Как футбол влияет на здоровье. Детский футбол – путевка в жизнь для маленького спортсмена

Футбол, бесспорно, игра мирового уровня. Увлечение этим видом спорта охватило миллионы людей по всему миру.

Футбольная культура включает свои поведенческие нормы, особую символику и знаки, даже свою, скажем так, иерархию. В футболе есть свои преданные фанаты, которые не просто читают новости футбола , а по-настоящему проникаются игрок, посещают домашние и даже выездные матчи.

Но за всей этой красочностью и азартностью многие перестают воспринимать футбол как спорт, то есть как один из вариантов организации собственной физической активности. Занятия футболом могут стать отличной альтернативой однообразным походам в тренажерный зал и помогут разнообразить досуг.

Игра в футбол проходит очень активно и, на самом деле, дает организму сильную физическую нагрузку. Она включает разнообразные повороты корпуса, рывки, выпады, бег, сильные удары ногами — и все это происходит очень интенсивно, в быстром темпе. Если не просто толкать мяч, а воспринимать игру в футбол именно как тренировку, то такие занятия могут стать отличным вариантом для регулярного тренинга. Кстати, более эффективными будут игры в небольших командах, например, по пять человек, как в мини-футболе. Тогда каждый игрок будет больше вовлечен в процесс и, соответственно, получит больше нагрузки.

Занятия футболом не «построят» вам красивое, рельефное тело с накачанными мышцами, как в бодибилдинге, но это очевидно, так как характер тренировок абсолютно разный. Футбол в свою очередь хорошо влияет на состояние и здоровье организма в целом. Во-первых, регулярные тренировки повышают силу и выносливость организма и способствуют поддержанию отличной физической формы. Во-вторых, смешанные аэробно-анаэробные нагрузки, интервальные и непрерывные, помогают в борьбе с лишним весом. В-третьих, футбол отлично тренирует мышцы ног, если конечно вы гоняете мяч на футбольном поле, а не активно играете в футбол онлайн .

Тем не менее, футбол также способствует наращиванию мышечной массы, но за счет сочетания силовых и кардионагрузок спортсмены не раздаются до огромных размеров, а остаются достаточно стройными и подтянутыми. Постоянный бег очень укрепляет костный аппарат, что значительно снижает риск переломов
Полезны футбольные тренировки и для внутренних органов. Так, подобные нагрузки укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают легкие и увеличивают их объем, что в свою очередь улучшает подачу кислорода в организм. Также занятия футболом регулируют артериальное давление и уровень холестерина в крови.

Главный плюс занятий футболом в том, что для начала тренировок нет ограничений по возрасту и физической подготовке. Этот спорт будет под силу как новичку, так и опытному атлету.

Во время занятий улучшается и эмоционально-психическое состояние спортсмена. Концентрация на игре отвлекает от повседневных проблем, а полная физическая отдача дает эмоциональную разгрузку. Вот время сильных ударов по мячу уходит и агрессия, что способствует сохранению спокойствия в обычной жизни.

Занятия футболом также станут отличным вариантом для приобщения к спорту детей и подростков. Тренировки занимают достаточно много времени, поэтому у юных спортсменов не останется времени на глупости.

Большим плюсом, как для детей, так и для взрослых, в футболе является то, что это командная игра. Взаимодействие с другими игроками учит человека находить общий язык с другими людьми, нести ответственность, в том числе и коллективную, развивает личные качества.

Поэтому, если вы все еще ищете для себя спорт по душе, присмотритесь, вдруг ваше любимое увлечение может стать еще и отличным вариантом поддержания физической формы. Ведь можно не просто любить футбол, скажем так, на расстоянии, смотреть матчи и делать онлайн ставки на футбол . Можно сколотить свою команду из близких друзей и сделать футбол полноценной частью своей жизни.

Рано или поздно родители задумываются о выборе спортивной секции для своего ребенка. Многие выбирают секцию футбола для детей. Детишки часто бывают капризными и не хотят идти заниматься туда, куда их отдают. Поэтому выбрать секцию родителям не всегда просто.

Помню себя в детстве — я очень сильно любил подвижные виды спорта. Отец заметил это, еще когда я ходил в детский садик. Помню, нам тогда проводили и с раннего возраста прививали здоровые привычки. Он подавал мне футбольный мячик, и я с детским энтузиазмом бил его ногой. Удары получались неслабыми, как для трехлетнего мальчика.

Секция футбола в нашем поселке, была, но я туда не попал. Однажды в первые дни моей учебы в первом классе в школу явился тренер из секции гандбола и предложил всем мальчикам пойти туда. Я и почти все остальные ребята в классе не отказались, хотя понятия не имели, что такое гандбол. Детишкам интересно познавать все новое

Думаю, если бы его опередил тренер из секции футбола, я бы вместо 11 лет гандбольных тренировок пробегал бы столько же в футбол. О гандболе мы еще поговорим. А в этой статье речь пойдет о пользе футбола.

Если вы заметили хоть какие-то задатки игры в футбол у своего ребенка, смело отдавайте его в секцию футбола. Для него это будет в радость, позже вы сами увидите...

Он и сам может попроситься у вас записать его в эту секцию. В этом случае не стоит сомневаться и запрещать ему. Это в основном касается некоторых мам, которые озабочены чрезмерными переживаниями о том, что их ребенка могут там покалечить и т.п.

Дети чувствуют, к чему у них лежит душа лучше, чем их родители, не так ли? Причем, это касается не только футбола. Отдавая детей в секцию, которая им нравится, вы делаете весомый вклад в и помогаете им начать поиски своего жизненного предназначения.

Пюсы футбола

Итак, главный плюс этой секции для детей состоит в том, что они делают первые шаги в поисках своего предназначения. Впрочем, это касается любой секции, не только спортивной.

Футбол дает не только физическое, но и интеллектуальное развитие. Ведь это не просто какая-то беготня по полю с футбольным мячом, как считают большинство женщин, а очень умная тактическая игра.

В секции футбола дети получают абсолютно все возможности выразить себя на игровом поле. А это одна из самых главных составляющих личностного развития. Так что не мешкайте и помогите детям сделать первый шаг к личностному росту...

За счет динамичности и подвижности игры в футбол прекрасно развивается координация движений и реакция. . Так пускай же дети бегают и живут на полную!

Играя в футбол, укрепляется сердечно-сосудистая система детей. Бег благотворно влияет на сердце. Его объем со временем увеличивается, и это означает, что оно обретает способность перекачивать больше крови.

У всех футболистов ноги приобретают мышечную рельефность и силу.

Как видите, плюсов футбола достаточно. А вот минусов, по-моему, вообще нет. Возможно, я мог что-то упустить. Думаю, что вы дополните меня, если что...

И снова в далекое детство...

Как я уже говорил в начале статьи, мое увлечение гандболом началось в раннем возрасте. В эту секцию я попал в 6 лет. Футбол мне тоже нравился и я не обходил его стороной.

