоночника, особенно сутуловатость.
Ныряя на глубину 2 м , спортсмен испытывает добавочное давление на организм с силой в 200 г на 1 см2 поверхности тела. Оставаться минуту и более под водой - возможно только хорошо тренированному человеку; на соревнованиях этот срок доводится до 80-100 сек. У людей нетренированных или с лабильными (слабыми) грудной клеткой и легкими продолжительное ныряние может вызвать эмфизему легких. Само ныряние при соблюдении соответствующих правил не представляет опасности для пловца, не грозит какими-либо повреждениями и имеет большое прикладное и оборонное значение.
Рекордсмен Ленинграда в нырянии Алексей Дорохин во время Великой Отечественной войны был назначен командиром подразделения разведчиков морской пехоты на Балтике. Во время выполнения ответственного задания плывшего у вражеского берега отважного разведчика обнаружили немецкие автоматчики и открыли по Дорохину прицельный огонь. Он немедленно нырнул и, показавшись на поверхности воды через 15-20 м, вновь "повторил ныряние, изменив под водой направление проплыва. Обманывая немцев и не давая им сосредоточить на себе прицельный огонь путем беспрерывного ухода под воду, разведчик преодолел простреливавшуюся немцами зону и вернулся к своим.
Следует упомянуть о судорогах в икроножных мышцах, которые часто затрудняют или делают совершенно невозможной работу ног. Судороги наступают главным образом при продолжительном пребывании в холодной воде.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительно образования
«Центр детского творчества»
Ведущие пловцы мирового класса
Умение плавать – жизненно необходимый навык, который позволяет человеку чувствовать себя намного свободнее и увереннее в окружающем мире.
Подготовила: Педагог дополнительно образования
высшей квалификационной категории
Бойко Альбина Владимировна
Биробиджан 2015

Владимир Сальников Президент Федерации плавания РФ
Дата рождения: 21 мая,1960 Место рождения: Ленинград Место жительства: Рост: 1,81 м Вес: 74 кг
Специализация: 400 и 1500м в/с
Четырехкратный олимпийский чемпион,
четырехкратный чемпион мира,
шестикратный чемпион Европы и
многократный рекордсмен планеты


около Свердловска-45 (ныне Лесной) Место жительства: Москва Рост: 2,00 м Вес: 89 кг
50 м спина
Четырехкратный олимпийский чемпион


Дата рождения: 30 апреля, 1983 Место рождения: Место жительства: Москва Рост: 1,84 м Вес: 83 кг
Специализация: 50 и 100 м баттерфляй
Капитан сборной России по плаванию.
Чемпион мира, чемпион Европы


(Московская обл.) Место жительства: Пенза Рост: 1,82 м Вес: 70 кг
Специализация: 50, 100 и 200 м на спине
Чемпионка мира, вице-чемпионка Олимпийских игр 2012 года


Дата рождения: 3 апреля, 1992 Место рождения: Грозный Место жительства: Таганрог Рост: 1,82 м Вес: 60 кг
Специализация: брасс
Бронзовый призёр Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, трёхкратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы


Данила Изотов
Рост: 1,95 м Вес: 76 кг
Специализация: 100 и 200 м в/с
Призёр Олимпийских игр и чемпионатов мира, чемпион Европы.

Данила Изотов
Майкл Фелпс (слева), Пауль Бидерман (в центре) и Данила Изотов

Дата рождения: 19 марта, 1997 Место рождения: Каунас (Литва) Место жительства: Плимут (Великобритания) Рост: 1,72 м Вес: 64 кг
Специализация: 50 и 100 м в/с,
50 и 100 м брасс
Олимпийская чемпионка (2012) и чемпионка мира (2013)


Дата рождения: 30 июня,1985 Место рождения: Балтимор (США) Место жительства: Рост: 1,93 м Вес: 88 кг
Специализация: 100, 200 м баттерфляй,
200 и 400 м к/п,
100, 200, 400 м вс, 100 и 200 м спина
18-кратный олимпийский чемпион, 26-кратный чемпион мира


Секрет успеха в плавании совсем
не в росте или обхвате бицепса,
а в потрясающем трудолюбии, уникальной работоспособности
и непоколебимой вере в себя!
Подготовила – Бойко А.В.
kopilkaurokov.ru
Проблемы формирования индивидуальной техники плавания
Наряду с плавательной нагрузкой в тренировочном плане важное место отводится совершенствованию в технике. В каком соотношении находится техника с работой, связанной с нагрузками, с физиологическими эффектами?
Рассмотрим наиболее современное представление о технике плавания вольным стилем. В двадцатые годы наиболее важной характеристикой плавания вольным стилем было движение руками, похожее на движение крыльев ветряной мельницы. На движения ногами почти не обращали никакого внимания. В 1932 г. японцы пришли к выводу, что при плавании вольным стилем главную роль в продвижении тела вперед играют ноги. Так зародился вариант замедленного темпа движения руками и их скольжения (в плавании вольным стилем). С 1956 г. движения руками вышли на первый план, и тренеры снова заговорили, что именно руки имеют главное значение при продвижении тела вперед. Роль ног сводилась только к тому, что они должны обеспечивать пловцу равновесие - плоское, обтекаемое положение тела в воде. Примерно перед Олимпийскими играми в Токио снова было обнаружено, что можно продвигаться при помощи движений ногами и что энергию следует поставить на службу достижению большей скорости плавания.
Согласно новейшим представлениям, положение тела спортсмена в воде, плавающего вольным стилем, должно быть плоским, а голова должна находиться на одной линии с туловищем. Не может быть и речи о том, чтобы высоко поднимать голову, как рекомендовал и делал в свое время Джонни Вейссмюллер для обеспечения в воде высокого положения туловища. Вторая важная точка зрения: в настоящее время не только повсюду признают, но даже и обучают вращению вокруг продольной оси тела. Эта система приводит в движение верхние большие мышцы груди и спины. Повороты тела на 45-50° в обе стороны можно увидеть довольно часто, более того, немало случаев, когда этот «крен» достигает даже 60°. Отмечаются также и змеевидные движения вправо-влево. У пловцов с более энергичными, темповыми движениями ног эти колебания вправо-влево нередко едва заметны глазом, что же касается спортсменов, плавающих силовым способом, то такие движения бросаются в глаза. В основном все определяет конституция пловца. Пловцы с гибким телосложением плавают красивее и элегантнее, чем пловцы с мощным телосложением. Эту разницу в конституции тела тренерам следует осознать уже в самом начале занятий с пловцом.
