Упражнения для мышц шеи
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь».
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для щек и губ
«Пузатый самовар».
Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.
Упражнения для языка
«Поднос».
Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.
«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».
Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.
«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.
Какой сок ты будешь пить?
В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».
Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка
Вносится игрушка Незнайка.
Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.
Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )
Определение позиции звука [с].
Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?
Звуковой анализ слова миска.
Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.
Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.
Синтез слова стакан.
- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. )«Разбросайте» звуки слова сок. Составь слово сок из букв.
Согласование существительных с прилагательными
Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. )Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).
Падежное управление
«Подскажи слово в чистоговорке».
Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).
Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).
Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).
Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).
Словообразование
Я учу свою сестренку.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд.
Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»;
б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое - «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИ Й И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий - узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх - вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс
1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)
1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)
Цель
Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться уголков рта.
Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание . Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Нельзя надувать щёки.
Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания .
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)
1. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
2. «Гармошка»
Цель : Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
Методические указания.
Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.
Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
3. «Фокус»
Цель : Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания .
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
4. «Чашечка»
Цель : Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание . Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания.
Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
5. «Приклей конфетку»
Цель : Учить удерживать язык вверху.
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
Методические указания.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)
1. «Наказать непослушный язык»
Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
3.«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.
Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
4. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
5. «Лошадка»
Цель : Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Методические указания .
Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь) Методические указания Методические указания.
4. «Барабан - 2»
Цель : Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание : Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания .
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
МЕТОДИКА ПРОВЕД ЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое - то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение - правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Артикуляционная гимнастика.
В артикуляционную гимнастику входит:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика.
- Покусать кончик языка.
- Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони, цокают быстро и высоко).
- Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
- Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
- Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
- Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
- Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
- Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.
- Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).
- Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).
- Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.
- Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.
Игры- упражнения на артикуляцию
«Обезьянки».
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
«Град» (массаж лица).
Град, а, град, ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.
«Вовсе я не рад», - отвечает град.
«Просто солнца луч проколол бока у туч,
И я вывалился, лечу,
С досады всех колочу.
«Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
А-а-а-а (шепотом).
Игры и упражнения на развитие артикуляции
«Эхо».
Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая - в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.
Игры на четкое проговаривание согласных звуков
«Поезд с арбузами».
Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».
«Ходьба».
Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».
«Зоопарк».
Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.
«Хоровод».
Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.
В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
«Сгибание и разгибание туловища».
Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)
«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).
Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» -дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.
«Поезд».
Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов - руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.
«Гуси».
Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.
«Самолеты».
Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
«Веселый пятачок»:
1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо - влево, вверх - вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ
С МЯГКОЙ АТАКОЙ
БОЛЬНОЙ ЗУБ
Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
КАПРИЗУЛЯ
Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! И отзвук - ммм... БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов
Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования.
Упр.1.
сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у»), и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобной высоты и собранными губами следует издать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). Необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется легкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны. Упражнение повторить много раз, увеличивая продолжительность звучания «м».
Упр.2
. выполнять как упражнение 1, но после звука «м» нужно перейти к простой музыкальной
фразе из известной песни «Пусть бегут неуклюже…», попытаться удержать все звуки в одном направлении, то есть в фокусе, и сохранить ощущение вибрации в голове и груди. Постепенно количество музыкальных фраз нужно увеличивать.
Упр.3
. выполнять как предыдущие, только после музыкальной фразы (распева) необходимо произнести текст, сохраняя все звуки в фокусе, а в груди и голове ощущения вибрации.
Когда выработано ощущение направления звука и его отражения, можно переходить к изначальным упражнениям по развитию и укреплению природного звучания голоса. В работе над дыханием со звуком используются две интонации: «распевная» и «речевая». Упражнения выполняются в следующем дыхательном режиме: короткий выдох через плотно сомкнутые губы (со звуком «пффф»); пауза – подготовка ко вдоху; спокойный с удовольствием вдох; пауза – подготовка к выдоху, во время которой ротовая полость принимает «положение зевка»; выдох со звуком в этом положении. Упражнение повторяется несколько раз.