В день тренировки, будучи в школе, я, ерзая на стуле и постоянно поглядывая на часы, с нетерпением ждал окончания всех уроков, чтобы поскорее пойти туда, где на протяжении двух часов я полностью выматывался и после чего, довольный, возвращался домой.

В конце каждой тренировки тренер давал нам погонять в футбол, чтобы наше развитие носило многосторонний характер.

Что еще?

Секция футбола для детей, кроме всего прочего, даст им возможность приобрести много друзей и стать более коммуникабельными и общительными. Раскованность в общении — очень хорошая черта характера. Особенно для парнишек.

Ах да, совсем забыл сказать, что футбол также развивает и креативное мышление. Способность нестандартно мыслить тоже подвластна тренировке. Футбольная секция, на мой взгляд, — один из лучших вариантов спортивного развития ребенка, если ему это, конечно же, по душе.

Надеюсь, что в вашем городе или поселке имеется разнообразие секций, в которые можно записаться юным победителям.

В моем городе самыми популярными секциями являются футбол и плавание. — развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Напоследок хочется сказать следующее. Старайтесь прислушиваться к своим детям. Родители должны направлять их, а не решать абсолютно все за них. В некоторых вопросах они намного компетентнее, чем вы думаете...

Детишкам нужно давать чуть больше свободы в некоторых решениях и когда-то, непременно, они заставят родителей гордиться ними.

С вами был Денис Стаценко. Всем ЗОЖ! Увидимся


Введение

1 Роль и средства физической культуры на здоровье человека

2 Роль футбола в физическом воспитании

3 Физическая подготовка в футболе

4 Программа "Подготовка юного футболиста" для подростков 12-17 лет на 2 года обучения

5 Сущность упражнений футболистов

1 Характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте

2 Понятие о скоростных способностях, их виды

1 Исследование футболистов среднего возраста

2 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложения

скоростной футболист подросток обучение

Введение


В связи с тем, что в детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно. Для обнаружения изменений, обусловленных действием физической нагрузки на организм, весьма значимым является комплексный подход к оценке функционального состояния человека. В связи с этим представляется актуальным изучение комплекса показателей, характеризующих функциональное состояние лиц подросткового возраста с разной двигательной активностью.

Основой физиологического совершенства является единство всех функций организма. Можно предположить, что чем больше систем и органов испытывают напряжение под воздействием физических нагрузок, тем более совершенным становится организм спортсмена. Регулярные, в меру интенсивные занятия спортом не только помогают поддерживать свою фигуру в норме, но и благоприятно сказываются на здоровье. Футбол бесспорно, относится к тем средствам физического воспитания, которые наиболее существенно влияют на всестороннее развитие человека.

Физические упражнения улучшают работу сердечнососудистой системы, стабилизируют уровень холестерина в крови и АД, что помогает избежать таких заболеваний, как инфаркт и инсульт.

Регулярные занятия футболом способствуют улучшению двигательной координации и оказывают положительное воздействие на все без исключения системы и органы организма за счет увеличения количества потребляемого организмом О2 (что особенно важно для сердца). К тому же, игра в футбол укрепляет кости, а это существенно снижает риск перелома при падении.

Систематические занятия спортивными играми (футболом) способствуют значительному приросту силовых показателей, жизненной емкости легких и максимального потребления кислорода по сравнению с нетренированными лицами.

Цель данной работы: выявить развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.

Объект: дети среднего школьного возраста.

Предмет: развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.


Глава 1. Воздействие Футбола на организм


1.1 Роль и средства физической культуры на здаровье человека


Физическая культура является важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту". Она содействует повышению трудовой и социальной активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень физического развития и здоровья людей, степень использования физической культуры в сфере образования и воспитания, в быту, производстве, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является степень совершенства и физическая подготовленность двигательных навыков и умений, высокий уровень развития жизненных сил, эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, спортивные достижения.

Роль физической культуры во все времена, была значительно важной для укрепления, здоровья, организма человека. Физическая культура как неотделимая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на воспитание и развитие всех слоев населения.

В наш век - век значительных физических, технических и социальных преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, физические и нервные перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы бытового и профессионального порядка и как следствие - нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли укреплению и восстановлению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, робототехника и электроника на производстве, лифт, автомобили, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.

К ним следует отнести:

·образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;

·спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации морально-волевых и физических возможностей человека;

·прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к воинской службе и трудовой деятельности средствами профессионально-прикладной физической культуры;

·оздоровительно-реабилитационные и реактивные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения восстановления и утомления временно утраченных функциональных возможностей организма. Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической ультуры, можно отметить эстетическую, нормативную, воспитательную, и др

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Средства физического воспитания

Физические упражнения;

Естественные силы природы;

Определенные гигиенические факторы;

Трудовые средства.

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное, используемое в соответствии с задачами и закономерностями физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности

Цель физического упражнения - преобразовать тело человека, оказать определенное воздействие на организм. Любое двигательное действие рассматривается со стороны его содержания и формы.

Форма - это техника упражнения. Содержание и форма взаимосвязаны. Первично содержание, оно влияет на форму и наоборот.

Техника - это способ решения двигательной задачи. Способ может быть эффективным и нет, рациональным и нет.

Можно говорить об образце выполнения техники того или иного упражнения для решения двигательной задачи. Образец техники двигательного действия определяется целью, условиями выполнения цели (приземление после прыжка в высоту в соответствии от того, на что приземляешься).

I. Техника как образец

II. Техника как идеал, к которому надо стремиться.

Основа техники двигательного действия - это совокупность необходимых и достаточных для решения двигательной задачи, частей двигательного действия (указанным способом).

Пример: "Основа техники прыжка в высоту "перешагивание"

Разбег - отталкивание дальней ногой от планки, переход через планку "перешагиванием".

Приземление.

Эффективность двигательного действия зависят от деталей: а) общие детали; б) индивидуальные детали.

Общие детали техники - зависят от цели и условий выполнения двигательного действия. Индивидуальные детали - зависят от особенностей исполнителя.

Пример: Новичка обучают общим деталям техники. В основе техники выделяют ведущую часть, которая называется ведущим звеном.

Пример: в прыжке - толчок. В любом двигательном действии выделяют части, но не равные по значению для его выполнения: звенья и детали.

Пример: Если не выполняешь одно звено, то будет уже другое двигательное действие.

Нагрузка - это влияние физической работы на организм исполнителя. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму отдыха и нагрузок, питания и внешних условий занятий (освещенность, чистота, вентиляция мест занятий) содействуют эффективности проводимых физических упражнений.


1.2 Роль футбола в физическом воспитании


Футбол представляет собой такой вид спорта, который самым большим образом способствует разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляет организму исключительно высокие требования.

Игра в футбол, связанная с необходимостью поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени и выполнять порою работу максимальной интенсивности на фоне значительного общего утомления и стресса, требует высокой устойчивости во взаимосвязи функциональных систем. Поэтому технические и тактические умения футболистов проявляются в игре с должной эффективностью лишь на фоне высокого уровня их физической подготовленности.

