Почему пловцы высокие. Классификация пловцов, их типы и личностные характеристики

Вы можете вырасти благодаря регулярным занятиям в бассейне, особенно если период полового созревания у вас не завершился и зоны роста не закрылись. Может ли плавание помогать в увеличении роста тем, у кого пик роста уже завершился и зоны роста закрылись? На мой взгляд, да, вполне может.


Действие сил гравитации в воде ограничено, в отличие от суши, где действие этих сил проявляется в полной мере, поэтому диски между позвонками, а также кости скелета будут иметь меньшую нагрузку и могут легче увеличиваться в длину. Суставы тела станут более подвижными. Широкие движения руками и ногами во время плавания способны улучшать дыхание и растяжку тела. От физической нагрузки уровень гормона роста повысится. Всё это будет влиять на рост человека как с закрытыми зонами роста, так и с открытыми, только в первом случае основной прирост будет за счёт распрямления позвоночника и сжатых тканей, а во втором – благодаря удлинению костей.

Какие стили плавания лучше?

Многие руководства и специалисты по увеличению роста называют самым лучшим стилем плавания для роста – «брасс». Совершенно точно, плавание брассом отлично работает на нашу цель, однако я бы добавил к нему «кроль» и плавание «кролем на спине». В комплексе эти стили плавания вытягивают рост отлично.


Когда плаваете кролем на спине, выпрямите руки за головой и выгибайтесь назад, чтобы удлинить торс. Вам нужно сохранять голову и шею прямой. Во время кроля на груди тянитесь руками вперёд. При плавании брассом движения рук должны растягивать спину в обоих направлениях в постоянном темпе, а движения ног – добавлять гибкости передвижению тела. Чтобы было нагляднее, посмотрите видео ниже.


Плавание брассом:



Плавание кролем:



Плавание кролем на спине:



Лучшие результаты дают регулярные занятия продолжительностью не меньше 3–6 месяцев, 3–5 раз в неделю и не менее часа в день. Плюс к этому, важно использовать 8–10-часовой сон и .


В детстве я всегда немного сутулился, но в итоге исправил ситуацию, когда стал интересоваться увеличением роста и впервые попробовал выполнять , а затем . И всё же небольшая сутулость сохранялась. Когда я начал заниматься плаванием, я заметил, что моя осанка выровнялась, моё дыхание стало медленным и глубоким. Грудь стала шире и мощнее, поэтому я стал чувствовать дополнительную уверенность.


С точки зрения спортивной формы польза была очевидна. Мой показатель VO2max, который характеризует способность тела поглощать и усваивать кислород воздуха, после 6 месяцев занятия плаванием был равен 68 мл/кг/мин. У обычного нетренированного человека этот показатель около 40–50 (перед началом занятий не измерял, но подозреваю, что был как у всех). Я заметил, что мой торс приобрёл другие очертания, живот сжался, а мои мышцы спины расширились и тело стало V-образной формы. Стала немного стройнее шея, а мои мысли стали яснее.


Мой рост стал выше на пару сантиметров. Среди тех моих товарищей, которые ходили в бассейн со мной, стали выше ростом все! Нам было по 20–25 лет и многие не росли в течение последних 3–4 лет. После нескольких месяцев занятий плаванием каждый вырос в среднем на 2–3 см. Знаю человека, которому удалось запустить свой рост и за год бассейна вырасти на более чем 10 см.




В действительности надо заниматься плаванием, даже если вы не ставите перед собой цель вырасти, потому что из всех способов улучшить тонус организма, я считаю, лучше плавания ничего нет.

Как заниматься в бассейне?

Итак, бассейн влияет на рост, помогает и способствует здоровью человека. Осталось разобрать некоторые рабочие моменты, чтобы занятия плаванием приносили вам максимальную пользу.


Начинать тренировку нужно с разминки, затем основная часть, которая состоит из плавания «кролем на спине», «брассом», «кролем на животе» и потом восстановление. Фокусируйте внимание на дистанцию. Чем большее расстояние вы можете проплыть без отдыха, тем лучше. Имеет значение также интенсивность и скорость. Если вы ставите перед собой задачу увеличения роста, то предпочтительнее тренировка с чередованием быстрого и медленного темпа, чем плавание в постоянном медленном темпе. Именно во время интенсивной работы мышц усиливается выработка гормона роста. Если хотите добавить нагрузку, используйте утяжелители.


Помните, что межпозвонковые диски разжимаются и удлиняются не сразу после входа в воду. Это может занимать и несколько часов, но обычно, не больше 30 минут интенсивного плавания.


Ну вот, в принципе, и всё о плавании для роста! Я думаю, вы всё поняли! Нет ничего сложного. Регулярно ходим в бассейн. Там плаваем брассом, кролем, на спине. Качественно спим и питаемся. Получаем нужный результат. Продолжаем плавать в бассейне для сохранения хорошего здоровья, но уже не так часто и интенсивно. Всё!


Засим откланиваюсь. Надеюсь, статья вам понравилась! До связи!


С уважением, Вадим Дмитриев

С момента создания компании Swim Smooth в 2004 году мы постоянно говорим о необходимости индивидуального подхода в плавании, о том, как важно учитывать в процессе обучения возраст, рост, опыт, пол и даже личностные качества пловца. Многие традиционные учебные программы, напротив, относятся ко всем одинаково, все должны повторять одинаковые упражнения, держа в уме единственно верный вариант техники. Такой однобокий подход имеет несколько серьезных недостатков.

  • Идеальный образец технического исполнения может не соответствовать физическим данным конкретного пловца, к примеру, его росту, силе, полу, природной плавучести.
  • Полностью игнорируются исходные данные конкретного пловца, в процессе обучения не учитываются его индивидуальные потребности. В результате его прогресс замедляется или вовсе сходит на нет.
  • Рост Кэйнвен составляет 160 в то время как рост Энди - 200 см. Разве может их техника плавания быть одинаковой?
  • Не принимаются во внимание место конкретных соревнований и необходимость адаптации техники к этим условиям (бассейн, открытая вода, плавание в гидрокостюме или без него).
  • Наше решение разделить пловцов на определенные типы позволяет использовать в обучении индивидуальный подход.
  • Классификация дает возможность выбрать, к какому из двух образцовых стилей стремиться, при этом только один из них будет соответствовать вашему телосложению и личностным характеристикам.
  • Определив свой тип и наметив путь саморазвития, вы быстрее улучшите свои навыки.
  • Классификация показывает, насколько те или иные стили подходят к разноплановым местам проведения соревнований, это может обеспечить преимущество. Смысл состоит не только в достижении максимальной результативности: правильная техника облегчает нагрузки, делает плавание комфортным и приносящим радость.

