Как ребенка научить хорошо играть в футбол. Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу

Какой спорт помогает одновременно развивать ловкость, координацию движений и стратегическое мышление? Футбол! Во время простых игр с мячом, заниматься которыми можно прямо во дворе, ребенок научится давать пас, жонглировать мячом, метко отправлять мяч в ворота, а вместе с этим — мыслить и действовать «спортивно»!

Ваш сын любит гонять мяч по коридору? А вы, в свою очередь, стремитесь помочь ему вырасти здоровым, целеустремленным и успешным? Значит, пришло время перейти на новый уровень владения мячом и освоить детский футбол.
Давайте вместе разберемся, как научить ребенка играть в футбол, с чего стоит начать его путь в этом спорте, и какие упражнения помогут освоить игру?

Этап первый: учимся владеть мячом

К радости детей и их родителей, этот спорт начинается с веселых игр и простых упражнений на детской площадке. Играя с друзьями, ваш сорванец научится оценивать расстояние и силу удара и освоит первые футбольные упражнения.
Поддержите малыша в его начинаниях — покажите, как управляться с мячом и предложите несколько вариантом упражнений.

Футбольные упражнения для игры друзьями и родителями

Прокати мяч в «ворота». Расставьте две кегли и предложите детям по прямой пасовать друг другу мяч между кеглями.

Мяч под шнуром. Поперек игровой площадки на высоте 50 см от земли натягивается шнур, а на расстоянии 3 — 6 м по обе стороны шнура проводятся линии. Игроки должны по очереди ударом ноги посылать мяч так, чтобы он прокатился под планкой и не выкатился за пределы противоположной линии

Перебеги на другую сторону площадки. В этом упражнении ребенок ведет мяч бегом на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой. Важно, чтобы мяч не откатывался далеко.

Пробеги змейкой. Дети проводят мяч бегом, огибая расставленные по одной линии кегли.

Удачный пас. Предложите детям встать напротив и пасовать мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом ноги. Начинать можно с игры в паре, а вскоре пригласить больше игроков, встать в круг и передавать мяч и стоящему напротив, и соседу по кругу.

Сыграем: футбол с простыми правилами

За время первых тренировок во дворе у вас сформировалась команда юных любителей футбола? Предложите детям сыграть в футбол, применяя самые простые правила.

Где играть и сколько по времени играть? Вам подойдет любая ровная площадка размером не более 30 — 40 метров в длину и 15 — 30 метров в ширину. Поперек площадки проведите линию, а края площадки обозначьте шестью флажками (четыре из которых угловые, а два — средние). На торцевых сторонах площадки обозначьте ворота размером по 3 — 4 метра. Игра состоит из двух таймов по 15 минут. Между таймами у игроков есть пятиминутный перерыв.

Состав команд. В каждую из команд входят 4 — 5 игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.
Процесс игры. Капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, а другая — выбрать ворота. В момент розыгрыша первого мяча игроки начинающей команды находятся на своей половине поля, а игроки второй команды — на расстоянии трех метров от мяча. Капитан ударом посылает мяч к чужим воротам.

Игроки, получившие мяч, стараются подвести его ближе к воротам и забить гол. Задача игроков второй команды — не подпустить противника к своим воротам. Ворота защищают вратари, которым разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать, останавливать и забивать мячом только ногами.

Судейство. За порядком на поле и счетом следит судья. Игрокам нельзя подставлять подножки и отталкивать друг друга во время борьбы за мяч. Если игрок нарушает правила, судья делает ему замечание, поясняя всем игрокам, в чем состоит нарушение, а мяч передает противоположной команде.

Упражняйтесь, тренируйтесь, осваивайте правила игры. И обязательно делайте это регулярно, чтобы приобретенные игровые навыки оттачивались и не забывались, а ребенок испытывал радость достижения успеха!

Малыш едва научился ходить, но уже пытается бить ножкой по мячу: помогите ему освоить такой популярный и богатый разнообразными движениями вид спорта, как футбол. Эта игра поможет развить координацию движений малыша, а результаты всегда будут радовать его: ведь как приятно, когда мама с папой кричат во весь голос «ГОЛ!» и радуются твоим успехам.

Зачем учить ребенка играть в футбол?

Футбол считается одним из самых комплексных видов спорта. Комплексность его заключается в том, что в процессе игры задействованы все виды мышц, кроме того, в процессе активной игры много работают легкие, и, следовательно, развивается дыхательная система, увеличивается уровень общей выдержки дыхательной системы и всего организма.

Кроме того, если рассматривать футбол - как будущую карьеру для ребенка, то плюсом в футболе является еще и то, что, для того, чтобы добиться высоких результатов, вовсе не обязательно иметь высокий рост. Такая, банальная на первый взгляд, причина является препятствием к достижению высоких результатов в других видах спорта, к примеру, в баскетболе или волейболе. Именно, поэтому, если в семье родился мальчик, самым лучшим функциональным вариантом будет отдать его в футбол.

Тогда начинать занятия следует с самого раннего возраста.