Все спортивные игры сопряжены с различной по характеру и интенсивности психологической нагрузкой, футбол не является исключением. Во время игры футболисты испытывают стресс, который непременно отражается на их спортивном и техническом мастерстве. Именно по этому, данная работа актуальна, так как важно знать какое влияние оказывает стрессовое состояние на спортивное и техническое мастерство футболиста и к каким последствиям может привести.

Занятия футболом вырабатывают способность быстро осваивать двигательные действия и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость в футболе проявляется в движениях с мячом, без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков самого широкого проявления координационных возможностей. Кроме этого двигательная деятельность в футболе протекает в условиях единоборства и постоянно меняющихся внешних условий (состояние поля, зрители, погода), что требует высокого проявления ловкости.

Футбол является достаточно распространенным видом спорта во многих странах. Во дворах часто можно заметить подростков, играющих в эту увлекательную игру, а по телевидению спортсменов, которые посветили этой игре всю свою жизнь.

Однако, многие ли задумываются о том, как влияют занятия футболом на человеческий организм? А зря, ведь футбол, это тот же спорт, и влияет он на физическое состояние, более чем положительно.

Итак, как же влияет на организм футбол?

Укрепляет кости.

Не смотря на то, что в футболе футболисты часто получают травмы ног, научно доказано, что постоянные занятия футболом укрепляют костные мышцы, а также повышают скорость восстановления костей. Кроме того, футболисты не испытывают проблем с костями в старости.

Также, ученые установили, что футбол как и, возможно, все другие игры с мячом - очень эффективный метод профилактики возрастных патологических изменений костей и частых переломов у людей пожилого возраста.

В первом эксперименте приняли участие женщины, в возрасте 20-47 лет, которые в течение восьми месяцев трижды в неделю играли в футбол. После чего им были сделаны ряд медицинских исследований, которые выявили, что у женщин, игравших в футбол, в сравнении с другими женщинами их возраста заметно выше плотность костей голени. Помимо изменений в плотности костной ткани, ученые отметили увеличение объема и массы мышц голени и бедра, в особенности это касалось икроножных мышц, что способствовало улучшению устойчивости тела и баланса тела в целом.

Спустя еще шесть месяцев ученые отмечают увеличение плотности костей не только в костях голени, но и в организме в целом. У женщин занимающихся футболом состояние костной ткани было гораздо лучше, в сравнении с другими контрольными группами, те, кто занимался бегом или женщин лишенных спортивной нагрузки.

Повышает выносливость.

Футбол влияет на выносливость, ничуть не хуже чем бег. Соответственно, этот вид спорта оказывает положительное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы. У людей, которые занимаются футболом, сердце способно легко адаптироваться как к умственным, так и физическим нагрузкам, у них практически не бывает обмороков или тахикардии. Взять, к примеру, тех же членов фкювентус, все они просто сияют здоровьем и красотой.

Кроме того, при занятиях футболом тренируются легкие и развиваются икроножные мышцы, мышцы бедра и голени, что чрезвычайно полезно не только для мужчин, но и женщин. У женщин футболисток ноги всегда привлекательные и стройные.

Улучшает реакцию и тренирует умственные способности. В футболе главное - не прозевать мяч. Футболисты всегда должны мгновенно реагировать на подачи от игроков противника или же игроков своей команды, они всегда должны следить за мячом и должны уметь во время забивать его в ворота. Такое постоянное наблюдение за игрой, значительно влияет на скорость реакции и тренирует сообразительность.

Помимо улучшения свойств костной ткани ученые отмечают положительную динами в работе сердечно-сосудистой системы, и со стороны органов дыхания, у людей занимающихся спортом наблюдается значительное снижение общего холестерина в крови, что отражается на уменьшении процесса образования атеросклеротических бляшек в сосудах головного мозга - в связи с этим улучшается работа и нервной системы, почечных сосудах, в коронарных сосудах, и сосудах нижней конечности.

Сердце людей занимающихся спортом лучше адаптируется к различной умственной и физической нагрузке, вследствие чего людей практически не беспокоят боли в области сердца, одышка при физической нагрузке, они меньше подвержены усталости, как от физической, так и от умственной работе, у них нормализуется цикл сна, в следствии улучшении работы головного мозга, практически отсутствует утренняя гипотония и сонливость.

Так же необходимо отметить и значительный интерес людей к этому виду спорта, что в конечном итоге заставляет их отказываться от своих вредных привычек для улучшения своих спортивных показателей и состояния здоровья в целом.

Футбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми техническо-тактическими действиями и разнообразными движениями. Современный футбол отличается разнообразием и сложностью технических приемов. Систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на будущих футболистов: обеспечивается нормальное физическое развитие, совершенствуется функциональная деятельность их организма. Занятие спортом способствует также воспитанию целого ряда положительных черт и качеств характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к соперникам или партнерам в играх, активности, сознательной дисциплины. пунктуальности, спортивной этики, чувства ответственности.

Поэтому занятие в секции футбола содействуют как физическому, так и нравственному развитию подростков и детей. Занятие футболом дают возможность постоянно совершенствовать и развивать работу сердечно-сосудистой системы, нервной системы, мышечного аппарата, повышать общую тренированность юного спортсмена Командный характер игры и высокий техническо-тактический уровень современного футбола предъявляет повышенные требования ко всем сторонам психики воспитанников секции. Футбол воспитывает не только быстроту, ловкость, силу, но и чувство коллективизма, мужество, волю к победе.

Таким образом, футбол является эффективным средством воспитания растущей личности.

Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.


1.3 Физическая подготовка в футболе


Деятельность футболиста характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Мышечная работа высокой интенсивности перемежается периодами относительного покоя и пониженной активности. Ускорения, прыжки, рывки, чередуются с равномерным легким бегом, остановками, ходьбой, и выполняются с изменением направления, темпа и ритма движения. Такая деятельность связана с осуществлением определенных физических нагрузок и сопровождается значительными функциональными сдвигами в протекании вегетативных процессов, в первую очередь обмена веществ, кровообращения и дыхания.

Игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, ходьбы и бега. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах (прыжок, подкат, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи.

С помощью специальных упражнений, которую в большей части направлены на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по структуре и характеру выполнения с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами.

Развитие физических качеств спортсменов, которые занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: переменного, равномерного, повторного, контрольного, интервального, темпового, "до отказа", с ускорением, с максимальной интенсивностью, а также соревновательного и игрового.

В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. В процессе многолетних занятий футболом соотношение специальной и общей физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства.

Основную роль в специальной и общей физической подготовленности футболиста играют быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. Именно эти физические качества отражают уровень двигательных возможностей футболиста и его физическое состояние.

Тем более, игра в футбол помимо физической нагрузки позволяет лишиться напряженности и стресса. Люди, которые играют в футбол намного проще идут на контакт с окружающими, что имеет большое значение в развитии не только детей, но и в жизни взрослого.