Упр.4.
освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном резонаторах, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упр.5.
повторить упражнение 4, с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, во, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и четкой. Постепенно отрабатываются все согласные и гласные.
Упр.6.
упражнение выполняется, как и предыдущее, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам все выше и выше, потом все ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упр. 7.
Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение «зевка» и на ровном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4 – 5. Ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»;
«Не красна изба углами»;
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».
Когда навык верного звучания выработался на 3 – 4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4 – 6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упр. 8.
Упражнение выполняется по тому же принципу, что и предыдущее. Только каждое понижение и повышение звука соответствует определенной строчке текста.
Упр.9.
Рассчитано на развитие навыка повышения и понижение звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты, каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове.
Примерный текст:
Мельник
На ослике
Ехал
Верхом.
Мальчик
За мельником
Плелся
Пешком.
Глянь-ка,-
Толкует
Досужий
Народ,-
Дедушка
Едет,
А мальчик
Идет.
Глянь-ка.
После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, голоса в следующих текстах.
Пословицы
Паши, не лениво, поживешь счастливо.
Хвалился, хвалился, под гору свалился.
Чужбина – калина, родина – малина.
(повторяется звук «и»)
Красно поле пшеном, а речь умом.
Кто проворен, тот доволен.
Поговорке – цветочек, а пословице – ягодка.
(повторяются звуки «о», «е»)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Сад красен оградой, а лоза виноградом.
Молод годами, да стар делами.
(повторяется звук «а»)
Честь честью, да дело делом.
Ешь пока хлеб свеж.
Терпенье дает уменье.
За морем теплее, а у нас светлее.
(повторяется звук «е»)
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Наука не мука.
Был бы друг, будет и досуг.
Чем больше науки, тем умнее руки.
(повторяются звуки «у», «ю»)
Стихи
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.Пушкин. Руслан и Людмила)
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят.
И молча в открытое море
Чугунные пушки глядят.
(М.Лермонтов. Воздушный корабль)
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли»
(Н.Некрасов. Несжатая полоса)
Ночью месяц, полон блеска,
Ходит тучи серебря.
Днем в окно тепло и резко
Светит солнце января.
(А.Фет. Весна на юге)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(А.Фет. Летний вечер тих и ясен)
Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами.
Основные правила гимнастики для артикуляционного аппарата
Слаженная работа органов обеспечивает четкую и ясную речь. Выработка кинем продолжается на протяжении всей жизни. Однако развивать речевой аппарат необходимо с раннего детства. Специально для этой цели разработана артикуляционная гимнастика.
Даже новорожденные малыши, не умеющие пока разговаривать, выполняют непроизвольные движения губами, издают лепет и невнятное бормотание. Это начало развития кинем, позволяющее сформировать у ребенка точное произношение звуков.
Чем раньше будет использована гимнастика, тем более грамотной и правильной будет речь. Специальный комплекс помогает укрепить мышечную ткань органов и совершать глотательные, мимические, а также жевательные движения.
Не стоит думать, что для правильной речи достаточно разрабатывать только мышцы гортани и рта. Современная артикуляционная гимнастика для дошкольников включает в себя также упражнения с использованием мышц лицевой части, плечевого пояса и грудной клетки.