Мотивация

Сначала вместе посмотрите телевизор: ребенок должен узнать, чему он будет учиться, услышать, как радостно кричат болельщики во время забитого гола, как скандируют трибуны. Все это повысит мотивацию ребенка к занятиям.

Тренируйтесь

Так футболом можно начать развивать малыша уже с возраста полтора года. Для таких совсем маленьких деток надо ставить лишь задачи ознакомления с мячом. Далее это уже может быть удар по мячу. Более того, учить ударять по мячу можно как с места, так и с разбега, это когда малыш уже немного подрастет и освоится с мячом. Далее можно научить малыша бить мяч с лета. Еще важным, особенно для развития плечевого сустава, будет упражнение вратарского выбрасывания мяча. Далее можно научить малыша выбиванию мяча из рук и из ног. Чуть позже, когда малыш уже окончательно освоится с мячом, можно научить его вести мяч ногой, вначале одной, затем двумя ногами по очереди. Для начала, пока малыш еще мал ростом, можно играть маленьким мячом, постепенно увеличивая размер мяча в соответствии с ростом самого ребенка. Кроме того, надо в игре использовать маленькие воротики.

Для отработки ударов вполне подойдет стеночка, так как удары еще не на столько сильны, и мяч не будет опасно отскакивать от стеночки. Кроме того, для развития меткости можно выполнять упражнение по попаданию в цели. Например, в какую-нибудь коробку или баночку. Для развития силы удара можно использовать мячи не только разных размеров, но и мячи, разные по весу.

В любой спортивной игре очень важно умение правильно падать: учите ребенка падать назад (во время тренировок обязательно подстелите мягкий мат или толстое одеяло!), вбок и вперед так, чтобы не нанести себе травму. Пусть в падении ребенок пытается задеть мяч ногой, как заправский игрок.

В этом нежном возрасте ребенку гораздо полезнее учиться играть дома с родителями или другими взрослыми. Сверстники на площадке, скорее всего, еще не освоили данный вид спорта, а ребятам постарше будет неинтересно играть с таким неопытным игроком.

Играя дома, можно забивать маленький мячик в маленькие воротики. Пусть малыш сначала атакует, а потом защищает ворота. Объясните ребенку, что такое штрафной удар. Практикуйте удары ногой в стеночку. Удары головой, отбивание грудью, удары пяткой - все это - непростые элементы, но над ними можно и нужно работать. Попадание мячом в цель, перекидывание мяча от одного к другому (постепенно увеличивайте расстояние, с которого бросаете мяч), - играйте во все игры, которые придут Вам в голову, чтобы ребенок полностью освоился с мячом.

Постепенно отрабатывайте все элементы, а спустя пару-тройку лет малыш с успехом пустит их в ход. Можно играть мячиками разных размеров и разного веса, но старайтесь большую часть тренировки проводить мячом, висящим на веревке, прикрепленной к палке: это значительно сокращает все подготовительные операции.

Поверьте, домашний футбол может доставить всей семье огромное удовольствие! Это прекрасная разрядка как для детей, так и для взрослых. Кроме физического развития и получения навыков игры, ребенок и родители получат большое истинное удовольствие от игры и от общения друг с другом.

Ни один человек не рождается с врожденными навыками игры в футбол. Для того чтобы развить свои сильные и укрепить слабые стороны, требуются годы тренировок. Например, игрок может быть очень быстрым, но не слишком сильным, или он может хорошо подавать угловые, но плохо играть в пас. Тем не менее с практикой необходимые навыки постепенно развиваются. Если вы будете ежедневно выполнять ряд полезных упражнений, то, в конце концов, станете очень неплохим игроком в футбол.

Шаги

Часть 1

Навыки обработки мяча

Тренируйтесь принимать мяч. Найдите для тренировки большую стену в уединенном месте. Это должна быть кирпичная или бетонная стена. Пните мяч, чтобы он врезался в стену примерно в 90 см над землей. На отскоке мяча поднимите ногу в воздух. Сделайте так, чтобы после соприкосновения с ногой мяч упал на землю. Повторяйте это упражнение снова и снова по 10 минут в день.

  • Важно не пинать мяч, который вы принимаете. Необходимо лишь поднять ногу на тот уровень, где должна пройти траектория его полета. Позвольте мячу самому прилететь к вашей ноге.
  • Сбив мяч на землю, поставьте на него сверху ногу, чтобы он не укатился.
  • Начинайте упражняться близко от стены. С ростом уверенности в собственных силах постепенно отступайте дальше. Завершайте работу над упражнением, когда окажетесь уже в метрах девяти от стены.
  • Научитесь набивать мяч ногами. Даже у лучших игроков в футбол уходят годы на то, чтобы научиться мастерски чеканить мяч. Однако, это хорошее упражнение для того, чтобы начать уверенно обращаться с мячом и отработать координацию зрительных образов и телодвижений. Подхватите мяч снизу стопой ноги, чтобы он не падал. Приподнимите ногу в воздух и подкиньте мяч вверх. Пните падающий мяч снизу другой ногой, чтобы снова запустить его в воздух.

