Тренинг телесно ориентированной психотерапии упражнения. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции

Телесно-ориентированная терапия: упражнения

Вильгельм Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты, приводящие человека к невротическим расстройствам.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.

7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:

  1. область глаз (страх) ;
  2. область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев) ;
  3. область шеи (раздражение );
  4. грудная клетка (смех, печаль, страсть );
  5. область диафрагмы (ярость );
  6. мышцы живота (злость, неприязнь );
  7. область таза (возбуждение, гневливость, удовольствие )

Телесно-ориентированная психотерапия - упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов

1. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов - расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем - расслабьтесь еще больше.

Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).

Проделайте это несколько раз.

Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов - расслабьтесь.

Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).

И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз - несколько раз.

Закончите первое упражнение телесноориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.

Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы, приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ - Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).

2. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра - подбородок, горло, затылок.

Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничанием, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты.

Уделите этому упражнению несколько минут.

Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.

3. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками

Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами. Изобразить рвоту и вопли (цель - не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).

Можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.

Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).

4. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки

Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.

Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом, в отличие от обычного, грудного дыхания.

Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.

При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).

5. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание, как и в предыдущем упражнении.

Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.

Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).

6. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы - неосознанный страх нападения, злость, неприязнь.

Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.

Следует помнить, что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти .

7. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область - область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.

Эта группа мышц - крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин - так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) - отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.

Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.

Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.

Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия - согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, притом, к которому есть полное доверие.

Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.

Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы , разработанные Арнольдом Кегелем.

Суть упражнений Кегеля проста - нужно в течении дня, по нескольку раз (за день 150 и более) сокращать и расслаблять лонно-копчиковую мышцу - это очень просто и незаметно для окружающих.

В субъективных ощущениях это как бы напрягаться для испражнения (мочевого, кишечного), потом расслабляться, затем напрягаться как бы для сдерживания испражнения. И так несколько повторов за раз. И несколько раз за день. Главное здесь - иметь пустой мочевой пузырь и кишечник.

Для взрослых, влюбленных или супружеских пар, при проблемах в постели, подойдут даосские сексуальные практики древнего Китая («сексуальное кунг-фу»), направленные на общее оздоровление, продление жизни, духовное развитие и, конечно, искусство любви и удовольствия. опубликовано

Телесно-ориентированная психотерапия - психотерапевтическое направление, которое заключается в устранении зажимов в теле на фоне подавленных эмоций и проблем. Основателем этого направления можно считать психоаналитики Вильгельма Райха. Существует большое количество последователей этого метода, каждый из которых использует свои упражнения для достижения эффекта. Телесное ориентирование используется для лечения детей, взрослых и беременных женщин.

Описание направления

Телесно-ориентированная психотерапия - метод в психологии, который заключается в работе с психологическими проблемами и нарушениями психики путем телесного контакта с применением специальных техник, устраняющих блоки и зажимы в теле. Посредством телесного ориентирования происходит осознавание своего тела и эмоциональное отреагирование, т. е. высвобождение эмоций, которые человек держал в себе. После этого проводится анализ, посредством которого выясняется, какие психологические изменения произошли, закрепляется результат, и человек ощущает прилив энергии и активности в жизни.

Широкую известность телесная терапия получила благодаря работам австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, который считал, что защитные формы поведения («характерный панцирь») проявляются в напряжении мышц, образующее «мышечный панцирь». Он считал, что каждое проявление характера имеет соответствующую позу. Характер человека выражается в теле в виде зажимов и рассматривается в качестве защитного панциря, который сдерживает инстинктивные сексуальные и агрессивные проявления.

Основная цель этого метода заключается в формировании подходящих условий, в которых подавленные в бессознательное чувства, эмоции и воспоминания трансформируются (переносятся) в сознательный уровень. Именно в сознании можно их снова прожить и выразить в безопасных условиях. Отличие телесно-ориентированной терапии от других видов психотерапии заключается в доступе к бессознательному уровню без вербального общения, т. е. в этом методе беседа терапевта с пациентом сведена к минимуму.

