В игре в баскетбол участвуют одновременно две команды (по 5 игроков), каждый из них в течение 40 мин (4 х 10 мин 24 сек) стремится забросить мяч в корзину противника как можно больше количество раз.
Единоборство команд в пределах, установленных правилами, осуществляется с помощью определенных приемов, выполняемых с мячом и без него, которыми пользуются игроки, атакуя корзину противника или противодействуя атаке.
Борьба ведется в сложных, все время меняющихся условиях. Приемы, которыми ведется игра, состоят из естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний. Все они выполняются из различных исходных положений в остром дефиците времени, что требует быстрых перемещений, сочетающих с внезапными остановками, прыжками и поворотами.
Высокий темп игры, высокая точность, своевременность и организованность выполнения элементов игры в течение длительного времени требует от баскетболиста выносливости, силы, ловкости и др. качества.
Интенсивная деятельность баскетболиста с нестандартными движениями на протяжении 40 мин. игры характеризуются работой переменной мощности. ЧСС нестабильна во время тренировок и соревновательной игры. В среднем ЧСС на тренировке - 130-160, во время игры - 150-180 уд., при прыжках и острых ситуациях единоборства достигает 200 уд. в мин.
Расход энергии на игру - 900 ккал. В сутки расход - 1700 ккал.
Максимальный кислородный долг соответственно 17,5 л/мин (178 мл/мин/кг) и 14.3 л/мин (265 мл/мин/кг).
От подготовительного периода к соревновательному периоду максимальное потребление кислорода увеличивается примерно на 11%. Потеря в весе зависит от нагрузки и составляет в среднем около 3 кг.
У высокорослых игроков время выполнения простых и сложных зрительно-моторных реакций замедлено, быстрее наступает утомление и снижается внимание.
Для мастерства спортсменов характерны:
автоматизация двигательных навыков;
высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов;
большое значение для точности передач и бросков мяча в кольцо имеет проприоцентивная чувствительность, особенно в лучезапястных суставах.
При занятиях баскетболом наблюдаются типичные травмы: голеностопного сустава (связочного аппарата), ушибы и растяжения связок пальцев кисти, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок и повреждения менисков коленного сустава.
Характеристика игры в баскетбол будет не полной, если не отметить большое нервное напряжение, которое испытывает баскетболист в процессе игры, связанное с двигательной деятельностью, анализом обстановки, волевым напряжением, направленным на осуществление задач, стоящих перед командой.
Увлекательная борьба в постоянно меняющихся условиях и обстановке и мгновенное решение задач в конкретных условиях способствуют воспитанию и проявлению настойчивости, находчивости, самообладания, решительности.
Доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровительная ценность, развитие основных физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма человека выделили баскетбол в ряд таких видов физических упражнений, которые широко используются во всех звеньях системы физического воспитания.
Классификация и анализ техники игровых приемов
Техникой физических упражнений называются те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.
Все технические приемы баскетболиста делятся на технику нападения и технику защиты.
Основными приемами в технике нападения считаются: Стойки (основная): 1) передвижения игрока; 2) ловля мяча; 3) передача мяча;
ведение мяча; 5) броски мяча в корзину; 6) финты...
Техника передвижения игрока в нападении позволяет быстро и разнообразно пользоваться бегом, остановками, изменять направление движения, делать неожиданные повороты, прыжки и различные отвлекающие маневры, помогающие игроку свободно действовать на поле.
Баскетболист нападающей команды все время находится как бы на старте перед максимальным напряжением сил. В основной стойке это требует особой техники передвижения, особой техники впадения своими движениями, своим телом. Здесь очень важны умение и привычка сохранять равновесие своего тела в самых различных положениях. Равновесие зависит от расположения веса тела, который должен по возможности распределяться все время на обе ноги. Полный перенос веса тела на одну ногу - основная причина потери маневренности игрока. Это чаще всего бывает в том случае, если игрок действует на выпрямленных ногах.
Постоянно распределять вес тела равномерно на обе ноги и сохранять такое положение в любой обстановке необходимо научиться каждому игроку. Ноги, полусогнутые в коленях, создают пружинность и дают возможность игроку всегда сохранять равновесие, одинаково успешно передвигаться в любом направлении, резко останавливаться и изменять направление, не перенося полностью вес тела на одну ногу, если игрок потерял равновесие и вес тела перенесен на одну ногу, то изменить направление движения, он может, лишь затратив время и силу. Неумелое передвижение требует излишней затраты энергии и времени, вызывает много ошибок.
Бег игрока на площадке должен быть очень быстрым и разнообразным. Игрок должен уметь бежать вперед - спиной, боком, скрестно и др. В связи с размерами площадки игроку редко приходится бежать больше 12-15 метров, обычно ему приходится пробегать 5-7 м. Вполне достаточно оторваться от защитника на 60-90 см, чтобы получить мяч или сделать бросок.
В этом основную роль играет резкость старта, быстрота первых одного-двух шагов. За эти два шага можно получить преимущество в 30-40 см и стать недосягаемым для противника.
Резкость старта особенно эффективна, если она сочетается с неожиданностью. Старт может быть взят и с места, и во время движения вперед (рывком). Резкое снижение скорости движения и остановка также могут помочь оторваться от противника.
Остановки.
Техника остановки игрока с мячом и без мяча должна постоянно совершенствоваться, что научит игрока резко останавливаться на любой скорости. Отметим, что в баскетболе применяются однотактные - остановки «шагом»; двухтактные остановки - прыжком и двумя шагами.
В игре применяются очень разнообразные прыжки. Прыжки выполняются толчком одной или двух ног, с помощью и без помощи рук. Прыжки могут быть с места и с разбега. Все виды прыжков одинаково важны и применяются очень часто. Отличительной особенностью техники прыжков с разбега является взлет вверх без продвижения вперед.
Неумение оттолкнуться только вверх приводит к тому, что игрок продвигается вперед, когда это совершенно не нужно и часто вызывает столкновения, а, следовательно, персональные ошибки (неумело используется стопорящий шаг).
При активной борьбе за мяч иногда игроку приходится выполнять подряд несколько прыжков с места.
Для овладения всем разнообразием сложных по выполнению, прыжков, применяемых в игре, от игрока требуется усиленная работа над их совершенствованием и особенно над развитием прыгучести.
Поворотом называется кругообразное движение игрока вокруг оси, которой служит опорная нога. Величина поворота может быть произвольной. Чтобы сделать поворот, игрок переносит на одну ногу вес тела, толчком разгибает другую и вращается на опорной ноге, шагая маховой ногой в любую сторону (выполняя полувыпады).
Значительное место в технике передвижения занимает технический прием - поворот, выполняемый как с мячом, так и без мяча.
Ловля мяча.
Каждый игрок нападающей или защищающейся команды должен в любой момент игры быть готовым к ловле мяча. Для игрока нападающей команды ловля является результатом подготовленной игроком или целой командой передачи, нацеленной данному игроку, поэтому ловля выполняется в наиболее удобном для игрока положения.
Игрокам защищающейся команды ловить более трудно. Они должны быть готовы поймать мяч, посланный не им, а противнику, т.е. они должны перехватить мяч.
Большое значение для игры имеет умение ловить мяч в непосредственной борьбе с противником, особенно под щитом после неудачного броска в корзину.
Необходимость ловить мяч в самых неожиданных условиях требует, чтобы игроки совершенствовались во всех приемах ловли мяча: одной и двумя руками, катящегося мяча и летящего низко и высоко после отскока и т.д.
В умении ловли мяча можно выделить три составные части:
выбор самого удобного места, с которого лучше всего ловить мяч;
выполнение технического элемента ловли мяча; 3) охрана мяча от противника после ловли.
Для четкого представления, как правильно ловить мяч одной, двумя руками, с полуотскока, катящегося мяча нужно ясно представлять себе весь ход этого действия. Мяч летит всегда с определенной скоростью, игрок, который ловит мяч, должен остановить его, сделав усилие, чтобы уничтожить скорость мяча.
Правильная ловля мяча основана на пружинистом движении, оказывающем вначале небольшое сопротивление, а затем постепенно увеличивающееся.