С 2008 года наша классификация использовалась только тренерами компании Swim Smooth. В 2010 был запущен сайт www.swimtypes.com, и теперь сотни наших последователей по всему миру берут на вооружение эту систему.

Как разрабатывался наш классификатор пловцов

Классификация пловцов - это детище Пола Ньюсома. Он хорошо помнит, что легло в основу этой разработки и историю ее создания.

Пол Ньюсом:

В Великобритании, где я вырос, проходит много соревнований по плаванию, и мне всегда был очень интересен вопрос: как телосложение пловца влияет на его результаты в плавании баттерфляем, кролем на спине, брассом и вольным стилем. Наиболее высокие пловцы с гибкими тазобедренными суставами особенно хорошо плыли брассом; высокие мускулистые спортсмены с мощными ударами ног были хороши в вольном стиле и спринтерских заплывах на спине; более коренастые ребята, гибкие в верхней части корпуса, замечательно плавали баттерфляем. Поскольку сам я был невысок ростом (по сравнению с некоторыми из моих соперников-гигантов), мне лучше всего удавались дистанции в 100 и 200 метров баттерфляем, а также заплывы на более длинные дистанции вольным стилем. Казалось, сколько бы я ни работал над скоростью, я не смогу достичь большего в спринте, но зато я прекрасно плавал от бортика к бортику, выдерживая среднюю скорость. К сожалению, за регулярные тренировки и прилежание не выдают призы, в нашем деле ценилось одно - доплыть первым.

Я не мог выбрать себе другой рост или размер стопы. И мне было бы намного легче, если бы кто-нибудь тогда подсказал мне, что мои генетические данные могут дать мне преимущества в одном из стилей или на определенной дистанции. Тогда я, конечно же, оставил бы попытки достичь сверхъестественной скорости на 50 метрах вольным стилем, соревнуясь с соперниками с ростом под 190 см. К тому же стиль и техника, подходившие для этих парней, в моем случае были совершенно бесполезными.

Когда я был юниором, тренеры сообщили, что мои результаты выглядят не слишком убедительными. Друзья дали мне прозвище «Пароходик Вилли», намекая на частоту и энергичность моих гребков. К сожалению, в конце 1980-х - начале 1990-х годов плавание на открытой воде еще не было популярным видом, и юных пловцов в возрасте 10-11 лет не поощряли плавать на дистанции, превышающие 400 метров. Остается только пожалеть, что мы тогда не знали о том, как разнятся стиль и навыки применительно к плаванию в различных условиях и на разные дистанции.

К сожалению, мне как спортсмену не удалось выйти на международный уровень. Зато в 16 лет я переключился на триатлон и, очутившись на открытой воде, сразу почувствовал себя как дома: сказалось преимущество в аэробной подготовке и быстрый темп гребка. На длинных дистанциях с неспокойной водой я чувствовал себя намного увереннее, чем на 50- или 100-метровках в бассейне. Еще будучи юниором и относясь к возрастной категории до 23 лет, в 1997-2001 годах я уже представлял Великобританию в соревнованиях по триатлону. Это просто фантастическое ощущение - знать, что ты один из самых быстрых пловцов. Я был благодарен своим тренерам за знания и опыт, полученные в плавании, и самому себе - за упорство в занятиях спортом, в то время как многие из моих товарищей «ушли на покой», будучи еще подростками.

У меня никогда не было сомнений по поводу того, чем заниматься после получения диплома в Университете Бата: я собирался стать тренером по плаванию и триатлону, было желание поработать в первую очередь с взрослыми спортсменами, имеющими небольшой опыт в плавании. Я хотел помочь им повысить эффективность в воде за счет своих знаний в области биомеханики и навыков видеоанализа. Все получилось как нельзя лучше.

В 2002 году я оказался в солнечном Перте (пока в роли обычного туриста с длинными светлыми волосами, всем своим видом напоминающего хиппи). Мне предложили… должность главного тренера в самом большом клубе по триатлону в Западной Австралии. Водный центр на стадионе «Челлендж» должен был стать моей базой, он имел три 50-метровых бассейна. Спортивный объект поистине невероятнейших размеров! Здесь круглосуточно работало лучшее в мире оборудование и, казалось, возможности для моего любимого видеоанализа и корректировки техники спортсменов просто бесконечные. Тогда я и начал нарабатывать свою «видеобиблиотеку», накапливая по ходу дела бесценный практический опыт. Несмотря на то что местные ребята постоянно подшучивали над тем, что какой-то «англикашка» будет учить их, австралийцев, плавать, я приступил к работе сразу с большим количеством пловцов. Кто-то из них делал только первые шаги в спорте, другие были призерами в соревнованиях по триатлону и в плавании на открытой воде. Когда есть счастливая возможность изо дня в день работать с сотнями пловцов разного уровня подготовленности, волей-неволей начинаешь замечать в их движениях определенные закономерности. Я, будучи человеком пытливым, да еще и с аналитическим складом мышления, начал сопоставлять основные ошибки в технике с особенностями телосложения, пола и опыта спортсменов. Я задался вопросами: нет ли связи между эффективностью плавания и физическими данными? Правильно ли я делаю, давая в зависимости от типа пловца разные указания и советы, ведь иногда они даже противоречат друг другу?