Этот метод применяется в нескольких случаях:

  • длительные стрессовые ситуации и конфликты;
  • усталость, апатия;
  • внутренняя зажатость;
  • панические атаки;
  • разрыв отношений, смерть близких людей.

Основа этого метода заключается в применении контакта терапевта с телом пациента на основе мнения о том, что травмирующие воспоминания и подавленные эмоции фиксируются в теле из-за работы физиологических механизмов психологической защиты. Во время контакта терапевт помогает клиенту перейти от телесных ощущений к эмоциональным переживаниям. Это позволяет осознать историю их возникновения, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли, чтобы пережить их заново и освободиться от них («катарсис» - очищение). Благодаря этому у человека возникает более прочный контакт с реальностью.

Техники

В настоящее время выделяют большое количество техник телесно-ориентированной психотерапии. Они созданы в разные годы и являются эффективными как в работе со взрослыми, так и с детьми. Телесно-ориентированную терапию практикует В. В. Волков, врач-психотерапевт и кандидат медицинских наук (Тольятти, Самара, Сызрань).

К техникам телесно-ориентированной психотерапии относится:

  • аутотренинг;
  • релаксация;
  • ребефинг;
  • холотропное дыхание;
  • хакоми;
  • метод Томатиса;
  • вегетативная терапия;
  • танатотерапия;
  • метод Фельденкрайза;
  • биосинтез Боаделлы.

Самовнушение (аутотренинг)

Этот метод основан фармацевтом из Франции Эмилем Куэ. Сотрудник аптеки наблюдал длительное время за клиентами и пришел к мнению, что больной, который безучастен к тому, что с ним происходит, выздоравливает медленнее. Куэ предложил клиентам, чтобы когда они принимали лекарства, произносили фразу: «С каждым днем мне становится все легче».

Эффект этого метода был заметен сразу: пациенты переставали чувствовать боль и недомогание, но на самом деле они принимали таблетки глюкозы. В дальнейшем были разработаны специальные техники аутотренинга, которые используются в настоящее время для избавления человека от негативных эмоциональных состояний и формирования устойчивости к стрессам. Аутогенная тренировка активно применяется людьми, страдающими неврозами и психосоматическими расстройствами.

Релаксация

Метод релаксации был разработан в XX веке физиологом из Америки Эдмундом Джейкобсоном (Якобсоном). В дальнейшем это направление получило название «прогрессирующая релаксация». Основа этого принципа заключается в снятии и снижении мышечного напряжения.

Для этого клиентам предлагается поочередно напрягать и расслаблять различные группы мышц. В процессе выполнения этого метода тренируемая мышца утомляется. После ослабления напряжения становится более расслабленной, чем до начала выполнения упражнения.

Ребефинг и холотропное дыхание

Термин «ребефинг» с английского языка означает «рождение заново». Эту методику разработал в 1970 году Леонард Орр и заложил в основу технику «связного дыхания», при котором между вдохом и выдохом нет паузы. Основная цель этого метода заключается в расслаблении тела, избавления от негативных переживаний, получении активности, радости и наслаждения от этого.

Основателем метода холотропного дыхания считается американский психиатр Станислав Гроф. Этот метод заключается в интенсивном дыхании, которое приводит к гипервентиляции легких с помощью выполнения специальных упражнений под музыку. Холотропное дыхание применяют в основном на групповых занятиях, где участники разделяются на пары и выступают по очереди в роли дышащего и так называемого «наблюдателя».

В процессе терапии они рисуют мандалы (схематическое изображение, которое используется в буддийских и индуистких практиках), где изображают свои переживания. После выполнения упражнений клиенты рассказывают в своих группах о погружении в бессознательное. В России холотропное дыхание практикуют всего лишь несколько специалистов.

Хакоми-метод

Основателем хакоми-метода считается психотерапевт Рон Курц. Схема работы заключается в том, что сначала между клиентом и терапевтом устанавливаются доверительные отношения, после этого терапевт помогает пациенту войти в состояние осознанности. В этом состоянии терапевт создает и использует для дальнейшей работы вызванные переживания прошлого.