Основа ловли мяча одной или двумя руками одинакова Игрок, овладевший правильной ловлей мяча и развивший мышечное чувство, позволяющее очень быстро и вместе с тем постепенно увеличивать сопротивление для остановки мяча, может ловить мяч, летящий с любой скоростью.
Передачи мяча.
Передавать мяч можно одной и двумя руками по воздуху, катить по площадке и отскоком от площадки. В основе, все передачи должны выполняться движениями плечевого, локтевого суставов и кистей без активной помощи туловища и ног. На упражнения в этих движениях и развитие соответствующих групп мышц нужно обращать особое внимание, чтобы овладеть навыками передачи.
Чтобы передачи были точными, необходимо выполнять следующие условия:
Передавать мяч на уровне груди, оценивать обстановку на площадке и передавать мяч игроку, до которого мяч дойдет без перехвата и без борьбы.
Определить расстояние, на которое нужно передать мяч.
Выбрать необходимый технический вид передачи в соответствии с обстановкой.
Выполнить правильно передачу, так, чтобы игрок, принимающий мяч, мог сразу же перейти к активным действиям.
Для ускорения передачи нужно использовать момент амортизации, который происходит при ловле. Время амортизации нужно использовать на подготовку к передаче и как замах. Ловля и передача должны сливаться в одно движение.
Ведение мяча.
Ведение мяча - технический прием, пользуясь которым игрок может самостоятельно передвигаться с мячом на неограниченное расстояние.
Ведение как подсобный индивидуальный прием применяется:
в единоборстве с противником, чтобы уйти, оторваться от него;
при атаке корзины или в случаях: если нет возможности передать мяч другому игроку.
Мяч ведется одной рукой или поочередно любой рукой. Скорость передвижения зависит: 1) от величины угла, под которым мяч ударяется о площадку; 2) от высоты отскока; 2) от частоты толчков.
Необходимо помнить, что самый быстрый и технически подготовленный игрок, ведя мяч, будет передвигаться медленнее, чем два игрока, передающих мяч друг другу. Поэтому вести мяч рекомендуется только в случаях, указанных выше и не злоупотреблять ведением, если есть возможность играть, пользуясь передачей.
Броски по корзине.
Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, поэтому его необходимо считать самым важным элементом техники игры. Все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска по корзине. Броски можно разделить: 1) сверху; 2) выполняемые снизу. Одной и двумя руками с места и в движении.
Чтобы успешно бросить мяч в корзину любым из способов, нужно выполнять следующие требования:
бросать мяч с высокой и средней траекторией;
соблюдать соотношение силы в соответствии к расстоянию до кольца;
расслабиться перед броском и сделать минимальную паузу, которая необходима для того чтобы сосредоточить внимание на корзине и броске;
набрасывать мяч на обод корзины: (точки прицеливания);
последний толчок во время броска должен быть сделан подушечками пальцев;
все движение выполняется равноускоренно.
При всех разновидностях технического исполнения броска он может быть выполнен двумя вариантами: 1) непосредственно в корзину (не касаясь мячом щита); 2) с отскоком мяча от щита.
Применяя разнообразные броски, игроки воспитывают у себя глазомер и мышечное чувство, позволяющие рассчитывать силу броска. Броски непосредственно в корзину имеют преимущества по сравнению с бросками после отскока мяча от щита.
Финт - это совокупность ложных движений игрока, направленных на изменение действий противника или потерю им равновесия. Финт применяется с целью ввести противника в заблуждение, а также вызвать соперника на ответные определенные действия с целью создания благоприятных условий для применения того или иного техникотактического приема. Финты могут быть одиночные - выполнение финта и сразу же, максимально быстро, сохраняя равновесие, основного приема. Повторные - повторение одного и того же приема, или сочетания ложных движений руками, ногами, туловищем.
Техника зашиты. Классификация .
Основными приемами в технике защиты считаются: 1) защитная стойка; 2) передвижения; 3) приемы борьбы за овладение мячом.
Защитная стойка в практике баскетбола может быть 2-х видов:
односторонняя защитная стойка; 2) параллельная защитная стойка.
В односторонней защитной стойке одна нога выставлена вперед. В зависимости от выставленной вперед ноги стойка называется правой и левой. В параллельной защитной стойке ступни ног защитника стоят параллельно.
Односторонняя и параллельная стойки равноценны и могут с успехом применяться в игре.
Защитные стойки отличаются друг от друга глубиной посадки игрока и называются высокая, средняя и низкая.
Средняя стойка является основной и чаще всего применяется в игре. Низкая и высокая стойки являются дополнительными.
Для защитника, независимо, в какой стойке он находится, большое значение имеет положение его рук.
Мы рассмотрим три основных положения рук при защитных стойках, которые чаще всего встречаются в игре против основных действий нападающего - передач, ведение мяча, бросков в корзину и проходов.
При передаче и выходе на мяч руки защитника разводятся в стороны, создавая как бы барьер, препятствующий действиям нападающего.
Против броска в корзину одна рука поднята вверх, вторая опущена вниз, страхуя возможность прохода противника.
Против прохода противника с ведением мяча обе руки опускаются в стороны - вниз.
Кроме списанных положений рук, защитник в соответствии с действиями противника может применять и другие, наиболее отвечающие обстановке, действия.
В любых ситуациях игры защитник должен быть активным, угрожая отбором мяча.
Передвижения.
Действия игрока защищающейся команды чаще всего являются ответными на действия нападающего. Наиболее выгодным приемом передвижения является приставной шаг, а также «пульсирующий шаг», выполняемый как сближение с нападающим с целью нейтрализовать бросок и моментальный отход в и.п. с целью препятствовать проходу под щит.
Приемы борьбы за овладение мячом.
Правильная стойка и своевременное передвижение защитника дают большие возможности ему не только преследовать своего подопечного с целью помешать, ему сделать бросок в корзину, а также проводить непрерывные попытки отобрать у него мяч.
Основными приемами защитников в борьбе за овладение мячом являются: 1) перехват; 2) выбивание; 3) вырывание; 4) выкручивание;
накрывание мяча.
Перехват-это технический прием при защите, который позволяет в один из удобных моментов резким выходом прервать передачу мяча, бросок в корзину или ведение мяча.
Перехват мяча при передачах можно проводить выходом сбоку или из-за игрока.
Выбивание мяча. Защитник, сохраняя защитную стойку, внезапно наклоняется и сближается с противником и коротким движением кисти полусогнутой руки выбивает мяч или сверху, или снизу ударом.
Вырывание мяча успешнее всего применяется, когда нападающий долго задерживает мяч. Мяч захватывается глубже и резким рывком или поворотом против часовой стрелки.
Накрывание мяча - применяется только при броске по корзине. Защитник делает прыжок и рукой накрывает мяч сверху. Защитник не должен наносить выбивающий удар, чтобы избежать персонального замечания.
Тактика игры в баскетбол
Тактика - это раздел теории и практики, изучающий закономерности развития процесса игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного противника(JI.M. Цетлин).
Тактика игры включает организацию индивидуальных и коллективных действий игроков команды, с помощью наиболее рациональных средств и форм игры. В зависимости от конкретного противника команда должна в различные моменты применять наиболее целесообразную тактику.
Тактическая подготовка ведется по двум разделам: 1) тактика нападения; 2) тактика защиты.
Тактика нападения может быть подразделена на индивидуальные тактические действия, групповые действия, командные действия.
Групповые действия - это действия группы игроков, организуются и как свободные совместные действия, избираемые в зависимости от игровой обстановки, и как разученные комбинации.
Командные действия . К ним относятся взаимные действия всех игроков команды, направленные на выполнение общекомандных задач. Основная цель командных действий - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того чтобы достигнуть успеха, победы. Командные действия организуются с помощью различныхсистем.
Системой игры называется совокупность действий игроков, в которых определены расстановка игроков на площадке и функции каждого игрока, соответствующие месту в этой расстановке.
Все системы отличаются друг от друга расстановкой игроков.
В современном баскетболе наиболее часто применяются следующие системы:
Длительный контроль мяча (позиционное нападение - 24 сек).
Быстрый прорыв (в том числе сверхбыстрый прорыв).