В то время считалось, что всех нужно учить одинаково, «стричь под одну гребенку» вне зависимости от особенностей физического сложения и предыдущего опыта. Одним из самых важных указаний тогда был призыв максимально удлинить гребки, настолько, насколько это физически возможно, снижая их частоту. Считалось, что это повышает эффективность. Но как понять, что означает «удлинить» и «соблюсти верное количество гребков», если спортсмены различаются по росту, длине рук? Заветным для пловцов и тренеров тогда считался показатель менее 40 гребков на 50 метров; в конце концов, и Иан Торп, и Александр Попов делали меньше гребков, чем кто-либо из их соперников, и их работа на дистанции выглядела очень грациозной. Пловцов постоянно заставляли выполнять бесконечные комплексные заплывы в бассейне, снижая количество гребков на заданной дистанции. Тех, у кого было наименьшее их количество, хвалили, других, с показателями выше среднего, «забраковывали», ставили на них клеймо «неэффективен», и уже не имело никакого значения, какую скорость они покажут на очередных соревнованиях.

Кажется, что садясь за написание своих учебников, большинство тренеров и теоретиков от плавания просто отказывались замечать, что в мире существуют и пловцы, преуспевающие на дистанциях, превышающих 400 метров в бассейне, втом числе и пловцы на открытой воде. Возьмем, к примеру, чемпионку мира в плавании на открытой воде, многократную победительницу в марафонских заплывах Шелли Тейлор-Смит из Перта. В 1991 году Шелли заняла первое место в марафонском заплыве, причем обошла в нем не только всех женщин, но и всех мужчин. В том же году она выиграла золото чемпионата мира на дистанции 25 километров на открытой воде. Ни в каких других спортивных дисциплинах, требующих длительной физической нагрузки, женщинам не удавалось превзойти мужчин. Но Шелли это сделала наперекор всем традициям.

Шелли сломала не только гендерные стереотипы, она нарушила и традиционную технику плавания! При росте 165 сантиметров Шелли, как и большинство пловцов с такими физическими характеристиками, не могла выполнять менее 40 гребков на 50 метрах в бассейне, ее показатель составлял около 52 гребков. Шелли добивалась скорости за счет правильного сочетания длины и ускоренной частоты гребка (около 90 гребков в минуту). Для многих, осмелившихся работать с такой высокой частотой гребка, это означало бы однозначный приговор: «Неэффективен». Но вот на свет вышла одна из лучших пловцов на длинные дистанции, и ее техника исполнения была именно такой. И результат: кубок за кубком на крупнейших соревнованиях, женщина-спортсмен превосходит пловцов-мужчин. Шелли развивала и совершенствовала движения, оптимальные для ее комплекции, так же, как потом это делали олимпийские чемпионы Джанет Эванс и Лаура Манаду, Дэвид Дэвис и Лотта Фриис (все они были удостоены медалей на Олимпийских играх). Было очень волнительно встретиться с Шелли и своими глазами наблюдать за тем, как она плывет. И чем больше я наблюдал, тем лучше понимал, что традиционное мнение о плавании ошибочное: в нем нет одного для всех способа стать эффективным.

Стили плавания

В то время как в прессе и интернете все продолжали твердить: «длинный гребок всегда лучше», на практике я обнаружил, что для некоторых это действительно было так, но другим данный совет наносил ужасный вред, потому что не отвечал их росту и силовой подготовке. В погоне за более длинным гребком эти пловцы создавали столько же проблем, сколько и решали. Термин «глиссер» я ввел в обращение еще в 2004 году, наблюдая за многими пловцами, старавшимися максимально удлинить свой гребок за счет глиссирования (скольжения). У них все было в порядке с согласованием движений, с положением тела в воде, но они остановились в своем развитии, пытаясь выработать максимально удлиненный гребок. Получив научное образование в области спорта, я понимал, что необходимо провести соответствующее исследование, получить неоспоримые доказательства ошибочной пропаганды удлиненного гребка, тем более что примеры критического отношения к прежде незыблемому постулату начали приходить один за другим.

Мысленно возвращаясь к собственному опыту, я понимал, что для великанов с ростом 190 см и мощными ударами прием со скольжением подходит прекрасно, ведь они между гребками могут использовать работу ног для того, чтобы проталкивать себя вперед, но лично я не обладал ни высоким ростом, ни мощными ударами. Такими же характеристиками отличались и многие из моих учеников, и большинство из них тренировались для выступлений на соревнованиях на открытой воде и в триатлоне, где на поверхности воды возникает постоянное волнение и рябь из-за соседства с другими пловцами. Понимание необходимости разных подходов к обучению плаванию разных людей стало главным результатом моих размышлений. Для начала полезно использовать наглядные примеры (как, например, наша анимация «Мистер Смуз»), у вас должна быть возможность адаптироваться к условиям, в которых вы будете плавать, а также найти оптимальный стиль с учетом вашего опыта, физической подготовки и даже личных качеств.

Один из моих тренеров в университете всегда говорил: «Стили плавания - это как отпечатки пальцев, не существует двух одинаковых». И, понимая, что это действительно так, я, начал сопоставлять увиденное и пришел к выводу, что некоторые повторяющиеся ошибки и закономерности в движениях складываются в определенные «типы» пловцов. Более сильным атлетам с ограниченным опытом в плавании мешало заниженное положение ног в воде. Другие ученики могли похвастаться хорошей работой ног и чудесным положением тела, но они неизменно оказывались позади всех, когда использовали колобашку. Пловцы с более аналитическим складом ума могли подробно объяснить, что и как они должны делать в воде, но оказывались совершенно неспособными воплотить это в жизнь. Себя я относил еще к одной категории - пловцов с большим опытом, у которых развился комплекс «неправильной» техники, неспособных активно работать ногами (и при этом они могут плыть спринт!).

Было очевидно, что пловцы должны развивать навыки и работать над техникой по-разному. Если бы их можно было классифицировать, разбить на определенные типы, выдать каждому индивидуальные рекомендации по совершенствованию навыков, они могли бы наработать оптимальную частоту гребка и технику, максимально подходящую к их телосложению. Мы бы смогли уйти от программ, написанных под копирку, срабатывающих только на нескольких везунчиках. Работая совместно с другими тренерами компании Swim Smooth, обмениваясь опытом и идеями, в 2007-2008 годах я окончательно сформулировал принцип разделения пловцов на типы. За два года до того, как эта информация была выложена на сайте www.swimtypes.com, мы опробовали и усовершенствовали систему «работы над ошибками». Я испытывал радостное волнение при мысли о потенциале, заложенном в нашей классификации, но вместе с тем понимал, что ее еще нужно как следует проработать, обосновать, перед тем как явить на всеобщее обозрение.