Когда клиент готов к проработке проблем, он дает знак и терапевт оказывает на него внешнее воздействие, т. е. прикасается, высказывается, воздействует с помощью света или просит выполнить то или иное движение. Если человек не сдерживает свои реакции, то он освобождается от негативных переживаний. Этот метод используется как в групповой, так и в индивидуальной психотерапии.

Метод Томатиса

Этот метод открыт в 1960 году отоларингологом Альфредом Томатисом. Благодаря проведенным исследованиям он смог доказать, что ухо и его способность слушать играет большую роль в функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, воображение, память и поведение. Также он выяснил, что прослушивание звуков на частоте от 5000 до 8000 Гц активизирует мозговую деятельность и улучшает память.

Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи у детей, а также при депрессиях у взрослых. Он активно применяется для развития интеллекта, улучшения эмоционального состояния и подходит беременным женщинам для психоречевого развития в утробе матери. Эта методика заключается в следующем. Пациент надевает беспроводные наушники, в которых звучит специальная музыка (Моцарт или григорианский хор).

Звук попадает на барабанную перепонку, потом проходит по верхней кости черепа и происходит сокращение и расслабление стремечка и молоточка. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану, где происходит переработка звука в электрический сигнал и осуществляется передача его в слуховой центр мозга. В процессе прослушивания музыкальных композиций клиент делает все, что ему хочется (рисует, играет и т. д.). Длительность сеанса составляет два часа. Перед применением метода нужно обратиться за консультацией, т. к. имеются противопоказания: эпилепсия, простуда, отит, опухоли, инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Строение слухового анализатора

Вегетотерапия

Метод вегетативной терапии основал Вильгельм Райх. Он первым обратил внимание на то, что подавленная эмоция влияет на формирование мышечного зажима. На основании своих исследований он пришел к выводу о том, чтобы «распустить» свой мышечный панцирь необходимо использовать дыхательные техники, физическое воздействие на мышечные зажимы (пощипывание, давление и др.), а также обнаружение и работа с психологическими блоками. Проводится работа с семью сегментами:

  • глазной;
  • оральный;
  • шейный;
  • грудной;
  • диафрагма;
  • брюшной;
  • тазовый.

Для избавления от глазного зажима рекомендуется широко открывать глаза, вращать ими до ощущения напряжения и расслаблять их. В этой зоне находятся зажимы, которые связаны с агрессией и страхами перед враждебностью со стороны окружающих людей. В оральной и шейной зоне располагаются плач, крик и гнев. Для избавления от этого следует кричать, визжать, пытаться плакать.

В грудном сегменте располагаются зажимы, связанные со смехом, плачем и страстью. Рекомендуется проводить дыхательную гимнастику для избавления от этого. В диафрагме располагается сдерживание гнева. Применяется дыхательная гимнастика и имитация рвотного рефлекса.

В брюшном находятся блоки злости, страха нападения и неприязни. Для избавления от этого используется дыхательная гимнастика. В тазовом сегменте находятся зажимы возбуждения, гнева и сексуального удовольствия. Необходимо выполнять круговые движения тазом, движения ногами, приподнимание тела и резкое опускание с ударом ягодиц о твердую поверхность.


Танатотерапия

Этот метод разработан в 1980 году психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Этот психолог рассматривает смерть (инстинкт «танатос») в качестве состояния полного расслабления и покоя. В этом методе используется четыре основных приема:

  • «театр прикосновений»;
  • «телесная гомеопатия»;
  • «телесная магия»;
  • «последовательность предъявляемых опор».

Первая техника заключается в том, что клиент лежит на спине, а терапевт воздействует на тело различными способами контактов: касается кончиками пальцев по различным точкам тела, надавливает всей ладонью или кулаком и др. Телесная гомеопатия характеризуется тем, что терапевт поднимает кисть пациента (или другую конечность) и подводит под нее свою ладонь. Затем необходимо медленно поворачивать ладонь внутрь или наружу.