    • Бить по мячу следует центральной зоной подъема стопы. В ином случае мяч может прилететь вам в лицо или улететь в противоположном направлении. Цель состоит в том, чтобы постоянно удерживать мяч рядом с собой на расстоянии около 30 см от собственного тела.
    • Чтобы мяч не отлетал далеко, сгибайте ударную ногу в колене, когда бьете по нему. Если вы будете бить по мячу прямой ногой, то он отлетит далеко от вас.
    • Выполняйте данное упражнение минимум по 10 минут в день. Вполне нормально, если сначала вы будете отбивать мяч лишь один-два раза. Продолжайте работать и ваши навыки разовьются. Старайтесь дойти, по крайней мере, до десяти ударов по мячу, прежде чем заканчивать данное упражнение.
  • Займитесь дриблингом. Найдите ровное открытое поле или площадку у себя во дворе. Постарайтесь обвести мяч по всему периметру поля, слегка пиная его. Перед тем как толкнуть мяч ногой, вы должны поставить ее на подушечку стопы (а не на пятку). После каждого толчка мяч должен отлетать от ноги лишь на 30–60 см. Занимайтесь данным упражнением в течение 10 минут или до тех пор, пока не обойдете с мячом вокруг поля несколько раз.

    • Несмотря на то, что футболисты умеют бить по мячу обеими ногами, обычно у них бывает лишь одна основная ударная нога. Чаще всего это ведущая нога, то есть нога, которая соответствует преобладающей руке (правши пользуются правой ногой и так далее). Данное упражнение поможет вам понять, какую из ваших ног следует считать основной ударной ногой.
    • Неведущая нога в большинстве случаев используется для опоры и балансировки тела. Во время дриблинга важно, чтобы неведущая нога оставалась относительно близко к телу, иначе можно запустить мяч заметно дальше вперед, чем требуется.
    • Научившись выполнять дриблинг более уверенно, попробуйте оторвать глаза от мяча, чтобы смотреть вперед. Во время дриблинга взгляд будет стремиться к мячу, но в процессе игры необходимо смотреть прямо и вокруг себя. Нет ничего страшного, если на начальном этапе вы будете случайно поглядывать на мяч при дриблинге, постепенно вы научитесь не смотреть на него.
  • Научитесь менять траекторию мяча. Одним дриблингом с левой или с правой ноги нельзя резко поменять траекторию движения мяча, так как для этого необходимо работать не только носком ноги. Здесь вам придет на помощь боковая часть стопы. Сначала следует обработать мяч дриблингом и пройти с ним около 2,5 м. Нарастив скорость, выдвиньтесь чуть дальше мяча и обопритесь на ведущую ногу. Катящийся следом мяч должен удариться об нее и срикошетить в нужном вам направлении.

    • Направление поворота мяча зависит от того, как вы поставите ногу. Например, если для вас ведущей является правая нога, мяч должен удариться о внутреннюю сторону стопы (щечку), чтобы повернуть налево, или о внешнюю сторону стопы (шведку), чтобы свернуть направо. Если ударной ногой является левая нога, то шведкой вы будете направлять мяч влево, а щечкой - вправо.
    • Если вы хотите лишь слегка изменить траекторию мяча, просто поставьте ударную ногу на землю и не шевелите ею. Но если вам необходимо существенно поменять направление движения мяча, махните ногой по направлению к мячу, чтобы задать ему дополнительный импульс в том направлении, куда он должен повернуть.
  • Тренируйтесь обводить мяч вокруг препятствий. Приготовьте набор конусов и выставите их в ряд на расстоянии около 90 см друг от друга. С помощью дриблинга начните обводить мяч вокруг них. Если конус расположен слева от вас, а ведущая нога у вас правая, осторожно толкните мяч щечкой правой ноги. Толчок должен быть достаточно внушительными, чтобы мяч оказался слева от следующего конуса. Если препятствие находится справа от вас, а ваша ударная нога правая, толкните мяч шведкой ноги. Постарайтесь сделать так, чтобы после толчка мяч оказался справа от очередного конуса.

    • Для левшей инструкции аналогичны за тем лишь исключением, что им следует пользоваться противоположными сторонами стопы. Например, если препятствие находится слева, толкните мяч шведкой левой ноги. Если препятствие расположено справа, толкните мяч щечкой левой ноги.
    • После того как пройдете всю линию конусов, можно будет поменять их положение. Попробуйте расставить их зигзагами или в случайном порядке по полю.

    Часть 2

    Расширение набора необходимых навыков

    Пасуйте мяч товарищам по команде. Существует два основных вида пасов в футболе: верхний и нижний. Нижний пас используется чаще всего и выполняется на более короткие расстояния. Ваш напарник должен располагаться примерно в 6 м от вас лицом к вам. Качественный нижний пас отдают щечкой или шведкой ведущей ноги, но не носком.