Проработав технические вопросы, касающиеся каждого типа пловца, я заинтересовался тем, что всем им присущи свои отличительные черты характера. Как тренер я за 15 лет работы убедился, что умение наставника общаться и правильно давать советы означает для спортсмена не меньше, чем сами советы. За эти годы я встречался с огромным количеством пловцов: некоторые из них были очень прямыми людьми, желавшими получить прямые ответы на прямые вопросы, без всякого сопутствующего лицемерия, другие жаждали услышать научные пояснения, некоторые не хотели, чтобы тренер вмешивался в технические вопросы, но нуждались в поддержании своей мотивации, есть те, которых нужно подбадривать, ни в коем случае не «запугивать» техническими терминами. Если вы наставник, то наш классификатор поможет вам наладить общение с другими пловцами. Когда вы знаете, о чем надо говорить, когда говорить и как сделать, чтобы информация была понята собеседником, - вы нашли ключ к успеху на тренерском поприще. Лично для меня это самое интересное, что я смог почерпнуть из разработки своей системы.

В общем, перед вами своеобразный итог тысяч часов тренерской работы. Мы приложили много усилий, чтобы максимально адаптировать эту систему, сделать ее легкой для понимания и практического применения. Чтобы вы могли легче запомнить необходимую информацию, мы прибегли к мультипликации, легкому юмору. Только не думайте, что мы включили их в текст из беспечности. Как раз наоборот. Определите, к какому типу вы относитесь, и выясните, как нужно работать над оптимизацией навыков, и тогда вы начнете быстро прогрессировать, как если бы вы занимались у нас в Перте.

Адам Янг:

Если вы впервые слышите о разделении пловцов на типы, вы можете засомневаться, насколько оно оправданно. У меня самого было много вопросов, когда мы с Полом начинали обдумывать эту концепцию в 2007 году. Пожалуйста, не будьте предвзяты, когда ознакомитесь с описанием каждого типа. Просмотрите информацию о каждом из них, ознакомьтесь с видеоклипами на нашем сайте. Я абсолютно уверен, что вскоре вы начнете сами распознавать типы пловцов по их технике и по личностным особенностям.

После обнародования нашей системы мы беседовали со многими тренерами по всему миру. Они говорили, что и сами частенько задумывались о разделении пловцов на типы, однако не смогли систематизировать свои суждения. Если вы тоже размышляли об этом, то наше разделение пловцов на личностные типы, а также представление двух идеальных стилей плавания должны стать для вас очень интересными. Я надеюсь, что эта классификация вдохновит вас на новые тренерские идеи, придаст уверенность в борьбе с обучением «под копирку», с которым все мы вынуждены были мириться на протяжении последних 20 лет.

О Шелли Тейлор-Смит

Физические данные и техника исполнения Шелли были как будто специально предназначены для идеального плавания на открытой воде. Я сравнивал ее с «феррари»: создана для высокой скорости на длинных дистанциях. Шелли могла удерживать устойчивую скорость 40-45 циклов в минуту (80-90 Г/мин) во всевозможных условиях: как на волнах, так и на ровной воде, при разных температурных показателях.

Лучше всего Шелли характеризует следующая история: однажды, когда ей было под 40 (она все еще оставалась мировым лидером в плавании на открытой воде), Шелли пришла ко мне и заявила, что иногда ей хочется поменять свое тело (в частности, широкие плечи), чтобы выглядеть более женственной. Я ответил: «Это тело - тело победительницы мировых чемпионатов, на пенсии ты можешь делать с ним все, что тебе вздумается, но сейчас ничего не надо менять в этом идеально отлаженном механизме!»

Стивен Мунатонс, основатель сайта www.openwaterswimming.com и бывший тренер сборной США по плаванию на открытой воде заметил: «Победы Шелли Тейлор-Смит, когда она раз за разом обходила конкурентов-мужчин, привели к тому, что Международной федерации пришлось учреждать равноценное денежное вознаграждение для женщин и мужчин. Достижение Шелли всегда будет жить вечно, перекочевывая из водоема в водоем по всему миру».

Тренер Грэм Керролл

Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Пол Ньюсом, Адам Янг; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 400 с. (Спорт-драйв). Публикуется с разрешения издательства.

Спортивное плавание. Состояние и пути развития

Несоответствие между «скромными» результатами российских пловцов на прошедших Олимпийских играх в Афинах и ближайшими победами наших спортсменах на последних юношеских чемпионатах Европы заставляют задуматься о состоянии отечественного плавания и возможностях его дальнейшего роста.

Предпосылки

Опыт стран, имеющих многолетние традиции в развитии этого вида спорта и многочисленных чемпионов и рекордсменов мира и Олимпийских игр (США, Австралия, Германия, Голландия, Швеция, Венгрия, Россия и др.), показывает, что в основе этих успехов лежит организованное массовое обучение плаванию детей и подростков – резерва для отбора в спортивное плавание. Подготовка сильнейших пловцов мира проводится в системе возрастных групп. Ежегодно в каждой стране, культивирующей спортивное плавание, проходят соревнования в возрастных группах: младшей (11-12 лет), средней (13-14 лет) и старшей (15-16 лет). Результаты соревнований публикуются в спортивной печати - мы узнаем чемпионов и призеров возрастных групп и по их результатам оцениваем уровень и перспективы развития спортивного плавания в конкретной стране. Все чемпионы и рекордсмены мира и Олимпийских игр выросли в «инкубаторе» возрастных групп (по данным спортивной статистики, подготовка пловца международного класса требует 7-8 лет систематической тренировочной работы) , вот почему плавание называют спортом юных. Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на занятиях, симметричным развитием всех мышечных групп (в отличие от тенниса, фехтования и др.), гигиенически-оздоровительным воздействием воды и направленным влиянием плавания на развитие сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма.

