Почему велосипед не падает, не вполне понятно, особенно на первый взгляд. Площадь его опоры очень мала, даже если весьма широкие и слабо накачаны. Поставленный вертикально, он долго не простоит. Обычно он падает на бок через 2 - 4 секунды, но если его удачно толкнуть вперед, падение случится через 10 - 15 секунд. Именно этим решительно отличается от и четырехколесного автомобиля. Даже если отбросить влияние велосипедиста на устойчивость, то во время езды велосипед гораздо устойчивей, чем во время остановки. Управляться он может также по-разному, и не только поворотом . Если вспомнить езду «без рук», то становится понятно, что факторов, обеспечивающих устойчивость велосипеда, несколько. Рассмотрим главные. Но прежде, еще одно короткое замечание: у велосипеда существуют две устойчивости и одна управляемость. Первая устойчивость — это вертикальная, вторая — продольная, или курсовая устойчивость, а управляемость — только продольная (курсовая). Само собой, чем лучше продольная устойчивость, тем хуже управляемость, и наоборот. Сложность заключается во взаимосвязи этих трех важных параметров. Один влияет на другой, другой на третий и рассказать, положим, о вертикальной устойчивости, не упоминая продольную, затруднительно. Но в любом случае, каждому практикующему велосипедисту важно сохранить равновесие, или баланс и катить в правильном направлении.
Равновесию на малой скорости или даже стоя на месте, как лихо демонстрируют некоторые умельцы, помогает геометрия вилки и рулевой колонки. Поворачивая руль, мы сдвигаем центральную линию велосипеда, проходящую через точки контакта с поверхностью переднего и заднего колес. Так мы подстраиваем ее под слегка сдвинувшийся в сторону центр тяжести велосипедиста и его верного двухколесного коня. Балансирование на месте всем хорошо известно и знакомо — это сюрпляс. Подробно о полезных свойствах вилок и их влиянии на устойчивость можно посмотреть чуть ниже.
Вид сверху показывает, как эту линию шин можно сдвинуть в сторону поворачиванием руля из стороны в сторону. Это очень важно для баланса на низкой скорости.
- Ось поворота на уровне земли
- Линия через пятна контакта шин
- Центральная линия
- Вылет
- Боковая сила из-за угла скольжения
- Наклон
- Пятно контакта шины с дорогой
- Отклонённое колесо
- 1/2 дюйма
- Ось рулевой колонки на уровне земли
- Передний вылет
- 7 - 10 грудусов
- Задний вылет
- 1/2 градуса
- Линия движения
Какую скорость считать малой, а какую — большой? Это нетривиальный вопрос. Но все-таки можно получить приблизительную оценку минимальной скорости устойчивого движения велосипеда. Помогает этому теория движения твердого диска (обруча, колеса) по плоскости без проскальзывания. Согласно ней, для обеспечения устойчивости такого диска, близкого к диаметру велосипедного колеса, достаточно скорости около 1 м/сек, или 3,6 км/час.
Скорость ниже минимальной — это уже искусство балансирования, или сюрпляс на треке. Система, составленная из велосипеда и велосипедиста, конечно, очень далека от простого катящегося диска или обруча, но данное значение показывает порядок величины минимальной скорости, необходимой, чтобы устойчиво держаться на велосипеде. И, как каждому хорошо известно, имеет приближенное согласие с повседневным опытом.
Но ведь велосипед — это вам не какой-нибудь «Харлей». Велосипедист весит гораздо больше, чем велосипед, на котором он сидит. Поэтому чтобы в некоторых ситуациях, например, на узкой колее, тропинке, лыжне можно перемещать центр тяжести как вправо, так и влево, меняя положение тела велосипедиста относительно велосипеда. Нужно, как бы отталкиваясь от него в сторону, противоположную первоначальному отклонению, сохранять равновесие, продолжая неуклонное движение вперед. При этом более высокий центр тяжести велосипедиста сильнее воздействует на общий баланс системы велосипедист - велосипед и дает больший контроль над положением и движением велосипеда. Еще один полезный способ движения корпусом при рулении рассмотрим ниже.