«Отдай и выйди», или подвижное нападение пятью игроками.
«Восьмерка».
Нападение, основанное на сильном центровом игроке.
Серий комбинаций (с названием заранее обусловленного номера).
Система нападения против зонной защиты.
Нападение без центра с применением проходов и ведения мяча.
Нападение бросками с дальних дистанций.
Нападение, построенное на использовании выдающихся качеств отдельных игроков.
Позиционное нападение.
Под системой длительного контроля мяча мы понимаем систему нападения, оспованную на подчеркнуто долгом держании мяча командой с применением бросков только из очень выгодных положений в течение 24-х секунд. Это должно сочетаться с надежной защитой.
Временами такие действия создают у защиты противника ложное чувство безопасности. Нападающий может использовать это обстоятельство, чтобы быстрым маневром создать выгодное положение для броска.
Команда такого стиля почти не имеет потерь из-за неточных передач или плохой ловли мяча. Игроки такой команды очень много тренируются в передачах и правильной ловле, тем самым сводя возможность перехвата передач противником к минимуму. Редко встречается у таких команд и неподготовленный бросок. Игроки обучены ценить высокий процент нападения и зря мяч по корзине не бросают. Команда, применяющая систему длительного контроля мяча, всегда отличается высокой игровой дисциплиной.
Стремительное нападение.
Быстрый прорыв.
Из всех систем самой популярной является система быстрого прорыва. Она имеет множество вариантов, но цель их всегда одна - мяч должен быть доставлен под корзину противника прежде, чем защита успеет организоваться. Быстрый прорыв - это хорошо продуманная и организованная система нападения. Как правило, используется длинная или короткая передача, ведение или сочетание этих приемов.
Преимущества быстрого прорыва:
Быстрый прорыв - наиболее краткий путь к достижению цели игры: забросить мяч в корзину противника.
Приучает отбрасывать все излишние технические приемы и бесцельное ведение мяча.
Непрерывный бег, перемещения, сопровождающие прорыв, смогут во многих случаях расстроить игру противника.
Защита противника, от непрерывных усилий остановить быстрый прорыв, легко приходит в замешательство.
Применение быстрого прорыва повышает возможности команды в борьбе за отскоки на своем щите.
Этот стиль игры вызывает интерес у игроков и зрителей.
Недостатки быстрого прорыва:
Желание быстрее перевести мяч к корзине противника приводит к рискованным передачам, что часто вызывает потери мяча.
Игроки должным образом перестают ценить владение мячом.
Игроки получают больше персональных замечаний и др.
Сверхбыстрый прорыв .
Сверхбыстрый прорыв команды начинается с момента овладения мячом в любом месте площадки. Все пять игроков молниеносно устремляются вперед. В сверхбыстром прорыве отсутствует перемена темпа.
Для этой системы характерны те же ошибки и преимущества, что и в предыдущей системе нападения.
Отдай и выйди.
Поскольку успешное применение этой системы базируется на высокой технике владения мячом, непрерывном перемещении и большой подвижности всех пяти игроков, наличие высокого центрового необязательно, т.к. каждый игрок эпизодически, когда для этого имеется благоприятная обстановка, занимает позицию центрового.
После передачи игрок может пройти или впереди игрока с мячом, сделав рывок к корзине, или из-за спины - получив короткую передачу с возможностями для броска с места из-под заслона. Игроки должны в совершенстве владеть техникой перемещений без мяча.
«Восьмерка» - система нападения, впервые введенная в практику баскетбола тренером Петербургского университета. «Восьмерка» может выполняться тремя игроками (малая восьмерка) или всеми пятью игроками (большая восьмерка). Движение совершается каждым игроком по кругу и каждый встречный игрок получает мяч, делает 1 шаг к корзине, под прикрытием партнера.
Система нападения против зонной защиты сводится к следующему:
создать численное преимущество в одном из участков зоны;
расщепить защиту;
сместить зону в противоположную сторону от снайпера;
атаковать со средних и дальних дистанций;
быстрый прорыв;
передачи.
Тактика защиты.
Индивидуальная тактика защиты включает правильно избранный вариант стойки и применение необходимых технических приемов для противодействия нападающему, а также правильно провести единоборство за мяч.
Групповые действия . К ним относятся взаимодействия 2, 3 и более игроков. Групповые действия в защите могут быть следующими: подстраховка, противодействие заслонам, переключение, игра при численном равенстве, игра при численном перевесе.
Командные действия . В командных действиях имеется два вида защиты: концентрированная и подвижная - «рассредоточенная».
Концентрированная защита. Главной задачей концентрированной защиты является прочная оборона ближайших подступов к щиту. В ее организации могут быть разные принципы опеки игроков, в связи с чем различают систему личной изонной защиты.
Система личной зашиты . Основным принципом организации действий игроков является держание каждым игроком совершенно определенного игрока соперника. С потерей мяча все игроки возвращаются к своему щиту, где располагаются, образуя линии обороны. Данная система применяется:
против команд, не владеющих дальним броском и атакующих корзину в основном с близких и средних дистанций;
против команд, имеющих высокорослых игроков, которых трудно опекать;
в определенных ситуациях, когда имеется перевес в счете и затягивание времени атаки выгодно защищающейся команде;
против команд, в составе которых имеются игроки, обладающие острыми проходами к щиту.
К игрокам, применяющим данную систему защиты, предъявляются следующие требования: хорошая атлетическая подготовка, необходимая для длительного контроля, противодействие опекаемому игроку, высокая техника индивидуальных действий в защите, хорошее взаимопонимание, особенно при перемещениях, подстраховке - в тех случаях, когда произошел неравноценный обмен игроками.
Система зонной зашиты . При зонной защите действия команды организованы таким образом, что каждый игрок ведет борьбу в определенной части площадки, примыкающей к щиту, и в случае ухода игрока с мячом из данной части площадки, не перемещается с ним. Применяется она против команд, ведущих позиционную игру.
Положительные стороны данной системы защиты:
отсутствие необходимости постоянно перемещаться за опекаемым игроком;
возможность закрывать все подступы к корзине, постоянно обеспечивая подстраховку;
затруднение для противника передачи мяча внутрь зоны и применения комбинаций с заслонами и активным проходом;
благоприятные условия для осуществления «быстрого» прорыва при перехвате мяча.
Данная система непригодна в конце игры, если команда проигрывает в счете.
Подвижная защита (рассредоточенная). Наиболее активной и эффективной является подвижная защита. Она агрессивна, ускоряет темп игры, вынуждает команду противника чаще ошибаться, требует высокой индивидуальной техники владения мячом. Различают две системы подвижной защиты:личная и зонная .
Личный прессинг - наиболее подвижная защита. В основе ее лежит опека игрока игроком. Каждый из них вступает в борьбу немедленно, как только команда потеряла мяч, независимо от того, в какой части площадки это произошло. За счет значительной активизации противодействия она не позволяет противнику осуществить заранее намеченный тактический план. При прессинге защитник находится в более низкой стойке и опекает игрока очень плотно. Выбор позиции защитника по отношению к подопечному зависит от положения мяча. Защитник должен находиться на линии возможной передачи (опекать со стороны мяча).
Игроки, которых так опекают, начинают суетиться в выборе позиции и допускают ошибки. Прессинг требует хороших групповых взаимодействий, основанных на переключениях и подстраховке. При оборонительных действиях организация опеки игроков может осуществляться двумя способами:
каждый опекает определенного игрока и при потере мяча немедленно следует к нему;
к опеке принимается любой ближайший игрок.
Зонный прессинг . Начало противодействия осуществляется так же, как и при личном прессинге, только игроки опекаются по зонному принципу.
Задача игроков второй линии - подстраховка действий игроков передней линии, выполнение перехватов при передачах и защита подступов к щиту.
Сильные стороны прессинга:
эффективен в конце игры при отставании в счете;
эффективен против медлительной команды;
помогает прессингующей команде забросить мяч после перехвата передачи;
повышает настроение команды;
нервирует игроков атакующей команды.
Смешанная система защиты . Часто в игре применяется защита, в которой присутствуют два принципа держания игроков - зонной и личной. Такую систему защиты называют смешанной. Наиболее распространенным является вариант, когда четыре игрока играют по зонному принципу. Применяется против команды, в которой имеется снайпер, требующий непрестанной личной опеки. Возможны и другие варианты смешанной защиты.