Последняя мода, касающаяся движений ногами,- это неглубокое их погружение, почти незаметный кроль, при котором даже самое большое отклонение ступни не выходит за линию поперечного сечения тела. Это связано с тем, что при плавании вольным стилем в первую очередь спортсмена продвигают вперед руки, в то время как ноги поддерживают туловище в равновесии, выполняя ту же роль, что руки при беге.
В наше время очень многие тренеры требуют от пловца «суженных» движений ногами, так как боятся, что брызги, возникающие при энергичных движениях ногами, распыляют силы и задерживают продвижение пловца. Безусловно, такая опасность, особенно для пловцов с расслабленными лодыжками, действительно существует. Механикой подтверждено, что при плавании вольным стилем движения ногами лишь до тех пор представляют источник силы, движущий тело вперед, пока ноги, двигаясь одновременно из нижней и верхней точек, почти касаются одна другой. Очевидно, что если мы хотим использовать для быстрейшего продвижения пловца также и движения ногами, то они должны приближаться одна к другой с силой, а затем очень легко удаляться друг от друга.
Можно сказать, что у каждого современного тренера есть своя собственная теория, касающаяся цикла движения руками под водой при плавании вольным стилем. Большинство из них считают, что движения под водой должны выполняться согнутыми в локтях руками. В воздухе руки могут быть либо вытянуты, либо согнуты, подниматься над водой высоко или низко, а опускаться в воду на ширине плеч или же в линии продольной оси туловища. Все это не имеет принципиального значения. Движения руками в воздухе ни в какой мере не влияют на быстроту плавания, а отсюда на результат.
Такие движения могут повлиять на скорость плавания лишь косвенно, поскольку в плавании вольным стилем руки двигаются попеременно. Путь и направление руки, находящейся над поверхностью воды, могут повлиять на путь и направление руки, двигающейся под водой.
Согласно мнению большинства специалистов, руки должны двигаться под водой согнутые в локтях. Что же касается угла изгиба локтя и силы толчка, то здесь мнения расходятся. Например, Стив Кларк, быстрейший пловец мира, выполняет движения под водой совершенно вытянутой рукой, а пловцы Джемса Каунсильмена предпочитают сильно сгибать руки под водой так, что их пальцы почти притрагиваются к грудной клетке.
В основных чертах мы предъявляем спортсменам, плавающим вольным стилем, те же требования, что и спортсменам, плавающим способом на спине: те, кто имеет рост выше среднего или длинные руки, плавают с согнутыми руками. Пловцы невысокого роста, у которых сравнительно короткие руки, например большинство японцев, выполняют движения под водой с вытянутыми руками.
Необходимо отметить, что степень сгибания рук всецело зависит от индивидуальных данных пловца. Длина и сила рук, величина ладони определяют степень сгибания. Суммируя все это, мы легко приходим к выводу, что для каждого пловца наиболее естественное движение руками одновременно будет и наиболее целесообразным движением.
В последние годы тренеры придают большое значение движениям рук в толчковой фазе. Упомянутая толчковая фаза является частью движения руки от поясницы до бедра. Много говорится о типах дыхания пловца и о времени дыхания.
Анализ показывает, что большинство спортсменов, плавающих вольным стилем, применяют взрывное дыхание: после вдоха они на короткое время задерживают воздух, а затем энергично его выдыхают в воду. По-видимому, это наиболее естественный способ дыхания в воде, вариант нормального дыхания, применяемый в условиях пребывания в воде.
С точки зрения техники плавания наиболее подходящим для вдоха будет момент, когда рука, находящаяся впереди, достигает поверхности воды, а рука, со стороны которой делается вдох, завершает толчковое движение или только-только показывается из воды.
Вдох ни в коем случае не должен совпадать с движением любой из рук, обеспечивающей пловцу продвижение, так как в таком случае он будет препятствовать работе мышц, способствующих продвижению вперед.
Несмотря на это, очень многие сильнейшие пловцы делают вдох в момент, когда его рука устремляется вперед (вторая рука в это время находится на середине толчкового движения). Все это показывает, что даже обоснованные рекомендации по технике плавания не должны расцениваться как какие-то непреложные законы или рецепты.
Большинство сильнейших пловцов применяют так называемый способ задержки дыхания. Бесспорно, без вдоха пловец плывет быстрее, так как его положение в воде «более гладкое», а непроизвольно происходящие при дыхании колебания тела отсутствуют. Ханс Йоахим Клейн, выступая в финале Будапештской универсиады в заплыве на 100 м, на протяжении первых 50 м сделал всего четыре вдоха. Во второй половине он первые 43-44 м проплыл дыша нормально, а последние 6-7 м - с опущенной головой без дыхания.
В этом, бесспорно результативном, способе дыхания границы определяются степенью снабжения организма пловца кислородом.
Что касается согласования движений рук и ног, то наиболее естественным будет вариант на шесть ударов, то есть на один полный цикл движений руками приходится шесть движений ногами. Однако подобный ритм движения среди сильнейших пловцов используется различным образом. Некоторые пловцы, применяя такой ритм один или два раза повернувшись на 90°, выполняют ногами ножницы. Другие пловцы, у которых одна нога сильнее другой, иногда прибегают к варианту на четыре удара. Имеется особый вариант, когда, плывя шестиударным кролем, пловец выполняет ногами первые четыре удара, а последние два пропускает. Многообразие вариантов указывает на то, что определение ритма движений ногами носит индивидуальный характер, которому не следует учить, а тем более рабски подражать.
Мы рассмотрели различные взгляды, сложившиеся в области плавания вольным стилем. Сильнейшие пловцы мира добиваются рекордов с помощью самых разных вариантов техники, а многие из них показывают такую технику, которую бы тренер, воспитанный на старых традициях, ни в коем случае не признал бы правильной у начинающего пловца. И все же с помощью именно такой техники некоторые пловцы устанавливали мировые рекорды.
В том, что изменять индивидуальную технику весьма опасно, мы с большой горечью убедились на внезапном отставании нескольких венгров, которые обещали стать пловцами мирового класса. Какой же все-таки более или менее уместный подход к формированию и совершенствованию индивидуальной техники?
В практике лучших венгерских специалистов уже много раз оправдывал себя метод, согласно которому пловцы «на одном дыхании» стремительно проплывали короткие отрезки. Мы уже говорили о том, что при плавании без дыхания формируется и совершенствуется техника плавания. В такой момент спортсмен сам для себя открывает и показывает, какой из вариантов техники лучше всего отвечает его данным. Начиная с этого момента, тренер стремится к тому, чтобы уяснить себе технику плавания своего подопечного и добиться от него правильного дыхания.