Представим себе обычный случай: велосипедист поворачивает со скоростью v по кругу с радиусом R. Для сохранения равновесия велосипедист должен наклониться на угол α от вертикали или, что тоже самое, на угол φ=90° - α от горизонтали, чтобы компенсировать центробежную силу (смотрите рисунок выше). Условия равенства сил приводят к известной еще со школы элементарной формуле ctg α=(v 2 /gR)=tgφ≤μ (1), где μ — максимально возможный в данный момент коэффициент сцепления шины с дорогой. Для реальной оценки его надо уменьшать на 20 - 25% по сравнению с многочисленными табличными значениями, g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/сек. Велосипедист поворачивает благодаря силам трения между дорогой и передним колесом. Если дорога скользкая или покрыта льдом, то контролируемый поворот становится затруднительным или невозможным. Вместо поворота может произойти переднего колеса, потеря равновесия и падение.
Пусть теперь велосипедист, спокойно катясь по прямой, ровной и гладкой дороге и любуясь проплывающим мимо пейзажем, случайно отклонился от вертикали на небольшой угол α l . Чтобы не упасть, велосипедист старается повернуть руль в сторону наклона велосипеда на угол β. Спрашивается, на какой угол надо повернуть руль, дабы не упасть? Для ответа достаточно посмотреть на рисунок выше и вспомнить любимую теорему синусов G=2R 2 sinβ (2), где G — расстояние между осями колес (база велосипеда), R 2 — радиус, по которому начинает двигаться велосипед после поворота переднего колеса. Он должен быть меньше, чем радиус, по которому спокойно и уверенно поворачивает велосипедист, отклонившись от вертикали на угол α l , согласно формуле (1). Иначе выправить равновесие не удастся. Теперь подставим формулу (2) в формулу (1). И получим: sin β=(gGtgαl/2v 2) (3). Эта очень простая формула может рассказать много полезного.
Первое. Велосипедисту, катящемуся со скоростью v и отклонившемуся от вертикали на угол α l , нужно повернуть руль на угол больший или равный углу β, который легко подсчитать по формуле (3).
Второе. Чем больше скорость велосипедиста, тем на меньший угол надо повернуть руль и для восстановления равновесия и для прохождения виража. Из этого следует, что велосипедом намного легче управлять на высокой скорости, чем на маленькой. И это хорошо известно всем, кто садился на велосипед.
Третье. Чем больше база велосипеда — G, тем на больший угол надо поворачивать руль, дабы восстановить равновесие или вписаться в поворот. И так же интуитивно ясно, что по узким, лесным извилистым дорожкам легче катить на велосипеде с малой базой.
Четвертое. Навык правильного поворота руля быстро становится автоматическим, подсознательным, и многие велосипедисты не подозревают, что даже при беззаботной езде по прямой им нужно постоянно поворачивать руль. Достаточно посмотреть на след, оставленный колесами велосипеда. Легко увидеть, что относительно прямая колея, оставленная задним колесом, всё время пересекается извилистым следом переднего. А это значит, что переднее колесо во время движения постоянно поворачивает из стороны в сторону, велосипед все время «въезжает» под регулярно падающего велосипедиста и, благодаря этому, сохраняет равновесие.
И, наконец, пятое. Если руль не поворачивается, если рулевая колонка, положим, по каким-то причинам заклинена, ездить практически нельзя (в современном понимании этого слова). Двухколесные самокаты начала XIX века, не имевшие рулевого управления, могли катить только по прямой.