    • Поставьте неведущую ногу сантиметрах в тридцати от мяча. Сделайте замах средней силы основной ногой в направлении назад. Махните ногой по направлению к мячу, чтобы ударить по нему щечкой основной ноги.
    • Ваша цель - передать мяч товарищу по команде так, чтобы он не начал прыгать. Мяч должен прокатиться по земле до вашего товарища.
    • Отрабатывайте пасы назад и вперед. Занимайтесь этим по 10–15 минут ежедневно. Следите за тем, чтобы направлять мяч строго товарищу по команде, так как во время игры необходима точность. Постепенно можно увеличивать расстояние, с которого вы подаете пас (от 6 м вплоть до 12 м).
  • Научитесь отдавать более дальние пасы. Как уже упоминалось, еще одним видом пасов являются верхние пасы. Они необходимы тогда, когда принимающий мяч товарищ по команде находится от вас на расстоянии 15 м или более. Чтобы передать пас верхом, необходимо ударить по мячу подъемом стопы. Поставьте товарища по команде минимум в 15 м от себя лицом к вам. Отойдите назад на некоторое расстояние от мяча, чтобы разбежаться и придать мячу более сильный импульс для выполнения паса.

    • Подбежав к мячу, поставьте рядом с ним неведущую ногу, как и в случае нижнего паса. Замахнитесь ведущей ногой в полную силу.
    • Проследите за тем, чтобы удар ногой по мячу был произведен подъемом стопы непосредственно за пальцами. Так вы зададите мячу максимальный угол полета и придадите необходимую силу импульса, который требуется, чтобы оторвать мяч от земли и запустить его далеко вперед.
    • Продолжайте работать над силой верхнего паса. Вам не всегда будет требоваться полная мощь удара, чтобы пас оказался точным. Постарайтесь быть настолько точным, насколько это возможно. Продолжайте отрабатывать пасы верхом вместе с товарищем минимум по 10 минут в день.
  • Научитесь уводить мяч от защитника. Во время матча к вам может приблизиться защитник команды соперника, чтобы оказать прессинг и отнять мяч. Для подготовки к подобным ситуациям привлеките товарища, чтобы позаниматься с ним в паре. Начните с обычного дриблинга в открытом поле. Товарищ должен приблизиться к вам и начать сопровождать ваш бег. Цель товарища состоит в том, чтобы отобрать у вас мяч, а ваша цель - сохранить мяч любой ценой.

    • Чтобы научиться делать это наилучшим образом, следует правильно располагать свое тело. Если защитник подходит слева, смещайте корпус в эту же сторону, чтобы заблокировать соперника.
    • Также можно пользоваться локтями, чтобы слегка оттолкнуть соперника со своего пути. Однако, не следует проявлять чрезмерную агрессию, иначе вам могут показать желтую карточку.
    • Отработайте вышеупомянутым образом расстояние около 6–9 м. Потом можно поменяться с товарищем ролями, чтобы прочувствовать игру как в защите, так и в нападении.
  • Научитесь подавать угловые. Когда мяч выходит за пределы поля через линию ворот от ноги игрока обороняющейся команды, назначается угловой удар, который выполняет атакующая команда. Цель углового удара заключается в том, чтобы направить мяч к воротам противника. Мяч ставят в углу поля, который расположен ближе всего к тому месту, где он вышел за его пределы. Если вы просто тренируетесь, можно использовать любой угол. Отступите от мяча минимум на три шага, чтобы у вас была возможность разбежаться.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Набрав скорость, поставьте левую ногу слева от мяча (для правшей) и в полную силу замахнитесь правой ногой.
    • Когда будете бить по мячу, делайте это верхней частью щечки правой стопы. Так вы увеличите дугу, по которой мяч полетит к воротам.
    • Повторяйте угловые удары снова и снова, пока не определите необходимую силу, чтобы мяч отлетал на нужное расстояние. Поставьте у ворот товарища, чтобы он попытался забить гол, скинув мяч головой, или просто принял его и ударом ноги забил в ворота.
  • Отработайте удары по воротам. Несмотря на то, что не существует реальной замены для настоящей борьбы между соперниками у ворот, чтобы отработать навыки забивать голы, есть ряд полезных упражнений для самостоятельных занятий и для работы в паре с товарищем. Встаньте в 11 м от ворот (на расстоянии для пенальти). Для удара по воротам используйте технику паса верхом, но только не пасуйте вратарю. Отойдите от мяча назад, чтобы набрать скорость и мощь для удара.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Поставьте неосновную ногу сбоку от мяча. С полной силой размахнитесь назад основной ногой. В момент удара по мячу на обратном движении ноги вы должны коснуться его подъемом стопы непосредственно за пальцами.
    • Постарайтесь выбрать конкретную зону ворот, куда хотите ударить мячом. Попробуйте последовательно забить мяч три раза в эту точку, прежде чем переходить к ударам по другой зоне ворот. Чтобы сделать ситуацию более реалистичной, поставьте товарища в ворота выполнять роль голкипера.
    • Располагайте мяч на различных участках поля. Варьируйте силу удара по мячу в зависимости от того, на каком расстоянии от ворот вы находитесь.

    Часть 3

    Совершенствование игровых навыков
    1. Отработайте удары головой. Удары головой обычно используют тогда, когда необходимо принять угловой. Чтобы отработать удар головой, поставьте товарища примерно в 3 м от себя и попросите его броском снизу подавать мяч по дуге вам в голову. Начните с удара головой стоя. Ваши ноги не должны отрываться от земли. Немного подайтесь вперед, когда мяч приблизится к вам. А когда мяч будет совсем близко, махните головой назад и вперед.