Подчеркнем, что плавание - аэробный вид физических упражнений; наиболее адекватный возрастным особенностям детей и подростков, поскольку вызывает увеличение в крови гормона роста – соматотропина в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Сказанное объясняет, почему Международная (ФИНА), европейская (ЛЕНА) федерации плавания и Федерация плавания СССР и России уделяли и уделяют первостепенное внимание развитию массового и спортивного плавания среди детей и подростков.

Так в конце 50-х - в начале 60-х годов отечественная федерация приняла перспективный план развития детско-юношеского плавания, который казался утопическим в стране, не имеющей закрытых плавательных бассейнов – в это время в Москве было 2 бассейна, в Ленинграде, Киеве и Минске по 1 бассейну.

Совместно с Министерством образования и другими государственными структурами была развернута широкая организационно-методическая работа по массовому обучению плаванию в пионерских лагерях, общеобразовательных школах, ДЮСШ и СДЮШОР - обязательный массовый охват школьников на начальной спортивной подготовке (приказ Госкомспорта № … от …), позволяющий задействовать спортивные базы, инвентарь, кадры квалифицированных тренеров. Активную роль по привлечению к занятиям плаванием сыграл клуб «Нептун», созданный при ЦК ВЛКСМ, а также издание массовым тиражом популярной литературы по плаванию. Повышению интереса детей к спортивному плаванию способствовали разработка и введение массовых спортивных разрядов на основе комплексного плавания, а также ежегодного соревнования учащихся ДЮСШ и СДЮШОР на призы «Веселого дельфина».

Эффект от проведенных по всей стране широкомасштабных мероприятий не заставил себя долго ждать. На арене мирового плавания появились отечественные олимпийские чемпионы Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов и другие сильнейшие пловцы, победители чемпионатов мира и Европы. Победы наших юниоров на чемпионатах - это свидетельство успешной работы детско-юношеского плавания. В связи с этим возникают вопросы: почему сегодня нас нет во «взрослом» плавании и каковы его возрастные границы? Как выглядит наш рейтинг, наше присутствие в детско-юношеском и взрослом плавании по сравнению с ведущими державами мира?

Возраст сильнейших пловцов мира

В последние десятилетия в спортивном плавании произошли кардинальные перемены, которые, привели к изменению представлений о возрастном диапазоне этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. В результате профессионализации и коммерциализации спорта средний возраст 10 сильнейших пловцов мира значительно увеличился. Кроме того, темп роста рекордов заметно снизился по сравнению с 60-80-ми годами прошлого века , и для победы на следующей Олимпиаде все чаще бывает достаточно повторить предыдущее рекордное достижение.

До середины 80-х годов этот возраст составлял 17-18 лет для женщин и 19-20 лет для мужчин (рис. 1). Затем средний возраст постепенно увеличивался и составил в 2004 г. 23,1±3,3 года у мужчин и 22,1±3,9 лет у женщин. У женщин, кроме того, более выражено ускорение прироста среднего возраста в год проведения Олимпиады. Минимальный возраст вхождения в десятку сильнейших пловцов практически не изменился за последние 40 лет и составляет 15-16 лет у мужчин и 13-14 лет у женщин. Рост средних значений увеличивался за счет максимального возраста, который в середине 90-х годов превысил величину 30 лет и в настоящее время приблизился к 35 годам. Как и в 70-е годы, самыми старшими были кролисты-спринтеры, выступающие на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, а также на дистанции 200 м комплексным плаванием, самыми молодыми – пловцы-стайеры, специализирующиеся на дистанциях 800 и 1500 м вольным стилем. Подчеркнем, что возрастные различия между сильнейшими мужчинами и женщинами постепенно уменьшались (рис. 2), и в 2004 г. составили 0,9 года.

Почти все сильнейшие пловцы наших дней отличаются атлетическим телосложением. Их мускулатура рельефна благодаря большой дополнительной тренировке с отягоще­ниями, которую они проводят на суше. Она увеличивает силу определенных мышечных групп туловища, плечевого пояса и рук и снижает ее в тех мышцах, которые имеют в плавании меньшее значение. И это свидетельствует о том, что сегодня мы «используем» наше тело более целенаправ­ленно и эффективно, чем когда-либо раньше.

Прежние представления об идеальных для тех или иных способов плавания типах телосложения устарели.

Не так давно, например, считалось, что пловец-чемпион должен быть крупным, высоким, сильным. Сегодня мы говорим только о силе, ибо мы прежде всего стремимся развить в нашем теле необходимую мощность. Именно эта способность - проявлять мощность - и является решаю­щей. Это означает, что если невысокий и стройный пловец обладает достаточной силой, он будет продвигаться в воде быстрее, чем высокий и крупный. Старая истина, что хо­роший спортсмен высокого роста всегда выигрывает у хорошего спортсмена небольшого роста, значительно утра­тила свою силу.

Телосложение сильнейших пловцов наших дней имеет гораздо более выраженные специфические черты по срав­нению с преяшими временами. Современные пловцы стали уделять больше времени развитию тех групп мышц, кото­рые несут при плавании основную нагрузку. Для этого они используют изометрические, изотонические, общоразви-вающие упражнения и тренировку с отягощениями. Звезды женского плавания также стали выглядеть физически бо­лее развитыми. Однако они не так крупны и тяжелы, как их предшественницы, которым приходилось нести бремя лишнего веса. У них стройные талии, стройные и сильные ноги, особенно в бедрах, где у прежних чемпионок бывало много лишнего. Только в способе плавания брасс, в кото­ром в прежние времена лучше выступали стройные и лег­кие спортсмены, сегодня мы наблюдаем преимущественно пловцов мышечного типа. В других способах плавания плавучесть тела оказалась более важным свойством, чем


рост и мышечная масса. Вообще спортсменам с недоста­точной плавучестью лучше специализироваться в сприн­терском плавании, где они могут компенсировать этот не­достаток мощностью движений. Напротив, спортсмены с хорошей плавучестью, высоко лежащие на поверхности воды, имеют преимущество в плавании на средние и длин­ные дистанции.