И это приводит нас к любопытной аналогии между сохранением равновесия на велосипеде и удержанием швабры, бильярдного кия или авторучки («Паркер» с золотым пером, например) на раскрытой ладони. Действительно, как удержать кий? Сначала он стоит на ладони вертикально, а затем начинает отклоняться, и ладонь быстро перемещается в сторону наклона. Опора кия смещается, и он начинает наклоняться в другую сторону. Ладонь снова перемещается, и такое балансирование может длиться весьма долго.
То же самое делает и велосипедист. Но возникает естественный вопрос: чем проще балансировать — шваброй или авторучкой? Ответ не вполне очевиден, но, твердо освоив школьный курс на «хорошо», получить правильный результат несложно. Прежде всего, на что похожи стоящая швабра, авторучка и катящийся велосипед? Правильно! На перевернутый физический маятник. Вместо точки подвеса есть точка опоры. И такие перевернутые маятники всем хорошо знакомы — например, механический метроном, которым задают ритм при изучении музыки. Чем выше поднимают грузик на планке, тем больше период колебаний, и тем медленнее качается маятник метронома. А если грузик опустить вниз, к точке опоры, то период колебаний уменьшится, и маятник быстро-быстро зачастит.
С некоторыми оговорками и при малых отклонениях от вертикали его можно рассмотреть как математический маятник и написать крайне простую формулу для периода колебаний. T≈2π√l/g , где l — расстояние от точки опоры до центра масс (ЦМ). Время отклонения от вертикали на малый угол α1 равно: t=T/4≈(π/2)√l/g . Оно не зависит от массы швабры и «откормленности» велосипедиста. Прикинем: швабра имеет l=1м, 1=1,6*0,32=0,5 с. У авторучки же l=0,1 м, t= 1,6*0,1=0,16 с. А высокий велосипед — l=1,2 метра, t= 1,6*0,35=0,56 с. Результат прост и нагляден.
Точно так ведет себя и любой предмет: чем он выше, чем больше расстояние от точки опоры до центра масс (центра тяжести), тем медленнее он отклоняется от вертикали на малый угол, и тем легче им балансировать или удерживать на нем равновесие. И тут вне конкуренции велосипед «Паук», у которого центр масс располагался на высоте около двух метров. Но падать с такой высоты было больно и опасно, и «Пауки» не выжили. Поэтому намозолившее глаза выражение «низкий устойчивый силуэт» справедливо только для трех или четырех колесных экипажей. Если так говорят о двухколесных велосипедах или мотоциклах, то это нонсенс и техническая безграмотность.
Развивает отлично, а совместно с ними и верхнюю часть тела. Многие новички интересуются вопросом о том, катание именно мышцы лучше усовершенствуются не только при свободном катании, но и при занятии велосипедным спортом. С помощью катания на этом транспорте у каждого человека есть возможность развить ягодичные и брюшные мышцы, а также верхнюю и нижнюю часть рук, усовершенствовать рельеф плеч и рук.
Ягодичные мышцы
Во время активного катания на велосипеде данные мышцы выполняют работу совместно с квадрицепсами. На ягодицы осуществляется повышенная нагрузка, так как именно они служат для удержания равновесия во время нахождения на велосипеде.
Брюшные мышцы
Чтобы ездить на велосипеде быстро, необходимо обладать натренированными мышцами пресса. Также длительные велосипедные прогулки позволяют их разработать. Тело и спина должны удерживаться в правильном положении, также необходимо уметь удерживать корпус при ровном наклоне вперед. Данные мышцы, работающие при езде на велосипеде, нужно тренировать с первого дня занятий велоспортом, так как это обеспечит легкую езду, при которой человек будет уставать намного реже.
Верхняя часть ног
В процессе езды на велосипеде разрабатываются все мышцы бедра. Большая нагрузка, как правило, осуществляется на квадрицепсы, однако остальные группы мышц принимают относительно ровную нагрузку. Когда осуществляется длительная езда на велосипеде, может болеть верхняя часть ног, что говорит об усталости мышц, однако при частом катании на данном виде транспорта мускулы становятся более натренированными.