Третья техника заключается в том, что терапевт подсаживается к одной из конечностей пациента, берет ее в руки и начинает вытягивать. Когда терапевт до максимума растянул конечность, необходимо сделать паузу и постепенно возвращать в исходное положение. После этого можно переходить к последней технике, согласно которой нужно подвести ладонь к лежащей кисти пациента и плавно поднимать ее от пола, затем то же самое повторяют с другими конечностями. Этим методом работают при страхе смерти, избытке контроля, нарушении социальных контактов и сексуальных проблемах.

Метод Фельденкрайза и биосинтез Боаделлы

Первая из этих техник создана в 1930 году и заключается в овладении собственным телом. Пациенту не показывают определенные движения, а убирают те, которые ему не подходят. Для создания гармонии между телом и психоэмоциональным состоянием нужно двигаться с комфортом.

Дэвид Боаделла основал технику биосинтеза в 1970 году, в которой используется массаж и специальные двигательные упражнения. Благодаря этому происходит осознание человеком своего внутреннего мира. Когда человек сохраняет гармонию в своем организме, он таким образом поддерживает психическое и физическое здоровья.

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь...

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому».

Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория - верная. Это мы - сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек - это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно - вдвоём...

«Вместе тесно, а врозь скучно»

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае - в процесс общения.

В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ.

Мы - образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт.

Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства ... Страдая от этого, мы ищем - кто бы нас научил. А вот...

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение.

Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению - мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений - проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные - у большинства.

«ТАНЦУЮЩАЯ ТОЧКА»: Упражнение для коррекции хронически проблемных партнёрских отношений


1. Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

2. Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

3. А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения телесно-ориентированной психотерапии: почувствовать эту точку.

Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка - телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта - в общем - ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой - танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец...

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец - побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

1. Сколько продлится ваш контакт - никто не берётся предсказать, это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.

2. Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений - «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».

Понять это - значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки - своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

1. Нельзя открывать глаза во время упражнения.

2. Нельзя увеличивать площадь контакта.

3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения.

Вы не заставляете двигаться эту точку - Вы всего лишь идёте за ней... и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение телесно-ориентированной психотерапии может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец - вальс, танго и пр.

Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру.

А другие наступают партнёру на ноги потому что... не умеют чувствовать контакт. Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство - это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова...

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго - это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями.

Можно сказать, что любой танец - это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить . Ведь танец - это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие - утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии.

Тогда мы поймём душу танца - его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче.

И танец принесёт пользу.

Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже - разве в этом его смысл? опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют пси­хофизические функции.

Упражнение «Волна»

а) «Волна» рукой

Исходное положение - стоя, руки свободно свисают вдоль тела. Поднять правую руку до уровня плеча вбок и зафиксиро­вать в этом положении: кисть, локоть и плечо относительно рас­слаблены и чуть опущены. Перенести внимание на кончики пальцев руки и, начиная движение с первых фаланг пальцев, пытаться «проскользнуть», «поднырнуть» в пространстве, по­переменно эадействуя все суставы кисти. Сформировавшаяся волна кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое развитие, немного приподнимает и подает вперед плечо. На этом развитие волны заканчивается. Для того чтобы напра­вить «волну» назад, следует выполнить в обратном порядке дви­жения: «отпустить», расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную «волну» в кисти. Рука приходит в первоначальную позицию. То же проделать с другой рукой.

б) «Полная волна»

Для реализации «полной волны» - двумя руками - необ­ходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для этого поочередно поднимается одно плечо при од­новременном синхронном опускании другого; движение воз­никает посредством передачи волнового импульса из одной руки в другую. В результате «полная волна» выглядит следу­ющим образом: одной рукой от кисти до плеча мы пускаем «прямую волну», другой, получившей энергию движения от первой, - «обратную». Это можно представить так, как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сги­бах в суставах.

Упражнение «Шаг Чарли Чаплина»

Непревзойденный мастер трюка Чарли Чаплин оставил свой след и в пантомиме.

Техника исполнения шага предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов. Движение начинается с им­пульса, исходящего от бедра, с перемещением ноги через «вол­новую» форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. При этом корпус остается в одном центральном положении, сбалансирование удерживаемом при перемещении ног.