      • Ударьте по мячу строго лбом. Это следует сделать тогда, когда голова будет находиться в одной плоскости с телом. Другими словами, не бейте мяч головой, если она слишком сильно отклонена назад или вперед. Удар следует наносить тогда, когда голова находится в нормальном прямом положении.
      • Чтобы выполнить удар головой в прыжке, необходимо сделать то же самое, за одним исключением - сначала следует подпрыгнуть. В момент прыжка отклоните тело назад. Выведите голову чуть вперед, чтобы принять на нее мяч. Ударьте мяч лбом, когда голова будет находиться в нормальном положении по отношению к телу, а вы сами окажетесь в наивысшей точке прыжка.
      • Выполняйте удары головой стоя и в прыжке по 10 минут. Очень важно не переусердствовать с ударами головой, чтобы со временем не заработать сотрясение мозга.
    2. Прибегайте к финту плечом в ходе матча. Вероятно, это самое простое в исполнении движение, но при этом потрясающе действенное. Ведите мяч дриблингом примерно на 3–6 метров вперед. Приблизившись к защитнику соперника, склоните плечи влево, как будто бы собираетесь двигаться в этом направлении. Затем поверните траекторию мяча на 45 градусов вправо шведкой правой ноги.

      • Вместо того чтобы бить носком по мячу, ударьте по нему щечкой основной ноги в сторону за ногу, на которой стоите (за неведущую ногу).
      • Повернитесь по часовой или против часовой стрелки (в зависимости от того, какая нога у вас ударная). Визуально найдите мяч и продолжайте дриблинг уже в другом направлении.
      • Для практики привлеките друга, чтобы он попытался сыграть роль защитника команды соперника. Держите финт в тайне и посмотрите, получится ли у вас обмануть товарища. Запомните, что данный финт работает только в том случае, когда защитник находится перед вами, иначе мяч попадет прямо в распоряжение соперника, если тот находится сзади.
    3. Освойте финт “ножницы”. По аналогии с разворотом Кройфа, данный финт должен заставать противника врасплох. Чтобы отработать финт, ведите мяч вперед примерно на 6–9 м, набирая скорость и силу. Поставьте левую ногу слева от мяча на расстоянии около 30 см. Размахнитесь правой ногой, как будто бы собираетесь ударить по мячу. Возвращая правую ногу обратно, обведите ее по часовой стрелке вокруг мяча, не дотрагиваясь до него.

      • Завершив дугу, поставьте правую ногу справа от мяча. Поднимите левую ногу и пните мяч влево.
      • Чтобы соперник решил, что вы направляетесь вправо, делайте обманное движение правой ногой и бейте левой. Чтобы соперник решил, что вы двигаетесь влево, делайте обманное движение левой ногой и бейте правой.
      • Также можно прибегать к финту “двойные ножницы”. В таком случае сначала обманное движение делают правой ногой, а потом левой. После пары обманных движений вокруг мяча левую ногу ставят на землю и бьют по мячу вправо правой ногой.
    4. Применяйте во время матча финт Зико. Это движение позволяет одурачить защитника соперника и эффективно его обойти. Ведите мяч дриблингом вперед на 3-6 м, чтобы набрать скорость. Поставьте правую ногу справа от мяча на расстоянии около 30 см от него. Затем поднимите левую ногу и слегка толкните мяч с правого бока внешним краем левой стопы (обе ноги теперь будут справа от мяча).

      • Продолжайте контролировать мяч левой ногой, одновременно поворачивая тело против часовой стрелки вместе с правой ногой.
      • Выполнив разворот на 360 градусов и, все еще контролируя мяч левой ногой, продолжайте дриблинг. Оппонент будет сбит с толку и обманут тем, что вы направились совсем в другую сторону.
      • Данный финт можно выполнять в зеркальном отражении. Просто поставьте радом с мячом левую ногу, а контролируйте его правой ногой. Проверните тело и левую ногу по часовой стрелке на 360 градусов. Затем продолжайте дриблинг.
    • Бегайте на подушечках стопы, чтобы увеличить скорость бега.
    • Практикуйтесь вместе с друзьями, а также устраивайте с ними небольшие футбольные матчи.
    • Перед тренировками и играми обязательно следует проводить растяжку.
    • Если перед вами окажется слишком много игроков команды противника, отдайте пас назад своим товарищам по команде.
    • Будьте командным игроком и отдавайте мяч другому игроку вашей команды, если тот находится в лучшей позиции для того, чтобы забить гол.
    • Перед игрой съешьте банан, чтобы у вас не возникло судорог во время игры. Размеренно распределяйте нагрузку в ходе игры, чтобы не спровоцировать судороги и не сбить дыхание.