Нижняя часть ног
Икроножные мышцы находятся в наиболее активном состоянии при езде на велосипеде. Они находятся в активной фазе тогда, когда человек поочередно нажимает на педали для осуществления передвижения транспорта. Во время осуществления данных действий в работу включаются и подколенные сухожильные мускулы.
Сгибатель бедра
Это небольшая подвздошная мышца, которая располагается в области паха. Он участвует в процессе обеспечения сгибания и разгибания ноги в колене, а также помогает регулировать движения бедра. Эта мышца легко разрабатывается, однако при серьезном занятии велосипедным спортом может травмироваться. При катании на велосипеде необходимо проявлять осторожность, так как при разрабатывании сгибателя бедра могут возникнуть неприятные ощущения. В этом случае необходимо прервать тренировку, чтобы не довести до растяжения или разрыва мышцы.
Чем объясняется популярность велосипеда?
Данный вид транспорта является относительно доступным как в экономическом, так и в физическом плане, так как даже непрофессиональный спортсмен может легко на нем кататься и даже преодолевать довольно большие расстояния. Во время катания на велосипеде задействуются практически все системы человеческого организма. При катании на велосипеде люди получают удовольствие и в эмоциональном плане, так как это относительно легкий вид спорта, не требующий затраты больших физических усилий и обладающий минимальным количеством рисков.
Современные велосипеды являются сложными агрегатами, если рассматривать их с позиции усовершенствованных технологий производства. Все делается для того, чтобы человеку, который решил кататься на велосипеде, было комфортно. Данные устройства относительно легкие, у них есть надежные тормоза, которые помогают остановить агрегат практически моментально. Почти все современные велосипеды обладают несколькими режимами скоростей, которые переключаются в зависимости от желаемой скорости передвижения, а также местности, где находится спортсмен на данном виде транспорта.
Польза велосипеда
Когда возникает вопрос: чем полезно катание на велосипеде, можно в качестве примера привести негативные последствия распространенного на данный момент образа жизни. Многие люди долгое время проводят на работе, которая практически не требует физических нагрузок. Гиподинамия развивается по причине того, что люди постепенно прекращают заниматься спортом. Данный процесс ведет не только к приобретению повышенной массы тела, но и к развитию многих других патологий. Чтобы решить эти проблемы, достаточно регулярно посвящать время катанию на велосипеде. Если посвящать этому занятию минимум 1 час в день, и уже спустя неделю вы увидите положительный эффект, который обеспечивает катание на велосипеде.
Польза проявляется очень быстро, так как велоспорт улучшает кровоснабжение органов малого таза, что положительно влияет на половую систему. Модернизируется работа желез внутренней секреции. Те женщины, которые часто катались на велосипеде до беременности, обычно легче переносят ее, у них не появляются осложнения, а малыши рождаются более здоровыми, чем у тех, кто не посвящал физическому здоровью достаточное количество времени.
У катания на велосипеде есть и моральный аспект. Если дети видят, что родители много времени уделяют велосипедному спорту, то сами стремятся к физическим нагрузкам. Есть много шансов, что они будут вести здоровый образ жизни вместо курения, игромании или других вредных привычек. Будущее детей зависит от образа жизни их родителей, к которому относится и катание на велосипеде. Польза такого времяпрепровождения в том, что велоспорт помогает улучшить физическую форму и подать положительный пример младшим.
Положительный эффект от велоспорта
Когда человек тренирует мышцы во время катания на велосипеде, снижается нагрузка на сердце, так как мышцы помогают ему осуществлять его функцию. Когда мышцы находятся в процессе сокращения, они как бы проталкивают кровь по сосудам. Практически все мышцы нижней части тела человека подвергаются усовершенствованию, поэтому данный процесс позволяет улучшить работу многих органов, если регулярно осуществлять катание на велосипеде.
Польза есть и от неторопливой езды, которая постепенно развивает мышцы и укрепляет сердце. Также спокойное катание позволяет гарантировать отсутствие травматизма или снижает его риск до минимума.