Плавучесть спортсмена можно определить при помощи научных методов. Менее точный, но вполне приемлемый для специалиста путь определения плавучести спортсме­на - это предложить ему лежать в воде без движения.

Помню, когда я стал работать с Джоном Конрадсом, то заметил, что плавучесть у него лучше, чем у других маль­чиков. Он не мог держаться на самой поверхности воды, но и не опускался так глубоко, как другие. То же самое я заметил у Мюррея Роуза, шотландца Яна Блека, амери­канца Роя Саари, японца Яманаки и у других выдающихся пловцов. Были и исключения, например Боб Уиндл, кото­рый имел плохую плавучесть, но успегпно выступил на дистанции 1500 метров.


Иногда структура мышечной ткани изменяется по мере полового созревания пловцов. Сначала, когда они имеют хорошую плавучесть, это помогает на всех дистанциях до­биваться высоких результатов. Затем удельный вес тела повышается, плавучесть снижается, и спортсмены пере­ключаются на спринтерские дистанции.

Совсем недавно существовала точка зрения, что, изучая телосложение пловца, можно выявить наиболее подходя­щие для него способ плавания и дистанцию. Считалось, что низкорослых и крепких пловцов следует ориентировать на длинные дистанции, высоких и широкоплечих - на спринт, а мощных здоровяков специализировать в баттер­фляе. Тренеры предпочитали спортсменов со стройной фи­гурой и гладкой мускулатурой. Однако слишком часто это приводило к ошибке. В наше время необходимая мускула­тура может быть создана в гимнастическом зале в соответ­ствии с замыслом тренера.

Боб Уиндл не был ни широкоплечим, ни коренастым. Его тип телосложения не подходит ни под одну категорию, и специализация таких спортсменов зависит от решения тренера.

Разумеется, при определении спринтерской или стайер­ской направленности большую роль играет темперамент пловца. Пловец-стайер должен обладать большой психоло-

гической устойчивостью и уравновешенным характером. Ему должна быть свойственна способность к длительной тренировке в условиях одиночества. Кажется, Мюррей Роуз сказал, что пловец-стайер - это человек замкнутого и сосредоточенного характера, человек «в себе». Если это так, то хороший спринтер - это человек общительного и живого характера. Это энергичный и подвижный тип со стальной пружиной и в характере, и в мускулах.

Пловец должен также иметь хорошее сердце, способное быстро приходить в нормальное состояние после интенсив­ных нагрузок; сердце, способное мощно работать, снабжая мышцы тела кислородом во время больших напряжений, таких, как плавание с максимальной скоростью.

Выявить потенциальных чемпионов среди совсем юных пловцов нелегко, и, разумеется, при этом мы вовсе не застрахованы от ошибок. Ведь большинство необходимых качеств, о которых я говорил, заметны не сразу. Кроме того, я уверен, что независимо от уровня развития физи­ческих качеств будущий пловец-чемпион должен обладать чувством воды. Выраженное наличие его у некоторых пловцов бросается в глаза, когда они только еще делают первые гребковые движения. Другие же спортсмены так никогда и не могут приобрести это качество, несмотря на усердие в тренировке.

Если вы находите, что тот или иной юноша обладает чувством воды, проверьте его плавучесть. Если он и здесь вам понравится, оцените его темперамент, психику. Если он выдерживает и это испытание, можете быть уверенны­ми, что у него есть возможность стать великим пловцом. Время покажет, правы ли вы.

Для пловца и его тренера высшей честью является за­воевание золотЪй олимпийской медали. Это значит гораз­до больше, чем установление мирового рекорда, потому что, если пловец добился победы на олимпиаде, его имя становится бессмертным в истории плавания. Многие годы в таблицах мировых рекордов мелькали имена, ныне уже позабытые, - имена людей, которые победили секундо­мер, но не сумели завоевать олимпийский титул.

Одно дело - соревноваться с секундомером, не ощущая напряжения состязаний с соперниками, и совершенно иное - выиграть у сильнейших пловцов мира в условиях колоссального напряжения спортивной борьбы в олимпий­ском финале. Именно поэтому самой трудной из всех про­блем является для тренера не подготовка спортсмена,


который может плыть быстрее всех, а воспитание спорт­смена, который может проплыть быстрее всех в напряжен­нейших условиях соревнований. Очень часто пловцы, пока­зывающие почти фантастические результаты на первенст­вах штата или национальных первенствах, когда напряже­ние сравнительно невелико, не могут на олимпийских играх повторить свои результаты или показать время, близкое к своему рекорду. И дело не в том, что они не стараются сделать это. На самом деле многие из них ста­раются слишком сильно, сильнее, чем это возможно. В большинстве случаев это происходит по той причине, что они не могут показывать свои высшие достижения в любое время, когда это необходимо, и имеют недостаточный со­ревновательный опыт. Я бы назвал этих спортсменов «пловцами настроения».

На каждом крупном соревновании можно встретить де­сятки одаренных пловцов, которым не хватает уверенности в себе, уверенности в своем спортивном мастерстве. Эти пловцы приезжают не только из Австралии, но также из Великобритании, Голландии, Японии, Швеции, Финлян­дии, Новой Зеландии, Южной Америки и в несколько меньшей степени из ГДР и ФРГ. Напротив, американские пловцы чувствуют себя уверенно и хорошо знают, что им нужно делать, когда они прыгают в воду. Они основатель­но нацелены на напряженные состязания. Объясняется это тем, что американцы имеют отличную систему соревнова­ний возрастных групп. Пловцы США регулярно участвуют в соревнованиях начиная с восьмилетнего возраста. Если они выигрывают в родном городе, они едут на соревнова­ния штата, зональные соревнования и, наконец, на нацио­нальное первенство своей возрастной группы. Они приуче­ны показывать свои лучшие результаты даже в том случае, если, скажем, немного устали от того, что плохо ели или спали в предыдущую ночь или у них слегка расстроен желудок. Они хорошо подготовлены к борьбе за свои луч­шие секунды в соревнованиях благодаря прекрасному духу соперничества, заставляющего их выигрывать у своих сверстников, а если это не получается с первого раза, снова и снова пытаются выиграть.