    Предупреждения

    • Выполняя удары головой, подставляйте под мяч свой лоб, а не макушку. Регулярные удары головой в течение продолжительного промежутка времени приводят к микросотрясениям и нарушают химические процессы мозга.
    • Всегда следите за водным балансом, если не хотите внезапно потерять сознание. В экстренных случаях незамедлительно вызывайте скорую помощь.
    • Следите за окружающей обстановкой, чтобы случайно не нанести удар мячом по другому игроку.
  • Итак, тема первой статьи: «Детский и подростковый футбол, методы тренировок, ошибки и находки».

    Раскрыв эту тему, я планирую представиться и показать вам свое видение футбола.

    Я начал заниматься футболом с пяти лет, ходил с отцом на стадион и пинал мяч в ворота. Но бить по воротам мне надоело очень быстро, всегда нравилось просто пасоваться. Таким образом я предопределил свою футбольную судьбу: всю свою жизнь я играл в полузащите. В семь лет меня привели в районную футбольную секцию, где ребят заставляли играть в гандбол, баскетбол, бегать кроссы и отжиматься по несколько сотен раз за тренировку. Многие были против таких тренировок, к тренеру приходили ругаться родители других ребят, «за что мы платим деньги?» - вопрос звучал постоянно. Я помню довольно мало из того времени, самое яркое воспоминание - это день, когда меня перевели в группу постарше, и я начал убирать мячи после каждой тренировки, а так же «вечным зайцем», когда тренер ставил ребят в квадраты. Я бегал в квадратах с начала и до конца тренировки, а на сторонах стоял исключительно по праздникам, и то до первого паса, который мне адресовали довольно сильно. Или слишком сильно, как кому нравится.Через год все пришло к тому, что я стал играть наравне с ребятами постарше (мне было 9, им 10-11), и в начале сезона получил свою первую полноценную футболку команды с номером 21. Этот номер так и остался у меня до конца футбольной карьеры. На поле на турнирах я в то время выходил крайне редко, а т.к. тренер любил затыкать мной дыры, я поиграл везде: в защите, на краях, в центре, в нападении, и даже на воротах.Сразу скажу, что полученный тогда опыт неоценим. И все трудности, через которые мне пришлось пройти во многом повлияли на довольно успешные футбольные годы. Советую читателям сделать выводы из этой истории:) Но были и моменты, которые, как я убежден, мне навредили... С этой темы и начнем.

    Какие ошибки, по вашему мнению, допускают в российском детском футболе?- Боюсь начать говорить словами министра спорта, но ошибок много, и они образуют собой довольно органичный комплекс проблем. Причем проблем таких, что не получится убрать какую-то одну, надо решать все сразу, в комплексе.

    Детский спорт в России построен не на желании принести пользу детям, а на желании сохранить детский спорт. Тренеры и руководители получают вполне конкретную установку: «Мы продлим вам финансирование, если выиграете турнир». Поэтому работа с детьми в России ведется с уклоном на победы на турнирах. Я думаю, вы замечали, что наши дети лет до 15 выигрывают довольно много соревнований, в том числе заграницей, но вдруг происходит что-то, какой-то перелом, в 16-17-18 лет, и мир словно переворачивается. Еще год назад эти ребята обыграли в финале их «Аякс» 5:0, а вот сегодня, спустя год, уже «Аякс», с тем же составом возит наших ребят по полю.Все дело в том, что наши дети получают воспитание, немного отличающееся от взрослого. Тренеры уже с первых лет обучения настраивают детей исключительно на победы, учат играть жестко, наверняка, прививая игру, рассчитанную исключительно на результат.

    Очень мало времени уделяется внутреннему миру ребенка, его фантазии, его желаниях в игре. Когда я был на сборах заграницей (в частности, в Голландии), я увидел совершенно другой подход к делу. Там детям зачастую просто бросали мячи и группа тренеров наблюдала за их действиями. Затем, на основании наблюдений каждому ребенку составлялась программа, немного отличная от других ребят. У каждого ребенка там было свое досье с описанием сильных и слабых сторон, ментальными предпочтениями на поле, с оценкой характера и заключения психолога.

    Самой главной задачей в детском футболе должна быть задача становления личности у ребенка. Он должен стать особенным, самим собой. Он должен иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Он должен уметь фантазировать, придумывать и размышлять. На турнирах должна стоять цель победить, но выводы должны делаться в первую очередь на основании показанной игры, а не на основании результата. Игра придет, и все научатся играть в команде и идеально взаимодействовать друг с другом, а пока детям нет и 14 лет, нельзя заставлять их показывать результат в ущерб собственной психике и самоощущению.

    Понимаю, на меня могут накинуться многие специалисты, начать прославлять российский футбол и т.д., но в России и в СССР никогда не было ни одного суперклуба, типа «Манчестер Юнайтед», «Реала», «Барселоны», «Ювентуса», «Милана» и т.д. Никогда не было. Были отдельные годы, была серия лет, но чтобы на протяжении нескольких десятилетий - никогда, и уж тем более мы не обладаем кадрами, способными играть в любом чемпионате и в любом клубе. Посмотрите на европейские команды: все их игроки могут играть где угодно, в любом чемпионате, в любом стиле. Из России же если и уезжает, то только самые лучшие, да и то ненадолго, и не закрепляясь зарубежом.