Катание на велосипеде калории сжигает быстро, а значит, помогает похудеть даже тем, кто не хочет отказываться от полноценного питания ради быстрого сброса жирового слоя за счет опасных для здоровья диет. Ездить на велосипеде желательно там, где чистый воздух, то есть в парках, на расчищенных лесных тропинках. Катание на велосипеде для похудения позволяет сбросить вес постепенно, при этом тело не обвисает, как при резком сокращении питания, а пребывает в тонусе и усовершенствуется. Можно одновременно сбросить вес и оздоровиться.
Противопоказания к катанию на велосипеде
Есть и противопоказания к занятию велоспортом, так как даже умеренная физическая нагрузка и небольшая степень опасности могут ухудшить состояние здоровья некоторых людей, имеющих различные нарушения. Если не соблюдать правила или нарушить запрет на езду на велосипеде, возможно появление вредных последствий для всего организма.
Существуют заболевания, при которых езда на велосипеде является опасной или полностью запрещена. Вот основные из них:
Серьезные нарушения координации или заболевания, приводящие к ее временной потере.
Патологии сердечно-сосудистой системы, обусловленные серьезными нарушениями в работе этого органа. Следует помнить, что при несерьезных заболеваниях катание на велосипеде польза превышает вред.
Нарушения в работе сосудов головного мозга, опасные ситуации, приводящие к их поражению, или другие патологии, связанные с кровоснабжением головного мозга. При постановке такого диагноза не следует сразу отказываться от велоспорта, однако необходимо пройти консультацию врача и при необходимости дополнительные обследования.
Ломкость, хрупкость костей, а также подверженность суставов к вывихам.
Любые заболевания, касающиеся повреждения опорно-двигательного аппарата, нуждаются в переоценке и принятии решения по поводу катания на велосипеде, допустимой скорости и местности, в которой занятия велоспортом могут считаться безопасными.
Кататься на велосипеде полезно для здоровья. Данный вид спорта является положительным во многих аспектах. Чтобы не было травм и опасных ситуаций, необходимо постоянно проявлять повышенное внимание и осторожность, особенно в тех случаях, когда спортсмен неуверен в своих силах. Тогда велоспорт принесет только положительные результаты.
Какая девушка не хочет выглядеть хорошо? Рано или поздно женщина задумывается о том, чтобы подкорректировать свою фигуру. Большинство используют диеты, но правильно это делать при помощи спорта и правильного питания. Рассмотрим, как велосипед может повлиять на фигуру.
Женская логика проста: «Чем быстрее, тем лучше». Но быстрых результатов без приложенных усилий не бывает. В мире есть очень много разных видов спорта, которые позволяют держать фигуру в тонусе. Однако, изнуряющие занятия в тренажерном зале, фитнес-аэробика выматывают организм и только вначале вызывают чувство эйфории.
Велосипедный спорт - выбор для тех, кто хочет с пользой повредить время и иметь красивую фигуру. Продолжительные велопрогулки оказывают воздействие в целом на весь организм. Но основная нагрузка идет на бедра и ягодицы. Проехав 5-7 км, вы почувствуете это. Велосипед позволяет не только избавиться от лишнего веса, но и предотвратить появление «апельсиновой корки» в области бедер. Кроме того, очень продуктивно начинают работать легкие, которые насыщаются кислородом.
Рассмотрим более подробный процесс воздействия велосипедной езды на женскую фигуру.
- Тренируется общая выносливость организма. Со временем любые другие физические нагрузки организм переносит намного проще. Многие фитнес-инструкторы утверждают, что велосипедная езда является лучшим выбором аэробной нагрузки для женщин.
- Велосипед - убийца жира. Во время езды локально включаются в работу ягодичные мышцы, которые является центром сосредоточения жирового депо у многих женщин. Велосипед больше подходит для слабого пола в плане корректировки фигуры (широкие бедра, короткие ноги).