Итак, физическая подготовка представляет процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, укреплением здоровья, разносторонним физическим развитием.

Физическая подготовка делится на специальную физическую и общую подготовку. Цель общей физической подготовки - укрепление и развитие мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних систем и органов, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Цель специальной физической подготовки в футболе - совершенствование и развитие функциональных возможностей и физических качеств, специфичных для футболиста.

В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются упражнения из различных видов спорта и общеразвивающие упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся.


1.4 Программа "Подготовка юного футболиста" для подростков 12-17 лет на 2 года обучения


Программа рассчитана на подростков, имеющих начальную подготовку в данном виде спорта. Желательно последовательно переходить от одного года тренировки к другому. При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего уровня физического развития, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах на втором году обучения, успешно справившись с нормативами.

Занятия проходят 4 раза в неделю. На каждую учебно-тренировочную группу отводится 6 часов в неделю и 216 часов в год. Основная форма организации образовательного процесса - групповая.(См. при1.)

Методическое обеспечение программы Программный материал для групп секции состоит из практического и теоретического разделов. Занятия по теоретическому разделу проводятся в течение всего учебно-тренировочного года в виде бесед в процессе практических занятий. Теоретический раздел включает сведения по основам закаливания и гигиены организма.

В этом же разделе обучающиеся получают необходимые сведения об основах тактики и техники игры, основам судейства и правилам игры. Практический раздел программы включает специальную физическую, техническую, общую подготовку, тактическую подготовку, сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки и участие в соревнованиях.

Общая физическая подготовка юного футболиста обеспечивается упражнениями общеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, и др.

С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие скоростно-силовых и двигательных качеств, повышается выносливость и общая тренированность подростков и детей, укрепляется мышечный аппарат.

Специальная физическая подготовка строится с учетом особенностей игровой деятельности футболиста и включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста.

Продолжительность и интенсивность упражнений, соотношение специальной и общей физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.

Одной из задач всесторонней подготовки подростков, занимающихся в секции, является овладение основами техники футбола. Техническая подготовка представляет собой процесс обучения юных спортсменов техники действий и движений, служащих средством ведения спортивной борьбы в футболе.

Игра в футбол требует умения владеть комплексом специальных приемов: ведения мяча, ударов по мячу, остановок, отбора и вбрасывание мяча, обманных движений, а также техникой игры вратаря. По мере освоения технической подготовки, усложняется условия выполнения упражнений: передача мяча с различной степенью силы, остановка мяча в движении и т.д.

Увеличивается быстрота исполнения приема, вводится активное и пассивное сопротивление со стороны партнера. В ходе технической подготовки основное внимание уделяется правильности выполнения приемов и движений. Совершенствование владения основными техническими приемами проводится в игровых упражнениях и в процессе самой игры. Конкретный подбор упражнений определяется возрастом занимающихся, качеством материально-технической базы и уровнем подготовленности.

Важной составляющей учебно-тренировочного процесса является тактическая подготовка.

Обучение тактики футбола рассчитано на несколько лет обучения и основывается на технической подготовленности игроков. Тактическая подготовка проводиться при помощи различных методов. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках.

Групповые и индивидуальные тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в мини-футбол, непосредственно в игре. Программа подготовки юных футболистов включает обучение основным навыкам инструктажа и судейства. Обучение этим навыкам проводится в ходе двусторонних игр.

Количество часов, отводимых на каждый вид подготовки, определяется учебным планом-графиком работы группы и зависит от возраста занимающихся и уровня их подготовленности.

Составной частью учебно-тренировочного процесса являются соревнования юных футболистов. Соревнование позволяет тренеру выявить эффективность методов обучения и содействуют формированию морально-волевых качеств юных футболистов.

Календарь соревнований составляется на каждый учебно-тренировочный год.

В зависимости от уровня подготовленности команды могут принимать участие в соревнованиях различного уровня от внутришкольного до областного и городского и выше.


1.5 Сущность упражнений футболистов


Для оценки спортивного и технического мастерства футболистов были использованы следующие упражнения:

передача мяча от партнера к партнеру - это основной приём техники нападения, который даёт возможность нападающим осуществлять взаимодействие между собой на площадке, основными требованиями к передаче мяча в различных игровых ситуациях являются точность, быстрота, своевременность и её неожиданность для соперника;(См.пр.2а,)

результативность по пробиванию пенальти - штрафных ударов с отметки 11 метров, вероятность гола с этой точки максимальна, во время исполнения пенальти запрещенооткатывать мяч назад, удар производится только вперед; (См.пр.2б)

нападающий удар - показывает скоростные качества игрока, его техники обводки и мастерство удара, говоря об игре нападающих, нередко отмечают голевое чутье, т.е. умение предугадать направление развития атаки и оказаться в нужный момент в нужном месте;

владение мячом в количестве раз - (головой или голенью) это базовое упражнение, которое учит чувствовать мяч и помогает улучшить координацию движений; (См.пр. 2.в)

принятие мяча по количеству раз - показывает, сколько раз игрок может принять переданный мяч от партнера, оценивает координацию, скорость реакции игрока;

передача мяча по количеству раз - требует от игрока тонкого расчета, быстрой реакции и четкого взаимодействия между партнерами;

точность передачи мяча - различаются: по назначению (на ход, под удар и пр.), по дальности (короткие - до 10 м, средние - до 25 м и длинные), по направлению (продольные, поперечные, диагональные - вперед и назад) и характеру передачи (низом, верхом и перекидной), точность показывает, насколько передача соответствует образцу, плану.

На передачу мяча от партнера к партнеру давалось 10 попыток, на пробивание пенальти давалось 5 попыток, на нападающий удар давалось 5 попыток, на владение мячом давалось 35 попыток, на принятие мяча по количеству раз давалось 10 попыток, на передача мяча по количеству раз давалось 10 попыток, на точность передачи мяча давалось 10 попыток.


Глава 2. Психолого-педагогический анализ проблемы развития быстроты у детей среднего школьного возраста через занятия футболом


2.1 Характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте


Детям 12-15 лет характерна сравнительно лёгкая ранимость и некоторая функциональная неустойчивость организма. Причинами этого является переходный возраст, то есть при переходе с детства в юность они переживают период сложных внутренних перестроек. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста в длину, в некоторой дискоординации движений, неуравновешенности, достаточно быстрой утомляемости, и появлении новых черт и изменений в характере.

В возрасте от 12-15 лет у детей начинается процесс бурного развития мышечной силы и заканчивается функциональное созревание мышц. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для последующего изучения сложных тактических действий, так как играющие освобождаются от обдумывания выполняемых приёмов и переключаются на решение тактических задач.

Согласованность вегетативных и двигательных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.

С точки зрения спортивной подготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нём у детей происходит наибольший прирост силы, ловкости, быстроты. Специальное развитие этих качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы. Главный упор необходим на развитие ловкости и быстроты, и особенно быстроты сообразительности и реакции.

Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся, используя упражнения с мячом, упражнения игрового характера.

Целенаправленное развитие выносливости и силы проводится главным образом в форме комбинированных и силовых упражнений одновременно с развитием быстроты и ловкости.

Собственно скоростные способности могут успешно развиваться и проявляться только в условиях конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определённых движений. Главным признаком соответствующих упражнений является направленность на достижение высоких скоростей перемещения тела и его частей в пространстве. Любые проявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от неё и, следовательно, обуславливаются координационными способностями.

Поэтому скоростные способности должны развиваться в единстве с совершенствованием и формированием двигательных навыков и умений. Существенно то, что с увеличением скорости движений затрудняется контроль над ними. В связи с этим обязательным является соблюдение методического требования - чередовать скоростные упражнения с отдыхом или совсем прекращать их а данном занятии при достигнутой максимальной скорости, а также при не устранённых в срочном порядке нарушений техники.

В работе с детьми соблюдение этого требования значительно усложняется из-за эмоциональности и привлекательности скоростных действий, а также из-за индивидуальных различий в скоростных возможностях. Развитие скоростных способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростных возможностей или же для поддержания скорости до конца упражнения. Поэтому развитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием таких волевых качеств, как целеустремлённость, настойчивость, упорство.

Этот процесс должен пронизываться ещё и интеллектуальными способностями, связанными с ориентировочными действиями и принятием целесообразных решений при совершенствовании быстроты сложных реакций, с самоконтролем, осмыслением чувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальных напряжениях.

По мнению Маслоу.А коростных способностей полезно связывать с обучением управлению скоростными параметрами движения в зависимости от условий и задач двигательной деятельности. Максимальные скорости не всегда целесообразны и необходимы. Нередко успешность двигательных действий лимитируется умением гибко пользоваться непредельными, оптимальными для данных условий скоростями реакции, циклических движений и передвижения.

Обучение этому, связанное с координационным упорядочением двигательных действий, целесообразно перемешать со специальным развитием максимальных скоростных возможностей. Так методом контрастного сопоставления различных мышечных усилий. Когда эталонным ориентиром служит максимальный, обеспечивается более точная их дифференцировка. Вместе с тем достигается обратный результат - интенсификация скоростных усилий. Переключение с максимальных скоростей на сниженные. Может служить и активному отдыху. Наконец, что особенно важно, проявление максимальных скоростных усилий в условиях сложной ситуационной двигательной деятельности (например, в футболе) не только немыслимо без таких сочетаний, но и приобретает практическую прикладную ценность.

Таким образом, эти упражнения соответствуют двигательным потребностям и интересам детей, приучают к мобилизации максимальных мышечных усилий в нужный момент и стимулируют их эмоционально-волевые проявления. Методические рекомендации и программа для учебно-тренировочных групп в футбольных школах в возрасте от 7до 17 лет имеет огромное значение в процессе многолетней подготовки юных футболистов. На этом этапе закладывается фундамент, на чем в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболиста.

При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, подростков, а также объективные закономерности развития, формировании систем организма, двигательных и других функции, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой.

В учебно-тренировочной работе детский тренер должен знать морфологические и функциональные изменения в системах организма на

разных этапах подготовки, а также учитывать при отборе педагогическую и психологическую пригодность детей, т. е. интеллектуальные способности юных футболистов, и пригодность их нервной системы к занятиям и соревнованиям по футболу. Особенно нужно обратить внимание на тренируемость функциональных систем и органов, определяющих достижения в футболе, т. к. без хорошей приспосабливаемости организма к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам трудно достигнуть высоких и устойчивых результатов в футболе.

При планировании учебно-тренировочной работы в группах 1-го и 2-го годов обучения обязательно нужно учитывать возрастные особенности подростков и детей, которые отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки при обучении. Если возрастной период с 7 до 10-11 лет можно назвать относительно спокойным и является наиболее благоприятным для развития "чувства мяча". В это время объяснение, рассказ не приводят к серьезным сдвигам в обучении технике футбола и знакомство с механизмами ударных действий и разными по форме (относительно более простыми) действиями с мячом происходит практически спонтанно. Поэтому примерно до 10 лет методом обучения является подражание. Естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается и в дальнейшем ее изменение зависит в основном только от тренировки. Юные футболисты в этом возрасте в принципе готовы осваивать практически любые по сложности технические приемы. Лимитирующим фактором для исполнения каких-либо приемов или заданий может быть недостаток естественного развития необходимых физических качеств. При этом изучение технических приемов, для выполнения которых у детей достаточно сил, вполне могут быть освоены, более того, возраст - с 11 до 14 лет является самым благоприятным для освоения разнообразных и сложных по форме движении.

В последнее время заметна акселерация физического развития у подростков. В начале полового созревания у 10-12-летних ребят имеют место бурно протекающие морфологические и функциональные изменения в системах организма. Именно в этот период наблюдается наибольшее увеличение роста и веса тела у мальчиков (для информации - у юных футболистов в темпах изменения роста наблюдаются некоторые отличительные особенности". В 10-11 лет заметен прирост длины тела, в 11

12 лет идет более значительная прибавка в росте, однако в 13-14 лет вновь наблюдаются различия в темпах изменения роста юных футболистов. Наиболее значительный скачок роста (более 10 см) в 14 лет, причем к 12 годам мальчики достигают 86% от своего будущего роста.

Примечательно, что высокорослые подростки и в период завершения роста сохраняют свое преимущество над сверстниками более низкого роста.

Полому нередко в своих возрастных группах добиваются успеха крупные, здоровые дети, опережающие своих одногодков по физическому развитию. Таких детей зачастую принимают за более способных и даже талантливых. Однако опережение ребенком своего роста еще не ласт надежных оснований для суждения о его будущих возможностях и способностях. Быстрый рост спортивных результатов в первые годы тренировок не гарантирует высоких достижений в будущем. В то же время отсутствие раннего развития не исключает последующего подъема. Быстрый рост результатов в детском возрасте чаще всею связан с чисто биологическими причинами, темпами превращения ребенка, подростка во взрослого. Замечено, что дети па какой-то отрезок времени могут опережать сверстников в развитии, но потом темп развития падает.

Ни для кого не секрет, что эффективность спортивной деятельности зависит от уровня развития двигательных качеств. В возрасте от 7 до 10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости движений, гибкости. После 8-10 лет наблюдается интенсивное развитие всей мускулатуры, а период 13-14 лет является этапом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функции. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются также высокие темпы прироста мышечной массы, с увеличением которой растет и сила. Максимальный прирост силы наблюдается у мальчиков до 13-14 лет. Дети младшего возраста отличаются незначительной выносливостью.