Сильные стороны смешанной защиты:
защита может быть направлена на нейтрализацию самого результативного игрока команды противника;
использование смешанной защиты часто ставит соперников в тупик из-за ее необычности;
3) защита прекрасно использует способности игроков команды;
в игре познаются ценности как личной, так и зонной защиты;
защитник, действующий впереди, имея сзади хорошо организованную защиту, может внести неуверенность в действия атакующих.
Взаимосвязь техники и тактики игры в баскетбол
Технические приемы в баскетболе весьма разнообразны и в большинстве случаев очень сложны по координации. Сложность игровой деятельности увеличивается еще в связи с тем, что специальные движения игроков (ведение и передача мяча, броски в корзину) часто выполняются во время бега и прыжков и обусловлены быстрым перемещением мяча в условиях непрерывной борьбы за него. Чем больше закреплены и автоматизированы двигательные навыки у игроков, тем свободнее они выполняют различные технические приемы. У квалифицированных игроков стереотипно и автоматизировано производятся не только технические, но и большинство тактических взаимодействий, что необходимо для решения более сложных тактических задач в процессе игры.
Игрок должен не только в совершенстве владеть теми или иными приемами, но и уметь применять их в самых разнообразных условиях игры. При этом чем быстрее и в большем соответствии с конкретной обстановкой осуществляются ранее сформированные двигательные навыки, тем успешнее протекает игровая деятельность. Однако нередко в процессе игры возникает необходимость срочного изменения привычных движений. Это может осуществляться путем перестройки координационных отношений, в результате чего у игрока формируются новые двигательные навыки. При игровой деятельности, таким образом, имеет значение не только стереотипная деятельность нервных центров, но и «творческая», обеспечивающая создание новых форм движений.
При игре в баскетбол предъявляются большие требования к центральной нервной системе и двигательному аппарату, в связи с большой быстротой выполнения движений, частой сменой их форм и направлений, а также частым изменением интенсивности мышечной деятельности. В процессе тренировки у игроков увеличивается сила и подвижность нервных процессов, возбудимость и лабильность всей системы, осуществляющей движение.
Электрографическими исследованиями обнаружена более совершенная координация движений у квалифицированных игроков. Например, у баскетболистов - мастеров спорта - при передачах мяча и бросках его в кольцо относительно небольшие по частоте и амплитуде, электрические потенциалы мышц сконцентрированы во времени, т.к. возникают непосредственно при движениях. Лишь в более сложных условиях эксперимента, например, при наличии третьего игрока, выполняющего роль защитника, электрическая активность мышц отмечается у них еще до получения мяча. У неквалифицированных баскетболистов электрические потенциалы мышц не сконцентрированы во времени. Они возникают задолго до получения мяча и нередко даже при обманных движениях партнера. Последнее объясняется отсутствием необходимых дифференцировок.
Развитие двигательных качеств школьников
При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей, прыжковой выносливости учащихся и т.д.
Для воспитания быстроты движений используют скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного движения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач - от 2-3 до 10-12 сек. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.
Между попытками используется активный отдых длительностью от 1 до 2-3 минут, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении.
Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками.
Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков «в глубину» с последующим напрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета, многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку.
Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включают такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности.
Развитию прыжковой выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук способствуют прыжки со скакалкой. Их можно выполнять различными по характеру движений и степени сложности способами.
Хорошо стимулируют развитие прыжковой выносливости многократные подскоки, выполняемые с предельной или околопредельной мощностью. За одну попытку, в зависимости от подготовленности учеников, может совершаться от 10 до 30 подскоков подряд, с интервалом в
Упражнения целесообразно объединять в комплексы и отводить от 7-10 до 15-20 минут урока.
Методика обучения
Обучение основным приемам игры в баскетбол начинают на первых уроках. Сначала обучают ребят рациональной стойке и перемещениям игроков в нападении и защите, а такжедержанию мяча . Затем знакомят с простейшими способамиловли ,передачи иведения мяча. Далее по мере усвоения навыков передач мяча переходят к обучению техникебросков в корзину. Одновременно разучиваются разнообразные способы остановок (шагом, затем прыжком), поворотов, плечом вперед и назад идвухшажную технику работы ног.
Постепенно условия выполнения приемов усложняются, повышается скорость передвижения учащихся без мяча и с мячом, они овладевают элементарными простейшими обманными действиями . Все больше внимания уделяется изучению техники игры в защите. В занятия последовательно включаются элементы индивидуальной, групповой и командной тактики.
На этапе начального разучивания формируют умение выполнять прием в общих чертах. На этом этапе у учащихся создают верное представление о двигательном действии, восполняют пробелы в их двигательном опыте. Элементами, необходимыми для выполнения действия в целом, предупреждают или устраняют лишние движения и грубые ошибки.
Продолжительность этого этапа зависит от координационной сложности технического приема, степени его новизны, возраста и уровня подготовленности учеников. Нужно по возможности сокращать время первоначального разучивания. Растянутое формирование двигательного навыка в облегченных условиях отрицательно сказывается на эффективности применения технического приема в игре, где мгновенное изменение ситуации, смена позиций партнерами, противодействие соперников требуют соответствующей перестройки движений. Применение этого тезиса возможно при условии хорошей двигательной подготовленности занимающихся.
На этапе начального разучивания нужно стремиться, как можно технически правильно показать изучаемый на уроке прием. Очень важно применение диапозитивов, кииокольцовок, кинограмм выполнения приема сильнейшими баскетболистами.
Затем учащиеся приступают к выполнению двигательного действия. При изучении техники бросков, ведения и передач предварительно имитируют движения без мяча.
Поскольку первые впечатления наиболее устойчивы, нужно с самого начала стремиться к возможно более точному, по внешней форме и характеру усилий, выполнению приема.
Во время практического ознакомления с двигательным действием особенно тщательно контролируются первые попытки его выполнения учащимися. Это позволяет определить, какие существенные ошибки встречаются наиболее часто, и установить причины их возникновения. При исправлении ошибок учителю необходимо остановиться на их причинах и вновь продемонстрировать рациональную технику приема. Затем учащиеся приступают к повторению упражнения.
На следующем этапе - этапе углубленного изучения двигательного действия школьники уточняют его структуру, усваивают все существенные детали техники. Первоначальное умение доводят до точно отработанного навыка, путем многократного выполнения изучаемого технического приема (или тактического действия), постепенное устранение ошибок, сообщения дополнительных сведений. Чаще применяется целостный метод, при котором двигательное действие выполняют целиком, а не по частям. На этом этапе учащиеся могут соревноваться, кто правильнее исполнит технический прием в целом, его отдельный фрагмент.
Во время пауз меяеду повторениями учащимся предлагают самим проанализировать собственные движения и действия товарища, т.е. взаимообучение. Это способствует совершенствованию навыков самоанализа двигательных ощущений и углублению представлений об особенностях техники игры.
Неточности в технике изучаемого приема должны немедленно исправляться. Повторение ошибочных движений ведет к их закреплению, а сформировавшийся неправильный двигательный навык очень трудно устранить, поэтому ошибки и неточности в технике баскетбольного приема следует устранять в самые кратчайшие сроки. Важно использовать для контроля все способы информации о движении. Это и собственные ощущения, подсказки учителя, партнера, применение разнообразных вспомогательных наглядных и технических средств.
На этапе закрепления и совершенствования обучают умению пользоваться изучаемым приемом в разнообразных игровых ситуациях. Чтобы тот или иной навык с успехом применялся в игре, он должен удачно сочетаться с остальными техническими приемами. Когда движение выполняется автоматически, учащиеся могут полностью сосредоточиться на оценке игровых ситуаций и выбрать рациональный вариант двигательного действия. При углубленном разучивании техники приемов параллельно решают простейшие тактические задачи: выполнив заданным способом передачу мяча, переместиться в конец противоположной колонны приставными шагами или, выполняя ведение, попытаться уйти от воображаемого защитника, используя смену направлений и темпа, обманные движения и другое. На этапе закрепления и совершенствования технические приемы всегда выполняют, решая все усложняющиеся задачи индивидуальной тактики.