Отдельные упражнения по технике сами по себе являются хорошим средством (например, старты, движения ногами и руками, повороты и т. д.). Спортсмен эти элементы техники сам по себе выполняет так, как они лучше всего подходят для его индивидуальных данных. Преимущество упражнений по технике плавания состоит в том, что их можно выполнять, например, на тренировке интервальным методом, причем нагрузка может быть средней. В некоторых случаях мы можем проводить тренировки по технике и в условиях, соответствующих соревнованию.
Любая техника плавания хороша до тех пор, пока не противоречит основным положениям гидродинамики или законам движения. Если пловец легко движется в воде при сравнительно больших нагрузках и не слишком устает, то тогда, по всей вероятности, его движения экономичны и техника хороша. Все это в первую очередь нам следует иметь в виду при подготовке пловцов-подростков, так как в последующие годы вряд ли будет возможность успешно исправить укоренившиеся у них неправильные плавательные движения.
В табл. 3 приводим годовой тренировочный план для 11 - 13 летних пловцов.
www.offsport.ru
История плавания » Спортивный Мурманск
Не умеет ни читать, ни плавать» - такую замечательную формулу-характеристику давали некультурному человеку древние греки. Фигуры пловцов, высеченные на камнях, изображения плывущих мужчин на древнейших папирусах и вазах рассказывают об использовании плавания в военном деле, труде, быту примерно за три с лишним тысячи лет до нашей эры. Из истории известно, что знаменитыми пловцами были, например, Александр Македонский и Юлий Цезарь, что более 2000лет назад в Японии соревновались в плавании на скорость.
Спортивный характер плавание начинает приобретать с середины 19 века. В Вене в Австрии, в Ливерпуле в Англии, в Берлине были построены в это время первые закрытые бассейны, которые вначале использовались преимущественно для обучения плаванию будущих офицеров, учащихся кадетских корпусов и военных училищ. В то же время строительство бассейнов делает плавание не только военной дисциплиной, но и спортом, и к концу XIX века плавание как вид спорта становится уже популярным. В 1890г. было проведено первое первенство Европы, а чуть позже, в 1896г. в программу первых олимпийских игр современности было включено плавание, и с тех пор неизменно входит в число олимпийских видов спорта. В начале двадцатых годов нашего века появляется ряд выдающихся пловцов (например, олимпийский чемпион 1924г., 1928г. Д.Вейсмюллер, А.Чарлтон и др.), которые применили новые способы плавания и сразу подняли результаты. Первым пловцом, показавшим на 100-метровой дистанции результат менее 1 мин. и на 400-метровой менее 5 мин., стал Д.Вейсмюллер. В 1908г. была создана Международная федерация плавания (ФИНА). До ее создания состязания по плаванию, в том числе и олимпийские, проводились на самых разнообразных участках открытых водоемов, зачастую неточно вымеренных, по различной программе, то в метровом, то ярдовом исчислении. Международная федерация сразу же подчинила определенным правилам как проведение состязаний по плаванию, так и регистрацию мировых рекордов. ФИНА определила, что олимпийские состязания могут проводиться только в бассейнах 50 или 100-метровой длины, а, начиная с 1924г., на олимпийских играх соревнования проводятся в бассейнах 50-метровой длины. Тогда же определились и сильнейшие страны в спортивном плавании - Австралия, США, Англия, Венгрия, Германия, позднее - Япония. Весь двадцатый век тренеры и спортсмены ищут более совершенные методы тренировки и работают над усовершенствованием техники плавания.
На развитие плавания, естественно, оказывают большое влияние такие природные факторы, как благоприятные температурные условия, удобные водные пространства, водоемы. В последние десятилетия все большое значение играет количество бассейнов. Искусственные открытые и закрытые бассейны в развитых странах делают плавание поистине массовым. Закрытый олимпийский бассейн на Играх 1996г. а Атланте строился в расчете на скоростное плавание. Глубокая вода, искусная система водостока, маркеры дорожек, которые амортизируют волну - все это уменьшает турбулентность, которая обычно снижает скорость пловцов. На Играх 1996г. пловцы разыгрывали 32 комплекта наград - 16 - у мужчин и 16 - у женщин.
Первый олимпийский заплыв женщин состоялся в 1912г. Женская программа в Атланте включала:
Спортсмены, показавшие восемь лучших результатов на предварительных утренних заплывах, получают право участвовать в финалах, которые обычно проводятся в тот же вечер. Перед соревнованиями многие спортсмены сбривают волосы на теле, а часто и на голове, чтобы снизить сопротивление воды. Наверное, главное, что при этом спортсмен сам верит, что плывет быстрее. Победителем считается пловец, который первым коснется стенки бассейна. Пожалуй, самый выдающийся олимпиец среди пловцов - американец Марк Спитц, который завоевал на одной Олимпиаде в Мюнхене в 1972г. семь золотых медалей. К олимпийским водным видам спорта относятся кроме плавания также синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло. Первой русской школой плавания, где проводилось систематическое обучение, явилась Шуваловская школа. Она была организована в 1913г. в пригороде Петербурга - Шувалово. Занималось в ней около 300 членов и кандидатов. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений Петербурга. Просуществовала школа до 1917г. В Москве в 1912г. было организовано «Московское общество любителей плавания», которое вело занятия не только летом, но и зимой в бассейне при Сандуновских банях.