При прогнозировании перспективности и способностей юных футболистов нельзя пренебрегать и влиянием наследственных факторов. Данные немецких и японских ученых, по которым в среднем у 50% детей можно ожидать наличия выраженных спортивных способностей. Поэтому необходимо иметь полное представление о спортивных увлечениях и достижениях братьей, родителей, и т.д. Особое значение при определении перспективности юных футболистов имеют педагогические наблюдения.

Это то, что сложно измерить и оценить с помощью самой совершенной аппаратуры и получить ответы на важные вопросы:

·велик ли и устойчив у детей (подростков) интерес к занятиям;

·умеет ли сосредоточить внимание на главном, а также удерживать и своевременно переключать внимание в процессе учебно-тренировочной деятельности;

·внимателен ли футболист на занятиях;

·способен ли подросток самостоятельно осмысливать, критически оценивать собственную тренировочную деятельность и находить пути самосовершенствования в футболе;

·проявляет ли настойчивость в достижении цели при выполнении даже незначительных заданий тренера; как быстро обучается он тактике и технике и какие приемы игры удаются ему особенно легко, какие с трудом, с чем это связано;

·стремится ли подросток быть лидером в ходе игровых упражнений, игр и способен ли взять на себя эту роль в сложных условиях соревнований; обладает ли мальчик способностью к творчеству в процессе игровых упражнений, состязании и проявляется ли потребность найти оригинальные способы решения тактических задач, как часто это наблюдается;

·какова способность подростка к вероятному прогнозированию событий;

·какова игровая агрессивность и активность юных футболистов в играх и тренировках;

·какова помехоустойчивость к различным неблагоприятным факторам.

Все весомее значимость высокого уровня физической подготовленности.

При отборе к занятиям футболом особое внимание надо обратить на скорость бега и перемещений, координационную одаренность, ловкость.

Эти сложные двигательные качества во многом определяют возможности футболиста в овладении сложными техническими приемами игры, а также эффективность использования собственных функциональных возможностей в сложных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновании.

Учитывая специфику футбола, мы сочли целесообразным обратить внимание тренеров на серьезное отношение к организации врачебных обследований. Задача такого обследования на первом (предварительном) этапе отбора заключается в том, чтобы при зачислении детей в футбольные школы для профессиональной подготовки и участия в соревнованиях допускались здоровые дети.

На втором (определяющем) этапе отбора роль врачебного освидетельствовании возрастает. Именно специалисты должны определить, у каких детей и подростков функциональное состояние органов и систем организма отвечает или будет отвечать требованиям, предъявляемым современным футболом.

При Этом нельзя забывать и о тех детях, у которых обнаружены отклонения от нормы в состоянии здоровья, но эти отклонения можно со временем устранить


2.2 Понятие о скоростных способностях, их виды


Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстрота". Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие "скоростные способности".

Скоростные способности представляют собой комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу и непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Под быстротой понимают единство проявления периферических и центральных нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.

Под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений и экстренным двигательным реакциям, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат.

Различают комплексные и элементарные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);

Способность быстро реагировать на сигнал (быстрота реакции);

Способность к быстрому началу движения (резкость)

Способность к выполнению движений в максимальном темпе (темп движений).

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как обусловлена не только уровнем развития быстроты. Но и другими факторами, в частности техникой владения действием, мотивацией, волевыми качествами, координационными способностями.

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной - стартовый разгон в спринтерском беге. Рывки в футболе. В среднем это время составляет 5-6 с;

Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости называют скоростной выносливостью (в циклических локомоциях);

Способность быстро переключаться с одних действий на другие, т.е. быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.Уровень появления и развития скоростных способностей зависит от ряда факторов:

Подвижность нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;

Силы мышц;

Соотношение различных мышечных волокон, т.е. соотношение быстрых и медленных волокон, их эластичность и растяжимость;

Способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное;

Энергетического запаса в мышце, от КТФ и АТФ, скорости её восстановления и расщепления;

Способности к координации движений при скоростной работе;

Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

Биологического ритма жизнедеятельности организма, максимальная скорость движений наблюдается при t = +22 градуса;

Пола и возраста;

Скоростных природных способностей человека.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения.

Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях.


Глава 3. Сравнительная характеристика функциональных показателей подростков занимающихся футболом


3.1 Исследование футболистов среднего возраста


В связи с тем, что в детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно. Для обнаружения изменений, обусловленных действием физической нагрузки на организм, весьма значимым является комплексный подход к оценке функционального состояния человека.

В связи с этим представляется актуальным изучение комплекса показателей, характеризующих функциональное состояние лиц подросткового возраста с разной двигательной активностью, что и явилось целью данной работы. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

) оценить показатели системы крови, а также сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем у лиц с высокой двигательной активностью;

) выявить изменения указанных показателей у тренированных лиц по сравнению с нетренированными;

) определить величину вклада отдельных показателей в аэробный потенциал организма (максимальное потребление кислорода);

) установить информативность показателей функционального состояния организма.

Материал и методы исследования

Обследованы практически здоровые лица в возрасте 14 лет, не занимающиеся спортом (n=34), которые составили контрольную группу, и их сверстники, занимающиеся футболом и имеющие пять тренировок в неделю (n=50).

Подготовка футболистов начиналась с 7-летнего возраста. У подростков определялись параметры различных систем организма: сердечнососудистой (частота сердечных сокращений, артериальное давление, двойное произведение), дыхательной (жизненная емкость легких, жизненный индекс), мышечной (сила мышц кисти, становая сила, высота вертикального прыжка), системы крови (количество эритроцитов, концентрация гемоглобина, кислородная емкость крови).

Кроме того, оценивалась физическая работоспособность по тесту PWC 170 и рассчитывалась величина максимального потребления кислорода (МПК). Статистическая обработка полученных данных исследования проводилась с использованием статистического пакета прикладных программ Excel. За уровень статистически значимых различий принимали изменения от Р<0,05. Величину информативности показателей оценивали по методу Кульбака.


3.2 Результаты исследования и их обсуждение


При исследовании основных показателей функционального состояния спортсменов установлено, что величина жизненного индекса (жи) была больше на 19 %, чем в контрольной группе (табл. 1). Установлена корреляция между жел и показателем мпк/вес (r= 0,80) в группе футболистов. Это свидетельствует о том, что более высокая работоспособность футболистов обеспечивается более эффективным функционированием дыхательной системы.