Если при первоначальном разучивании броски, ведение и передачи мяча выполняют на месте, то на этом этапе скорость соответствующего перемещения доводиться до максимальной. Следует добиваться также и сокращения времени, затрачиваемого на непосредственное выполнение изучаемого двигательного действия.
[ Упражнения для совершенствования основных приемов бас
кетбола
[ Упражнения, способствующие совершенствованию усвоенных
технических и тактических приемов, подбирают с таким расчетом, чтобы их сложность все время увеличивалась. Успешно проходят упражнения, особенно в 5-7 классах, в форме эстафет, подвижных и учебных игр, которые должны включать в себя изучаемый материал по технике и тактике. Для лучшего усвоения материала на каждом уроке повторяют ранее изученные приемы до тех пор, пока они не будут прочно закреплены. Длительное выполнение одних и тех же приемов в однообразно построенных упражнениях утомляет учащихся. Чтобы поддержать высокую эмоциональность, следует изменить условия выполнения упражнения, исходное положение, использовать комплексные упражнения, в которых сочетаются ранее изученные приемы с новыми, применять соревновательный метод (кто лучше, точнее, быстрее).
Методы, применяемые для решения задач урока
Педагогический метод : словесный, наглядный, практический.
Развитие физических качеств :
повторный - интервальный;
переменный - контрольный;
игровой - соревновательный.
Техническая подготовка:
расчлененный - целостный;
подводящих упражнений;
сопряженных воздействий;
Основная задача игрока, действующего в защите, - «держать» противника.
Это значит:
1. Не давать противнику выходить на свободное место, где он может получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки.
2. Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить мяч, стараясь перехватить его.
3. Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в корзину или передать мяч, провести его или применить какое-либо другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч из рук противника.
4. Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за мяч, отскочивший от щита.
Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника начинаются сначала.
Перечень действий защитника определяет, как ему следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.
Рассмотрим эти действия подробнее.
Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее.
Это ставит перед каждым защищающимся игроком вторую задачу - не дать подопечному игроку пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.
С ростом мастерства игроков увеличивается количество бросков с среднего и дальнего расстояния. Данные Всесоюзных зимних соревнований 1953 г. показывают, что сильнейшие команды совершают в среднем около 50% бросков в корзину с среднего и дальнего расстояний. Это заставляет защитников более активно бороться против бросков, совершаемых с среднего и дальнего расстояний, особенно если в команде противника имеются так называемые снайперы.
Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Защищающийся направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч из рук противника.
Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести, защитник должен смело вступать в борьбу за мяч.
Действия в защите против игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все большее значение.
Многие защитники ослабляют внимание к своему подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка защитника.
Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.
Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям площадки.
Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для этого защитник должен стремиться перехватить мяч.
Кроме того, защита должна бороться против заслонов.
Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а также, если нужно, принять правильное решение - поменяться с партнером, дав ему соответствующее указание об этом.
Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости прийти к нему на помощь.
Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с противником.
Для этого он должен держать противника под непрерывным активным воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.
Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.
Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков противника.
Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше справляться с создавшейся сложной обстановкой.
Во-первых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода своих партнеров.
Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы кто-либо из нападающих не оказался за его спиной (рис. 68).
Рис. 68. Действия 1: 2
Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не вступает с противником в действительную борьбу.
Если кто-либо из противников все же оказался за спиной защитника, то последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.
Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.
I. Построение. Объяснение задач урока. Строевые приемы на месте.II. Ходьба, разновидности ходьбы:
1) на пятках, руки за голову
2) в полуприседе, руки за спину
3) в упоре лежа приставным шагом правым боком
III. Бег, разновидности бега
1) приставным шагом правым, левым боком с изменением направления движения
2) бег спиной вперед с изменением направления движения
3) челночный бег до 3-й, 1-й, 4-й лини с касанием линий рукой на 1 и 3 линиях
4) ускорение до 3-й линии, бег спиной вперед до 1-й линии, ускорение до 4-й линии
5) бег с поворотом переступанием на 2-й линии
6) прыжками на левой, правой ноге
7) прыжками на двух через партнеров (и.п. которых - упор лежа)
Упражнения на верхний плечевой пояс
И.П.- руки согнуты, кисти в "замок"
1 - руки вперед, ладони наружу
3 - руки вверх, ладони наружу
И.П. - руки в стороны, кисти сжаты в кулак
1,2 - круговые движения кистями вперед
3,4 - то же назад
То же предплечьями, прямыми руками
ОРУ на развитие силы (с набивными мячами)
И.П.- о.с., мяч за головой в согнутых руках
1- мяч вверх, подняться на носки
И.П. - ноги врозь, мяч вниз
1- наклон влево, мяч вверх
3,4 -то же вправо
И.П.- стойка ноги врозь широко, мяч вниз
1- присед на левой, правая в сторону на носок, мяч вперед
3,4- то же с правой
И.П.- стойка, мяч вниз
1 - присед, мяч вперед
3 - присед, мяч вверх
И.П.- сед, упор сзади, мяч между стоп
1- 3- сед углом
И.П.- упор лежа
1- упор лежа на согнутых, мах левой назад
3- упор лежа на согнутых, мах правой назад
И.П.- упор присев
1- упор лежа
2- упор лежа, ноги врозь
3- упор лежа
I. Передачи мяча в тройках с перемещением после имитации передачи в противоположную сторону:
2) после ухода с ударом мяча о площадку
3) в прыжке после ухода с ударом мяча о площадку
II. Взаимодействие игроков 2х2 при персональной защите.
Игроки располагаются на площадке согласно схеме. У крайнего игрока нападения - мяч. Он передает мяч своему партнеру и ставит заслон опекавшему того защитнику, затем подключаясь к атаке на кольцо.
III.Игроки располагаются согласно схеме. По сигналу игрок №3 ставит заслон "защитнику", после пробегания игрока №2 выполняет поворот и движение в сторону кольца. Игрок №2 после прохода получает мяч от №1, и разыгрывает атаку на кольцо с игроком №3.
IV. Передачи мяча в движении по "восьмерке" с броском по кольцу.
Игроки располагаются тройками за лицевой линией волейбольной площадки. У игрока, находящегося в центре - мяч. Учащиеся выполняют передачи мяча в тройках в движении по "восьмерке", двигаясь к противоположной стороне спортивного зала. Игрок, атакующий кольцо после броска выполняет функцию защитника. Задача двух игроков, подобрав мяч, выполнить атаку в противоположном направлении.
V. Двусторонняя учебно-тренировочная игра
"Челночный баскетбол"
I. Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.
II. Упражнение на растяжение мышц и расслабление
1) И.П.- сидя на полу, упор сзади.
не отрывая ладоней от пола, продвинуть прямые руки как можно дальше назад, зафиксировать позу. Медленно вернуться в и.п.
2) И.П.- сед на полу, ноги врозь.
Согнуть левую ногу, положив колено и внутреннюю сторону голени и бедра на пол. Зафиксировать это положение. То же на другую ногу.
3) Упражнение на расслабление мышц пояса верхних конечностей.
III. Подведение итогов урока
ГОУ «Профессиональный лицей № 2»
на тему: Приёмы игры в баскетболе
Выполнила:
Ученица гр. 322
Белокрылова
г. Абакан. 2009.
Введение
В баскетболе применяются разнообразные приемы, которые в зависимости от техники выполнения классифицируются по разделам и группам на основании сходных признаков.
Различают технику игры в нападении и в защите. Каждый из этих разделов состоит из приемов, которые, в свою очередь, разделяются на способы, выполняемые в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).
Техника выполнения отдельных способов передач, бросков, ведения и др. постоянно изменяется с развитием игры. В настоящее время увеличивается быстрота, совершенствуется точность выполнения приемов.
Техника игры в нападении.
В нападении применяются следующие приемы: передвижение, прыжки, остановки и повороты, ловля и передача мяча, броски в корзину, ведение мяча и финты.
Передвижение, прыжки, остановки и повороты
Эта группа приемов имеет большое значение для ведения игры. Но, прежде чем раскрывать способы их выполнения, необходимо остановиться на исходном положении баскетболиста (стойке), из которого он начинает действовать.