Упражнение «Шаг 2»

Техника исполнения шага представляет собой поперемен­ную фиксацию стопой точки опоры на носке (подъеме) и пят­ке. Итак, Вы стоите, например, полностью на правой стопе, с фиксацией подъема левой. Перенеся центр тяжести на левую ногу. Вы опускаете ее на пятку и одновременно поднимаете пра­вую ногу на подъем. Далее Вы одновременно ставите правую ногу на пятку и поднимаете левую стопу на полупальцы. Те­перь вниз опускается левая стопа и параллельно с этим правая, возвращаясь в шестую позицию, выходит на «подъем», на по­лупальцы. Шаг правой ногой завершен. Шаг левой ногой со­вершается в том же порядке. Правая стопа опускается на пятку, в то время как левая выходит на подъем. Теперь, при сохране­нии веса на правой ноге, выносим вперед (вбок, назад) левую ногу на пятку с одновременным переходом правой стопы на подъем. И на третьем этапе возвращаем правую пятку на пол с параллельным перемещением левой ноги в шестую позицию и фиксацией ее на подъеме. Далее прием повторяется в том же порядке.

Упражнение «Голый человек на голой сцене»

Главной целью педагогической деятельности Э. Декру было научить актера передавать свое состояние при использовании минимума театральных средств. «Голый» человек в одной на­бедренной повязке открыт, уязвим для критики. Внутреннее спокойствие, осознанность тела и открытость к общению со зрителем - залог его успешного выступления.

Реципиенту закрывают лицо и задают ситуативную тему, он пытается одним движением, жестом выразить свое отношение к событию. У каждого человека существуют свои «слабые мес­та». В одной области отношений он чувствует себя уютно, сво­бодно и ответ подыскивает быстро, бессознательно находя оп­тимальное для данной ситуации движение. При правильном решении движения просты, естественны, самодостаточны. В данном случае можно говорить о том, что индивидуум имеет достаточно знаний, чтобы продуктивно отреагировать на пред­лагаемую тему. В другой области отношений его действия но­сят неопределенный, не до конца осознанный характер.

Тестовое задание включает в себя отреагирование через дви­жение на следующие темы: «свобода», «защита», «знакомство», «страх», «Я», «сила».

Упражнение «Подиум»

В процессе выполнения упражнения предлагаются различ­ные способы самовыражения:

Пройти естественно, так, как присуще человеку в жизни;

Представить в движении зрителям изящество и красоту сво­его тела;

Показать стиль, манеру движения, неестественную для дан­ной личности;

Продемонстрировать свободу обхождения с вещами, исполь­зуемыми в качестве костюма и бижутерии и подчер­кивающими особенности индивидуальности - прием «возле зеркала»;

Выбрать один из предлагаемых стилей движения («во­сточный», «испанский», «немецкий», «американский», «рус­ский», «итальянский» и т. д.) и попробовать в нем просуще­ствовать во взаимодействии с партнером.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в те­чение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскован­ность движений. Участники группы становятся в круг и начина­ют вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе дви­гаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Доходя до границ круга, они разворачиваются и выполняют дви­жение по обратной траектории. Задание имеет несколько уров­ней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно скорость увеличивается и доходит до бега, в работу вовлекаются руки, ко­торые помогают играющим лавировать. На втором этапе заня­тий участники движутся спиной друг к другу, изредка используя поворот головы для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрыты­ми глазами. Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди. Движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 чело­век. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каж­дого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотич­ной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке про­изводится в течение ряда занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано в первую очередь на безопасности дви­жения участников группы.

Упражнение «Неваляшка»

Упражнение, подобное представленному, часто применяет­ся на психотерапевтических тренингах личностного роста (уп­ражнение «Свеча»).

Ниже приведены два варианта упражнения, несколько от­личные от «классического» исполнения «Свечи». В «Свече» все выстраиваются по кругу, в то время как ведущий (жестко, на прямых ногах) занимает место в центре. Участники группы тол­кают его из стороны в сторону.