Таблица 1. Изменения основных показателей функционального состояния организма футболистов 14 лет по отношению к контролю (M±m)

ПоказателиКонтроль (n=34)Футболисты (n=50)Измене- ния, % РИнфор- мативностьЖИ, отн. ед.61,2±0,673,2±1,219Р<0,01 7,0ЧСС, мин-1 (покой) 75,2±1,067,1±1,4Р<0,01-113,7 ЧСС, мин -1 (нагрузка) 180,0±0,7156,8±0,4-13Р<0,0543,0САД, мм рт. ст. 125,1±0,6120,1±2,0-4Р<0,054,3ДАД, мм рт. ст. 71,2±0,466,4±1,3-7Р<0,011,8 ДП, отн. ед. 91,9±1,280,5±2,4-12Р<0,013,7Сила мышц правой кисти, кг 42,6±0,645,3±1,16Р<0,051,0 Сила мышц левой кисти, кг 40,3±0,842,1±0,95Р>0,050,3Высота вертикального прыжка, см 40,2±0,553,0±0,732Р<0,0135,0Становая сила, кг 62,7±1,689,3±2,142Р<0,018МПК, мл/кг/мин 41,6±0,246,6±0,912Р<0,0525,0Эритроциты, х1012 клеток/л. 4,50±0,094,76±0,16Р<0,0530,0Hb, г/л 138,1±0,7148,1±0,87Р<0,0115,0КЕК, мл 189,4±0,6197,3±0,94Р<0,0115,0

В группе футболистов подросткового возраста ЧСС в покое была достоверно ниже, чем в контроле (P<0,05) (табл. 1). Данный факт свидетельствует о более эффективном и не напряженном функционировании системы кровообращения в покое.

Сравнительный анализ результатов регистрации артериального давления показал, что в группе футболистов величина систолического и диастолического артериального давления была ниже, чем в контроле. Сходные изменения указанных параметров были обнаружены и другими авторами.

О менее напряженной работе сердечно-сосудистой системы в покое у футболистов этой возрастной группы по сравнению с контролем свидетельствуют и значения величины двойного произведения, которое у спортсменов оказалось меньше, чем у нетренированных лиц.

В группе спортсменов показатель силы мышц правой кисти был выше, чем в контроле. Для левой кисти достоверных отличий между футболистами 14 лет и контролем обнаружено не было.

Показатель высоты вертикального прыжка в группе футболистов был больше значения контрольной группы, что говорит о большей эффективности функционирования анаэробной алактатной системы энергообеспечения, чем у нетренированных подростков.

Величина становой силы в группе футболистов подросткового возраста была больше, чем в контроле. Таким образом, у футболистов отмечается значительный прирост всех силовых показателей, что, по-видимому, связано с периодом полового созревания.

Анализ аэробной работоспособности показал, что величина МПК/вес в группе спортсменов 14 лет оказалась на 12% выше, чем в контрольной группе.

Исследование параметров системы крови показало, что в группе лиц, занимающихся футболом, по сравнению с контролем обнаруживается более высокая кислородная емкость крови. На это указывали большие, чем в контроле, значения количества эритроцитов в 1 мкл крови и концентрации гемоглобина.

Указанные изменения, по-видимому, обусловили более значительные величины показателей МПК/вес у футболистов по сравнению с нетренированными лицами. Установлена корреляция между КЕК и показателем МПК/вес (r= 0,67) в группе спортсменов.

В группе спортсменов самым информативным показателем оказалась ЧСС, зарегистрированная при нагрузке (табл. 1).

При анализе двигательных характеристик наиболее информативными оказались показатели высоты вертикального прыжка и становой силы, что необходимо учитывать при диагностике физической работоспособности. Также очень высокой степенью информативности обладали параметры крови и МПК. Полученные данные позволяют заключить, что систематические занятия спортивными играми (футболом) способствуют значительному приросту силовых показателей, жизненной емкости легких и максимального потребления кислорода по сравнению с нетренированными лицами.

Также занятия футболом приводят к формированию более экономичного варианта функционирования сердечно-сосудистой системы в покое и на тестирующую нагрузку.

Анализ информативности групп показателей свидетельствовал о том, что для детей 14 лет характерна высокая информативность показателей высоты вертикального прыжка, максимального потребления кислорода и крови.

Большие величины максимального потребления кислорода в группе футболистов сочетались с достоверно большими величинами кислородной емкости крови, что подтверждено наличием значимой корреляции между этими параметрами.

В группе спортсменов наиболее значимый вклад в величину максимального потребления кислорода вносят такие показатели, как частота сердечных сокращений при нагрузке и жизненный индекс.


Заключение


Занятия футболом позволяют воздействовать на развитие всех физических качеств - силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости. Развитие этих качеств происходит комплексно.

Футбол, конечно, представляет собой травмоопасный спорт: растяжения, вывихи, ссадины, а иногда и переломы - все возможно в это игре. Однако, все это становится неважным, при мысли того факта, что футбол тренирует весь организм в целом. Дыхание, точность, выносливость, скорость, здоровый образ жизни и подобные результаты дают повод быть неровнодушным к данному виду спорта.Не нужно забывать, что те девяносто минут, которые мы привыкли видеть с голубых экранов, составляют лишь часть "футбольной жизни".

Многочисленные тренировки на растяжку, укрепление мышечного корсета, пластичность. А еще плюс специальное питание и отсутствие вредных привычек.

Можно сделать вывод, что в процессе учебно-тренировочных занятиях по футболу повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно - скоростные способности, но и иным путём - через воспитание и силовых скоростной выносливости, скоростно-силовых способностей, совершенствование техники движения.


Литература


1.Абзалов, Р.А. Физическое здоровье: Спорт и здоровье [Текст] / Р.А. Абзалов // Материалы первого междунар. науч. конгр. 9-11 сент. 2003 г. "Спорт и здоровье". - Т. 1. - СПб. : С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2009. - С. 166-167.

2.Агаджанян, М.Г. Структурно-функциональная адаптация спортивного сердца [Текст] / М.Г. Агаджанян // Материалы науч. конф. 17 мая 2006 г. "Спортивная кардиология и физиология кровообращения".- М. : Федер. агентство по физ. культуре и спорту [и др.], 2006. - С. 8-10.

Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 2010. № 7.

Анищенко B.C. Физическая культура: Учеб. пособие. М., 2009.

Антипов, А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе [Текст] : науч.-метод. пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М. : Сов. спорт, 2008. - 150 с.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 2008.

Беляев B.C. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт, 2006.

Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностный качества -Д, 2008

Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2005. - №8. - С.40-41.

Григоревич, В.В. Спортивные и подвижные игры: Тексты лекций/ В.В. Григоревич, С.К.Кириллов, В.А. Савич. В 3 Ч.Ч.2 - Футбол. Волейбол. - Гродно: ГрГУ, 2005. - 98 с.

Гублер, Е.В., Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов [Текст] / Е.В. Гублер. - Л. : Медицина, Ленингр. отд., 2008

Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 2008

Норковски, Х. Развитие анаэробной выносливости квалифицированных гандболистов в соревновательном периоде тренировки [Текст] / Х. Норковски, В. Ткачук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. ХГАДИ (ХХПИ). - 2002. - № 1. - С. 3-10.

Физическая культура. Учебник Гардарики. М.2009.

15.Чанади А. Футбол. Техника. Пер. с венгерского В. М. Полиевктова. - М., "Физкультура и спорт", 2009*. - 256 с.