Перед выполнением любого приема баскетболист занимает наиболее устойчивое положение, в котором ноги согнуты, ступни расставлены параллельно на ширину плеч или одна выставлена вперед, туловище слегка наклонено, тяжесть тела распределена равномерно на обеих ногах, руки согнуты перед туловищем.
Большое значение в технике выполнения различных приемов игры с мячом имеет держание мяча (рис. 1). При бросках двумя руками не следует касаться мяча всей площадью ладоней, мяч нужно удерживать кончиками пальцев (рис. 2), что позволит лучше управлять мячом и добиваться большей точности попадания.
Рис 1. Способы держания меча.
Рис 2. расположение пальцев на ловле при бросках двумя руками
Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ставится на переднюю часть стопы.
Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно отталкивается двумя ногами вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты. Важно отталкиваться быстро и энергично. Прыжки в длину применяются значительно реже.
Остановки выполняются прыжком и двумя шагами. В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперед при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.
Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном положении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, изменить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперед и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге.
Наиболее часто применяются повороты вперед и назад на сзади стоящей ноге на 180° (рис. 3), а также повороты вперед и назад на впереди стоящей ноге на 180° (рис. 4).
Ловля мяча
Ловля мяча выполняется одной рукой и двумя руками на различной высоте (выше головы, на уровне груди, пояса и ниже), в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке). Кроме того, в игре приходится ловить мяч, катящийся по площадке и отскочивший от нее, без сопротивления и с сопротивлением противника. Наиболее надежна ловля мяча двумя руками.
Рис 3. Поворот на сзади стоящей ноге
Рис 4. Поворот на впереди стоящей ноге
Ловля мяча, летящего на средней высоте. Этот способ ловли встречается чаще других. Техника его состоит в том, что игрок выставляет навстречу летящему мячу выпрямленные, слегка расслабленные руки с кистями, раскрытыми в виде воронки. В момент соприкосновения пальцев с мячом он сгибает руки, обхватывает мяч с двух сторон и подтягивает к туловищу, занимая исходное положение для последующих действий.
Ловля мяча, летящего высоко. Техника ловли зависит от высоты полета и крутизны траектории. Если мяч летит с крутой траекторией или падает сверху вниз (после отскока от щита), то руки вытягиваются вверх, кисти раскрываются и разгибаются. Если мяч летит по более прямой траектории, то руки поднимаются вверх-вперед или вперед-в сторону (мяч летит в стороне), кисти раскрыты, ладони обращены вперед. Во всех случаях, как только мяч касается пальцев, руки для амортизации отводятся назад, захватывают мяч и опускаются вниз.
Сложнее всего ловля мяча одной рукой. Она применяется, когда мяч летит очень высоко, в стороне от игрока или катится по площадке. Общие принципы техники ловли одной рукой те же, что и ловли двумя руками. Различают ловлю мяча одной рукой с поддержкой (мяч, остановленный одной рукой, другая рука подхватывает снизу) и без поддержки.
Передачи мяча
В баскетболе применяются различные способы передач мяча партнеру. Их можно разделить на две большие группы: передачи двумя руками и передачи одной рукой.
Передачи мяча выполняются без отскока и с отскоком от площадки, с места, в движении, с прыжком, с прыжком и поворотом в воздухе, при встречном передвижении игроку, двигающемуся впереди, с низкой и высокой траекторией. Точность, и своевременность передач - необходимое условие их выполнения. Решающее значение в технике передач имеет активное движение кистью.
Передачи мяча двумя руками выполняются от груди, сверху и снизу.
Передача двумя руками от груди(рис.5) -основной способ взаимодействия с партнером на коротком и среднем расстоянии. Для выполнения этой передачи игрок, заняв стойку для игры, держит мяч двумя руками перед грудью. При этом большие пальцы направлены друг к другу, остальные - вверх-вперед. Руки согнуты, локти обращены вниз. Для выполнения замаха руки с мячом описывают небольшое кругообразное движение вниз-назад-вверх, кисти разгибаются. Затем руки резко выпрямляются, толкая мяч от груди в направлении цели. Бросок заканчивается активным сгибанием кистей и разгибанием ног.
Рис 5. Передача мяча двумя руками от груди
Передача двумя руками сверху (рис. 6) применяется в тех случаях, когда противник находится близко от передающего. В исходном положении игрок держит мяч вверху, руки слегка согнуты, ноги на ширине плеч согнуты и расставлены параллельно или одна впереди. Для выполнения передачи игрок делает небольшой замах назад, затем, разгибая ноги, активным движением рук вперед с захлестывающим движением кистей направляет мяч партнеру.
Рис 6. Передача мяча двумя руками сверху
Передача двумя руками снизу применяется, когда противник находится близко и мешает сделать передачу сверху или когда у нападающего нет времени для применения другого способа. В исходном положении игрок держит мяч двумя руками перед собой. Делая замах, он отводит руки с мячом назад к бедру сзади стоящей ноги. Затем маховым движением рук вперед с одновременным шагом сзади стоящей ноги игрок посылает мяч в нужном направлении, делая активное движение кистями в момент, когда руки доходят до уровня пояса. Этим способом мяч передается на короткое расстояние непосредственно из рук в руки.
Передачи мяча одной рукой выполняются: от плеча, сверху (крюк), снизу, сбоку.
Передача мяча одной рукой от плеча выполняется быстро и на любое расстояние. Из исходной стойки игрок, поддерживая мяч левой рукой, переводит его на раскрытую правую ладонь (при передаче справа) к правому плечу. Одновременно он поворачивает в ту же сторону туловище и сгибает ноги. Закончив замах, отпускает левую руку и, выпрямляя правую, с захлестывающим движением кисти и поворотом туловища направляет мяч к цели. При этом он разгибает ноги. Если мяч нужно передать на дальнее расстояние, то рука с мячом при замахе отводится над плечом дальше назад, а сзади стоящая нога при выпуске мяча из рук резким толчком выносится вперед.
Передача мяча одной рукой сверху (крюком) применяется, когда противник подошел близко и поднял руки. Для выполнения этой передачи правой рукой игрок, повернувшись левым боком к противнику, опускает руки с мячом вниз-вправо, сгибает ноги и переводит мяч на правую руку, которая, описывая круг, продолжает движение вниз-в сторону-вверх. Когда рука с мячом достигнет вертикального положения, игрок^ сделав заключительное движение кистью, бросает мяч и переносит тяжесть тела на левую ногу.
Броски в корзину
Окончательные усилия нападающей команды направлены на то, чтобы одному из игроков создать условия для броска в корзину. От точности бросков зависит исход игры. В современном баскетболе команда в среднем 65-70 раз бросает мяч в корзину противника.
Броски выполняются с коротких (до 3 м), средних (3-7 м) и дальних (свыше 7 м) дистанций. Если игрок находится напротив корзины или недалеко от лицевой линии, то ему целесообразно бросать мяч непосредственно в корзину. Если же он расположен по отношению к щиту под углом 15-45°, то лучше бросать мяч в корзину с отскоком от щита.
Броски в корзину выполняются одной и двумя руками. Среди бросков двумя руками различают бросок от груди, сверху и снизу (в движении). Броски одной рукой - от плеча, сверху, крюком и снизу. Последнее время все чаще применяются броски сверху вниз и добивание мяча. Все броски могут выполняться с места, в движении, в прыжке, с поворотом стоя спиной к корзине и в прыжке с поворотом в воздухе. Точность попадания зависит от правильности держания мяча и движения рук (руки), от выпуска мяча в наивысшей точке и активности движения кистью в заключительной фазе броска.
Бросок одной рукой от плеча часто применяется в современном баскетболе при атаке корзины с дальних и близких дистанций. При атаке с дальних дистанций бросок выполняется в опорном положении. Перед броском согнутые ноги ставятся параллельно или одна нога выставляется вперед (правая при броске правой рукой), мяч выносится к плечу двумя руками и, когда он окажется над плечом, поддерживающая рука опускается. Затем ноги разгибаются, рука с мячом выпрямляется вверх и активным движением кисти мяч направляется в корзину.