В «Неваляшке» ведущий стоит не на прямых ногах, а в сво­бодной, раскованной позе, с чуть согнутыми коленями. Во вре­мя толкания он свободно «перелетает» из одной стороны в дру­гую. Если в первом варианте тело ведущего жесткое и напря­женное, то во втором - легкое и мягкое. В первом варианте уча­стникам круга приходится проделывать тяжелую работу - ловить, поднимать и толкать тяжелое, напряженное тело. Во втором их задача намного проще - следует только подтолкнуть свободно летящего партнера в определенном направлении. В данном подходе мы получаем объективную информацию о сте­пени напряжения тела ведущего, об уровне и характере его стра­хов, о свободе перемещения его ног, а следовательно, и о степе­ни его доверия к толкающим. С другой стороны, ведущий не­посредственно ощущает характер касания со стороны каждого участника группы. Кто-то делает это спокойно и по-доброму, кто-то судорожно и агрессивно. После прохождения всеми чле­нами коллектива испытания «на доверие» мы обсуждаем впе­чатления о переживаниях как ведущего, так и участников кру­га. Особое внимание ведущий акцентирует на характере передвижения ног. Ноги жесткие, тяжелые свидетельствуют о на­пряжении, страхе и недоверии ведущего к своим возможнос­тям и к окружающим. В процессе выполнения упражнения уда­ется частично либо полностью снять излишнее телесное напря­жение, страх падения и контакта.

Упражнение «Полифония»

Один из участников группы, закрыв глаза, садится или ло­жится в круг. Партнеры поочередно и все вместе, одновремен­но касаются его тела. Постепенно количество и скорость кон­тактов увеличивается. Упражнение заканчивается поглажива­нием.

Участники обсуждают свои ощущения от прикосновений, эмоции, переживаемые ими во время телесного общения.

Упражнение «Маятник»

В группе из четырех человек один из участников становит­ся спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спо­койно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды дви­жения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя кол­легам, «падает» на руки, постепенно опускаясь до пола.

Перед выполнением упражнения ведущий обучает участни­ков принципам и техникам правильной поддержки и контро­лирует деятельность каждого из участников. В случае если ре­ципиент плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения и/или излишне нервничает, он не допускается к упражнению.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек - «машина», последний - «сушилка». Ма­шина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потирают бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высу­шить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Упражнение «Аукцион скульптур»

Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль «скульптора», другой - «ма­териала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя толь­ко руки. Скульптура запоминает окончательный вариант рабо­ты, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры ме­няются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дает­ся название.

Рефлексия. Ответить на вопросы:

«Податлив» ли «материал»?

Каков характер прикосновений скульптора?

Обратить внимание на субъективность восприятия скульп­тур: какое ощущение рождается от того или иного положе­ния тела?

Слушается ли нас наше тело?

Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

Гиппиус С. Гимнастики чувств. Тренинг творческой психотехники:

Учеб.-метод, пособие к урокам актерского мастерства. М.-Л., 1967.

Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М., 1998. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения: Система К. С. Станиславского в дей­ствии. М., 19 S 4.

Перед тем, как начинать тренинг креативности, телу нужна встряска или - разминка. Не разогретое, «неготовое» тело неспособно ни рождать гениальные идеи, ни «учиться быть креативным» в ходе какого-либо тренинга.

Поэтому «производственная гимнастика» в виде какого-нибудь упражнения из телесно-ориентированной терапии просто обязательна для тех, кто ведёт психологические тренинги.

Но и не только для них, не только для психологов-практиков.

  • Если Вы сами собираетесь заняться творчеством - индивидуально (сесть и поработать за компьютером, к примеру),
  • Если Вы занимаетесь «командной работой» с несколькими Вашими друзьями и хотите, чтобы результаты были высоки,
  • Если Вы хотите устроить «йогу на дому» для нескольких единомышленников с целью самостоятельно справиться с депрессией, упадком сил и творческих способностей,
  • Если Вы устраиваете праздник и хотите небанально занять Ваших гостей,
  • Если Вы - педагог...

Тогда упражнения-разминки для проведения групповых психологических тренингов - Ваши.