    Я убежден, что система подготовки футболстов в России кошмарна и ужасна. Ее нужно менять на корню, нужно расставлять другие приоритеты и воспитывать детей совершенно иначе, а не портить их, загоняя в рамки и шаблоны.

    Почему в «Барселону» не влились Чигринский, Глеб? Почему в другие клубы не влились наши игроки?

    Слабая школа, слабая детская база. Это сразу видно, даже если человек играет неплохо. В сильных клубах не любят игроков со слабой базой. Поэтому, кстати, очень многие приезжие африканцы не могут заиграть в сильных чемпионатах. Для многих из них даже чемпионат России - очень высокая планка, куда они со своей базой просто не подходят.Человек может хорошо играть матчи, но если он то и дело бежит не туда, если он предпочитает нестись 40 метров вместо того, чтобы просто сделать один шаг, он не подходит команде. Но он ни в коем случае не виноват - просто в детстве не научили. Впроче, я считаю, что футболиста можно переучить вплоть до завершения карьеры, если он сам готов открыться для новых знаний и перестроиться. Если же футболист уверен, что он все делает правильно, т.к. его так учили дома на протяжении десяти лет, то помочь практически нельзя.

    Важно ли думать на поле?

    Однажды тренер спросил у меня «Что главное в футболе?». Я ответил «Мысль и пас», на что он сказал «Главное – гол» и погнал меня в пятикилометровый кросс. Кросс не научил меня ничему, и я все еще думаю, что в футболе главное думать. Футбол можно сравнить с шахматами, только возможных комбинаций гораздо больше. Как говорил Грецки «Я просто бегу не туда, где была шайба, а туда, где она будет». Надо просчитывать все заранее, держать в уме возможности для маневров, думать, что будет если пас пройдет, и что будет, если не пройдет. Необходимо понимать своих партнеров, знать их досконально. Их характер, привычки, манеру, психологию...Футбол - игра мысли.

    Что такое психологический перелом в детском/юношеском футболе?- Этот термин я ввел сам, т.к. сам пережил этот перелом. Это переход от детского мышления ко взрослому, и я не знаю, связан ли он с взрослением человека как такового, или же связан в том числе и с футболом. Он случился, когда мне было 12-13 лет. Я за очень короткий период времени, буквально за месяц, понял гораздо больше, чем за все предыдущие годы. Я понял, чего хочет тренер, понял, куда бежать и что делать. Понял, почему лучше отдать пас на три метра, чем на сорок, и что по воротам можно ударить тихо и в уголок, а не лупить со всей силы:) В тот год я превратился из запасного в основного игрока команды, а затем, в том числе и благодаря характеру, в капитана. После 13 лет я никогда и никому не отдавал капитанскую повязку вплоть до завершения карьеры. Это скорее пафосная строка, т.к. я никогда не понимал, в чем состоит сакральный смысл быть капитаном, да и сказать по правде, в моих командах всегда были люди, которые были капитанами «вне поля», но тренеры доверяли повязку именно мне, и я был не против.Так вот, психологический перелом - это и есть мысль в футболе. Тот момент, когда в игру приходит мысль, и она выходит на первый план перед физикой и техникой.

    Как часто футболисты дерутся между собой?

    И взрослые, и дети дерутся постоянно. Надо понимать, что футболисты - это люди, которые с 16 лет и до конца карьеры находятся в состоянии, очень напоминающим службу в армии. База, мужики вокруг, спорт, занятия, еда по расписанию - это все непросто выдерживать даже год, а выдерживать это на протяжении двадцати лет каково? И детям конечно же не легче, хоть они и не сидят на сборах, но они все же дети:) Разумеется, футболисту в чем-то легче, чем солдату, но условия схожи. Драки и конфликты бывают часто. В любом коллективе всегда есть умник, задира, тупой, ботан, и все такое - это статистика:) И футболисты не исключение. Тем более, знающие тренеры специально берут в команду одного-двух парней с горячими головами - всех в тонусе держать:) Ну а если они еще и играют хорошо, так это просто супер.Но надо понимать, что разборки это просто жизнь. Они не объединяют и не разобщают. Локально кто-то может подраться и потом подружиться на долгие годы, но в основной массе они не несут ровным счетом ничего. Да и куда лучше подраться честно, чем исподтишка дать под колено и вывести человека из строя на год. А такое бывает куда чаще, чем просто драка.Реакция тренера должна быть соответствующей - дерущихся надо наказывать. Это воспитание, это правила. Драку нельзя поощрять, даже если она полностью оправдана. Драка - удел животных, а у человека есть рот. Надо разговаривать.

    Представьте, что вас назначили тренером детской команды, что вы будете делать?

    Сначала я постараюсь получить гарантии на то, что от моих ребят не будут требовать непременных побед с угрозами закрыть школу, дадут достаточное финансирование и наймут специалистов, которых не принято нанимать в России в детские школы: психолога и воспитателя. Я убежден, что тренер должен совмещать в себе всех: тренер, психолог, воспитатель, доктор и в каком-то смысле «отец», но помимо тренера должны быть и узкоспециализированные специалисты.Затем я пойму, кто ко мне пришел, какому ребенку что нужно дать, и пойдет обычная работа. Моей целью будет вырастить ребят, способных мыслить, творить, думать, быть лидерами и играть везде, по любой схеме и тактике у любого тренера.