Рис 7. Бросок в корзину одной рукой от плеча в движении.
При атаке корзины с близкой дистанции, как правило, применяется бросок от плеча после ловли мяча в движении или после ведения. Поймав мяч при шаге правой ногой (бросок правой рукой), игрок делает шаг левой и поднимает мяч вверх, перенося его на бросающую руку. Затем он энергично отталкивается левой ногой вверх, руку с мячом выпрямляет и кистью направляет мяч в корзину. Маховую ногу, согнутую в колене после толчкового движения, игрок свободно опускает вниз, приземляясь на толчковую ногу (рис. 7).
Бросок одной рукой сверху в прыжке в настоящее время стал основным способом атаки корзины с различных дистанций. Он выполняется с места и в движении. При выполнении броска в прыжке с места игрок, стоя в исходном положении (ноги на ширине плеч), поднимает мяч вверх, переводит его на бросающую руку, прыгает вверх и, достигнув высшей точки полета, активным движением кисти направляет мяч в цель. Техника выполнения этого броска осложняется переходом в исходное положение после ведения или ловли мяча в движении, Поймав мяч, игрок делает стопорящий шаг одной ногой, затем приставляет другую ногу и прыгает вверх. Очень важно бросать мяч быстро, выпускать его в наиболее высшей точке активным движением кисти, стараясь возможно меньше выносить руку с мячом вперед. Чтобы обыграть высокого защитника при этом броске, следует сильно отклонить туловище назад, чтобы затруднить блокирование мяча.
Бросок одной рукой крюком труден, но весьма эффективен против активного противодействия противника. Мяч, брошенный этим способом, трудно перехватить, так как он выпускается в высокой точке и на далеком расстоянии от защитника.
Различают два варианта броска:
а) располагаясь боком к цели, игрок опускает руки с мячом вниз, перекладывает его на бросающую руку, которая продолжает движение в сторону-вверх. Одновременно с замахом он, согнув в колене правую ногу (при броске справа), выносит ее вперед-вверх, левой отталкивается вверх, а когда прямая рука окажется над головой, выпускает мяч;
б) то же, но, прежде чем выпустить мяч, игрок поворачивает туловище к цели, а замах выполняет прямой рукой вниз-назад-вверх. На рис. 8 показан бросок крюком с поворотом.
Бросок одной рукой снизу применяется с близких дистанций в движении против защитника, блокирующего мяч сверху. Для этого игрок, сделав последний шаг, прыгает вверх-вперед в момент достижения наивысшей точки выпускает мяч с руки, которая кратчайшим путем поднимается снизу вверх (рис. 9). После этого он приземляется на маховую ногу. Этот бросок можно выполнить с затяжным прыжком с согнутыми ногами.
Рис 8. Бросок в корзину крюком с поворотом.
Рис 9. Бросок в корзину одной рукой снизу.
Бросок двумя руками сверху выполняется аналогично броску одной рукой. Различие состоит в том, что мяч поднимается над головой обеими руками, согнутыми в локтевых суставах, кисти обхватывают мяч так, что большие пальцы направлены друг к другу, а остальные вверх.
Бросок двумя руками снизу в ходе игры чаще всего выполняется при стремительных проходах под щит. Техника его выполнения не отличается от техники броска одной рукой снизу, только мяч выпускается двумя руками.
Добивание мяча выполняется одной (двумя) руками в прыжке, после того как мяч отскакивает от щита или пролетает вблизи корзины. Прыгнув вверх, игрок принимает мяч на раскрытую кисть руки, слегка согнутой в локте, и толкает его в корзину. Броски сверху вниз и добивание мяча имеют большое значение во время активной борьбы с противником под щитом.
Ведение мяча.
Ведение мяча - прием (классификация ведения мяча представлена на рис.10), дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед несколько в сторону от ступней.
Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).
Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров и соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно (рис. 11). Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.
Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.
Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой (рис 12).
Рис 10. Классификация ведения мяча.
Рис 11. Ведение мяча.
Рис 12. Способы обводки соперника
Финт - это сложное действие, состоящее из нескольких приемов игры. Применяя различные приемы в определенном сочетании, нападающий стремится уйти от защитника или обыграть его в единоборстве. Выполнение финтов - это тонкое искусство, основанное на быстроте действий, умении быстро переключаться с одного движения на другое и чувстве равновесия.
В технике выполнения финтов различают начальное - ложное- движение и заключительное - истинное. Ложное движение нужно выполнять так, чтобы противник принял его за истинное и сделал соответствующее защитное движение. Вторую часть действия следует выполнять в другом направлении и значительно Финты выполняются комплексными движениями рук, ног, туловища и головы, на месте и в движении, без мяча и с мячом. Финты без мяча применяются для освобождения от плотной опеки защитника. Для этого нападающий неожиданно изменяет скорость передвижения, якобы уходит в одну сторону и тут же делает резкое ускорение в противоположном направлении, неожиданно останавливается после быстрого бега, поворачивается и т. п.
Финты с мячом разнообразнее. Они применяются для беспрепятственного выполнения передач, бросков в корзину и ведения мяча.
Классификация финтов еще недостаточно разработана, ниже приводятся финты, наиболее часто встречающиеся в игре.
Финт с имитацией передачи мяча. Нападающий выполняет движение как бы для передачи влево (вправо), но, не закончив его, быстро передает мяч в другом направлении. Первое движение (ложное) сопровождается соответствующей мимикой и взглядом. После ложной передачи может последовать и бросок в корзину, если представится такая возможность.
Финты с имитацией броска в корзину. Нападающий движением рук, головы и мимикой показывает, что будет бросать мяч в корзину. Когда защитник поднимет руки для блокировки мяча, нападающий переходит на ведение под руками противника. Этот финт можно выполнять и в прыжке. Например: якобы решив бросить мяч в прыжке, нападающий в воздухе передает мяч своему партнеру; будто бы предприняв бросок в прыжке одной рукой сверху, нападающий бросает мяч одной рукой снизу и т. п.
Финты с имитацией перехода на ведение. Нападающий делает выпад вперед- в сторону, будто собирается в этом направлении обвести защитника. Как только последний перенесет тяжесть тела в этом направлении, нападающий резко отталкивается выставленной вперед ногой и, изменив направление, переходит на ведение с другой стороны защитника. После первого ложного движения можно передать мяч или бросить в корзину.
Повторный финт состоит из нескольких повторений однотипных движений. На рис. 13 игрок выполняет финт с имитацией обводки справа с повторным проходом в этом же направлении после некоторой паузы. Сложнее других финты в движении, выполняемые в сочетании с ведением путем изменения направления, ложных движений туловищем, смены рук и т.п.
Рис 13. Двойной финт с проходом.
Техника защиты
Усилия команды, стремящейся всеми силами победить, окажутся напрасными, если игроки ее будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях.
Технический арсенал нападающего значительно богаче, чем защитника. Опыт показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.
Технику защиты подразделяют на две основные группы:
технику передвижений;
технику овладения мячом и противодействия (рис 14).
Рис 14. Классификация техники защиты
Техника передвижений
Характер и особенности способов передвижений по площадке обусловливаются конкретной ситуацией и целевой установкой игрока на активные, самостоятельные оборонительные действия и взаимодействия с партнером.
Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за своим подопечным, защищающий игрок должен держать в поле зрения мяч и других игроков соперника.
Стойка с выставленной вперед ногой применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему сделать бросок или пройти под щит. Игрок располагается, как правило, между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх-вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону-вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины (рис. 15).
Стойка со ступнями на одной линии (параллельная стойка). Когда защитник опекает нападающего с мячом, готовящегося к броску в прыжке со средней дистанции, он сближается с опасным соперником в так называемой параллельной стойке и вытягивает руку к мячу, стремясь затруднить нападающему вынос мяча вверх для прицеливания.