Внимание! Некоторые упражнения-разминки рассчитаны на одного человека, некоторые - на целую группу. Упражнение «Поиск партнёра» подходит как раз ко второму случаю.

Итак, Вам нужно помещение с чистым полом (типа «спортивного зала») и группа мотивированных к подобным занятиям людей, в чётном количестве человек - от 6 до 10.

Упражнение телесно-ориентированной терапии"Поиск партнёра"

Легенда. История.

Это упражнение не высосано психологами "из пальца". Оно является потомком старинного обряда, существовавшего в культуре практически всех народов мира - а именно - обряда "выбирания невесты вслепую".

У наших предков не было психотерапевтов и возможности посещать психологические тренинги для раскрепощения тела и пробуждения себя к жизни. Однако было у них нечто, чего мы сейчас лишены. У наших предков были наборы строго регламентированных культурной традицией игр , в которые играли определённые возрастные группы, в определённое время года, с определёнными целями.

Игра "Выбор невесты вслепую", разновидность "жмурок", происходила на Святки и Масленицу, на собраниях холостой молодёжи, которые у славян, к примеру, назывались "полянками".

(Чем Вам "полянки" не психологический тренинг?)

Свадебные обряды народов мира диктовали следующий обычай-испытание:

Жених обязан был отыскать прятавшуюся среди подружек (дружек) невесту и, отыскав, вставал с ней рядом.

Девушки, которые устраивали игру, не только знакомили пары, но и "гадали", то есть угадывали с помощью игры судьбу будущих молодых...

Взяв невесту, на короткое время они уходили в отдельную избу или клеть, чтобы "нарядиться", надеть одинаковые платья и однообразно покрыть головы одноцветными платками... Когда они возвращались, жених стоял у порога с завязанными или зажмуренными глазами и начинал... отыскивать свою суженую.

Ухватив ее за руку, жених произносил: "Вот она - моя дружинка, вот она - моя молоденька!" Это повторялось до трёх раз. Если все три раза жениху не удавалось „поймать" свою невесту, то, значит, он брал в жёны "не свою" суженую и жизнь его в супружестве предрекалась как невесёлая...

Ну, и ровно наоборот...

Современная психотерапия модифицировала этот старинный ритуал, оставив от него только ядро, но Вы должны быть знакомы с генеалогией любой психотерапевтической игры, тем более, проводя её у себя дома, на своём семинаре...

Историю этого ритуала отлично можно использовать как "сказкотерапевтическую легенду" перед выполнением упражнения.

Психотерапевтическая польза упражнения телесно-ориентированной терапии"Поиск партнёра"

Перед непосредственным описанием стенограммы самого упражнения я скажу о том, какую оно приносит психокоррекционную пользу - кроме того, что является «настройкой» перед проведением любого психологического тренинга, и разминкой перед любой командной творческой работой.

Упражнение «Поиск партнёра»

  • тренирует внимание,
  • тренирует умение слушать другого,
  • тренирует координацию движений тела,
  • умение соотносить свои движения с движениями другого,
  • то есть, способность к установлению здорового и прочного контакта с окружающими людьми .

Описание упражнения телесно-ориентированной терапии «Поиск партнёра»

Ведущий предлагает участникам лечь на пол, закрыть глаза и «ощутить своё тело».

Ведущий предлагает участникам представить, что их тело начинает «расти» и занимать всё большее и большее пространство.

Для этого Ведущий произносит фразы, помогающие настроиться на визуализацию о «растущем теле». Эти фразы могут быть любыми, главное, чтобы они звучали убедительно для самого Ведущего. Вот например:

«представьте себе, что Вы - Алиса в стране Чудес. Вы съели волшебный пирожок и стали стремительно расти. Ваши ноги находятся за несколько километров от Вас. Ваша шея выросла, руки удлинились. Попробуйте пошевелить ногой, рукой, «разглядеть» их в пространстве».

Всю эту визуализацию участники тренинга проделывают только в своём воображении: лёжа, не шевелясь и с закрытыми глазами.

Далее Ведущий предлагает участникам сжимать своё тело всё более и более, пока оно не вернётся в прежние размеры и далее, пока тело не уменьшится до точки, до зёрнышка, которое покоится в почве и ждёт весеннего пробуждения.