- Велосипед - хороша аэробная тренировка. Во время езды на велосипеде можно израсходовать 350-500 ккал в час. Если ехать в гору может получиться отличная кардио-тренировка, а расход калорий увеличится в 1,5-2 раза, в зависимости от градуса наклона. Подсчет таков: при максимальной нагрузке и продолжительности тренировки от 2 часов можно сжечь до 1000 ккал, что равно 100 грамм подкожного жира.
- Уменьшение целлюлита. Многие женщины отмечают, что во время занятия велосипедным спортом проявление целлюлита на 1-2 стадии при регулярных тренировках полностью исчезают. Велосипед позволяет избавиться от капиллярной сетки на поверхности кожи.
- Ускорение обмена веществ. Во время регулярных тренировок улучшается обмен веществ, а это первый шаг к похудению и поддерживанию стройной фигуры. С возрастом метаболизм замедляется, поэтому его нужно стимулировать всеми способами. Быстрый обмен веществ - ускоренный процесс похудения.
Чтобы велосипед приносил максимальную пользу для фигуры, нужно выбрать такую модель, у которой рама будет на 10 см ниже талии. В этом случае распределение нагрузки на тело будет равномерным.
Колеса должны быть не слишком большими, иначе нагрузка будет минимальной, а эффективность тренировки снизится. Поэтому лучше выбрать узкие колеса с металлическим ободом. Велосипеды в каталоге Апорта можно легко подобрать по диаметру колес и другим параметрам.
Оптимальная скорость движения для похудения - 15-20 км/час. При такой скорости ваш пульс должен составлять 120-150 ударов в минуту. В средине тренировки можно остановиться и проверить показатель пульса. Важно, чтобы он не выходил за пределы 150 ударов в минуту. Если это происходит, значит текущая нагрузка пока не для вас.
Целесообразно ездить на велосипеде вечером, когда спадает жара и можно спокойно заняться любимым делом. Катаясь на велосипеде при высокой температуре, вы быстрее устанете и при этом не выполните запланированную нагрузку. Занимаясь с утра, можно переутомиться и на протяжении дня чувствовать себя вяло. Поэтому лучшее время для велотренировок - вечер (после 19:00).
Ускорения (цикличность) позволят повысить эффективность. Основную часть тренировки можно ехать на комфортной для вас скорости. Но под конец нужно дать организму двойную нагрузку, увеличив скорость на максимум. На пределе возможностей следует ехать в пределах 1-2 минут. Такая нагрузка задействует практически все мышцы. Принцип нагрузки такой: крутим педали на максимальной скорости 30 секунд, далее возвращаемся на комфортную скорость и едем 2 минуты. Повторяем эти 2 этапа 3-5 раз. Такая интервальная тренировка позволяет задействовать максимум энергии, которая потребляется в основном из жировых запасов.
Пересеченная местность позволяет усиливать нагрузку. Езда по ровной трассе без препятствий - стандартная тренировка, а неровности и преграды задействуют больше усилий. Для подготовленных пользователей можно перейти на следующий этап - горный велосипед. В этом случае нагрузка будет еще выше. Сжигается около 600-700 ккал в час. Маунтинбайкинг развивается огромными темпами среди мужчин и женщин.
Сколько нужно ездить, чтобы поддерживать фигуру в тонусе?
Езда на велосипеде относится к менее энергозатратным видам спорта, чем пробежка или аэробика, поэтому ездить можно долго. Оптимальное время - 1-2 часа в день. Мышцы нагружаются равномерно, становясь выносливей. Заниматься велоспортом можно ежедневно. Начинать стоит из 15-30 минут, добавляя каждый день еще по 10-20 минут. Если на следующий день после катания сильно болят мышцы и суставы, на время нужно прекратить тренировки, и дать возможность мышцам восстановиться.
Выбирая велосипед, ваше тело будет подтянутым, но при условии регулярных тренировок.