    Стоит ли отдавать ребенка в футбол?

    Да, стоит. Но если не будет получаться (такое бывает), и если ему не будет нравиться, то лет в 14 можно начать уже «забирать» потихоньку из профессионалов во двор. Пусть другим занимается.

    Как помочь ребенку стать звездой футбола?

    Знать о футболе больше, чем он. Говорить о футболе с ним. Ходить на его тренировки и игры. Увлекаться не меньше, чем он. В общем, жить футболом - но чуть больше, чем живет им он сам. Да, надо отдать всего себя этому увлечению.

    Страница с материалами Павла Ани на footcom.ru: http://www.footcom.ru/others.php?page=16

      При обучении игре в футбол активизируется двигательная активность детей, формируются личностные качества, воспитывается потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом.

      Классическую методику по обучению игре в футбол мы адаптировали для использования на занятиях и спортивных досугах с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с учётом требований образовательного стандарта.

      Для того чтобы эффективно проводить занятия по обучению игре в футбол, следует подготовить площадку с травяным покрытием размером 24 м х 18 м. Поперёк площадки отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м. Разметка делается мелом или песком. По углам площадки на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся флажки. В середине боковых линий ставятся ворота высотой 1,5 м и шириной 2 м. Размеры футбольной площадки можно варьировать в зависимости от имеющихся условий. При обучении детей элементам игры в футбол используется облегчённый мяч меньшего размера, чем для взрослых (лучше волейбольный и не полностью накачанный). Подойдёт также резиновый или пластмассовый мяч среднего диаметра (12-15 см). Если позволяют условия спортивного зала, то обучение можно проводить и в нём.

      В процессе обучения детей элементам техники игры в футбол следует соблюдать определённый порядок их освоения по принципу «от простого - к сложному».

      Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приёмам футбола представляет собой определённую систему взаимодействия педагога и ребёнка, в которой нами условно выделены три этапа.

      Задачи первого этапа:

      1. Создать у детей представление об игре в футбол.

      Для этого детям предлагается рассмотреть футбольный мяч, ворота, разметку. Можно рассказать им правила игры, попутно задавая вопросы об этом виде спорта. Выявив уровень представлений детей об игре, начинаем углублять их знания о футболе.

      2. Обучить удару ногой по мячу.

      Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. По способу выполнения для дошкольников более доступны удар внутренней стороной стопы, удар носком и удар пяткой. Выделяются две основные фазы движений, общие для всех способов ударов: предварительная (состоит из разбега и постановки опорной ноги) и рабочая (представлена ударным движением и проводкой).

      В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Техника выполнения удара носком ноги: выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара нога почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча. Направление полёта мяча в данном случае влево или вправо.

      Затем обучаем удару внутренней стороной стопы. Техника выполнения: опорная нога ставится на расстояние 10-15 см сбоку от мяча. Ударное движение начинается с одновременным сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом к направлению полёта мяча.

      Техника выполнения удара пяткой: опорная нога ставится на уровне мяча. Бьющая нога при замахе проносится над мячом вперёд и резким движением назад наносится в середину мяча.

      При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения:

      • имитация удара без мяча;
      • удар с места по неподвижному мячу;
      • удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;
      • удар с разбега по неподвижному мячу;
      • удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3-4 шага.
      • удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5-10 шагов;
      • удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4-6 шагов;
      • в парах, на расстоянии 5-6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра.

      Задачи второго этапа:

      1. Освоить технику остановки мяча ногой.

      Основные фазы выполнения остановки мяча ногой. Подготовительная фаза - исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу. Рабочая фаза - производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается. Завершающая фаза - центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника остановки мяча: игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.

      Подводящие упражнения:

      • остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочерёдно левой и правой ногой;
      • упражнения в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой. Постепенно следует увеличивать расстояние друг от друга;

      в парах, продвигаясь вперёд, выполнять удар партнёру, предварительно остановив мяч одним из приёмов;

      2. Сформировать умение вести мяч ногой.

      Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:

      • ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;
      • ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;
      • ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;
      • ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;
      • выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.

      Задача третьего этапа:

      Обучение двусторонней игре и элементам тактических действий. Игра проводится по упрощённым правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе. Команда состоит из 5-8 человек. Опыт показывает, что для дошкольников оптимальное время игры составляет 10 минут с перерывом 2-3 минуты. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъём, поэтому затягивать её не стоит. Перед началом игры проводится жеребьёвка, с помощью которой определяются сторона площадки и начальный удар.

      Мяч до начала удара ставится на землю в центре поля. Игроки команд располагаются за линией центрального круга. Игра начинается по сигналу судьи одним из капитанов команд. Он подбегает к мячу, выполняет удар по нему игроку своей команды. Все действия с мячом выполняются только ногами. Руками взять мяч может только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами на данном этапе обучения.

      Таким образом, обучение элементам игры в футбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.