Спортивное плавание в Росси в эти годы делало первые шаги, тренировки шли в открытой воде, результаты были невысокими. Первое участие в Олимпийских играх российские пловцы приняли в 1912г. в Стокгольме, успеха они не имели. В общей сложности в дореволюционной России едва ли насчитывалось 1500 пловцов. Те, кто начинал в СССР спортивное плавание в двадцатые годы, создавали свою технику плавания, свои, отечественные методы тренировки, однако с мировыми рекордами все их лучшие достижения в те годы даже не могли идти в сравнение. Спортивной специализации в те годы не существовало. Одни и те же лица плавали, прыгали с вышки и с трамплина, играли в водное поло. В 1925г. в Ленинграде появился 25-метровый зимний бассейн, в котором шли круглогодичные тренировки. В Москве первые два зимних бассейна появились в 1930г. и в 1931г. В тридцатые годы блистали Л.Мешков и С.Бойченко, которые неоднократно обновляли мировые рекорды в плавании баттерфляем на дистанциях 100 и 200м. Но самые главные их победы не попали в списки официально признанных мировых рекордов, так как Федерация плавания СССР была принята в члены ФИНА только в 1947г. Советская олимпийская команда открыла счет олимпийским наградам на Играх 1960г. в Риме, правда, это была только бронзовая медаль в прыжках с вышки. Самыми триумфальными в истории советского плавания принято считать московские игры 1980г., на которых сборная СССР завоевала семь золотых олимпийских медалей. Но это ведь были фактически игры без соперников. Игры 1976г. в Монреале были примечательны не только тем, что М.Кошевая на дистанции 200м брассом повторила токийский успех Г.Прозуменщиковой, но самим фактом потрясающего успеха женской команды, которая в брассе завоевала пять медалей из шести возможных. В Барселоне в 1992г. Сборная Содружества независимых государств произвела фурор, опередив всегдашних фаворитов - пловцов американской команды. Можно сказать, что усилиями Евгения Садового и Александра Попова невиданный урожай медалей в Барселоне собрал город Волгоград. Попов завоевал золотые медали на дистанциях 50 и 100м вольным стилем и в комплексном плавании. Е.Садовый выиграл две золотые медали в плавании вольным стилем на дистанциях 200 и 400м, сделал главное для победы в эстафете 4х200м, установив олимпийский и два мировых рекорда на этих Играх. Вернуть пальму первенства в плавательном спринте на Играх в Атланте стало для американцев делом чести. Но Александр Попов вновь стал победителем на дистанциях 50м вольным стилем и 100м вольным стилем, а Денис Панкратов стал олимпийским чемпионом на дистанции 100м баттерфляй и 200м баттерфляй. Говорят, что прогнозы в спорте - дело неблагодарное. Перед Атлантой тренеры российской команды предполагали, что пловцам-мужчинам по силам выиграть 4 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые олимпийские медали. Многие считали, что ни на одной женской дистанции в Атланте России не светит даже «серебро». Результаты таковы: - мужчины: 4 золотые 2 серебряные 2 бронзовые олимпийские медали - женская команда на Играх - 96 не завоевала в плавании ни одной олимпийской медали. В других олимпийских водных видах спорта на Олимпиаде-96 Д.Саутин стал чемпионом в прыжках в воду с вышки, а Ирина Лашко завоевала серебряную медаль в прыжках с трамплина. Российские спортсмены, в том числе и в водных видах спорта, доказали в Атланте, что несмотря на политические, социальные и экономические проблемы, спорт в России на высочайшем уровне.
sport-51.ru
Наши герои | Плавание
Спортивное плавание в нашей стране начало широко развиваться только после Октябрьской революции. За сравнительно короткий срок оно приобрело популярность и массовое развитие. Однако мастерство наших пловцов старшего поколения отставало от лучших мировых достижений. Тем не менее уже более тридцати лет назад отдельные советские пловцы изумляли мир своими достижениями. Если вспомнить их имена, оживут замечательные страницы из истории отечественного спорта. Так, на протяжении десятилетия все мировые рекорды в плавании брассом принадлежали только двум советским спортсменам - Семену Бойченко и Леониду Мешкову.
Издавна известно, что плавание - спорт юных. История плавания в нашей стране и за рубежом изобилует примерами рекордных достижений юных пловцов. Еще более тридцати лет назад 16-летняя ленинградка Клавдия Алешина была непревзойденной рекордсменкой страны. В таком же возрасте московская школьница Юлия Кочеткова устанавливала абсолютные рекорды страны в плавании на спине и кролем. В то же время в московских бассейнах успешный штурм рекордов в плавании кролем начал 17-летний Виталий Ушаков. Его рекорд в 1941 году на 100 метров был равен 57 секундам.
Олимпийские игры в Токио еще раз убедительно показали, что юность - золотая пора для спортивных побед и рекордов на голубых дорожках. Победителями Олимпиады и мировыми рекордсменами стали девушки и юноши. Только одной австралийке Даун Фрезер было 27 лет.
Эту талантливую спортсменку и трехкратную олимпийскую чемпионку в шутку зовут «бабушкой» плавательного спорта.
Даун Фрезер - первая женщина, преодолевшая минутный рубеж в плавании вольным стилем (кролем) на 100 метров с феноменальным результатом 58,8 секунды. Спортивное долголетие Фрезер можно объяснить не только ее способностями, но и тем, что она научилась плавать в 5 лет и рано начала спортивную тренировку.
Все остальные победители в Токио были совсем юными. 18-летнему американцу Дону Шолландеру в Токио удалось завоевать 4 золотые медали на дистанциях в плавании вольным стилем. 16-летняя американская школьница Шерон Стоудер установила мировой рекорд, проплыв 100 метров баттерфляем за 59,9 секунды. Не было 16 лет советской школьнице Галине Прозуменщиковой, получившей в Токио золотую медаль за установление олимпийского рекорда на дистанции 200 метров брассом.
Советские брассисты вновь стали лучшими в мире. Еще в предолимпийских стартах на соревнованиях в Берлине Георгию Прокопенко удалось повторить мировой рекорд американского пловца Ястремского на дистанции 200 метров. В Токио Георгий улучшил свой результат и установил рекорд Европы, показав 2 минуты 29,6 секунды.
Бронзовую медаль завоевала вторая наша мировая рекордсменка - студентка из Ташкента Светлана Бабанина. Сейчас Светлана Бабанина сильнейшая в мире в плавании на 100 метров брассом.
Очередные, XIX Олимпийские игры состоятся в Мехико. И мы не ошибемся, если скажем, что именно молодежь продолжит свое победоносное шествие в соревнованиях по плаванию и другим видам спорта.
www.offsport.ru
Специализированные классы олимпийского резерва по плаванию 6
Одной из важнейших тенденций в развитии мирового спортивного плавания является дальнейшее снижение возраста, в котором пловцы показывают свои высшие достижения. Так, возраст большинства пловцов, которым на протяжении 1974 г. и первой половины 1975 г. удавалось обновлять рекорды мира (К. Эндер, Ш. Бабашофф, Д. Тэррел, К. Юстен, К. Линке, У. Рихтер, У. Таубер, С. Холланд, Т. Шоу и др.),- 15-17 лет. Путь от юношеского разряда до мирового рекорда пловец проходит в среднем за 5 лет. Значит, он должен начинать регулярно тренироваться с 10-12-летнего возраста, т. е. девочки - с четвертого-пятого, а мальчики - с пятого-шестого классов. С них и нужно начинать комплектование классов олимпийского резерва-80. Поэтому нельзя, как это делается в ряде городов, создавать спортивные классы только для старших школьников: до окончания школы они так и не успевают достигнуть высшей степени мастерства. Там, где хорошо поставлена учебная работа по плаванию с дошкольниками и первоклассниками (Магадан, Чебоксары, Харьков - «Динамо», Днепропетровск - «Метеор» и др.), спортивные классы могут комплектоваться и раньше.