Не говоря ужо о совершенно очевидных преимущест­вах, которые система возрастных групп дает пловцам с точки зрения приобретения соревновательного опыта, она также помогает скрашивать однообразие тренировок. Го­раздо легче развивать физические возможности юного


пловца в соревновании с ребятами его возраста, чем застав­лять его в одиночку проплывать бесчисленные отрезки в бассейне. Соревнования доставляют ему удовольствие. Он рад быть в группе сверстников, и с ростом мастерства этой группы растет он сам. Я часто видел, как ребенок, который только что говорил, что он очень устал, чтобы проплыть очередной отрезок с помощью движений ног и с доской в руках или выполнить какое-либо подобное легкое упраж­нение, немедленно прыгал в воду и плыл с полным напря­жением сил, соревнуясь со своими сверстниками.

Специалисты в области плавания расходятся во мнени­ях, какой объем работы в воде должны выполнять самые юные пловцы. Те, кто развивается рано, естественно, мо­гут плавать на длинные дистанции. Опыт работы показал мне, что если очень юный пловец способен хорошо проплы­вать дистанции 800 или 1500 метров, то следует разрешить ему это. Обычно я тренирую юных пловцов два раза в день со сном между тренировками, когда это возможно. Они проплывают от двух до двух с половиной миль за каж­дую тренировку. Я стараюсь давать им один полный день отдыха в неделю, хотя заметил, что за этот день они не­сколько утрачивают чувство воды. Но я думаю, что психо­логический выигрыш от отдыха больше, чем потери от утраты чувства воды. Кроме того, детям разрешается не тренироваться после обеда в субботу и в воскресенье. Если отдых устраивается в пятницу, то вечером мы стараемся участвовать в соревнованиях. Все равно в глазах ребенка этот день остается днем отдыха, вероятно, из-за того, что происходит смена обстановки.

Я объединяю детей в группы в соответствии с их воз­можностями. Если, скажем, у меня есть 12 детей различ­ного возраста, я объединяю 6 сильнейших в одну группу и даю им возможность соревноваться друг с другом, а остальные, слабейшие, составляют другую группу. Сов­местное плавание равных по силам спортсменов создает дополнительные стимулы в тренировке и позволяет пол­ностью использовать преимущества групповой работы. Например, если в тренировке предстоит проплыть 1500 мет­ров на время, я объединяю в один заплыв всех пловцов, имеющих на дистанции 400 метров результаты 6.00 и луч­ше, и они стартуют первыми. За ними стартуют все те, У кого результат на дистанции 400 метров равен 6.30. Рас­полагая их таким образом или даже посылая друг за дру­гом с 5-секундным интервалом, мы можем дать хорошую


тренировку большому количеству юных пловцов. В бассей­не с 8 дорожками не составляет труда работать на время с 60 юными пловцами одновременно.

Работа с пловцами, занимающимися в возрастных груп­пах, доставляет тренеру наибольшее удовлетворение в его деятельности. Очень часто в течение одного сезона они достигают таких больших успехов, что тренер не может не радоваться результатам своего труда. Разумеется, при воспитании совсем юных спортсменов всегда возникают проблемы, но они сводятся к минимуму самой системой возрастных групп.

Спринтерское плавание требует зрелости и силы, и по этой причине среди юных пловцов мало хороших спринте­ров. Но они могут показывать удивительные результаты в плавании на средние и длинные дистанции. И все же для тренера большой успех найти пловца, способного показы­вать настоящую скорость на дистанции 50 или 100 метров. Обычно это юноши раннего развития, обладающие сильной мускулатурой. Отличным примером пловца такого типа является австралийский спринтер Майк Уэнден. В 13-лет­нем возрасте он проплыл 110 ярдов вольным стилем за 58,5 секунды. В возрасте 16 лет он показал результат 53,8 на дистанции 110 ярдов и 1.57,3 на 220 ярдов.

В начале сезона мои ученики стартуют обычно на дис­танции 50 метров, затем я вскоре перехожу к дистанциям 400 и 800 метров по той простой причине, что на 50-мет­ровой дистанции трудно добиться постоянного роста ре­зультата. В спринтерском плавании улучшение идет на доли секунды, тогда как на длинных дистанциях спортсмен за один сезон нередко сбрасывает от 2 до 4 минут. Это дает чувство удовлетворения и спортсмену, и тренеру. Вооду­шевленные этим заметным улучшением, мы затем перехо­дим к усиленной спринтерской тренировке.

Трудно переоценить значение занятий по возрастным группам в сохранении длительного интереса к плаванию. Каждый тренер должен заботиться о том, чтобы поддер­жать спортсменов со средней одаренностью, включая их в группы пловцов с соответствующей подготовкой. Кто зна­ет, быть может, именно этот ребенок станет впоследствии чемпионом. Ведь возможно, что он просто поздно разви­вается.

Многим тренерам приходится встречаться с родителя­ми, которые хотели бы, чтобы их дети хорошо плавали, но... без тренировок с тяжестями и без чрезмерных физи-


ческих напряжений. Родители говорят при этом, что их дети не хотят быть чемпионами. Иногда мне кажется, что эти родители просто страхуются на тот случай, если ребе­нок действительно не сможет стать выдающимся пловцом.

Удивительно, какие большие эмоции можно вызвать в группе юных пловцов, устанавливая нормативы в плава­нии на 200 и 400 метров различными способами и настраи­вая спортсменов на выполнение этих нормативов. Они рвутся превзойти контрольное время, и этот процесс до­ставляет им удовольствие. Можно установить нормативы и для отдельных пловцов. Это, пожалуй, лучший путь для того, чтобы обеспечить наибольший рост каждому спорт­смену.

Я видел детей, которые в начале сезона едва проплыва­ли одну длину бассейна, а к концу года становились силь­нейшими в своей группе.