16.Чирва, Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов. - М.,2010, 128с

17.Больсевич В. К. Физическая активность человека. - М., Спорт 2010

Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - М., Спорт, 2010

Баклыков Л. И. Аванесов В. Н. Анапа детский курорт. - Краснодар, Краснодарское Книжное издательство, 2007

Готовцев П. И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

Гавриков Н. А. Лечение на курортах Краснодарского края. - Краснодар, Краснодарское Книжное издательство, 2006

Дёмин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. - М., Физкультура и спорт, 2006


Приложение 1


Групповая тренировка


Приложение 2


Сущность упражнений футболистов


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Почти каждый из нас в самом раннем возрасте узнает о том, что такое футбол. Футбол по мнению большинства людей – это интересная, захватывающая игра, которую любят почти все мужчины, футбол для них – отдушина, то, что они любят и не бросят никогда и ни за что.

Футбол объединяет представителей разных культур, социальных страт, религий, полов. Порой кажется, что это не игра, а одержимость, образ жизни. Очень важно не пропускать тренировки и правильно питаться. Многие, для поддержания мышечной массы и тонуса используют спортивное питание. Футбол, это очень красиво и поддерживает внешний вид, бодрость и настрой.

Но, стоит помнить, что в первую очередь, футбол – это спорт. И все мы прекрасно знаем, что любой вид спорта должен не только развивать нас духовно, но и закалять организм физически, помогать поддержанию здоровья, да и вообще способствовать улучшению общего самочувствия человека.

Как же футбол помогает нашему здоровью? В разных странах медиками и учеными уже не раз проводилось множество исследований. Результаты говорят о том, что занятия этим видом спорта резко снижают риск переломов, так как во время игры заметно повышается плотность костей, а также укрепляется мышечная ткань. При занятиях футболом в человеческий организм начинает поступать большее количество кислорода, что сказывается на скорости мыслительных процессов, улучшает память, также снижает риск заболеваний сердца и сосудов, да и вообще положительно влияет на общий тонус.

Более того, почти все футболисты отличаются хорошей координацией движений. Другим преимуществом футбола является его положительное влияние на психологическое состояние спортсмена. Футболисты зачастую выносливее других, их не напугать тяжелыми физическими нагрузками, да и давлению психологическому чаще всего они поддаются с трудом. Спортсменам трудно что-то внушить, а порой и трудно всего лишь что-то доказать,убедить их в чем-то, они спокойно и рассудительно принимают решения, не боятся принятия ответственности. Эти люди знают не понаслышке, что такое «воля к победе», они умеют достигать намеченных целей, знают, как заполучить желаемое, им знаком вкус победы.

С помощью физических нагрузок и продолжительных тренировок футболисты получают некую эмоциональную разрядку, благодаря которой они избавляются от неприятных мыслей и находят неожиданное и простое решение повседневных, бытовых проблем. Среди профессиональных футболистов очень мало людей, впадающих в депрессии, так как накопленный стресс и негативные эмоции они вкладывают в удары по футбольному мячу. Нужно отметить, что спортсмены меньше представителей других профессий переживают инсульты и инфаркты. Об этом говорит и статистика. Футболисты чаще всего уравновешенны, решительны, спокойны и редко бывают агрессивны, так как они получают истинное удовольствие от дела, которым они занимаются. Спортсмены не страдают лишним весом, их тело красиво и подтянуто.

Большинство из них не имеют вредных привычек, ну, или, по крайней мере, каждый из них старается свести к минимуму потребление алкоголя, почти все стараются контролировать питание, курильщиков среди спортсменов очень мало. Глупо искать адреналин в пагубных пристрастиях или в бокале пива, когда эту «дозу» можно получить во время игры в футбол.Эта игра требует умения играть в команде, прислушиваться к мнению других людей, стремиться к пониманию окружающих, а главное, тех, кем вы идете одной дорогой, к одной цели. Эгоисты не играют футбол. Ну, или играют в одиночку. Футболисты коммуникабельны, зачастую они лидеры по природе, но чаще в них это воспитано. Воспитано футболом. Игроки всегда должны быть готовы принять скорое, а главное верное решение, спланировать алгоритм своих действий, они умеют с достоинством принять последствия своих решений. О пользе футбола можно говорить бесконечно. О, спорт, ты мир.

Развитие современных технологий привело к тому, что человек все меньше занимается подвижной трудом, проводя большинство времени за компьютером. Технические специальности как ничто другое требуют много работы за компьютером. Регулярные упражнения спортом будут способствовать снижению риска многих серьезных заболеваний и содействию долгих лет жизни. Это может уменьшить риск развития хронических болезней сердца, улучшить общее кондиционирование тела и здоровья. Занятие спортом может помочь уменьшить стресс и увеличить физическое и психическое здоровье.

Однако, очень трудно для простых людей выбрать оптимальный вид спорта. Чтобы работали как можно больше мышц. На первый взгляд, лучшим может быть монотонный бег, во время которого работает почти все тело. Но как показывает практика, наиболее эффективным видом спорта является футбол . Он предусматривает ускорение, замедление, прыжки, резки, повороты, удары по мячу.

Основными преимуществами футбола являются: — увеличение мышечной силы.

Влияние занятий футболом на организм

Это игра, которая требует постоянного движения, поэтому мышцы постоянно работают и становятся сильнее. Особенно это касается ног и рук. А также, уменьшение сердечно -сосудистых заболеваний. Игра проходит в разных темпах, происходит постоянное пере адаптации сердца от бега к ходьбе, от замедления к спринту.

Футбол также снижает кровяное давление, повышает максимальное потребление кислорода, улучшает прочность костей.

Игра в футбол несет в себе большое напряжение на кости человека, что при постоянном занятии приводит к их прочности и предотвращает дальнейшее заболевании остеопороз. – Уменьшение веса. Примерно за 45 минут игры в футбол можно сбросить 359 калорий. Также футбол повышает метаболизм, а это означает, что организм использует лишние калории еще 48 часов. Улучшает координацию, ловкость и баланс. Бить по мячу, и получать от кого-передачи, улучшает вашу координацию глаз. – Улучшает психологическое состояние.

Как занятия футболом влияют на вашу психику?

Футбол может иметь позитивные последствия для самочувствия. Он может улучшить настроение, повысить вашу самооценку, уменьшить стресс и помочь спать лучше. Недавнее исследование показало, что мужчины меньше беспокоятся о своих личных неурядицах после игры в футбол, чем во время простого бега. — Улучшает социальные навыки. То есть, встретиться и стать друзьями с другими людьми разных слоев общества и разных культур.

Футбол развивает командный дух

Игра в футбол означает работу в качестве члена группы, вместе переживая взлеты и падения, поддержку и помощь другим. Футбол заставляет думать, в более широком смысле, где личные цели отсутствуют командной целью. При этом, создается командный дух и весело проводится время. Среди других преимуществ также можно выделить увеличение гибкости и выносливости, навыки думать на ходу, улучшение концентрации, настойчивости, самодисциплины, ответственности и терпения.

Принимая участие в футбольных матчах хотя бы раз в неделю, можно увидеть преимущества то есть, постоянно оставаться здоровыми и просто проводить интересно время с друзьями.