Учитывая неизбежное отсеивание, целесообразнее всего создавать по два начальных спортивных класса: такие классы легче полностью укомплектовать только пловцами. А это очень важное условие, потому что пловцы должны иметь свой специфический распорядок дня, позволяющий им проводить в бассейне как минимум две тренировки в день: первую - до начала школьных уроков, вторую - после них или чуть позже.
В опытном порядке спортивные классы начали создаваться в стране три-четыре года назад. В первое время органы народного образования и директора школ неохотно шли на это. Время показало, что школа получает от спортивных классов большие преимущества. Обучаясь в них, дети приучаются к строгому распорядку дня, становятся дисциплинированнее, собраннее, аккуратнее; укрепляется их здоровье, повышается успеваемость по общеобразовательным предметам. Учитывая все эти положительные стороны, Министерство просвещения СССР в конце 1974 г. издало специальное постановление (см. газету «Советский спорт» от 27 декабря 1974 г.), разрешающее создание в стране спортивных классов. Теперь успех дела зависит от желания и оперативности руководителей спортивных организаций, директоров ДЮСШ, тренеров плавания, родителей.
Особенно важное значение для качественного отбора, комплектования и своевременного (с 1 сентября 1976 г.) начала занятий в классах олимпийского резерва-80 имеют нынешние весна и лето. Это ответственнейший подготовительный период. Уже в самое ближайшее время нужно определить школы и количество создаваемых при них спортивных классов. Местные спорткомитеты и отделы народного образования должны рассмотреть и принять совместный план комплектования таких классов, выбрать пионерские лагеря с плавательными бассейнами, где летом можно будет провести отбор кандидатов в спортивные классы. Необходимо подобрать лучших тренеров для подготовки будущих олимпийцев и решить многие другие организационные вопросы. Да, их немало, и они нелегкие. Но общими усилиями они могут быть решены повсюду, где уже есть плавательные бассейны и работает хотя бы несколько штатных тренеров. С нынешнего учебного года там должны начать свою жизнь классы олимпийского резерва, целеустремленные на 1980 г.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
www.offsport.ru
Два тренера по плаванию, автралийцы Пол Ньюсом и Адам Янг написали интересную книгу "Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов", в которой, в частности, рассказывают о классификации пловцов вольным стилем. Авторы выделяют шесть типов пловцов, каждый из которых имеет свои особенности техники плавания и свои черты характера: Арни, бамбино, ударник, глиссер, свингист и смуз. СвингистСвингисты - это почти всегда опытные пловцы, у них за спиной годы занятий плаванием, зачастую с юного возраста. Классическому свингисту присущи более короткие, чем у пловцов других типов, гребки, но он компенсирует эту особенность их высокой частотой; такая узнаваемая энергичная манера исполнения совершенно естественна для них, иное исполнение кажется им невероятно сложным и довольно странным. Хорошая новость заключается в том, что ломать эту технику совсем не нужно, достаточно только ее усовершенствовать и хорошо потрудиться над развитием природной силы и ритмичностью - тогда эти пловцы моментально могут набрать исключительную скорость, причем как в бассейне, так и на открытой воде. Пол: «Если бы я рассказал вам о пловце, который совершает от 50 до 52 гребков на 50-метровом заплыве, то вряд ли бы произвел на вас впечатление. Вы, скорее всего, посчитаете, что он не очень хороший пловец и должен был бы выполнять намного меньше гребков на данной дистанции. Но что если я скажу, что речь идет о француженке Лауре Манаду, выигравшей золото на Олимпиаде в Афинах в 2004 году на дистанции 400 метров вольным стилем? Тогда в Афинах она побила мировые рекорды на дистанциях 200 и 400 метров. Лаура и подобные ей пловцы бросают вызов традиционным методикам, гласящим, что вы, чтобы быть эффективным, всегда должны использовать длинный гребок. В общем, пришло время познакомиться со «свингистом», быстрым и эффективным пловцом, возможности которого, однако, явно недооценивали и не приветствовали -до нынешнего момента! Увидеть заплыв в исполнении Лауры можно здесь: www.swimsmooth.com/manadou » Пловец типа свингист Высокая частота гребков, наблюдающаяся у «свингистов», свидетельствует о том, что они выполняют вращения плеч с меньшим углом по сравнению с пловцами типа «смуз». Это означает, что их руки проносятся скорее в стороне от тела, а не над ним. При этом «свингисты» выполняют пронос более выпрямленной рукой. Раскачивание прямых рук при проносе - характерный признак «свингиста», собственно, из-за этого и пошло название этого типа пловцов. Что касается скорости, то тут показатели свингистов могут очень различаться в зависимости от уровня совершенства их навыков. «Свингисты», не оптимизировавшие технику, могут плыть со скоростью около 1:45 на 100 м, в то время как «свингисты» элитного уровня показывают и 1:00 на такой 100-метровой дистанции, выдавая ту же результативность, что и смузы при заплывах от 400 метров и более. У свингистов есть природная предрасположенность к плаванию на длинные дистанции. Как правило, спринт им не по душе. Они очень общительные и любят поскорее приняться за дело, без промедлений или долгих раздумий. Адам: «Движения свингистов, если смотреть над водой, могут показаться порывистыми и несовершенными. На протяжении многих лет именно это провоцирует плохие отзывы в мире плавания. Когда изобрели видеооборудование для подводной съемки, появилась возможность наблюдать за движениями с еще одного чудесного ракурса: подводного. Отсюда техника усовершенствованного свингиста кажется настоящей поэзией в движении: чудесный захват, идеальный ритм и согласование - все это производит впечатление отлаженной системы, работающей в полной гармонии!» Пол: «Когда я прошу «глиссеров» подумать, какие движения в их исполнении можно сократить, они, поразмыслив, могут предложить практически любое движение. Но попробуйте задать тот же вопрос свингисту - и в ответ вы, скорее всего, получите бессмысленный взгляд или ответ в духе: «Там нечего сокращать!» Способность (и предпочтение) свингиста отключать мозги и просто плыть - это преимущество, как на это ни посмотри. Очень большое значение имеет вдумчивая работа над техникой плавания, упражнения (а свингистов частенько можно обвинить в манкировании этой частью плавательной науки), но во всем остальном очень важно брать и просто плыть. Именно в этом - все свингисты. «Хватит говорить, давайте скорее в воду!» - это на сто процентов их девиз». Свингисты, не усовершенствовавшие свою технику, могут допускать такие ошибки, как закладывание, эффект ножниц и поспешный захват, но основная техника ударов и ритмичности соблюдается всегда. Если вы свингист, но за долгие годы ваша техника «износилась», вам нужно потратить некоторое время на тренировки и отработку исполнения. Вы отшлифуете технику довольно быстро и скоро сможете вернуться к излюбленному занятию: долгим и быстрым заплывам! Свингист и плавание на открытой водеПлавание на открытой воде - это от природы сильная сторона «свингистов», в этой среде они действительно лидируют. Высокая частота гребков помогает им буквально пробивать рябь и волновой след, который оставляют за собой другие пловцы. Свингистам с их природной расположенностью к соревнованиям, требующим большей выносливости, больше всего подходят заплывы на длинные дистанции. Несмотря на то что в бассейне талантливые пловцы с более длинным и плавным гребком могут их обойти, «свингисты» всегда отплатят им той же монетой на открытой воде. Как стать свингистомВо многих отношениях свингисты делятся на две категории: те, кто от природы наделен определенной техникой (классические свингисты), и те, кто научился ей по мере необходимости. Многие пловцы с низким ростом или короткими руками вынуждены использовать ускоренные движения для того, чтобы плыть быстро и эффективно. Они стремятся стать «свингистами», работая над своей техникой. Другие же стремятся улучшить результативность на длинных дистанциях на открытой воде или в триатлоне. Поэтому даже если они могут плавать в стиле «смуз», они выбирают освоение техники свингистов для повышения своей эффективности в определенных соревновательных условиях. Такие спортсмены часто могут по желанию переключаться с одного стиля на другой. Не спешите с выводами о том, что все пловцы с длинными руками - это смузы, а с короткими - свингисты. И если второе утверждение, скорее всего, будет справедливым, то первое - далеко не всегда верным. Существует много пловцов с длинными руками, которые от природы наделены очень быстрой техникой «свингиста», такие, например, как Лаура Манаду и Шелли Тейлор-Смит. Легенда в мире плавания Шелли Тейлор-Смит демонстрирует усовершенствованный стиль свингиста: она выполняет захват с согнутым локтем, в то время как рука в проносе совершает раскачивающее движение сбоку. Классические ошибки свингистов, не усовершенствовавших свою техникуСвингисты - опытные пловцы, по этой причине их техника не нуждается в принципиальных изменениях. Вместо этого им, скорее всего, нужно немного подкорректировать несколько моментов, устранив любой намек на закладывание, улучшив технику захвата и, возможно, закрепив двухударное согласование.
У Сэма одновременно присутствуют все три самые распространенные ошибки свингиста: задержка дыхания, вход с большого пальца и вкладывание руки за линию по центру от оси тела. Для того чтобы ознакомиться с полным описанием работы над ошибками для типа свингист, загляните в Приложение Б книги "Эффективное плавание". Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Пол Ньюсом, Адам Янг; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 400 с. (Спорт-драйв). Публикуется с разрешения издательства. |
paralife.narod.ru
Почти все сильнейшие пловцы наших дней отличаются атлетическим телосложением. Их мускулатура рельефна благодаря большой дополнительной тренировке с отягощениями, которую они проводят на суше. Она увеличивает силу определенных мышечных групп туловища, плечевого пояса и рук и снижает ее в тех мышцах, которые имеют в плавании меньшее значение. И это свидетельствует о том, что сегодня мы «используем» наше тело более целенаправленно и эффективно, чем когда-либо раньше.
Прежние представления об идеальных для тех или иных способов плавания типах телосложения устарели.
Не так давно, например, считалось, что пловец-чемпион должен быть крупным, высоким, сильным. Сегодня мы говорим только о силе, ибо мы прежде всего стремимся развить в нашем теле необходимую мощность. Именно эта способность - проявлять мощность - и является решающей. Это означает, что если невысокий и стройный пловец обладает достаточной силой, он будет продвигаться в воде быстрее, чем высокий и крупный. Старая истина, что хороший спортсмен высокого роста всегда выигрывает у хорошего спортсмена небольшого роста, значительно утратила свою силу.
Телосложение сильнейших пловцов наших дней имеет гораздо более выраженные специфические черты по сравнению с преяшими временами. Современные пловцы стали уделять больше времени развитию тех групп мышц, которые несут при плавании основную нагрузку. Для этого они используют изометрические, изотонические, общоразви-вающие упражнения и тренировку с отягощениями. Звезды женского плавания также стали выглядеть физически более развитыми. Однако они не так крупны и тяжелы, как их предшественницы, которым приходилось нести бремя лишнего веса. У них стройные талии, стройные и сильные ноги, особенно в бедрах, где у прежних чемпионок бывало много лишнего. Только в способе плавания брасс, в котором в прежние времена лучше выступали стройные и легкие спортсмены, сегодня мы наблюдаем преимущественно пловцов мышечного типа. В других способах плавания плавучесть тела оказалась более важным свойством, чем
рост и мышечная масса. Вообще спортсменам с недостаточной плавучестью лучше специализироваться в спринтерском плавании, где они могут компенсировать этот недостаток мощностью движений. Напротив, спортсмены с хорошей плавучестью, высоко лежащие на поверхности воды, имеют преимущество в плавании на средние и длинные дистанции.
Плавучесть спортсмена можно определить при помощи научных методов. Менее точный, но вполне приемлемый для специалиста путь определения плавучести спортсмена - это предложить ему лежать в воде без движения.
Помню, когда я стал работать с Джоном Конрадсом, то заметил, что плавучесть у него лучше, чем у других мальчиков. Он не мог держаться на самой поверхности воды, но и не опускался так глубоко, как другие. То же самое я заметил у Мюррея Роуза, шотландца Яна Блека, американца Роя Саари, японца Яманаки и у других выдающихся пловцов. Были и исключения, например Боб Уиндл, который имел плохую плавучесть, но успегпно выступил на дистанции 1500 метров.
Иногда структура мышечной ткани изменяется по мере полового созревания пловцов. Сначала, когда они имеют хорошую плавучесть, это помогает на всех дистанциях добиваться высоких результатов. Затем удельный вес тела повышается, плавучесть снижается, и спортсмены переключаются на спринтерские дистанции.
Совсем недавно существовала точка зрения, что, изучая телосложение пловца, можно выявить наиболее подходящие для него способ плавания и дистанцию. Считалось, что низкорослых и крепких пловцов следует ориентировать на длинные дистанции, высоких и широкоплечих - на спринт, а мощных здоровяков специализировать в баттерфляе. Тренеры предпочитали спортсменов со стройной фигурой и гладкой мускулатурой. Однако слишком часто это приводило к ошибке. В наше время необходимая мускулатура может быть создана в гимнастическом зале в соответствии с замыслом тренера.