Рис 15. Стойка защитника
Следует иметь в виду, что параллельная стойка, являясь менее устойчивой и равновесной, чем стойка с выставленной вперед ногой, в то же время позволяет защитнику быстрее реагировать, начинать активное противодействие броску и в определенной степени закрывать проход соперника как в правую, так и в левую сторону. Эту стойку используют в ряде ситуаций при опеке центрового игрока, атакующего спиной к щиту, а также любого соперника без мяча, находящегося на дальней дистанции от кольца. При активной защите используется также так называемая «закрытая стойка», когда игрок защиты располагается близко к нападающему, лицом к нему, стремясь отрезать сопернику путь к мячу, не дать ему возможности получить мяч
Передвижения.
Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении, все время изменяя направления бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед), управлять скоростью своего передвижения в момент противодействия, а также соперников, наращивая скорость на коротком отрезке дистанции, обеспечивая сокращенный тормозной путь и резку остановку (рис. 16).
Способы бега, рывка, остановок, прыжков, используемых защитником, аналогичны описанным способам, используемым в нападении. Однако в отличие от нападающего в целом ряде случаев защитник должен передвигаться на слегка согнутых ногах приставным шагом, особенность которого в том, что первый шаг делают ногой, ближайшей к направлению движения, второй шаг (приставной) должен быть скользящим. При этом нельзя скрещивать ноги и переставлять толчковую ногу за опорную, чтобы не снижать скорость и маневренность.
Специфичные моменты при передвижениях защитника:
постоянная смена исходного положения;
неполная информированность о предстоящем направлении движения вплоть до начала атаки соперника;
выполнение рывка после предыдущих ускорений, направление, способ, другие кинематические и динамические моменты, характеристики которых каждый раз существенно различаются;
необходимость соответствия параметров начального движения параметрам скорости и траектории полета мяча, передвижению соперников, индивидуальным особенностям выполнения технического приема;
разнообразие и разнонаправленность «пусковых» сигналов (звуковые, направление взгляда соперника, начало движения соперника или партнера, подсказка тренера и т.д.);
возможность активного старта с предварительного подскока с помощью усилий взрывного характера.
Рис 16. Передвижения защитника.
Техника овладения мячом и противодействия
Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.
Выбивание мяча. В настоящее время рациональность и эффективность приемов выбивания мяча значительно выросли в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении этих приемов контакт руки защитника одновременно с мячом - с рукой нападающего.
Выбивание мяча из рук соперника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого он выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. В удобный момент выбивание осуществляется резким (сверху или снизу) коротким движением кистью с плотно прижатыми пальцами. Рекомендуется выбивать мяч в момент ловли и преимущественно снизу. Особенно эффективно выбивание снизу из рук приземляющегося соперника, который поймал мяч в высоком прыжке и не принял необходимых мер предосторожности. Если защитник был вынужден среагировать на финт соперника и выпрыгнуть вверх, то в момент приземления ему следует выбить мяч и тем самым не допустить бросок или проход.
.
Рис 17. Выбивание мяча у соперника при ведении
Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает и слегка отпрыгивает назад, оставив сопернику прямой путь к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к сопернику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки (рис. 17). Выбить мяч у нападающего можно и сзади в начальный момент прохода.
Перехват мяча. Перехват мяча осуществляется при передаче. Успех данного способа перехвата зависит, прежде всего, от своевременности и быстроты действий защитника. Если нападающий ждет мяч на месте, не выходит навстречу ему, то перехватить его сравнительно нетрудно: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка.
Обычно нападающий выходит на мяч. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Плечом и руками он отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им (рис. 18). Чтобы не столкнуться с нападающим, защитник, проходя вплотную мимо него, несколько отклоняется в сторону. После овладения мячом ему лучше сразу перейти на ведение, чтобы избежать пробежки. Перехват мяча осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего, ведущего мяч. Для этого ему необходимо подстроиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому уже продолжать вести мяч, но в другом направлении.
Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается (рис. 19).
Рис 18. Перехват мяча
Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока соперника. Например, центровой получает мяч и сразу же с поворотом в прыжке атакует корзину. Однако другой защитник, повернувшись к нему для подстраховки, накрывает мяч сзади в начальный момент основной фазы броска. При накрывании мяча нужно избегать движения рукой (или руками) сверху вниз, особенно при противодействии броску двумя или одной рукой снизу (рис. 20).
Рис 19. Накрывание мяча соперника при броске в корзину.
Рис 20. Накрывание мяча сзади при броске в корзину
Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча траектории полета в кольцо является момент, когда он уходит от кончиков пальцев и уже не контролируется нападающим (рис. 21).
Рис 21. Отбивание мяча в сторону при броске соперника.
Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. После броска нападающего защитник должен преградить сопернику путь к щиту, занять устойчивое положение, затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в силовой борьбе помешать сопернику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу (рис. 22).
Детей будут в преимуществе. Игра в баскетбол станет здоровьеоберегающей, развивающей игрой для детей. Глава 3.Экспериментальное исследование создания педагогических условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол Данное экспериментальное исследование по изучаемой проблеме было проведено на базе Урской средней образовательной школы. Целью экспериментального исследования...
И спорт, 1971.-278с. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие – Краснодар: КГАФК, 1997.-179с. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе – 1990.-№1- с.18-21. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореф, дис….конд. пед. наук. – м., ...
И Спорт, 1997.-480с. 6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7- с.17-18. 7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 1986. – 111с. 8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с. 9. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Киев, ...
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта « ». Сегодня мы поговорим про одну из неотъемлемых частей судейского процесса в баскетбольном матче — жестах судей. Жесты баскетбольных судей служат для того, чтобы объяснить, как зрителям, так и судьям-секретарям, какой пункт правил баскетбола был нарушен, кем он был нарушен и какие санкции понесет нарушивший правила игрок.
При написании этой статьи были использованы 2010 года, которые на данный момент являются основой для проведения всех профессиональных баскетбольных турниров на территории, находящейся под контролем Международной федерации баскетбольных ассоциаций. Цитируя эти правила: «Жесты, приведенные в данных Правилах, являются единственными официальными жестами. Они должны использоваться всеми судьями во всех играх. Важно, чтобы судьи-секретари также были знакомы с этими жестами».
Рассказ о жестах баскетбольных судей мы начнем с жестов, которыми обозначаются броски по кольцу , удачные попытки бросков, а также обозначение количества набранных очков.
Правила баскетбола: жесты судей — бросок по кольцу
Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.
Правила баскетбола: жесты судей в баскетболе об игровом времени
Административные жесты
баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями.
Правила баскетбола: административные жесты судей
Следующая группа жестов, которая включает в себя одиннадцать видов жестов, призвана демонстрировать зрителям и судьям-секретарям — какие именно правила баскетбола
были нарушены в данном конкретном эпизоде. Жест судьи
расскажет нам, была ли у игрока пробежка или он использовал неправильно ведение (двойное ведение, пронос мяча), был ли игрок слишком долго в трехсекундной зоне или не успел ввести мяч в игру, была ли умышленная игра ногой или игрок нарушил правило зоны.
Второй шаг заключается в том, чтобы продемонстрировать, какой именно тип фола имел место: неправильное использование рук, столкновение с игроком, владеющим мячом, или с игроком без мяча. Также, в определенных ситуациях судья может назначить обоюдный фол, технический фол, неспортивный фол или даже дисквалифицирующий фол.

Наконец, третий шаг судьи — уведомить о количестве предоставленных штрафных бросков (один, два или три броска). Если нарушение правил не предусматривает выполнения штрафных бросков, то судья должен указать направление для продолжение игры.
Итак, судья уже показал вид и тип нарушения правил и определил меру наказания для него. Последняя группа жестов баскетбольных судей относится непосредственно к выполнению штрафных бросков (свободных бросков). Причем, вид жеста отличается в зависимости от того, находится ли судья внутри ограниченной зоны, либо за её пределами.
Вот и подошла к концу статья, посвященная таким важным элементам баскетбола, как жесты судей. Благодаря ней мы сможем без помощи комментатора (особенно в англоязычных трансляциях) разобраться с тем, кому и за какое нарушение правил игры в баскетбол назначили персональное замечание; мы увидим, как судья, находящийся на площадке жестами обращается к своим коллега, находящимся за судейским столиком. Теперь — язык жестов арбитров может стать для нас открытой книгой.
Кстати, в тему жестов баскетбольных судей — одно очень смешное видео.
9dSMG1FTSjg
Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!