В тот момент, когда участники выполняют визуализацию на «уменьшение» тела, Ведущий предлагает им изменить позу, соответственно выполняемой визуализации.

А именно: «Сжимая» тело в своём воображении, участники группы одновременно поджимают свои колени к груди, группируясь, таким образом, в «позу эмбриона».

После этого Ведущий даёт группе серию команд:

  • попытаться сесть, не открывая глаза,
  • далее, раскачиваясь, медленно, без резких движений найти баланс своего тела,
  • так же медленно - встать.

Итак, вся группа стоит. Глаза у всех по-прежнему закрыты.

Ведущий просит участников представить, что они - деревья, которые растут медленно вверх, так высоко, как только можно себе вообразить.

Ведущий просит участников:

  • расслабить нижнюю челюсть,
  • выпрямить и расслабить спину.

Только после этого все начинают «Звучать».

«Звучание»

Каждый участник формирует из глубины своего существа - некий «мычащий» звук, которому даёт вырасти, окрепнуть, «зазвучать», пробуя тон, силу и прочие характеристики издаваемого звука.

Ведущий, дав участникам время поэкспериментировать со своим зуком, предлагает прислушаться к тем звукам, которые издают другие члены группы.

Ведущий просит участников представить себя «кораблями в тумане», подающими друг другу сигналы-гудки.

Самая сложная часть упражнения телесно-ориентированной терапии«Поиск партнёра» - «Встреча»

По команде Ведущего участники начинают свободно перемещаться по комнате:

  • с закрытыми глазами,
  • не переставая звучать,
  • не наталкиваясь на других участников (держа дистанцию!),
  • прислушиваясь к чужому «звучанию» с целью найти приятное для себя звучание - единственного партнёра.

Итак, цель последнего этапа упражнения - найти, не открывая глаз, а только по голосу - «своего» партнёра.

В это время всеми участниками группы ведётся поиск контакта .

В случае данного упражнения, контакт - вещь непредсказуемая.

Как только контакт найден, участник, «нашедший контакт» произносит

«Ты».

Если на своё «Ты» он получает ответ - «Я» , то контакт - состоялся, пара - образована.

Теперь оба участника, образовавшие пару, перемещаются по комнате (всё так же - с закрытыми глазами) в то место, которое указывает им Ведущий.

Перемещение в паре - это ещё более сложная задача, чем перемещение в одиночку.

Участникам, образовавшим пару, важно

  • не открывая глаз,
  • не потерять друг друга,
  • не переставая звучать,
  • переместиться туда, куда просит Ведущий,
  • и не натолкнуться на других участников.

После того, как пара переместится туда, куда просит Ведущий, оба участника открывают глаза.

По просьбе Ведущего пара начинает:

  • спокойно изучать выбранного партнёра - глазами,
  • протянуть к партнёру руки, как бы пытаясь дотронуться до него, но тем не менее, не касаясь его руками,
  • подойти близко к партнёру и не спеша дотронуться до него.

В тот момент, когда Ведущий работает с парой, все остальные продолжают «поиск партнёра».

Как только образовывается следующая пара, Ведущий направляется к ней. Именно поэтому, на этапе образования пар. Нужно несколько помощников Ведущего. Ими вполне могут стать те, кто образовал самую первую пару и уже вышел из игры.

Как только образованы все пары - игра заканчивается и все участники приступают к традиционному шерингу - то есть, обмену мнениями.

Что нужно выяснить в ходе шеринга?

В ходе шеринга каждый участник должен,

Во-вторых, сравнить ощущения от контакта воображаемого (с закрытыми глазами) и контакта реального (когда глаза были уже открыты).

Упражнение «Поиск партнёра» не так сложно, как может показаться при чтении «стенограммы» и доставляет много удовольствия игрокам.

Это упражнение сочетает в себе техники телесно-ориентированной психотерапии и психодрамы и рекомендуется как одна из лучших техник для раскрытия собственного творческого потенциала.

Осталось только набрать команду нормально мотивированных единомышленников.