Боб Уиндл не был ни широкоплечим, ни коренастым. Его тип телосложения не подходит ни под одну категорию, и специализация таких спортсменов зависит от решения тренера.
Разумеется, при определении спринтерской или стайерской направленности большую роль играет темперамент пловца. Пловец-стайер должен обладать большой психоло-
гической устойчивостью и уравновешенным характером. Ему должна быть свойственна способность к длительной тренировке в условиях одиночества. Кажется, Мюррей Роуз сказал, что пловец-стайер - это человек замкнутого и сосредоточенного характера, человек «в себе». Если это так, то хороший спринтер - это человек общительного и живого характера. Это энергичный и подвижный тип со стальной пружиной и в характере, и в мускулах.
Пловец должен также иметь хорошее сердце, способное быстро приходить в нормальное состояние после интенсивных нагрузок; сердце, способное мощно работать, снабжая мышцы тела кислородом во время больших напряжений, таких, как плавание с максимальной скоростью.
Выявить потенциальных чемпионов среди совсем юных пловцов нелегко, и, разумеется, при этом мы вовсе не застрахованы от ошибок. Ведь большинство необходимых качеств, о которых я говорил, заметны не сразу. Кроме того, я уверен, что независимо от уровня развития физических качеств будущий пловец-чемпион должен обладать чувством воды. Выраженное наличие его у некоторых пловцов бросается в глаза, когда они только еще делают первые гребковые движения. Другие же спортсмены так никогда и не могут приобрести это качество, несмотря на усердие в тренировке.
Если вы находите, что тот или иной юноша обладает чувством воды, проверьте его плавучесть. Если он и здесь вам понравится, оцените его темперамент, психику. Если он выдерживает и это испытание, можете быть уверенными, что у него есть возможность стать великим пловцом. Время покажет, правы ли вы.
Для пловца и его тренера высшей честью является завоевание золотЪй олимпийской медали. Это значит гораздо больше, чем установление мирового рекорда, потому что, если пловец добился победы на олимпиаде, его имя становится бессмертным в истории плавания. Многие годы в таблицах мировых рекордов мелькали имена, ныне уже позабытые, - имена людей, которые победили секундомер, но не сумели завоевать олимпийский титул.
Одно дело - соревноваться с секундомером, не ощущая напряжения состязаний с соперниками, и совершенно иное - выиграть у сильнейших пловцов мира в условиях колоссального напряжения спортивной борьбы в олимпийском финале. Именно поэтому самой трудной из всех проблем является для тренера не подготовка спортсмена,
который может плыть быстрее всех, а воспитание спортсмена, который может проплыть быстрее всех в напряженнейших условиях соревнований. Очень часто пловцы, показывающие почти фантастические результаты на первенствах штата или национальных первенствах, когда напряжение сравнительно невелико, не могут на олимпийских играх повторить свои результаты или показать время, близкое к своему рекорду. И дело не в том, что они не стараются сделать это. На самом деле многие из них стараются слишком сильно, сильнее, чем это возможно. В большинстве случаев это происходит по той причине, что они не могут показывать свои высшие достижения в любое время, когда это необходимо, и имеют недостаточный соревновательный опыт. Я бы назвал этих спортсменов «пловцами настроения».
На каждом крупном соревновании можно встретить десятки одаренных пловцов, которым не хватает уверенности в себе, уверенности в своем спортивном мастерстве. Эти пловцы приезжают не только из Австралии, но также из Великобритании, Голландии, Японии, Швеции, Финляндии, Новой Зеландии, Южной Америки и в несколько меньшей степени из ГДР и ФРГ. Напротив, американские пловцы чувствуют себя уверенно и хорошо знают, что им нужно делать, когда они прыгают в воду. Они основательно нацелены на напряженные состязания. Объясняется это тем, что американцы имеют отличную систему соревнований возрастных групп. Пловцы США регулярно участвуют в соревнованиях начиная с восьмилетнего возраста. Если они выигрывают в родном городе, они едут на соревнования штата, зональные соревнования и, наконец, на национальное первенство своей возрастной группы. Они приучены показывать свои лучшие результаты даже в том случае, если, скажем, немного устали от того, что плохо ели или спали в предыдущую ночь или у них слегка расстроен желудок. Они хорошо подготовлены к борьбе за свои лучшие секунды в соревнованиях благодаря прекрасному духу соперничества, заставляющего их выигрывать у своих сверстников, а если это не получается с первого раза, снова и снова пытаются выиграть.
Не говоря ужо о совершенно очевидных преимуществах, которые система возрастных групп дает пловцам с точки зрения приобретения соревновательного опыта, она также помогает скрашивать однообразие тренировок. Гораздо легче развивать физические возможности юного
пловца в соревновании с ребятами его возраста, чем заставлять его в одиночку проплывать бесчисленные отрезки в бассейне. Соревнования доставляют ему удовольствие. Он рад быть в группе сверстников, и с ростом мастерства этой группы растет он сам. Я часто видел, как ребенок, который только что говорил, что он очень устал, чтобы проплыть очередной отрезок с помощью движений ног и с доской в руках или выполнить какое-либо подобное легкое упражнение, немедленно прыгал в воду и плыл с полным напряжением сил, соревнуясь со своими сверстниками.
Специалисты в области плавания расходятся во мнениях, какой объем работы в воде должны выполнять самые юные пловцы. Те, кто развивается рано, естественно, могут плавать на длинные дистанции. Опыт работы показал мне, что если очень юный пловец способен хорошо проплывать дистанции 800 или 1500 метров, то следует разрешить ему это. Обычно я тренирую юных пловцов два раза в день со сном между тренировками, когда это возможно. Они проплывают от двух до двух с половиной миль за каждую тренировку. Я стараюсь давать им один полный день отдыха в неделю, хотя заметил, что за этот день они несколько утрачивают чувство воды. Но я думаю, что психологический выигрыш от отдыха больше, чем потери от утраты чувства воды. Кроме того, детям разрешается не тренироваться после обеда в субботу и в воскресенье. Если отдых устраивается в пятницу, то вечером мы стараемся участвовать в соревнованиях. Все равно в глазах ребенка этот день остается днем отдыха, вероятно, из-за того, что происходит смена обстановки.