Специально для
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.
Бывает так, что садясь на велосипед вы ощущаете, что тяжело ехать — что это плохая физическая форма, упадок сил? Но, не стоит сразу винить себя, проблема может быть самой банальной — ваш любимый велосипед. Вначале остановитесь и сделайте осмотр своего железного коня.
Если у велосипеда плохой , то причин может быть несколько. Первая и самая банальная — это недокачанные колеса. Даже самые аккуратные велосипедисты не всегда перед выездом проверяют давление в шинах. Причиной низкого давления может быть небольшой прокол, или ниппель пропускает воздух, к тому же со временем колесо просто само по себе потихоньку подспускает, когда отдельные молекулы воздуха все же проходят через резину камеры.
Еще одной причиной плохого наката велосипеда, может быть проблемы с креплением колес. Большинство современных велосипедов для крепления колес оборудованы эксцентриками. Это очень удобно, после того, как вставил колесо одним движением закрепил его. Дело в том, что если плохо отцентрировать колесо перед затяжкой эксцентрика, то оно не буде находиться на оси движения велосипеда и создавать сопротивление движению. Плюс тормозные колодки будут касаться обода и дополнительно притормаживать.
Осмотрите ходовую часть велосипеда. Вы давно смазывали цепь? Чтобы компоненты велосипеда не мешали эффективно кататься, необходимо регулярно поддерживать чистоту элементов трансмиссии велосипеда — цепи, системы и кассеты. Своевременно почищенная и смазанная цепь будет работать плавно и равномерно, обеспечивая велосипеду лёгкий ход.
Обратите внимание на системы амортизации велосипеда, если они конечно есть. Любые амортизаторы вообще мешают хорошему накату. Поглощая вибрацию, они замедляют движение, недаром на более дорогих задних амортизаторах и амортизационных вилках устанавливают блокировку хода, чтобы ездить по ровным поверхностям и сократить затраты энергии, которую поглощают амортизаторы. «Просевшие» мягкие вилки и амортизаторы усиливают описанные выше симптомы и уменьшают накат велосипеда.
Учитывайте изменившуюся аэродинамику. Может просто ваша новая более вместительная вело сумка сильно «выпирает» в стороны, создавая сопротивление встречному потоку воздуха. В основном, встречное сопротивление воздуха начинает сказываться на накате при скоростях выше 25 км/ч, а при встречном ветре этот порог сдвигается к 10-15 км/ч.
Видео на тему улучшения наката велосипеда
Еще статьи на эту тему:
Велосипед находится в состоянии динамического равновесия. Достигается это при помощи подруливания: при наклоне велосипеда, человек поворачивает руль в ту же сторону…
То, что конструкция велосипеда несложная, это не значит, что всё так просто.Физические силы, действующие при езде на велосипеде основаны на фундаментальных законах науки…
Фривил – в этой конструкции специальная трещотка при помощи резьбы накручивается на корпус втулки. Зацепы и собачки закрыты и расположены в корпусе фривила…
Как в самолётостроении и автомобильной промышленности для тестов, как встречный поток воздуха действует на велосипедиста используют аэродинамическую трубу…
Все физические процессы, происходящие во время движения велосипеда…
Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.
Что необходимо: в идеале — зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.
Чего делать нельзя: резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.
Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля. Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.
2. Так грязно же!
Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.
Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.
Что необходимо:
обязательно — правильные крылья
. Укороченные, спортивные — всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.
Хитрости и тонкости: Важный фактор — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена , лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.
3. Так холодно же!
Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.
Что необходимо:
так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку
— это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.
Ещё категорически необходимы перчатки
. Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.
Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.
4. Оборудование велосипеда
Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.
Тормоза.
Если дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.
Передачи.
После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.
Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.
Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.
Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.
Электрика.
Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.
Сигнал.
Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.
5. Правила вождения и ухода
Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.
1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить. 2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам. 3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь. 4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.
Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.
Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?