Существует несколько правил, выполнение которых способно значительно повысить эффективность занятий:
- Выполнять упражнения следует ежедневно, не менее 3-4 раз. Длительность занятий не должна превышать 3-4 минут. В этом случае ребенок будет относиться к гимнастике, как к увлекательной игре, которая никогда не надоедает;
- Каждое задание нужно повторить не меньше 5-7 раз, чтобы малыш извлек из урока максимальную пользу;
- Статические упражнения делают в определенном положении. Занятия должны длиться около 10-15 секунд;
- Составляя комплекс гимнастики, необходимо варьировать степень сложности, переходя от простых заданий к наиболее сложным. Весьма полезной станет артикуляционная гимнастика в стихах, которая придаст занятиям форму игры и одновременно с речевыми навыками поможет развить ребенку память;
- Выполняя гимнастический комплекс, рекомендуется добавлять ежедневно новое упражнение. Однако не стоит торопиться, если у малыша не выходит одно из заданий. В этом случае необходимо подождать, когда ребенок сможет все упражнения правильно выполнять;
- Занятия будут продвигаться успешно, если малыш сидит с расслабленными руками и ногами, а также выпрямленной спиной;
- Для успешности разработки артикуляционного аппарата ребенок должен видеть лицо родителя, проводящего занятия, или логопеда, чтобы копировать мимические движения. Также следует выполнять задания перед зеркалом, чтобы ребенок мог точнее воспроизводить движения;
- Упражнения будут получаться легче, если начать гимнастику с разминки для губ.
Направления гимнастики
Условно артикуляционная гимнастика для малышей делится на пассивную и активную. При пассивной форме выполнять упражнения малышу помогает родитель или логопед. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Помощь при пассивной форме заключается в использовании шпателя либо ложечки, которыми следует подправлять движения язычка и губ.
Кроме того, упражнения могут быть динамическими и статическими. Во время статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.
Домашние упражнения рекомендуется выполнять, пока ребенку не исполнится 3-4 года. Обычно к этому времени у детей в достаточной мере формируется речь. Если произношение остается невнятным, необходимо обратиться к профессиональному логопеду, который составит программу занятий с малышом, опираясь на индивидуальные особенности его развития.
Примеры упражнений
Нередко маленький ребенок картавит, не в состоянии правильно произнести «р ». Артикуляционная гимнастика для звука р обучает произношению твердого и мягкого звука.
«Лошадка » укрепляет мышечную ткань языка и помогает отработать подъем вверх. Малыш должен улыбнуться, при этом приоткрывая рот. Не делая движений нижней челюстью, необходимо щелкать кончиком языка, воспроизводя звук цокающих копыт. Во время упражнения необходимо постепенно ускорять темп.
«Маляр » дает возможность отработать подъем языка, повышая его подвижность. Нужно улыбнуться с открытым ртом, а затем гладить небо кончиком язычка в направлении вперед-назад, касаясь внутренней части верхних зубов. Высовывать язык во время упражнения и двигать нижней челюстью нельзя.
«Грибок » учит поднимать язычок вверх, растягивая одновременно подъязычную уздечку. Необходимо улыбнуться с приоткрытым ртом, показав зубки. Затем язычок всей плоскостью плотно прижимают к небу, открывая при этом рот. Каждый раз необходимо стараться открыть рот шире.
Артикуляционная гимнастика для звука ш помогает избавиться от «свистящего» и невнятного произношения. Используют специальные упражнения, помогающие отработать все шипящие звуки.
Выполняя «Трубочку », нужно открыто улыбнуться, сомкнув верхние зубки и нижние. Удерживать улыбку желательно в течение 3-5 секунд. Затем губы, сложенные трубкой, вытягивают вперед и удерживают позицию 3-5 секунды. Зубы размыкаться не должны.
«Футбол » позволяет развить умение выдувать в нужном направлении воздушную струю. Складывают губы трубочкой и выдувают воздух, стараясь шарик из ваты загнать в определенное место при помощи одного выдоха. Нельзя надувать щеки.
Использование артикуляционной гимнастики для звука с позволяет научить малыша произношению всех свистящих звуков.
«Лепешка », упражнение, при помощи которого можно удерживать язык в широком и одновременно расслабленном положении. Рот нужно слегка приоткрыть, на нижнюю губу положив язык. Далее, язык пошлепывают губами примерно 5-10 секунд. Нужно следить, чтобы края языка соприкасались с уголками рта.
Хотя наиболее распространенной ошибкой речи считается неправильное произношение звуков «р », «ш», и «с», некоторые дети испытывают трудности со звуком «л ». С помощью артикуляционной гимнастики для звука л можно быстро справиться с проблемой.