Я объединяю детей в группы в соответствии с их возможностями. Если, скажем, у меня есть 12 детей различного возраста, я объединяю 6 сильнейших в одну группу и даю им возможность соревноваться друг с другом, а остальные, слабейшие, составляют другую группу. Совместное плавание равных по силам спортсменов создает дополнительные стимулы в тренировке и позволяет полностью использовать преимущества групповой работы. Например, если в тренировке предстоит проплыть 1500 метров на время, я объединяю в один заплыв всех пловцов, имеющих на дистанции 400 метров результаты 6.00 и лучше, и они стартуют первыми. За ними стартуют все те, У кого результат на дистанции 400 метров равен 6.30. Располагая их таким образом или даже посылая друг за другом с 5-секундным интервалом, мы можем дать хорошую
тренировку большому количеству юных пловцов. В бассейне с 8 дорожками не составляет труда работать на время с 60 юными пловцами одновременно.
Работа с пловцами, занимающимися в возрастных группах, доставляет тренеру наибольшее удовлетворение в его деятельности. Очень часто в течение одного сезона они достигают таких больших успехов, что тренер не может не радоваться результатам своего труда. Разумеется, при воспитании совсем юных спортсменов всегда возникают проблемы, но они сводятся к минимуму самой системой возрастных групп.
Спринтерское плавание требует зрелости и силы, и по этой причине среди юных пловцов мало хороших спринтеров. Но они могут показывать удивительные результаты в плавании на средние и длинные дистанции. И все же для тренера большой успех найти пловца, способного показывать настоящую скорость на дистанции 50 или 100 метров. Обычно это юноши раннего развития, обладающие сильной мускулатурой. Отличным примером пловца такого типа является австралийский спринтер Майк Уэнден. В 13-летнем возрасте он проплыл 110 ярдов вольным стилем за 58,5 секунды. В возрасте 16 лет он показал результат 53,8 на дистанции 110 ярдов и 1.57,3 на 220 ярдов.
В начале сезона мои ученики стартуют обычно на дистанции 50 метров, затем я вскоре перехожу к дистанциям 400 и 800 метров по той простой причине, что на 50-метровой дистанции трудно добиться постоянного роста результата. В спринтерском плавании улучшение идет на доли секунды, тогда как на длинных дистанциях спортсмен за один сезон нередко сбрасывает от 2 до 4 минут. Это дает чувство удовлетворения и спортсмену, и тренеру. Воодушевленные этим заметным улучшением, мы затем переходим к усиленной спринтерской тренировке.
Трудно переоценить значение занятий по возрастным группам в сохранении длительного интереса к плаванию. Каждый тренер должен заботиться о том, чтобы поддержать спортсменов со средней одаренностью, включая их в группы пловцов с соответствующей подготовкой. Кто знает, быть может, именно этот ребенок станет впоследствии чемпионом. Ведь возможно, что он просто поздно развивается.
Многим тренерам приходится встречаться с родителями, которые хотели бы, чтобы их дети хорошо плавали, но... без тренировок с тяжестями и без чрезмерных физи-
ческих напряжений. Родители говорят при этом, что их дети не хотят быть чемпионами. Иногда мне кажется, что эти родители просто страхуются на тот случай, если ребенок действительно не сможет стать выдающимся пловцом.
Удивительно, какие большие эмоции можно вызвать в группе юных пловцов, устанавливая нормативы в плавании на 200 и 400 метров различными способами и настраивая спортсменов на выполнение этих нормативов. Они рвутся превзойти контрольное время, и этот процесс доставляет им удовольствие. Можно установить нормативы и для отдельных пловцов. Это, пожалуй, лучший путь для того, чтобы обеспечить наибольший рост каждому спортсмену.
Я видел детей, которые в начале сезона едва проплывали одну длину бассейна, а к концу года становились сильнейшими в своей группе.
Много лет я экспериментировал с различными вариантами тренировочных программ в возрастных группах. Иногда в течение всей недели давал одну и ту же нагрузку на каждой тренировке или разную программу для утреннего и вечернего занятия. Иногда в течение месяца я изменял план тренировки каждые 2 дня или же не давал никаких других упражнений, кроме дистанционного плавания. Пытаясь найти лучшую программу тренировки, я пришел к выводу, что лучше до самого прихода тренера в бассейн скрывать от спортсменов содержание предстоящего занятия. Когда они не знают, что их ожидает, у них сохраняется энтузиазм. Но если вы задаете им ту же самую работу более чем 2 дня подряд, у них снижается интерес к тренировке и падает настроение.
В возрастных группах целесообразна разносторонняя плавательная подготовка. Использование в тренировке всех четырех способов плавания, независимо от специализации пловца, повышает возможности спарринга и дух соперничества. Обычно спортсмены, добившиеся высоких результатов в одном способе плавания, как правило, достаточно хорошо овладевают и другими.
Моя недельная программа для возрастных групп включает периоды плавания всеми способами. Если ребенок не умеет плавать одним из способов, я настраиваю его на овладение этим способом. Очень часто при этом выявляют- СЯ ^?° собнЬ1е Д ля комплексного плавания спортсмены.
Обычно недельная программа тренировки выглядит следующим образом;
Понедельник
Утро: все плывут брассом.
Вечер: все плывут основным способом, в разминке и заключительной части занятия - другим способом (исключая баттерфляй).
Вторник
Утро: все плывут на спине. Вечер: все плывут 1500 м на время.
Среда
Утро: все плывут баттерфляем.
Вечер: все плывут основным способом, но в разминке и заключительной части занятия - другим способом (исключая баттерфляй).
Четверг
Утро: все плывут комплексно.
Вечер: все плывут на 2 мили (для тех, кто может это выполнить).
Пятница
Утро: отдых.
Вечер:соревнования.
Суббота
Утро: все плывут основным способом. Вечер: отдых.
Воскресенье
Утро: все плывут основным способом. Если этот способ освоен хорошо, спортсмен плывет отстающим способом.
Вечер: отдых.
Мы выполняем спринтерскую работу на коротких отрезках с ускорением, с заданной паузой отдыха между ними. Применяем упражнения в плавании дельфином при помощи ног, в плавании на спине на коротких отрезках, эстафетное плавание всеми способами, прохождение дистанций 200 и 400 метров на время. Основная задача при этом состоит в том, чтобы разнообразная дневная программа доставляла пловцам удовольствие и в то же время оставалась бы достаточно эффективной. Я считаю, что исключительное значение имеет способность тренеров поддер-
даивать энтузиазм учеников, способность помочь перебороть однообразие и скуку тренировок. Умелый тренер не допустит, чтобы ребенок утратил «соревновательную искорку». Ребенок должен быть готовым состязаться, даже если чувствует себя не в форме. В плавании на дистанциях 1500 метров и 2 мили на время неоценимое значение имеют дополнительные стимулы. Например, мои юные ученики могут получать в качестве приза плавательную доску с автографом.