Много лет я экспериментировал с различными вариан­тами тренировочных программ в возрастных группах. Иногда в течение всей недели давал одну и ту же нагруз­ку на каждой тренировке или разную программу для ут­реннего и вечернего занятия. Иногда в течение месяца я изменял план тренировки каждые 2 дня или же не давал никаких других упражнений, кроме дистанционного пла­вания. Пытаясь найти лучшую программу тренировки, я пришел к выводу, что лучше до самого прихода тренера в бассейн скрывать от спортсменов содержание предстоя­щего занятия. Когда они не знают, что их ожидает, у них сохраняется энтузиазм. Но если вы задаете им ту же самую работу более чем 2 дня подряд, у них снижается интерес к тренировке и падает настроение.

В возрастных группах целесообразна разносторонняя плавательная подготовка. Использование в тренировке всех четырех способов плавания, независимо от специали­зации пловца, повышает возможности спарринга и дух соперничества. Обычно спортсмены, добившиеся высоких результатов в одном способе плавания, как правило, доста­точно хорошо овладевают и другими.

Моя недельная программа для возрастных групп вклю­чает периоды плавания всеми способами. Если ребенок не умеет плавать одним из способов, я настраиваю его на овладение этим способом. Очень часто при этом выявляют- СЯ ^?° собнЬ1е Д ля комплексного плавания спортсмены.

Обычно недельная программа тренировки выглядит сле­дующим образом;


Понедельник

Утро: все плывут брассом.

Вечер: все плывут основным способом, в разминке и заключительной части занятия - другим способом (исклю­чая баттерфляй).

Вторник

Утро: все плывут на спине. Вечер: все плывут 1500 м на время.

Среда

Утро: все плывут баттерфляем.

Вечер: все плывут основным способом, но в разминке и заключительной части занятия - другим способом (ис­ключая баттерфляй).

Четверг

Утро: все плывут комплексно.

Вечер: все плывут на 2 мили (для тех, кто может это выполнить).

Пятница

Утро: отдых.

Вечер:соревнования.

Суббота

Утро: все плывут основным способом. Вечер: отдых.

Воскресенье

Утро: все плывут основным способом. Если этот способ освоен хорошо, спортсмен плывет отстающим способом.

Вечер: отдых.

Мы выполняем спринтерскую работу на коротких от­резках с ускорением, с заданной паузой отдыха между ними. Применяем упражнения в плавании дельфином при помощи ног, в плавании на спине на коротких отрезках, эстафетное плавание всеми способами, прохождение ди­станций 200 и 400 метров на время. Основная задача при этом состоит в том, чтобы разнообразная дневная програм­ма доставляла пловцам удовольствие и в то же время оста­валась бы достаточно эффективной. Я считаю, что исклю­чительное значение имеет способность тренеров поддер-


даивать энтузиазм учеников, способность помочь перебо­роть однообразие и скуку тренировок. Умелый тренер не допустит, чтобы ребенок утратил «соревновательную ис­корку». Ребенок должен быть готовым состязаться, даже если чувствует себя не в форме. В плавании на дистанциях 1500 метров и 2 мили на время неоценимое значение име­ют дополнительные стимулы. Например, мои юные учени­ки могут получать в качестве приза плавательную доску с автографом.

З. Фирсов приводит интересные данные, характеризующие состояние пульса у виднейших пловцов страны в начале тренировки и по достижении спортивной формы. Для Мешкова они равняются 70 и 54; для Ушакова - 72 и 63; для Алешиной - 78 и 63; для Китаева - 72 и 49; для Борисова - 72 и 60; для Шелешневой - 72 и 63.

Под влиянием тренировочного плавания замедляется пульсе понижается максимальное кровяное давление. Если в начале тренировки пульс у Мешкова доходил после 60 прыжков до 18 ударов в 10 сек., возвращался к исходной величине через 80 сек., то в состоянии спортивной формы после 60 прыжков пульс учащался лишь до 14 ударов в 10 сек., а возвращение его к исходной величине наступало через 50 сек. Большинство данных отмечает у пловцов физиологическую брадикардию, т. е. замедление пульса, которая, по Крестовникову, является результатом повышения тонуса блуждающего нерва.

Плавание укрепляет мышцы всего тела, особенно мышцы нижних конечностей, а плавание на груди укрепляет и разгибатели спины; это весьма эффективное средство для борьбы с искривлением позвоночника.

Тот же автор сообщает данные , характеризующие физическое развитие пловцов. Он приводит показатели физического развития пловцов-юношей, принимавших в 1941 т. участие в детском междугородном матче пяти городов. Мальчики-пловцы 14-15 лет имели рост выше, чем средний рост мужчины, а емкость легких на 1000 см3 больше средней нормы здорового мужчины. По данным других авторов, также отмечается, что дети, регулярно занимающиеся плаванием, по сравнению со средними данными имеют более высокий рост. У пловцов равномерно развита мышечная система, так как плавание всесторонне нагружает мышечную систему активными движениями.
Плавание брассом прекрасно корригирует искривления позвоночника, особенно сутуловатость.

Ныряя на глубину 2 м , спортсмен испытывает добавочное давление на организм с силой в 200 г на 1 см2 поверхности тела. Оставаться минуту и более под водой - возможно только хорошо тренированному человеку; на соревнованиях этот срок доводится до 80-100 сек. У людей нетренированных или с лабильными (слабыми) грудной клеткой и легкими продолжительное ныряние может вызвать эмфизему легких. Само ныряние при соблюдении соответствующих правил не представляет опасности для пловца, не грозит какими-либо повреждениями и имеет большое прикладное и оборонное значение.

Рекордсмен Ленинграда в нырянии Алексей Дорохин во время Великой Отечественной войны был назначен командиром подразделения разведчиков морской пехоты на Балтике. Во время выполнения ответственного задания плывшего у вражеского берега отважного разведчика обнаружили немецкие автоматчики и открыли по Дорохину прицельный огонь. Он немедленно нырнул и, показавшись на поверхности воды через 15-20 м, вновь "повторил ныряние, изменив под водой направление проплыва. Обманывая немцев и не давая им сосредоточить на себе прицельный огонь путем беспрерывного ухода под воду, разведчик преодолел простреливавшуюся немцами зону и вернулся к своим.

Следует упомянуть о судорогах в икроножных мышцах, которые часто затрудняют или делают совершенно невозможной работу ног. Судороги наступают главным образом при продолжительном пребывании в холодной воде.